Постановление о добыче полезных ископаемых угля
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2001 г. N 921
ПРАВИЛА
УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
ПРИ ДОБЫЧЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТОЙ
СХЕМОЙ И ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Список изменяющих документов |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2007 N 76,
от 07.11.2008 N 833, от 23.07.2009 N 605, от 03.02.2012 N 82)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются – нормативы потерь).
Письмом МПР РФ от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467, Госгортехнадзора РФ от 13.08.2002 N АС-04-35/472 разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу данного документа повторному утверждению не подлежат.
Письмом МНС РФ от 09.09.2002 N ШС-6-21/1383 разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки, при добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные в установленном до вступления в силу данного документа порядке, применяются с 1 января 2002 года.
2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации “О недрах”.
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.07.2009 N 605, от 03.02.2012 N 82)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.
(см. текст в предыдущей редакции)
3(1). Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:
а) копии лицензий на право пользования недрами;
б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр “Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых”, N 70-тп “Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче”, N 11-шрп “Сведения о потерях угля (сланца) в недрах” и N 2-тп (водхоз) “Сведения об использовании воды” за предыдущий период;
в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;
г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;
д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;
е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;
ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).
3(2). В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте “а” пункта 3(1) настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.
3(3). Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:
а) представление документов, предусмотренных подпунктами “б” – “ж” пункта 3(1) настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;
б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.
4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
При исчислении НДПИ ставки налога по углю нужно корректировать на коэффициент-дефлятор. О том, как это сделать, указано в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902.
Виды угля
В действующей редакции Налогового кодекса РФ в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых установлены следующие виды угля: антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, а также уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и бурого.
Именно такая классификация угля закреплена постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 486.
Определяем налоговую базу при добыче угля
Налоговая база при добыче угля определяется как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении, на каждую единицу которого установлены следующие ставки:
– по углю коксующемуся – 57 руб. за тонну;
– по антрациту – 47 руб. за тонну;
– по углю бурому – 11 руб. за тонну;
– по углю, за исключением антрацита, угля коксующегося и бурого, – 24 руб. за тонну.
Данные ставки необходимо корректировать с помощью соответствующего коэффициента-дефлятора.
Напомним, что Правила определения коэффициентов утверждены постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902.
Так, коэффициенты-дефляторы определяются расчетным способом Минэкономразвития России ежеквартально на каждый следующий квартал на основании информации об изменении цен производителей по каждому виду угля.
Информация о коэффициентах-дефляторах публикуется в «Российской газете» не позднее 1-го числа второго месяца квартала, на который они определяются. Ранее действовавшие коэффициенты должны последовательно перемножаться.
Исчисление налога
Налог к уплате определяется отдельно по каждому участку недр и по каждому виду угля. Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц. Сумма налога может быть уменьшена на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. В состав данных расходов налогоплательщик вправе самостоятельно включить соответствующие затраты.
Однако они должны быть, во-первых, экономически обоснованны и, во-вторых, документально подтверждены (письмо Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-06-05-01/59).
При этом установлены следующие виды расходов, которые могут быть приняты к вычету:
– материальные;
– расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества;
– расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 343.1 Налогового кодекса РФ предприятие вправе выбрать один из двух вариантов:
1) уменьшать сумму НДПИ, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму указанных расходов, понесенных в налоговом периоде (календарном месяце);
2) учитывать данные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Выбранный порядок признания расходов, а также перечень их видов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. При этом изменить порядок учета расходов предприятие может не ранее чем через пять лет, считая с момента утверждения такого порядка (п. 1 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ).
Расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, учитываются отдельно по каждому участку недр и обособленно от других расходов.
Если расходы относятся одновременно к нескольким участкам недр, то учет по каждому участку осуществляется в доле, определяемой предприятием в соответствии с принятой им учетной политикой.
Величина налогового вычета не может превышать предельного значения. Оно рассчитывается как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период (месяц), и коэффициента Кт.
Коэффициент Кт определяется для каждого участка недр отдельно в соответствии с порядком, который устанавливается Правительством РФ, с учетом степени метанообильности участка недр и склонности угля к самовозгоранию в пласте.
Значение коэффициента Кт устанавливается предприятием в учетной политике для целей налогообложения и не может превышать 0,3. Так прописано в пункте 3 статьи 343.1 Налогового кодекса РФ. А правила определения коэффициента Кт утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 462.
Так, коэффициент Кт определяется сложением коэффициента метанообильности (Км) и коэффициента склонности пластов угля к самовозгоранию (Кс), при этом если сумма (Км + Кс) превышает 0,3, то Кт устанавливается равным 0,3.
Коэффициент Км устанавливается для каждого участка недр, на котором осуществляется добыча угля, исходя из его метанообильности и категорий угольных шахт (см. табл. 1).
Категории угольных шахт
Категория участка недр | Коэффициент Км |
Угольные разрезы и негазовые угольные шахты | |
Угольные шахты I категории | 0,1 |
Угольные шахты II и III категории | 0,2 |
Сверхкатегорные и опасные по внезапным выбросам угольные шахты | 0,3 |
Коэффициент Кс определяют для каждого участка недр в зависимости от категорий пластов угля по склонности к самовозгоранию (см. табл. 2).
Категории пластов угля
Категории пластов | Коэффициент Кс |
Не склонные к самовозгоранию | 0 |
Склонные к самовозгоранию | 0,2 |
Весьма склонные к самовозгоранию | 0,3 |
Для получения налогового вычета предприятие должно представить в налоговый орган следующие документы в течение 10 дней со дня их утверждения (внесения изменений):
- выписку из учетной политики, принятой налогоплательщиком для целей налогообложения, об установлении коэффициента Кт;
- копию документа об установлении категории угольной шахты по степени метанообильности (для определения Км);
- выписку из технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участка недр, содержащую сведения об их утверждении и о категории пластов угля по склонности к самовозгоранию (для определения Кс).
Однако если по итогам месяца у предприятия отсутствует исчисленная сумма налога, то расходы могут быть учтены в составе налогового вычета с того месяца, в котором возникает обязанность по исчислению налога.
Причем если расходы превышают предельную сумму налогового вычета, они могут учитываться при определении налогового вычета в течение последующих 36 месяцев.
Сумма расходов, не учтенная при исчислении налогового вычета в течение 36 месяцев по налогу на добычу полезных ископаемых, признается в составе расходов по налогу на прибыль в следующем порядке:
- материальные расходы учитываются равномерно в течение года, начиная со дня, следующего за днем окончания признания таких расходов в целях расчета налога на добычу полезных ископаемых;
- расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств учитываются при амортизации. При этом первоначальная стоимость данных объектов уменьшается на сумму примененного вычета.
Перечислить в бюджет налог необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
А не позднее последнего числа этого же месяца необходимо представить в инспекцию по местонахождению налоговую декларацию.
Заполнение декларации
Форма декларации по НДПИ и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 7 апреля 2011 г. № ММВ-7-3/253@.
Организациям, занимающимся добычей угля, необходимо заполнять титульный лист (лист 01), раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» (лист 02), раздел 4 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче угля по участку недр» (листы 05, 06 и 07).
Раздел 4 заполняется отдельно по каждому участку недр.
В разделе 4.1 по каждому коду ОКАТО заполняются данные по видам полезного ископаемого с указанием количества добытого сырья, кода основания налогообложения. При этом для каждого вида сырья отражаются данные как по нулевой, так и по общеустановленной ставке. Для этого графы 3/4 и 5/6 имеют по две строки. В первой следует показывать код основания налогообложения и количество добытого угля по нулевой ставке, во второй строке – код основания и количество добытого угля по общеустановленной ставке.
Раздел 4.2 содержит данные по расчету суммы налога. Нужно обратить внимание, что остаток неучтенного налогового вычета за предыдущие периоды на начало месяца отражается в строке 010 подраздела 4.2. На конец налогового периода остаток приводится в строке 110 и переносится в строку 010 на начало следующего месяца.
По строке 020 указывается сумма расходов, осуществленных (понесенных) предприятием в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля. Она определяется как сумма значений строк 030 (материальные расходы), 040 (расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества), 050 (расходы, осуществленные (понесенные) в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств). Общая сумма значений строк 010 и 020 не может превышать значения строки 090 (предельная величина налогового вычета).
Кроме того, в этом разделе указываются значение коэффициента Кт (строка 070) и сумма налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период (строка 080). По строке 100 указывается сумма налога, подлежащая уплате.
Если фактическая сумма расходов предприятия, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, за месяц превышает предельную сумму налогового вычета, то заполняется подраздел 4.3. Эта часть раздела 4 служит для расчета неиспользованного налогового вычета по НДПИ. По каждому вычету отдельно заполняются строки с 010 по 060.
Данные одного вычета отражаются в отчетности до полного его использования.
Важно запомнить
При исчислении НДПИ можно воспользоваться налоговыми вычетами. В случае если их размер превышает предельную сумму, вычет переносится на следующий период. Но делать так можно лишь 36 месяцев.
Статья напечатана в журнале “Учет в производстве” №1, январь 2012 г.