Пословицы о полезных ископаемых 4 класс

Пословицы о полезных ископаемых 4 класс thumbnail

Как так — Россия не будет успевать? Да у них там больше полезных ископаемых, чем в таблице Менделеева.

Похожие цитаты:

Характер иного человека — что полоса земли, содержащей иногда золотоносную жилу, о существовании которой неведомо владельцу.

Наука — великое украшение и весьма полезное орудие.

Не думаете ли вы, что о присутствии человека на Земле через миллиард лет будут напоминать только опустошенные угольные выработки и жестянки из-под пива, залегающие в глубинных пластах, как теперь — кости ящеров?

Радий не должен обогащать никого. Это элемент. Он принадлежит всему миру.

Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен.

Садоводство… является после полеводства одним из самых полезных для здоровья народонаселения занятий и самым продуктивным в смысле доходности, не говоря уже об облагораживающем и смягчающем влиянии его на характер человека.

Наука пригодна лишь для сильных умов, а они весьма редки.

Моё хобби – не ходить на митинги в поддержку переработки отходов — экономит больше энергии, чем ваше увлечение этой переработкой.

Для общества бунт — вещь не менее полезная, чем гроза для природы… Это лекарство, необходимое для здоровья правительства.

Из всех способов добывания книг наиболее славный — самому их писать.

Быть полезным – это только быть полезным, быть прекрасным – это только быть прекрасным, но быть полезным и прекрасным – значит быть великим.

Прямолинейные люди тоже полезны в бизнесе.

…сейчас экономика больше опирается на науку и технологии. Практически нет никакой ценности ни в территориях, ни в границах.

Побочные люди в искусстве занимаются освоением и изобретением новых средств. Но не смыслов.

Русские исследователи установили, что Северная Америка является естественным продолжением российского арктического шельфа.

Самый ценный плод здоровья — возможность получать удовольствие.

Ветлужско-камские варианты в основной их части правильнее определить как разновидность уральской расы (168)

История — продукт выделений желез миллиона историков.

В программировании превращение очевидного в полезное — это точное определение слова «разочарование».

«Я говорю здесь о машине, но не только о машине из меди и железа… нет особой разницы, если эта машина изготовлена из плоти и костей». (Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

Умеренность необходима, а сомнения полезны.

Знания — это город, в строительство которого каждое человеческое существо вносит свой камень.

Если недостаток знаний опасен, то где тот человек, у которого знаний так много, что он в полной безопасности?

…Приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нём писать.

Есть только одно действительно неистощимое сокровище — это большая библиотека.

А я, как специалист по технологиям, знал что технологии сами никуда не ведут. Это общество изменяет технологии, а вовсе не наоборот. Технология просто очерчивает границы того, что и насколько дёшево мы можем сделать.

Из всех способов обогащения торговля наиболее совместима со свободой.

Австралия — страна в Южном Море, чье индустриальное и коммерческое развитие было несказанно замедлено неудачным спором географов относительно того, является ли она континентом или островом. (Перевод А. Ю. Сорочан)

Комбинирование и торговля из-под полы должны быть запрещены.

Жизнь ценна только тогда, когда представляет собой борьбу за достойное дело.

Минералы существуют, растения живут и растут, животные живут, растут и чувствуют.

Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало.

Физические и химические измерения нужны для практической деятельности только потому, что существует экономический расчет.

Богатство идет на пользу, ибо экономит время.

Если человек уничтожает нечто заменимое, созданное людьми, то его называют вандалом; если он уничтожает нечто незаменимое, созданное Богом, то его называют девелопером.

«Мы обмениваем физические запасы на информацию»

Для современного физика-экспериментатора нужно порядка миллиона в год — на приборы, на всю инфраструктуру, которая обеспечивает его исследования. Да, это дорогое удовольствие, но бутик на улице Горького стоит дороже.

Источник

Образовательные
цели:

1. Обучение умению обобщать знания,
полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о
полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о
разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений
и навыков труда на уроках окружающего мира.

Воспитательные
цели:

1. Развитие любви и уважения к
окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного
отношения к природе.

Развивающие цели:

1. Развитие коммуникативных
отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из
раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть,
каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных
сигналов.

Ход урока

1.
Постановка цели урока

– Сегодня мы с
вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для
чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

– Какие вы полезные ископаемые знаете?

– Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с
её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга
железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между
собой.

Называются они, так же как и очень многие другие
вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые
потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной
оболочки.

Полезные
потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные
необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,
кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

– Сейчас
вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3
группы.

– По
ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

– Итак, на какие 3 группы можно разбить
полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные
полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

– Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных
ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к
соответствующей группе.

Читайте также:  Сохраняются ли полезные вещества в кипяченом молоке

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

Приложение
1

– Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Песок.


О песке нам расскажет…

Во
что превращается полевой шлам и слюда?

В
глину.


О глине нам расскажет…


Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая
ценится за пределами Республики.


Об известняке нам расскажет…

В
старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и
крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали
белокаменной.

О железной руде расскажет…

Приложение 2


Кто же добывает полезные ископаемые?


Прочитаем о геологах.


Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная
руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения
железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и
значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на
Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат –
варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для
операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную
вышку.

О каменном угле узнаем с вами из
сообщения…

– По опорному листку расскажет…

Приложение 3

В Башкортостане наиболее крупные месторождения
расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

– О нефти расскажет…

– По ЛОС расскажет…

Приложение 4

Первые
нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на
карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в
г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод
(флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском
округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство
и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю – это выгодно, так как платят
только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу
Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в
недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа
по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Физкультминутка

Потрудились
– отдохнём
Встанем
глубоко вздохнём
Руки
в стороны, вперёд
Влево,
вправо поворот
Наклонились,
прямо встали
Руки
вниз и вверх подняли
Руки
плавно опустили
Всем
улыбки подарили.


Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так
какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

гранит

песок

глина

известняк

к
рудным полезным ископаемым?

железная
руда

и,
наконец, к горючим полезным ископаемым?

каменный
уголь

нефть.


Физкультминутка


Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце
небо греет слабо,
(руки
вверх и вниз)
По
ночам трещит мороз,
(руки
на пояс, наклоны в стороны)
Во
дворе у Снежной Бабы
(руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел
морковный нос.
(дети показывают на нос)
В
речке стала вдруг вода
Неподвижна
и тверда.
(прыжки
на месте)
Вьюга
злится,
Снег
кружится,
(дети
кружатся)
Заметает
всё кругом
Белоснежным
серебром.
(имитируют
движения руками)

2.
Викторина

– Дети, вам были даны вопросы
викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

Приложение 5

3.
Кроссворд

Отгадаем кроссворд

Приложение 6

По горизонтали

1. Помните сказку
Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда
знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как
называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока
горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного
угля. Торф.

5.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

По
вертикали

1. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В
природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

4.
Беседа по прочитанному

– Для чего добывают полезные
ископаемые?

Потому что полезные
ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как
вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

– Прочитаем об этом на с.51 …

Как
вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

5. Письменный опрос

а)
Тест «Полезные ископаемые».

Приложение
7

На листочках у детей.

1.
1)
2)
3)

2.
1)
2)
3)

3.
1)
2)
3)

4.
1)
2)
3)

5.
1)
2)
3)


Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

Проверка с доски

– Кто выполнил правильно без
единой ошибки?

– Молодцы!

б)
Фронтальный письменный опрос.

– На доске под номерами
записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант – выбирает из предложенного списка свойства
каменного угля и песка.

2 вариант – свойства нефти и железной руды.

На листочках

1 вариант.

каменный уголь: 1, 4, 5,
7

песок: 2, 4, 6,10, 9;

2
вариант.

нефть:
1, 3, 8,11

железная
руда: 2, 4, 5, 14.

6. Составление таблицы

На парте полезные ископаемые.


Показывают образцы полезных ископаемых.

– Рассмотрите образец. Пользуясь
иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним
таблицу.

(показывают гранит)

Как называется это полезное ископаемое.

Основные его свойства?

(зернистый, твердый и прочный)

– Где используется?

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог,
памятников, отделка станций метро).

Каменный уголь

– Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

– Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства,
пластмассы, духи.

Нефть

– Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

– Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин,
лекарство, технический спирт.

Железная руда

– Черного цвета, твёрдое, плотное вещество,
притягивает металлические предметы.

– Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

Песок

– В виде крупинок, сыпучий.

– Дороги, стекло.

(Приложение 8, Приложение 9)

7. Итог

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе
нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных
ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые
нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы
лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Читайте также:  Какая пища полезна для здоровья картинки

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему
везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой
природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых
организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень
давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет,
превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы
пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой
и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

– Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы
связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

Источник

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств;
  • развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, планом местности, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои действия.
  • воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Задачи:

  • формирование понятия «полезные ископаемые»;
  • давать характеристику полезным ископаемым;
  • учить работать с физической картой нашего края.

Формировать УУД

  • Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
  • Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Нам пришло на школу письмо (показать большой конверт), отправитель ЗОНЕУГ (Золото-нефть-уголь)

Как вы думаете, ребята, кто мог прислать это письмо?

Ответы детей.

Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.

Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки)

II. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка Д/З.

Учитель: – Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О водоёмах.

Учитель:

Что мы называем водоемами?

– Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и искусственные)

– Назовите только естественные водоёмы. (река, озеро, море, океан)

– Назовите только искусственные водоёмы. (водохранилище, пруд, канал)

– Почему люди должны охранять водоёмы?

– Какие трудности угрожают водоемам?

– Назовите водоёмы нашего города

Ответы детей.

Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего города… – 2 человека.
(реки Москва и Яуза)

Учитель: Давайте вспомним правила поведения около воды. (1 человек)

Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.

Учитель: Давайте отдохнём и пойдём дальше.

ФИЗМИНУТКА.

III. Работа над новым материалом

Учитель: – А какие природные богатства вы еще знаете?

– Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (учебник 1-я часть с.64-65)

– Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.

Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.

– Итак, отправляемся в подземное царство, а нашим проводником будет сказочный герой, который живет под землёй. Кто это? (Гном – ЗОНЕУГ)

ЗОНЕУГ будет открывать двери, за которыми нас ждет много нового и интересного.

– Оказавшись под землей, откроем первую дверь.

Прислушаемся и услышим спор, попробуем выяснить, кто участвует в споре.

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

– Я – соль Земли,- говорит соль, – без меня каши не сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чём варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.

– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая даёт железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».

– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ответы детей.

– Открываем вторую дверь. Мы видим какие-то знаки на стенах. Что они обозначают? Откройте рабочую тетрадь на с. 52 №2. Используя карту, напиши, каким полезным ископаемым соответствуют эти знаки. Проверка.

– Полезные ископаемые можно разделить на 2 группы (рудные и нерудные). Рудные – ископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).

Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

ЗОНЕУГ откроет нам следующую дверь.

В подземном царстве есть кинозал, устраиваемся поудобнее. Посмотрим мультфильм «Семья Почемучек» о том, как в подземном царстве появились горючие полезные ископаемые – торф, нефть и каменный уголь. 

Читайте также:  Молоко это полезно или вредно для

О каком горючем полезном ископаемом мы еще не сказали? (Газ)

– Расскажите об использовании газа в быту

– Какие правила по технике безопасности мы должны соблюдать при использовании газа в домашних условиях?

IV. Физминутка

– Что такое геология? Геология – наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать. Давайте отдохнём и станем геологами.

Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).

V. Практическая работа по группам

Правила работы в группе.

  1. Работать дружно.
  2. Уметь слушать мнение своего друга.
  3. Не выкрикивать.
  4. Работать тихо.
  5. В рот веществ мы брать не будем,
    Помнить надо – ядовит!
    Избежать, чтоб отравленья
    И здоровью не вредить!
  6. Чтоб почуять запах резкий
    Лишь ладонью помогай.
    Воздух от сосуда к носу
    Плавным взмахом направляй.

Открываем дверь и попадаем в лабораторию.

Практическая работа по группам. Дать характеристику полезному ископаемому по плану , а другие команды должны отгадать, какое полезное ископаемое вы описали.

  1. группа дает характеристику нефти
  2. группа – известняку.
  3. группа – граниту
  4.  группа – газу

– А о каком полезном ископаемом расскажу вам я?

– Он сыпучий, состоит из мельчайших частичек, является наполнителем бетона, материалом для плотин и дамб. Из него варят огромные стекла, делают хрустальные изделия (песок).

– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

  • На песке дом не построишь.
  • Глину не мять — горшков не видать.
  • Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
  • Печаль точит человека, как ржавчина железо.
  • Железом добывают золото, а золотом железо.
  • Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
  • Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
  • Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

Учитель: ребята, есть пословицы о полезных ископаемых, а вы попробуйте разгадать загадки:

Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)

На кухне у мамы – помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

Оно варилось в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи. (Железо)

Иду в воду – красен,
Выйду – черен. (Железо)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный… (Кристалл)

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит. (Уголь)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Закопай – не гниет,
Кинь в воду – поплывет. (Уголь)

VI. Творческая работа

– Ребята, а какими ископаемыми богат наш край? (Нефть и газ)

Учитель: А как же добывают полезные ископаемые?

Рассказ ученика: Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.

Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают. Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 мм торфа..

Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны и их нельзя восстановить.

И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.

Учитель: – Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?

Ответы учащихся:

1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.

2) Экономно расходовать ПИ.

3) Соблюдать правила перевозки ПИ.

4) Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)

5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)

Учитель: А мы с вами должны – экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.

VII. Итог урока

Учитель: Наш урок подходит к концу.

Подведём итоги:

1. Где могут в жизни пригодиться новые знания?

2. Что на уроке у нас хорошо получалось?

3. На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?

Источник