Получение практически полезного результата это какой вид деятельности
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:
Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
В основе деятельности лежат потребности человека.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности:
по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.
Основные виды человеческой деятельности:
Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются: 1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
А) | освоение опыта предыдущих поколений | 1) | труд |
Б) | преобразование предметов окружающего мира | 2) | общение |
В) | обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия | 3) | учение |
Г) | осуществление реального действия воображаемыми средствами | 4) | творчество |
5) | игра |
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Простейшим, самым доступным видом деятельности является _______________(А). Она носит условный __________________(Б) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является ___________________(В), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают __________________(Г). Он обеспечивает не только существование человеческого ___________________(Д), но является также условием его непрерывного _______________(Е). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».
В приведенном ниже списке слова даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) культура
2) характер
3) игра
4) учение
5) труд
6) глобализация
7) развитие
8) общество
9) признак
3. Считается, что французские просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро сыграли большую роль в подготовке Великой французской революции XVIII века. К какому виду деятельности можно отнести «работу» французских просветителей? Охарактеризуйте этот вид деятельности.
Речь идет о ценностно-ориентировочной деятельности.
Содержание этой деятельности связанно с определением положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, с формированием их мировоззрения.
4. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (…) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
(…) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (…)
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчёты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (…). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведённому до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
3) Можно ли запечатлённый в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
1. Три примера преобразовательной деятельности человека:
прокладывание железных дорог;
строительство заводов;
бурение нефтяных скважин.
2. Две отличительные черты деятельности человека:
практическая полезность («…машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг».);
преобразующий характер («у простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем»).
3. 1) Дан утвердительный ответ.
Аргументация ответа:
2) Автор описывает появление результатов нового, более совершенного качества предметов в результате труда человека («Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению»).
3) Творческая деятельность — это деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее в природе.
4. Конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора, является стремление к совершенству: «Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять». Своё мнение и своё объяснение.
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: “Виды деятельности человека” из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.
Общение – вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация – общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Структура общения:
Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
Функции общения:
- коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
- познавательная (олучение новой информации);
- социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
- психологическая (эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое – личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) – общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное – общение посредством речи. | Межличностное – общение между двумя людьми. |
Косвенное – общение через других людей. | Личное (неформальное) – разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное – общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое – общение между тремя и более людьми. |
Игра – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Характерные черты игры:
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
- В процессе игры используются определенные предметы
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.
Учение бывает:
- Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
- Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)
Учение может приобрести характер самообразования.
Труд – это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам – это ценностно-ориентировочная деятельность.
Прогностическая деятельность – это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство – это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство – производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.
Творчество – это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве – новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.
Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция
Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.