Положением об организации общественно полезного труда

Положением об организации общественно полезного труда thumbnail

Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минпросвещения России от 6 мая 2020 года N 201
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящий приказ действует в части не противоречащей действующему законодательству, в частности, Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании”. – Примечание “КОДЕКС”.
____________________________________________________________________

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года “Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда”

приказываю:

1. Утвердить согласованное с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ.

2. Министерствам просвещения союзных республик:

довести Положение до сведения работников органов и учреждений народного образования;

обеспечить совместную работу с заинтересованными министерствами и ведомствами, комитетами комсомола и профсоюзов по организации общественно полезного, производительного труда школьников в соответствии с настоящим Положением и с учетом типовых и переходных учебных планов общеобразовательной школы, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 12 февраля 1985 года N 22.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ (Ю.П.Аверичева).

Министр
С.Г.Щербаков

ПОЛОЖЕНИЕ об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
просвещения СССР
от 11 мая 1985 года N 81

1. Общественно полезный, производительный труд учащихся общеобразовательных школ организуется в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года “Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда”, Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы, настоящим Положением, а также положениями об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе, лагере труда и отдыха, другими нормативными документами.

2. Общественно полезный, производительный труд учащихся – составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство коммунистического воспитания и всестороннего развития школьников. Его основными задачами являются:

формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого, и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;

ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, общеобразовательной подготовки;

экономическое воспитание, формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качеств продукции, хозяйственном расчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде;

оказание посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам, другим организациям народного хозяйства( )в выполнении производственных заданий.
_______________
Далее именуются – предприятия.

3. Общественно полезный, производительный труд составляет основную часть содержания трудового и профессионального обучения и воспитания учащихся I-XI (XII) классов. На трудовое и профессиональное обучение отводится: в I-VII классах – 2 часа; в VIII-IX классах – 3 часа; в X-XI (XII) классах – 4 часа в неделю. Профессиональное обучение учащихся осуществляется начиная с VIII класса. Обязательный общественно полезный труд предусматривается учебным планом: во II-IV классах – 1 час; в V-VII классах – 2 часа; в VIII-IX классах – 3 часа; в X-XI (XII) классах – до 4 часов в неделю. Соотношение времени на практическое и теоретическое обучение определяется учебными программами. Кроме того, проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V-VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день; в VIII-IX классах – 16 дней по 4 часа; в X (XI) классах – 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.

Как правило, в период каникул школьники принимают активное участие в патриотическом движении учащейся молодежи “Мой труд вливается в труд моей республики” – работают на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях. Продолжительность работы школьников во время каникул: для учащихся II-IV классов – до 2 часов; V-VII классов – до 3 часов; VIII-IX классов – до 4 часов; X-XI (XII) классов – до 6 часов в день.

Учащиеся могут приниматься на временную работу в порядке, установленном действующим законодательством.

4. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовые предприятия организуют общественно полезный, производительный труд учащихся VIII-XI (XII) классов, обеспечивают условия для их профессиональной подготовки, содействуют школам в организации труда учащихся I-VII классов, в их трудовом воспитании и обучении (выделяют оборудование, инструменты, инвентарь, материалы и т.п., направляют специалистов, рабочих и колхозников).

Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов направляют деятельность базовых предприятие на организацию обучения, и труда учащихся, предусматривают выделение предприятиям необходимых материальных ресурсов.

Содержание и организация общественно полезного, производительного труда школьников

5. Главным направлением общественно полезного, производительного труда учащихся средних и старших классов являются работы в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Другими направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являются работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбор вторичного сырья (приложение 1).

Конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся определяется исполкомами местных Советов народных депутатов или по согласованию с ними органами народного образования, руководителями предприятий и школ с учетом программ трудового и профессионального обучения, местных условий, потребностей предприятий и школ. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся (приложение 2).

6. Время, выделяемое в VIII-XI (XII) классах на общественно полезный, производительный труд и трудовую практику в VIII-IX классах, рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю (профессии). Содержание трудовой практики в X (XI) классе должно соответствовать овладеваемой профессии.

7. Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста школьников. Основной является коллективная (бригадная) форма: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, школьное лесничество, лагерь труда и отдыха, трудовой отряд старшеклассников, другие трудовые объединения школьников, группа (подгруппа), бригада в межшкольном учебно-производственном комбинате, учебном цехе предприятия, в школьной мастерской и т.п. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.

8. Органы и учреждения народного образования выделяют учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения для участия в организации труда учащихся, осуществляют педагогическое руководство их трудовой деятельностью, обеспечивают ее связь с трудовым и профессиональным обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность, совместно с профсоюзными, комсомольскими и хозяйственными организациями формируют трудовые объединения школьников.

Общественно полезный, производительный труд школьников организуется на основе социалистического соревнования, которое проводится как внутри ученических трудовых коллективов, так и между ними. Активное участие в организации труда учащихся принимают комсомольские и пионерские организации, органы ученического самоуправления.

9. Школьникам, участвующим в общественно полезном, производительном труде, целесообразно в воспитательных целях устанавливать трудовые задания (с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками).

Учет и оплата труда школьников в народном хозяйстве, оплата труда педагогических и других работников, осуществляющих руководство их трудом, производятся в установленном порядке. В учете труда школьников принимают участие работники школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также учащиеся – бригадиры и звеньевые.

10. Участие школьников в общественно полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы.

11. За большие успехи школьники, участвующие в общественно полезном, производительном труде, организаторы и руководители труда учащихся в установленном порядке поощряются, а также представляются к правительственным наградам.

Охрана труда

12. Руководители предприятий, общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов организуют общественно полезный, производительный труд учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда с санитарно-эпидемиологической службой, пожарной, технической инспекцией труда профсоюзов, в необходимых случаях – с Гостехнадзором, несут личную ответственность за безопасные условия труда школьников.

13. Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном, производительном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

14. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные, дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

15. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно полезного, производительного труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 года N 11-6. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

16. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда школьников осуществляют техническая инспекция труда, профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, органы народного образования, здравоохранения.

Приложение 1. Направление общественно полезного, производительного труда

Приложение 1

Виды общественного полезного,

Классы

производительного труда

I-IV

V-VII

VIII-IX

X-XI (XII)

1

2

3

4

5

I. Труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания

Выполнение заданий предприятий в школьных мастерских, межшкольных УПК, учебных цехах предприятий, мастерских профтехучилищ

+

+

+

Участие в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании домашней птицы и молодняка сельскохозяйственных животных, в мелиоративных работах

+

+

+

Возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхоза, совхоза

+

Участие в работах на животноводческих фермах по кормлению животных и уходу за ними, в доении коров, стрижке овец и др.

+

+

Работы в торговле, общественном питании, транспорте и связи, коммунальном хозяйстве

+

+

II. Охрана природы. Работы по благоустройству

Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян. Выращивание рассады цветов, посадка цветов, деревьев и кустарников

+

+

+

+

Очистка и посадка лесов, полезащитных насаждений. Участие в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, леса. Спасение рыбной молоди во время паводков, охрана водоемов, разведение рыб. Помощь в поддержании чистоты дворов, улиц, скверов и парков

+

+

+

Поделка кормушек и гнездовий для птиц

+

+

III. Работы для школы

Уборка классных комнат, кабинетов и мастерских, уход за растениями в школьных помещениях, за участком школы

+

+

+

+

Изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, инструмента, сельскохозяйственного инвентаря. Участие в создании и оснащении учебных кабинетов, мастерских, спортивной и географической площадок, в ремонте школьной мебели и хозяйственного инвентаря, в ремонте школы, мастерских, гаража, теплицы, парников, в оборудовании полигонов для обучения учащихся вождению автомобилей и тракторов и т.д.

+

+

+

Работы на школьном учебно-опытном участке

+

+

+

+

Уход за садом, выращивание продукции для школьных столовых, цветочно-декоративных растений, кормовых культур. Уход за кроликами, птицей.

Сельскохозяйственное опытничество по заданиям ученых

+

+

+

+

IV. Сбор вторичного сырья

Металлолом

+

+

+

Макулатура

+
(III-IV кл.)

+

+

4.

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ основных документов по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда учащихся

Приложение 2

1. Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 года N 283/П-9.

2. Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР. Утверждено приказом министра просвещения СССР от 24 декабря 1971 года N 101 по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

3. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. Утверждены в 1971 году Министерством просвещения СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

4. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-Х (ХI) классов общеобразовательных школ в сельскохозяйственном производстве. Утверждены Министерством просвещения СССР и Министерством сельского хозяйства СССР в 1976 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок, Министерством здравоохранения СССР.

5. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся по автоделу. Утверждены Министерством просвещения СССР в 1973 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

6. Санитарные правила по сбору школьниками вторичного сырья. Утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1981 году по согласованию с Министерством просвещения СССР.

7. Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 20 декабря 1979 года N 1284/214 “О мерах по улучшению медико-санитарного обеспечения трудовых объединений школьников”.

8. Инструктивно-методические рекомендации по охране труда в трудовых объединениях школьников. Утверждены ЦК ВЛКСМ, Министерством просвещения СССР в 1982 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

9. Методические указания по организации и режиму работы трудовых объединений школьников. Утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР в 1978 году.

10. Инструкция по организации безопасных условий при перевозках автотранспортными средствами студентов и учащихся, принимающих участие в летних и осенних работах. Утверждена Управлением ГАИ Министерства внутренних дел СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Центральным штабом студенческих строительных отрядов в 1974 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

11. Правила дорожного движения (пункт 24 “Перевозка людей”). Утверждены Министерством внутренних дел СССР в 1979 году.

Текст документа сверен по:
Сборник приказов и инструкций
Министерства просвещения РСФСР,
N 34

Источник

Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель профкома Директор МОУ «Детский дом-школа №95»

_________Неволина Е.М. ___________________Неугодников Я. В.

«____» ____ 2017г. «____» ____ 2017г.

Положение об организации

 общественно-полезного и производительного труда учащихся

МКОУ «Детский дом-школа №95»

     Настоящее Положение разработано на основании Устава МКОУ «Детский дом-школа №95», правил поведения учащихся, нормативных актов РФ, регулирует порядок привлечения учащихся к труду в МКОУ «Детский дом-школа №95»

1. Общие положения

1.1. Общественно полезный и производительный труд учащихся в МКОУ «Детский дом-школа №95» организуется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиНа 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (с изменениями на 29 июня 2011 года), Уставом МКОУ «Детский дом-школа №95», инструкциями по охране труда.

1.2. Направлениями общественно полезного труда и производительного труда являются работы для  МКОУ «Детский дом-школа №95» по благоустройству, а также планом заказов; организацией выставок-ярмарок; и общественно-полезных работ, с учетом программ обучения. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся.

1.3. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью учащихся, обеспечивают связь с  общеобразовательной подготовкой, воспитательную направленность (экологическое и трудовое воспитание).

1.4. Конкретное содержание общественно полезного труда обучающихся определяется Приказом Минпроса СССР от 11.05.1985 N 81 «Об утверждении Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ», директором МКОУ «Детский дом-школа №95».

1.5. Учащиеся МКОУ «Детский дом-школа №95» могут быть освобождены от общественно-полезного труда по состоянию здоровья, занятости в учреждениях дополнительного образования и по другим причинам (при личном обращении к администрации МКОУ «Детский дом-школа №95»)

1.6. На общественно полезный и производительный труд, в 5-9 классах выделяется время, до 1,5 часов (в неделю) в зависимости от характера выполняемой деятельности.

 1.7. Учащиеся МКОУ «Детский дом-школа №95» могут  привлекаться к видам работ, отвечающим требованиям допустимости несовершеннолетних для самостоятельного труда с 15 лет и занятости в свободное время с 14 лет в свободное от учебы время.

II. Основные задачи

формирование осознанной потребности в труде,

воспитание уважения к людям труда,

воспитание заботливого и бережного отношения к общественному  имуществу и  природе,

участие в экологически значимой деятельности обучающихся на территории МКОУ «Детский дом-школа №95»,

участие в социально значимой деятельности,

воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;

-ознакомление на практике с основами современного производства,

-формирование интереса к профессиям,

-закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, общеобразовательной подготовки;

-экономическое воспитание,

– формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качестве продукции, хозрасчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде;

оказание посильной помощи МКОУ «Детский дом-школа №95»

по потребности и выполнению заявок на изготовление изделий всех подразделений.

III. Содержание и организация общественно полезного труда  обучающихся.

3.1. Общественно полезный и производительный труд является составной частью содержания трудового экологического обучения и воспитания обучающихся.

3.2. Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

Основной является коллективная (бригадная) форма: трудовые объединения обучающихся могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.

 3.3. При организации общественно полезного и производительного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда, проводить необходимые инструктажи по правилам техники безопасности перед началом работы (в соответствии с видом деятельности)

IV. Охрана труда

 4.1. Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном и производительном труде при удовлетворительном  состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.2. Запрещается:

-привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту,

 – привлечение к опасным работам в эпидемиологическом отношении,

– привлечение в ночное время,

 · привлечение в праздничные дни,

· привлечение к работам, связанным с  применением   ядохимикатов,

 · с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.3. Контроль над обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют педагоги и администрация МКОУ «Детский дом-школа №95»

V. Стимулирование участия в общественно-полезном труде

5.1. Обучающиеся МКОУ «Детский дом-школа №95», активно и добросовестно  участвующие в общественно полезном труде, организаторы и руководители трудовой и экологической деятельности  обучающихся могут поощряться в установленном порядке.

Источник