Полезный совет 3 класс по русскому языку
К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Называть:
- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
- имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- чередующиеся согласные и беглые гласные;
- разделительный твердый знак (Ъ);
- сложные слова.
Различать и сравнивать:
- главные и второстепенные члены предложения;
- предложения распространенные и нераспространенные;
- однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- разделительные мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки;
- приставки и предлоги;
- имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам.
Решать практические учебные задачи:
- разбирать предложения по членам предложения (выделять главные и второстепенные члены предложения);
- обозначать на письме интонацию перечисления;
- разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс;
- проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова;
- проверять написание суффиксов -ик, -ек;
- писать наиболее употребительные слова с двойными согласными;
- писать раздельно предлоги со словами;
- писать приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-,
- определять род, число, падеж имен существительных;
- определять род, число, падеж имен прилагательных;
- определять число, время, лицо глаголов;
- писать не с глаголами;
- писать слова с непроверяемыми написаниями.
Берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения
Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи.
Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Обучение правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
2. Требования к уровню сформированного навыка чтения
Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 85 слов в минуту.
МАТЕМАТИКА
К концу 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел до 1000;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек – часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы Для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные
- дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Занимательные задания по русскому языку для учащихся 3-х классов
Вариант №1 (частично с ответами)
1. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:
Отмерь – отрежь.
Хлеб — голова.
Ответ: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Хлеб всему голова.
2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель».
Ответ: ельник, капель, карамель, щель, мель и т. д.
3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Рукой подать —
Выйти из себя —
Повесить нос —
4. Подбери по одному слову к схеме:
5 6, 5 зв. _________
5 6, 4 зв. _________
4 6, 5 зв. __________
5. Поставь ударение в словах:
нулевое решение; воздушная петля; украинская песня; золочёные ложки; кухонный нож; сладкие торты.
6. Исправь ошибки в тексте:
Хорошо поседеть осенем или зимним вечиром на мяхком деване. Приятна взять в руки полестать любимую книгу. На первой страницы текст скаски о залатой рыпки.
7. Зачеркни неверные модели слов:
Учительница, тундристая местность, учувствовать, трусиха, поросиха, художник-зверист, купчиха, впоймала, телятница.
Вариант №2 (частично с ответами)
1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:
— маленький, малявка, маляр, малыш;
— гроза, грозный, гроздь, грозовой;
— конница, конник, подоконник, конюшня;
— лень, лентяй, лента, ленивец.
2. Замени выражение одним глаголом:
Зарубить на носу — ……….
Чесать языки — …………
Ответ: запомнить, болтать.
3. Из букв слова «ВТОРОКЛАССНИК» составь 10 существительных.
Ответ: класс, корона, волк, сон, кино, трон, нос, ток, кот, клон, торс, трос, скот, сок и т. д.
4. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: КЕС(…)ЕТ.
Ответ: СОН.
5. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АМ(…)АН.
Ответ: БАР.
5. Вставь пропущенное слово:
ПАРУС (САЖА) САРЖА
АНОНС(…)ОГРЕХ
Ответ: СНЕГ (первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это вторая буква последующего слова).
7. Реши анаграммы и исключи лишнее слово:
САИВЛ; РЕОХ; ШПАУК; ШРАУГ.
Ответ: ПУШКА (все остальные слова означают плоды — слива, орех, груша).
8. Вставь слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:
ЛЕС (…) ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
Ответ: БОР.
Вариант №3 (частично с ответами)
1. Подбери синонимы к прилагательным:
Тихая езда — …; тихая ночь — …; тихий голос — …; верный друг — …; верный ответ — …; крепкая веревка — …; крепкий чай — …; крепкий организм — ….
2. Подбери слова, противоположные по смыслу:
Работать —
Весёлый —
Ответ: бездельничать, грустный.
3. В каждом ряду подчеркни слово, которое относится к другой части речи:
Берег, огород, обед, красивый.
Быстрый, медленный, проворный, скорый, город.
Ответ: красивый, город.
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
5. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.
Кот наплакал — …;
Бить баклуши — …;
Спустя рукава — …;
Зарубить на носу — … .
6. Объясни данные фразеологизмы:
В час по чайной ложке. (Очень медленно и помалу).
С гулькин (с воробьиный) нос. (Очень мало).
Куры не клюют. (Очень много, в избытке).
Как курица лапой. (Неразборчивый почерк).
Курам на смех. (Глупо, бессмысленно).
7. Какие слова так произносятся?
[ ГРУ С’ Т’ ]; [ Л’ Э С’ Т’ ]
8. Составь слово, если в нем: корень – из слова «моряк»; приставка — из слова «прилететь»; суффикс — из слова «русский»; окончание — из слова «зимний».
Вариант №4 (частично с ответами)
1. Объясни значение слова АХИНЕЯ. (Слово «ахинея» в русском литературном языке значит: «вздор, чепуха, чушь, нелепость, бессмыслица, глупости» (см. Словарь Даля, 1903, 1, с. 78). Часто употребляется в «застывших фразах»: нести ахинею, городить ахинею, пороть ахинею, молоть ахинею, плести ахинею).
2. Расставь ударение в словах: свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
3. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составь с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.
4. Разбери слова по составу: свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка.
5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни: снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
7. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.
8. Подбери прилагательные к данным существительным:
…. какаду; … шимпанзе; … шампунь; …тюль.
Вариант №5 (без ответов)
1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:
— маленький, малявка, маляр, малыш;
— гроза, грозный, гроздь, грозовой;
— конница, конник, подоконник, конюшня;
— лень, лентяй, лента, ленивец.
2. Саня написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку в вычислении?
3. Исключи лишнее слово:
— акула, азбука, актриса, армия, аптека;
— малина, щука, окунь, кит;
— малина, земляника, смородина, яблоко.
4. Реши анаграмму и зачеркни лишнее слово: дмеьдве, нолье, акшко, оиасн.
5. Какими частями речи могут быть следующие слова: ели, соли.
Составь все возможные словосочетания, укажи, какой частью речи являются эти слова в словосочетании.
6. Какая гласная всегда стоит под ударением? Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог «у»?
7. Образуй слова, где первой частью будут:
Теле-…, кино-…
8. Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу (подчеркни его), образуй и запиши новое слово:
Пластинка — картинка — павлин.
Сапоги — парашют — фантазия.
Косари — заморозки — летчик.
Вариант №6 (частично с ответами)
1. Реши орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выдели приставку в слове.
(с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь, (с,з)гиб, (с,з)говориться, (с,з)дешний, (с,здравствуй, не видно ни (з,с)ги, (с,з)бить.
2. Напиши выражение «сухая трава» четырьмя буквами.
Ответ: сено.
3. Из какого произведения эти строки? Кто автор?
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
Ответ: А.С. Пушкин «Золотая рыбка».
4. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:
Группа, линия, судьба, съёжился, ясень, рябина.
Ответ: группа, судьба.
5. Найди в тексте ошибки, исправь их.
Молодой месец ниска весел над лесам. Нежный его свет блистел в дождливых тучях. Пахло мокрай травой. В парке куковала запаздалая кукушка.
Ответ: Молодой месЯц ниЗкО вИсел над лесОм. Нежный его свет блЕстел в дождливых тучАх. Пахло мокрОй травой. В парке куковала запОздалая кукушка.
6. Впиши прилагательные по смыслу:
Выпить … кофе. Повесить … тюль. Въехать в … тоннель. Увидеть … фламинго. Натереть … мозоль.
7. Поставь слова во множественном числе.
Трактор — …, директор — …, тюль — …, шофёр — …, фламинго — …, инженер — …, мандарин — …, апельсин — ….
8. Запиши 10 существительных, употребляемых только во множественном числе.
Вариант №7 (без ответов)
1. Поставь в словах ударение:
Столяр, ремень, форзац, танцовщица, звонит, портфель, свекла, квартал.
2. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Ель, юла, сеешь, поют, соловьём.
3. Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами: … тюль, … мозоль, …. шампунь, … туннель.
4. Напиши слова (по возможности) с орфограммами, начиная с одной и той же буквы, постепенно увеличивая слово на одну букву.
5. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки: С…дит рыб…лов (на) б…р…гу неторопливой речк…. Жарко. Даже вод…мерки (не) бегают (по) водной глад…. Т…шина.
23.06.2014 г.
На многих сайтах практикующих учителей
есть масса интересных и познавательных
статей психологов, в частности,
и о третьеклассниках.
А я на сайте, как-то всё наоборот делаю –
уже давно не преподаю в школе,
пишу с Еленой Нефедовой учебники,
учебные пособия, читаю лекции
учителям и родителям, провожу семинары,
а пишу здесь Вам обо всём с точки зрения
обычного практикующего учителя.
Вот такой парадокс.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки ребёнка-третьеклассника!
О проблемах практически всех третьеклассников в наше время
Меняется время, меняются программы, меняются дети – меняются проблемы… В чём проблемы почти у всех современных третьеклассников? Попробую Вам объяснить. Ещё меньше 10 лет назад во всех школах России в большинстве начальных школ была программа 1-3, а сейчас везде (за крайне редким исключением) программа 1-4.
Небольшое отступление. Меня на просторах великого Интернета почему-то периодически обвиняют в том, что программу 1-4 ввела я! J! Во-первых, не я. Во-вторых – лично мне больше по душе программа 1-3.
Что означают эти цифры? Раньше ребёнок проходил всю программу начальной школы за 3 года, а теперь за 4 года. Много времени добавили на первый класс. Чтобы Вы смогли понять причины проблемы, я опишу то, что происходит по программе 1-4 до начала третьего класса.
1 КЛАСС – в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Лично я – ЗА отметки или оценки хотя бы наклейками со всякими, цветным печатями, звездочками и солнышками. Домашних заданий официально давать нельзя. Лично я – ЗА домашние задания с первого класса. Многие опытные и сильные учителя дают рекомендации по закреплению той или иной темы дома. Выполнение этих заданий официально не обязательно, но лично я Вам настоятельно советую их выполнять, чтобы избежать больших проблем в будущем.
Итак, первоклассник видит, что в школе проходят долго-долго то, что он проходил и изучал уже лет с трёх-четырех и, слава Богу, уже давно выучил. Конечно, сам материал даётся в школе и глубже, и шире. Но этого ребёнку не понять. Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа – это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет. Из устных оцениваний учительницы, типа молодец или постарайся – ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы – ребёнок с удовольствием учится в школе.
2 КЛАСС – во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник – почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни – в дневнике и электронном журнале стоят преимущественно тройки и четверки.
3 КЛАСС – а вот уже в третьем классе, уважаемые родители, начинается совсем уже настоящая школьная жизнь. Школьная жизнь – с настоящими отметками, ежедневными домашними заданиями, проектами (они были и раньше, в 1-2 классах, но сейчас всё вместе успевать стало намного тяжелее). Школьная жизнь наступает и с новыми темами по русскому, математике, окружающему миру, и с углублениями ранее пройденных тем; с ещё большим увеличением объёма письма на уроках и дома. Чтения от третьеклассника ждут уже практически беглого, поэтому тексты в учебниках по литературе (чтению) и окружающему миру – тоже всё длиннее и насыщеннее информацией.
Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРЕД 1 СЕНТЯБРЯ
РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА
1) Летом повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
15 минут в день – все пройденные правила и орфограммы.
Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
- Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
- Имена собственные: город Москва, пёс Шарик.
- Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
- Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
- Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
- Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
- Разделительный мягкий знак: деревья
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса – лес, пятно – пятна
- Написание предлогов со словами: у моря, к городу.
- Словарные слова: корова.
Можете ознакомиться со списком новых орфограмм,
которые ученики проходят в 3-ем классе
(Ещё надо грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах, но на которых не выделяются уроки для повторения в 3-ем классе. Это орфограммы: точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетания чк, нч, чн, щн)
Орфограммы конца года 3-его класса
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход – ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
- Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелестный – прелесть
- Сочетания СН – ЗН: чудесно – чудеса, алмазный – алмаз
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.: по моркови, по морковке.
- Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
- Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
- Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
- Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
- Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
- Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
- Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
- НЕ с глаголами: не видел, негодовал.
2) Сравните, уважаемые взрослые, список орфограмм, пройденных за 1 и 2 класс, с количеством орфограмм, которые Ваш ребёнок должен узнать в 3-ем классе. Я показала примерные масштабы увеличения школьной нагрузки к 3-ему классу на примере тем, которые проходят дети на уроках по русскому языку.
По математике, по литературе (чтению), по окружающему миру – в третьем классе тоже не только много нового, но и во многих случаях усложнение уже пройденного в 1-2-ых классах.
3) Перед 3-им классом летом по математике повторите все правила за 2-ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.
4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту. Более подробно о скорости чтения вы можете прочитать здесь.
5)Родители, надеюсь, я смогла Вас убедить, что за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь. Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
В третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня. Учитесь ценить время. Начиная с этого учебного года, оно будет у Вас на вес золота.
Цените время
Вот и Ваш ребёнок перешёл в третий класс. Как незаметно пролетело 2 года школы. Поверьте, оглянуться не успеете – промелькнёт ещё через пару лет прощальным звонком начальная школа, стремительно промчатся годы средней школы… Поэтому к каждому школьному дню относитесь с уважением и ответственностью. Вдумайтесь. Этот день, когда по этим 5 предметам учителя объясняют (повторяют, контролируют) именно эти темы Вашему ребёнку – пройдёт и не вернётся. Зато потом, особенно в 9 и 11 классах, читая вопросы ГИА, ЕГЭ, Ваш ребёнок вспомнит: «О! Вопрос по фонетике! А это же мы проходили ещё в 3-ем классе!». Правильно, проходили. А если ребёнок не был мотивирован на учёбу и её ценность взрослыми, прослушал, не вник, не понял, то…, поймите, уважаемые родители, эти 5 часов этого дня ПРОХОДИТЬ С РЕБЁНКОМ ЛИЧНО ВАМ или через лет пять РЕПЕТИТОРУ за ВАШИ ДЕНЬГИ. Поэтому цените каждый школьный день. Чтобы потом не догонять каждый из тех учебных дней, который прошёл без должного внимания и почтения.
А можно мы придём в школу не 1 сентября,
а 12 (любого, не первого) сентября?
Подобные вопросы родителей потихоньку начинаются со 1-2 класса, растут с 3 класса и, как водится, пик сезона J! (для учителей начальной школы) – это 4 класс.
Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае, расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте я Вам, людям, которые уже 2 года школьных с ребёнком прошли, перешли в 3-ий класс, уже понимающим такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираю минимально. Только основные предметы. Допустим:
- «Догоним! Пропущена 1 неделя!». 1 неделя = 5 часов математики+ 4 часа русского языка+4 часа чтения+1 час окружающего мира.
Итого часов: 5+4+4+1 = 14 сумма пропущенных часов с БЕСПЛАТНЫМ репетитором в лице учителя.
К каждому уроку даётся домашняя работа, это ещё плюс по 1 часу к каждому предмету. Поэтому умножаем сумму попущенных часов на 2.
Итого: 14х2 = 28 пропущенных часов, из которых, повторюсь, 14 часов – с БЕСПЛАТНЫМ РЕПЕТИТОРОМ.
Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти ВРЕМЯ – а это (если забыли J! ) ЦЕЛЫХ 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник на такой подвиг ещё не способен. Только вместе со взрослым.
А ДВЕ НЕДЕЛИ – ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…
- ПЕРВАЯ очень распространенная ошибка родителей:
– сам (сама) дома объясню за час то, что они в классе жуют 4 часа.
Не получится
1) Далеко не факт, что Вы сумеете объяснить ребёнку, даже, что 2х2=4. ЗНАТЬ, что 2х2=4 и УМЕТЬ это объяснить – ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА. Причем, под словом «объяснить» я подразумеваю не ту ситуацию, когда Вы проговорили объяснение ребёнку, спросили, понял ли он, а он в ответ кивнул и убежал играть. Хотите узнать – понял ли? Напишите 4-5 схожих заданий, выйдите из комнаты на
3 минуты, вернитесь, проверьте.
2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.
3) Если на тему дано 4 часа – за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.
- ВТОРАЯ очень распространенная ошибка родителей:
– фигню они какую-то проходят, учебники дурацкие, все равно эти знания в жизни не пригодятся.
Всё пригодится
1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов до 9 класса (грядёт ГИА), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки – так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке – значит НАДО. Смиритесь.
2) Про жизнь. Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь. В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни.
3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно – потому что не понятно. А впереди ГИА. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.
4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.
- «Как же догнать 28 часов, пропущенные в 3-ем классе?!». Непросто. Конечно,
28 часов вы не потратите. Не сможете. Обычно, наиболее ответственные – тратят часов 10-12 на всё. Не с таким КПД, конечно, как в школе ребёнку профессионал объясняет. Наш совет: не поленитесь, потратьте на изучение пропущенного в учебные дни по часу + по 2-3 часа в выходные.
ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ
И В ШКОЛУ ПОСЛЕ ВСЕХ КАНИКУЛ ВСЕГДА ПРИХОДИТЬ
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЁБЫ
Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику
с пользой провести лето
Математика+русский
Комплект “Все для 2 класса” (комплект книг). Издательство Клевер. (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Русский язык
- Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Абсолютная грамотность за 15 минут. 2 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все словарные слова. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс (1-4) 1-3 класс (1-3). Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Математика
- Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. - Учим таблицу умножения легко и быстро. Поймай кота за хвост!
Узорова О.В., Нефедова Е.А. - 3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 1 – 2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все основные вопросы по математике для итоговой аттестации. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Полный курс математики: все типы заданий, все виды задач, примеров 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Чтение
- Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. 1-4 классы.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. - Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения. 2 класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Новый дневник юного читателя со списком полн. обязательной литературы. 1-4 классы Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все эти и другие книги вы можете приобрести в нашем интернет-магазине
Перейдя по ссылке, Вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для Вас интернет-магазине