Полезный совет 3 класс по русскому

Полезный совет 3 класс по русскому thumbnail

23.06.2014 г.

На многих сайтах практикующих учителей

есть масса интересных и познавательных

статей психологов, в частности,

и  о третьеклассниках.

А я на сайте, как-то всё наоборот делаю  –

уже давно не преподаю в школе,

пишу с Еленой Нефедовой учебники,

учебные пособия, читаю  лекции

учителям  и родителям, провожу семинары,

а пишу здесь Вам обо всём с точки зрения

обычного практикующего учителя.

Вот такой парадокс.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки ребёнка-третьеклассника!

О проблемах практически всех третьеклассников в наше время

занятия с третьеклассником 1

Меняется время, меняются программы, меняются дети – меняются проблемы… В чём проблемы почти у всех современных третьеклассников? Попробую Вам объяснить. Ещё меньше 10 лет назад во всех школах России в большинстве начальных школ была программа 1-3, а сейчас везде (за крайне редким исключением) программа 1-4.

Небольшое отступление. Меня на просторах великого Интернета почему-то периодически обвиняют в том, что программу 1-4 ввела я! J! Во-первых, не я. Во-вторых – лично мне больше по душе программа 1-3.

Что означают эти цифры? Раньше ребёнок проходил всю программу начальной школы за 3 года, а теперь за 4 года. Много времени добавили на первый класс. Чтобы Вы смогли понять причины проблемы, я опишу то, что происходит по программе 1-4 до начала третьего класса.

1 КЛАСС – в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Лично я  – ЗА отметки или оценки хотя бы наклейками со всякими, цветным печатями,  звездочками и солнышками. Домашних заданий официально давать нельзя. Лично я – ЗА домашние задания с первого класса. Многие опытные и сильные учителя дают рекомендации по закреплению  той или иной темы дома. Выполнение этих заданий официально не обязательно, но лично я Вам настоятельно советую их выполнять, чтобы избежать больших проблем в будущем.

Итак, первоклассник видит, что в школе проходят долго-долго то, что он проходил и изучал уже лет с трёх-четырех и, слава Богу, уже давно выучил. Конечно, сам материал даётся в школе  и глубже, и шире. Но этого ребёнку не понять. Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа – это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет.  Из устных оцениваний учительницы, типа  молодец или постарайся – ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы – ребёнок с удовольствием учится в школе.

2 КЛАСС – во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник  – почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни – в дневнике и электронном журнале стоят преимущественно тройки и четверки.

занятия с третьеклассником 2

3 КЛАСС – а вот уже в третьем классе, уважаемые родители, начинается совсем уже настоящая школьная жизнь.  Школьная жизнь – с настоящими отметками, ежедневными домашними заданиями, проектами (они были и раньше, в 1-2 классах, но сейчас всё вместе успевать стало намного тяжелее). Школьная жизнь наступает и с новыми темами по русскому, математике, окружающему миру, и с углублениями ранее пройденных тем; с ещё большим увеличением  объёма письма на уроках и дома. Чтения от третьеклассника ждут уже практически беглого, поэтому тексты в учебниках по литературе (чтению) и окружающему миру – тоже всё длиннее и насыщеннее информацией.

Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРЕД   1 СЕНТЯБРЯ
РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА

1) Летом повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
15 минут в день – все пройденные правила и орфограммы.

Орфограммы 1-ого и 2-ого класса

  1. Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
  2. Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
  4. Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
  5. Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
  6. Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
  7. Разделительный мягкий знак: деревья
  8. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
  9. Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса – лес, пятно – пятна
  10. Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
  11. Словарные слова: корова.

Можете ознакомиться со списком новых орфограмм,

 которые ученики проходят в 3-ем классе

(Ещё надо грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах, но на которых не выделяются уроки для повторения в 3-ем классе. Это орфограммы: точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетания чк, нч, чн, щн) 

Орфограммы конца года 3-его класса

  1. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход – ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  2. Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  3. Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  4. Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  5. Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  6. Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
  7. Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный – прелесть
  8. Сочетания СН – ЗН: чудесно – чудеса, алмазный – алмаз
  9. Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
  10. Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
  11. Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
  12. Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
  13. Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
  14. Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
  15. Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
  16. Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
  17. Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
  18. НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.
Читайте также:  Считая что вся энергия идет на полезную работу найдите

2) Сравните, уважаемые взрослые, список орфограмм, пройденных за 1 и 2 класс, с количеством орфограмм, которые Ваш ребёнок должен узнать в 3-ем классе. Я показала примерные масштабы увеличения школьной нагрузки к 3-ему классу на примере тем, которые проходят дети на уроках по русскому языку.
По математике, по литературе (чтению), по окружающему миру – в третьем классе  тоже не только много нового, но и  во многих случаях усложнение уже пройденного в 1-2-ых классах.

3) Перед 3-им классом летом по математике повторите все правила за 2-ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.

4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту. Более подробно о скорости чтения вы можете прочитать здесь.

занятия с третьеклассником 3

5)Родители, надеюсь, я смогла Вас убедить, что за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь. Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
В третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня.  Учитесь ценить время. Начиная с этого учебного года, оно будет у Вас на вес золота.

Цените время

Вот и Ваш ребёнок перешёл в третий класс. Как незаметно пролетело 2 года школы. Поверьте, оглянуться не успеете – промелькнёт ещё через пару лет прощальным звонком начальная школа, стремительно промчатся годы средней школы… Поэтому к каждому школьному дню относитесь с уважением и ответственностью. Вдумайтесь. Этот день, когда по этим 5 предметам учителя объясняют (повторяют, контролируют) именно эти темы Вашему ребёнку –   пройдёт и не вернётся. Зато потом, особенно в 9 и 11 классах, читая вопросы ГИА, ЕГЭ, Ваш ребёнок вспомнит: «О! Вопрос по фонетике! А это же мы проходили ещё в 3-ем классе!». Правильно, проходили. А если ребёнок не был мотивирован на учёбу и её ценность взрослыми, прослушал, не вник, не понял, то…, поймите, уважаемые родители, эти 5 часов этого дня ПРОХОДИТЬ С РЕБЁНКОМ ЛИЧНО ВАМ или через лет пять РЕПЕТИТОРУ за ВАШИ ДЕНЬГИ. Поэтому цените каждый школьный день. Чтобы потом не догонять каждый из тех учебных дней, который прошёл без должного внимания и почтения.

 А можно мы придём в школу не 1 сентября,

а 12 (любого, не первого) сентября?

Подобные вопросы родителей потихоньку начинаются со 1-2 класса, растут с 3 класса и, как водится, пик сезона J! (для учителей начальной школы) – это 4 класс.

Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае,  расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте я  Вам, людям, которые уже 2 года школьных с ребёнком прошли, перешли в 3-ий класс, уже понимающим такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические  задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираю минимально. Только основные предметы. Допустим:

  • «Догоним! Пропущена 1 неделя!». 1 неделя = 5 часов математики+ 4  часа русского языка+4 часа чтения+1 час окружающего мира.
     Итого часов: 5+4+4+1 = 14 сумма пропущенных часов с БЕСПЛАТНЫМ репетитором в лице учителя.
    К каждому уроку даётся домашняя работа, это ещё  плюс по 1 часу к каждому предмету. Поэтому умножаем сумму попущенных часов на 2.
    Итого: 14х2 = 28 пропущенных часов, из которых, повторюсь, 14 часов – с БЕСПЛАТНЫМ РЕПЕТИТОРОМ.

Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти  ВРЕМЯ – а это (если забыли J! ) ЦЕЛЫХ 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник  на такой подвиг ещё не способен. Только  вместе со взрослым.
А ДВЕ НЕДЕЛИ – ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…

  • ПЕРВАЯ очень распространенная ошибка родителей:
    – сам (сама) дома объясню за час то, что они в классе жуют 4 часа.

Не получится

1) Далеко не факт, что Вы сумеете объяснить ребёнку, даже, что 2х2=4. ЗНАТЬ, что 2х2=4 и УМЕТЬ это объяснить – ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА. Причем, под словом «объяснить» я подразумеваю не ту ситуацию, когда Вы проговорили объяснение ребёнку, спросили, понял ли он, а он в ответ кивнул и убежал играть. Хотите узнать – понял ли? Напишите 4-5 схожих заданий, выйдите из комнаты на
3 минуты, вернитесь, проверьте. 

2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.

3) Если на тему дано 4 часа – за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.

  • ВТОРАЯ очень распространенная ошибка родителей:
    –  фигню они какую-то проходят, учебники дурацкие, все равно эти знания в жизни не пригодятся.

Всё пригодится

занятия с третьеклассником 4

1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов  до 9 класса (грядёт ГИА), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки – так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке – значит НАДО. Смиритесь. 

2) Про жизнь. Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь. В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни.

3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно – потому что не понятно. А впереди ГИА. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.

Читайте также:  Черная рябина полезные свойства и рецепты

4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и  ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.

  • «Как же  догнать 28 часов, пропущенные в 3-ем классе?!».  Непросто. Конечно,
    28 часов вы не потратите. Не сможете. Обычно, наиболее ответственные – тратят часов 10-12 на всё. Не с таким КПД, конечно, как в школе ребёнку профессионал объясняет. Наш совет: не поленитесь, потратьте на изучение пропущенного в учебные дни по часу + по 2-3 часа в выходные.

ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ

И В ШКОЛУ ПОСЛЕ ВСЕХ КАНИКУЛ ВСЕГДА ПРИХОДИТЬ

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЁБЫ

Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику

 с пользой провести лето

Математика+русский

Комплект “Все для 2 класса” (комплект книг). Издательство Клевер.  (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год.   Узорова О.В., Нефедова Е.А.

 Русский язык

  1. Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  2. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  4. Абсолютная грамотность за 15 минут. 2 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  5. Все словарные слова. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  6. Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  7. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  8. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс (1-4) 1-3 класс (1-3). Узорова О.В., Нефедова Е.А.

 Математика

  1. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.
    Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  2. Учим таблицу умножения легко и быстро. Поймай кота за хвост!
    Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. 3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 1 – 2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  4. Все основные вопросы по математике для итоговой аттестации. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  5. Полный курс математики: все типы заданий, все виды задач, примеров 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  6. Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.

 Чтение

  1. Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. 1-4 классы.
    Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  2. Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения. 2 класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. Новый дневник юного читателя со списком полн. обязательной литературы. 1-4 классы Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  4. Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Все эти и другие книги вы можете приобрести в нашем интернет-магазине

Перейдя по ссылке, Вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для Вас интернет-магазине

Источник

Название и номер орфограммы

Алгоритм действий

№1. Начало и конец предложения, знаки в конце предложения

Выпиши предложение. Выдели заглавную букву и знак в конце предложения.

Выпал первый снег.

№2. Пропуск, замена, искажение букв

Выпиши слово и напиши его 3 раза, подчеркни букву.

Марка, марка, марка.

№3. Большая буква в именах собственных

Выпиши слово и напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни заглавную букву.

Антон, Москва, Ира, Барсик.

№4. Перенос слов

Выпиши слово и раздели его для переноса возможными способами.

Кур-точка, курточ-ка.

№5. Сочетания

жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово, выдели сочетание, напиши ещё  3 слова на это правило.

Машина, чудо, дача, щука.

№6. Сочетания чк-чн, нщ-щн, рщ-нч

Выпиши слово, выдели сочетание, напиши ещё 3 слова на это правило.

Речка, ночка, сочный, дочки.

№7.  Безударная гласная в корне.

Выпиши слово, подбери и запиши проверочное слово, выдели гласную в корне, поставь ударение.

Моря — море.

№8.  Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Выпиши слово, подбери проверочное, подчеркни согласную.

Рыбка — рыба.

№9.  Словарные слова

Выпиши слово, подчеркни букву, которую надо запомнить, напиши это слово ещё 2 раза.

Автобус, автобус, автобус.

№10.  Мягкий знак в середине и в конце слова.

Выпиши слово подчеркни ь, напиши ещё 3 слова на это правило.

Люлька, ноль, соль.

№11.Разделительный ь и ъ знаки.

Выпиши слово, подчеркни разделительный ь или выдели приставку перед ъ. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Ручьи, подъезд, съел, лью.

№12.  Удвоенные согласные

Выпиши слово, подчеркни удвоенные согласные, напиши ещё 3 слова на это правило.

Суббота, класс, Эмма, аллея.

№13. Правописание предлогов

Выпиши слово вместе с предлогом, запиши это слово с предлогом ещё раз, вставь между ними слово.

На реке, на тихой реке.

№ п/п

Правило

    Заглавная буква в слове.

    С заглавной буквы пиши имена собственные:

    • Имена, отчества, фамилии;
    • Клички животных;
    • Названия стран, городов, деревень, рек, улиц.

    Пушкин, Россия, кот Тишка.

      Перенос слов.

      Слова переноси по слогам.

      Одну букву не отделяй от слова и не оставляй на строке.

      Двойные согласные разделяй.

      Букву Й, Ъ, Ь,  нельзя отделять от стоящей перед ней буквой.

      Ал — лея, скамей — ка подъ — езд, люль — ка.

      1.  

       Словарные слова.

      Слова с непроверяемыми гласными и согласными буквами запоминай!

      Багаж, урожай, заяц и т.д.

        Гласные после Ж, Ш, Ч, Щ.

        ЖИ — ШИ пиши с И.

        ЧА — ЩА  пиши с А.

        ЧУ — ЩУ пиши с У.

        Жить, удача, щука.

          Удвоенные согласные.

          Удвоенные согласные в слове эапоминай!

          Жужжит, суббота, класс.

            ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН,

            ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пиши без мягкого знака.

            Овечка, кончик, гонщик, уборщик.

              Правописание предлогов.

              Предлоги пишутся отдельно от других слов.

              Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово или вопрос.

              Я живу в _доме. Я  живу в красивом доме.

              У_ меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.

              Запомни!  У глаголов нет предлогов.

              Читайте также:  Полезное варенье из тыквы апельсина и лимона

              Нарисовал, побежал, вышел.

                Мягкий знак Ь — показатель мягкости.

                Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными, он показывает мягкость предшествующего звука.

                Пень, пеньки.

                  Разделительный твёрдый знак Ъ.

                  Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами Е, Ё, Ю,Я.

                  Съезд, подъём, объяснить, предъюбилейный.

                    Разделительный мягкий знак Ь.

                    Разделительный мягкий знак Ь пишется внутри слова (в середине или в конце слова, но только не после приставки) перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

                    Муравьи, соловьи, бурьян, вьюга.

                      Предложение.

                      Предложение — это слово, или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

                      • Виды предложений по цели высказывания:
                      • Повествовательные (предложения, в которых о чём-либо сообщатся, повествуется)
                      • Вопросительные (предложения, которые содержат вопрос)
                      • Побудительные (предложения, в которых побуждают к действиям; просят, приказывают, советуют)
                      • Виды предложений по интонации:
                      • Восклицательные (предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства – восторг, радость, испуг, удивление обида, печаль)
                      • Невосклицательные (предложения, которые произносятся без восклицательной интонации)

                      Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.( . ! ? )

                      Мы с ребятами идем в  школу.

                       Берегите родную природу!

                      Кто сломал ветку берёзы?

                        Главные члены предложения.

                        Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

                        Подлежащее — обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы Кто? Что?

                        Сказуемое — показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?

                            сущ.       гл.

                        Зайчик прячется от злого волка.

                        Кто? Зайчик. Это подлежащее подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.

                        Зайчик Что делает? Прячется. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголам.

                        Связь слов в предложении:

                        Запомни! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание. Это нераспространённое предложение.

                        Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

                        Прячется (от кого?) от волка.

                        От волка (какого?) злого.

                          Состав слова.

                          Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением, называются однокоренными.

                          Корень – это главная значимая  часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

                          • Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть (корень):

                           Берёза, берёзовый, березняк.

                          Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

                          Книга, в книге,  книги.

                          • Чтобы найти окончание  в слове, надо изменить его форму:

                            Окно, окна, под окном, из окна.

                           Мокрый, мокрая, мокрые.

                          Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

                          Думать — выдумать, подумать.

                          Приставки всегда пишутся одинаково:

                          до-        о-/об-        на-              пред-           вы-

                          по-        от-            над-            пере-           в-

                          про-      под-         за-               при-            у-

                                                                                                с-

                          • Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой:

                           Поджарить (жарить, пережарить)

                          Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

                          Мышь — мышка, рыба — рыбный.

                          • Чтобы найти в слове  суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом:

                           Травка (трава, травинка, травушка)

                            Безударная гласная в корне слова.

                            Безударные гласные в корне слова проверяй ударением.

                            • Изменяй форму слова: пч…ла — пчёлы.
                            • Подбирай родственное слово: пч…ла — пчёлка.

                            Запомните! Если безударная гласная не проверяется ударением, то её надо запомнить или посмотреть в словаре.

                              14.

                            Правописание слов с парными согласными.

                            Парные согласные Б — П,  В  – Ф,  Г — К,  З — С, Д — Т, Ж — Ш.

                            Парные согласные в корне слова  надо проверять в том случае, если они стоят в конце слова или перед глухой согласной, то есть согласный стоит в слабой позиции.

                            Зуб, дубки.

                            • Чтобы проверить согласную в слабой позиции, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный звук.

                            Лес — леса, лесной.

                              15.

                            Правописание слов с непроизносимыми согласными.

                            В некоторых словах, где встречаются сразу три или четыре согласных буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.  

                            Звёздный, здравствуйте, солнце, местный.

                            • Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласный звук произносился отчетливо:

                            Звездный — эвезда, местный — место, солнце — солнечный.

                              16.

                            Имя существительное.

                            Имя существительное –  это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

                            Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

                            Одушевленные отвечают на вопрос КТО?  и обозначают живые существа. (Люди и животные)

                            КТО? Дмитрий, щенок.

                            Неодушевленные отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают неживые предметы.
                            ЧТО?  солнце, радость.

                              17.

                            Имя прилагательное.

                            Имя прилагательное -это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

                            Душистый, мягкий, холодная, низкое, радостные.

                              18.

                            Глагол.

                            Глагол — это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?  ЧТО СДЕЛАЮТ?

                            Рисует, стоит, польёт, пойдут.

                              19.

                            Имя числительное.

                            Имя числительное – это часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или порядок их при счете. К ним можно поставить вопросы:

                            Сколько? Семь, пять, девять.

                            Который? Первый, десятый, второй.

                            Источник