Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку
Подготовка к ОГЭ по русскому языку — важная миссия для любого девятиклассника. Выпускникам девятого класса 2020 не придется сдавать ОГЭ, но в следующем году такое вряд ли повторится. Предлагаю уже сейчас задуматься о том, как подготовиться к ОГЭ по русскому языку, чтобы сдать его без стресса, а главное – на хорошую оценку!
Подготовка к ОГЭ по русскому в этом году усложнилась. Экзамен изменился: вместо привычных 15-ти заданий сделали 9, но они стали больше и сложнее. Одни задания остались без изменений (включая знакомые нам изложение и сочинения), другие приняли совершенно новую форму, чем-то напоминающую ЕГЭ.
Тем не менее, 9 заданий — вполне достижимая цель. Сейчас я коротко расскажу, как справиться с каждым из них!
Хочешь круто подготовится к ОГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл. Мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!
Разбор всех заданий ОГЭ по русскому
1 задание – изложение. Вы услышите запись дважды. На сайте ФИПИ вы можете прослушать несколько примеров текстов для изложения – постарайтесь это сделать. Учитесь внимательно слушать и быстро писать. Причем важно записывать не всё подряд – отбросьте ненужные детали! Старайтесь фиксировать на черновике грамматическую основу каждого предложения, передать самую суть.
Помните, что вам не нужно переписать все три абзаца дословно. Наоборот — вы потеряете баллы, если не будете использовать приёмы сжатия текста!
2 задание – синтаксический анализ. Вам нужно знать классификацию предложений: простые, сложные, односоставные, двусоставные, личные, безличные… И уметь выделять грамматическую основу, разумеется.
3 задание – пунктуационный анализ. Здесь могут встретиться самые разные правила пунктуации: постановка запятой, двоеточия, тире. В задании все правила перемешаны. Готовясь к нему, нужно четко и последовательно разбирать все правила пунктуации, чтобы ничего не упустить.
4 задание – синтаксический анализ, работа с типами связи в словосочетании. Это задание было в ОГЭ всегда: согласование, управление, примыкание… Одна из наших самых любимых тем! Разобраться в ней нетрудно, главное — внимательно изучить каждый тип.
5 задание – орфографический анализ. Опять же, здесь будут перемешаны разные правила: приставки, суффиксы, корни… Нужно готовиться ко всему, нас ждёт много работы: придётся запомнить разнообразные правила.
6 задание – анализ содержания текста. Подобное задание есть и в ВПР для всех классов, и в ОГЭ, и в ЕГЭ. Очень важно научиться понимать смысл прочитанного текста.
7 задание – анализ средств выразительности. Метафоры, эпитеты, сравнения! Замечательное задание специально для тех, кто любит уроки литературы. На ЕГЭ тоже есть подобное задание, так что знания по этой теме вам еще пригодятся!
8 задание – лексический анализ. Нужно будет работать с синонимами, антонимами, фразеологизмами. Задание проверяет ваш словарный запас, вашу начитанность. Советуем не пользоваться краткими содержаниями на уроках литературы, а хотя бы заглядывать в полный текст произведений!
9 задание – сочинение. Есть три типа сочинений на выбор: лингвистическое, по отрывку из текста или «дайте определение понятию». Последний тип — самый популярный, подготовиться к нему довольно просто. Нужно изучить критерии оценивания, ознакомиться с примерным списком понятий, которые могут встретиться на ОГЭ, после чего потренироваться на нескольких пробных вариантах.
Обращаем ваше внимание на то, что отдельно баллы выставляются по критериям грамотности. Изложение и сочинение оцениваются в совокупности: чем меньше ошибок вы допустите, тем больше баллов получите. Важно! От суммы этих баллов зависит итоговая оценка за ОГЭ по русскому языку.
Шкала перевода баллов ОГЭ в оценку
«2» → 0 – 14
«3» → 15 – 22
«4» → 23 – 28, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
«5» → 29 – 33, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Устная часть ОГЭ по русскому
Нужно не забывать, что помимо письменного ОГЭ по русскому есть ещё и устное собеседование. Как подготовиться к нему, мы рассказывали в этой статье.
Основные правила:
- Читайте вслух
- Пересказывайте прочитанное своими словами
- Тренируйте беглую речь и расширяйте словарный запас
- Избавляйтесь от слов-паразитов
- Посмотрите обучающие видео по ораторскому мастерству
Ну и, конечно же, старайтесь решать как можно больше пробный вариантов. Материалы вы сможете найти на сайте ФИПИ. Именно в этот момент вы будете видеть свои ошибки, понимать, какие у вас есть слабые стороны, и предпринимать правильные действия, чтобы набрать максимальный балл на ОГЭ!
Боитесь, что экзамены уже в следующем году, а вы даже не открывали учебники? Начните готовиться к ОГЭ-2021 уже сейчас на курсах с MAXIMUM. Мы поможем закрыть пробелы и сдать все на отлично. Правильная и интересная подготовка — залог успеха на экзаменах. Консультация бесплатно!
5 лучших пособий для подготовки к ОГЭ по русскому языку
1. ОГЭ 2019. Русский язык. Экзаменационный тренажёр. Итоговое собеседование для выпускников основной школы. Егораева Г.Т.
Устное собеседование по русскому языку ввелось в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников и является для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты. Пособие Г.Т.Егораевой как раз и включает весь необходимый набор заданий, направленных на подготовку к устному собеседованию. Сборник включает следующие задания:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Данное пособие содержит методические материалы, предназначенные для эффективной подготовки к устному собеседованию по русскому языку, может быть использовано на всех этапах обучения русскому языку, начиная с 5 класса. Задания, упражнения, схемы, алгоритмы, памятки, таблицы помогут экзаменуемым самостоятельно научиться создавать устное высказывание в соответствии с определённым типом речи, грамотно выстраивать монологи в зависимости от целей высказывания, вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения; представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге. Материал четко структурирован, может быть использован и при самостоятельной подготовке к устному собеседованию, и на уроке, и н во внеурочной деятельности.
Большим достоинством пособия является наличие справочного материала, содержащего сведения об орфоэпических нормах, интонационной функции знаков препинания, склонении числительных.
Книга доступна для скачивания по адресу:
https://drive.google.com/file/d/1CgQ0OOUbKjZZjO0iT9Q3FXcU2I2JnrWr/view
2. ОГЭ 2019. Русский язык. Отличный результат. Александров В.Н. и др.
Настоящее учебно-практическое пособие поможет выпускникам добиться оптимальных результатов на основном государственном экзамене 2019 года благодаря целенаправленной активизации знаний и умений, проработке пошаговых действий, необходимых для успешного выполнения каждого типового экзаменационного задания, и отработке навыков их самостоятельного применения.
Пособие поможет не только обобщить и систематизировать знания, но и поспособствует усовершенствованию навыка их применения, поможет добиться высоких результатов на экзамене при экономии времени и усилий, потраченных на подготовку, а его методический аппарат даст возможность ученику самостоятельно разобраться в сложных темах курса русского языка.
Для проведения входной диагностики и итогового контроля в книге приведены типовые экзаменационные варианты. Языковой и грамматический материал для удобства использования разбит на разделы в соответствии с заданиями экзаменационной работы. В каждом разделе представлены краткая характеристика и форма задания, алгоритм его выполнения и комментарий — подробное рассуждение по алгоритму на примере выполнения задания, приведённого в начале раздела. Также перечислены типичные для данного задания ошибки, знание которых поможет избежать их на экзамене. Кроме того, раздел снабжён справочным теоретическим материалом, собранным в компактной и наглядной форме таблиц, в которых представлены правила, примеры, а также словарные слова и исключения из правил.
Книга доступна для скачивания по адресу:
https://alleng.org/d/rusl/rusl1475.htm
3. ОГЭ 2019. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.
Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации – Основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку. В пособии излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме, содержатся методические рекомендации по написанию сжатого изложения, сочинения, даются образцы сочинений. В пособии помещены примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года. Пособие адресовано девятиклассникам, родителям, учителям и методистам.
Это пособие поможет систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.
Работать с пособием очень удобно, потому что материал представлен в доступной форме, последовательно отражающий задания КИМов.
Раздел пособия № 1 включает в себя не только инструкцию для написания сжатого изложения, но и характеристику основных приёмов компрессии текста. Приводится исходный текст для написания изложения, даётся образец его сжатия и комментарии к нему. Содержатся рекомендации к объёму сжатого изложения. Отдельно помещены образцы критериев оценивания первой части экзаменационной работы.
В разделе № 2 вы можете познакомиться с тестовыми заданиями, имеющими стандартизованные ответы (вам предлагаются четыре варианта ответа, из которых следует выбрать только один правильный; либо вам нужно самостоятельно кратко письменно сформулировать свой ответ, не имея возможности выбора из предложенных). Предлагаемые задания проверяют знания девятиклассников по основным разделам курса русского языка в средней школе. Ниже приводим соотношение номеров заданий с основными содержательными разделами учебного предмета «Русский язык».
Книга доступна для скачивания по адресу:
https://drive.google.com/file/d/1dKsml9WLaIMO6hiq1AxXRYk_SWH9bV7P/view
4. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. 4-е изд.
В пособии представлена эффективная авторская методика, позволяющая девятиклассникам успешно справиться с самым сложным заданием ОГЭ по русскому языку — сочинением-рассуждением (задания 15.1, 15.2, 15.3). Авторы приводят систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения каждого вида, алгоритмы работы с различными текстами, а также систему практических заданий по написанию каждого из сочинений. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала, а также оригинальные задания, в том числе и проверка реальных сочинений. Формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.
Работая с пособием, учащиеся поймут, как написать вступление; как составить собственное аргументированное суждение по предложенной теме;
каким может быть вывод в сочинении; как сделать так, чтобы написанное сочинение характеризовалось смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; как формулировать определение ключевого слова; как комментировать данное определение; как аргументировать сформулированный тезис; как делать вывод из написанного; как переосмыслить предложенный фрагмент текста и сформулировать тезис сочинения-рассуждения, отразив в нем смысловую структуру исходного текста.
Книга может быть использована в работе учителя на уроках развития речи, в индивидуальной работе на этапе подготовки к ОГЭ, а также в самостоятельной работе учащихся.
Большим достоинством книги являются примеры сочинений и их отдельных частей, типовые конструкции написания сочинений, а под рубрикой «Осторожно, ошибка!» разбираются типичные ошибки в написании сочинений.
Книга доступна для скачивания по адресу:
https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-russkiy-yazik-klass-sochinenie-na-oge-kurs-intensivnoy-podgotovki-avtor-nasenina-2089367.html
5. ОГЭ 2019, Экзаменационный тренажёр, Русский язык, 20 экзаменационных вариантов, Егораева Г.Т.
Экзаменационный тренажёр содержит 20 тренировочных экзаменационных вариантов Основного государственного экзамена по русскому языку. Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по подготовке к Основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе. В сборнике даны ответы на все варианты заданий. Приведена подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся.
Тренажёр адресован преподавателям и методистам для подготовки к Основному государственному экзамену, а также учащимся 9 классов общеобразовательных организаций.
Тренажёр адресован преподавателям и методистам для подготовки к Основному государственному экзамену, а также учащимся 9 классов общеобразовательных организаций, также может быть использован при самостоятельной работе учащихся.
Книга доступна для скачивания по адресу:
https://fileskachat.com/file/55839_483926e0bea42b5ceaac7e61a24ce84c.html
ОГЭ по русскому языку – обязательный выпускной экзамен в 9 классе. Какие же есть секреты подготовки к нему?
Для начала познакомьтесь со структурой работы. Попробуйте прорешать демоверсию.
Внимательно читайте формулировки заданий. Помните, что в некоторых ответе может быть и две, и три цифры.
Для каждого задания есть свои секреты.
Читайте статьи: Секреты ОГЭ по русскому языку. Часть 1, задание 1. Изложение
Секреты ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 2
Секреты ОГЭ по русскому языку. Подготовка к итоговому собеседованию.
Вернемся к варианту ОГЭ.
Например, задание 6 направлено на анализ содержания текста. Оно сформулировано так: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов». Чтобы сделать это задание, надо найти подтверждение текстом каждого из высказываний.
Например, высказывание: «События, описанные в тексте, происходили на Неве». Это высказывание верное, так как в тексте неоднократно упоминается эта река, к примеру: «Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали».
В задании 7 нужно найти предложения, в которых использовано какое-либо средство выразительности. Самое главное – понять, есть ли в этом предложении вообще какой-то троп, то есть «риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи». Потому что средствами выразительности речи являются и слова в переносном значении.
Например, в задании нужно найти эпитет – образное, выразительное определение предмета или явления. Читаем предложение: «К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз». В нем вообще нет никаких средств выразительности, так как все слова употреблены в прямом значении.
Другое предложение в задании: «Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные весла?» Тут мы сразу обращаем внимание на яркое определение «страшные весла». Это и есть эпитет.
Есть свои секреты и в изложении. Напомним, что аудиозапись с изложением звучит два раза с перерывом в пять минут. Не спешите сразу записывать текст при первом прослушивании. Иначе вы отвлечетесь и не поймете всего смысла текста. Лучше набросать все, что успели услышать, в перерыве. И только при прослушивании во второй раз записывайте то, что не успели в первый раз.
Не стремитесь записать текст дословно. Вы можете пересказать его своими словами. Но и не додумывайте того, чего в тексте не было.
Когда слушаете текст, помечайте, где диктор делает длинные паузы. Там и будет начало нового абзаца. Каждый абзац – это новая микротема. А один из критериев оценки изложения – правильное выделение всех микротем в изложении.
При написании сочинения помните о композиции работы. Сочинение должно состоять из трех абзацев минимум:
— вступление (тезис)
— основная часть (аргумент)
— вывод
Используйте шаблоны к сочинению. Тогда начало каждого из абзацев у вас уже будет готово.
На экзамене не забудьте грамотно распределить время. Всего дается 3 часа 55 минут.
Можно сделать так:
Изложение – 1 час (подготовить черновик, переписать на чистовик)
Тестовая часть – 1 час (также сначала внимательно решить на черновике, потом переписать)
Сочинение – 1 час (выбор темы, записи в черновик и, наконец, в чистовик)
Проверка всей работы – 30 мин
25 минут у вас останется в запасе. Так вы будете уверены в том, что точно успеете сдать работу в срок.
Автор статьи Анна Беляева
За три дня до экзамена. Материал для повторения 9 класс
Задание 3. «Образные средства» | ||
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое… (А. Володин.) |
Задание 4. «Правописание приставок»
- Приставки на –З и –С. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С:
истратить, беспечный, изгнать, бездомный.
Формулировка задания: В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного (или: от глухостизвонкости последующего согласного)
Помни о словах: здесь-здешний, здание, здоровье, где З – часть корня. Приставка С НЕ ЗАВИСИТ от глухостизвонкости, она всегда пишется ОДИНАКОВО!!!
- Пре- и при.
Значения ПРЕ:
1) ОЧЕНЬ (пребольшой – очень большой, преувеличивать – очень увеличивать,
2) ПЕРЕ (преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик.
Значения ПРИ:
1) Близость, сближение (пришкольный, примыкающий, приблизиться).
2) Неполное действие (приоткрытый, пригореть).
3) Присоединение (прибить, причалить).
Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗРЕТЬ (жалеть),
ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку),
ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам),
ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон), ПРИЁМНИК (устройство) – ПРЕЕМНИК (наследник),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться),
ПРИДАТЬ (форму) – ПРЕДАТЬ (друга).
- Правописание неизменяемых приставок : С, ОТ, ОТО, ПЕРЕ, НАД, ВЫ, ПОД, ВО, О, НЕДО, ПРО (прообраз), ПРА, (праязык, прабабушка) и т.д.
- Правописание приставок, зависящих от ударения:
НЕНИ (местоимения и наречия НИГДЕ, НЕКОГДА, НИКАКОЙ, НИКТО, НЕКТО) и
РАСРОС, РАЗРОЗ (рОссказни, рОссыпь, рОзвальни, рассказ, рассыпать и т.д.)
Задание 5. « Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»
1. Прилагательные. Образовано от имени существительного
Две н пишется в прилагательных, образованных:
-от существительных с основой на н: сон – сонный, осень – осенний, длина – длинный, окно – оконный;
-с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекционный, станционный, утренний, временный, письменный.
С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кожаный, песчаный, конопляный, глиняный, серебряный, гусиный, лебединый.
Исключения:
-юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса -н);
-ветреный (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: безветренный, подветренный);
-оловянный, деревянный, стеклянный.
2. Причастия. ВСЕГДА: можно вернуть в глагольную форму (нарисованный – то, что нарисовали)
В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполненная-выполнена, скошенная-скошена.
3. Отглагольные прилагательные (прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие – отсутствие приставки: глаженый – поглаженный).
1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н: соленый, копченый.
2) НН пишется:
а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: решенный,
б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-: рисованный, раскованный,
в) имеющих зависимое слово: круто перченный,вязанный спицами.
4. Наречия на –О и –Е.
В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы: неожиданный – неожиданно, взволнованный – взволнованно.
Задание 7. «Способы связи слов в словосочетании»
согласование | управление | примыкание |
Зависимое слово прилагательное, числительное, причастие, местоимение | Зависимое слово – существительное, местоимение, числительное, прилагательное | Зависимое слово – наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие |
При изменении формы меняются оба слова | При изменении формы меняется лишь главное слово | Главное и зависимое слова связаны лишь по смыслу. |
Замена согласования на управление и наоборот
1. Поменяй местами главное слово в словосочетании, часть речи главного слова оставь неизменной!
Зрительный зал – зал для зрителей
Замена примыкания на управление и наоборот, не забываем про предлог
1. Главное слово – глагол. Меняем только зависимое (наречие на существительное (П) или наоборот (У)
Улыбаясь, разговаривал – разговаривал с улыбкой
Настойчиво учиться – учиться с настойчивостью
Замена примыкания на согласование и наоборот
1. Поменяй местами главное слово (существительное поставь на 2-е место)
Борщ по-флотски – флотский борщ
Задания 8 и 11. «Грамматическая основа предложения»Простое глагольное сказуемое
- Глагол в форме одного из наклонений. Лужицы покрываются ледком.
- Глагол в форме составного будущего времени. Завтра будем работать в саду.
- Фразеологизм. Ваня гоняет лодыря с утра до вечера. (=бездельничает)
- Глагол в форме повелительного наклонения. Давайте порадуемся за чемпионов.
- Повторяющиеся глаголы. А мы всё едем и едем в поезде.
Составное глагольное сказуемое
СВЯЗКА+ИНФИНИТИВ
Связка может быть выражена:
1. Глагол фазы (начала, продолжения, конца действия): начать,
перестать, продолжить и др..
2. Глаголы, краткие прилагательные, категория состояния со значением возможности, необходимости, долженствования, желательности действия: хотеть, мочь, желать, надо, необходимо, рад, готов, должен, обязан и др.
3. Глагол со значением эмоциональности: любить, ненавидеть, бояться и др.
Составное именное сказуемое
СВЯЗКА+ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Связка может быть выражена:
1.Глаголомбыть в будущем и прошедшем времени. В настоящем времени связка не выражена словом (нулевая).
2.Глаголы стать, становиться, казаться, считаться, делаться, являться и др.
21Именная часть: прилагательное, существительное, причастие, числительное местоимение, наречие, словосочетание.
!!! могут быть сказуемые, выраженные словами категории состояния (Мне холодно. Было больно.), словами НЕТ, НЕ БЫЛО.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВСЕГДА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ!!!!!
В СПП в придаточном определительном грамматическая основа со словами КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ
Задание 9. «Обособленные члены предложения»
1.Обособленные согласованные определения и приложения.
1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой, ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
2.Обособленные обстоятельства:
1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий:А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена, как у мальчишки.
3)Оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА (обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.
3. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение, выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?
Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.
Приложение
* указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст;
*поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение и употребляется в том же падеже, что и слово, к которому оно относится.
Задание 10. «Вводные слова и предложения, обращения»
1. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, кажется, видимо, по-видимому, пожалуй, правда, думаю, надеюсь, полагаю и др.
2.вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д.,
3.вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, пословам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, как говорят, как пишут, как известно и др.
4.вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно,
5.вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, одним словом, иными
словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, так сказать, что называется и др.
вводные слова:
а) содержащие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,
- показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,
- выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др..
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью (лицо или предмет). Обращение не связано с другими словами в предложении, не является его членом и не входит в грамматическую основу. Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения.
Иногда обращения бывают развёрнутыми:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждёшь меня (А.С. Пушкин).
Бескорыстие | Отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим. |
Благородство | Высокая нравственность, самоотверженность и честность. |
Великодушие | Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство. |
Взаимовыручка | это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. |
Внутренний мир человека | – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. |
Добродушие, доброта | Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. |
Драгоценные книги | это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Это книги, которые повлияли на человека, остались в памяти.Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. |
Дружба | Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. |
Жизненные ценности | это то, что люди считают важным в своей жизни: убеждения, принципы, ориентиры. Это направления, которые определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают основу всей дальнейшей жизни. |
Красота | То, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. |
Любовь | это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги. |
Любовь материнская | это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. |
Милосердие | Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. |
Мужество, отвага | Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие. |
Настоящее искусство | творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. |
Неуверенность в себе | Отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. |
Нравственность | Совокупность норм, определяющих поведение человека. |
Нравственный выбор | осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос “Как поступить?”: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. |
Сила духа | Одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. |
Сострадание | Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем дру |