Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку

Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку thumbnail

Подготовка к ОГЭ по русскому языку — важная миссия для любого девятиклассника. Выпускникам девятого класса 2020 не придется сдавать ОГЭ, но в следующем году такое вряд ли повторится. Предлагаю уже сейчас задуматься о том, как подготовиться к ОГЭ по русскому языку, чтобы сдать его без стресса, а главное – на хорошую оценку!

подготовка к ОГЭ по русскому

Подготовка к ОГЭ по русскому в этом году усложнилась. Экзамен изменился: вместо привычных 15-ти заданий сделали 9, но они стали больше и сложнее. Одни задания остались без изменений (включая знакомые нам изложение и сочинения), другие приняли совершенно новую форму, чем-то напоминающую ЕГЭ.

Тем не менее, 9 заданий — вполне достижимая цель. Сейчас я коротко расскажу, как справиться с каждым из них!

Хочешь круто подготовится к ОГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл. Мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!

Разбор всех заданий ОГЭ по русскому

1 задание – изложение. Вы услышите запись дважды. На сайте ФИПИ вы можете прослушать несколько примеров текстов для изложения – постарайтесь это сделать. Учитесь внимательно слушать и быстро писать. Причем важно записывать не всё подряд – отбросьте ненужные детали! Старайтесь фиксировать на черновике грамматическую основу каждого предложения, передать самую суть.

Помните, что вам не нужно переписать все три абзаца дословно. Наоборот — вы потеряете баллы, если не будете использовать приёмы сжатия текста!

2 задание – синтаксический анализ. Вам нужно знать классификацию предложений: простые, сложные, односоставные, двусоставные, личные, безличные… И уметь выделять грамматическую основу, разумеется.

3 задание – пунктуационный анализ. Здесь могут встретиться самые разные правила пунктуации: постановка запятой, двоеточия, тире. В задании все правила перемешаны. Готовясь к нему, нужно четко и последовательно разбирать все правила пунктуации, чтобы ничего не упустить.

4 задание – синтаксический анализ, работа с типами связи в словосочетании. Это задание было в ОГЭ всегда: согласование, управление, примыкание… Одна из наших самых любимых тем! Разобраться в ней нетрудно, главное — внимательно изучить каждый тип.

5 задание – орфографический анализ. Опять же, здесь будут перемешаны разные правила: приставки, суффиксы, корни… Нужно готовиться ко всему, нас ждёт много работы: придётся запомнить разнообразные правила.

6 задание – анализ содержания текста. Подобное задание есть и в ВПР для всех классов, и в ОГЭ, и в ЕГЭ. Очень важно научиться понимать смысл прочитанного текста.

7 задание – анализ средств выразительности. Метафоры, эпитеты, сравнения! Замечательное задание специально для тех, кто любит уроки литературы. На ЕГЭ тоже есть подобное задание, так что знания по этой теме вам еще пригодятся!

8 задание – лексический анализ. Нужно будет работать с синонимами, антонимами, фразеологизмами. Задание проверяет ваш словарный запас, вашу начитанность. Советуем не пользоваться краткими содержаниями на уроках литературы, а хотя бы заглядывать в полный текст произведений!

9 задание – сочинение. Есть три типа сочинений на выбор: лингвистическое, по отрывку из текста или «дайте определение понятию». Последний тип — самый популярный, подготовиться к нему довольно просто. Нужно изучить критерии оценивания, ознакомиться с примерным списком понятий, которые могут встретиться на ОГЭ, после чего потренироваться на нескольких пробных вариантах.

Обращаем ваше внимание на то, что отдельно баллы выставляются по критериям грамотности. Изложение и сочинение оцениваются в совокупности: чем меньше ошибок вы допустите, тем больше баллов получите. Важно! От суммы этих баллов зависит итоговая оценка за ОГЭ по русскому языку.

Шкала перевода баллов ОГЭ в оценку

«2» → 0 – 14

«3» → 15 – 22

«4» → 23 – 28, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

«5» → 29 – 33, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Устная часть ОГЭ по русскому

Нужно не забывать, что помимо письменного ОГЭ по русскому есть ещё и устное собеседование. Как подготовиться к нему, мы рассказывали в этой статье.

Основные правила:

  1. Читайте вслух
  2. Пересказывайте прочитанное своими словами
  3. Тренируйте беглую речь и расширяйте словарный запас
  4. Избавляйтесь от слов-паразитов
  5. Посмотрите обучающие видео по ораторскому мастерству

Ну и, конечно же, старайтесь решать как можно больше пробный вариантов. Материалы вы сможете найти на сайте ФИПИ. Именно в этот момент вы будете видеть свои ошибки, понимать, какие у вас есть слабые стороны, и предпринимать правильные действия, чтобы набрать максимальный балл на ОГЭ!

Боитесь, что экзамены уже в следующем году, а вы даже не открывали учебники? Начните готовиться к ОГЭ-2021 уже сейчас на курсах с MAXIMUM. Мы поможем закрыть пробелы и сдать все на отлично. Правильная и интересная подготовка — залог успеха на экзаменах. Консультация бесплатно!

Источник

5 лучших пособий для подготовки к ОГЭ по русскому языку

1. ОГЭ 2019. Русский язык. Экзаменационный тренажёр. Итоговое собеседование для выпускников основной школы. Егораева Г.Т.

Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку

Устное собеседование по русскому языку ввелось в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников и является для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. 

Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты. Пособие Г.Т.Егораевой как раз и включает весь необходимый набор заданий, направленных на подготовку к устному собеседованию. Сборник включает следующие задания:

1) чтение текста вслух; 

2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации; 

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 

4) диалог с экзаменатором-собеседником. 

Данное пособие содержит методические материалы, предназначенные для эффективной подготовки к устному собеседованию по русскому языку, может быть использовано на всех этапах обучения русскому языку, начиная с 5 класса. Задания, упражнения, схемы, алгоритмы, памятки, таблицы помогут экзаменуемым самостоятельно научиться создавать устное высказывание в соответствии с определённым типом речи, грамотно выстраивать монологи в зависимости от целей высказывания, вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения; представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге. Материал четко структурирован, может быть использован и при самостоятельной подготовке к устному собеседованию, и на уроке, и н во внеурочной деятельности.

Большим достоинством пособия является наличие справочного материала, содержащего сведения об орфоэпических нормах, интонационной функции знаков препинания, склонении числительных.

Книга доступна для скачивания по адресу:
 https://drive.google.com/file/d/1CgQ0OOUbKjZZjO0iT9Q3FXcU2I2JnrWr/view

2. ОГЭ 2019. Русский язык. Отличный результат. Александров В.Н. и др.

Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку

Настоящее учебно-практическое пособие поможет выпускникам добиться оптимальных результатов на основном государственном экзамене 2019 года благодаря целенаправленной активизации знаний и умений, проработке пошаговых действий, необходимых для успешного выполнения каждого типового экзаменационного задания, и отработке навыков их самостоятельного применения.

Пособие поможет не только обобщить и систематизировать знания, но и поспособствует усовершенствованию навыка их применения, поможет добиться высоких результатов на экзамене при экономии времени и усилий, потраченных на подготовку, а его методический аппарат даст возможность ученику самостоятельно разобраться в сложных темах курса русского языка.
Для проведения входной диагностики и итогового контроля в книге приведены типовые экзаменационные варианты. Языковой и грамматический материал для удобства использования разбит на разделы в соответствии с заданиями экзаменационной работы. В каждом разделе представлены краткая характеристика и форма задания, алгоритм его выполнения и комментарий — подробное рассуждение по алгоритму на примере выполнения задания, приведённого в начале раздела. Также перечислены типичные для данного задания ошибки, знание которых поможет избежать их на экзамене. Кроме того, раздел снабжён справочным теоретическим материалом, собранным в компактной и наглядной форме таблиц, в которых представлены правила, примеры, а также словарные слова и исключения из правил.

Книга доступна для скачивания по адресу:

https://alleng.org/d/rusl/rusl1475.htm

3. ОГЭ 2019. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации – Основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку. В пособии излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме, содержатся методические рекомендации по написанию сжатого изложения, сочинения, даются образцы сочинений. В пособии помещены примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года. Пособие адресовано девятиклассникам, родителям, учителям и методистам.

Это пособие поможет систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.

Работать с пособием очень удобно, потому что материал представлен в доступной форме, последовательно отражающий задания КИМов.

Раздел пособия № 1 включает в себя не только инструкцию для написания сжатого изложения, но и характеристику основных приёмов компрессии текста. Приводится исходный текст для написания изложения, даётся образец его сжатия и комментарии к нему. Содержатся рекомендации к объёму сжатого изложения. Отдельно помещены образцы критериев оценивания первой части экзаменационной работы.

В разделе № 2 вы можете познакомиться с тестовыми заданиями, имеющими стандартизованные ответы (вам предлагаются четыре варианта ответа, из которых следует выбрать только один правильный; либо вам нужно самостоятельно кратко письменно сформулировать свой ответ, не имея возможности выбора из предложенных). Предлагаемые задания проверяют знания девятиклассников по основным разделам курса русского языка в средней школе. Ниже приводим соотношение номеров заданий с основными содержательными разделами учебного предмета «Русский язык».

Книга доступна для скачивания по адресу:

 https://drive.google.com/file/d/1dKsml9WLaIMO6hiq1AxXRYk_SWH9bV7P/view

4. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. 4-е изд.

Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку

В пособии представлена эффективная авторская методика, позволяющая девятиклассникам успешно справиться с самым сложным заданием ОГЭ по русскому языку — сочинением-рассуждением (задания 15.1, 15.2, 15.3). Авторы приводят систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения каждого вида, алгоритмы работы с различными текстами, а также систему практических заданий по написанию каждого из сочинений. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала, а также оригинальные задания, в том числе и проверка реальных сочинений. Формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.

Работая с пособием, учащиеся поймут, как написать вступление; как составить собственное аргументированное суждение по предложенной теме;

каким может быть вывод в сочинении; как сделать так, чтобы написанное сочинение характеризовалось смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; как формулировать определение ключевого слова; как комментировать данное определение; как аргументировать сформулированный тезис; как делать вывод из написанного; как переосмыслить предложенный фрагмент текста и сформулировать тезис сочинения-рассуждения, отразив в нем смысловую структуру исходного текста.

Книга может быть использована в работе учителя на уроках развития речи, в индивидуальной работе на этапе подготовки к ОГЭ, а также в самостоятельной работе учащихся.

Большим достоинством книги являются примеры сочинений и их отдельных частей, типовые конструкции написания сочинений, а под рубрикой «Осторожно, ошибка!» разбираются типичные ошибки в написании сочинений.

Книга доступна для скачивания по адресу:

https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-russkiy-yazik-klass-sochinenie-na-oge-kurs-intensivnoy-podgotovki-avtor-nasenina-2089367.html

5. ОГЭ 2019, Экзаменационный тренажёр, Русский язык, 20 экзаменационных вариантов, Егораева Г.Т.

Полезный материал для подготовки к огэ по русскому языку

  Экзаменационный тренажёр содержит 20 тренировочных экзаменационных вариантов Основного государственного экзамена по русскому языку. Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по подготовке к Основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе. В сборнике даны ответы на все варианты заданий. Приведена подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся.
Тренажёр адресован преподавателям и методистам для подготовки к Основному государственному экзамену, а также учащимся 9 классов общеобразовательных организаций.

Тренажёр адресован преподавателям и методистам для подготовки к Основному государственному экзамену, а также учащимся 9 классов общеобразовательных организаций, также может быть использован при самостоятельной работе учащихся.

Книга доступна для скачивания по адресу:

https://fileskachat.com/file/55839_483926e0bea42b5ceaac7e61a24ce84c.html

Источник

ОГЭ по русскому языку – обязательный выпускной экзамен в 9 классе. Какие же есть секреты подготовки к нему?

Для начала познакомьтесь со структурой работы. Попробуйте прорешать демоверсию.

Внимательно читайте формулировки заданий. Помните, что в некоторых ответе может быть и две, и три цифры.

Для каждого задания есть свои секреты.

Читайте статьи: Секреты ОГЭ по русскому языку. Часть 1, задание 1. Изложение

Секреты ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 2

Секреты ОГЭ по русскому языку. Подготовка к итоговому собеседованию.

Вернемся к варианту ОГЭ.

Например, задание 6 направлено на анализ содержания текста. Оно сформулировано так: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов». Чтобы сделать это задание, надо найти подтверждение текстом каждого из высказываний.

Например, высказывание: «События, описанные в тексте, происходили на Неве». Это высказывание верное, так как в тексте неоднократно упоминается эта река, к примеру: «Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали».

В задании 7 нужно найти предложения, в которых использовано какое-либо средство выразительности. Самое главное – понять, есть ли в этом предложении вообще какой-то троп, то есть «риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи». Потому что средствами выразительности речи являются и слова в переносном значении.

Например, в задании нужно найти эпитет – образное, выразительное определение предмета или явления. Читаем предложение: «К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз». В нем вообще нет никаких средств выразительности, так как все слова употреблены в прямом значении.

Другое предложение в задании: «Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные весла?» Тут мы сразу обращаем внимание на яркое определение «страшные весла». Это и есть эпитет.

Есть свои секреты и в изложении. Напомним, что аудиозапись с изложением звучит два раза с перерывом в пять минут. Не спешите сразу записывать текст при первом прослушивании. Иначе вы отвлечетесь и не поймете всего смысла текста. Лучше набросать все, что успели услышать, в перерыве. И только при прослушивании во второй раз записывайте то, что не успели в первый раз.

Не стремитесь записать текст дословно. Вы можете пересказать его своими словами. Но и не додумывайте того, чего в тексте не было.

Когда слушаете текст, помечайте, где диктор делает длинные паузы. Там и будет начало нового абзаца. Каждый абзац – это новая микротема. А один из критериев оценки изложения – правильное выделение всех микротем в изложении.

При написании сочинения помните о композиции работы. Сочинение должно состоять из трех абзацев минимум:

— вступление (тезис)

— основная часть (аргумент)

— вывод

Используйте шаблоны к сочинению. Тогда начало каждого из абзацев у вас уже будет готово.

На экзамене не забудьте грамотно распределить время. Всего дается 3 часа 55 минут.

Можно сделать так:

Изложение – 1 час (подготовить черновик, переписать на чистовик)

Тестовая часть – 1 час (также сначала внимательно решить на черновике, потом переписать)

Сочинение – 1 час (выбор темы, записи в черновик и, наконец, в чистовик)

Проверка всей работы – 30 мин

25 минут у вас останется в запасе. Так вы будете уверены в том, что точно успеете сдать работу в срок.

Автор статьи Анна Беляева

Источник

За три дня до экзамена. Материал для повторения                      9 класс

Задание 3.  «Образные средства»

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.)

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев.)

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

Отговорила роща золотая
Берёзовым  весёлым языком. (С. Есенин.)

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое…  (А. Володин.)

Задание 4. «Правописание приставок»

  1. Приставки на –З и –С. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С:
    истратить, беспечный, изгнать, бездомный.

Формулировка задания:  В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного (или: от глухостизвонкости последующего согласного)

Помни о словах: здесь-здешний, здание, здоровье, где З –  часть корня. Приставка С НЕ ЗАВИСИТ от глухостизвонкости, она всегда пишется ОДИНАКОВО!!!

  1. Пре- и при.
    Значения ПРЕ:
    1) ОЧЕНЬ (пребольшой – очень большой, преувеличивать – очень увеличивать,
    2) ПЕРЕ (преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик.
    Значения ПРИ:
    1) Близость, сближение (пришкольный, примыкающий, приблизиться).
    2) Неполное действие (приоткрытый, пригореть).
    3) Присоединение (прибить, причалить).

Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗРЕТЬ (жалеть),
ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку),
ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам),
ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон), ПРИЁМНИК (устройство) – ПРЕЕМНИК (наследник),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться),
ПРИДАТЬ  (форму) – ПРЕДАТЬ (друга).

  1. Правописание неизменяемых приставок : С, ОТ, ОТО, ПЕРЕ, НАД, ВЫ, ПОД, ВО, О, НЕДО, ПРО (прообраз), ПРА, (праязык, прабабушка) и т.д.
  2. Правописание приставок, зависящих от  ударения:

НЕНИ (местоимения и наречия  НИГДЕ, НЕКОГДА, НИКАКОЙ, НИКТО, НЕКТО)  и

 РАСРОС, РАЗРОЗ (рОссказни, рОссыпь, рОзвальни, рассказ, рассыпать и т.д.)

Задание 5. « Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»

1. Прилагательные. Образовано от имени существительного
Две н пишется в прилагательных, образованных:
-от существительных с основой на н: сон – сонный, осень – осенний, длина – длинный, окно – оконный;
-с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекционный, станционный, утренний, временный, письменный.
С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кожаный, песчаный, конопляный, глиняный, серебряный, гусиный, лебединый.

Исключения:
-юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса -н);
-ветреный (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: безветренный, подветренный);
-оловянный, деревянный, стеклянный.

2. Причастия.  ВСЕГДА: можно вернуть в глагольную форму (нарисованный – то, что нарисовали)
В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполненная-выполнена, скошенная-скошена.

3. Отглагольные прилагательные (прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие  – отсутствие приставки: глаженый – поглаженный).
1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н: соленый, копченый.
2) НН пишется:
а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: решенный,
б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-: рисованный, раскованный,
в) имеющих зависимое слово: круто перченный,вязанный спицами.

4. Наречия на –О и –Е.

В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы: неожиданный – неожиданно, взволнованный – взволнованно.

Задание 7.  «Способы связи слов в словосочетании»

согласование

управление

примыкание

Зависимое  слово прилагательное, числительное, причастие, местоимение

Зависимое слово – существительное, местоимение, числительное, прилагательное

Зависимое слово – наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие

При изменении формы меняются оба слова

При изменении формы меняется лишь главное слово

Главное и зависимое слова связаны лишь по смыслу.

Замена согласования на управление и наоборот

1. Поменяй местами главное слово в словосочетании, часть речи главного слова оставь неизменной!

Зрительный зал – зал для зрителей

Замена примыкания на управление и наоборот, не забываем про предлог

1. Главное слово – глагол. Меняем только зависимое (наречие на существительное (П) или наоборот (У)

Улыбаясь, разговаривал – разговаривал с улыбкой

Настойчиво учиться – учиться с настойчивостью

Замена примыкания на согласование и наоборот

1. Поменяй местами главное слово (существительное поставь на 2-е место)

Борщ по-флотски – флотский борщ

Задания 8 и 11.  «Грамматическая основа предложения»Простое глагольное сказуемое

  1. Глагол в форме одного из наклонений. Лужицы покрываются ледком.
  2. Глагол в форме составного будущего времени. Завтра будем работать в саду.
  3. Фразеологизм. Ваня гоняет лодыря с утра до вечера. (=бездельничает)
  4. Глагол в форме повелительного наклонения. Давайте порадуемся за чемпионов.
  5. Повторяющиеся глаголы. А мы всё едем и едем в поезде.

Составное глагольное сказуемое
СВЯЗКА+ИНФИНИТИВ

Связка может быть выражена:
1. Глагол фазы (начала, продолжения, конца действия): начать,
перестать, продолжить и др..

2. Глаголы, краткие прилагательные, категория состояния со значением возможности, необходимости, долженствования, желательности действия: хотеть, мочь, желать, надо, необходимо, рад, готов, должен, обязан и др.

3. Глагол со значением эмоциональности: любить, ненавидеть, бояться и др.

Составное именное сказуемое
СВЯЗКА+ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Связка может быть выражена:
1.Глаголомбыть в будущем и прошедшем времени. В настоящем времени связка не выражена словом (нулевая).
2.Глаголы стать, становиться, казаться, считаться, делаться, являться и др.

21Именная часть: прилагательное, существительное, причастие, числительное местоимение, наречие, словосочетание.

!!! могут быть сказуемые, выраженные словами категории состояния (Мне холодно. Было больно.), словами НЕТ, НЕ БЫЛО.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВСЕГДА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ!!!!!

В СПП в придаточном определительном грамматическая основа со словами КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ

Задание 9. «Обособленные члены предложения»

1.Обособленные согласованные определения и приложения.

1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой,  ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному: Русый,  с кудрявой головой,  без шапки и с расстегнутой на груди рубахой,  Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.

2.Обособленные обстоятельства:

1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий:А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена, как у мальчишки.
3)Оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА  (обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.

3. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение,  выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?

Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.

  Приложение

* указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст;

 *поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение и употребляется в том же падеже, что и слово, к которому оно относится.

Задание 10. «Вводные слова и предложения, обращения»

1. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, кажется, видимо, по-видимому, пожалуй, правда, думаю, надеюсь, полагаю и др.

2.вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д.,

3.вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, пословам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, как говорят, как пишут, как известно и др.

4.вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно,

5.вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, одним словом, иными

словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, так сказать, что называется и др.

вводные слова:

а) содержащие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,

  1. показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,
  1. выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др..

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью (лицо или предмет). Обращение не связано с другими словами в предложении, не является его членом и не входит в грамматическую основу. Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения.

Иногда обращения бывают развёрнутыми:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждёшь меня (А.С. Пушкин).

Бескорыстие

Отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Благородство

Высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Великодушие

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство.

Взаимовыручка

это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации. 

Внутренний мир человека 

– это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Добродушие, доброта

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Драгоценные книги 

это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Это книги, которые повлияли на человека, остались в памяти.Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

Дружба

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жизненные ценности 

это то, что люди считают важным в своей жизни: убеждения, принципы, ориентиры. Это направления, которые определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают основу всей дальнейшей жизни.

Красота

То, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Любовь

это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

Любовь материнская 

это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

Милосердие

Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Мужество, отвага

Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие.

Настоящее искусство

творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

Неуверенность в себе

Отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

Нравственность

Совокупность норм, определяющих поведение человека.

Нравственный выбор

осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос “Как поступить?”: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком решения  в ситуации, когда ему  приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

Сила духа

Одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

Сострадание

Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем дру