Полезный материал для егэ по обществознанию

Полезный материал для егэ по обществознанию thumbnail

Обществознание – самый популярный предмет по выбору. Он признан сложнейшим теоретическим экзаменом школьной программы. Всего 4 человека из 100 получают 80+ баллов. В одном предмете 5 независимых наук, которые чередуются по темам так, что нельзя усвоить один блок полностью без другого. Отсюда самый объемный список тем для подготовки – и все это про обществознание.

Что нужно знать, чтобы успешно сдать экзамен и войти в избранный круг высокобалльников? Для начала необходимо четко знать структуру экзамена и систему обществознания на ЕГЭ.

Экзамен состоит из 29 заданий, которые разделены на 2 части. Все задания распределены на пять отдельных, но взаимосвязанных теоретических блоков: экономика, право, социальные отношения, политика, человек и общество. Первая часть включает 20 заданий с кратким ответом. Каждый блок имеет в ней свое четко закрепленное место. Задания по ЧиО находятся под номерами 4-6, задания по экономике под номерами 7-10, по социальным отношениям под номерами 11-12, по политике под номерами 13-15, по праву под номерами 16-19. Еще есть 4 задания: 1-3 и 20, которые могут проверять знания любого из блоков.

Вторая часть экзамена включает 9 заданий. Их формат уже другой – это задания с развернутым ответом. Их будут проверять эксперты, а не компьютер. Такая оценка отчасти субъективна, но все ответы будут проверяться строго по особой системе критериев.

Ученик должен записать ответы на первую часть в бланке для заданий с кратким ответом, используя буквы и цифры строго из образца. Вторую же часть нужно заполнить на специальных бланках от руки, своим почерком. Экзамен по обществознанию длится 3 часа 55 минут.

Елена Провозен, руководитель исследований и разработок в компании MAXIMUM Education, собрала несколько отличных советов по подготовке к этому непростому экзамену.

1) Самый хитрый враг

Самый хитрый и коварный враг в процессе подготовки к обществознанию — это бессистемность. Ты вроде бы поглощаешь много информации, но ничего не запоминается. Мы привыкли, что ответ на любой вопрос можно на 10 секунд найти в Гугле. Нашел — пролистал, забыл.

Как с этим бороться? Наши преподаватели советуют использовать несколько источников, когда прорабатываешь тему. Например, школьный учебник и хороший справочник или видео-урок на Ютубе. Понял тему, повторил — делаешь один тематический тест. Посмотрел видео — закрепляешь полным общим тестом.

2) Не один и не все

Лайфхак для первой части экзамена – в ответе никогда не будет стоять одна цифра, и никогда не будут все. Соответственно на выбор даны комбинации из 2, 3 и 4 цифр. Найти правильную становится посильной задачей, когда известно, что все цифры или только одну в ответ писать нельзя.

3) Как запомнить полномочия государственных органов

Ещё один лайфхак от преподавателей нашего центра поможет быстро и легко справиться с 14 заданием. Оно проверяет знание Конституции, а точнее полномочий государственных органов власти. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции и правильно выполнить это задание. Но это сделать не так просто, поскольку материала достаточно много. В выборе правильного ответа помогут слова-маркеры, которые сопровождают каждый из субъектов государственной власти.

Если в задании встречаются слова «обеспечение» и «мера» — речь 100% идет о полномочиях Правительства. Если вы видите слова «осуществление» и«проведение», весьма вероятно, речь также идет о Правительстве. Ведь именно Правительство как исполнительный орган власти занимается осуществлением тех решений, которые были приняты другими органами власти. Бывает, что с последними двумя словами можно столкнуться в статьях о полномочиях Президента, но этот шанс невысок, кроме того, полномочия Президента и так нужно знать наизусть, так что распознать их не составит труда.

Еще одно полномочие и слово-маркер — «амнистия». Это освобождение от наказания или замена наказания на более мягкое для большого количества людей и этим занимается Государственная дума.

Еще одно схожее слово-маркер — «помилование». Это также освобождение от наказания, но уже не группы лиц, а только одного лица, и занимается этим не Госдума, а Президент. Для того, чтобы это запомнить, есть еще один небольшой лайфхак.

Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.

ГосДума (много людей) – амнистия (много людей) Президент (1 человек) – помилование (1 человек)

Стало гораздо проще и понятнее, не правда ли? Давайте перейдем к следующему лайфхаку.

4) О банках в двух словах

Одна из популярных тем среди блока Экономика — это виды банков. Они бывают центральными и коммерческими.

Все, что нужно запомнить – это то, что коммерческие работают только с гражданами и предприятиями (физическими и юридическими лицами). Поэтому все варианты ответа, которые связаны с населением, предприятиями, гражданами будут относиться к коммерческим банкам.

У центрального банка очень много функций, но совсем не обязательно их все знать. Все остальные варианты ответов, особенно содержащие слово-маркер «финансовая организация», можно смело доверить центральным банкам.

5) Критерии и шаблоны – ключ к успеху

Очень важно не только знать критерии, но и уметь владеть ими. Чтобы отлично написать задания части с развернутым ответом, необходимо знать, за что можно получить баллы. Актуальные критерии можно найти на сайте ФИПИ в конце демоверсии. Критерии лучше распечатать и при подготовке всегда держать перед глазами.

Эксперты ЕГЭ ценят конкретику в заданиях второй части. Шаблоны и клише – то, что нужно. Высокий слог и острые сюжеты лучше оставить для обычных школьных сочинений. Точность в определениях и четкое следование критериям – лучшие друзья заданий 21-27 и мини-сочинения!

6) Оглавление в помощь

Задание 28 из второй части на первый взгляд может показаться необычным или даже пугающим. Но на самом деле оно является одним из самых простых во второй части. Над планом, который требуется составить в задании, не нужно ломать голову.

Готовиться легче всего по оглавлению пособия или учебника. Задача заключается в том, чтобы запомнить структуру основных тем курса. Открываешь конец учебника, запоминаешь подтемы и раскрываешь три самых простых из них.

7) Подводка к мини-сочинению

Как приступить к написанию мини-сочинения? С чего начать, на что обратить внимание? На сам формат, на структуру заданий экзамена! В написании сочинения помочь может то, что сам формат заданий второй части готовит сдающего к сочинению.

Анализ текста в заданиях 21-24 выступает тренировкой анализа высказывания автора в сочинении. Работа с теоретическими понятиями в задании 25 позволяет набить руку на теоретической аргументации, а работа с примерами в 26 – на практической аргументации.

8) Мини-сочинение, которое всегда будет проверено

Смысл высказывания, которое должен уметь проанализировать и истолковать выпускник – это то, что является «визитной карточкой» работы. Не найден смысл? Смысл искажен? – 0 баллов за всю работу. А это целых 12 баллов от 100 итоговых.

Что делать, если не получается сформулировать смысл? Все просто – переформулировать. Лучше заменить максимальное количество слов из цитаты их синонимами, записать в новом порядке мысли (сохранив основную нить). Тогда эксперт примет такую трансформацию за новый смысл. Для примера:

«Тяжело в учении, легко в бою» – цитата. Смысл высказывания заключается в том, что человек вынужден брать на себя большое количество нагрузки в подготовке к предмету для того, чтобы в момент демонстрации своих знаний быть на пике формы и показать лучшую подготовленность.

9) Грамотное составление примеров

Это подойдет для заданий 23, 26, 29, иногда 27. Эксперты очень тщательно следят за составлением примеров, поэтому нужно запомнить простую структуру и всегда пользоваться ею: «Кто сделал?» – «Что сделал?» – «Результат/последствие/итог действия».

«Человек ходит в школу и социализируется там» – такой пример принесет 0 баллов.

Лучше составить так: «Петр Иванов, ученик 9 класса (Кто сделал?), посещая занятия в школе и набираясь в ней опыта и знаний (Что сделал?), проходит процесс социализации своей личности в таком социальном институте как школа (Результат/последствие/итог действия)». Такой пример принесет нам балл.

10) Где искать аргументы?

Аргументы для сочинения должны быть только из проверенных источников. Просто листать новостные ленты в Интернете – не самое лучшее решение. Нам нужно избегать желтой прессы и оппозиционных источников, таких, например, как «Лайф Ньюс».

Можно смотреть новости по государственным каналам и обсуждать их с родителями. Разговоры и обмен мнениями помогут лучше запомнить информацию.

Самый большой архив аргументов можно найти в Инстаграм аккаунтах крупнейших и официальных пресс-служб. Листаем истории, читаем посты, вникаем, запоминаем информацию, впитываем слог. Вот большой список:

@rbc_ru

@rtrussian

@rosobrnadzor

@rossiya24official

@kommersant_online

@online_rg

@russian_kremlin

@vedomosti

@fns.russia

@fas_time

@dumagovru

@tass_agency

@ria_novosti

@postnews.ru

Пользуйтесь полученными знаниями, покажите их и расскажите о них своим друзьям, коллегам, детям и всем, кто скоро столкнется с самым сложным предметом школьного курса. Успехов в подготовке!

Елена Провозен,

руководитель исследований и разработок в компании MAXIMUM Education 

Источник

Предварительный просмотр:

7. Политика.

      Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» – совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством и подчинением.

Политика: 1. сфера жизнедеятельности    2. отношения между  государствами, группами, нациями по поводу власти      3. деятельность государственных органов.

Функции политики:

1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп  3. обеспечение стабильности  4. контроль за выполнением норм  5. распределение ресурсов.

Политика: микроуровень, макроуровень (уровень государства), мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.

Элементы политической системы (сферы или подсистемы):

1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)

2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти

3. Нормативная – правила и нормы

4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.

       Власть – возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.

Структура власти:

1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии

2. Объекты власти – индивиды, группы, массы

3. Основания власти – юридические, экономические, силовые, социальные, информационные

4. Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы

5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой,  принимается народом добровольно.

Легитимность или господство власти (М. Вебер)

1. Традиционное господство – обусловлено традициями

2.  Легальное господство – на признании юридических норм

3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.

Политическая власть подразделяется:  государственная и общественная власть.

Теории происхождения государства:

1. Патриархальная теория  – Аристотель 2. Религиозная теория – Фома Аквинский 3. Договорная теория – Д. Локк, Т. Гоббс 4. Органическая теория  – Г. Спенсер 5. Классовая теория – К. Маркс

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

4. Налоги

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства – основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции: 

1. По объекту:  внутренние и внешние

2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления: 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Монархия: 1. абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройства – способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режим – совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократия – признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни. 

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и  суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая  система органов местного самоуправления.

Формы демократии: 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии: 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право: 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам: 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона, 2. соблюдение прав и свобод, 3. принцип разделения властей, 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть, 2. программа с целями  и стратегией, 3. устав, 4. организационная структура, 5. наличие руководящих органов.

Виды партий: 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства:  кадровые, массовые. 3. По идеологии: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству  во власти: правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

 Виды политической культуры: 

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России – 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Конвенция прав ребенка».

Источник

▫ конспекты обновляются и дополняются
▫ все вопросы — vk.com/alex1mann

* любые другие версии конспектов неактуальны для ЕГЭ
* в обсуждении видно только время создания поста

Источники
— учебники Боголюбова (базовый уровень 10 – 11 кл)
— книги Котовой, Лисковой (триактивы 8 – 11 кл, серия Сдам ЕГЭ)

Показано время создания поста, не редактирования!

✅ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

• тема 1.1 Природное и общественное в человеке
• тема 1.2 Мировоззрение, его виды и формы
• тема 1.3 Познание, виды знаний
• тема 1.4 Понятие истины, ее критерии
• тема 1.5 Мышление и деятельность
• тема 1.6 Потребности и интересы
• тема 1.7 Свобода, необходимость и ответственность
• тема 1.8 Общество как система (элементы и подсистемы)
• тема 1.9 Основные институты общества
• тема 1.10 Культура, ее формы и разновидности

Показано время создания поста, не редактирования!

• тема 1.11 Наука и научное познание
• тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества
• тема 1.13 Религия
• тема 1.14 Искусство
• тема 1.15 Мораль
• тема 1.16 Общественный прогресс
• тема 1.17 Типы обществ
• тема 1.18 Глобализация и глобальные проблемы

Показано время создания поста, не редактирования!

✅ ЭКОНОМИКА

❗ Конспекты на обновлении, появятся в ноябре 2020. Спасибо за ожидание

• тема 2.1 Экономика и экономическая наука
• тема 2.2 Факторы производства
• тема 2.3 Экономические системы
• тема 2.4 Рынок и конкуренция
• тема 2.4 Спрос, предложение и их графики
• тема 2.5, 2.7 Фирма в экономике, предпринимательство
• тема 2.6
• тема 2.8

Показано время создания поста, не редактирования!

❗ Конспекты на обновлении, появятся в ноябре 2020. Спасибо за ожидание

• тема 2.9 Рынок труда, безработица
• тема 2.10
• тема 2.11
• тема 2.12
• тема 2.13
• тема 2.14
• тема 2.15 Мировая экономика
• тема 2.16 Рациональное поведение потребителя

Показано время создания поста, не редактирования!

✅ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

• тема 3.1 Социальная стратификация и мобильность
• тема 3.2 Социальная роль и статус
• тема 3.3 Молодежь как социальная группа
• тема 3.4 Этнические общности
• тема 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты
• тема 3.6 Конституционные основы национальной политики РФ
• тема 3.7 Социальный конфликт

Показано время создания поста, не редактирования!

• тема 3.8 Виды социальных норм
• тема 3.9 Социальный контроль
• тема 3.10 Семья и брак
• тема 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
• тема 3.12 Социальная роль и статус
• тема 3.13 Социализация индивида

Показано время создания поста, не редактирования!

✅ ПОЛИТИКА

• тема 4.1 Понятие власти
• тема 4.2 Государство, его функции
• тема 4.3 Политическая система
• тема 4.4, 4.5 Политические режимы, демократия
• тема 4.6 Гражданское общество и государство
• тема 4.7 Политическая элита

Показано время создания поста, не редактирования!

• тема 4.8 Политические партии и движения
• тема 4.9 СМИ в политической системе общества
• тема 4.10, 4.12 Избирательная кампания в РФ, политическое участие
• тема 4.11 Политический процесс
• тема 4.13 Политическое лидерство
• тема 4.14 (на обновлении ♻ после изменений в Конституции)
• тема 4.15 (на обновлении ♻ после изменений в Конституции)

Показано время создания поста, не редактирования!

✅ ПРАВО

• тема 5.1 Право в системе социальных норм
• тема 5.2 Система российского права, законотворческий процесс в РФ
• тема 5.3 (на обновлении ♻)
• тема 5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
• тема 5.5 ❗ нет и не будет (см. тему 4.15)
• тема 5.6 Субъекты гражданского права
• тема 5.7 Организационно-правовые формы предпринимательства
• тема 5.8 Имущественные и неимущественные права
• тема 5.9 (на обновлении ♻)
• тема 5.10 (на обновлении ♻)

Показано время создания поста, не редактирования!

• тема 5.11 Административное право
• тема 5.12 (на обновлении ♻)
• тема 5.13 (на обновлении ♻)
• тема 5.14, 5.15 Споры и порядок их рассмотрения, гражданский процесс
• тема 5.16 Уголовное право
• тема 5.17 (на обновлении ♻)
• тема 5.18 (на обновлении ♻)
• тема 5.19 (на обновлении ♻)
• тема 5.20 (на обновлении ♻)

Источник