Полезных и вредных привычек у подростков
Легче НЕ допустить, чем бороться
Дети выросли, и более серьезными стали проблемы, с которыми сталкиваются родители.
Подростки — уже взрослые, но еще дети. Родители, конечно, причислят их к детям, а за рамками дома, где речь идет о выполнении обязательств и ответственности за свои поступки, 13-17-летних индивидов детьми уже не назовут. В этом и состоит сложность возраста. У подростков еще нет достаточного жизненного опыта, но контролировать их действия и указывать, как поступить, – практически не предоставляется возможным.
Противоречивость в этом возрасте во всем. Что там говорить: сам возраст является противоречивым.
Подростки как никто другой очень нуждаются в поддержке и одобрении. И если этого они не получают от родителей или недополучают, то тут ЖДИ БУНТА. И вот тут-то подрастающее дитя находит «единомышленников» в лице своих сверстников, старших товарищей, которым так же, как и ему, не хватает самоуверенности в себе. Тут «кстати» оказываются пагубные пристрастия. Сталкиваясь с трудностями, молодые люди пытаются уйти от проблем при помощи дурных привычек. Сюда, конечно, можно отнести любое действие человека, наносящее вред его здоровью. Но самыми опасными и, к сожалению, «популярными» среди подростков являются: употребление спиртного, курение, наркотики.
Употребление алкоголя
Если ребенок до 13 лет УЖЕ имеет тягу к алкоголю, то бороться с этой зависимостью крайне тяжело. Все дело в том, что детский организм очень восприимчив, происходит быстрое привыкание, и, как следствие развиваются болезни внутренних органов.
Зачастую мотивом употребления подростком спиртных напитков является желание выделиться, показать, что он взрослый. Также причиной детского алкоголизма может быть банальная скука.
Курение
Никотин представляет собой опасное наркотическое соединение, вредное для организма, особенно для подростка. Среди вредных привычек курение широко распространено в молодежной среде. Кроме того, статистика приводит страшные факты: количество девушек, употребляющих табак, сравнялось с таковым среди юношей.
ВОЗ ввела запреты на курение в общественных местах, функционирует ограничение по возрасту. Но запреты для подростков, как известно, только разжигают интерес к вредным привычкам.
Тяга к курению у подростков мотивируется желанием влиться в новую компанию, произвести впечатление, а также стремлением походить на взрослых. И здесь срабатывает механизм подражания. Если парень или девушка смогли преодолеть физическое отвращение после первого выкуривания сигареты, то в последствии эта привычка перерастает в зависимость.
Наркомания – «белая смерть» – одна из самых пагубных привычек подрастающего поколения. Она с каждым годом набирает обороты. Всем известно, что наркотики способны полностью разрушить и организм, и личность ребенка. Формируется стойкая зависимость.
Что же двигает подростками? И снова желание быть как все, стремление показать себя в новой компании. В основе употребления наркотиков лежит детский инфантилизм — неспособность самостоятельно принимать решения. Зачастую легче поддаться на уговоры, чем проявить стойкость и отказаться. Желание забыться и испытать новые ощущения — еще один мотив пристрастия.
Избавление от этого зла происходит очень трудно, а иногда и безрезультатно. Лучше предотвратить, чем потом бороться.
Родители должны понимать, что вредные привычки для подростков — это своего рода путь, на котором отсутствуют преграды, мешающие двигаться вперед. Появление таких проблем у подрастающего поколения является следствием неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Чтобы этого не случилось, начинать надо не в том возрасте, когда подросший ребенок уже нуждается в признании сверстников, а задолго до этого, в детстве.
Как предотвратить?
* Важно, чтобы сын или дочь умели что-то делать, что ставило бы их выше других в своей среде: достижения в спорте, художественный вкус, способность зарабатывать на своих способностях деньги и помогать семье — это приносит уважение в компании.
* Формируйте самоуверенность в ребенке.
* Показывайте на своем примере, что вы ведете здоровый образ жизни. Иначе, никакие старания не помогут. Если говорить одно, а делать другое, ожидать положительных результатов крайне сложно.
* Чтобы подросток не увлекся курением и алкоголизмом, у него не должно быть на это времени.
* Разделяйте его интересы и будьте своему ребенку другом.
Если заметили, что у ребенка появились какие-либо вредные наклонности, то:
1. Не кричите
2. Разберитесь в проблемах и решите их вместе. Как правило, это следствие ссор с одноклассниками, трудностей в учебе, неразделенной любви, нехватки родительского внимания.
3. Не спешите обращаться за помощью к психологу — это может только отпугнуть ребенка.
4. Расскажите подростку об истинном вреде, который оказывают на организм курение, алкоголь и наркотики. Без нотаций — только доверительная беседа.
5. Откажитесь сами от пагубных привычек.
6. Ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны близких, что бы ни происходило.
7. НЕ налагайте строжайший запрет на алкоголь. Пусть, если уж так хочется, попробует в кругу семьи, а не «где-то за углом».
8. Помогите подростку найти выход из затруднительных ситуаций, когда, как ему кажется, «нельзя отказаться». Например, разрешите говорить друзьям, что «родители просто «прибьют» меня, если узнают…»
9. Поощряйте успехи в полезных увлечениях.
Помимо пагубных привычек, открыто негативно влияющих на здоровье, в современном мире появились и такие, которые наносят вред опосредованно, имеют сложное и долговременное течение.
Игровая зависимость — проявляется в навязчивом увлечении видео- и компьютерными играми. Сюда относится и патологическая склонность к азартным играм (лудомания). Зависимость заключается в доминировании виртуальности над реальной жизнью человека.
Телевизионная зависимость. Телевидение стало распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. К сожалению, оно занимает половину (а то и больше) свободного времени практически каждого человека.
Интернет-зависимость. Пожалуй, самая распространенная вредная привычка молодого поколения. Эта зависимость характеризуется как психическое расстройство. Оно выражается в навязчивом желании войти во Всемирную сеть и в болезненной неспособности из нее выйти.
От этих привычек отучить совсем нельзя — да и не следует лишать ребенка благ цивилизации. Но здоровые интересы и разнообразная деятельность подростка просто не оставят времени для многочасового проведения за экраном.
Подросток в силу своего возраста, который характеризуется НЕРАВНОМЕРНЫМ гормональным и психическим развитием, обязательно должен пристраститься к чему-то, и пусть это ЧТО-ТО будет ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ проявлением его личности. Не мешайте ребенку проявлять себя с хорошей стороны — и тогда взросление произойдет быстрее.
НЕТ! Пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом.
ДА! Быть внимательным к ребенку, любя и поддерживая его.
Общайтесь с вашими детьми на различные темы и честно отвечайте на их, порой НЕУДОБНЫЕ, вопросы.
И подавайте пример!
Начало года — отличный повод изменить поведение и поэкспериментировать с режимом дня, увлечениями, учебой, избавиться от вредных привычек и обзавестись полезными.
Пока есть силы после новогодних каникул — нужно что-то менять. И если вредные привычки у каждого свои, то полезные у многих похожи. В этой статье мы собрали пять полезных привычек для подростков, которыми можно обзавестись после новогоднего «мотивационного пинка».
Топ-5 полезных привычек для подростков
Для этих привычек, подростковый период — идеальное время. Конечно, начать закладывать их можно и раньше, но если не уделить им внимания совсем, то человеку придется трудновато во взрослой жизни. Первые сложности начнутся уже в старших классах, а в студенчестве выльются в постоянные горящие дедлайны и бессонные ночи перед экзаменом.
Итак, на грядущий год мы предлагаем помочь подростку усвоить следующие полезные привычки:
- составлять список дел;
- следить за временем;
- распоряжаться деньгами;
- тренировать память и внимание;
- читать книги.
Остановимся на каждом пункте поподробнее и расскажем, как именно это сделать.
Составлять список дел
Вряд ли вас учили вести список дел в детстве, но скорее всего со временем вы сами пришли к этому навыку и ведете ежедневник, заполняете календарь или записываете задачи в приложения.
Без элементарного планирования в современного мире ничего не работает. Или работает не так эффективно, как хотелось бы. Чтобы ребенку не пришлось осваивать азы тайм-менеджмента в сознательном возрасте, научите его вести список дел уже сейчас.
В этой полезной подростковой привычке нет ничего сложного: просто составляйте списки дел в разных перспективах — на день, неделю, месяц.
Следить за временем
[aligned-text align=»right«]
О том, как начать обучать ребенка со своими делами и временем, мы рассказывали в статье про тайм-менеджмент для подростков.
[/aligned-text]
Эта привычка состоит из двух частей. Первая — знать свой примерный распорядок дня по часам. Например, в детстве мы приучаем ребенка ложиться и вставать в одно время. Потому что так надо. Но в подростковом возрасте эта привычка чаще всего исчезает. Попробуйте ее восстановить, но не с позиции «так надо», а с позиции пользы.
Объясните ребенку, что соблюдать режим сна полезно для мозга и для всего организма. Улучшится самочувствие и учиться будет проще. В помощь себе возьмите книги по саморазвитию и достижению успеха (например, «Просто космос» — там есть отдельная глава про сон), а чтобы помочь ребенку, опробуйте эту привычку вместе. Соблюдайте рекомендации, правильно просыпайтесь и засыпайте в одно и то же время. Так и новые темы для разговора появятся.
Вторая часть этой привычки — знать, сколько времени вы тратите на те или иные операции. Мы уже приводили этот пример в статье про тайм-менеджмент для подростков. Нам он очень нравится, поэтому повторим:
Как понять, сколько подросток может сделать за день? Как помочь ему не перегружать свой день, но и не давать излишне лениться? Нужно последить за продуктивностью с помощью таймера.
Попробуйте вместе засечь сколько времени уходит на выполнение стандартных действий. Например, на решение одной задачи по математике, упражнения по русскому языку или дз по литературе. Понятно, что задания могут быть разной сложности, но можно измерить их примерную продолжительность. Это поможет осознать, что домашнее задание, на самом деле, занимает не весь день. Стоит лишь разбить его на небольшие блоки и отключить на это время мобильный.
Докажем это на простом примере. Как вы думаете, сколько времени вы будете мыть 10 тарелок и 10 стаканов? 15 минут? 20 минут? Может быть 30?
Если засечь время с помощью таймера, то мы узнаем, что на мытье одной тарелки уходит 30 секунд, а стакана — примерно 40. Итого на такое количество посуды мы потратим около 12 минут.
Что нам дает эта информация? Теперь, когда мы увидим, что у нас есть свободные 12 минут. Например, перед приходом курьера или началом любимого сериала, мы сможем потратить их именно на мытье посуды, так как точно знаем сколько нам нужно времени.
Также развиваются события с домашним заданием. Если подросток знает, что одна задача по математике занимает примерно 15 минут, то он может спокойно взяться за нее, когда у него будет небольшой перерыв. Еще легче дела будут обстоять со чтением. Например, нужно прочитать параграф из 10 страниц. Одна страница занимает примерно минуту. Значит на параграф нужно всего 10.
Что кажется наиболее выполнимым «прочитать параграф» или «прочитать параграф за 10 минут»?
Цитата из статьи тайм-менеджмент для подростков.
Распоряжаться деньгами
В школе учат математике, русскому языку, физике, но финансовой грамотности — едва ли. Важно с самого детства показывать ребенку ценность денег. Вот несколько советов, как это делать:
1. Ежедневные покупки. Делите расходы на обязательные и спонтанные, эмоциональные. Не надо покупать все, что просит подросток. Держите эти траты под контролем — пусть даже у спонтанных расходов будут ограничения Специалисты советуют не говорить детям «мы не можем себе этого позволить», а объяснить, что лучше не тратить деньги таким образом.
2. Карманные деньги. Лучше, если вы будете выдавать их регулярно и с определенной логикой — например, раз в неделю, увеличивая «ставку» раз в год. Затем — чем старше ребенок, тем реже. Так, график выплат научит планировать траты и растягивать сумму на долгий срок.
3. Знакомство с системой. Не будет лишним сводить подростка в банк, показать что и как там работает. Расскажите про механизмы кредитов, сберегательных счетов. Объясните идею налогов, ипотеки.
4. Рациональный выбор. Как часто подросток начинает хотеть что-то, потому что это носят одноклассники. А в эпоху инстаграма ему постоянно продают что-то, что ему не нужно. Объясните ребенку, что реклама работает так, чтобы он в итоге захотел эту вещь. Научите критически мыслить — один из навыков будущего для подростков — прежде чем купить, исследовать и сравнить варианты.
5. Спокойствие. Деньги — далеко не самое важное в жизни. Да, они делают ее комфортнее, но это только ее часть. И настроение не должно зависеть от того, есть деньги или их нет.
Тренировать память и внимание
От переизбытка информации внимание рассеивается. Ее становится слишком много, чтобы все запоминать. Но память и внимание можно тренировать, мы уже рассказывали об этом в статьях «Как запоминать больше информации?» и «Упражнения для развития внимания у подростков». Добавим к ним несколько лайфхаков, которые помогут развить новые полезные привычки у подростка:
Озвучивать свои действия. Чтобы в работу включалась оперативная память, нужно проговаривать свои действия. Например, «я закрываю дверь», «я выключаю плиту». Это поможет отложиться действиям в мозгу, и не придется переживать за «я не выключил утюг».
Соединять в блоки. Мозг вмещает ограниченное количество информации. Чтобы вместить больше, объединяйте. Например, пароль 435683 запомнить не по цифре, а как трехзначные — 435 и 683.
Высыпаться. Здоровый сон влияет на работу мозга. Пока мы спим, мозг перерабатывает лишнюю информацию, строит новые клетки. А также стимулирует обучение и регулирует работу памяти.
Тренировать мозг. Разгадывать логические загадки, решать кроссворды, собирать пазлы, изучать иностранные языки и играть на музыкальных инструментах — все это помогает мозгу работать.
Также отличная тренировка для мозга — постоянно изучать что-то новое. Запишите подростка на новые курсы, например digital.
Читать книги
Начать читать никогда не поздно. Идеально — если ребенок растет в читающей среде, и вы для него пример. Как родитель, вы также можете «подтолкнуть» ребенка к чтению — обратите внимание на то, что его интересует и выберите книгу в данной тематике. Кстати, если подросток увлекается IT, мы недавно выбрали самые любопытные книги по программированию для подростков.
Вы здорово облегчите жизнь своему ребенку, если заложите ему полезные привычки уже в подростковом возрасте. Возможно, сейчас он не сможет оценить их пользу на 100%, но со временем он обязательно скажет вам «Спасибо» за каждую из них.
«ПОДРОСТОК И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
Содержание беседы:
Что полезно, а что вредно для человека.
Что такое привычки
Полезные и вредные привычки.
Профилактика вредных привычек.
Основной вывод занятия.
Ход занятия:
Что полезно, а что вредно для человека?
Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и весёлые игры. Любим путешествовать и каждый день узнавать, что – то новое. Любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки.
Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своём пути, им будут гордиться родители , любить и уважать друзья, он сможет достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.
Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?
что такое привычка?
Привычка – это особенность человека привыкать к каким – то действиям или ощущениям. Привычки бывают хорошие и плохие, вредные и полезные.
Чаще всего дети перенимают у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки – это курение и употребление алкоголя.
КУРЕНИЕ
В последние годы ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранение) установила ограничение на курение в общественных местах. Как известно, запреты привлекают подростков. Основной фактор риска, который повышает шансы сделать из ребенка курильщика, – это окружение. Среди юношей и девушек бытует мнение, что курить – это круто, интересно, помогает повзрослеть.
Дети стремятся быстрее стать взрослыми. Им кажется, что неопределенность и множество проблем решатся во взрослой жизни. Они стремятся выглядеть более развитыми в кругу знакомых, интересными для тех, кто на них не обращает внимание. Пути для решения таких задач не всегда правильны, а обществом могут навязываться стереотипы, что через вредные привычки все эти цели будут достижимы хотя бы частично.
На желание курить влияют такие факторы:
попытки влиться в новую компанию;
желание походить на взрослых;
попытка произвести впечатление.
Что могут сделать взрослые:
беседы с подростками о вредных привычках;
помощь в поиске других путей отличаться;
пересмотр ценностей и поиск положительных качеств у ребенка, которые заинтересуют его сверстников;
информирование о вреде курения;
истории из реальной жизни, которые можно рассказать ребенку.
Не рекомендуется навязывать какую-либо информацию. Родителям лучше рассказывать то, что они считают нужным, но в абстрактном представлении, а у ребенка возникнут свои взаимосвязи. Необходимо донести до ребенка, пусть даже на собственном примере, что большинство курильщиков пожалели о том, что когда-то пристрастились к этой пагубной привычке.
Помните, механизм подражания – основной инструмент, который толкает детей к курению.
УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ
Организм детей невероятно восприимчив, поэтому побороть возникающую тягу к спиртному сложно. Шанс появления заболеваний внутренних органов заметно растет, а процесс формирования зависимости ускоряется.
Что могут сделать родители:
обсудить с ребенком вред спиртного;
узнать точку зрения на то, как ребенок относится к нетрезвым людям;
объяснить, каким образом алкогольная зависимость возникает, насколько быстро это происходит, как она мешает нормальной жизни;
привести негативные примеры реальных людей, а также непьющих успешных личностей.
Подросток в мире вредных привычек с трудом сопротивляется угрозам, которые его поджидают. Причины появления желания употреблять спиртное аналогичны тем, которые мы рассматривали выше, в случае с курением. Скука, попытки стать взрослым, стереотип о том, что спиртное помогает справиться с эмоциональным напряжением – это неверные стимулы. Основная задача родителей и педагогов – помощь в переосмыслении способов управления своими эмоциями, проблемами.
Что могут сделать родители:
Принять правду и максимально спокойно действовать, преодолев страх и отчаяние.
Обратиться в координационный центр по противодействию наркомании. Не обязательно брать с собой ребенка – на первую консультацию придите сами, а дальше руководствуйтесь советами специалиста.
Честность и жесткость – основные черты тактики обращения с подростком. Будьте уверены в себе, убеждайте ребенка в положительном результате борьбы с зависимостью.
Старайтесь не зацикливаться. Покажите подростку, что жизнь продолжается, что он вместе с вами может заниматься обыденными вещами и получать от этого удовольствие. Не нужно все время его упрекать и напоминать о последствиях, прошлом, учите себя и его видеть новую личность, здоровую и разумную, которая оставила былое позади и уверенно двигается вперед.
Обратитесь к психологу-наркологу, не отказывайтесь от медицинского лечения.
Поддерживайте ребенка, помогите восстановить в нем силу, надежду и волю.
Творческие способности, психическое здоровье, эмоциональная сфера детей – все эти важные человеческие умения угнетаются на фоне приема наркотиков. Не пускайте проблему на самотек и не отчаивайтесь, даже если первые шаги в борьбе за светлое будущее были тщетными.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ
Зависеть подросток может от так называемой «зоны комфорта», когда он боится познавать нечто новое, идти вперед. Такую зависимость сложно распознать, она проявляется через время и характеризуется высокой устойчивостью.
Подростковые вредные привычки – это неспособность отказаться от компьютерных игр и социальных сетей. Сегодня Международная Организация Здравоохранения в полной мере признает онлайн и информационную зависимости опасными и самыми распространенными. Уже каждый второй подросток не видит жизни без онлайн общения и может заменить им реальные развлечения, проводя все время с гаджетом в руках и жертвуя многими потребностями и возможностями.
Подростки могут зависеть от родителей – сюда относится неспособность решать проблемы самостоятельно, в целом принимать важные решения, находить выход из сложных ситуаций. Такие дети больше подвержены соблазнам, возникающим в обществе – они чаще становятся наркоманами, алкоголиками, курильщиками. Поэтому способствовать их самостоятельности и учить, что подросток способен быть ответственным за свою жизнь — важная обязанность родителей.
Причины возникновения вредных привычек.
СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ
Итак, как можно побороть вредные привычки подростков, если они уже появились? Есть несколько основных моментов, которые в комплексе должны внедряться в общение с ребенком:
Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.
Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, что стоит перед ребенком. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.
Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически недоровыми людьми.
Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.
Откажитесь от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.
Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.
Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.
Поощряйте успехи, хвалите.
Обнимайте ребенка, целуйте, чаще демонстрируйте, что вы его любите.
Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Чтобы пагубные пристрастия не взяли верх над ребенком, нужно придерживаться определённых методов воспитания.
Итак, профилактика вредных привычек у подростков состоит из следующих шагов:
Воспитывайте в ребенке самосознание. Помогайте ему быть в чем-то выгодно непохожим на других, выделяться. Когда ребенок чувствует свою самодостаточность, ему не нужны другие методы обратить на себя внимание, показаться взрослее или лучше в глазах сверстников и окружения.
Воспитывайте уверенность в себе. Пусть ребенок знает, что ему есть за что любить себя. Он должен испытывать любовь к родителям, друзьям, учителям, животным. Спрашивайте, как он относится к себе, к другим. Тот, кого научили уважать окружающих, не подвержен влиянию со стороны, подталкивающему на формирование вредных привычек.
Покажите, что вы ведете здоровый образ жизни. Учтите, что ваш пример – основной. Нельзя сказать, что очень вредно курить, выкуривая очередную сигарету.
Займите время ребенка чем-то интересным. Отправьте на секцию, следите, чтобы свободного времени было мало. Это значительно снизит шансы того, что подросток пристрастится к спиртному.
Не забывайте, что вы – не только родители, но и друзья для ребенка. Разделяйте его интересы, добивайтесь доверия, учитесь понимать.
ВЫВОД БЕСЕДЫ.
Дети впитывают все, что их окружает. От того, в какой среде живет подросток, как к нему относятся близкие, каким образом он оценивает себя, зависит его подверженность к возникновению вредных привычек.
Дети подросткового возраста особенно восприимчивы к негативному влиянию. Это объясняется в первую очередь тем, что среда, интересы, условия жизни и даже ценности меняются. Цель родителей – проследить за правильной сменой ориентиров, доверять детям, понимать их и как можно больше разговаривать о проблемах, мыслях, желаниях, мечтах.