Полезные знания о мире содержат и результаты
Контрольная работа № 2
Вариант 1
Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности:
а) индивид; б) объект;
в) индивидуальность; г) личность.
Что из перечисленного не относится к видам деятельности, характерной только для человека, специфической для него:
а) познание; б) общение;
в) труд; г) ориентировка в пространстве.
Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:
а) проявление активности; б) приспособление к окружающему миру;
в) целеполагание; г) взаимодействие с природой
Для обозначения разных видов деятельности людей в их взаимосвязи используется понятие:
а) потребление; б) образ жизни;
в) уровень жизни; г) благосостояние.
Вставьте пропущенное слово:
«Истинность знания может быть установлена только в результате ……»
Способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение, называется:
а) сознанием; б) познанием;
в) отражением; г) ощущением.
Из суждений А и Б связь между свободой и ответственностью личности верно отражает:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Ответственность личности проявляется в том, что человек свободно и осознанно выбирает социально одобряемые формы поведения.
Б. Свобода никак не связана с ответственностью: быть свободным – значит делать, что угодно, не оглядываясь на других.
Из положений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Научное познание характеризуется направленностью на получение данных, которые могут найти применение в будущем.
Б. Научному познанию свойственно стремление к объективности.
Результат познавательной деятельности человека определяется понятием:
а) познание; б) знание;
в) чувство; г) практика.
Закончите высказывание:
« Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности – это ….. …»
Чувственное познание в отличие от рационального:
а) предполагает наличие предмета познания (объекта);
б) предполагает наличие познающего субъекта;
в) требует использование теории;
г) ограничивается ощущениями, восприятием и представлениями.
Закончите высказывание:
«Установки поведения человека в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек – это ….»
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Миф – это предание, дающее не достоверные знания, а фантастические представления о мире.
Б. Миф – это «живая память», хранящая знания, умения и опыт людей.
Социальное и биологическое в человеке:
а) противостоят друг другу; б) независимы друг от друга;
в) связаны друг с другом; г) предшествуют друг другу.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Новорожденный младенец может стать человеком только в окружении других людей.
Б. Новорожденный младенец может стать человеком и вне человеческого сообщества.
Дать определение:
а) деятельность – это…
б) мотив – это…
в) сознание – это…
г) самореализация – это…
д) перечислить ступени логического познания…
Контрольная работа № 2
Вариант 2
Человек как субъект межличностных и социальных отношений, а также сознательной социальной деятельности:
а) индивидуальность; б) индивид;
в) деятель; г) личность.
Что из перечисленного относится к специфическим для человека видам деятельности, характерным только для него:
а) добывание пищи; б) забота о потомстве;
в) научное творчество; г) общение.
Какой признак не отражает особенности человеческой деятельности:
а) целеполагание; б) приспособление к окружающему миру;
в) мотив; г) преобразование окружающего мира.
Единство типичных видов жизнедеятельности человека определяется понятием:
а) образ жизни; б) продолжительность жизни;
в) уровень жизни; г) целеполагание.
Вставьте пропущенное слово:
«Процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в ходе которого происходит обмен мнением, опытом, результатами деятельности – это ….»
Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выделять себя из окружающего мира, называется:
а) отражением; б) знанием;
в) сознанием; г) деятельностью.
Из суждений А и Б связь свободы и ответственности личности верно раскрывает:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Моральная ответственность личности предполагает свободу его воли.
Б. Моральная ответственность доступна только свободной личности.
Из положений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Научное познание всегда стремиться к объективности и доказательности.
Б. Научное познание опирается на здравый смысл.
Подтвержденный практикой результат познавательной деятельности человека называется:
а) знанием; б) ощущением;
в) понятием; г) суждением.
Закончите высказывание:
« Система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества называется ….. …»
Рациональное познание в отличие от чувственного:
а) предполагает ощущение предмета;
б) предполагает восприятие предмета;
в) предполагает представление предмета;
г) предполагает абстрагирование от предмета.
Закончите высказывание:
« Средства социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняющие функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности людей – это ..»
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Полезные знания о мире содержат и результаты научных исследований, и мифы, и опыт повседневной жизни, и народную мудрость, и искусство.
Б. Полезные знания о мире дают только научные исследования, поскольку только наука открывает истину.
Социальное начало в человеке:
а) неразрывно с биологическим; б) предшествует биологическому;
в) противоположно биологическому; г) противоречит биологическому.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Социальное в человеке находится в связи с его природными задатками.
Б. Социальное в человеке не зависит от его биологических качеств и связано только с обществом.
Дать определение:
а) потребность – это …
б) цель – это …
в) сознательная деятельность – это…
г) самосознание – это…
д) перечислить ступени эмоционального познания…
Контрольная работа № 2
ключ ответов
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. г | 1. г |
2. г | 2. в |
3. в | 3. б |
4. б | 4. а |
5. практики | 5. общение |
6. а | 6. в |
7. 1 | 7. 2 |
8. 2 | 8. 1 |
9. а | 9. а |
10. личность | 10. личность |
11. г | 11. г |
12. нравы | 12. обычаи |
13. 2 | 13. 1 |
14. в | 14. а |
15. 1 | 15. 1 |
16. а) деятельность – форма человеческой активности, направленная на изменение и преобразование мира в интересах людей на создание того, чего нет в природе, на производство продуктов материальной и духовной культуры; б) мотив – побудительная причина деятельности; в) сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах; г) самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющих максимально полно реализовывать творческий потенциал личности; д) ступени логического познания – понятие, суждение, умозаключение. | 16. а) потребность – надобность, нужда в чем-либо, которую необходимо удовлетворить; б) цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность; в) сознательная деятельность – активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей; г) самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой; д) ступени эмоционального познания – ощущения, восприятие, представления. |
За каждый правильный буквенный или цифровой ответ – 1 балл
(задания №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15)
За каждое правильное слово – 2 балла
(задания №№ 5, 10, 12)
За каждое верное определение – 1 балл (всего – 5 баллов)
(задание № 16)
Всего – 23 балла.
Уровень оценивания:
Отметка «5» – от 19 до 23 баллов
Отметка «4» – от 14 до 18 баллов
Отметка «3» – от 9 до 13 баллов
Отметка «2» – от 0 до 8 баллов
Результаты знаний
Полезное знание – это такое знание, которое несёт какую-то практическую пользу нам или окружающим нас людям.
Любое полезное знание приносит 4 вида результатов:
– улучшается здоровье (становится больше энергии, силы и счастья)
– укрепляется разум (легче принимать решения, брать на себя ответственность и терпеть чужие недостатки)
– улучшаются отношения с людьми (больше любви, уважения и радости)
– растут доходы (больше денег, свободного времени и свободы)
Любое знание, которое не помогает улучшить здоровье, разум, отношения и/или доходы – пустое, непрактичное.
Иногда о некоторых знаниях говорят, что благодаря им люди лучше стали понимать себя и мир вокруг. Хорошо, но если вы начинаете лучше понимать себя и мир, вы обязательно начнёте лучше себя чувствовать, быть терпеливее, легче строить отношения с окружающими людьми и больше зарабатывать. Иначе это самообман.
Все прочие знания можно считать бесполезными.
Общеобразовательный аудит
Получая те или иные знания, спросите себя:
– Улучшит ли это моё здоровье?
– Сделает ли это меня сильнее и энергичнее?
– Стану ли я или окружающие люди от этого счастливее?
– Позволит ли мне это легче принимать решения?
– Позволит ли мне это легче брать на себя ответственность?
– Научит ли это меня терпеливо относиться к чужим недостаткам?
– Привнесёт ли это больше любви и уважения в мою жизнь?
– Сделает ли это мою жизнь более радостной?
– Позволит ли мне это больше зарабатывать?
– Даст ли мне это больше свободного времени?
– Сделает ли это меня свободнее?
Если ответ хотя бы на один вопрос утвердительный – знание стоит того, чтобы тратить на него время и деньги. Если же нет – это пустое знание. Даже если оно преподносится как величайшая тайна Вселенной.
Помните, что любое знание нужно обязательно применять и проверять на практике: чему-то научились – примените; применили и получили нужный результат – научите этому других. Только следуя такой формуле можно достичь успеха в выбранной вами деятельности.
Критерии сомнительных знаний
Помимо того, что пустые знания ничего не улучшают в вашей жизни, они ещё и обладают таким неприятным свойством, как размывание нравственных ценностей. Поэтому любые пустые знания – потенциально опасны и сомнительны. И если получая какое-либо знание, вы замечаете в себе нарастание негатива, то знайте, что негатив – это красноречивое свидетельство о том, что вместо полезных знаний вы получаете испражнения чьего-то воспалённого воображения.
Наиболее распространённые критерии сомнительных знаний:
– повышенная раздражительность
– чувство превосходства над другими
– нетерпимость к другим точкам зрения
– вынужденный обман или введение в заблуждение
Не бойтесь отбросить знание, если оно не ведёт вас к лучшей жизни. Ищите полезные знания, отсекайте бесполезные и сомнительные. Для этого постоянно мониторьте свои ощущения:
– Становлюсь ли я более спокойным или более раздражительным?
– Ощущаю ли я гармонию со всеми или чувствую превосходство над кем-либо?
– Радуюсь ли я, когда узнаю что-то новое или негодую, когда сталкиваюсь с иной точкой зрения?
– Говорю ли я всё как есть или ввожу себя и других людей в заблуждение?
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги “Инсайт”, все услуги – бесплатно, для остальных – по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: https://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: https://v-lavrov.livejournal.com/
Подробнее о том, чем отличается информация и знания тут: https://v-lavrov.livejournal.com/7156.html
Взаимодействие с обществом, природой, окружающей действительностью невозможно без активного процесса познания. С самого детства ребенок ищет ответы на интересующие его вопросы, наблюдает за взрослыми, чтобы ориентироваться в мире людей. Знания об окружающем мире необходимы человеку для осуществления трудовой деятельности, общения, творчества и самореализации. Какие существуют способы познания, в чем их особенности, что становится результатом познавательной деятельности – на эти вопросы можно получить ответы из данного урока.
Обложка урока взята с источника.
Занятия с репетитором ОНЛАЙН от 200 руб / час
Перейти
Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте
Перейти
План урока:
Потребность в познании
Виды и способы познания
Чувственное познание
Рациональное познание
Способы поиска информации
Самопознание
Богатый внутренний мир человека
(Источник)
Потребность в познании
Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.
Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.
Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:
- Наличие сознания.
- Врожденное любопытство.
- Стремление к истине.
- Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
- Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
- Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.
Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.
(Источник)
Виды и способы познания
Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное – мышлении.
Так же выделяют формы познания:
- Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.
Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.
- Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
- Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
- Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
- Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
- Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».
(Источник)
Чувственное познание
Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.
- С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
- Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
- Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
- Слух – одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
- Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.
Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:
- Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна – осязанием.
- Часто чувственное познание исключает логику.
- Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.
(Источник)
По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:
- 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.
Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.
- 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.
Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.
- 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.
Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.
Рациональное познание
Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:
- Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
- Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.
Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.
- Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.
(Источник)
Методами рационального познания являются:
- логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
- синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
- наблюдение;
- измерение;
- сравнение (определение отличий, сходств);
На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.
Способы поиска информации
В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:
- печатных изданий (газет, книг, журналов);
- интернета;
- телевидения;
- радиовещания;
С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.
(Источник)
Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.
Самопознание
С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.
Самопознание состоит из нескольких уровней:
- Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
- Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
- Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
- Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.
Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.
(Источник)
Богатый внутренний мир человека
Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.
Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки – складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Вопрос: 1
К видам чувственного познания относят:
Вопрос: 2
Познание, основанное на логическом мышлении, называется:
Вопрос: 3
Все, кроме одного варианта, относятся к видам познания. Найдите ошибочное:
Вопрос: 4
От чувственного познания рациональное познание отличается:
1Желанием узнать достоверную информацию
2Системностью полученных знаний
3Восприятием окружающего мира на основе ощущений
Вопрос: 5
Самоузнавание, самонаблюдение, самоанализ – это разные уровни
Ваши ответы:
1 вопрос:
К видам чувственного познания относят:
1) Сравнение
2) Восприятие
3) Обобщение
2 вопрос:
Познание, основанное на логическом мышлении, называется:
1) Чувственным
2) Самооценкой
3) Научным
3 вопрос:
Все, кроме одного варианта, относятся к видам познания. Найдите ошибочное:
1) Чувственное познание
2) Рациональное познание
3) Внешнее познание
4) Научное познание
5) Религиозное познание
4 вопрос:
От чувственного познания рациональное познание отличается:
1) Желанием узнать достоверную информацию
2) Системностью полученных знаний
3) Восприятием окружающего мира на основе ощущений
5 вопрос:
Самоузнавание, самонаблюдение, самоанализ – это разные уровни
1) Рационального познания
2) Чувственного познания
3) Самопознания
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Восприятие
2 вопрос: Научным
3 вопрос: Внешнее познание
4 вопрос: Системностью полученных знаний
5 вопрос: Самопознания
Мы рекомендуем только лучших РЕПЕТИТОРОВ
Перейти
Выбери своего репетитора для онлайн-занятий сейчас
Перейти