Полезные занятия бесполезные занятия вредные занятия
Не все то золото, что блестит. Не все советы на самом деле полезны. Что подходит одним, может не только не помочь, но и навредить другим, особенно если это занятие ну никак не сочетается с вашим характером.
1. Планирование.
Планирование, списки дела на день, неделю, год, жизнь. Казало бы, в нашей суматошной жизни было бы прекрасно упорядочить дела. Вот тут-то и может пригодиться планирование. Но есть три момента. Первый: согласно закону подлости (единственному закону, который соблюдается абсолютно всегда), обязательно возникнут непредвиденные обстоятельство. Это как с планированием бюджета. Только все расписал – бах, машина сломалась. Со временем то же самое. Стоит составить список – бах, простуда.
Второй момент. Зачастую при планировании люди относятся к себе, как к роботу. Они поначалу и предположить не могут, что уже в конце недели выдохнуться и заходят весь выходной «протюленить» под любимый сериал. И никакой список дел им уже не указ!
Третий момент. Чисто психологический и зависит от характера. Есть такие, и я одна из них, которые подобные списки просто-напросто саботируют. Как только появляется список, включается лень-матушка, воспаление хитрости и т.д. Несколько раз я пыталась планировать день. Первый раз споткнулась уже на первом пункте и просто просидела полдня, раскладывая «косынку». Второй раз тоже ничего хорошего не вышло.
Есть у меня знакомый, удивляюсь, как этот человек успевает за день столько, сколько за неделю не сделаешь. Он часто цитирует профессора Преображенского: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».
2. Чтение бизнес-литературы.
Туда же различные истории успеха и т.д. Пустая трата времени. Серьезно. Хотя бы потому, что люди все разные, разные обстоятельства, разные пути. Гораздо эффективнее просто начать что-то делать, ни на кого не оглядываясь, ни за кем не повторяя. Есть шанс набить немало шишек, но это будут свои родные шишки. А главное – это уже практика, а не бесконечная теория.
3. Аффирмации.
Аффирмации работают, если человек уже в какой-то степени обладает тем, что хочет развить. Например, он учится играть на скрипке, и видит, что с каждым днем играет все лучше. Здесь будут уместны аффирмации «с каждым днем я играю все лучше», «я все увереннее владею инструментом». В этом случае аффирмация действительно сработает.
Но аффирмация – не заклинание. В ней нет магии. Она не сделает вас виртуозом, если вы никогда не держали скрипки в руках, хоть вы всю жизнь пробубните без умолку «я великий скрипач». Аффирмация «я богат», «я красив», «я знаменит» не сработает, если вы совершенно ничего для этого не делаете.
4. Чересчур здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это здорово! Извиняюсь за тавтологию. Но и перегибать палку не стоит. Какие-то радости в жизни должны остаться, чтобы было, зачем жить сто лет. Однако если все ваши радости никак не связаны с вредными привычками и едой, то вас можно поздравить.
5. Упражнения на самодисциплину.
Кто не знает, суть их в том, чтобы делать то, чего не хочешь делать. Я считаю это в корне неправильным. Мы и так вынуждены делать много того, чего не хотим. Зачем искусственно увеличивать количество неприятных дел? Это первое. Второе: этот пункт очень схож с первым. Они оба напоминают диету. Чем всегда оканчивается диета? Правильно, срывом.
Жизненная энергия необходима нам, как воздух. Мы не можем её увидеть, но мы чувствуем, когда её не хватает. Чтобы стать энергичным, в первую очередь необходимо исключить из жизни факторы, которые, по мнению специалистов, «высасывают» из нас весь энтузиазм и боевой настрой. К ним относятся:
1. Общение с «токсичными» людьми. Пересмотрите свой круг общения. Уверены ли вы, что в нем нет энергетических вампиров, нытиков, пессимистов, скептиков или критиков? Конечно, старые связи всегда жалко обрывать, однако завистливые и вечно недовольные лица вряд ли проведут вас вверх по лестнице успеха.
2. Просмотр телевизора. Просматривая новости изо дня в день, мы сами того не замечая превращаемся в зомби. «Что же нового случилось в мире?», «О боже, опять автокатастрофа!», «Кто-то кому-то изменил»… Хватит переживать за чужую жизнь больше, чем за свою! Пора и о себе подумать. А в качестве увлекательного времяпровождения отдайте предпочтение хорошим фильмам (но только после того, как закончите с запланированными делами).
3. Постоянные дилеммы. Постоянные мыслительные процессы, бесконечные раздумья, сравнения, анализы… Все это изрядно утомляет наш мозг и, следовательно, отнимает у нас уйму энергии
Научитесь концентрировать внимание на действительно важных делах, а посторонние мысли отбросьте в сторону. Сами увидите, но жизнь покажется не такой уж сложной штукой. Посудите сами: зачем растрачивать силы на ни к чему не ведущие размышления, если в мире есть столько увлекательных занятий, которые принесут куда большую пользу?
4. Незаконченные дела. Мысленно, нас постоянно гложет наличие незавершенных дел. Мы каждый день обещаем себе к ним вернуться, но… Что-то идет не по плану, а в добавок накапливается все больше новых дел. Все это лишает нас концентрации, изрядно утомляет и отнимает энергию. Чтобы раз и навсегда избавиться от осознания, что за вами имеется солидный лишний груз, важно научиться браться за начинания по мере своих сил и возможностей, своевременно их выполнять, и не откладывать на завтра.
5. Взваливание чужих проблем на свои плечи. Доброта — бесспорно положительное качество в человеке, но перебарщивая с ней можно закопать собственные мечты и цели глубоко под землю. Помогайте там, где действительно не обойтись без вашей помощи. А вот мелкие рутинные проблемы позвольте окружающим разрешить самостоятельно, без вашего участия. Как говорится — хорошего понемножку.
6. Некачественный отдых. Оптимально продуктивное состояние при отсутствии качественного отдыха под силу, разве что, роботам. Но отдых заключается не только в полноценном сне. Порой, необходимо сменить вид деятельности, чтобы снова стать энергичным и обрести новые силы.
7. Близкое восприятие чужого мнения. Прежде всего, каждый человек это личность. Да, в наше развитие было приложено немало сил и стараний со стороны родителей и близких. Возможно, друзья также сделали значимый вклад в какой-то степени. Однако стараться оправдать чужие ожидания, жить, чтобы осуществить чужие надежды — неправильная политика. Да, чувство благодарности непременно должно быть к этим людям, но слишком близко воспринимать их желания и советы к сердцу не стоит. Так можно «похоронить» свои собственные цели и амбиции.
Ну что, друзья мои, с этим разобрались! Постарайтесь избавиться от этих «поглотителей энергии» или, хотя бы, свести их к минимуму. А чтобы узнать, как можно вернуть потерянную энергию, читайте мою предыдущую статью. Успехов вам и наполненной энергией жизни!
Педагоги решают, помогает домашнее задание усвоить материал или крадёт детство, а школьники ненавидят домашку вне зависимости от выводов взрослых. Вот американская учительница Бренди Янг и решила отменить домашние задания для своего класса.
В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.
Мама одной из учениц сфотографировала записку.
Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.
И правда, домашка не нужна. Вот почему.
1. Домашнее задание вредит здоровью
Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.
- Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном.
- Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.
Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?
2. Домашнее задание отбирает время
Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.
Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.
Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора.
Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?
3. Домашнее задание не влияет на успеваемость
Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.
С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов.
Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание. Небольшая цифра для анализа.
4. Домашнее задание ничему не учит
Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу гомеопатии. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.
5. Домашнее задание убивает желание учиться
«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.
6. Домашнее задание портит отношения с родителями
Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.
- Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
- Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
- Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
- Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.
Что хорошего в домашнем задании
Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.
Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.
Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны.
Бренди Янг считает так:
Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?
Занятие-игра по экологии
(для педагогических работников города)
Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».
Задачи: закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека. Показать, что деление человеком животных и птиц на «полезных» и «вредных» очень условно. Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.
Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.
Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.
Ход занятия-игры.
Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома. Называется она «Да», «Нет».
Вос-ль: – Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль:- Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно летает?
Вос-ль: -Нет.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Оно хищное?
Вос-ль: – Нет.
Реб: – Оно меняет шубу?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это заяц?
Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.
– Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к:- Оно летает?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Ягодами питается?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Грудка красная?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это снегирь?
Вос-ль: – Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о чем будет сегодня занятие?
Реб-к: – Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).
Вос-ль: – Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и проверим так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» – называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» – называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.
И так начнём, кто загадает первую загадку.
Реб-к: Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.
Противоположная команда: Лиса.
Вос-ль: – Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.
Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.
Вредный: Лиса крадет кур в деревне.
Полезный: У лисы ценный мех.
Вредный: Лиса разоряет гнёзда.
Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.
Вредный: Лиса занимает чужие норы.
Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.
Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.
Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.
Команда противоп.: Кукушка.
Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.
Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.
Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.
Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.
Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.
Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.
Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.
Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.
Реб-к: Он – крупный хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.
Отгадывающая сторона: Волк.
Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.
Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.
Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.
Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.
Вредный: Волки часто нападают на человека.
Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.
Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.
Отгадывающая команда: Орел.
Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.
Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.
Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.
Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.
Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.
Дети изображают птиц или животных.
Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно «вредных» или «полезных» животных и птиц.
Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.
Отвечает обеспокоенный голос слона:
Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.
Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое
И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,
Когда кричу – у всех болят уши.
Прошу вас заступитесь.
Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду
спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.
Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.
1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.
2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.
3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.
Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.
Вносится поднос с фруктовым канопе (на палочке нанизаны кусочки фруктов – банан, яблоко, мандарин, виноград).
Жюри оглашает очки.
Занятие-игра по экологии
(для педагогических работников города)
Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».
Задачи: закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека. Показать, что деление человеком животных и птиц на «полезных» и «вредных» очень условно. Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.
Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.
Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.
Ход занятия-игры.
Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома. Называется она «Да», «Нет».
Вос-ль: – Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль:- Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно летает?
Вос-ль: -Нет.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Оно хищное?
Вос-ль: – Нет.
Реб: – Оно меняет шубу?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это заяц?
Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.
– Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к:- Оно летает?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Ягодами питается?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Грудка красная?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это снегирь?
Вос-ль: – Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о чем будет сегодня занятие?
Реб-к: – Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).
Вос-ль: – Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и проверим так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» – называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» – называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.
И так начнём, кто загадает первую загадку.
Реб-к: Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.
Противоположная команда: Лиса.
Вос-ль: – Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.
Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.
Вредный: Лиса крадет кур в деревне.
Полезный: У лисы ценный мех.
Вредный: Лиса разоряет гнёзда.
Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.
Вредный: Лиса занимает чужие норы.
Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.
Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.
Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.
Команда противоп.: Кукушка.
Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.
Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.
Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.
Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.
Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.
Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.
Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.
Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.
Реб-к: Он – крупный хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.
Отгадывающая сторона: Волк.
Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.
Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.
Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.
Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.
Вредный: Волки часто нападают на человека.
Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.
Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.
Отгадывающая команда: Орел.
Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.
Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.
Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.
Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.
Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.
Дети изображают птиц или животных.
Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно «вредных» или «полезных» животных и птиц.
Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.
Отвечает обеспокоенный голос слона:
Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.
Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое
И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,
Когда кричу – у всех болят уши.
Прошу вас заступитесь.
Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду
спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.
Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.
1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.
2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.
3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.
Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.
Вносится поднос с фруктовым канопе (на палочке нанизаны кусочки фруктов – банан, яблоко, мандарин, виноград).
Жюри оглашает очки.