Полезные свойства воды конспект начальная школа

Полезные свойства воды конспект начальная школа thumbnail

Тема: Вода. Свойства воды.

Цели:

  1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.
  2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
  3. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов (3 стакана с водой, 3 стакана с молоком, 3 ложки, 3 набора полосок, 3 пипетки, 3 предметных стекла, 3 колбы, сахар, песок, масло, марганец, 3 пробирки с водой на подставке, 3 стакана с номерами, 3 бутылки с водой, 3 фильтра, 3 пустых стакана, 3 воронки), ручки, капельки для эмоционального отклика, список литературы.

Ход урока.

I Оргмомент.

        Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

  1. Задают вопросы
  2. Ищут ответы на эти вопросы
  3. Наблюдают, проводят опыты
  4. Проверяют свои догадки

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

  1. Старший научный сотрудник
  2. Помощник
  3. Эксперты

II Сообщение темы и целей.

        Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

                                    Я очень добродушная,

                                    Я мягкая, послушная,

                                    Но когда я захочу,

                                    Даже камень источу.                (вода)

Верно. Это вода.

Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.

«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»

Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».

Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.

Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.

III Изучение нового материала.

а) Ассоциативный ряд.

        Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?

Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…

        Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана

                                          И тихая заводь пруда.

                                          Струя водопада и брызги фонтана

                                          И все это – только вода.

б) Актуализация ранее изученного.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны  нашей планеты.

        Вода занимает 34 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

        Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

        А где человек использует воду?

Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

        А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

        Определим правила, по которым работают учёные в группах.

  1. Старший научный сотрудник проводит опыт
  2. Помощник читает задание
  3. Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.

Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

  1. Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
  1. С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
  2. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
  3. Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Свойства воды.

Есть

 (да)  

Нет

вкус

запах

цвет

прозрачность

текучесть

имеет ли форму

является ли растворителем

Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?

Зачитаем план опыта.

  1. Определение запаха воды.
  2. Определение вкуса воды.
  3. Расскажем о результатах наблюдений.
  4. Сделаем вывод.
  5. Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха.

Опыт №2.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  1. Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.
  2. Посмотрим на свет.
  3. Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
  4. Посмотрим на свет.
  5. Сравнить цвет воды с цветом полосок.
  6. Расскажем о результатах наблюдений.
  7. Сделаем вывод.
  8. Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь? Прозрачна, бесцветна.

IV Физминутка.

Но перед этим проведём физминутку.

Очень всем нужна вода

                Делай – раз, делай – два.

                Звери у ручья напились

                Вправо влево наклонились.

                Вместе на носочки встали,

                Тучку лапками достали.

                Дружно хлопнули в ладоши

                До чего же день хороший.

                Дождик вдруг полил с утра.

                За работу нам пора!

V Продолжение работы по теме.

Опыт №3.

Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

  1. Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.
  2. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
  3. Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.
  4. Что происходит с формой воды.
  5. Сделайте вывод.

О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.

Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду.

Опыт № 4.

Вопрос: Может ли  вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  1. Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец).
  2. Перемешаем палочкой.
  3. Пронаблюдаем за полученной смесью.
  4. О результатах наблюдения расскажем.
  5. Сделаем вывод.
  6. Заполним таблицу.

Дети выполняют опыт.

Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.

Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.

Подтвердилось ли наше предположение?

Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?

Сахар, марганец.

Вывод: Вода – уникальный растворитель.

Какие вещества оказались нерастворенными?

Песок, масло.

Где человек применяет это свойство? Моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся.

Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств.

Читайте также:  Подсчет и учет запасов полезных ископаемых

Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?

Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?

А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.

Какую воду считают пригодной для питья?

Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.

Проблема: Можем ли мы определить качество воды?

Предположения: можем, не можем.

Я вам предлагаю это проверить.

К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.

Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно.

Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить?

Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей (см ниже).

Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.

Учитель вместе с детьми заполняет таблицу на доске.

Свойства воды.

   №1

  №2  

  №3

вкус (можем предположить)

запах

цвет

прозрачность

Если да «+», если нет -.

Объявляется результат. Кто определил правильно?

Вывод: Мы не можем определить качество воды.

Давайте обратимся за помощью к ученым.

Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.

Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?

Есть несколько способов:

  1. Фильтрование
  2. Кипячение
  3. Отстаивание.

Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.

Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей.

Опыт № 5.

Сейчас мы попробуем отфильтровать воду.

План опыта.

  1. Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды).
  2. Пропустить через фильтр воду с песком
  3. Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? 4 части. Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду с песком. Понаблюдайте качество воды при выходе.

Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус.

Для чего нужно очищать воду? Ответы детей.

VI Экология.

Сейчас много рек, речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать и заботиться об охране водяных ресурсов.

Для этого необходимо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов.

Кто знает, может кто-нибудь из вас, когда вырастет, будет заниматься именно работой по сохранению наших природных богатств.

VII Закрепление.

        Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода?

Как нам помогают те или иные свойства воды?

Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?

VIII Устный журнал. (Резерв).

А сейчас мы послушаем подготовленные ребятами интересные факты о свойствах воды и о её состояниях.

  1. Почему снег белый?

     Виноват в этом солнечный луч. Каждая снежинка сама по себе пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки, падая друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся не прозрачными и потому не могут пропускать через себя весь луч солнца. И снег потому ослепительно белый, потому что он отражает солнце.

  1. В нашем дыхании тоже содержится водяной пар. Вы можете его увидеть, выдохнув на улице в холодный день.
  1. Почему на окнах появляются снежные узоры?

     Оказывается, их рисует мороз. Чем он рисует? Водой. Прозрачным водяным паром, который есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда. Льдинки группируются на стекле, и постепенно вырастает ледяной узор.

  1. Когда мокрое бельё высыхает, содержащаяся в нем вода превращается в водяной пар.
  1. Ученые подсчитали, что за всю жизнь человек потребляет 75 тонн воды.
  1. Одно растение подсолнух выпивает за лето 250 литров воды.

И ещё много чего интересного можно узнать об этом удивительном веществе. Мы будем стараться узнать как можно больше на других уроках по ОМ.

IX Пословицы.

Наш мудрый русский народ давно заметил эти необычные свойства и сложил много пословиц о воде. С некоторыми я хочу вас познакомить.

        Прочитайте пословицы, подобранные мной.

Была бы водица, а зелень народится.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Как бы вы объяснили пословицы?

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

        Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.

X Итог урока.

        Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Почему воду называют «сама жизнь»?

        Все ребята сегодня хорошо работали.

XI Домашнее задание.

Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы:

  1. Почему  дождь падает каплями?
  2. Как морскую воду сделать пресной?
  3. Что такое ледники?
  4. Почему лёд не тонет?

Для этого каждой группе я выдаю список книг, которые вам помогут найти ответы на данные вопросы.

Энциклопедии: «Я познаю мир: естествознание».

                         «Что есть что? Вода».

                         «Воздух. Вода. Погода и климат».

Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о сегодняшней работе.

 В заключении я хочу напомнить:

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Спасибо за помощь на уроке!

Источник

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового

Форма работы: групповая

Тема урока: Вода и её свойства.

Цели урока:

Образовательные:

– Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.

Развивающие:

– Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;

– развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

– развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.

Читайте также:  Практическая работа по полезным ископаемым нефть

Воспитательная:

-Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Формировать УУД:

– Личностные УУД:– навыки сотрудничества при работе в группах, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-осознание собственных достижений при освоении темы

Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: -осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Познавательные УУД: -раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

– ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Планируемые результаты:

Предметные:

– Определить в ходе опытов свойства воды;

-проводить исследование воды и определять её основные свойства;

-составлять правила бережного использования воды;

-понимать значение воды для всего живого на земле.

Метапредметные:

Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)

Познавательные: – Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;

– определять характер взаимоотношения человека с природой;

– работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).

Коммуникативные: – Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;

– коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;

– формулировать собственное мнение и позицию;

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Личностные:

Проявлять

-интерес к изучению темы;

-позитивное отношение к экономному расходованию воды;

-осознание собственных достижений при освоении темы

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, глобус, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; 2 тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.

Ход урока

Слайд 1

I. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, давайте начнём наш урок с пожеланиями добра друг другу.

Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра!

– Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.

2. Введение в тему урока

– Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?

А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она – сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?

– Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)

– Посмотрите! И вправду вода!

-Какова же будет тема нашего урока?

-Открывается первая часть темы урока «Вода…».

-Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».

3. Постановка учебной задачи

-Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

– А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

(Открывается вторая часть темы « и её свойства)»

– Какова тема нашего урока?

– Давайте определим цель нашего урока. Что нам в этом поможет? (Учебник)

– Какова цель нашего урока? (Определить основные свойства воды).

– Давайте сегодня выясним, какими же свойствами обладает вода.

Слайд 2

III. Изучение нового материала.

1.Беседа о воде.

(Учитель быстро раскручивает глобус):

– Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым)

– Это потому, что синей краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.

– Где мы используем воду? (Ответы детей)

(слайды №3 – 4)

– А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь)

– Может ли быть жизнь без воды?

– Кому нужна вода на земле?

– Объясните значение воды в жизни растений.

– Объясните значение воды в жизни животных.

– Могут ли растения и животные обходиться без воды? (Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных).

– Всегда ли вода приносит пользу?

– Какой вред она может причинить?

– Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей).

– Благодаря воде возникла жизнь на Земле. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах, воду пьют и поля, и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.

Слайд 5-6

– Какой вывод можно сделать о значении воды?

Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.

Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?

Слайд 7-8

5. Физминутка

Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)

Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)

Дождинки пляшут, как живые – пей, земля, пей! (три притопа)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)

6. Изучение новых знаний и способов действий

– Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.

– Что такое лаборатория? (Ответы детей)

– Давайте уточним это понятие в словаре. (Лаборатория – это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.)

На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

(Задают вопросы.

Ищут ответы на эти вопросы.

Наблюдают, проводят опыты.

Проверяют свои догадки)

– Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.

– Какие правила будем соблюдать во время работы?

Слайд 9

-Чётко следовать моим инструкциям.

-Ничего не брать в рот.

-При выполнении опыта быть аккуратными.

-Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

-Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

-Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.

Читайте также:  Запечь в духовке полезное для детей

Слайд 10

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

является ли растворителем

вкус

текучесть

имеет ли форму

запах

прозрачность

цвет

Проведем опыт №1.

На столе у каждой группы соль, сахар, песок.

1 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.

2 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.

3 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.

Каждая подгруппа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.

(1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)

2 группа (Сахар тоже растворился в воде)

– А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

– Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)

– А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)

– Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель)

Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Речной песок в ней не растворяется.

Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.

Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

Рассмотрите рисунок на с.53.

– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

Проведем опыт №2 Фильтрование воды

Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)

– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

– Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)

Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).

-Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.

-Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?

Опыт №3

– Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).

– Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)

– Сделайте вывод. Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации (учебник с.55).

Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)

Опыт №4

-Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.

Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.

Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).

Вывод опыта №4: Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда. Отметьте в таблице.

-Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.

Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.

Опыт 5

-Прочитайте текст под рисунком в учебнике на стр. 56.

-О каком свойстве вы прочитали?

-Чистая вода не имеет запаха.

-Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.

-Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.

-Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха). Отметьте в таблице.

Вывод вода не имеет запаха

Опыт 6

Оборудование опыта №1: 2 тарелки с рисунком, вода, молоко.

Посмотрите сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налейте в другую тарелку молоко. Виден ли рисунок в этом случае?

-Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?

Вывод опыта №6: Чистая вода прозрачна

Опыт 7

с разноцветными бусинками.

Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице

Вывод 7: чистая вода бесцветна.

Оборудование опыта №8: влажная губка.

Влажной губкой протрите классную доску. Через 1—2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?

Вывод опыта №8: Вода испарилась!

(Каждая группа берёт на столе учителя карточку с названием свойства воды и прикрепляет на доску)

(слайд №11):

1. Вода является растворителем

2. Чистая вода не имеет вкуса

3. Вода обладает свойством текучести

4. Вода принимает форму сосуда

5. Чистая вода не имеет запаха

6. Чистая вода прозрачна

7. Чистая вода бесцветна

8. Вода испаряется

IV. Закрепление изученного материала.

  • Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? (слайд №12)

  • Почему сахар растворяется в чае? (слайд №13)

  • Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? (слайд №14)

  • Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

2.Дополните предложение : (слайд №15)

Вода – это…….. (жидкость), которая не имеет …….. (запаха, цвета, вкуса). Она ………и………(прозрачная и текучая.) Вода – это ……………..(растворитель) некоторых веществ.

Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

– Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды.

Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд. Продолжите фразу (слайд №16):

  • Мне было интересно…

  • Я сегодня узнал…

  • Я сделал вывод…

  • Мне показалось важным…

  • Я запомнил…

– Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.

– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)

9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

– Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

10. Задание на дом

Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.

Слайд № 17

9

Источник