Полезные свойства поваренной соли окружающий мир 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №4»

Исследовательский проект

«Соль – вред или польза?»

 «Человек рождается здоровым,

 а многие болезни к нему

приходят через рот с пищей»

                                                    Гиппократ                                 

                                                                            Проект выполнили:

                                                                                                   группа учащихся 4 «б» класса.            

                                                                                      Руководитель: Коннова

                                                                               Ирина Николаевна  

СОДЕРЖАНИЕ:

     1.Введение.

2.Соль-польза и вред.

-Немного истории.

-Состав соли.

-Какая бывает соль и где ее применяют.

-Польза соли.

-Опасная соль.

 3. Практическая часть.

          -Опыты с обувью, со шпилькой, с цветком.

          -Результаты опытов.

          -Вывод.

       4.Заключение.

  5.Список литературы.

Методический паспорт проекта

Тема проекта:     Соль – вред или польза?

Проблема в том, что говорят : «Соль-это яд».

Гипотеза исследовательской работы: действительно ли соль оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека.

Цель исследовательской работы: Определить пользу или вред оказывает соль на организм человека и на окружающие нас предметы.

Задачи:  

  • изучить литературу по теоретическим вопросам темы исследования;
  • доказать отрицательное влияние   соли на организм человека через исследование
  • Время работы над проектом: 1 месяц

Режим работы: внеурочный

Информационно-техническое обеспечение:

  • библиотека;
  • Интернет;
  • фотографии;
  • компьютер;
  • мультимедийная установка

Мотивация к познанию: личный интерес

Работа над проектом

Этапы проекта

Деятельность ученика

Роль учителя

1 этап:

Организационный

-Выбрали тему исследования,  связанную с пользой и вредом соли;

-определили цели и задачи исследования;

-составили план для проведения работы, а также выбрали доступные и наиболее приемлемые методы исследования

Направляющая на основе мотивации.

2 этап:

Поисково-исследовательский

-Изучали литературу,

-делали фотографии,

-проводили опыты,

-встречались с продавцом продовольственных  магазинов (интервью).

Организатор встреч, тесное взаимодействие с обучающимися в процессе обработки, анализа и систематизации данных.

3 этап:

Создание продукта проектной деятельности

Продуктом проектной деятельности явилась презентация «Соль- вред или польза?»

Обучающая, тесное взаимодействие с обучающимся в процессе обработки, анализа и систематизации данных

4 этап:

 Предъявление проекта и его продукта

Материалы данного исследования были представлены учащимся 1-4 классов МБОУ «СОШ№4» на классных часах.

Сотрудничество.

– Что такое  соль?

–  Из чего она состоит?

–  Оказывает ли влияние на организм?

–   Если «да», то какое?

Такие вопросы мы  задали себе.  

Давайте окунемся в историю возникновения соли в мире и в нашей стране.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь.

Интересные факты о соли.

Когда-то соль была дорогим товаром. За четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия.

      Искусство солить мясо и рыбу было известно с самых древних времён. Оно было сильно распространено в Египте, где были организованы специальные рыбосолельни. Кроме того, египтяне солили перепёлок, уток и другую мелкую птицу.

Поваренная соль – это единственное минеральное вещество, которое употребляет человек в чистом виде.

У многих народов существовал обычай «солить» новорождённых, оберегая их от злых духов.

Солью посыпают проезжую часть и тротуары, когда нужно, чтобы растаял слежавшийся снег или лёд при гололёде.

Соль в народных приметах.

С солью связано множество суеверий и примет, Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.

Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.

Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре

Соль в народном творчестве.

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито – трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой».  Много народных загадок о соли сложено.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
                       ( соль)

Меня одну не едят,
а без меня мало едят.                           (соль)

В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебала».  Не солоно хлебавши –  значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

Исследовательская работа.

О пользе или вреде соли ведутся нескончаемые споры. Она издавна используется в качестве приправы. Когда-то ее ценили на вес золота, поэтому уйти “не солоно хлебавши” означало встречу гостя без должного уважения. Она входит в состав различных блюд, хотя многие убеждены, что ее избыточное количество и здоровый образ жизни несовместимы. С другой стороны, определенное количество, порядка 5грамм, обязательно должно входить в рацион питания. Сюда входит соль, растворенная в различных продуктах: хлебе, сыре, колбасе, селедке.

Состав соли

Как известно, популярная приправа – соединение натрия и хлора, хлорид натрия.

-натрий задействован для обеспечения кислотно-щелочного баланса и баланса жидкости. Он отвечает за правильную передачу нервных импульсов, участвует в обеспечении сокращений мышц. Нехватка микроэлемента проявляется слабостью, сонливостью;

-хлор входит в состав желудочного сока, крови и желчи. Если хлора недостаточно, начинаются сбои в работе системы пищеварения.

Достаточное поступление приправы необходимо для поддержания оптимального уровня электролита в клетках. В случае его дефицита ухудшается функционирование мышц.

Сколько нужно соли организму человека.

-Некоторые убеждены, что определенное ее количество каждый день выводится через выделительную систему, через пот и мочу. В этом ее польза и потому расход нужно регулярно восполнять.

-Другие считают, что через выделительную систему организм избавляется от ненужного. И когда через пот выделяется чересчур много хлорида натрия, это говорит об его излишках. Дополнительное его поступление лишь задает ненужную работу и тем самым наносит вред.

-Некоторые спортсмены и физкультурники считают полезным и даже необходимым пополнять количество соли в случае интенсивных физических нагрузок, а также в жару. На самом деле ее избыток будет выведен, за исключением того небольшого количества, который удержится внутри клетки для обеспечения правильного здорового функционирования.

Определенный компромисс нетрудно найти, полностью отказавшись от намеренного “соления” пищи. Лучше, если она начнет поступать с различными здоровыми продуктами, то есть наиболее полезным и естественным способом.

В чем польза соли.

Как известно, жизнь зародилась в океане. Состав крови во многом сходен с составом морской воды. Употребление морепродуктов – например, морской капусты – приносит пользу здоровью. Такие продукты естественным образом устраняют дефицит соли, она поступает в организм уже после того, как прошла в растении необходимую переработку.

Кроме того, она приносит пользу при наружном применении:

-соляные ванночки приносят пользу тем, что помогают справиться с отеком ног;

-соляной компресс под глазами (1ч.л. на литр воды) полезен от мешков под глазами;

-Укреплению ногтей помогут соляные ванночки, содержащие 2 ст. ложки соли с капелькой йода. Для подпитки ногтей нужно выделить не менее 15 минут в течение нескольких дней.

-Ингаляции соляного раствора приносят облегчение при мокроте в горле и при респираторных заболеваниях.

-Полоскание горла и ротовой полости раствором соли и соды не только помогает при воспалениях миндалин, но и делает дыхание свежим.

-При укусах насекомых: смочите место укуса и посыпьте солью.

Кроме приготовления пищи и лечения некоторых недугов, соль может пригодиться и в хозяйстве. 

-В первую очередь – это отличное чистящее средство. Смесь соли и скипидара избавит ванну и раковину от желтых пятен, смесь соли и уксуса вернет прежний блеск меди и жести, смесь лимонного сока и соли очищает пятна ржавчины. Крепкий соляной раствор, слитый в раковину, предотвращает накопление жира на стенках водопроводных труб на кухне и избавляет от неприятного запаха.

-Чтобы утюг легче скользил по выстиранному белью, добавьте немного соли к стиральному порошку.

-Немного соли, добавленной в молоко, позволит дольше сохранить его свежим.

-Щепотка соли облегчит взбивание яичных белков или сливок.

-Для предотвращения появления плесени на сыре, заверните его в салфетку, смоченную в соляном растворе.

Соляные пещеры

Есть такая методика, как спелеотерапия, представляющая собой лечение в соляных пещерах. Это лечение полезно при заболеваниях дыхательных органов. В соляных пещерах царит особенный микроклимат, укрепляющий иммунную систему, выводящий из дыхательных путей зловредные вирусы и бактерии, очищающий легкие и бронхи. Медики считают, что пребывание в таких пещерах активизирует природный механизм самоизлечения.
Хотя, чтобы почувствовать благотворное воздействие, нет необходимости ехать в шахту. Можно приобрести специальную соляную лампу и периодически ее включать. Она может воссоздавать микроклимат соляных пещер прямо в квартире. 

Каменная или морская?

Это не имеет значения. Важно, чтобы соль была неочищенной. Известно, что соль морская содержит почти весь комплекс микроэлементов, как и неочищенная каменная. Однако это не всегда так. К примеру, в Америке морская вода фильтруется до образования чистого хлористого натрия ,а оставшаяся жидкость, содержащая другие важные для организма человека микроэлементы, просто выливается. Такая очищенная соль имеет столько же пользы, как и вываренная или выпаренная соль. Кстати, продающаяся в магазинах йодированная соль – это далеко не то еж самое, что морская.

В чем вред соли.

Вред соли проявляется в случае ее переизбытка. Она закупоривает протоки и жидкость не может покинуть организм. В результате образуются отеки, а излишки хлорида натрия начинают накапливаться.

Натрий повышает давление, что наносит вред здоровью при гипертонической болезни. В случае развития заболевания может случится инсульт.

Избыточное его поступление вызывает различные заболевания почек, печени, сердца.

Регулярное подсаливание пищи притупляет чувствительность вкусовых рецепторов, отчего натуральная еда начинает казаться чересчур пресной. Если некоторое время посидеть на бессолевой диете, чувствительность рецепторов восстанавливается, возвращается способность ощущать естественный вкус пищи. Привычку подсаливать салаты можно заменить добавлением пряностей, лимона или уксуса.

Практическая работа

1. Описание эксперимента.

Узнав о вреде соли, мы поняли, для чего люди ухаживают за своей обувью: регулярно ее моют, тщательно просушивают, натирают водоотталкивающими кремами. И, вместе с тем, нам стало интересно самим увидеть, что случится, если этого не делать.

Мы решила понаблюдать влияние соли на кожу, металл и растения.

Для эксперимента нам понадобились кожаная обувь, металлическая шпилька, комнатное растение, вода и соль.

-Приготовили соляной раствор (растворили большое количество соли в воде);

-Поместили металлическую шпильку и кожаную обувь в соляной раствор;

-Цветок поливали соляным раствором;

-Результаты наблюдений записывали в журнал.

Ход эксперимента.

Кожаная обувь. Кожаную обувь наполовину поместили  в емкость с соляным раствором. ботинки постепенно пропиталась соленой водой. Уже на второй день образовались кристаллы соли .Сама кожа стала жесткой. обувь достали из емкости и высушили. Кожа затвердела еще больше. Соляная корка была хрупкой, а под ней кожа приобрела белесый цвет. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу. Кожа утратила свою эластичность и при этом стала очень хрупкой.

    Вывод:   Вот тогда мы поняли, что соль, действительно, разрушительно действует на нашу обувь и ухаживать за ней очень важно! Если мы хотим продлить срок службы дорогих для нас вещей (сапог и ботинок), необходимо каждый день их мыть и начищать кремом. Это предотвратит проникновение соли и других химических веществ в кожу и сохранит обуви прочность и красивый вид.

2.Металлическая шпилька. Металлическую шпильку погрузили в соляной раствор. Уже на второй день шпилька начала ржаветь и появились кристаллы соли, которые нарастали с каждым днем. Цвет воды изменился. Вода приобрела желтый оттенок.

    Вывод можно сделать следующий, что соль на металлические предметы действует негативно, она ускоряет процесс ржавления металлических предметов, что приводит к их разрушению.

 3. Цветок. Приготовили две плошки с цветами. Один цветок мы поливали  обычной водой ,а другой-водой с солью. Цветок, который поливали обычной водой продолжал расти, а тот, который поливали соляным раствором стал гибнуть.

Вывод — соль для растения губительна. Возможно, ее проникновение в почву в городской зоне не проявляется так же явно и быстро, как это случилось в домашних условиях, или как это происходит с обувью, но понятно, что накапливаясь и плохо вымываясь из земли, она постепенно губит растения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В конце работы мы хотим обратиться к поставленным в начале исследования        задачам:

изучая исторические факты, мы узнали много интересного о соли: насколько ценным был этот минерал (даже ценнее золота), на который мы сегодня почти не обращаем внимания;

область применения соли очень широка — это и повседневная жизнь человека, и кулинария, и медицина;

соль очень важна и незаменима для жизни и здоровья человека;

несмотря на пользу и важность, соль может быть очень опасной и причинять большой вред окружающей среде и здоровью человека.

Данные выводы говорят о том, что цели своего исследования мы    достигли. Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании. Мы думаем, что практически любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.

Используемая литература:

Большая энциклопедия школьника Москва -2006

Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: ООО «Издательство   АСТ-ЛТД» 1998г.

 Курланский Марк. Всеобщая история соли. М.: Ж Колибри, 2007 г.

 Статья Каздыма А. А., Ямновой И. А. «Соль-благо и зло, правда и вымысел».

 А. И. Леенсон, Занимательная химия, ч. 1., М:Дрофа, 1996г.

 Химия в школе № 1, М.: Педагогика, 1975г.

 Интернет-ресурсы.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»

пгт. Промышленная Промышленновского района

Кемеровской области

«Волшебная соль»

исследовательская работа по окружающему миру

                                                                                                   Составитель:

                                                                       Земляной Егор,

                                                                       ученик 4 – В класса

                                                                       Руководитель:

                                                                       Парамонова Любовь Владимировна,

                                                                       учитель начальных классов

Промышленная

2013

Содержание

1. Введение    …..……..………………………………………………….….…….5

2. «Волшебная» соль………………………………………………….…….……..6

2.1 Что представляет собой соль?

2.2  Немного истории

2.3 Способы добычи соли

2.4 Хлеб – соль

2.5        Соль в народных приметах и народном творчестве

2.6 Практическая работа

2.6.1 Выращивание кристаллов

2.6.2 «Наживка» для льда

2.6.3        «Плавающее» яйцо

2.6.4        Незамерзающая соль

2.6.5        «Нетающий» иней

2.6.6        Окрашивание соли

2.6.7        Соленое тесто

3.        Заключение……………………………………………….……….……..11

4.        Список литературы……………………………………….……….….…  12

  1. Введение

21 век – время, когда для людей уже созданы все условия для комфортной жизни: у них есть теплые дома и квартиры, красивые и быстрые машины, умные роботы и компьютеры. Почти в каждом доме, на заводах, в больницах и школах есть большое количество разнообразной техники и приборов, которые облегчают труд людей, их быт и жизнь в целом. И человечество уже настолько привыкло к стиральным и посудомоечным машинам, сотовым телефонам, эскалаторам, интернету и космическим кораблям, что нам сложно представить, как люди жили без всего этого в недалеком прошлом.

 Но в жизни есть и простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. Например: зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар.… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.

        Цель исследования: изучение области применения пищевой поваренной соли «Экстра» и её свойств.

        Задачи:

  1. Изучить исторические сведения о соли.
  2. Узнать о значении соли в жизни человека.
  3. Провести опыты с пищевой поваренной солью «Экстра».

            Объект исследования: пищевая поваренная соль.

            Предмет исследования: свойства пищевой поваренной соли «Экстра».

          Гипотеза: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

          Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.  Я выбрал  соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Для моих наблюдений и опытов потребовался один пакет пищевой поваренной соли «Экстра».

            Практическое значение: опыты и исследования, которые я провел, могут применяться на уроках окружающего мира и технологии, на занятиях внеурочной деятельности и кружковых занятиях.  Они интересны и познавательны.

  1. «Волшебная» соль

2.1. Что представляет собой соль?

Чистая поваренная соль – бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде и плавящееся при 801° С. В природе поваренная соль встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Основная масса галита чаще всего находится на глубине 5 км под поверхностью земли. Однако давление слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращает ее в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные «купола», выходящие в ряде мест наружу.

  1. . Немного истории

        Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека.

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

В России еще в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы соленой грунтовой воды. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Оттуда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.

Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол, как  признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование» и «зарплата», – имеют «солевое» происхождение. По своей ценности соль приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

2.3. Способы добычи соли

       Существует 4 вида соли:

каменная (добывают из осадочных пород), 

выварочная (выпаривают из морской воды), 

самосадочная (отлагается сама)

садочная (выращивают люди).

        Раньше, соль добывали преимущественно выпариванием, занимались этим жители жарких засушливых стран, находившихся недалеко от соленого водоема (будь то море, или соленое озеро). Методы добычи соли были очень просты: морскую, соленую воду либо кипятили на огне в сосудах, и при испарении воды соль отлагалась в сосуде. Иногда же просто поливали водой дрова, лежащие в огне, и соль отлагалась еще быстрей – прямо на дровах.

          Но существовал еще один забавный способ добычи соли – «выжиганием». Этот способ использовали около тех  побережий современной Германии, где недалеко от воды находились залежи торфа. При шторме или приливе соленая морская вода насыщала торф. Когда вода уходила, торф подсыхал, а соль оставалась. Постепенно в нем накапливалось много соли. Насыщенный торф выкапывали и сжигали, а золу выщелачивали в воде и  раствор выпаривали.

            В настоящее время, в зависимости от вида, соль добывают разными способами. Каменную соль добывают 3-мя способами: карьерами (если соль расположена не очень глубоко) и шахтами, если соль погребена глубоко, и подземным растворением – если пласты маломощные и часто переслаиваются пустой породой. Кроме того, добывают и природные подземные рассолы и их вываривают. Самосадочную соль добывают в озерах. Морскую (выварочную) соль добывают с помощью системы бассейнов, соединенных каналами, из которых постепенно отводят воду. В каждом бассейне отлагается один из эвапоритовых минералов, последовательно, от труднорастворимых до легкорастворимых соединений.

  1. Хлеб-соль

По старинной традиции  хлебом с  солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.

Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи  – это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.

  1. Соль в народных приметах и народном творчестве

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если  гость  случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито – трава». Много народных загадок сложено о соли:

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
                       ( соль)

Меня одну не едят,
а без меня мало едят.

                           (соль)
          В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши –  значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

  1. Практическая работа

2.6.1. Выращивание кристаллов

      Опыт 1. Сначала я сделал очень насыщенный раствор соли. Для этого в стаканчик налил теплую воду, добавил туда соль (примерно 2 ст. л.), перемешал до полного (или почти полного) растворения. В неглубокую тарелочку вылил часть приготовленного раствора и оставил в сухом прохладном месте примерно на неделю. Когда вода испарилась, в тарелочке образовались кристаллы соли. Они имели правильную кубическую форму.

      Опыт 2. Я сделал концентрированный раствор соли и налил его в два стакана. Между ними поставил тарелку. Концы ниточки  опустил в стаканы, при этом серединная часть ниточки осталась лежать на тарелке. Оставил как есть на неделю в сухом теплом месте. Ниточка впитала в себя соляной раствор, находящийся в стаканах. Затем этот соляной раствор начал выделяться из серединной части ленточки и стекать в тарелочку. Выделяемые капли содержали большую концентрацию соли. По мере испарения воды образовывались соляные кристаллы.

       Опыт 3. Мне понадобилась литровая банка, на две трети наполненная горячей водой. Я приготовил перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После соорудил основу для будущего кристалла. Среди кристалликов соли я выбрал самый крупный и привязал его к нитке. Другой конец нитки я прикрепил к карандашу, уложил его на горлышко банки, а нитку с солевой крупинкой опустил в раствор. Поставил банку в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет. Рост кристалла – дело небыстрое. Постепенно на солевой крупинке стали оседать кристаллики соли, и она  увеличивалась. Через две недели я вытащил выращенный кристалл, только он был очень хрупок.

                                        2.6.2. “Наживка” для льда
       Для проведения опыта мне понадобились: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
1. Опустил лёд в воду.
2. Нитку положил на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. 
3. Насыпал немного соли на лёд и подождал 5-10 минут.
4. Взял за свободный конец нитки и вытащил кубик льда из стакана.

     Вывод: соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

  1. «Плавающее» яйцо

    Для проведения опыта мне понадобились: 2 сырых  яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Я поставил 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой – яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
     Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

     В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. 

  1. Незамерзающая соль

 Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налил в две чашечки воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки  поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставил воду в морозильной камере. Через два дня проверил. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

          Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.

  1. «Нетающий» иней

         Я взял веточки лиственницы с шишками, еловую ветку и сосновую. Для «заснеживания» веток я приготовили крепкий  солевой раствор.  Дальше опыт проводила мама, а я наблюдал. Мама вскипятила  солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 – 6 часов. Когда время прошло, на ветках ничего не было, они просто намокли. Я их осторожно вытащил и положил сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы.

      Вывод: ветки во время кипения пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.

  1. Окрашивание соли

В аптечных магазинах я видел в продаже разноцветную соль для ванн. Я решил проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли я использовал гуашь. Мне понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги я налил гуашь,  насыпал туда соль и хорошо размешал кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. Поставил соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размял, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпал в баночку, чередуя цвета.

        Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.

  1. Солёное тесто

Я посещаю кружок «Солёное тесто». Для того  чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.

         Рецепт соленого теста:

  1. 2 стакана муки
  2. 1 стакан соли
  3. примерно 125 мл воды

        Полезный совет: если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.

  1. Заключение

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я понял, что знаю о ней мало.  В ходе исследовательской работы я научился работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я понял, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется подробнее узнать о способах добычи соли, о соляных месторождениях, а также, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.

  1. Список литературы
  1. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.
  2. Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.
  3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
  4. Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.
  5. Интернет-ресурсы:

«Занимательные опыты на кухне» – https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm

«Страна Мастеров. Соль» – https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706

Источник