Полезные советы по русскому языку 3 класс
Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.
Как помочь ребенку дома? Повторять с ним правила? Проводить диктанты? Делать больше упражнений? В этой связи сразу всплывает то ли быль, то ли анекдот, то ли эпизод из фильма: учительница велит ученику после уроков сто раз написать на доске слово «шел», в котором он постоянно ошибается. Когда она возвращается в класс, вся доска исписана словом «шел», а внизу крупно: «Я все написал и пошол домой!»
Дело не в том, сколько упражнений ребенок выполнил, сколько раз он написал трудное слово и рассказывает ли правило наизусть. Если нет так называемой «врожденной грамотности», чтобы писать без ошибок, нужно уметь находить (видеть) в словах или между словами те места, к которым следует применять правила.
Подавляющее большинство школьников делать этого не умеют, у них не развита орфографическая зоркость. То же самое с предложениями: дети не видят, не умеют искать в предложении границы смысловых отрезков — места постановки знаков препинания. Их этому нужно специально учить.
Если мы хотим, чтобы дети писали грамотно, надо набраться терпения.
Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе. К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений. Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.
Источник.
4 важных орфографических умения
Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.
Умение видеть орфограммы
То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.
Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.
Умение выбирать написание
Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».
Умение объяснить выбор написания устно и графически
Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.
Фото из личного архива автора.
Умение находить и исправлять ошибки
Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:
— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;
— применить правило;
— объяснить написание графически.
Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.
Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами
1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.
2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.
3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.
4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.
Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.
Обложка поста: pexels.com.
Название и номер орфограммы
Алгоритм действий
№1. Начало и конец предложения, знаки в конце предложения
Выпиши предложение. Выдели заглавную букву и знак в конце предложения.
Выпал первый снег.
№2. Пропуск, замена, искажение букв
Выпиши слово и напиши его 3 раза, подчеркни букву.
Марка, марка, марка.
№3. Большая буква в именах собственных
Выпиши слово и напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни заглавную букву.
Антон, Москва, Ира, Барсик.
№4. Перенос слов
Выпиши слово и раздели его для переноса возможными способами.
Кур-точка, курточ-ка.
№5. Сочетания
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово, выдели сочетание, напиши ещё 3 слова на это правило.
Машина, чудо, дача, щука.
№6. Сочетания чк-чн, нщ-щн, рщ-нч
Выпиши слово, выдели сочетание, напиши ещё 3 слова на это правило.
Речка, ночка, сочный, дочки.
№7. Безударная гласная в корне.
Выпиши слово, подбери и запиши проверочное слово, выдели гласную в корне, поставь ударение.
Моря — море.
№8. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Выпиши слово, подбери проверочное, подчеркни согласную.
Рыбка — рыба.
№9. Словарные слова
Выпиши слово, подчеркни букву, которую надо запомнить, напиши это слово ещё 2 раза.
Автобус, автобус, автобус.
№10. Мягкий знак в середине и в конце слова.
Выпиши слово подчеркни ь, напиши ещё 3 слова на это правило.
Люлька, ноль, соль.
№11.Разделительный ь и ъ знаки.
Выпиши слово, подчеркни разделительный ь или выдели приставку перед ъ. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Ручьи, подъезд, съел, лью.
№12. Удвоенные согласные
Выпиши слово, подчеркни удвоенные согласные, напиши ещё 3 слова на это правило.
Суббота, класс, Эмма, аллея.
№13. Правописание предлогов
Выпиши слово вместе с предлогом, запиши это слово с предлогом ещё раз, вставь между ними слово.
На реке, на тихой реке.
№ п/п
Правило
Заглавная буква в слове.
С заглавной буквы пиши имена собственные:
- Имена, отчества, фамилии;
- Клички животных;
- Названия стран, городов, деревень, рек, улиц.
Пушкин, Россия, кот Тишка.
Перенос слов.
Слова переноси по слогам.
Одну букву не отделяй от слова и не оставляй на строке.
Двойные согласные разделяй.
Букву Й, Ъ, Ь, нельзя отделять от стоящей перед ней буквой.
Ал — лея, скамей — ка подъ — езд, люль — ка.
Словарные слова.
Слова с непроверяемыми гласными и согласными буквами запоминай!
Багаж, урожай, заяц и т.д.
Гласные после Ж, Ш, Ч, Щ.
ЖИ — ШИ пиши с И.
ЧА — ЩА пиши с А.
ЧУ — ЩУ пиши с У.
Жить, удача, щука.
Удвоенные согласные.
Удвоенные согласные в слове эапоминай!
Жужжит, суббота, класс.
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН,
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пиши без мягкого знака.
Овечка, кончик, гонщик, уборщик.
Правописание предлогов.
Предлоги пишутся отдельно от других слов.
Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово или вопрос.
Я живу в _доме. Я живу в красивом доме.
У_ меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
Запомни! У глаголов нет предлогов.
Нарисовал, побежал, вышел.
Мягкий знак Ь — показатель мягкости.
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными, он показывает мягкость предшествующего звука.
Пень, пеньки.
Разделительный твёрдый знак Ъ.
Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами Е, Ё, Ю,Я.
Съезд, подъём, объяснить, предъюбилейный.
Разделительный мягкий знак Ь.
Разделительный мягкий знак Ь пишется внутри слова (в середине или в конце слова, но только не после приставки) перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Муравьи, соловьи, бурьян, вьюга.
Предложение.
Предложение — это слово, или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
- Виды предложений по цели высказывания:
- Повествовательные (предложения, в которых о чём-либо сообщатся, повествуется)
- Вопросительные (предложения, которые содержат вопрос)
- Побудительные (предложения, в которых побуждают к действиям; просят, приказывают, советуют)
- Виды предложений по интонации:
- Восклицательные (предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства – восторг, радость, испуг, удивление обида, печаль)
- Невосклицательные (предложения, которые произносятся без восклицательной интонации)
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.( . ! ? )
Мы с ребятами идем в школу.
Берегите родную природу!
Кто сломал ветку берёзы?
Главные члены предложения.
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы Кто? Что?
Сказуемое — показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?
сущ. гл.
Зайчик прячется от злого волка.
Кто? Зайчик. Это подлежащее подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.
Зайчик Что делает? Прячется. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголам.
Связь слов в предложении:
Запомни! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание. Это нераспространённое предложение.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Прячется (от кого?) от волка.
От волка (какого?) злого.
Состав слова.
Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением, называются однокоренными.
Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть (корень):
Берёза, берёзовый, березняк.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Книга, в книге, книги.
- Чтобы найти окончание в слове, надо изменить его форму:
Окно, окна, под окном, из окна.
Мокрый, мокрая, мокрые.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Думать — выдумать, подумать.
Приставки всегда пишутся одинаково:
до- о-/об- на- пред- вы-
по- от- над- пере- в-
про- под- за- при- у-
с-
- Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой:
Поджарить (жарить, пережарить)
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Мышь — мышка, рыба — рыбный.
- Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом:
Травка (трава, травинка, травушка)
Безударная гласная в корне слова.
Безударные гласные в корне слова проверяй ударением.
- Изменяй форму слова: пч…ла — пчёлы.
- Подбирай родственное слово: пч…ла — пчёлка.
Запомните! Если безударная гласная не проверяется ударением, то её надо запомнить или посмотреть в словаре.
14.
Правописание слов с парными согласными.
Парные согласные Б — П, В – Ф, Г — К, З — С, Д — Т, Ж — Ш.
Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в конце слова или перед глухой согласной, то есть согласный стоит в слабой позиции.
Зуб, дубки.
- Чтобы проверить согласную в слабой позиции, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный звук.
Лес — леса, лесной.
15.
Правописание слов с непроизносимыми согласными.
В некоторых словах, где встречаются сразу три или четыре согласных буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Звёздный, здравствуйте, солнце, местный.
- Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласный звук произносился отчетливо:
Звездный — эвезда, местный — место, солнце — солнечный.
16.
Имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
Одушевленные отвечают на вопрос КТО? и обозначают живые существа. (Люди и животные)
КТО? Дмитрий, щенок.
Неодушевленные отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают неживые предметы.
ЧТО? солнце, радость.
17.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное -это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Душистый, мягкий, холодная, низкое, радостные.
18.
Глагол.
Глагол — это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?
Рисует, стоит, польёт, пойдут.
19.
Имя числительное.
Имя числительное – это часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или порядок их при счете. К ним можно поставить вопросы:
Сколько? Семь, пять, девять.
Который? Первый, десятый, второй.
Речь. Текст. Предложение. Слово.
Текст состоит из предложений, а предложения- из слов.
Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________
Каждое предложение произносится с какой-либо целью.
Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.
Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.
Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________
Тема текста- это то, о чем говорится в тексте.
Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.
В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.
Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?
Главные члены предложения:
Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
__________________________________________________________________
В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член
Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Однокоренные слова.
Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________
Звуки и буквы.
Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.
Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.
Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.
Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.
Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.
При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенос слов:
Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.
Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мягкий знак
В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.
Ударные и безударные гласные.
Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетание
Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________
Состав слова.
Корень- это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________
Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________
Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’
Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’
Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’
Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’
Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________
Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________
Правописание безударных гласных в корне слова.
Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова с непроизносимыми согласными в корне.
В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.
Правописание приставок.
Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)
, вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разделительный твердый знак (Ъ)
Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________
Части речи.
Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________
Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.
Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе. Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:
Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________
Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________
Дательный кому? Чему?____________________________________________________________
Винительный кого? Что?_____________________________________________________________
Творительного кем? Чем?______________________________________________________________
Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Имя прилагательное
Падеж | Предлоги | Вопросы |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный | от, до, из, без, у, для, около, с к, по в, во, на, за, про, через с, со, за, под, над, между, перед о, об, в, на, при | Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________
Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.
Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал? Женский род- что делала? Средний род- что делало? Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________
Как изменяются слова
Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.