Полезные советы по работе с бензопилами

Цель данного поста – дать практические советы всем, у кого есть цепные пилы. Речь пойдет о пильном аппарате. Подготовка пильного аппарата к работе, просты правила которые помогут сохранить от лишних затрат. Также этот пост будет полезен, тем у кого вообще нет практики работы с цепными пилами. Пильный аппарат – это цепь, шина и ведущая звёздочка.
Цепь.
Вы приобрели новую цепь. Не торопитесь ставить ее на шину – необходимо поместить цепь в масло на 12 часов, чтобы все соединительные элементы цепи им пропитались. Может возникнуть вопрос – зачем? Ведь часто цепи уже идут от производителя в смазке, разве этого недостаточно? Этого достаточно только для транспортировки и хранения. Для полноценной работы – нет! Пропитка цепи должна занять минимум 12 часов. Только после этой процедуры можно смело устанавливать цепь на гарнитуру. Важным моментом является натяжение цепи. Есть несколько требований:
1. Цепь должна плотно прилегать к гарнитуре. Снизу не должно быть провиса.
2. Цепь должна двигаться от руки по шине.
Еще один момент, который, как правило, пользователи не соблюдают, но он частенько описан в инструкциях к пилам. Для того чтобы натянуть цепь необходимо приподнять шину за «нос», натянув цепь и зафиксировать шину.
Обкатка цепи.
Запускаем пилу, даем средние обороты и работаем в холостую 2 минуты (это делается для того чтобы смазалась гарнитура со звездочкой и разогрелась цепь). По истечении 2 минут заглушить двигатель, посмотреть натяжение цепи. При необходимости подтянуть если провисла.
Ни в коем случае не натягивать в цепь в разогретом состоянии, перед этим необходимо дать ей остыть. В противном случае цепь неизбежно растянется и будет служить в разы меньше.
Запомните! При натяжении цепь должна быть холодной! При натяжении нагретой цепи неизбежно её вытягивание.
Смазка пильного аппарата.
Многие думают, что для смазки цепи и шины подойдет любое масло – например автомобильное или еще какое.
На примере автомобильного масла скажу, что это не так. Автомобильное моторное масло очень текучее и если верх будет смазан, то низ гарнитуры и рабочая часть будут перегреваться, подвергаясь износу. Используйте специальную смазку для пильных гарнитур – адгезионное масло. Адгезионное масло имеет определенную вязкость и специально рассчитано производителями для решения определённых задач. Масло не стекает оно прилипает. Обычно производители пил, предоставляют к своей продукции масла, обеспечивающие оптимальную работу пильного аппарата. Рекомендую использовать только специальные масла, не экономьте помните «Скупой платит дважды!»
Начало работы с новой цепью.
Первые 30 минут работы наблюдаем за натяжением цепи. При провисании останавливаем процесс. Ждем пока цепь остынет, а после подтягиваем и снова продолжаем работать.
Острота цепи – важный параметр. Запомним главное – острая цепь сама «лезет» в древесину!
Тупая цепь ведет к излишним нагрузкам как на неё саму, так и на весь пильный агрегат в целом. Прикладывая лишние усилия продуктивность автоматически уменьшается, а нагрузка на пильный аппарат увеличивается.
Пила предназначена только для пиления дерева!
Один бак рабочей смеси в пилах это один рабочий цикл.
Ведущая звёздочка.
Ведущие звезды бывают 2х видов – со сменным венцом и со стационарным.
Напрямую влияет на работу всего пильного аппарата!
Звёздочку необходимо заменить если глубина износа составляет 0.5-0.6 мм.
Не допускайте излишнего износа звездочки! Это ни к чему хорошему не приведет.
Что будет с пильным аппаратом при излишне изношенной звёздочке?
Шаг цепи не будет совпадать, цепочка автоматически вытянется. При крайне сильном износе звёздочки после вытягивания цепи может произойти ее обрыв. Скорость оборотов крайне высока, и вы попросту рискуете потерять новую цепь.
Шина или пильная гарнитура.
Шину нужно чистить! В пазе шины скапливаются опилки с маслом. На шине нужно чистить смазочное отверстие! Забилось смазочное отверстие – нет смазки! Всё это приведет к перегреву и износу пильного аппарата.
Чтобы проверить достаточно или смазки или нет, необходимо сделать следующее. Подойти к светлой поверхности, завести пилу, дать полные обороты, “нос” шины поднести к той самой поверхности 2-3 см на поверхности должен остаться масленый след, что будет говорить – смазки достаточно.
Из-за естественного износа шины на ней могут появляться заусенцы.
Нужно убирать заусенцы с шины напильником, если этого не делать шина будет изнашиваться интенсивней.
Для равномерного износа рельс шины ее необходимо переворачивать! Первый день работаем на одной стороне, второй день на другой.
Не нужно газовать подавая то высокие обороты, то низкие, это может привести к поджиганию чашки сцепления ведущей звёздочки и самого сцепления.
Пилить нужно на стабильных максимальных оборотах!
Вывод:
Цепь должна правильно хранится.
Цепь необходимо замачивать перед работой.
Цепь не должна иметь провис внизу.
Цепь должна быть острой.
Следим за выработкой ведущей звёздочки или сменного венца и вовремя меняем!
Шина должна быть чистой.
И Еще…
Не забывайте, производить следующие операции!
Внешняя чистка пилы. Инструмент всегда должен быть чист!
Чистка воздушного фильтра. Залог здоровья двигателя!
Заточка цепи. Если цепь всегда остра! -50% проблем с пилой!
Спасибо за внимание! Если обзор был интересен ставьте пальцы вверх!
Отдельное Спасибо Киселёву Семёну за корректуру текста.!!!
При работе с бензопилой, следует запомнить основные правила пользования…
Используемые инструменты:
бензопила Makta DCS 7900 (профессиональная);
бензопила Makta DCS 3435 (любительская).
Тем, у кого еще нет опыта пользования бензопилой, следует запомнить основные принципы работы с этим инструментом:
– пилу нужно держать обеими руками, а рукоятки обхватывать всеми пальцами. При этом большой палец левой руки должен находиться под передней рукояткой;
– при работе нельзя стоять непосредственно позади пилы, стоять надо чуть сбоку от инструмента;
– пилить можно как верхним, так и нижним краем инструмента. При пилении нижним краем цепь ведет пилу по направлению от пользователя. Когда пиление производится верхним краем инструмента, цепь движет пилу по направлению к пользователю;
– при работе бензопилой не рекомендуется сгибать спину. Лучше сгибать ноги в коленях. Во время работы в положении стоя необходимо широко расставлять ноги, чтобы сохранять равновесие;
– переходя на другое место, надо обязательно выключать двигатель инструмента или активировать тормоз пилы. Передвигаться с пилой, у которой вращается цепь, нельзя;
– начинать пилить нужно тем участком шины, который расположен ближе к корпусу инструмента;
– если планируется частая работа с бензопилой, необходимо приобрести защитную одежду: прочные сапоги (желательно специальные, защищенные стальными пластинами), крепкие рукавицы, специальные брюки с защитой от порезов, яркую защитную куртку, которая пропускает воздух, и шлем с маской.
1. Подготовка к работе
Перед началом работы проверяют натяжение цепи – оно должно быть тщательно отрегулировано, чтобы цепь не провисала на шине во время работы. Плохо натянутая цепь быстрее изнашивает шину и звездочку, быстрее выводит из строя амортизаторы и увеличивает нагрузку на корпус инструмента.
ВАЖНО!!!
– перед тем как приступать к работе с бензопилой, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией пользователя;
– если цепь пилы новая, перед началом работы рекомендуется погрузить ее в масло на несколько часов. Если цепь старая, необходимо обязательно ее заточить: режущие инструменты плохо заточенной пилы быстро изнашиваются.
2. Заправка пилы бензином и маслом
Пилу располагают на устойчивой поверхности и заправляют топливом. Для заправки следует использовать только «фирменные» масла, предназначенные специально для бензопил. Процент содержания масла в этой смеси должен составлять 1/40-1/50. Для работы импортных пил лучше использовать 92-й бензин (или выше маркой), а для российских подходит и 76-й.
ВАЖНО!!!
– чтобы избежать риска возгорания, перед пуском двигателя пилу убирают с того места, на котором ее заполняли топливом, и снова устанавливают на твердое, устойчивое основание.
3. Первый запуск инструмента
Проверив, что цепь не касается твердых поверхностей, включают тормоз цепи. При этом рукоятку тормоза перемещают от себя, чтобы цепь не начала вращаться раньше времени. Поскольку двигатель холодный, рычаг управления воздушной заслонкой вытягивают полностью. Носок ноги продевают в заднюю рукоятку (переднюю рукоятку при этом придерживают рукой). Несколько раз дергают за рукоятку, вытягивая шнур стартера, пока двигатель не «чихнет». После чего воздушную заслонку переводят в рабочее положение и заводят пилу. Кратковременно нажимают на дроссель, переводят пилу в холостой ход. Рукоятку тормоза переводят в прежнее положение на себя. Пила готова к работе.
ВАЖНО!!!
– перед работой необходимо проверить тормоз инструмента. Для этого следует установить пилу на ровной поверхности и нажать на дроссель. Тормоз активируют, нажав на рукоятку, не отпуская при этом рукоятку инструмента. Если цепь остановилась, значит, тормоз работает нормально;
– также перед работой следует проверить механизм смазки. Нужно найти какую-нибудь светлую поверхность (например, свежесрезанный пенек). Удерживая инструмент над пеньком, надо запустить цепь и увеличить ее скорость, нажимая на дроссель. Если на пеньке появится полоса масла, значит, механизм смазки в порядке.
4. Обрезка веток
Обрезание веток со ствола поваленного дерева начинают с нижней части ствола, стоя слева от него. Работу ведут в медленном, спокойном темпе, стараясь не задействовать носовую часть пилы. Пилят как верхней, так и нижней частью шины, стараясь по возможности прислонять пилу к бедру или к стволу. Ветки с верхней части ствола спиливают, положив инструмент набок (пила должна лежать на стволе всем своим весом). После того как ветки сверху и сбоку лежащего ствола обрезаны, ствол переворачивают и обрезают ветки, которые находились внизу.
ВАЖНО!!!
– следует помнить о том, что иногда весь ствол может опираться только на один сук: если его обрезать, ствол может сдвинуться или покатиться;
– если ветка толстая, спиливать ее надо по частям – от конца к стволу. При особенно крупной толщине ветки может потребоваться ее подпиливание с двух сторон.
5. Раскряжевка (распиливание ствола на части)
К раскряжевке приступают, когда со ствола спилены все ветки. Ствол лежащего дерева распиливают на части по направлению от ствола к вершине (комлю).
ВАЖНО!!!
– в процессе раскряжевки запрещается стоять ниже ствола, если тот расположен на наклонной плоскости;
– если пила застряла в стволе, нужно остановить двигатель и наклонять ствол до тех пор, пока пила не выйдет из древесины. Сразу доставать пилу из дерева не нужно.
6. Валка деревьев
Перед тем как спиливать дерево, определяют, в какую сторону ему будет «удобнее» упасть. Для этого учитывается естественный наклон ствола, направление ветра и количество веток на каждой из его сторон. Дерево надо валить в ту строну, в которую ему «удобнее» падать. Непосредственно перед валкой нужно срезать низкие ветки, которые могут помешать работе. Существует несколько технологий валки деревьев, которые подбираются в зависимости от толщины ствола и других факторов. Подобрать оптимальный способ может только профессиональный лесоруб.
ВАЖНО!!!
– если поблизости есть люди, они должны находиться на расстоянии не менее чем 2 длины ствола дерева;
– перед началом работы следует убедиться, что вокруг нет ничего, что можно было бы повредить упавшим деревом;
– валка деревьев – задача нелегкая: если опыта подобных работ не имеется, лучше поручить это дело профессионалам или попросить их присутствовать при работе!
Уход за инструментом
Каждый раз после работы с бензопилой необходимо выполнять следующие действия:
1. Проверка натяжения и смазки цепи.
Если цепь ослабла, ее необходимо подтянуть, если масло кончается, добавьте его в бак.
2. Заправка.
Заправлять машину горючим по окончании работы следует после непродолжительного отдыха, чтобы пила остыла.
3. Проверка воздушного фильтра.
Периодически фильтр забивается стружкой – после окончания работы его желательно снять, промыть и продуть. Также периодически надо очищать от загрязнений поверхности вокруг охлаждающих пластин двигателя.
remont.blizko.ru
Чтобы ваша бензопила долго радовала Вас надежной работой – рекомендуем учесть 7 полезных советов. Мы выделили самые важные пункты, которые позволят инструменту служить вам без поломок в течение многих сезонов.
Совет 1: Современные бензопилы не требуют обкатки
Перед началом эксплуатации не нужно предварительно обкатывать двигатель – пила с самого начала уже готова к работе. В первое время нужно работать минимально нагружая инструмент в цикличном режиме (пиление 1-1,5 мин., затем 10-15 сек. холостой ход). Свою максимальную мощность двигатель обретает после выработки 8-10 полных заправок топливом.
Внимание:
Не допускается обкатка на холостом ходу, т.к. образуется значительное количество нагара от несгоревшего масла, а это впоследствии приведёт к ухудшению подвижности поршневых колец и поломке цилиндра и поршня.
Совет 2: Качественное масло – залог здоровья пилы
При подготовке топливной смеси для бензиновых пил применяйте исключительно фирменные масла. Иногда стоимость масла может казаться завышенной по сравнению с обычными марками, но стоит понимать и тот факт, что цена фирменных масел выше не только из-за брендовой наценки, но и из-за качества и специфических компонентов предусмотренных самим производителем пилы.
Марки масел, которые можно применять для изготовления топливной смеси, необходимо уточнять в инструкции по эксплуатации к инструменту.
Кроме того, используйте для смешивания специальные мерные емкости и канистры для смешивания, которые значительно облегчают процесс.
Категорически запрещается применять двухтактные масла для низкооборотистых двигателей (мопеды, мотоциклы, снегоходы) и двухтактных двигателей с водяным охлаждением. Строго соблюдайте нужные пропорции масла и бензина, пропорции должны быть такими: 1:50 (5 л. бензина – 100 мл. масла).
Совет 3: Топливная смесь
Не применяйте этилированный бензин, так как существует опасность поломки двигателя. Октановое число применяемого топлива должно быть не ниже 90 и не выше 95. Приготовленная топливная смесь может храниться не более 1 месяца. Если смесь хранится дольше 1 месяца она начинает окисляться и становится непригодной к использованию. Применение старой (просроченной) топливной смеси приводит к неизбежной поломке.
Совет 4: Уровень масла
Заправляя бензопилу топливом, всегда контролируйте наличие масла в маслобаке. Работа бензопилы с пустым масляным баком категорически запрещается. Отсутствие масла приводит к поломке маслонасоса, шины, цепи. Оба бака необходимо заправлять единовременно. Оставляя пилу надолго без дела, в обязательном порядке слейте бензин из топливного бака и запустите двигатель для того, чтобы выработались остатки бензина в карбюраторе.
Совет 5: Контролируйте смазку цепи
Для смазки цепи запрещается применять отработанное масло, также нельзя использовать масла с малой вязкостью (трансформаторные, индустриальные, веретённое), так как малая вязкость и то, что в них нет специальных присадок являются причиной раннего изнашивания пильной гарнитуры (цепи и шины).
Во время работы имеется возможность легко проверить наличие смазки цепи. Направьте шину работающей на высоких оборотах пилы на чистый лист бумаги. При нормально поступающей смазке на листе останется полоска масла. Для смазки цепи нужно применять только специальное цепное масло. Использование других масел крайне нежелательно, т.к. это может привести к поломке маслонасоса, выходу из строя резиновых шлангов и уплотнений, плюс ко всему это может привести к повышенному износу пильных цепи и шины.
Совет 6: Ухаживайте за звездочкой
У бензопил необходимо периодически смазывать ведомую звёздочку шины специализированной смазкой (применяя пресс-маслёнку). Специально для этой цели на шине присутствует специальное технологическое отверстие расположенное в концевой части шины. Это особо важно при работе носком шины при выборе паза, т.к. нагрузка на подшипник ведомой звёздочки увеличивается в разы.
Совет 7: Пуск двигателя
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией, в первую очередь разделы, которые касаются пуска горячего и холодного двигателя. Алгоритм пуска двигателя во всех пилах аналогичен. Какие-то отличия могут быть лишь только в размещении органов управления бензопилой.
Пуск пилы с раздельными органами управления.
1.Пуск холодного двигателя:
а) переключить выключатель в положение 1 (вкл);
б) выдвинуть до самого отказа рычаг воздушной заслонки (воздушная заслонка закрыта)
в) дернуть несколько раз за рукоятку шнура стартера до первой вспышки топлива в двигателе;
г) задвинуть рычаг воздушной заслонки (воздушная заслонка открыта, остаётся приоткрытой дросельная заслонка карбюратора);
д) запустить двигатель;
После запуска инструмента сразу же нажмите и затем отпустите курок газа, рычаг дросельной заслонки автоматом переключается в рабочее положение (режим нормального холостого хода).
2.Пуск горячего двигателя:
а) переключить выключатель в положение 1 (вкл);
б) полностью, до самого отказа, вытянуть рычаг воздушной заслонки, потом переключить в исходное положение (приоткрывается дросельная заслонка).
Осуществить пуск двигателя, после этого необходимо нажать и тут же отпустить курок газа;
в) остановку двигателя осуществить при помощи переключения выключателя в положение (выкл)
Внимание:
Каждый раз при пуске двигателя необходимо вытянуть свободный ход шнура стартера вплоть до зацепления заводного механизма с маховиком двигателя. Рукоятку стартера, вытянутую до предела, резко отпускать категорически запрещается, т.к. появляется опасность выхода из строя различных деталей стартера.
Подборка советов для тех, кто уже является владельцем бензопилы или цепной электропилы и, скорее всего, не подозревает, что сокращает ее ресурс или ходит по грани в плане элементарной техники безопасности.
Сначала несколько простых советов про то, как продлить жизнь бензопиле.
Регулярно затачивайте цепь
Заточка цепей пил – это то, о чем следует рассказать отдельно, и информации на эту тему в интернете предостаточно. Если цепь притупилась, возрастет нагрузка на двигатель, а также придется прилагать больше усилий со стороны оператора, что дополнительно ускорит износ шины и звездочек. Ориентировочно цепь требует заточки после расхода 2-4 бачков бензина.
Для заточки цепей обычно используют специальные напильники или станки. Если цепь притупилась несильно, достаточно всего 3-4 раза провести напильником в одном направлении (вперед) под правильным углом. Этой займет несколько минут и продлит жизнь мотору.
Следите за натяжением цепи
Цепь не должна быть натянутой слишком сильно или провисать, иначе это приведет к преждевременному износу звездочек, сцепления, а также к обрыву цепи. Вдобавок увеличится нагрузка на шпильки крепления шины.
Для проверки натяжения цепи пилу необходимо поставить на пол и потянуть за цепь, взявшись посередине шины. Цепь должна оттягиваться от шины на 2-4 мм или примерно наполовину нижней части зуба.
Также важно помнить, что при работе цепь из-за нагрева немного вытягивается.
Периодически переворачивайте шину и следите за звездочкой
У большинства пил ведомая звездочка шины также требует смазки. Чем именно – лучше уточнить в инструкции. Обычно для этого используют специальную смазку и пресс-масленку или шприц, закачивая смазку через специальное отверстие.
Саму шину рекомендуется периодически переворачивать, чтобы износ верхней и нижней кромок шел одинаково. Тем самым вы увеличите срок ее службы.
Регулярно заменяйте цепь, звездочку и шину
Шина требует замены реже всего. Обычно на четыре цепи приходится дважды менять звездочку и один раз шину. Причем новая цепь, установленная на струю звездочку, будет изнашиваться немного быстрее. Поэтому рекомендуется с пилой всегда иметь две цепи и ставить их поочередно по мере того, как в очередной раз потребуется заточка.
Использование масел с малой вязкостью
Для смазки цепи крайне нежелательно использовать отработку, трансформаторные масла и т.п., поскольку их вязкость слишком мала и в них отсутствует пакет необходимых присадок. Использование таких масел не только увеличивает их расход в сравнении с заявленным в характеристиках пилы (на что часто и необоснованно жалуются потребители), но и приводит к более быстрому износу цепи и шины, а также к нарушению работы маслонасоса и порче резиновых прокладок.
Не храните бензин и топливные смеси в пищевой таре
Пластиковые бутылки от воды и пищевых продуктов не подходят для длительного хранения топлива, поскольку бензин является для них разъедающей агрессивной средой. Пребывание бензина в такой таре ухудшит его свойства не только как топлива, но и как смазки, если в нем присутствовало масло для двухтактных двигателей.
Следует использовать только металлические или пластиковые канистры, специально предназначенные для хранения горюче-смазочных материалов.
Безопасность
Теперь самое время напомнить о безопасности. Кому-то эти советы покажутся простыми, однако нужно понимать, что к трагедии приводит, как правило, сочетание нескольких разных факторов. И если хоть один из них устранить, «звезды уже не сойдутся», и голова, рука или нога останутся целыми.
Стойте правильно
Стойка при работе с бензопилой похожа на боксерскую. Для правшей: левая нога чуть вперед под углом в 45°. Ступни на ширине плеч, колени немного согнуты. Работа пилой производится сбоку от оператора.
Держите пилу двумя руками
А также пилите на полном газу и во время работы не спускайте глаз с шины пилы.
Заранее просчитывайте рез
И почаще анализируйте процесс, чтобы не оказалось, что пила выходит из бревна в том месте, где находится ваша нога.
Помните, что пилу всегда тянет
К бревну, если пилить нижней стороной шины, и от бревна, если верхней.
Помните про вероятность отскока пилы
Она увеличивается при работе концом шины (верхней четвертью). По этой же причине отдавайте предпочтение цепям с малым обратным ударом. Они чуть менее производительны, но намного безопаснее в этом плане.
Используйте защитную одежду
Специальные перчатки, штаны и куртки с защитой от прорезания, очки (маску), каску, наушники и обувь с металлическими мысами.
Также вам может быть интересно:
— Лучшая электрическая цепная пила. Сравнение 87 моделей
— Аккумуляторные цепные пилы: краткий тест 3 моделей
Оценка статьи: (2 голосов, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка…