Полезные советы на егэ по русскому языку
Какие паронимы встречаются на ЕГЭ? Как не запутаться в предлогах и частицах? И чем “притворить” отличается от “претворить”? Самый подробный разбор самых трудных заданий в ЕГЭ по русскому языку для “Российской газеты” провел эксперт ЕГЭ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы Роман Дощинский.
– Этот учебный год стал испытанием на прочность и для школьников, и для педагогов, и для родителей. Но выпускники школ оказались все-таки не в очень плохой ситуации. Даже в некотором роде – в выигрыше, ведь у них появилось много времени на усиленную подготовку, – говорит Роман Дощинский. – Сеть просто кипит от разного рода “ЕГЭ-экспрессов”, интенсивов, активов и прочего. Все профессиональное педагогическое сообщество в одночасье ринулось помогать российским выпускникам: создавать лайфхаки, вести блоги, снимать видеоуроки.
Но мы, однако, настоятельно рекомендуем ребятам чаще обращаться к проверенным источникам информации. Это обновленный (заметьте!) сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На нем есть “Открытый банк заданий ЕГЭ”. Выпускник может выбрать в нем любой блок заданий и прорешать. Система автоматически обработает и выдаст результат: сколько было правильных ответов. Не забываем, что все задания реальных вариантов ЕГЭ формируются именно из этого банка!
Важно: ЕГЭ по русскому языку в этом году по сравнению с прошлым не изменился. В первой части ЕГЭ задания № 2, № 5, № 8 – № 12 стали самыми сложными для выпускников 2019 года. Процент их выполнения был не столь высоким, как хотелось бы. Значит, есть повод поработать над этими заданиями лучше.
В задании № 2 нужно подобрать пропущенное слово. Пример:
“Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отраженный свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощенный предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти все излучение и кажется нам черной, а снег, <…>, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым”.
Казалось бы, что здесь может быть сложного, ведь сам контекст нам подсказывает слово на месте пропуска. Это верно. Но чтобы беспроблемно решать задание № 2, выпускник должен повторить разряды предлогов, разряды союзов, разряды частиц, разряды местоимений, группы местоименных наречий (поэтому, так, там, тут, здесь, тогда…), группы вводных конструкций (во-первых, во-вторых; таким образом, значит; кроме того…).
Память, память и еще раз память! Выпускнику придется запомнить очень много информации. Одних разрядов местоимений – девять штук. Не говоря уже о предлогах, союзах и частицах.
Кстати, в приведенном примере в задании дана подсказка в виде указания на вводное слово. Ответом могут быть слова “напротив” или “наоборот”. Пример взят с популярного ресурса “РЕШУ ЕГЭ”.
Задание № 5 – лексическое. Есть у нас в русском языке такое загадочное явление – паронимы! Эдакие и синонимы, и омонимы одновременно. Надеть – одеть, демократичный – демократический и т. д. Очень похожие слова, но с небольшим отличием в приставке или в суффиксе. А значит, тут и разница и в значении, и в употреблении.
Что нужно сделать выпускнику? Тщательно отработать те паронимы, которые представлены на сайте ФИПИ в виде словника. Имейте в виду, что в заданиях ЕГЭ будут использованы не все паронимы русского языка, а только те, которые есть в словнике. Вывод напрашивается сам собой! Можно потренироваться так: берете любое задание № 5 навскидку, там всегда пять предложений, в каждом есть выделенное заглавными буквами слово, постарайтесь к каждому такому выделенному слову подобрать пароним. Перепроверку сделать проще простого – обратиться к словнику ФИПИ.
Задание № 8 объективно сложное по содержанию. Плюс ко всему – ответ на него нужно записать в виде таблицы: установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Здесь комплексно проверяется владение большинством синтаксических норм современного русского литературного языка. То есть почти весь курс 8-9 классов. Но и награда за правильный ответ высокая – целых пять баллов. Больше такого “богатого” задания в первой части ЕГЭ по русскому языку нет!
Как подготовиться? Начертите себе в виде памятки таблицу: тип синтаксической ошибки, пример с ошибкой, пример с исправленной ошибкой. И в путь – тренируйтесь.
Задания № 9 – № 12 – все про орфографию. В каждом нужно проанализировать целых 15 слов с теми или иными орфограммами. Вариантов ответов может быть от двух до четырех.
В задании № 9 важно не спутать корни с чередованиями с омонимичными корнями. Например, “замирать” – это слово, где есть корень с чередованием. А вот слово “примирять” можно проверить ударением. То же самое: гореть – горевать, застилать – стилистический и т. д. Запомните: не являются проверяемыми и проверочными словами такие пары слов, как патриот – папа, лиловый – лилия, дискуссия – диспут и т. д.
В задании № 10 нужно различать по смыслу такие пары слов как: непреложный (неоспоримый) – неприложимый (неподходящий), пребывать (находиться где-то) – прибывать (приходить), претворить (в жизнь) – притворить (дверь) и т. д.
Задание № 11 – тут сложности прежде всего с глагольными суффиксами. Например, проигрывать, складывать, одолевать, затмевать, продлевать, застревать.
Задание № 12 (на правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий) – требует особой подготовки. Здесь много исключений из правил: приемлемый, незыблемый, неотъемлемый; движимый; мучащий, мучимый; брезжущий. Советуем заранее запомнить причастия, в которых сохраняется суффикс -я от инфинитива:
Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».
Елена БУЗИНА,
эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,
ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»
В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?
Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.
Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.
Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.
Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?
Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.
Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.
Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.
Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.
Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.
ОЧЕНЬ ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ВОПРОС
Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?
Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.
Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.
Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ». Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.
Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?
В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.
А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.
Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.
Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.
Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (…)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.
При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.
Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.
Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.
НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ
Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?
Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.
Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:
- критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
- критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
- критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
- так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.
Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В группе «Пишу на сто» мы стараемся подробно рассказать о том, как выполнить задание № 25 на высоком уровне, и даем рекомендации по чтению, ведь это обязательный элемент в подготовке к экзамену. В помощь выпускникам мы также сделали сервис «Конструктор сочинения». В его рамках есть блок, который помогает научиться редактировать текст. Вообще же, умение высказывать свои мысли в формате рассуждения, выстраивать позицию и аргументировать ее очень много значит не только на экзамене: оно необходимо и в жизни в целом.
Еще я советую школьникам в последние месяцы перед ЕГЭ не писать тренировочные работы в школьных тетрадях. Лучше сразу (гелевой или капиллярной ручкой) писать на листах, которые напоминают экзаменационные бланки (они есть на сайте ЕГЭ). Это позволит выработать четкий почерк и понять, сколько слов вашим почерком умещается на одну или полторы страницы бланка, который выдается на экзамене. Так можно избежать волнения по поводу пересчета слов и траты времени на механическую работу. Свое время лучше потратить на редактирование.
С чего лучше начинать и как распределять время и силы на экзамене?
На выполнение теста дается 3,5 часа — то есть 210 минут. Опыт сдачи экзамена говорит о том, что 70-80 минут вполне достаточно, чтобы качественно выполнить задания первой части. Таким образом, два часа остается на выполнение задания № 25 — написание сочинения-рассуждения.
Если на экзамене вам трудно выполнить какое-то задание, пропустите его, а после того, как вы выполните все остальные, вернитесь. Но при этом строго следите за временем: его должно хватить. В бланке заданий можно подчеркивать, выделять части, читать текст с карандашом, писать ответы и только после этого переносить их в чистовик.
При перенесении результатов в бланк ответов приложите любой листочек из пакета к строке, в которую вносите ответ. Еще раз сверьте, совпадает ли ответ с номером задания в бланке — это требует особого внимания, поскольку сдвиг на одну строчку автоматически приведет к тому, что все ответы станут неверными. Полезные рекомендации для участников экзамена и их родителей также можно найти на сайте ЕГЭ.
Автор: Наталья Афанасьева. Источник: ucheba.ru. Фото: Tekke / Flickr /
Вспомнить все, что учили в школе с 1-го класса и добавить несколько секретиков.
Все участники ЕГЭ готовятся к процедуре заранее. У каждого есть свои секреты подготовки. А еще неожиданные открытия, которыми они могут поделиться с другими участниками единого экзамена. Сегодня о своих открытиях расскажет Оксана, которая помогает нам сделать канал лучше. Мы благодарны ей за желание поделиться информацией и опытом. Как сказала сама Оксана:
Пока я готовлюсь к экзамену, нашла для себя некоторые лайфхаки, которые помогают мне справиться с некоторыми заданиями гораздо быстрее, чем это было на первых порах подготовки. Расскажу о них и, возможно, они помогут и вам.
Как устроен ЕГЭ по русскому языку
Тестовые материалы ЕГЭ по русскому 2020 года состоят из двух частей: теста и эссе.В тестовой части 26 вопросов, на 8 из которых просят написать свой вариант ответа (слово или фразу). В 14 заданиях выпускникам придется просто выбрать верный вариант ответа (один или несколько) из предложенных.
За все 26 заданий максимально можно получить 34 балла, так как задания 8, 16 и 26 оцениваются в 5, 2 и 4 балла максимум. Остальные баллы можно получить за эссе, которые многие преподаватели называют главной частью экзамена.
Лайфхаки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
- Разделите все 26 заданий на блоки. Для себя я выделила 6 блоков. В каждом есть задания, которые связаны с собой одним правилом. Блоки могут быть и другие. например: эти задания легкие, а вот эти сложные. Или: эти можно зазубрить, а вот эти нужно понимать.
- Если не получается найти верный ответ, постарайтесь исключить точно те, которые не подходят. Иногда это здорово помогает, когда на бумаге постепенно зачеркиваются неподходящие варианты ответов.
- В первом задании необходимо выбрать два ответа, которые отражают суть текста. Совет: выбирайте (как ни странно) два наиболее похожих на друг друга ответа. Обычно они написаны примерно так: Мальчик был богат и купил себе дорогую машину — Дорогая машина была приобретена мальчиком, так как он был богат. Зеркальные ответы.
- В задании 4 нет секретного способа найти верный ответ. Извините, но в этот раз без магии. Здесь необходима только зубрежка и повторение ударений слов. Конечно, есть часто встречающиеся слова, но надеется на судьбу в этом случае было бы совсем неправильно.
- 8 задание самое громоздкое и за него дают целых 5 баллов, поэтому при его выполнении нельзя ошибиться. Обычно в этом задании просят найти предложения с нарушением или ошибкой, например: несогласованность между существительным и предлогом, неправильное построение предложения с косвенной речью. Здесь загвоздка в том, что предложений 9, а вот в ответ пойдет всего 5 вариантов. И секрет есть: нужно найти парные предложения. Например, два предложения, в которых есть причастный оборот. Затем постарайтесь выявить ошибку в одном из них (да, базовые знания правил никто не отменял). Когда ошибка найдена, то второе предложение с причастным оборотом в ответ точно не пойдет. Соответственно, у вас минус два предложения, о которых можно забыть и идти дальше.
- Задания 9, 10, 11 и 12 самые сложные. По крайней мере так говорит статистика. На них спотыкается большая часть учеников. Эти задания посвящены корням с чередованиям, знанию словарных слов, а также словарному запасу, так как требуется подобрать проверочное слово. Здесь важно помнить, что лимита правильных вариантов нет. Поэтому, не бойтесь, если вам кажется, что из пяти — четыре варианта верные. Это вполне может быть. Если вас просят выбрать слова с безударной проверяемой гласной или непроверяемой гласной — исключайте сразу те варианты, где видите корни с чередованиями (гор-гар, мок-мак, кос-кас и.т.д). Так же поступайте в обратной ситуации. Желательно выучить сложные написания причастий (например, жалЯщий, борЮщийся, стелЮщийся, колЮщий и.т.д). Это метод для тех, кто не хочет учить правила и использует метод зубрежки и повторения.
- В 13 задании проверяют знания слитного и раздельного написания «не» с разными частями речи. Обращайте внимания на то, что стоит перед «не». Очень любят давать примеры: отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и.т.д. Эти слова — спасение. Ведь они точно указывают на раздельное написание «не» со словом. Достаточно редко, но бывают варианты с противопоставлением: «Он был не холодный, а теплый». Если оно есть — будет раздельное написание.
- В 15 задании просят найти слова с одной Н или двумя НН. Здесь часто пытаются подловить на причастиях. Поэтому обращайте на зависимые слова. Если они есть — НН, а если нет — Н.
- В 16 задании есть только два правильных ответа. Обращайте внимание на сложные предложения с союзом И между двумя грамматическими основами. Если в начале есть общий второстепенный член (обычно отвечает на вопрос куда? зачем? почему?) имеет обстоятельственное значение, то запятая ставится не будет. Это классический вариант, однако встречается он часто. Сравните: «Весной появляются листочки на деревьях и солнце светит ярче — Весна. Появляются листочки на деревьях, и солнце светит ярче.»
- 19 задание на пунктуацию Почти всегда дается пример с определительным придаточным (человек, который изменил все; солнце, которое светило ярко). Запятая никогда не будет стоять возле слова КОТОРЫЙ(ОЕ, АЯ и.т.д). Никогда. Например: Мы обсуждали с ним фильм, сюжет которого заставил задуматься каждого.
- Задание 20 тоже на пунктуацию. Здесь часто хотят подловить на постановке запятой перед сложным союзом (если, когда). Обращайте внимание на то, что союз может быть парным: «если…то». Если есть ТО, то запятой не будет. Например: Он долго думал, что если он это сделает, то будет хорошо — Он долго думал, что, если он это сделает, будет хорошо. Важно: ТО обязательно должно быть написано. Если оно всего лишь подразумевается — запятая ставится.
- 22 задание нужно выполнить по тексту. Нужно найти описание, повествование и т.д. Часто путают повествование с рассуждением. Отличительная черта — это глаголы, смена действий. Если есть «движение» — это повествование. Например: «Он встал, прошелся по дому, открыл холодильник, достал мороженое…». Но если это не помогает, то есть другой метод. Представьте, что вы актер. Если вы можете сыграть то, что написано, то это повествование, а если нет — рассуждение.
- В 26 задании проверяют знания тропов, лексических и синтаксических средств. Все, что имеет особое слово, то обычно будет тропом (эпитет, метаформа, метанимия). Обычно там, где есть прилагательные — это эпитет. Если нужно найти синтаксическое средство, и даны номера предложений, которые идут подряд (9,10,11) — это парцелляция. Будьте осторожны, если предложения стоят не рядом (3,10, 32), но предложения короткие — вас хотят подловить, это точно не парцелляция.
Вот такие лайфхаки по подготовке, которые должны помочь выпускникам.
Если у вас тоже есть лайфхаки по подготовке к ЕГЭ по любым предметам, делитесь ими. Ждем!