Полезные советы на егэ по химии

Полезные советы на егэ по химии thumbnail

До ЕГЭ по химии осталось совсем немного — меньше полугода (вот тут календарь ЕГЭ-2018). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах — не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии — преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35. Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая — ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, — 40, за вторую — 20. Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии — когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное — не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

Полезные советы на егэ по химии

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов. В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их — не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) — наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций — обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций — ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Полезные советы на егэ по химии

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/15.05.2008/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице — это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте.

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

Полезные советы на егэ по химии

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов — это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена — проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

Источник

Чем раньше начнешь готовиться к ЕГЭ,
тем выше будет балл Поможем подготовиться, чтобы сдать экзамены на максимум и поступить в топовые вузы на бюджет. Первый урок бесплатно

Полезные советы на егэ по химии

Елена Батаева,

преподаватель химии в школе «Интеллектуал»,

доцент химфака МГУ

В чем, по-вашему, самая большая сложность ЕГЭ по химии? Есть ли в этом году какие-то существенные изменения в структуре экзамена?

В этом году структура экзамена изменилась, в варианте 2017 года не осталось вопросов, которые предполагают выбор только одного ответа. Теперь все задания будут с выбором минимум двух ответов. Принципиально они не сложнее, но так как надо выбирать два раза, вероятность ошибки возрастает. Таким образом, получается, что экзамен стал чуть труднее.

Заданий теперь меньше — осталось 34 задания: пять — в части 2, которая раньше называлась «часть С»: решения этих заданий пишутся от руки, и их проверяет эксперт. И 29 заданий в части 1, той, которую проверяет компьютер. Стоит отметить, что именно в этой части дети делают больше всего ошибок. Почему это происходит, сложно сказать: мы не имеем возможности анализировать часть, которую проверяет машина, и апелляций по части 1 нет.

Скорее всего, существенная доля этих ошибок не зависит от конкретного предмета и связана с невнимательностью или волнением на экзамене. Экзамен по химии очень сложным назвать нельзя, те, кто нормально занимался на профильном уровне, должен, по идее, справиться. Но я смотрела статистику, несколько лет назад были такие цифры — 10-12% сдают предмет неудовлетворительно, то есть не набирают минимум, (а это всего 14 баллов из 60 первичных). Вторичный средний балл тоже очень невысокий — около 50 баллов из 100. Я не очень понимаю, как так получается, и меня это вопрос гложет. Что-то здесь не так.

Какие темы, по вашим наблюдениям, хуже всего даются школьникам? Какие вопросы традиционно считаются самыми сложными?

По моим ощущениям, хуже всего у школьников получается решать задания на проверку эмпирических знаний — свойств конкретных элементов и их соединений, то есть «Химия элементов». Есть задания, для решения которых надо предъявить довольно простое знание, — например, задания № 6 (выбрать вещество, которое реагирует с предложенным в задании), № 8 и № 9 (выбрать формулы веществ, участвующих в цепочке превращений из двух шагов). Есть задание № 11, в котором нужно соотнести вещество и несколько веществ, с которыми оно будет реагировать, — традиционно это задание оказывается одним из самых сложных.

Тяжело даются некоторые задания по органической химии, особенно задания № 18 и № 19, где требуется соотнести реагенты и продукты реакции. Дело в том, что в большинстве случаев продукт однозначен, но иногда бывает, что процесс описан неоднозначно. Ученик выбирает не тот вариант ответа, на который рассчитывал составитель. При этом, вполне возможно, что ход рассуждений был верным, и, если бы это задание проверял эксперт, то он понял бы, что мысль идет в правильном направлении, но при механической проверке просто фиксируется ошибка.

Сейчас таких «кривых» заданий становится меньше, ЕГЭ в этом смысле совершенствуется — по крайней мере, судя по тренировочным ЕГЭ, которые мы имеем возможность видеть.

Есть задания № 27, № 28 и № 29, которые, по сути, очень простые, но в них легко ошибиться. Это расчетные задачи, решение которых состоит из нескольких простых шагов. На любом этапе можно сделать ошибку и «протащить» ее дальше. Да еще и в ответе, где указано «запишите число с точностью до …», можно неудачно округлить.

Но самое неприятное для школьника задание, на мой взгляд, — это задание № 26, в которое входят вопросы по производству и области применения. Эти вопросы в школьной программе обсуждаются в разных темах, и не всегда в конце курса удается обобщить и повторить их. Ответ на вопрос этого задания требует не только воспроизвести информацию из различных разделов химии, но и применить общую эрудицию, которой у школьника может не быть. Это вопрос сразу про все: про жизнь, про производство, про применение. Редкий ребенок сможет ответить, для производства какого полимера используется терефталевая кислота, даже если в 10 классе он это знал.

Какие вопросы дают больше всего баллов? На что стоит обратить внимание?

Вся часть 2, которая пишется от руки и проверяется экспертом, в сумме дает 20 баллов. Каждое задание здесь «весит» больше одного балла: за задание № 30 можно получить до 3 баллов, за задание № 31 — максимум 4 балла, за задание № 32 — 5 баллов, а задания № 33 и № 34 дают до 4 баллов.

В задании № 31 в текстовой форме описано проведение эксперимента, и надо описать его в форме уравнений реакций. Это достаточно сложное задание, потому что если школьник не делал или не видел эксперимента, справиться тяжело.

Задание № 32 — органическая цепочка, одно из самых сложных, поскольку школьники тут могут что-то упустить: написать схему вместо уравнения, не написать все продукты и так далее.

Все задания части 2 достаточно сложные, но нужно попытаться их сделать. Даже если не все понятно — решить хотя бы часть задач, «отгрызть» хотя бы часть баллов, потому что там оценка суммируется: написал уравнение — получил 1 балл, посчитал — еще 1 балл, и так далее.

Как лучше готовиться к экзамену по химии?

В апреле к ЕГЭ начинать готовиться, конечно, поздновато. Правильной стратегией было бы все время учить химию, не задумываясь об экзамене, — химия, которую дают в школе на профильном уровне, несколько выше, чем требует ЕГЭ. Если школьник нормально учил этот предмет на профильном уровне, ему достаточно в апреле-мае взять с сайта ФИПИ вопросы, купить книжку с вариантами и по ним потренироваться с этой формой. Если что-то не получается, есть возможность подойти к преподавателю и поинтересоваться, мол, а что я делаю не так.

Любой школьный учебник по химии для профильного уровня подойдет для подготовки. Их несколько, и все профильные учебники приличные. «Профильный» или «углубленный» здесь ключевые слова, поскольку учебники для базового уровня не подходят для подготовки к ЕГЭ, они просто предназначены для другой аудитории.

Не все, конечно, зависит от самого ученика. Дело в том, что химия — это наука о веществе, и, по-хорошему, ее надо начинать со знакомства с веществом, с чувства вещества, чтобы она не стала набором странных и непонятных формул. В некоторых учебниках химия начинается с абстракции, со строения атома. Тогда она и становится набором формул, и это очень тяжело — у ребенка даже в 8 классе, как правило, не сформировано абстрактное мышление, психологически ребенок не готов к оперированию большим числом абстрактных понятий.

Химия — это вообще «про реальное», это экспериментальная наука, без опытов здесь никак, заучивать бесполезно. Официальная программа по химии начинается в 8 классе, но во многих школах за год до этого вводится пропедевтический курс: в течение года дети проводят реакции и опыты, а потом уже узнают про формулы.

Что может сделать школьник, если ему не повезло, и подобного курса не было? Сейчас в интернете выкладывается очень много видеозаписей опытов. Можно хотя бы смотреть, раз не можешь сделать сам. Когда есть привязка к чему-то реальному, все становится гораздо проще. Записи экспериментов имеются на портале «Российское образование», но на этом сайте очень сложно что-либо найти. Есть ресурс «Дети и наука», где в разделе «Химия» опубликованы по некоторым темам конспекты, описан конкретный, реальный эксперимент, и к нему снято видео. В крайнем случае можно все найти на YouTube.

Источник

На основании собственного многолетнего опыта подготовки к ЕГЭ по химии представим несколько важных советов для успешной сдачи экзамена.

Ответственное отношение к экзамену

Первое, с чего хотелось бы начать разговор о подготовке к ЕГЭ по химии, – это необходимость осознанного отношения к экзамену.
Здесь крайне важно четко сформулировать собственную мотивацию сдачи ЕГЭ по химии.
В большинстве случаев это поступление на химические, химико-технологические, медицинские и иные направления подготовки в высших учебных заведениях,
в том числе участие в конкурсе на места, финансируемые из бюджетных средств. Практика показывает, что подготовка к экзамену по химии с формулировкой
«сдам, а там разберемся» не отличается высокой эффективностью и нацеленностью на результат. В то же время более осознанную подготовку
и, как правило, более высокие результаты демонстрируют участники ЕГЭ, которые не только знают, что химия им нужна для получения высшего образования,
но и, например, предварительно определили перечень университетов, институтов и академий для поступления, начали знакомство с порядком поступления,
интересуются конкурсом прошлых лет на отдельные направления обучения. Понимание важности достойного результата ЕГЭ по химии для достижения конкретной цели,
личного успеха настраивает выпускника на ответственную и усердную подготовку.

Достаточное время для подготовки

С большой долей ответственности мы заявляем, что подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по химии за 2 недели, месяц или даже полгода практически невозможно.
Мы не имеем в виду знакомство с форматом ЕГЭ, которому присущи шаблонность отдельных заданий экзамена и типовые виды расчетных задач,
для школьников глубоко и основательно занимающихся химией. Здесь речь идет именно об освоении закономерностей химии, свойств и реакций
неорганических и органических соединений, приобретении навыка решения различных расчетных задач и многих других разделов данного предмета.
Для успешного овладения всем необходимым объемом знаний по химии требуется достаточное время. Исходя из нашего опыта, даже при среднем первоначальном владении
химической дисциплиной самостоятельную подготовку для плодотворной сдачи ЕГЭ следует начинать заблаговременно (минимум за 2 года, то есть в 10 классе).

Наличие системы подготовки

Важной составляющей успешной подготовки является ее системность. Вне зависимости от формата подготовки, готовится ли будущий участник ЕГЭ самостоятельно,
посещает ли подготовительные курсы или занимается с репетитором, обязательным элементом подготовки являются самостоятельные занятия.
Для подготовки к экзамену необходимо выбрать удобное расписание для подготовки (дни недели, время начала занятия, продолжительность)
и неуклонно ему следовать. Во время самостоятельной подготовки ничего не должно отвлекать от работы, важно рационально организовать рабочее место,
обеспечить хорошее освещение и благоприятное влияние прочих факторов. Обращаем внимание, что несистемные занятия
(например, разбор большого объема заданий на каникулах) всегда менее эффективны, чем регулярные занятия по расписанию.

Решение различных экзаменационных заданий

При подготовке необходимо главным образом решать задания ЕГЭ соответствующего года. В первую очередь рекомендуем выбирать материалы с пометками
«допущено ФИПИ», «составлено экспертами ФИПИ» и т.д. Данные пометки, возможно, влияют на свободную конкуренцию на рынке учебных пособий,
но опыт показывает, что подобные варианты в большей степени близки к материалам реальных заданий ЕГЭ, чем в случае других изданий.
Вместе с тем следует отметить, что при подготовке следует решать различные материалы ЕГЭ, в том числе пособия прошлых лет,
задания, не присутствующие в текущих материалах экзамена, а также расчетные задачи и задания из сборников, не связанных с форматом ЕГЭ,
в том числе задания повышенной сложности и задания олимпиад различного уровня. Очевидно, данные задания не должны преобладать при подготовке к экзамену
по химии, но они будут способствовать развитию творческих навыков решения задач различной сложности, повышению уверенности участника ЕГЭ в собственных силах,
приобретению «иммунитета» экзаменуемого в случае нестандартного задания на экзамене.

Пристальное внимание к собственным ошибкам

Необходимо с особой осторожностью относиться к допускаемым ошибкам при решении экзаменационных заданий.
Следует определять причину каждой допущенной ошибки. Необходимо отличать ошибки, допущенные случайно (например, единичная ошибка арифметического действия),
или ошибки, обусловленные невнимательностью (причины данных ошибок тоже нужно анализировать), от ошибок, связанных с пробелами знаний,
неправильным пониманием закономерностей, неверно заученными свойствами и реакциями. Последний вид ошибок требует детальной проработки,
повторения теоретического материала. Рекомендуем придерживаться следующего принципа: лучше провести дополнительную работу над ошибками,
выявленными на этапе подготовки, чем допустить ошибку на экзамене. Дополнительно советуем ознакомиться с пособием

«Добротин Д.Ю., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников
ЕГЭ 2019 года по химии. М., 2019» (данное пособие публикуется ФИПИ ежегодно).

Тщательное изучение свойств и реакций неорганических и органических соединений

Отдельно хотелось бы остановиться на блоке заданий, связанных со свойствами и реакциями неорганических и органических соединений,
которые неизменно вызывают значительные затруднения у участников ЕГЭ. Вероятно, именно многообразие свойств и реакций,
наличие различных частностей, особенностей и исключений обуславливают сложность усвоения данного материала.
В свою очередь, это приводит к тому, что у экзаменуемых зачастую не выстраивается стройная система генетических связей соединений,
имеется определенная степень неуверенности при решении подобных заданий. По нашему опыту, для повышения результативности выполнения
данных заданий ЕГЭ в стратегии подготовки к экзамену надо предусмотреть периодическое, многократное повторение теоретических разделов
неорганической и органической химии. Безусловно, число повторений за время подготовки индивидуально для каждого участника ЕГЭ по химии
и зависит от исходного уровня знаний. В результате подобного подхода свойства и реакции соединений от повторения к повторению запоминаются
в большей степени, проясняется и дополняется общая система закономерностей свойств соединений. В идеальном случае экзаменуемый должен
свободно владеть материалом данных разделов, безошибочно указывать продукты реакции по известным реагентам, без затруднений воспроизводить
условия реакций, перечислять свойства рассматриваемых соединений.

Прочие рекомендации

Решение задач следует вести в письменном виде. Не стоит записывать решения на черновиках и отдельных листках. Записи следует вести в общей тетради.

При решении заданий полезно записывать уравнения реакций (даже если это не предусмотрено заданием).

Все новые реакции и свойства веществ следует сразу выписывать, не оставляя на потом.
Новый материал следует выделять цветом, приклеивать стикеры и т.д. Периодически к отмеченным записям следует возвращаться для повторения.

При решении заданий под рукой всегда должны быть следующие материалы:
Периодическая таблица химических элементов
Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов).

Желаем Вам плодотворной подготовки и удачи на экзамене!

Источник