Полезные советы как готовить уроки русского языка
Статьи
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)
Русский язык
Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.
18 сентября 2019
Конструктор фееричного урока
Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).
1. Удивляйте!
Пример. Игра «Кто придумал слово?»
Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис
Learning Apps.
Поэты и писатели | Слова |
Ф.М. Достоевский Н.М. Карамзин М.В. Ломоносов В. Хлебников В.К. Тредиаковский | Искусство Достоверный Общество Летчик Стушеваться Опыт Предмет Кислота Моральный Эпоха Сцена |
2. Сочетайте!
Пример. Что общего между генами и мемами?
Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?
3. Есть проблема – есть работа!
Пример. Как меняется современный язык
В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.
Русский язык. 5 класс. Учебник
Учебник, открывающий завершенную линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.
Купить
4. Вместе весело…
Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»
Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).
Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?
Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.
Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)
Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:
Темница — төтән — «десять тысяч».
Тужит — тыгыз — «тугой».
Волк — буре — «бирюк».
Баба Яга — Бабай-ага.
Ступа — төп — «пень».
Злато — алтын.
Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».
5. Неожиданный ход!
Пример. Толкование слова
Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования. А подходящий инструмент:
Национальный корпус русского языка. Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.
Пример. Разговор с Алисой
В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.
Пример. Порассуждайте над происхождением слова
Откуда пришло к нам слово «эмодзи»? Оно было заимствовано из японского языка «emodzi» и состоит из двух иероглифов 絵 – картинка и 文字 – символ, знак, письменность и соответственно можно перевести, как картинка со смыслом. По сути эмодзи является графическим выражением положительных эмоций, смеха, улыбки, радости при общении в сети. Эмодзи является аналогом знакомого большинству пользователей интернета – смайлика, которого придумали в англоязычной среде и с успехом используют во всём мире. Совместно с ученикам можно придумать интересную игру, например, зашифровать в эмодзи какое-нибудь четверостишие или смысл произведения.
Русский язык. 8 класс. Учебник (с приложением)
Учебник, входящий в систему “Алгоритм успеха”, нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5–7 классах; продолжает систематическое изложение синтаксиса простого предложения. Особое внимание уделено культуре речи.
Купить
6. Вишенка на торте
Пример. Вдохновляющая история
Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы.
Разработки увлекательных уроков с сервисом LECTA:
7. Если интересно вам, то детям тоже интересно
Пример. Подборки
Изучайте развитие русского языка и делитесь наблюдениями с детьми. Вот две интересные авторские подборки, которые вы можете представить на уроке и взять как идею для собственных разработок.
- Каталог профессий, связанных со знанием русского языка
- Книги, статьи и выступления современных лингвистов
Уроки от авторов корпорации «Российский учебник»
Предлагаем вам темы и материалы для занимательных занятий: вводные уроки из учебников наших авторов. Поскольку это первые главы, вы можете бесплатно просмотреть их в демоверсиях ЭФУ на платформе LECTA и взять на вооружение со всеми сопутствующими цифровыми образовательными ресурсами.
УМК под редакцией А.Д. Шмелева:
УМК под редакцией М.М. Разумовской:
Ученикам важно понимать, что они буду изучать и для чего, и как полученные знания пригодятся им в жизни, а еще – чем полезен предмет прямо сейчас. Отвечая на эти вопросы, вы формируете мотивацию на весь период обучения. Цифровые технологии, модные языковые явления и вдохновляющие истории — вот верные помощники в создании увлекательного контента.
#ADVERTISING_INSERT#
У каждого учителя свои лайфхаки, как заинтересовать ребёнка предметом. Правда, уроки русского языка разнообразить не так-то просто — всё-таки программа очень ограничивает. Наш блогер, автор учебников по русскому Екатерина Бунеева, рассказывает, как заинтересовать детей русским и при этом не отклониться от материалов в учебнике.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
В пединституте на четвёртом курсе мы проходили практику. Помню, у меня всё не получалось наладить дисциплину в 6 классе. Обратилась за помощью к нашему методисту, заслуженной учительнице с большим стажем работы. Вот какой совет она мне дала: «В начале урока скажите детям, что если они будут хорошо себя вести и вы успеете сделать всё, что запланировали, в конце урока вы расскажете им что-то очень интересное о русском языке».
Под интересным подразумевались сведения из истории языка, факты о происхождении слов и устойчивых выражений, интересные задания по лексике и т. д. Я воспользовалась советом, хотя было сомнение: «Это что же, значит, всё то, о чём идёт речь на уроке, неинтересно? Можно ли так мотивировать детей?»
Потом, позже, уже работая в школе, я попала на лекции к известному лингвисту Михаилу Викторовичу Панову, автору замечательных учебников, которым, к сожалению, так и не нашлось места в школе. Так вот от Михаила Викторовича я тогда услышала формулу, которой следую с тех пор: «Развивать любовь и интерес к языку нужно средствами самого языка».
Мне кажется, чтобы не было скукотищи, нужно, например, не давать правила и определения в готовом виде, а создавать проблемные ситуации и вместе с учениками анализировать слова, предложения, тексты так, чтобы они сами делали открытия: устанавливали закономерности, выводили правила, формулировали определения. Знания и способы действия, которые ты сам открыл, иначе присваиваются и запоминаются.
Ещё есть такой методический приём — решать параллельно сразу несколько учебных задач на одном и том же материале. Покажу его на примере одного упражнения из своего онлайн-курса русского языка.
Тема 2. Буква Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (2 класс)
Упражнение на повторение: Прочитайте. В какие слова нужно вставить букву ь? Напишите только эти слова.
Пис_мо, пис_менный. Осен_, осенн_ий. Мен_ше, мен_шинство. Бол_шой, бол_ше, бол_шинство.
На первый взгляд, не очень интересное орфографическое упражнение, где ребёнок должен выбрать, писать или не писать Ь. Но когда я комментирую это упражнение, мы не только проговариваем для каждого слова алгоритм — как выбрать написание и объясняем, почему в слове «осенний» Ь не пишется, но и повторяем, что такое однокоренные слова (в каждой группе слова однокоренные), а ещё — что однокоренными могут быть слова разных частей речи (наблюдаем: в каждой группе именно так); уточняем лексическое значение слов «большинство» и «меньшинство», обсуждаем, в каких ситуациях их употребляем в речи, и обращаем внимание, что это слова, противоположные по значению, как и слова «больше» — «меньше» (термин «антонимы» во 2-м классе не вводим, пока наблюдаем). Эта комплексная аналитическая работа вызывает интерес, помогает воспринимать язык как систему, развивает у детей чувство языка.
И это только одно упражнение, а всего их в курсе больше 400, и с каждым можно так работать. Очень хотелось бы узнать: а вашим детям и ученикам нравится русский язык как предмет или им скучно его изучать? Может быть, у вас есть свои способы, приёмы, как сделать занятия русским языком интересными?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Mark Nazh
Лайфхаками уже давно пользуются учителя всех предметов. Предлагаю некоторые лайфхаки для русского языка.
Кто не знает легендарную фразу «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку», которая помогает запомнить падежи? Или «ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?», содержащую глухие согласные? И таких приемов в арсенале у учителей-словесников довольно много, ведь русский язык – наука сложная, без «палочки-выручалочки», облегчающей понимание, не обойтись.
Возможно, я не открою для вас Америку, рассказав о некоторых таких приемах. Тем более не претендую на авторство. Какие-то из них я вычитала в книгах, какие-то подсмотрела на уроках у коллег, некоторые придуманы самостоятельно. Я предлагаю своим читателям дополнить статью своими методическими лайфхаками в комментариях, создав таким образом маленькую копилку интересных идей.
Суффиксы -а, – о в наречиях
Чтобы правильно написать эти суффиксы, надо запомнить приставки. Если в наречиях приставки из-, до-, с-, то пишем суффикс –а. Если приставки на-, за-, в-, то пишем –о. Часто эти приставки путаются у детей в голове, поэтому на помощь можно позвать слово «ОКНО». Надо просто поставить после приставки это слово, и сомневаться в гласной на конце не придется. Например: слев(?) – с окнА, значит, пишем слевА; налев(?) – на окнО – пишем налевО.
Суффиксы –чик, – щик
Чтобы правильно написать букву Ч или Щ в суффиксе, надо посмотреть, какая согласная стоит перед ним. Но сложность заключается в том, что дети не всегда запоминают эти самые буквы. Тогда можно дать фразу: «я ТоЖе ЗДеСь». В ней содержатся все согласные, после которых пишется суффикс –чик. Например: налаДчик, закаЗчик, лёТчик.
Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
Часто бывает, что дети без труда ставят глагол в неопределенную форму, определяют спряжение, а вот соответствующее окончание вспомнить не могут. Да, может, и не надо запоминать целую таблицу со всеми окончаниями? Можно ведь запомнить всего шесть букв с помощью двух слов «цЕлУЮ» – гласные 1 спряжения, «мИлАЯ» – гласные 2 спряжения.
Склонение сложных числительных со вторым корнем –ст-
При склонении сложных количественных числительных нужно изменить каждый корень. С первым корнем проблем, как правило, не бывает, а вот второй (-ст-) доставляет немало хлопот, потому что учеников сбивает числительное «сто», имеющее всего две формы, в отличие от своего родственника, входящего в состав сложных числительных. Так вот, чтобы не ошибиться со склонением этого корня, поставим вместо него слово «ноты». Какое окончание будет в этом слове, такое и в числительном. Например: нет восьмисот или восьмиста? Заменяем: нет восьми НОТ. Значит, восьмиСОТ.
Сонорные согласные
Чтобы ученики легче запомнили все сонорные, можно предложить им красивое и интересное слово «ЛаМиНаРиЙ».
Суффиксы причастий
Сколько же проблем доставляют нам эти причастия! Суффиксы, конечно, все равно придется выучить – не так уж их и много. А вот определять по суффиксам разряд причастий поможет такой лайфхак. Все действительные – «шипят»: ущ, ющ, ащ, ящ, вш. А вот страдательные – нет. А сама шипящая в действительных причастиях может помочь определить время. НастояЩее – это суффиксы с буквой Щ – ущ, ющ, ащ, ящ. А проШедшее – это суффикс с буквой Ш – вш.
Определение границ причастного и деепричастного оборота
Чтобы ученики не потеряли зависимые от причастия и деепричастия слова, называем их «соседями». Предлагаем найти причастие (деепричастие) и задать вопрос к «соседу слева» и к «соседу справа». А потом, когда предполагаемые «соседи» найдены, прочитать предложение, исключив найденный оборот. Если останется нормальное предложение, значит, оборот найден верно.
А какие приемы используете вы? Поделитесь своими идеями, которые можно использовать в качестве лайфхаков на уроках русского языка.
Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале “REALITY ШКОЛА”.
6 апреля 2012
Автор
КакПросто!
Русский язык – один из основных школьных предметов и обязательный экзамен при поступлении в большинство вузов. Но задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ученикам знания в объеме учебной программы, но и привить любовь к русскому языку и стремление совершенствовать свою грамотность.
Инструкция
Правильная организация урока – это основной принцип обучения коллектива, обеспечивающий прочное усвоение знаний, умений и навыков. Планируя урок русского языка, распределите время так, чтобы успеть закрепить ранее пройденный материал и изучить новый.
Отведите 2-3 минуты на организационный аспект: приветствие, выявление отсутствующих, объявление темы урока. Следующие 9-10 минут посвятите проверке домашнего задания, а объяснению новой темы и упражнениям для ее закрепления – по 15 минут. В конце урока дайте домашнее задание и рекомендации по его выполнению.
Старайтесь увлечь учеников интересной подачей материала, ставьте перед ними проблемные ситуации, предлагайте определить способы их разрешения. Используйте различные игровые формы: уроки по мотивам телепередач «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и др., конкурсы, викторины. Учитель должен создать на уроке атмосферу, в которой ученики чувствуют себя комфортно, чтобы они охотно посещали занятия.
Сложные темы можно давать в форме лекций с подробным разбором трудных случаев, а более простые – в форме беседы или совместного анализа материала. Кроме того, попробуйте организовать взаимное обучение одноклассниками друг друга: сильные ученики самостоятельно осваивают новую тему, а затем объясняют ее остальным. Разумеется, учителю следует предварительно убедиться в том, что материал усвоен правильно.
Для закрепления знаний используйте карточки с типовыми заданиями: вставить пропущенные буквы или знаки препинания, расставить ударения, разобрать слова по составу, провести синтаксический разбор предложения, составить или заполнить таблицу и т.д. Разработайте тесты, кроссворды, сканворды или поручите это ученикам в качестве домашнего задания, чтобы затем совместно решить на уроке наиболее удачные.
Предоставьте учащимся возможность проверить выполненные задания друг у друга: обмениваясь работами и исправляя ошибки, они смогут закрепить полученные знания. Кроме того, такой способ контроля позволяет повысить уровень доверия между учителем и классом.
Подбирая материал для домашнего задания, применяйте дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности слабых и сильных учеников. Для этого можно разделить их на группы и раздать упражнения разного уровня сложности. Но имейте в виду, что выполнение домашней работы по русскому языку не должно занимать более 30-40 минут.
Не забывайте о том, что одной из целей преподавания русского языка является развитие речи, поэтому уделяйте достаточно времени письменным работам: сочинениям, изложениям и т.д. Причем желательно предлагать ученикам разные формы: эссе, рассказ, статья в журнал о событии в школьной жизни. Регулярно издавайте стенгазету и публикуйте в ней лучшие работы, чтобы дополнительно мотивировать учащихся.
Источники:
- Производственная необходимость