Полезные советы как действовать во время диктанта

Колледж геодезии и картографии МИИГАиК
Методический кабинет « 11 » сентября 2014 г. Рег. № 1648 |
Методические рекомендации
По подготовке к письменному экзамену по русскому языку (диктанту)
для студентов 1 курса всех специальностей
среднего профессионального образования
(базовый уровень)
Москва 2014
Одобрено Предметно-цикловой комиссией «Общеобразовательных, математических и естественно-научных дисциплин» Председатель ______________ Слижевич Т.В. | Составлено в соответствии рабочей программой дисциплины «Русский язык» для студентов 1-х курсов всех специальностей Зам.директора по МР __________Воскресенская О.В. |
Автор: Куликова Т.Г., преподаватель Колледжа геодезии и картографии
Рецензент: Демина С.В., преподаватель Колледжа геодезии и картографии
Пояснительная записка
Уважаемые студенты 1 курса!
Письменный экзамен по русскому языку – один из самых коварных, и не только из-за известной истины: что написано пером, того не вырубишь топором. Основная причина в том, что многие и многие студенты, к сожалению, не только неграмотно пишут и не имеют навыков самостоятельной подготовки к экзамену.
В этом пособии не рассматриваются вопросы орфографии и пунктуации, потому что они хорошо изложены в учебных пособиях по русскому языку, указанных в списке литературы в конце пособия.
Главная задача данных методических рекомендаций состоит в следующем:
· помочь правильно организовать свои действия во время диктанта,
· информировать о нормах оценки контрольных диктантов, которыми руководствуются преподаватели при проверке экзаменационных работ,
· предложить тренировочный материал для самостоятельной подготовки к экзамену.
Успехов вам, дорогие первокурсники!
Организация работы во время диктанта.
Несколько полезных советов.
1. Прежде всего – не торопитесь!
Преподаватель обязан прочитать текст диктанта 3 раза: первый раз – для общего ознакомления с текстом, второй раз – непосредственно диктуя каждое предложение по отдельности и третий раз – в целях проверки. Поэтому во время первого чтения постарайтесь уловить общую структуру текста, его стилевую принадлежность (художественный, научный, публицистический), характер лексики и синтаксиса. Полученные вами впечатления помогут принимать решение о написании тех или иных конструкций. В процессе непосредственной диктовки каждое предложение сначала читается целиком, а затем диктуется по частям. Обязательно прослушайте предложение в целом и не беспокойтесь – вы все успеете записать. Помните о ценности целого впечатления!
2. Проверять написанное лучше всего три раза.
Первую, черновую, проверку вы проведете во время окончательного зачитывания текста, причем особое внимание обращайте на паузы и интонацию преподавателя. Вторую, наиболее основательную, проверку рекомендуем осуществлять, обращая внимания на самые горячие точки правописания, в которых традиционно допускается наибольшее количество ошибок. Перечислим эти «ошибкоопасные» места.
1. Сомнительные гласные:
· безударные гласные в корне;
· гласные, чередующиеся в корнях (ГАР – ГОР, ЛОЖ – ЛАГ и т.д.);
· соединительные гласные в сложных словах;
· гласные после Ц и шипящих;
· гласные в окончаниях существительных, прилагательных и наречий;
· гласные в приставках РАЗ(РАС) и РОЗ(РОС), а также ПРЕ и ПРИ;
· И и Ы после приставок, оканчивающихся на согласный;
· И, О и Е в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов;
· ЕШЬ и ИШЬ в форме 2-го лица единственного числа глаголов 1 и 2 спряжений;
· УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) в форме 3-го лица множественного числа глаголов 1 и 2 спряжений;
· ЕТЕ в изъявительном наклонении глаголов 1 спряжения и ИТЕ в повелительном наклонении глаголов 1 спряжения и у глаголов 2 спряжения;
· УЩ(ЮЩ) и АТ(ЯТ), а также ЕМ и ИМ в причастиях, образованных от глаголов 1 и 2 спряжений
2. Сомнительные согласные:
· глухие, звонкие и непроизносимые согласные;
· двойные согласные;
· З и С в приставках;
· К и СК в суффиксах;
· Н и НН;
3. Мягкий знак в следующих местах:
· окончание инфинитива и повелительного наклонения глагола, а также формы 2-го лица единственного числа;
· окончание существительных 3-го склонения;
· Ь перед суффиксом СК.
4. НЕ и НИ.
5. Слитно? дефис? раздельно?
· сложные и сложносокращенные слова;
· прилагательные, образованные из двух слов;
· Числительные;
· особое внимание обратите на наречия;
· предлоги;
· союзы;
· частицы.
6. Знаки препинания внутри простого предложения:
· тире между подлежащим и сказуемым;
· пунктуационное оформление однородных членов;
· запятая и ее отсутствие перед союзом КАК;
· обособление:
определений;
приложений;
дополнений;
обстоятельств;
сравнительных и пояснительных членов;
обращений;
вводных и вставных членов.
7. Знаки препинания внутри сложного предложения:
· в сложносочиненном предложении;
· в сложноподчиненном предложении;
· в бессоюзном предложении (здесь могут встретиться, кроме запятых, и двоеточие, и тире);
· в предложении с разными видами связи.
8. Прописная или строчная буква?
9. Оформление прямой речи и цитат.
И, наконец, прочитайте написанное в третий раз, стараясь охватить весь текст в целом и получить от него единое впечатление. Если ничто не задержит вашего внимания, смело несите работу преподавателю – вы сделали все, что могли.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав
| 2 | 3 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.015 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.
Прокачивай свою грамотность
Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.
Читай классику художественной литературы в печатном варианте, так как в электронном могут быть ошибки
Тренируйся писать диктанты дома
Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле по запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка.
И написать диктант на отлично будет не так сложно.
Попробуй записывать слова, в которых ты чаще всего допускаешь ошибки. Так у тебя получится личный словарик, который можно будет пересматривать перед диктантом
Во время диктанта держи ушки на макушке
Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, заполнишь, проверяя весь текст. А записывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.
Помни про правила орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.
Тетрадь соседа — ненадёжный советчик, тем более тебе нужно самостоятельно научиться писать диктанты без ошибок. Впереди же выпускные экзамены и ЦТ по языку
В диктанте не ищи ошибок там, где их нет
Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию.
Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. В белорусском языке есть одна оговорочка, касающаяся написания у и ў. Не спеши начинать слово с ў, даже если предыдущее слово оканчивается на гласный: убедись, что перед ним не надо ставить знак препинания.
Не так страшен чёрт, как его малюют. Приложив усилия, ты научишься писать диктант без ошибок и сможешь получать высокие отметки.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
11 ноября 2016
Аверьянова Света
Чтобы проверить грамотность, в школе проводят контрольные диктанты. Проверяя ошибки, учитель оценивает, насколько хорошо усвоил ученик изучаемый материал.
В диктанте встречаются слова, написание которых можно проверить, пользуясь грамматическими правилами. Некоторые сложные слова проверить нельзя, их нужно запомнить.
Ребенок добросовестно учит правила, но делает ошибки в самых простых словах. Родители хватаются за голову, не зная, что делать. Можно ли помочь школьнику, научить его как писать диктанты без ошибок?
Особенности школьного обучения
Ребенок, приходя в школу, приносит определенный запас знаний и навыков, полученный им во время дошкольного обучения.
Нельзя требовать от первоклассника написания грамотных диктантов, если он полгода назад выучил буквы. Даже если малыш читает с четырех лет, ему трудно написать диктант без ошибок.
Для того чтобы быть грамотным, ему необходимо выучить правила орфографии и пунктуации.
Очень помогает в написании диктантов внутреннее чутье грамотной речи. Оно развивается в ходе чтения книг и обучения русскому языку.
Кому-то выпадает счастье встретить учителя профессионала, который грамотно и с любовью доносит материал. Именно благодаря таким педагогам дети находят то, что им интересно, выбирают свою дорогу в жизни.
Но ответственность лежит не только на учителе русского языка, чтобы ученик грамотно писал, ему необходима помощь родителей. Эта помощь заключается в проверке домашних заданий и исправлении ошибок, в совместной работе над пониманием новых правил и исключений.
Что такое диктант
Диктанты бывают контрольными и тематическими.
С помощью контрольных работ проверяют знание материала и ставят итоговые оценки. Тематические диктанты проводят после изучения определенной темы, чтобы закрепить знания на практике.
Учитель во время обучающего диктанта объясняет написание трудных слов, расстановку знаков препинания.
Он может это сделать также после диктовки текста, обсудив с учениками трудности в понимании написания отдельных слов или предложений.
Диктанты пишут не только дети. В России и Украине существует традиция проведения общенациональных диктантов. Люди разных возрастов и профессий участвуют в этой акции. На Украине проводится это мероприятие 9 ноября в День украинской письменности и языка.
Многим строгим родителям может быть интересна информация, что из тысяч участвующих, пишут текст без ошибок единицы. Так, на Украине в 2010 году работу без единой ошибки написали трое участников из одиннадцати тысяч.
Домашние занятия по подготовке к диктанту
Если у школьника проблемы с грамотным письмом, а диктанты, написанные на тройку – это верх совершенства, не спешите наказывать и ругать.
Это крайность в воспитании, которая не принесет ничего, кроме сопротивления со стороны ученика, и отказа от занятий.
Не впадайте в другую крайность, заставляя школьника все свободное время проводить за чтением книг и написанием диктантов, не зная как научить писать грамотно.
Если вы не учитель, лучше наймите хорошего репетитора, который понимает, как правильно сформировать навыки у ребенка и закрепить их, не отбив охоту к процессу обучения.
Ваша помощь будет уместна только в том случае, если ребенок просит помочь и готов с вами заниматься. Тогда можете проявить усердие, творческую фантазию и скрытый педагогический талант для общего блага.
Поощрением в обучении с родителями должно быть взаимное доверие и отсутствие скандалов по поводу плохой учебы. Ребенок вам доверяет, позволяя помогать в учебе.
Значит, вы тоже должны ему доверять. Неуместны будут обвинения в лене и тупости и сравнения с более успешными детьми. Имея цель добиться успеха в жизни и вашу поддержку, школьник будет выкладываться в учебе на все 100%.
Помощь родителей
Как научить ребенка правильно писать, если существует проблема грамотности? Необходимо начинать с азов. Проверьте написание слов.
При ошибках, которые повторяются, нужно восстановить пробел в этой области. Объяснить ребенку, почему слово пишется именно так, а не иначе.
- Можно проводить словарный диктант или давать школьнику списывать слова, выполняя при этом несложные задания.
Вставлять пропущенные буквы, отличать приставки слов от частиц и предлогов, изменять слова по падежам, числам, родам.
- Закрепление написания трудных слов можно делать при помощи карточек. Написав слова, которые нужно запомнить, повесить их на видном месте. Потом заменить другими словами.
- В неделю нужно писать не менее двух диктантов, подбирая их под выученные слова и пройденные правила.
Продаются сборники диктантов для каждого класса, которые можно купить в книжном магазине. Диктанты по темам есть в школьных учебниках, если ребенок не пишет их в школе с учителем, можно писать дома.
- Диктант интересно проводить в форме игры. Пусть сегодня ваш ученик станет учителем и будет вам диктовать предложения. Сделайте специально несколько ошибок и сдайте записанный текст на проверку. Пусть ребенок найдет ошибки и объяснит, почему он считает их ошибками.
- Нельзя спорить, что грамотность напрямую связана с количеством прочитанных книг. Давайте ребенку интересную детскую литературу, написанную грамотным литературным языком, пусть он читает вам вслух по вечерам.
Или найдите книгу настолько интересную, что ребенок будет читать ее без всякого напоминания с вашей стороны. Это нетрудно сделать, зная предпочтения своего ребенка.
С какого возраста начинать
Когда ребенку исполнится пять лет необходимо обратить внимание на формирование его навыков в освоении письма и чтения. Чтобы предотвратить трудности во время обучения языку в школе, нужно пройти специалистов при подозрении на дислексию или дисграфию.
Это специфические нарушения, которые мешают человеку правильно воспринимать написанное и воспроизводить самостоятельно при чтении или письме.
Дислексия и дисграфия не являются признаками нарушения умственной деятельности. Их возникновение связывают с наследственностью.
Есть гены, отвечающие за проявление этих нарушений. Как научить ребёнка писать грамотно, если он страдает дислексией или дисграфией?
Для родителей это задача непосильная, научить писать диктант в таком случае может только специалист. Важно вовремя выявить нарушения, чтобы в школе не было нервных срывов и трагедий, обвинений в педагогической запущенности и лени.
Выводы
Существует много методик, как научить ребенка грамотно писать диктанты. Можно вспомнить методику Тихомирова, которая была создана еще в XIX веке.
Ее суть в том, что нужно читать слова не так, как они произносятся, а так как пишутся. Тихомиров утверждал, что ребенок может прекрасно запомнить правильно произносимые вслух слова, которые нужно написать.
Слово закрепляется в правильном звучании в слуховой памяти. Во время диктанта ученик способен вспомнить и написать слово правильно.
Другим детям с развитой зрительной памятью помогают часы домашнего чтения любимых книг. Есть дети, которые запоминают, как правильно писать слова механическим способом, переписывая текст из учебников. Метод обучения сможет подсказать вам опытный педагог или домашние занятия с ребенком.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
4
1 ответ:
0
0
1) Для начала, когда диктант читаю целиком, нужно вникнуть в текст.2) Затем, когда учитель прочитал диктант, если вам не понятно значение незнакомого слова, то его нужно уточнить у педагога. 3) Не бросайтесь записывать текст во время первого прочтения, сосредоточьтесь на предложении.4) Во время диктовки каждой фразы по частям не торопитесь. Ставьте только те знаки препинания, которые не вызывают у вас вопросов. Так же сконцентрируйтесь на правильном написании слов.5) Затем, когда вы написали весь текст, учитель будет читать текст повторно, так вот обращайте внимание на то, когда она будет выделять голосом знаки препинания6) После написания есть время, когда можно проверить весь текст. Так вот не следует здесь торопиться. Для начала вдохните и представьте себя там где вам хорошо. Затем внимательно прочтите диктант. Обращая на знаки препинания, где есть спорные места, то проговорите про себя, подумаете какую функцию они выполняют. А после так же проверьте те слова, которые у вас вызывают подозрение в написании.
Читайте также
Это дети.они читают интересную книгу.вам нравится читать книги?мне,да,потому что они познавательные.Моя любимая книга: Гарри Поттер.Она интересная.Данная книга из жанра фантастика
Бросил,гнилое,вывалили,многие,иглы
B),D)….ВРОДЕ ТАК…..
Мою лучшую подругу зовут Мария, ей 11 лет. Учимся мы вместе, гуляем тоже вместе, помогаем друг-другу, ходим в гости, в общем, мы вообще везде и всегда вместе!
Однажды, когда мы гуляли, я увидела Вовку, он очень любил подраться. Он подошёл ко мне и стал обзываться на меня, потом он толкнул меня, засмеялся и, только он хотел убежать, как Маша взяла его за шиворот и сказала: “Ещё раз ты тронешь мою лучшую подругу, то я тебя так трону, что я тебе ночью в кошмарах сниться буду, понял?!” -“Понял!” – сказал Вовка и убежал прочь. Я была ей очень благодарна, она сказала: “Что ты, можешь не благодарить меня, ты же моя подруга, я не могла тебя бросить и ничего не сказать этому вредному мальчишке!”
С тех пор, мы с Машей – не разлей вода!
(Эта история по настоящему была со мной и с моей подругой)
И. п. – крепкий орех, быстрый трамвай, прошлая неделя, молодая актриса, белое море, жёлтое солнце
Р. п – крепкого ореха, быстрого трамвая, прошлой недели, молодой актрисы, белого моря, жёлтого солнца
Д. п. – крепкому ореху, быстрому трамваю, прошлой неделе, молодой актрисе, белому морю, жёлтому солнцу
В. п. – крепкий орех, быстрый трамвай, прошлую неделю, молодую актрису, белое море, жёлтое солнце
Т. п – крепким орехом, быстрым трамваем, прошлой неделей, молодой актрисой, белым морем, жёлтым солнцем
П. п – крепком орехе, быстром трамвае, прошлой неделе, молодой актрисе, белом море, жёлтом солнце.