Полезные советы для воспитателей детского сада

Ева Норина
Советы начинающему воспитателю

Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.

ВОСПИТАТЕЛЬ — ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.

Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.

Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А. С. Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.

Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?

Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

ДЕТИ — ПРЕВОСХОДНЫЕ ПСИХОЛОГИ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ ФАЛЬШИ, ПОЭТОМУ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА ИСКРЕНЕН С НИМИ.

При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами:

Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.

Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитательиспользует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т. д.

С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову», ведь за свои труды вы обязательно будете вознаграждены счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников.

Источник

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Практическая работа с ее неожиданностями часто затрудняет начинающих воспитателей, вселяет неуверенности в свои силы, ведет к разочарованию. Опыт, которым я хочу поделиться, возможно, облегчит первые шаги молодого педагога.

Только любящий детей человек может быть воспитателем.

Эта любовь должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям. Такой педагог ласково и приветливо встретит  малыша пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не значит, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там, где это нужно. Но строгость обязательно должна сочетаться со справедливостью. Кажется простое дело – детский конфликт: разведи ребят в разные стороны и все. Нет, любящий детей педагог выяснит причину, докажет, в чем ребенок не прав, во всем обязательно разберется обстоятельно.

Любовь к детям проявляется и в большом терпении.

Ребенок, вступая в жизнь, ежедневно для себя делает открытия, овладевает знаниями, умениями, навыками. Если ребенок отстает от других детей, не торопите его. Похвалите за малейшие успехи, и малыш будет   вам по своему благодарен (не умея еще выразить это) за проявленное к нему терпение, ласковое слово и поддержку.

Так с чего же начать молодому педагогу?

Советую до выхода на работу побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях каждого ребенка, посмотреть, где хранится оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться с планом работы и документацией группы.

Такая предварительная подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он в первый раз придет в группу на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом. Приятно детям, родителям и всем окружающим видеть воспитателя аккуратно причесанным, скромно, со вкусом одетым. Дети любуются вами, ваш внешний вид уже доставляет им радость.

Малыши все замечают: и красивую брошь, и платочек в кармашке, и яркий поясок, но вместе с тем и стоптанные тапочки, и лохматую прическу. А то, что не заметят малыши, обязательно заметят старшие. Дети любят и гордятся своим воспитателем, и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому – ваш внешний вид.

В идеальном порядке должен быть и стол воспитателя – ничего лишнего,  только тетрадь с планом, журнал посещаемости, красивая ваза, заполненная по сезону (распускающиеся ветки, осенние цветы и т.д), материал к занятию.

По согласованию со вторым воспитателем установите и поддерживайте порядок в группе, т.е. соблюдайте место хранения педагогического материала, игр, игрушек, оборудования.

В младших группах такой порядок поддерживайте сами, в старших постепенно привлекайте к этой работе и детей. Они будут помогать с удовольствием. В работе со старшими детьми можно использовать следующий метод: например,  перед прогулкой или занятиями собрать ребят и спросить: «Посмотрите, пожалуйста, что еще у нас лежит не на месте?» или:  «Ребята, а мы можем уже уходить на прогулку?» Дети заметят непорядок и поспешат его устранить. Обязательно оцените их действия: «Молодец, Вова, ты увидел, что машины стоят не на своем месте и поставил куда надо» и т.д.

Читайте также:  Полезен ли сыр с плесенью для организма

Единые и постоянные требования обоих воспитателей выработают у детей полезную привычку к порядку, необходимую в дальнейшей жизни.

Педагог несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того, чтобы день прошел четко, по намеченному графику, накануне нужно продумать весь ход работы, тщательно подготовиться к занятиям. Особенно это касается необходимого для занятия материала и оборудования (бумага, кисти, краски, клей, ножницы, книги, картины и т.д.),  неподготовленность к проведению занятий является одной из причин срыва режима дня.

С самых первых дней старайтесь установить тесный контакт со  своей напарницей. Хорошо вмести составить план работы. Если ваша напарница – опытный педагог, советую понаблюдать, как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует кормление детей.  Не обязательно  наблюдать полностью весь рабочий день, можно проанализировать лишь отдельные режимные моменты. Спрашивайте, советуйтесь, не стесняйтесь. Опыт приходит не сразу.

Старайтесь предъявлять детям единые требования при соблюдении порядка в группе, при проведении занятий. Воспитатель – человек творческий, он должен иметь свои интересные приемы и методы, но главное, чтобы они не шли вразрез с методами напарницы по работе.

Когда сдаете смену, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие встретились трудности, как вели себя отдельные дети и каково настроение всей группы. Большим  помощником  в работе является няня. С ней также надо полностью контактировать. Пусть дети видят ваше уважительное отношение к ней.

Выяснение всевозможных спорных вопросов между воспитателями и няней не должно происходить при детях. Старайтесь избегать ссор.

В моей долголетней практике приходилось нередко наблюдать, как начинающий воспитатель буквально мечется по группе: одного ребенка успокаивает, другому отвечает на вопрос, разнимает дерущихся и т.д. Да, на все надо прореагировать, но не суетясь. Всем своим видом надо выражать спокойствие и собранность, несмотря на огромное внутреннее напряжение. Обязательно нужно учиться владеть собой, своими эмоциями. Ваше внешнее спокойствие и собранность будут хорошо действовать на коллектив детей,  дисциплинировать их, создавать нормальную обстановку в группе.

Большое значение для воспитателя имеет умение находить свое место в группе во время работы.

На занятии это место четко определяется содержанием занятия, а в остальное время – в часы игр, на прогулке, в межрежимные моменты – воспитатель всегда находится среди детей.  Но он должен так уметь выбрать место, чтобы заниматься с одним ребенком или группой детей, видеть остальных и знать, кто чем занят.  Такое умение дается не сразу, но стремиться к этому надо с первых шагов.

Находясь среди детей и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупредите конфликт, ссору, увидите, кому и чему и чем надо помочь, например, посоветуете приготовить простейшие атрибуты (билеты, флажок и т.д.), чтобы игра стала интереснее, а возможно, и самим придется включиться в игру, особенно в младших группах. Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и веселого, доброго участника их затей – это возможно лишь в том случае, если вы постоянно находитесь среди детей и наблюдаете за их поведением.

Начиная работать с детьми,  учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону  и так же будут обращаться к вам и друг к другу.

Следите за своим голосом, думайте над каждым своим словом, ибо лишние, ненужные слова очень возбуждают ребят. Обычно у многословного воспитателя дети шумливы и не сразу реагируют на обращение, указание и просьбы.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Конечно, не исключены и конфликты между детьми. И уж если они возникли, воспитатель должен разрешить его спокойно, тактично и, главное, справедливо.

Как бы хорошо не была организована группа, возможность конфликтов не исключена. Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликта можно предупредить или ликвидировать в момент зарождения.

Причинами конфликтов могут быть самые разнообразные ситуации и положения. Рассуждаю о тех, которые, на мой взгляд, наиболее характерны:

  • Болезнь ребенка, начало заболевания. Воспитатель замечает, что всегда спокойный мальчик вдруг стал капризен, конфликтует  с детьми. В первую очередь выясните, здоров ли, измерьте температуру, спросите – не болит ли у него что–нибудь, поговорите с родителями ребенка о его поведении дома.
  • Неправильное семейное воспитание. Если ребенку позволяется делать дома все, что он захочет, то,  конечно, в детском саду он будет конфликтовать по каждому поводу: «Отдай игрушку», «Не хочу заниматься», «НЕ буду спать», «Хочу идти первым» и т.д. С таким ребенком надо терпеливо вести постоянную педагогическую работу. Особенно много и упорно надо работать с его родителями. И только в контакте с ними можно исправить ошибки.
  •  Причиной конфликтов и изменением поведения ребенка иногда бывает систематическое и даже одноразовое недосыпание: засиделись в гостях или дома были гости, смотрел передачу по телевизору и т.д. Все это влияет на нервную неокрепшую систему ребенка.
  •  В младшей группе причиной конфликтов может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек. Малышу обязательно хочется такую же игрушку, как у другого ребенка, – это свойственно его психике. Поэтому желательно иметь   больше одинаковых игрушек.
  • В старших группах игрушка тоже может быть причиной конфликтов, но здесь уже можно применять побольше методических приемов: переключать внимание на  что – то другое, интересное, устанавливать очередность, объединять несколько детей вокруг  одной игрушки и т.д.
  • Распределение ролей в сюжетно – ролевых играх также может быть причиной конфликта.

Энергичные,  волевые, но неправильно воспитанные дети всегда хотят быть ведущими в играх. Если такой ребенок не получил желаемую роль – сразу же возникает конфликт. Воспитатель должен тактично доказать, что с ролью, например, капитана справится и Сережа (малоактивный, застенчивый), и приложит все усилия, чтобы действительно Сережа справился.

 Распределение ролей в играх – важный момент в работе воспитателя. Причин конфликтов много, но их всегда надо выяснять и справедливо во всем разобраться.

С первых шагов в работе необходимо  учиться анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом, причем делать это жестко, с пристрастием и ежедневно. Советую проводить разбор  всего рабочего дня: что прошло хорошо, а что не удалось – на занятиях, прогулке, во время других режимных моментов, в плане организации коллектива и т.д.

Читайте также:  Полезно ли вносить в почву опилки

Наряду с неудачами обязательно отмечайте и положительные приемы, методы.

В плане организации детского коллектива полезно составить характеристику каждого ребенка. Эта работа проводится совместно обоими воспитателями с привлечением родителей, которые расскажут о поведении ребенка дома, его интересах, навыках и т.д. У педагогов такая работа развивает наблюдательность, кроме  того, дает большую возможность приложить свои знания психологии.

Составляя характеристику, воспитатель более глубоко познает ребенка, его характер, поведение,  активность, контактность, речь, двигательные навыки, самообслуживание и т.д. Он будет знать, как и в каких случаях надо подходить к тому или иному ребенку: возбужденного занять спокойной игрой, малоактивному давать посильные различные поручения, задания;  с молчаливым почаще говорить, расспрашивать и т.д.

Составление характеристики в каждой группе дает   возможность наблюдать за ростом и развитием детей.

Воспитатель должен всегда работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад во- время, мало занимаются с ними дома, не придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать необходимые советы. Но прислушиваться будут только к советам воспитателя, который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно, честно работает.

 Опытный педагог, и тем более начинающий, порой  испытывает затруднения при приеме детей, особенно новых. Нужно проявлять максимум ласки, внимания, радости оттого, что ребенок пришел в детский сад. Можно заинтересовать  его игрушкой, книжкой, картинкой, живым объектом (птичка, рыбка, черепаха, еж).

Некоторые воспитатели, особенно, начинающие, при встрече с родителями вечером жалуются на детей. Мелкие, необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют детей и родителей, а пользы не приносят.

Жалоба должна быть тщательно продумана. Например, ребенок стал незаметно уносить игрушки из детского сада домой. Обязательно надо поставить в известность родителей и бороться с этим общими усилиями.

Чаще рассказывайте родителям о положительных моментах в поведении ребенка, о самых маленьких достижениях, о добрых делах и поступках, о взаимоотношениях с детьми, о помощи,  оказанной ребенком товарищу и т.д.

Обратите внимание, как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером. Если он аккуратно одет и при встрече начинает оживленно о чем-то хорошем, интересном рассказывать, это значит, что ему хорошо и интересно. Родители мысленно ставят оценку вашей работе и дают вам характеристику.

Если ребенок с плачем бежит к маме, да еще у него шапка не завязана, пальто неправильно застегнуто, обувь обута не на ту ногу, носовой платок потерян, вы тоже получите соответствующую оценку и характеристику. И в этом случае ничем нельзя убедить родителей, что ребенку в детском саду хорошо, что все произошло случайно. Если воспитатель может в таком виде отдавать ребенка, значит, он работает спустя рукава. Дети такого педагога не любят, а родители не уважают и сожалеют о том, что приходится доверять ему своих детей.

Радостно должны встречать родителей и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить о том, что ребенку хорошо, что вы честно выполняете свой гражданский долг, работаете творчески и добросовестно.

Я не делаю никаких открытий, просто, опираясь на свой многолетний опыт, хочу помочь начинающим воспитателям в их шагах на благородном педагогическом поприще.

Источник

Ольга Беляева
Советы воспитателям

Советы воспитателям:

1. Помните, что все болезни начинаются с нарушений в энергетической, квантовой оболочке человека. Первые признаки этого – испытываемый дискомфорт. Создавайте для детей комфортную психофизическую обстановку.

2. Следуйте энергетическим ритмам. Выполняя режим дня, учитывайте состояние отдельных детей, допускайте для них отклонения в режиме. Чем младше ребенок, тем это важнее.

3. Не держите детей в течении дня в режиме коллективного общения. Оборудуйте места уединения, «зоны тишины», «минутки молчания».

4. Старайтесь заниматься с детьми в позиции «расположение по кругу». Дети должны видеть лица тех, с кем они общаются.

5. Обеспечивайте детям физический контакт с вами, со сверстниками (обнять, погладить по голове, прикоснуться). Дети дошкольного возраста в нем очень нуждаются.

6. Принимайте с детьми солнечные ванны на воздухе.

7. Учите детей ходить босиком, особенно по земле. Но не по асфальту и искусственным покрытиям.

8. Чаще слушайте с детьми звуки природы в разное время года.

9. Обеспечивайте в течение дня двигательную активность детей, возможность менять местоположение, позу. Сидение на стульчиках должно быть минимальным.

10. Используйте в течение дня, в разных ситуациях – юмор, смех, нормализующие душевное состояние ребенка.

Советы воспитателям:

1.Учите детей дышать носом: в нем воздух согревается и очищается.

2.Оберегайте дыхательные пути ребенка от заболеваний:

– не допускайте переохлаждения их на воздухе в сырое и холодное время года (игры со словами, пение – нежелательны);

– учите детей при кашле, чихании прикрывать рот и нос платком или, в крайнем случае, рукой;

– избегайте контактов с заболевшими детьми;

– в холодную погоду не закрывайте нос и рот ребенка шарфом, чтобы он не дышал влажным воздухом.

3. Следите, чтобы дыхательные пути ребенка были чистыми, свободными от слизи. Учите детей самостоятельно очищать нос, правильно пользоваться платком.

4. Постоянно проветривайте помещение. В зимнее время форточки и фрамуги держите открытыми по установленному графику, в летнее время – постоянно.

5. Старайтесь, чтобы дети были на открытом воздухе не менее 3-3,5 часов, предусмотрев в режиме дня утреннюю, дневную и вечернюю прогулки.

6. С помощью игровых приемов учите детей держать дыхательную паузу, развивайте речевое дыхание (медленный, долгий выдох).

7. Для развития диафрагмального дыхания чаще используйте пение стоя.

8. Не фиксируйте внимание детей на дыхании прямыми указаниями. Используйте для этого контрольные слова, произносимые при сжатии грудной клетки во время выполнения физических упражнений.

9. Не допускайте непрерывного звучания детского голоса более 4-5 минут, это может нарушить дыхание ребенка.

10. Учите детей беречь чистоту воздуха (не жечь костры, беречь свои органы дыхания, уходить из загазованного места.

11. Используйте воздушные ванны для закаливания детей. Они самый легкий вид закаливания. Воздушные ванны в виде полного и частичного обнажения кожных покровов ребенка в холодное время года проводят в комнате, а летом в теплое время на свежем воздухе.

Советы воспитателям:

1. За 15 минут до приема пищи дайте детям по четверти стакана чистой воды. Это утолит жажду и будет способствовать хорошему аппетиту.

2. Сервируйте столы для еды,соблюдая правила санитарии и эстетики: чистая, без пятен, выглаженная скатерть, красивая салфеточка, цветы, спокойная приятная музыка.

Читайте также:  Полезно ли есть овсяные хлопья не вареными

3. Продумайте,какими словами вы пригласите детей к столу: «хлеб-соль», «приятного аппетита», «приглашаю пообедать» и др., но никак не «садитесь за стол».

4. Не торопите детей во время приема пищи. Они должны научиться тщательно переживать пищу, иначе ее трудно будет проглотить. Слюнные железы у детей работают недостаточно.

5. Общайтесь с детьми ласковым, спокойным голосом. Это улучшает пищеварение.

6. Никогда не ругайте, не наказывайте детей во время принятия пищи, не говорите грубых слов. Страх вызывает напряжение всего тела, отвлекает жизненные силы от пищеварения.

7. Называйте правильно пищу, которую ест ребенок, подчеркивайте ее достоинства, вкусовые качества.

8. Никогда не кормите детей насильно, выясняйте причину отказа от пищи. Если малыш устал, докормите его.

9. Часто внезапное ухудшение аппетита – первый признак заболевания ребенка. Снижение аппетита у больного ребенка – защитная приспособительная реакция организма, предохраняющая желудок от перегрузки, поэтому стремление накормить малыша любыми средствами – вредно.

10. Соблюдайте нормы питания, помните, что организм ребенка растет и нуждается в разнообразных веществах.

11. Удовлетворяйте потребность детей в воде. Помните, что соки – это еда, жажду они не утоляют.

12. Учите детей пить мало, небольшими глотками, не больше, чем требует жажда. Безмерное питье переполняет ткани организма жидкостью, снижает активность процессов, ослабляет организм. Чем больше человек пьет, тем больше потеет и тем больше слабеет.

13. Не поощряйте питье во время еды и сразу после еды, так как это разжижает и вымывает пищеварительные соки и ухудшает переработку пищи. Если ребенок испытывает затруднения при переживании пищи из-за сухости во рту, можно разрешить пить компот или сок маленькими порциями.

14. Холодная вода замедляет все восстановительные процессы. Приучайте детей пить воду комнатной температуры.

15. Готовьте детям для питья очищенную воду. В условиях учреждения – это отстоянная, кипяченая вода.

16. Постоянно используйте воду в гигиенических целях. Помните, что вода еще хорошее закаливающее средство, особенно полезна вода открытых водоемов, бассейнов, роса на траве.

17. Учите детей относиться к воде бережно, не разливать без надобности, не бросать в водоемы ненужные предметы.

Советы воспитателям:

1. Дозировано давайте детям силовые нагрузки, в соответствии с возрастом.

2. Обеспечивайте детям в течении дня режим двигательной активности, при котором происходит равномерное напряжение и расслабление разных групп мышц.

3. Проводите с детьми специальные общеразвивающие упражнения, уделив особое внимание мышцам-разгибателям.

4. Развивайте с помощью игр мелкую моторику рук детей.

5. Предупреждайте нарушения осанки детей. Не допускайте неправильного положения тела, долгого стояния, сидения, неудобную постель, мебель.

6. Включайте в практику работы с детьми упражнения на ношение тяжести на голове (400 г, что формирует правильные изгибы позвоночника.

7. Оборудуйте в помещении спортивные уголки с набором спортивных пособий, игрушек для детей.

8. При проведении познавательных занятий меняйте позу ребенка не менее 3-4 раз за одно занятие. Сокращайте до минимума сидение за столом.

Советы воспитателям:

1. Для облегчения работы сердца развивайте у детей вспомогательное, периферическое сердце – мышцы. Мышцы, сокращаясь, выталкивают кровь из капилляров в сосуды, помогая нормальному кровообращению, обеспечивая хорошее питание всем органам тела.

2. Физические и эмоциональные нагрузки давайте дозировано, чтобы не вызывать утомления. Периодически контролируйте частоту сердечных сокращений (ЧСС, помните о незрелости сердечно-сосудистой системы.

3. В дошкольном возрасте для детей опасна любая потеря крови. Предупреждайте потерю крови,выполняя следующее:

– предохраняйте детей от травм, выполняя правила безопасности жизни (ОБЖ);

– мелкие царапины и ссадины обеззараживайте, смазывая дезинфицирующим раствором вокруг ранки, а не ее саму. Если в ранке грязь, смойте ее кипяченой водой;

– венозное и артериальное кровотечение на конечностях останавливайте наложением жгута выше ранки;

– при потерях крови до прибытия врача укладывайте ребенка так, чтобы омывались кровью жизненно важные органы (мозг, легкие, сердце).

– при носовом кровотечении делайте ватные или марлевые тампоны в нос, кладите холод на область носа и голову наклоняйте вниз, не опрокидывайте назад.

4. Научитесь прощупывать и подсчитывать пульс ребенка. Овладейте приемами элементарной реанимации.

Советы воспитателям:

1. Следите, чтобы мочевой пузырь и кишечник ребенка своевременно опорожнялся.

2. Требуйте от родителей ежедневного, правильного проведения гигиенических процедур для своих детей (подмывание как девочек, так и мальчиков, смена трусиков, исключение тесной, обтягивающей, сдавливающей одежды.

3. Не допускайте длительных, однообразных ритмических движений (качалки, каталки, лежания в постели без сна.

4. Напоминайте родителям о недопустимости просмотра эротических фильмов, картинок.

5. Не допускайте драк, борьбы со сдавливанием друг друга.

6. Не переутомляйте нервную систему ребенка.

7. Не рассказывайте дошкольнику, как устроены мужчины и женщины ниже пояса, а давайте понять их ролевые, психологические и социальные различия.Например: «Ты – мальчик и я доверяю тебе нести тяжелую сумку», «ты – девочка и лучше можешь украсить комнату».

8. В организации быта детей учитывайте половые различия детей. Это и раздельное пользование туалетом, и различное оформление спальни, и наличие разных игрушек, инструментов деятельности.

9.Используйте различные жизненные ситуации для правильного формирования взаимоотношений детей разного пола: покровительственно-защитно-мужественное у мальчиков, принимаю-

щее-нежно-заботливое у девочек.

10. Отвечайте детям на возникающие вопросы без вранья, тактично, в меру понимания ребенком зафиксированного им события. Ведите работу с детьми по половому просвещению индивидуально.

11. Воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, с разных позиций по отношению к представителям противоположного пола. Поможет вам в этом эротический алгоритм для мальчиков и девочек.

12.В процессе работы с детьми разного пола используйте следующие методические приемы:

– чаще делите детей на подгруппы по признаку пола, отдавая первенство мальчикам, они всегда впереди девочек;

– сближайте мальчиков и девочек постепенно, тактично в играх,упражнениях:

А)сначала зрительный контакт: «мы вас видим»;

Б)затем речевое взаимодействие: «мы вас слышим»;

В) сближение биополями (30-70 см): «мы рядом с вами»;

Г) контакт и касание (взяться за руки)руками: «мы вместе»;

Д) физический контакт телом, касание друг друга плечами, спинами, бедрами, голенями, стопами, ягодицами;

– представляйте мальчикам (или девочкам) возможность самостоятельно выбирать себе партнера на основе личных симпатий;

– роль лидера отводите мальчику, учите его обращаться с девочкой нежно, аккуратно, не причиняя боли;

– мальчика привлекайте к помощи, защите девочек, придумывайте для этого игровые ситуации;

– в ситуациях, где нужно принять решение, взять на себя ответственность, приоритет отдавайте мальчикам.

Источник