Полезные советы для родителей по чтению

То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Содержание статьи:

  • Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг
  • Методы приобщения детей к чтению

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

  • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
  • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
  • Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
  • Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
  • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
  • Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Источник

Современная эпоха гаджетов и технологий практически полностью овладела детьми. Зачем им читать книжки, когда все интересует можно просто «загуглить». Зачем развивать мышление и собственную фантазию, когда можно посмотреть мультики, фильмы или поиграть в компьютерные игры? Подобную ситуацию можно наблюдать у каждого второго ребенка, ведь при чтении книг, читаемую информацию надо визуализировать, а у многих детей попросту нет желания это делать.

Родители в свою очередь считают, что чтением ребенок должен заниматься только на уроках литературы в школе. Однако такой подход абсолютно неправилен. Благодаря чтению дети увеличивают словарный запас, свои грамматические навыки, познают много нового для себя. Начитанные дети преуспевают не только в школе, но и во взрослой жизни. Ребенок, которого с детства приучали к чтению, всегда сможет поддержать разговор на самые разные темы.

Мы же попробуем разобраться в том, как привить ребенку любовь к чтению, что для этого нужно и тяжело ли это делать на самом деле?

Как привить ребенку любовь к чтению с рождения

Начинать чтение можно уже с 5 месяцев, используя специальные мягкие книжки с простыми картинками: кошка, собака, лошадка, поросенок и т.д. Их можно бросать, слюнявить, пачкать, а потом стирать. Такие книжки можно делать и самим.

Постепенно, уже ближе к году, переходите к более сложным книгам. Важно подбирать книги в соответствии с возрастом ребенка. Сначала вы просто с любовью и интересом рассказываете своему малышу про то, что нарисовано в книжках. Читаете коротенькие стишки и “потешки”. Детишки в возрасте около года еще не могут долго удерживать внимание, и нетерпеливо переворачивают одну страничку за другой. Тем самым они больше играют в книжку, а не читают ее. Играйте с ним в эту игру, стараясь прочитать столько, сколько успеете. Мало-помалу вы заметите, что ребенок будет удерживать внимание, с каждым разом чуть подольше. И вы уже сможете читать стишки или сказки полностью. Они должны быть короткие и простые. Например “Три медведя”, “Колобок”, “Теремок” и т.п.

Читайте выразительно, эмоционально, даже если вы читаете эту сказку в сотый раз. Если малыш приносит вам одну и ту же книжку, а вам она порядком поднадоела, и, более того, вы знаете ее наизусть, не пытайтесь переключить внимание малыша на другую книжку. Наберитесь терпения. Видимо, когда вы читаете именно это произведение, у вашего малыша возникают какие-то особенные эмоции и переживания, важные для него. Как только он проживет эти чувства и отпустит их, он сам попросит читать ему другие книжки и сказки.

Знакомя своего ребенка с народными сказками, вы иногда (а может быть, и часто) будете удивляться “жестокости” в них. Не беспокойтесь, что эти сказки травмируют малыша или пробудят в нем агрессию. Дети воспринимают все более амбивалентно (в черно-белом цвете), чем взрослые. В процессе взросления к ребенку обязательно придет ощущение многообразия оттенков и нюансов в отношениях. Категоричность суждений постепенно сгладится.

Чтение должно приносить ребенку только положительные эмоции. Например, родители читают малышу сказку на ночь или сопровождают чтение книги игрой.

Нельзя заставлять ребенка читать ту книгу, которая ему не нравится. Поэтому с подросшим ребенком книги можно и нужно выбирать вместе. Пусть поход в книжный магазин станет приятным событием.

Методики внедрения правильного чтения

Методик внедрения правильного чтения множество, все они подходят для своей цели, а именно научить ребенка читать так, чтобы он полюбил это делать. Ребёнок должен понять, что чтение — это не принудительный и скучный процесс, а индивидуальное и интересное поглощение увлекательной информации.

Запрещайте детям читать

Купив новую книгу с яркими картинками, демонстративно пролистайте её, чтобы кроха видел, а затем положите на видное место, и скажите малышу, чтобы он не читал, обоснуя  тем, что эта сказка вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. В конце концов любопытство возьмет верх, ведь запретный плод сладок.

Метод Искры Даунис

Один из самых действенных методов, позволяющих сделать чтение увлекательным и интересным. Утром, когда ребенок проснется, он найдет у себя на подушке письмо от любимого сказочного персонажа, пусть это будет Карлсон.

В письме всего пару строчек о том, что он хочет дружить с малышом и оставил ему подарок в определенном месте, указанном в письме.Подарок ребенок обнаруживает, а на другое утро получает новое письмо, где Карлсон пишет, что сегодня хотел подарить ему билеты в цирк или зоопарк, но так как малыш себя плохо вел, подарок он получит, когда исправит свое поведение.

В этом письме уже больше строчек и так с каждым днем, количество прочитанных строк увеличивается, техника чтения улучшается, а ребенок с нетерпением ждет нового письма. Этот метод помогает детям связать чтение с чувством удовольствия и радости.

Совместный просмотр фильмов

Наверняка, многие из вас уже начали возмущаться, мол это к чтению никак не относится.Читайте дальше, поймете, в чем дело. В современном мире ребенка от телевизора точно не уберечь, но иногда можно вынести из этого пользу. Подбирайте экранизации по известным детским произведениям, перед просмотром обязательно расскажите, что вначале была написана книга, а только потом по её сюжету сняли фильм.

После просмотра с энтузиазмом, расскажите малышу об упущенных в фильме эпизодах, о том, что книга намного интереснее и красочнее, более точно передает историю и эмоции главных героев. Если ребенка зацепил фильм, не сомневайтесь, что он захочет прочесть и книгу.

Наверняка вам знакома история Гарри Поттера, дети во всем мире взахлеб читали историю мальчика, который выжил. Собственно, почему читали? И сейчас читают. По данным статистики, больше половины детей сначала посмотрели фильм, а только потом, заинтересовавшись сюжетом, прочли книгу, и с нетерпением ждали новой части.

Как правильно читать с ребенком

Чтобы вызвать у ребенка интерес к книге необходимо не только правильно подобрать подходящую для его возраста, пола и характера литературу, но и соблюсти несколько важных правил, среди которых есть следующие.

  • Выбирайте правильное время для чтения. Есть старая добрая традиция: чтение сказок перед сном. Это не случайно: чтение помогает успокоить ребенка после активного дня, дать ему пофантазировать, настроить на спокойный сон. Если у чтения обучающая цель, то читать лучше или с утра до полудня, или после дневного сна ближе к вечеру.
  • Сделайте чтение частью режима дня ребенка. К примеру, вы будете читать каждый день час перед сном либо после обеда. Таким образом, вы сможете постепенно выработать у ребенка привычку чтения каждый день.
  • Не стоит настаивать, если ребенок не хочет читать.В противном случае у малыша может развиться ассоциация с неприятными впечатлениями, «давящими» на него родителями. Отбить желание читать можно любым давлением. Найдите время, когда у вашего малыша будет восприимчивость к чтению.
  • Будьте актрисой/актером, играйте сказку. Читайте не торопясь, выразительно, голосом выделяйте слова автора, героев, замирайте, громко кричите, пищите, рычите, жестикулируйте.
  • Задавайте малышу наводящие вопросы.«Как называется это животное? Как оно говорит? Давай придумаем интересную историю про него?» и так далее.

Какой должна быть книжка для ребенка

Если малышу меньше двух лет, то определенные правила выбора есть: Не стоит покупать дорогие книги. Даже если они хорошо иллюстрированы и в твердой обложке. Вашему карапузу они могут быть неинтересны. Маленькие книжки из плотного картона – хороший вариант. Некоторые из них бывают с различными окошками, в которые можно смотреть, или с двигающимися картинками — все это очень привлекательно для детей. Книги из ткани. Могут состоять из различных видов ткани при том разные на ощупь (шершавые, гладкие, шуршащие). Деточка не только с удовольствием рассматривает такую книжку, но также узнает новые тактильные ощущения. Сказки и рассказы в книжках для самых маленьких должны быть простыми, с понятными словами. Картинки в книгах должны быть четкими, яркими, с небольшим количеством деталей. Сложные иллюстрации могут утомить малыша.

Сказки могут быть длинными и ребенок готов слушать новые истории. Можно предлагать не только сказки, но и рассказы о природе, людях. Обязательно нужна книжка с детскими стихами. Заучивание стихов хорошо развивает память, что в итоге пригодится ребенку в школе. Из развивающих изданий можно выбрать те, которые доступно для детского восприятия рассказывают об окружающем мире, открытиях, интересных фактах.

Где брать книги

Несмотря на обилие печатных изданий, цены на некоторые из популярных книг достаточно велики. Для того чтобы не приобрести книгу, которая, возможно, окажется неинтересной для ребенка, нужно выяснить предпочтения ребенка, прежде чем совершать покупку.  В этом поможет беседы с ним, изучение его интересов и того, что его вдохновляет. Так можно определить источники вдохновения ребенка, понять, о чем ему нравится читать больше всего.

Лучше всего приобретать книги в специализированных книжных магазинах, где вы детально можете рассмотреть и пощупать товар. Неплохим вариантом будет заказ книжек через интернет-магазины. В них зачастую более обширен выбор.

На собственном примере

Представим ситуацию, вы постоянно утверждаете ребенку, что необходимо заниматься спортом, делать по утрам зарядку и тому подобное, но сами лишний раз без нужды не поднимитесь с дивана, а вместо отжимания или занятий с гантелями поутру, вы предпочтете поваляться в кровати. Такая же ситуация и с книгами: если вы постоянно твердите ребенку, что он должен читать книги, а сами последний раз брали их в руки еще в студенческую пору, то вряд ли ребенок послушается вас.

В идеале, если хотите привить ребенку желание самостоятельно читать литературу, то вы должны быть сами готовы ежедневно посвящать себя этому занятию.

Читайте настоящие книги

«Бумажные или электронные книги?» — вопрос примерно такой же сильный, как и шекспировский «Быть или не быть?». Прямо-таки вселенский масштаб.

У электронных книг есть свои явные плюсы: доступность любой литературы, настраиваемый шрифт и подсветка, возможность поиска слов, быстрый переход к страницам и т.д. Однако для ребенка лучшим вариантом будет бумажная книга. Известно, что из электронной книги информация усваивается мозгом хуже, чем тот же текст, прочитанный на бумаге. К такому выводу приходят все больше ученых, основываясь на различных тестах и экспериментах. Мы приведем результаты одного из исследований на эту тему.

Участникам конференции в количестве 50 человек вручили рассказ объемом в 28 страниц. Половина получила его на электронной читалке Kindle, вторая половина читала рассказ на бумаге. Экспериментом руководила Энн Манген, кандидат наук из Ставангерского Университета  – она один из немногих ученых, кто проводил подобные исследования.
Цель: понять, влияет ли формат, в котором читается литература, на то, какие эмоции вызывает прочитанное, и на то, как хорошо запоминается прочитанный текст.
Результат: на эмоции не влияет, а вот на запоминание влияет наверняка. Когда читателей попросили пересказать сюжет рассказа, с задачей значительно лучше справились те, кто читал рассказ на бумаге. Пользователи электронной читалки путались в показаниях, как будто читали давно и невнимательно.

Ошибки, которые отобьют у ребенка желание читать

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Аудиокниги

Безусловно, аудиокниги имеют свои достоинства. Их можно слушать по дороге на работу или учебу, в автобусе или в своей машине. Благодаря аудиокнигам можно не напрягать зрение, особенно, если вы читаете обычно в вечернее время. Но что можно сказать по поводу общения детей с аудиокнигами?

Для детей лучшим выбором будет бумажная книга, чем ее аудио аналог. Не зря существует фраза “Лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать”. Когда слушаешь, можно отвлечься и многое пропустить мимо ушей, поэтому читать полезнее, особенно если читающий – ребенок, которому и так тяжело сконцентрировать свое внимание.

Советы психологов

Психологи дают самые различные наставления родителям: как привить ребенку любовь к чтению, как объяснить ему пользу от ежедневного чтения, как это занятие поможет ему в будущем и так далее. Далее мы приведем наиболее полезные, на наш взгляд, советы психологов.

  • Подбирайте книги сообразно увлечениям вашего ребенка — про пауков, фей, принцесс, динозавров, волшебников. Если закрепится ощущение удовольствия и позитивных эмоций, то переход к художественной литературе произойдет естественно и легко.
  • Кроме того, есть маленькие хитрости. Когда вы читаете «про себя», пусть ребенок видит, что это вам нравится. У него возникнет желание тоже испытать это удовольствие. Время от времени берите и читайте детские книги с увлечением, улыбаясь. При этом попросите малыша «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.
  • Читая текст в первый раз, не стремитесь его сразу обсудить. Это можно сделать при повторном чтении. Тем более что дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз.
  • Обязательно объясняйте незнакомые слова.
  • Поделите книгу на части, и не останавливайтесь на самом интересном месте. Поначалу это затруднит для ребенка запоминание прочитанного и связь между частями.
  • Ищите веселые книги! Смех — это всегда положительные эмоции. Юмор в рассказах и сказках доступен детям, начиная с 5-6 лет.
  • «Заякорить» интерес к художественной литературе поможет создание в доме уютного уголка книги, где ребенок сможет сам разглядывать и перебирать красочные издания в любое время.
  • Покупайте занимательные энциклопедии. Часто именно через них дети входят в мир книг, ведь в энциклопедии много картинок, загадок, вопросов с ответами и прочее.
  • Разрешайте читать в постели. Можно предложить выбор — немедленно спать или почитать 15 минут. Дети готовы на все, лишь бы не спать, и пятнадцатью минутами не ограничатся.
  • Никогда не дочитывайте книгу через силу, если она скучна для ребенка. Скука не должна ассоциироваться с чтением.
  • Сходите вместе в книжный магазин, и пусть ребенок выберет то, что ему нравится. Если же ваше чадо выбрало, например, комиксы, ценность которых вам кажется сомнительной, договоритесь, что свою книгу он читает сам, а вместе вы почитаете то, что нравится вам.

Источник