Полезные советы для родителей от библиотеки

Как привлечь ребенка к чтению. Работа с родителями 

Взаимодействие школы с семьями учащихся обусловлено необходимостью преодоления некоторых противоречий, возникающих между современной школой и родительской общественностью.

Школьная библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе.

Не секрет, что не все семьи могут позволить регулярное совместное посещение театра, филармонии, музея. К счастью, библиотеки до сегодняшнего дня доступны каждому и взрослому, и ребенку. А у школьной библиотеки существует еще больше возможностей взаимодействия с семьей: это и родительские собрания, и школьные праздники, и дни открытых дверей и др. Именно школьная библиотека призвана оказать практическую помощь родителям в формировании читательской среды ребенка: что и как читать детям, как создать домашнюю библиотеку, как привлечь любовь к чтению.

Несколько практических рекомендаций для школьных библиотекарей при подготовке мероприятий с родителями.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером – всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

– Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

– Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

– Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

– Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

– Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

– До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

II. Памятка для родителей.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи нашего ребенка.

5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения – примерно 40-45 минут.

7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

8. Совместное чтение – наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

III. Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Библиотеку школы интересует отношение детей и родителей к книгам и чтению.

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1.Как вы относитесь к чтению?
А) Сами любите читать. 
Б) Не очень любите.
В) Безразлично.
2. Как часто вы читаете?
A) Постоянно.
Б) Довольно часто.
B) Иногда.
3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
А) Классика.
Б) Детективы.
В) Приключения.
Г) Фантастика.
Д) Современная проза.
Е) Женский роман.
Ж) Поэтические сборники.
3) Периодика.
И) Другое (что именно).

4. Есть ли в вашем доме  детская библиотека?
5. Сколько примерно в ней книг?
6. Какие читательские интересы  обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем любит читать?
7. Какие детские журналы Вы выписываете, покупаете, берете в библиотеке;
8. Часто ли Вы читает книги?
A) Ежедневно.
Б) Изредка (сколько раз в неделю).
В) Не читаю вообще.
9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
10. Что по-вашему, дает современному ребенку чтение книг?
11. Какую помощь, вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

IV. Предлагаемые книги для детского и семейного чтения (7-10 лет).

– Барри Д. Питер Пэн: Повесть-сказка.

– Бианки В. Лесные домишки: Сказки о животных.

– Гайдар А. Чук и Гек: Рассказ.

– Гераскина Л. В стране невыученных уроков. В стране невыученных уроков-2, или Возвращение в страну невыученных уроков: Сказки.

– Голявкин В. Вот что интересно: Рассказы.

– Иванов А. Весь мир – моя нора: Сказки.

– Курляндский А. Вы не были на Таити? Повесть-сказка.

– Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями: Сказка.

– Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне; Эмиль из Лённеберги: Сказки.

– Ливанов В. Дед Мороз и лето: Сказки по мультфильмам.

– Медведев В. Баранкин, будь человеком! Сказочная повесть.

– Милн А. Винни-Пух и все-все-все: Сказки.

– Носов Н. Веселая семейка; Витя Малеев в школе и дома; Приключения Незнайки и его друзей.

– Остер Г. Зарядка для хвоста: Сказки.

– Павлович И. Бельчонок Додо: Сказки.

– Пантелеев Л. Буква «ты»: Рассказы.

– Паустовский К. Теплый хлеб: Сказки.

– Пивоварова И. Однажды Kaтя с Манечкой; Рассказы Люси Синицыной. Рассказы.

– Пришвин М. Берестяная трубочка: Рассказы.

– Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода: Повесть-сказка.

– Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером – всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

– Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

– Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

– Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

– Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

– Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

– До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

– Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

– Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

– Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

– Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Источник

«Мама, давай почитаем вместе!»

С раннего детства книга живет рядом с ребенком. Как много нового узнает он из книг! Они расширяют кругозор, учат мыслить, анализировать, образно и правильно говорить.

Книги вводят ребенка в большой мир человечества. Вспомните своё детство: как путешествовали с героями книг Жюля Верна, увлекались похождениями Тома Сойера и барона Мюнхаузена, восхищались благородством Тимура и его боевой команды. Книги учили нас понимать добро и ненавидеть зло.

Сегодня также, несмотря на новейшие компьютеры и другие источники знания, никто не станет возражать против полезности чтения. Но между тем,

большинство родителей считает, что любовь к чтению придет сама. А это далеко не так. Нужны ориентиры, которые показали бы дорогу к книжным богатствам, чутко и заинтересованно руководили чтением ребенка. И здесь вы, родители, можете сделать многое.

Детские и школьные библиотеки, учителя постоянно решают проблему привлечения каждого ребенка к чтению, воспитывают читательскую культуру. Однако, существует немалый процент школьников, которые вовсе не любят читать. Где таятся неиспользованные ресурсы воспитания читателей? В семье!

Совет первый.Нужно читать вместе с ребятами. Брать книжку, садится рядышком и читать вслух. И никто не придумал еще более верного пути, чтобы узнать читательские вкусы ваших детей, понять, о чем они думают и мечтают.

У каждого ребенка любая прочитанная книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы присоединяетесь к ним с книгой в руках, вы делаете это для того, чтобы разобраться в детских мыслях, ответить на вопросы, узнать желания. И надо отметить, что большим ребятам это еще нужнее, чем маленьким. А для родителей откровенность сына или дочери, вызванная книгой, просто бесценна. Начните вместе читать, и по тому, в каких местах ваши дети будут волноваться, каким героям сочувствовать, какие слова запоминать, вы безошибочно поймете, какой человек у вас растет.

Не надо читать все книги подряд. На это и времени не хватит. Выбирайте ваши любимые, которыми и вы дорожили в детстве. И, конечно, первыми читайте самые интересные. Это настоящая, глубокая родительская радость – взять малыша на колени, прижать к себе и тихонько говорить ему добрые слова Маршака:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили–были серый еж

И его ежиха…

Или вдруг взять и прочитать почти взрослой пятнадцатилетней дочери старую сказку «О калошах счастья» и порадоваться, как умно засветятся ее глаза.

Совет второй. Постарайтесь выяснить, прочитал ли ваш подрастающий

читатель книгу на самом деле. Или, может быть, он просто посмотрел картинки. Задайте ему осторожные вопросы. И увидите, что ваш постоянный интерес, сделает свое дело.

Кстати, чем старше ребенок, тем сложнее и труднее говорить с ним о прочитанном. В беседе с 11-12-летним мало проверить, понял ли он прямой смысл прочитанного. В этом возрасте уже нужно научиться понимать и оценивать литературные произведения для того, чтобы суметь оценить и понять окружающую жизнь, самого себя. В конечном счете, это и есть главная задача любой работы с книгой. Но не допускайте того, чтобы ваши домашние беседы о книгах превратились в допросы с пристрастием.

Еще одна цель таких книжных разговоров – развитие речи, логического мышления. Не беда, что в первый раз он будет говорить несвязно и невнятно. И во второй раз – тоже. Не смейтесь. Не критикуйте. В двадцать пятый раз скажет лучше, а через два года – совсем хорошо.

Совет третий.Даже если ребята любят читать, еще больше они любят слушать. А родители любят рассказывать: о себе, о своем детстве, о своих

знакомых, о том, что произошло интересного на свете. Просто – о жизни. А от жизни можно перейти к книгам, сравнивая, проводя параллели. Не бойтесь говорить о взрослых книгах, которые пока недоступны и сложны детям. Когда они вырастут, то прочтут их сами. Но, может быть, любимыми они станут для них сейчас, в вашем добром пересказе.

Если у родителей не хватает знаний и умений, но они хотят увлечь детей книгой, вспомните про библиотеку.

В детской библиотеке ребенок попадает в особый мир, отличный от повседневного быта. Доброжелательность, красочность выставок, тихие разговоры о прочитанном – все это настраивает на серьезный, душевный лад.

Необходимо, чтобы первое посещение библиотеки ребенок воспринял, как праздник. А потом также необходимо родителям регулярно бывать с ним на абонементе, где выдают книги на дом, в читальном зале, участвовать в библиотечных мероприятиях: «Для вас, родители», «Крепка семья – крепка Россия», «Библиотека моих детей», «Мир вашего ребенка», «Семейный клуб выходного дня» и многих других, где проявляется совместное творчество ребенка и родителя (конкурсы, поделки, рисунки, стихотворчество).

Дружите с книгой, и вам никогда не будет скучно. Без книг людям не обойтись! Пройдут годы, и регулярное посещение библиотеки воспитает у ребенка сознательное стремление к самообразованию, он вырастет

образованным, интеллигентным, умеющим ориентироваться не только в море информации, но и в океане жизни. А это очень важно: ведь нашим детям предстоит жить в еще более динамичном и напряженном мире, чем тот, в котором живем мы.

Источник

                  «Мама, почитаем  вместе!»

    С раннего детства книга живет рядом с ребенком. Как много нового узнает он из книг! Они расширяют кругозор, учат мыслить, анализировать, образно и правильно говорить.

    Книги вводят ребенка в большой мир человечества. Вспомните своё детство: как путешествовали с героями книг Жюля Верна, увлекались похождениями Тома Сойера и барона Мюнхаузена, восхищались благородством Тимура и его боевой команды. Книги учили нас понимать добро и ненавидеть зло.

   Сегодня также, несмотря на новейшие компьютеры и другие источники знания, никто не станет возражать против полезности чтения. Но между тем,

большинство родителей считает, что любовь к чтению придет сама. А это далеко не так. Нужны ориентиры, которые показали бы дорогу к книжным богатствам, чутко и заинтересованно руководили чтением ребенка. И здесь  вы, родители, можете сделать многое.

   Детские и школьные библиотеки, учителя постоянно решают проблему привлечения каждого ребенка к чтению, воспитывают читательскую культуру. Однако, существует немалый процент школьников, которые вовсе не любят читать. Где таятся неиспользованные ресурсы воспитания читателей?  В семье!

Совет  первый. Нужно читать вместе с ребятами. Брать книжку, садится рядышком и читать вслух. И никто не придумал еще более верного пути, чтобы узнать читательские вкусы ваших детей, понять, о чем они думают и мечтают.

   У каждого ребенка любая прочитанная книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы присоединяетесь к ним с книгой в руках, вы делаете это для того, чтобы разобраться в детских мыслях, ответить на вопросы, узнать желания. И надо отметить, что большим ребятам это еще нужнее, чем маленьким. А для родителей откровенность сына или дочери, вызванная книгой, просто бесценна. Начните вместе читать, и по тому, в каких местах ваши дети будут  волноваться, каким героям сочувствовать,  какие  слова  запоминать, вы безошибочно поймете, какой человек у вас растет.

    Не надо читать все книги подряд. На это и времени не хватит. Выбирайте ваши любимые, которыми и вы дорожили в детстве. И, конечно, первыми читайте самые интересные. Это настоящая, глубокая родительская радость – взять малыша на колени, прижать к себе и тихонько говорить ему добрые слова Маршака:

                                   Эту сказку ты прочтешь

                                   Тихо, тихо, тихо…

                                   Жили–были серый еж

                                   И его ежиха…

    Или вдруг взять и прочитать почти взрослой пятнадцатилетней дочери старую сказку «О калошах счастья» и порадоваться, как умно засветятся ее глаза.

Совет второй. Постарайтесь выяснить, прочитал ли ваш подрастающий

читатель книгу на самом деле. Или, может быть, он просто посмотрел картинки. Задайте ему осторожные вопросы. И увидите, что ваш постоянный интерес, сделает свое дело.

     Кстати, чем старше ребенок, тем сложнее и труднее говорить с ним о прочитанном. В беседе с 11-12-летним мало проверить, понял ли он прямой смысл прочитанного текста. В этом возрасте уже нужно научиться понимать и оценивать литературные произведения для того, чтобы суметь оценить и понять окружающую жизнь, самого себя. В конечном счете, это и есть главная задача любой работы с книгой. Но не допускайте того, чтобы ваши домашние беседы о книгах превратились в допросы с пристрастием.

      Еще одна цель таких книжных разговоров – развитие речи, логического мышления. Не беда, что в первый раз он будет говорить несвязно и невнятно. И во второй раз – тоже. Не смейтесь. Не критикуйте. В двадцать пятый раз скажет лучше, а через два года – совсем хорошо.

Совет третий. Даже если ребята любят читать, еще больше они любят слушать. А родители любят рассказывать: о себе, о своем детстве, о своих

знакомых, о том, что произошло интересного на свете. Просто – о жизни. А от жизни можно перейти к книгам, сравнивая, проводя параллели. Не бойтесь говорить о взрослых книгах, которые  пока  недоступны и сложны детям. Когда они вырастут, то прочтут их сами. Но, может быть, любимыми они станут для них сейчас, в вашем добром пересказе.

    Если у  родителей не хватает знаний и умений, но они хотят увлечь детей книгой, вспомните про библиотеку.

    В детской библиотеке ребенок попадает в особый мир, отличный от повседневного быта. Доброжелательность, красочность выставок, тихие разговоры  о прочитанном материале  – все это настраивает на серьезный, душевный лад.

Необходимо, чтобы первое посещение библиотеки ребенок воспринял, как праздник. А потом также необходимо родителям регулярно бывать с ним  на абонементе, где выдают книги на дом,  в читальном зале, участвовать в библиотечных мероприятиях: «Для вас, родители», «Крепка семья – крепка Россия», «Библиотека моих детей», «Мир вашего ребенка», «Семейный клуб выходного дня» и многих других, где проявляется совместное творчество ребенка и родителя (конкурсы, поделки, рисунки, стихотворчество).

   Дружите с книгой, и вам никогда не будет скучно. Без книг людям не обойтись! Пройдут годы, и регулярное посещение библиотеки воспитает у ребенка сознательное стремление к самообразованию, он вырастет образованным, интеллигентным, умеющим ориентироваться  не только в море информации, но и в океане жизни. А это очень важно: ведь нашим детям предстоит жить в еще более динамичном и напряженном мире, чем тот, в котором живем мы.

Источник

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к книге, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.

  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков

  • Пусть дети сами выбирают книги и журналы( в книжном магазине или библиотеке)

  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении ( сколько книг прочитано и за какой срок)

  • Выделите дома специальное место для чтения ( укромный уголок с полками ит.д.)

  • В доме должна быть детская библиотечка

  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом ( например, книги о динозаврах или космических путешествиях)

  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того, чтобы смотреть телевизор.

  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать

  • Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают!

  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

  • Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем, как уснуть.

Как воспитать у детей интерес к чтению?
(памятка для родителей)

  1. Книгу для ребенка, купленную в магазине или взятую в библиотеке, лучше прочитать всем. Эффект удесятеряется, когда прочитанную книгу обсуждают всей семьей.

  2. семейному чтению посвящайте хотя бы один раз в неделю.

  3. важно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети ждали вечера. Читайте вслух по очереди: сегодня читает папа, завтра – сын. Читайте с выражением, “на голоса”, чтобы это напоминало игру.

  4. Прервите чтение на самом интересном месте, извинившись и сославшись на неотложные дела.как правило, ребенку захочется узнать, что будет дальше, и он станет поглядывать на книжку уже с любопытством и сам дочитает ее.

  5. Продолжительность домашнего чтения должна составлять не больше 4-5 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

  6. Полезно прислушаться к просьбам детей в выборе книг. Многие дети любят возвращаться к уже знакомым книгам. Не стоит лениться прочитать книгу во второй, третий, четвертый раз.

  7. Если ваш ребенок не научился любить книгу, используйте конкретную ситуацию. Предложите такую книжку, которая помогла бы ему разобраться в своих взаимоотношениях с товарищами. Это может быть книга и о том, как вырастить щенка, ухаживать за растениями или собирать марки.

  8. Дарите детям в день рождения книги. Помните, что во все времена книга – лучший подарок.

  9. Когда соберете ребятишек на день рождения сына или дочери, приготовьте им сюрприз. Проведите небольшую литературную викторину.

  10. Копание в домашней библиотеке может оказаться едва ли не единственным средством пристрастить вашего ребенка к чтению.

  11. Чтение ребенка должно быть разнообразным.

  12. Недопустима перегрузка детей в чтении.

  13. Учите ребенка бережному отношению к книге!

(Материал предоставлен областной детской библиотекой г. Кургана)

ЧТЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ
(заметки библиотекаря для родителей)

Проблемы детского чтения, а точнее, нечтения волнуют сегодня не только педагогов, но и родителей. Школа многое делает для того, чтобы приобщить детей к чтению, но главная роль в этом принадлежит семье. Воспитать талантливого читателя может каждая по-настоящему заинтересованная в этом семья. Что для этого нужно делать?

Руководить чтением своего ребенка – значит вместе открывать необъятный мир духовных ценностей.

  • Прежде всего читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребенка возникает потребность в чтении естественно и незаметно.

  • Другое важное условие воспитания читателя – сотворчество детей и взрослых ” вокруг книги”. Семейное чтение должно стать традицией, занятием систематическим, любимым, ожидаемым всеми.

  • Читайте каждый свободный вечер вместе. Это должно быть немножко священнодействием, театром и всегда творчеством.

  • Пусть ребенок слушает записи, где профессиональные актеры читают литературные произведения., если вы заняты, но не подменяйте ими вашего совместного общения с книгой.

  • Уважайте ребенка, его индивидуальные вкусы. Убеждайте, а не навязывайте своего мнения. Растите вместе с ним, помогая друг другу.

  • Запишите ребенка в библиотеку. Так он быстрее научится самостоятельно выбирать книги. Всегда интересуйтесь, что он читает. Поговорите с ним о прочитанном.

  • Поощряйте литературное творчество ваших детей – это необыкновенно ценно! Оно развивает воображение, речь, образное мышление, обогащает их ум и душу, становится прекрасной возможностью формирования читательских особенностей: “От маленького писателя – к большому читателю”.

                  • М. Рыбникова

Источник