Полезные советы для детей в пословицах

  • Берегись бед пока их нет.
  • Кто сразу за всё берётся, тот мало чего добьётся.
  • Лучше своё старое, чем чужое новое.
  • На одних благих намерениях далеко не уедешь.
  • Не всякому слуху верь.
  • Доверять доверяй, но почаще проверяй.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
  • Чего не воротишь, про то лучше забыть.
  • Не суди о людях по их наружности.
  • Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
  • Кто ищет, тот находит.
  • Спасибо – великое слово.
  • Не в свои сани не садись.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Капля по капле и камень долбит.
  • Кто много болтает, тот беду накликает.
  • Как пришло, так и ушло.
  • Там, где больше двух говорят вслух.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не туши дровами огонь.
  • Лучше умный упрёк, чем глупая похвала.
  • Неправдой не проживёшь.
  • Мудрый молчит, пока глупый ворчит.
  • Не подумавши, ничего не начинай.
  • Не рой яму, сам в неё попадёшь.
  • Не уставай делать добро.
  • Случившееся может повториться.
  • Тому, кто тебе льстит – не доверяй.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Спрос – не грех и денег за него не платить.
  • И от сладких слов бывает горько.
  • Семеро одного не ждут.
  • Утро вечера мудренее.
  • Умей говорить, умей и слушать.
  • Не открывай двери, коли не знаешь кому.
  • За хорошим советом обращайся к родителю или к учителю.
  • Дорогу не ищёт, а спрашивают.
  • Кто всем угождает, тот никому не угодит.
  • Из ошибки извлеки пользу.
  • Куй железо пока горячо.
  • Не зная броду, не лезь в воду.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Большому кораблю большое плавание.
  • Будет охота – заладится любая работа.
  • Вперёд не суйся, назад не оставайся.
  • Не плюй против ветра.
  • Упал, так вставай.
  • С людьми советуйся, а своего ума не теряй.
  • Дальше положишь, ближе возьмёшь.
  • Своего спасиба не жалей.
  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  • Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
  • Дорогу осилит идущий.
  • Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
  • Из грязной воды ещё никто чистым не вышел.
  • Кто терпелив, тот удачлив.
  • Не суй свой нос не в свой вопрос.
  • Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.
  • Лучше поздно, чем никогда.
  • Кто спрашивает, тот учится.
  • Каков привет, таков и ответ.
  • Бесплатный сыр только в мышеловке.
  • Две шапки на себя не наденешь.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Всех слушай, а свой ум имей.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  • Слушай старших.
  • Кто любит Бога, добра получит много.
  • Доброе сердце лучше пригожества.
  • Не руби сук на котором сидишь.
  • Любишь подарки, люби и отдарки.
  • Не украшай платье, украшай ум.
  • Чужому счастью не завидуй.
  • Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
  • Терпеливый победит сильного.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Не выноси сор из избы.
  • Улыбка никому не вредит.
  • Спор – не разговор.
  • Одно нынче лучше двух завтра.
  • Даже из трудного положения есть выход.
  • Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись.
  • Не привыкай к плохому, подожди хорошее.
  • Кто завидует, тот страдает.
  • Не меряй всех на свой аршин.
  • Знай своё место.
  • Руби дерево по себе.
  • После драки кулаками не машут.
  • Усердие – мать успеха.
  • Не хвали себя, пусть люди тебя похвалят.
  • Не поддразнивай и не передразнивай.
  • Свою работу на других не перекладывай.
  • Умел брать, умей отдать.
  • Каждый о себе заботится.
  • Сам не падай, и другого не роняй.
  • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
  • Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
  • Не плюй в колодец: самому пригодится водицы напиться.
  • Бранись, а рукам воли не давай.
  • Будь умелым не языком, а делом.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Копейка любит, чтоб её считали.
  • Лишнее пожелаешь, последнее потеряешь.

Источник

Здравствуйте все, кто читает эту статью!

Одна читательница после моей статьи “Как развивать речь ребёнка? Пословица недаром молвится” выразила в комментарии просьбу написать ещё одну статью о том, где и как можно использовать пословицы и поговорки с детьми, кроме развития речи и учёбы.

Выполняю эту просьбу.

Незаслуженно забыты народные пословицы и поговорки в угоду грубым выражениям, сокращённым словам типа “чел” (человек), а также словам блатного жаргона и ненормативной лексики. Иногда подростки разговаривают так, что и не поймёшь, о чем это они? А наш нормальный красивый русский язык- в опале.

Старый друг лучше новых двух.

Где и как можно ещё использовать пословицы? Конечно, при любом удобном случае для воспитательных моментов. Дети вас точно зауважают, если будут слышать красивое меткое выражение -пословицу. А тех, кого они безоговорочно уважают- слушаются. Вам ведь это надо?

Воспитывают ли пословицы? Думаю, что да, воспитывают. Пока мы соберёмся прочитать однообразную нотацию своему ребёнку, которую он едва ли будет слушать, да пока подберём нужные слова (или и не подбираем, каждый день одно и то же повторяем, да без толку)…

Не лучше ли иметь в запасе меткую пословицу или поговорку, “сказать, как отрезать”, “не в бровь, а в глаз” и этим ограничить свою нотацию? Думаю, пользы будет больше, а отношения между вами и детьми не ухудшатся. Скорее всего, ребёнок засмеётся и примет к сведению ваши слова, либо просто запомнит и при случае где-нибудь повторит вашу пословицу.

Предлагаю подборку пословиц для воспитания некоторых качеств.

Воспитываем осторожность:

1.Берегись козла спереди, коня-сзади. а лихого человека-со всех сторон.

2.Не зная броду- не суйся в воду.

3. Бережёного Бог бережёт.

4. Едешь на день, бери хлеба на неделю.

5. Гляди под ноги: ничего не найдёшь, так хоть нос не расшибёшь.

6.Ешь мёд, да жала берегись.

7. Не играй, кошка углем- лапу обожжёшь.

8. Он просит-плачет, а ты реви- не давай. (о тех, кто любит просить в долг)

9. Хорошо медведя в окно дразнить.

10. Не думай, щука, как влезть, думай, как вылезть.

11. Сказал бы словечко, да волк недалечко.

12. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Воспитываем скромность:

1. Взлетел орлом, прилетел голубем.

2. Все вокруг бобры, один я -соболёк.

3. Залетела ворона в царские хоромы: почёту много, а полёту нет.

4.Коза на горе- выше коровы в поле.

5. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

6. Не хвались отъездом, а хвались приездом.

7.Загордился кот, и с печи нейдёт.

8. Не хвались сам, жди,когда люди похвалят.

9. Сидит, надувается, а сам три дня в лапти обувается.

10. Хвалилась овца, что у неё хвост, как у жеребца.

11. Хвалилась редька : “Я с мёдом сладка!”

Воспитываем щедрость:

1.Дождёшься от тебя, как от дуба яблок.

2.Живёт- из кулака да в рот.

3.За маленьким погнался, большое потерял.

4. Жадный плачет от зависти, а щедрый- от жалости.

5. “Дай!”- так и не услышит, а “на” – так услыхал.

6. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

7. Добрый хозяин -господин деньгам. а плохой- слуга.

8. Как собака на сене- сам не ам, и другим не дам.

9. Люблю дружка: укусит пирожка, да в запазушку. (о людях, которые из гостей без подарков не уходят, что-нибудь да выпросят.)

10. К скупому в гости идти, запас с собой нести.

Буду признательна, если продолжите разговор в комментариях.

Понравился материал? Ставьте”класс” и “поделиться”.

Удачи! Ещё о пословицах можно почитать здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/kak-razvivat-rech-rebenka-poslovica-nedarom-molvitsia-5e114698c49f2900b1131f7c#comment_192919051

Источник

Ольга Рублевская
Использование пословиц и поговорок для развития речи и воспитания морально-этических норм у дошкольников (из опыта работы)

Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены деятельные силы демократической культуры. И как бы сверяя с пословицами самоё направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

Пословицы касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, оценок ближних, души человека, его здоровья, характера, причин и следствий его разнообразных действий.

Тематика пословиц многолика. Это важное, но не единственное их достоинство. Много существеннее – как они воспроизводят жизнь, какую оценку ей дают. В своё время Н. В. Гоголь, пленённый полнотой смысла пословиц, отметил их особенный «образ выражения». «В них всё есть, сказал Гоголь о пословицах,- издёвка, насмешка, попрёк, словом – всё шевелящее и задирающее за живое».

Пословицы переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Сама пословица не спорит, она утверждает. В ней окончательный вывод, она – итог длительных размышление и потому –категоричное суждение о мире: «Пословица – всем делам помощница».

Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.

Детский возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях – важный этап в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения речи, для придания ей выразительности, точности. Также содержание многих пословиц является источником воспитаниянравственных качеств: любви к природе, Родине, труду,доброте и отзывчивости: «Сделав добро, не кайся».

Дидактическая функция пословиц и поговорок неоспорима.Они давно стали учебником жизни: в них можно найти совет, как поступить, как оценить поступок, свой и товарища, какой вывод сделать.

В возрасте 6 – 7 лет дети понимают уже многое, у них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, всё чаще и чаще у них возникают вопросы, почему и зачем. Поэтому знакомить детей с пословицами надо в старших группах дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту.

На занятиях по развитию речи методы использования пословиц могут быть самыми разнообразными. Они зависят от возраста детей, их подготовленности, сенсорного развития. В любом случае главная составляющая любого занятия – интерес к нему. Чтобы вызвать интерес к народному творчеству у детей, необходимо научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества, понимать и объяснять их смысл, применять их к месту. Использовать их можно в режимных моментах, в играх, чтобы дети постоянно их слышали.

Например,занятие на тему: «Пословица недаром молвится».

Воспитательпредлагает детям рассмотреть несколько предметов: удочку, вилы, ножницы, цифру семь.

Анализируя назначение, к примеру, первого предмета, задаёт вопрос:

– Какая пословица спрятана в удочке?

Рассказывая, как этот предмет называется, что им делают, кто берёт в руки удочку, дети вспомнят пословицу «Рыбак рыбака видит издалека», либо «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Здесь уместно обговорить, как дети понимают эту пословицу, в каких ситуациях её произносят.

А можно подобное занятие провести иначе: воспитатель говорит пословицу, например, «Поработаешь до поту – поешь в охоту», «Свинья грязь найдёт, и т. д., а дети подбирают к ней предмет и объясняют, почему они остановили свой выбор именно на этом предмете.

Итогом занятия может быть рисование или лепка понравившегося предмета или они сами вспомнят пословицу и нарисуют к ней предмет.

Пословиц и поговорок много, но наиболее понятны детям пословицы о Родине, о дружбе, о маме,о природе:

1. Нет земли краше, чем Родина наша. Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Родина любимая – мать родимая. Родина – всем матерям мать.

2. Верный друг лучше сотни слуг. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба -как стекло – разобьёшь – не сложишь. Старый друг лучше новых двух. Не мил свет, когда друга нет.

3. При матери добро – при солнышке тепло. Материнская ласка нормы не знает. Сердце матери лучше солнца греет. Птица радуется весне, а мать деткам.

4. Береги нос в сильный мороз. В лесу тень весь день. Без воды – земля пустырь. Что летом родится, зимой сгодится.

Полезно использовать пословицы во время трудовой деятельности.

Воспитатель выводит группу на площадку, на свою территорию для уборки. Распределяя поручения, можно предложить детям вспомнить подходящую по ситуации пословицу. Например, «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться», «Без хорошего труда нет плода», «В труде рождаются герои» «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Использование пословиц мотивирует детей на добросовестную, ответственную работу, придаёт ей состязательный характер, развивает спортивный азарт, желание выполнить поручение как можно лучше.

При изготовлении поделок в начале занятия воспитатель напоминает

пословицу «Скоро, да не споро». Обязательно должно пройти обсуждение этой пословицы:

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Почему занятие началось именно этой пословицей. Можно ли предложить другую? (Поспешишь – людей насмешишь», «Что сделано наспех, сделано на смех»). Знакомство с пословицами данной тематики не только воспитывают аккуратность в работе, качественное её выполнение, но, как и другие, обогащают словарный запас, учат пользоваться пословицами в обиходе.

Один из самых интересных видов работы с пословицами – её игровой вариант. В группе можно провести игру «Доскажи пословицу». Воспитатель или дети по очереди проговаривают начало пословицы, а продолжение доскажет тот, кому, например, брошен мяч или кто первый поднял руку.

Очень хорошее упражнение «Подбери пословицу к сказке». В этой игре объединяются два фольклорных жанра, и это даёт богатейшие возможности не только для речевого, но и нравственно – этического воспитания.

После прочтения сказки ребёнок с помощью воспитателя пытается подобрать нужную пословицу, которой можно кратко охарактеризовать главного героя. Давая оценку поступку герою сказки, ребёнок, прежде всего, называет его черты характера, что, по мнению воспитанника, он делает хорошо, а что плохо, и только потом можно говорить о пословице, которая наиболее ярко высветит названные недостатки. Например, сказка «Заяц – Хваста». Дети быстро подберут пословицу «Если сам себя не похвалишь, никто не похвалит»», т. к. они поймут, что героем двигало тщеславие. Иногда пословица становится названием сказки. Интересно понаблюдать, поймут ли это дети сразу или только по наводящим вопросам воспитателя. Например, сказка «У страха глаза велики».

В своей практике я уделяю большое внимание фольклору.

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, использование малых фольклорных форм на занятиях в детском саду актуально и перспективно.

Источник

Елена Узлова
Роль пословиц в развитии речи дошкольника

«Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, – со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например,для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)

Консультация логопеда для родителей.

Основы правильной речи

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.

Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.

Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Источник