Полезные советы для детей в детском саду

Полезные советы для детей в детском саду thumbnail

В данной статье пять опытных воспитателей детского сада (с общим стажем работы 90 лет) делятся советами с родителями 2–5-летних малышей.

Как добиться от ребенка лучших результатов?

Иногда кажется, будто у ребенка раздвоение личности. В садике он собирает игрушки, послушно надевает ботиночки и в нужное время самостоятельно идет в туалет. Дома же малыш постоянно возмущается просьбой родителей убирать после себя, требует купать его и кормить с ложечки. Очевидно, воспитатели знают что-то, чего не знают родители.

Но тогда вопрос родителя: «Почему мой ребенок ведет себя лучше с посторонними людьми, чем со мной?» вовсе не случаен. Ответ прост: ваш малыш испытывает пределы вашего терпения, потому что верит, что вы будете любить его несмотря ни на что. Но это не означает, что вы не можете позаимствовать несколько стратегий у воспитателей детей, чтобы добиться от ребенка лучшего поведения. В этой статье представлены советы нескольких опытных педагогов дошкольных учреждений, адресованные родителям.

Развивайте независимость ребенка

Хотя трех- и четырехлетним детям во всем необходима помощь родителей, специалисты по дошкольному воспитанию считают, что дети, как правило, в состоянии делать больше, чем многие из нас считают. Вот как родители могут стимулировать и воодушевлять своих малышей:

1. Ожидайте большего. Образ жизни большинства людей зависит от ожиданий и соответствует им – дошкольники не исключение. В детском саду воспитатели ожидают, что дети будут сами наливать себе воду, убирать за собой тарелки, аккуратно вешать одежду в шкаф. Затем дети приходят домой, засовывают палец в рот и изъявляют желание кататься в ходунках. Вывод: родителям стоит поднимать планку ожиданий, и дети, очень вероятно, будут (вынуждены) к ней тянуться.

2. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Выполнять вместо ребенка различные задания быстрее и проще, но это не поможет ему стать более самостоятельным. Подсказка: взывайте к амбициям (к чувству собственного достоинства) вашего ребенка. Воспитатели говорят, что всякий раз, когда необходимо заставить детей одеться, надеть верхнюю одежду, сидеть спокойно за столом во время еды и тому подобное, необходимо задать им один простой вопрос: «Ты хочешь, чтобы я помогла тебе, или можешь сделать это самостоятельно?». Эти слова действуют на детей волшебным образом. Зачастую они все хотят делать самостоятельно.

3. Не переделывайте что-либо после детей. Если ваш ребенок заправляет кровать, не поддавайтесь искушению поправить после него одеяло. Если дочь надевает кофту в полоску, а юбку в горошек, похвалите ее «эклектичный» стиль. Исправляйте то, что сделал ваш ребенок, только в случаях крайней необходимости. Малыш может отметить для себя ваши исправления, и это отобьет у него всякую охоту.

4. Пусть ребенок сам решает простые задачи. Если вы видите, что ребенок пытается починить игрушку или достать книгу с полки при помощи табурета, не спешите бежать на помощь. При условии, что малыш находится в безопасности, те моменты, когда вы не спешите и позволяете ему принимать решения самостоятельно, служат воспитанию его характера. Воспитатели говорят следующее: это естественно – стремиться идеально выполнять любые задания, но если мы так поступаем, мы лишаем своих детей шанса добиться успеха.

5. Назначайте домашние обязанности. Возложив на дошкольника ответственность за выполнение регулярного, простого задания, вы развиваете его уверенность в себе и чувство компетентности. Ребенок, которому поручено поливать растения или доставать белье из стиральной машины, быстрее поверит в то, что сам может одеваться или зашнуровывать обувь. Просто убедитесь, что обязанность, которую вы возложили на ребенка, вполне ему по силам, что это реальная, а не бесполезная работа, так как даже дошкольники знают разницу между ними. Цель заключается в том, чтобы ребенок почувствовал себя способным, активным членом семьи.

Успешное сотрудничество

Почти в любой группе детского сада вы увидите, что дети спокойно сидят в кругу, образуют упорядоченные линии, поднимают руки, прежде чем сказать что-либо, передают друг другу салфетки, тарелку с обедом и т. д. Возникает вопрос: как воспитатели добились этого? Как они заставляют десяток и более детей в возрасте до четырех лет сотрудничать охотно и радостно? Секретной формулы не существует, а большинство воспитателей советуют следующее:

6. Похвала является ключом, особенно если ваш ребенок не расположен к сотрудничеству. Попробуйте уловить тот момент, когда ребенок ведет себя хорошо, обратить на это внимание малыша и похвалить его за хорошее поведение. Дети повторяют тот тип поведения, который привлекает внимание взрослых.

7. Разработайте предсказуемый порядок и расписание. Дети сотрудничают в садике, потому что знают, чего от них ожидают. Они следуют, по сути, одному и тому же заведенному порядку день за днем, поэтому быстро учатся тому, что должны делать, и через некоторое время уже не требуют напоминания. Хотя нецелесообразно внедрять дома детсадовский порядок, чем более вы будете последовательными, тем более будет склонен к сотрудничеству ваш ребенок. Определите несколько рутинных правил и придерживайтесь их. Например, все одеваются перед завтраком. Когда мы приходим с улицы, то моем руки. Мама не читает сказки на ночь, пока все дети не переоденутся в пижамы. Со временем следование этим «домашним правилам» станет второй натурой вашего ребенка.

8. Расслабьтесь, не «берите в голову». Если ваш ребенок отказывается что-то делать, попробуйте превратить это в игру. Юмор и игры – это два полезных инструмента, о которых родители иногда забывают. Попробуйте обувать ребенка утром, играя в обувной магазин, например, так: «Добро пожаловать в обувной магазин мамы, я только что специально для вас получила прекрасную пару обуви из самой модной коллекции. Попробуйте ее примерить». Ребенку понравится такая игра.

Читайте также:  Полезные свойства чая пуэр и противопоказания

9. Сообщайте о переменах заранее. Если ваш ребенок устраивает истерику, когда вы объявляете, что пора, к примеру, выключать телевизор, прекратить игру и идти есть или уходить из гостей, наверное, вы просто недостаточно заблаговременно предупредили его об этом. В садике детей предупреждают заранее о грядущих изменениях, чтобы они имели возможность закончить то, что они делают. Если вам нужно выйти из дома в 8:30 утра, предупредите вашего ребенка в 8:15, скажите, что у него есть еще пять минут на игру, а затем ему придется прекратить ее и убрать игрушки. Установите таймер, чтобы ребенок знал, сколько времени у него в запасе.

10. Награждайте рассудительно. Если ваш ребенок работает исключительно за вознаграждение, то не узнает о реальных причинах выполнения заданий – он должен убирать игрушки, чтобы остальные члены семьи не наступали на них, не спотыкались (не повредились) и не повредили ненароком. Совет: награждайте за успешные старания, такие как приучение к горшку, но избегайте награждать ребенка за повседневные дела, такие как самостоятельное одевание или чистка зубов.

11. Предоставьте ребенку структурированный выбор. Например, если ваш трехлетний малыш отказывается сидеть за обеденным столом, вы можете предложить ему на выбор либо сидеть спокойно и получить десерт, либо не сидеть и лишиться удовольствия. Сначала ваш ребенок может сделать неправильный выбор, но, в конце концов, сможет выбирать правильно, потому что заметит, что неправильный выбор лишает его желанных удовольствий. Сделайте так, чтобы нужный вам вариант А был более привлекательным, чем вариант Б.

12. Никаких если. Составляйте фразы таким образом, чтобы они предполагали сотрудничество. Высказывание «Если ты закончишь убирать свои мелки, мы можем пойти в парк» предполагает, что, возможно, ваш ребенок не станет убирать свои мелки. Вместо этого попробуйте сказать так: «Когда ты уберешь мелки, мы пойдем в парк».

13. Отдавайте предпочтение играм. Воспитатели не устают повторять, что дети сегодня менее способны играть творчески, чем дети десятилетие или два назад. Слишком большая часть их времени посвящена контролируемым мероприятиям. Совет: научитесь говорить ребенку «Иди, поиграй». Вы не должны занимать ребенка 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Пусть ему станет немного скучно, это не страшно. Главное, убедитесь, что у ребенка в наличии есть все необходимые средства, такие как наряды для кукол, краски и бумага, большая картонная коробка и пластилин.

14. Выполняйте задания под музыку. Есть все основания полагать, что музыка помогает во время уборки. Предоставьте ребенку возможность выполнить задание под музыку, и ему это покажется забавным и интересным. Вы можете даже предложить небольшое соревнование, например, сможет ли он одеться самостоятельно, пока звучит его любимая песня.

15. Поощряйте командную работу. Если ваш ребенок сражается за игрушку с другим ребенком, установите им таймер на пять минут. Скажите одному ребенку, что он может играть с игрушкой, пока не услышит сигнал, а затем наступит очередь другого ребенка.

16. Пусть ребенок сам решает незначительные конфликты. Вместо того чтобы вмешиваться в детские споры и решать их, отойдите в сторону и позвольте детям самим разобраться с конфликтом (если только они не начинают драться). Вы не будете рядом с ребенком всю жизнь и не сможете постоянно спасать его, поэтому позвольте ему научиться делать это самому.

Дисциплинируйте эффективно

В отличие от большинства родителей воспитатели не делают перерывы в воспитании дисциплины детей. Какие же советы о дисциплине предоставляют воспитатели?

17. Перенаправляйте, отвлекайте внимание ребенка. Если ваш дошкольник прыгает на диване или отбирает куклу у старшей сестры, отвлеките его, предложив нарисовать картину или вместе прочитать интересный рассказ.

18. Предотвращайте эмоциональные срывы при прощании. Если ваш ребенок нервничает по поводу разлуки с вами, дайте ему что-нибудь материальное, что напомнит ему о вас. Пусть он носит с собой вашу фотографию; поцелуйте кусочек ткани или вырежьте из бумаги сердечко и положите ему в карман. Имея что-то, к чему можно прикоснуться, ребенок почувствует себя менее тревожно и избежит истерик.

19. Привлекайте ребенка к исправлению плохого поведения. Если ребенок что-то нарисовал на стене, попросите его помочь вам смыть рисунок. Если он разрушил башню из кубиков своего приятеля, попросите его помочь ее восстановить.

20. Не откладывайте уроки дисциплины. Если вы должны сделать выговор ребенку, делайте его сразу же в тот момент, когда заметили плохое поведение. Иногда родители говорят: «Давай разберемся дома…», но к тому времени, как вы придете домой, ваш ребенок забудет о случившемся. Аналогично, отмена субботней поездки в зоопарк из-за истерики в четверг не предотвратит будущих эмоциональных всплесков ребенка, и ваш малыш расценит это, как случайное, незаслуженное наказание.

Источник

Через пять лет работы в детском саду Евгений Пепеляев стал лучшим воспитателем Перми, а потом и всей страны. Фото: Ксения Третьякова.

Лучший воспитатель страны Евгений Пепеляев из Перми ведет блог, в котором рассказывает, как нужно поступать родителям в сложных ситуациях и находить правильные ответы на непростые детские вопросы.

Когда Евгений Владимирович еще сам был маленьким мальчиком Женей, он, как и многие мальчишки, мечтал стать пожарным или космонавтом. После школы пошел учиться на радиофизика, но очень быстро понял – это не его.

– А потом случайно увидел объявление, что требуются специалисты по работе с детьми. Что-то екнуло в душе в этот момент, – вспоминает Евгений Пепеляев. – Решил попробовать. Поступил в педагогический и устроился в детский сад. И уже через пять лет стал лучшим воспитателем Перми, а потом – и всей страны.

Евгений Владимирович ведет блог, где рассказывает, как ладить с детьми и находить ответы на их непростые вопросы. «Комсомолка» собрала самые полезные советы педагога, которые наверняка пригодятся всем родителям дошколят.

Читайте также:  Полезные советы для поездки в поезде

МЕНЬШЕ СЕРЬЕЗНОСТИ, БОЛЬШЕ ИГРЫ

В самом начале работы мне казалось, что надо быть очень серьезным, когда общаешься с ребенком. Я ведь взрослый. Но этот подход не работает. Подходите к решению любой проблемы с игрой.

Приведу пример. Когда в очередной раз мало кто в детсаду отреагировал на просьбу собрать уличные игрушки, я решил поиграть с ребятами. Пакет с игрушками начал от них «убегать» и нужно было постараться в него попасть. В результате игрушки в пакете, их собрали ребята.

Дети с удовольствием соберут игрушки на прогулке, если пакет будет от них убегать. Фото: Ксения Третьякова.

Другой пример. В детсаду есть мальчик 4 лет, который часто мешает воспитателям, отвлекает других деток, очень шумный. Мы с ним строили из конструктора торговый центр, а в конце он не захотел убирать кубики. Тогда мы решили, что контейнер – это дракон, и вместо уборки мы «покормили» этого дракона деталями конструктора.

СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

Занятие по физкультуре в самом разгаре, а мальчик Саша саботирует весь процесс. Мы вышли из зала. Вначале была мысль поругать его, но он отвернулся к стене – на контакт не шел.

– Саша, ты не хочешь заниматься? Ты чем-то расстроен? – спрашиваю я.

– Я не успел посмотреть мультфильм.

– Ты расстроен из-за того, что не успел посмотреть мультфильм?

– Да. Утром нужно было в садик, и я не успел досмотреть мультфильм.

– Понимаю, Саша. Очень жаль, что так получилось…

И ребенок немного приободряется. Через пару минут мы возвращаемся в зал.

Алгоритм прост: в диалоге «возвращать» ребенку то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувство. Именно так и удалось понять причину поведения Саши. Такой прием позволяет не обесценивать переживания детей, а относиться к ним с уважением.

В диалоге нужно «возвращать» ребенку то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувство. Фото: Ксения Третьякова.

ВОПРОС ВМЕСТО УКАЗАНИЯ

Однажды я понял, что почти всегда обращаюсь к детям в повелительном наклонении: встань, завяжи, возьми, подойди, отойди. Перестроить свои привычки оказалось делом не одного дня. А это непременно следовало сделать, так как общение с помощью вопросов предполагает более уважительное отношение к ребенку, это общение на равных, не с позиции главного, то есть взрослого. Плюс он дает ребенку возможность выбрать: согласиться или отказаться.

– Тебе помочь или сам справишься?

– Мог бы дать поиграть конструктор?

Особенно здорово работает с ребятами застенчивыми, робкими или теми, кому необходимо больше веры в себя.

– Ты можешь…?

– Да, могу!

Есть нюанс. Когда мы спрашиваем, то можем получить отказ, и нужно уважать право ребенка не согласиться с вами.

ПРЕДОСТАВЬТЕ ПРАВО ВЫБОРА

Самый популярный вопрос у родителей: «Как поел мой ребенок?» Не все дети отличаются отменным аппетитом. И в какой-то момент возникла идея переложить ответственность за прием пищи на них самих.

Я говорю воспитанникам так: если хочешь есть, кладешь себе кашу, запеканку, наливаешь суп, намазываешь масло на булочку, наливаешь какао. Ребенок сам определяет, что и в каком количестве он будет есть. Кому-то нравится суп, и он съедает с добавкой, а есть любители салатов или тушеной капусты.

А если ребенок откажется от всего и останется голодным? Вопреки нашим опасениям – такого никогда не происходит. Когда все вокруг дружно едят, аппетит просыпается сам собой.

РАЗРЕШИТЕ СЕРДИТЬСЯ

Один малыш хочет взять у другого мальчика паровозик, а тот не дает. Ребенок начинает сердиться, плакать. Я замечаю, что мама в растерянности и старается переключить его внимание на что-то другое. В такой ситуации важнее озвучить, что чувствует в данной ситуации малыш, и просто пожалеть его, обнять. Ему пока сложно справиться с отказом, преодолеть свой гнев. Если мама просто с ним посидит, проговорит его эмоции, то мальчик быстрее успокоится и пойдет заниматься другими делами.

НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ПЕРЕЖИВАНИЙ

Детский плач первое время вызывал у меня чувство беспомощности. Мне хотелось бежать и спасать ребенка. Или согласиться и разрешить ему делать все, что он хочет, лишь бы не плакал. Особенно трудно давались слезы расстающихся с мамами детей.

Мы, взрослые, часто хотим уберечь детей от боли, с которой они встречаются в жизни. Причем речь не о тех случаях, когда ребенок стукнулся или разбил коленку. Когда малыш плачет, мы придумываем 1000 и 1 способ, как его порадовать: дать что-то вкусное, или попросить игрушку у другого ребенка, чтобы наш не плакал.

Ребенку важно, чтобы взрослый был рядом. Фото: Ксения Третьякова.

Когда ребенок плачет – это неприятно, но если каждый раз сразу переключать внимание на яркую картинку, давать планшет или обещать конфету, человек учится сбегать из неприятных переживаний. А взрослыми мы потом заедаем стресс, сидим за телевизором, идем веселиться в клуб. Все что угодно, лишь бы не быть грустным, рассерженным, беспомощным.

А что если не заслонять малышей от грустных и тяжелых переживаний? Если объяснять и просто быть рядом? Мои дети меня невероятно удивляют своей стойкостью. А ваши?

УЧИТЕ ВИДЕТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО

Катание с горки – любимая забава детей. В нашем саду действует правило: на горку залезаем по ступенькам, скатываемся по одному. Ждем, пока отойдет скатившийся. Мы озвучиваем правило и следим за выполнением. Если нарушил договоренность – покататься сможешь только в следующую прогулку. Нарушители пробовали кричать, ругаться, плакать – все зря. Зато на следующий день каждый ждал очереди, скатывался, отходил и вставал в очередь заново.

Читайте также:  Чем вы можете быть полезны фестивалю

Рамки и границы должны быть в жизни детей. Они служат им защитой и опорой.

НА ЗАМЕТКУ

– Чтобы дети вас слушали, и не баловались, замените «не» на что-то более позитивное: у нас не бегают, а ходят шагом, не перебивают, а говорят по очереди, не отбирают, а спрашивают разрешения.

– Объясняйте детям причины своих действий и запретов: «нет» – и дальнейшее разъяснение, почему. Это работает намного лучше, чем категоричный отказ. Дети готовы верить в наши взрослые причины. Когда им становится понятна причина нашей просьбы или ограничения – у них в сознании выстраивается определенная логика. И ребенок охотнее идет нам навстречу.

– Когда ребенок задает вопросы, которые ставят вас в тупик, и вы не знаете, как ответить, можно так прямо ему об этом и сказать – мол, нужно подумать. Возьмите паузу, а после вернетесь к этому разговору. Честность и искренность в общении – это фундамент взаимопонимания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пермский радиофизик стал лучшим воспитателем России

Евгений Пепеляев пришел в образование совершенно случайно и уже шесть лет работает с дошколятами (Подробнее…)

“Не надо покупать детям по 100 машинок, они будут играть только с любимыми”, – лучший «Усатый нянь» страны рассказывает о секретах воспитания

Победитель конкурса “Лучший воспитатель года” 31-летний пермяк Евгений Пепеляев – делится своим опытом (Подробнее…)

Источник

Ваш ребенок осенью впервые пойдет в детский сад? Готовы к этому событию? Знаете, что готовиться к посещению детского сада нужно и маме, и малышу. И если все получится, адаптация будет комфортной и быстрой. Вам в помощь советы воспитателя высшей категории, финалиста областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья» Оксаны Голубевой.

© Instagram @ksudiz

Детский сад – это интересно! Детский сад – это хорошо!

Во время прогулки стройте свой маршрут таким образом, чтобы ребенок видел свой будущий детский сад. Хорошо, если там в этот момент играют дети. Рассказывайте ребенку, что и он скоро будет играть на одной из площадки с новыми друзьями, лепить куличи, танцевать, заниматься спортом, делать красивые поделки…

Делитесь своими детскими воспоминаниями о том, как нравилось ходить в детский сад. Можно вспомнить друзей, которые там были, как затем пошли вместе в школу. И, может быть, даже дружите сейчас.

Приучайте ребенка к распорядку дня как в детском саду

Ребенку, у которого свободный график, тяжело привыкнуть к тому, что в 7-00 он должен проснуться, в 8-00 выйти или выехать из дома, чтобы в 8-30 уже быть в детском саду. Поэтому маме необходимо приучать малыша к этому постепенно. Как? Раньше укладывать, раньше будить. Стараться кормить в одно и то же время. Если малыш привык к перекусам в любое время дня – отучать.

Подгузники? Оставьте их дома!

Мамы часто приводят детей в младшую группу (возраст – от трех лет) в подгузниках. Это, на самом деле, неправильно. Возможно, маме дома и удобно, когда ребенок в подгузнике, но не в детском саду… Малыш может и не сказать, что подгузник надо менять, но дискомфорт он будет испытывать. И что произойдет? Плохое настроение, слезы… А это заразительно. И вот уже рыдает половина группы.

Поэтому маме необходимо за полтора месяца до начала посещения детского сада отучить малыша от подгузника в комфортной обстановке. Учите пользоваться горшком, развивайте и поощряйте этот навык!

Развивайте навыки самообслуживания

Если кроха умеет сам есть и пить, ему будет легче за столом. Умеет снимать шортики и надевать футболку? Отлично! Если нет – тренируйтесь!

Безусловно, помогут и воспитатель, и помощник. Однако если ребенок умеет делать сам, это облегчит процесс адаптации и, в целом, сделает его комфортнее.

Учите ребенка навыкам самопрезентации

Все дети разные. Бойким легче адаптироваться, тихоням это дается сложнее. Вне зависимости от темперамента крохи, учите его навыкам самопрезентации. С какой целью? Умение ребенка рассказать о себе поможет ему найти друзей по интересам. К примеру: «Меня зовут Саша. Мне 3 года. Я люблю рисовать», «Меня зовут Маша. Мне 3 года. Я люблю сказки и умею их рассказывать», «Меня зовут Богдан. Мне 3 года, я хорошо играю в футбол»

Мамы, не нервничайте!

А теперь самое сложное – психологическая подготовка мамы. Работайте над собой! Не рисуйте в своем сознании картины, что вашу кровиночку в детском саду обидят! Ведь чем больше выволнуетесь, тем страшнее идти в детский сад вашему ребенку. И пусть вы молчите и ничего не говорите, достаточно того, что кроха «считывает» ваше эмоциональное состояние… Поэтому задача на предстоящие 1,5 месяца – успокоиться.

Заранее познакомьтесь с воспитателями и помощником

Да, это нормальная практика! Познакомиться можно во время получения путевки в детский сад. Если вы уже ее оформили, приходите именно с целью знакомства. Вы поручаете пока еще незнакомым сотрудникам дошкольного учреждения своего ребенка, которые первые годы жизни провел только с вами. Понятно, что волнуетесь…

Советую поинтересоваться и программой, по которой воспитатели будут заниматься с ребенком. Спойлер: сотрудники в детских садах любят, когда мамы неравнодушные и активно участвуют в жизни группы.

А как вы готовитесь к тому, что ребенок вскоре пойдет в детский сад?

Читайте также:

  • Подготовка к детскому саду: что нужно, с чего начать, список необходимого
  • За и против: «Я плачу деньги за детский сад. Должна ли я еще там работать?»
  • Совет дня: примените 3 способа, которые помогут малышу адаптироваться в детском саду
Все фото: © Depositphotos

Источник