Полезные советы для детей русский язык 3 класс
Разбор нового ФГОСа для первого класса у нас здесь. А разбор второго класса – здесь.
Посмотрим, какие знания и умения должны показывать наши школьники на выходе из третьего класса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Устные монологические и диалогические высказывания третьеклассников усложняются и увеличиваются до 3-5 предложений на заданную тему. Также ребенок должен уметь устно и письменно формулировать просьбу, извинение, приглашение, благодарность, отказ – с использованием норм речевого этикета и в объеме 2-4 предложений.
При работе с текстом, ученик должен уметь:
- Определять тему и главную мысль текста
- Определять ключевые слова и связь предложений в тексте (видеть эту связь через личные местоимения, синонимы, союзы И, А, НО)
- Выявлять и озаглавливать части текста
- Составлять план повествовательного текста, чтобы на его основе создать свой текст (для пересказа или изложения) и откорректировать его
Интересно, что знать терминологию типов речи (повествование, рассуждение, описание) необязательно в третьем классе, это выносится в четвертый класс. Достаточно понимать, что тексты бывают разные, а для примеров даются простые случаи, без смешивания.
Знания фонетики и орфоэпии:
- Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с орфограммами (без транскрибирования): давать характеристику звукам по заданным параметрам (твердые/мягкие, звонкие/глухие), соотносить количество букв и звуков с учетом наличия в слове йотированных звуков (Е, Ё, Ю, Я), мягких/твердых знаков и непроизносимых согласных
- Правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами языка, при необходимости уметь уточнить правильность
Грамматика, морфемика, синтаксис:
- Применять изученные правила правописания:
– написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова;
– написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова) (дубки, лодка, площадка);
– написание непроизносимых согласных в корне слова (честный, радостный);
– употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
– написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (мышь, рожь, ночь);
– написание безударных родовых окончаний имён прилагательных (умная, умный, умное);
– раздельное написание частицы не с глаголами;
– раздельное написание предлогов со словами
- Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки и описки
- Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи (простые случаи, термины называть необязательно)
- Выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения
- Выявлять в речи устаревшие слова, понимать их значение (простые случаи)
- Выявлять в речи слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи)
- Выделять окончания в слове, находить нулевое окончание
- Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
- Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (но без называния термина)
- Различать однокоренные слова и синонимы (но без называния термина)
- Находить в словах корни, приставку, суффикс, окончание (в простых случаях, с однозначно выделяемыми морфемами)
- Определять имена существительные, знать их грамматические признаки (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж), уметь склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями
- Определять имена прилагательные, знать их грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных (то есть, согласовывать прилагательное с существительным)
- Определять глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», знать их грамматические признаки (форму времени, род в прошедшем времени, число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
- Определять личные местоимения в начальной форме (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), заменять личными местоимениями излишние повторы в тексте
- Различать предлоги и приставки
- Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное/побудительное/вопросительное) и по интонации (восклицательное/невосклицательное)
- Находить в предложении главные и второстепенные члены, причем последние без деления на виды
- Распознавать распространенные и нераспространенные предложения
- Правильно списывать слова и предложения объемом до 65 слов
- Писать подробные изложения по подготовленному плану (объемом до 50 слов)
- Писать диктант объемом до 60 слов, правильно применяя изученные правила.
ЛИТЕРАТУРА
В чтении темп возрастает до 60 слов в минуту – это минимум для третьеклассника. Чтение должно легко даваться как вслух, так и про себя, целыми словами, без пропусков букв и перестановки слогов. Разумеется, соблюдение орфоэпических и интонационных норм языка улучшается, в том числе при чтении наизусть. Помимо собственно умения хорошо читать, третьеклассникам положено:
- Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры таких произведений в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также приводить примеры фольклорных произведений разных народов России
- Различать художественные и познавательные тексты
- Определять главную мысль и тему произведения (такой же спрос и по русскому языку)
- Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами
- Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста
- Отличать автора произведения от героя и рассказчика
- Давать характеристику (в том числе портретную) героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам, к описываемой ситуации или событию, сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (чем похожи, чем отличаются, какой контраст между ними, какие аналогии)
- Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении (навык пересекается с русским языком)
- Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера
- Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения
- Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей
- Уметь пользоваться словарями
В плане развитости речи должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
- Умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам
- Умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации
- Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
- Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения
- Рассказывать о прочитанных произведениях
- Читать по ролям, инсценировать
- Придумывать продолжение прочитанного произведения
- Сочинять произведения по аналогии с прочитанным
- Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу
- Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений)
МАТЕМАТИКА
Навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей, заканчивающих третий класс:
- Умение оперировать числами в пределах 1000 – умение их читать, записывать, сравнивать, упорядочивать
- Умение представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число и в заданное число раз
- Выполнять арифметические действия:
– сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно
– умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число
– деление с остатком в пределах 100 - Устанавливать и соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления
- Знать и применять при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения
- Находить неизвестный компонент арифметического действия
- Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора
- Уметь пользоваться в практических ситуациях единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), единицы массы (грамм, килограмм), единицы времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать единицы одной величины друг в друга (в пределах 1000)
- Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр
- Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время
- Определять продолжительность какого-то события
- Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин
- Сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»
- Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число
- Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)
- Сравнивать величины, выраженные долями
- Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное)
- Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события
- Решать задачи в 1-2 действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления)
- Конструировать прямоугольник из квадратов, делить прямоугольник, многоугольник на заданные части
- Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений)
- Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата)
- Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок
- Классифицировать объекты по одному-двум признакам
- Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка)
- Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными
- Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В третьем классе дети знакомятся с финансами, странами мира и их достопримечательностями, а еще учатся разоблачать мошенников, этот навык тоже является предметным. Полный список компетенций, рассматриваемых на аттестации:
- Различать расходы и доходы бюджета семьи;
- Показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- Приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта Российской Федерации; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
- Распознавать изученные объекты природы по описанию, рисункам, фотографиям, в реальности:
– почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые;
– тела и вещества;
– твердые тела, жидкости и газы;
– воздух;
– грибы;
– природные сообщества (лес, луг, пруд);
– отдельные органы и системы органов человека. - На основе предложенного плана уметь составлять описание изученных объектов природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства
- Группировать и сравнивать изученные объекты живой и неживой природы, пробегать к простейшей классификации
- Знать и понимать взаимосвязи в природе, уметь объяснить простейшие явления и процессы в природе и организме:
– круговорот воды в природе,
– размножение и развитие растений и животных;
– особенности питания и дыхания растений и животных;
– цепи питания,
– связи человека и природы - Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить простые опыты по исследованию природных объектов и явлений с применением простого лабораторного оборудования и соблюдая правилам безопасности
- Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
- Создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (подготовка докладов)
- Соблюдать правила безопасного поведения:
– во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)
– правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро
– соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
ФГОС изучала Оля Иванова
По начальной школе у нас остался разбор основ четвертого класса и разбор каждого оставшегося предмета по отдельности. Подпишитесь на канал, чтобы читать и понимать ФГОС вместе.
Занимательные задания по русскому языку для учащихся 3-х классов
Вариант №1 (частично с ответами)
1. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:
Отмерь – отрежь.
Хлеб — голова.
Ответ: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Хлеб всему голова.
2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель».
Ответ: ельник, капель, карамель, щель, мель и т. д.
3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Рукой подать —
Выйти из себя —
Повесить нос —
4. Подбери по одному слову к схеме:
5 6, 5 зв. _________
5 6, 4 зв. _________
4 6, 5 зв. __________
5. Поставь ударение в словах:
нулевое решение; воздушная петля; украинская песня; золочёные ложки; кухонный нож; сладкие торты.
6. Исправь ошибки в тексте:
Хорошо поседеть осенем или зимним вечиром на мяхком деване. Приятна взять в руки полестать любимую книгу. На первой страницы текст скаски о залатой рыпки.
7. Зачеркни неверные модели слов:
Учительница, тундристая местность, учувствовать, трусиха, поросиха, художник-зверист, купчиха, впоймала, телятница.
Вариант №2 (частично с ответами)
1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:
— маленький, малявка, маляр, малыш;
— гроза, грозный, гроздь, грозовой;
— конница, конник, подоконник, конюшня;
— лень, лентяй, лента, ленивец.
2. Замени выражение одним глаголом:
Зарубить на носу — ……….
Чесать языки — …………
Ответ: запомнить, болтать.
3. Из букв слова «ВТОРОКЛАССНИК» составь 10 существительных.
Ответ: класс, корона, волк, сон, кино, трон, нос, ток, кот, клон, торс, трос, скот, сок и т. д.
4. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: КЕС(…)ЕТ.
Ответ: СОН.
5. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АМ(…)АН.
Ответ: БАР.
5. Вставь пропущенное слово:
ПАРУС (САЖА) САРЖА
АНОНС(…)ОГРЕХ
Ответ: СНЕГ (первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это вторая буква последующего слова).
7. Реши анаграммы и исключи лишнее слово:
САИВЛ; РЕОХ; ШПАУК; ШРАУГ.
Ответ: ПУШКА (все остальные слова означают плоды — слива, орех, груша).
8. Вставь слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:
ЛЕС (…) ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
Ответ: БОР.
Вариант №3 (частично с ответами)
1. Подбери синонимы к прилагательным:
Тихая езда — …; тихая ночь — …; тихий голос — …; верный друг — …; верный ответ — …; крепкая веревка — …; крепкий чай — …; крепкий организм — ….
2. Подбери слова, противоположные по смыслу:
Работать —
Весёлый —
Ответ: бездельничать, грустный.
3. В каждом ряду подчеркни слово, которое относится к другой части речи:
Берег, огород, обед, красивый.
Быстрый, медленный, проворный, скорый, город.
Ответ: красивый, город.
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
5. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.
Кот наплакал — …;
Бить баклуши — …;
Спустя рукава — …;
Зарубить на носу — … .
6. Объясни данные фразеологизмы:
В час по чайной ложке. (Очень медленно и помалу).
С гулькин (с воробьиный) нос. (Очень мало).
Куры не клюют. (Очень много, в избытке).
Как курица лапой. (Неразборчивый почерк).
Курам на смех. (Глупо, бессмысленно).
7. Какие слова так произносятся?
[ ГРУ С’ Т’ ]; [ Л’ Э С’ Т’ ]
8. Составь слово, если в нем: корень – из слова «моряк»; приставка — из слова «прилететь»; суффикс — из слова «русский»; окончание — из слова «зимний».
Вариант №4 (частично с ответами)
1. Объясни значение слова АХИНЕЯ. (Слово «ахинея» в русском литературном языке значит: «вздор, чепуха, чушь, нелепость, бессмыслица, глупости» (см. Словарь Даля, 1903, 1, с. 78). Часто употребляется в «застывших фразах»: нести ахинею, городить ахинею, пороть ахинею, молоть ахинею, плести ахинею).
2. Расставь ударение в словах: свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
3. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составь с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.
4. Разбери слова по составу: свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка.
5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни: снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
7. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.
8. Подбери прилагательные к данным существительным:
…. какаду; … шимпанзе; … шампунь; …тюль.
Вариант №5 (без ответов)
1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:
— маленький, малявка, маляр, малыш;
— гроза, грозный, гроздь, грозовой;
— конница, конник, подоконник, конюшня;
— лень, лентяй, лента, ленивец.
2. Саня написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку в вычислении?
3. Исключи лишнее слово:
— акула, азбука, актриса, армия, аптека;
— малина, щука, окунь, кит;
— малина, земляника, смородина, яблоко.
4. Реши анаграмму и зачеркни лишнее слово: дмеьдве, нолье, акшко, оиасн.
5. Какими частями речи могут быть следующие слова: ели, соли.
Составь все возможные словосочетания, укажи, какой частью речи являются эти слова в словосочетании.
6. Какая гласная всегда стоит под ударением? Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог «у»?
7. Образуй слова, где первой частью будут:
Теле-…, кино-…
8. Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу (подчеркни его), образуй и запиши новое слово:
Пластинка — картинка — павлин.
Сапоги — парашют — фантазия.
Косари — заморозки — летчик.
Вариант №6 (частично с ответами)
1. Реши орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выдели приставку в слове.
(с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь, (с,з)гиб, (с,з)говориться, (с,з)дешний, (с,здравствуй, не видно ни (з,с)ги, (с,з)бить.
2. Напиши выражение «сухая трава» четырьмя буквами.
Ответ: сено.
3. Из какого произведения эти строки? Кто автор?
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
Ответ: А.С. Пушкин «Золотая рыбка».
4. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:
Группа, линия, судьба, съёжился, ясень, рябина.
Ответ: группа, судьба.
5. Найди в тексте ошибки, исправь их.
Молодой месец ниска весел над лесам. Нежный его свет блистел в дождливых тучях. Пахло мокрай травой. В парке куковала запаздалая кукушка.
Ответ: Молодой месЯц ниЗкО вИсел над лесОм. Нежный его свет блЕстел в дождливых тучАх. Пахло мокрОй травой. В парке куковала запОздалая кукушка.
6. Впиши прилагательные по смыслу:
Выпить … кофе. Повесить … тюль. Въехать в … тоннель. Увидеть … фламинго. Натереть … мозоль.
7. Поставь слова во множественном числе.
Трактор — …, директор — …, тюль — …, шофёр — …, фламинго — …, инженер — …, мандарин — …, апельсин — ….
8. Запиши 10 существительных, употребляемых только во множественном числе.
Вариант №7 (без ответов)
1. Поставь в словах ударение:
Столяр, ремень, форзац, танцовщица, звонит, портфель, свекла, квартал.
2. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Ель, юла, сеешь, поют, соловьём.
3. Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами: … тюль, … мозоль, …. шампунь, … туннель.
4. Напиши слова (по возможности) с орфограммами, начиная с одной и той же буквы, постепенно увеличивая слово на одну букву.
5. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки: С…дит рыб…лов (на) б…р…гу неторопливой речк…. Жарко. Даже вод…мерки (не) бегают (по) водной глад…. Т…шина.