Полезные советы для детей от психолога
Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?
Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер
Содержание [Скрыть]
Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?
Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.
Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.
Главный совет — любовь и доверие
Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.
Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.
В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.
Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.
Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.
Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.
Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.
Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
- Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
- Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
- Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
- Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.
- Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
- В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
- Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
- Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
- Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
- Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
- Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
- Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
- Создание тепличных условий для ребенка.
- Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Как сделать общение родителей с детьми эффективным?
В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.
Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.
Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.
Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.
Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.
Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка
Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»
Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.
Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.
Ласка и объятия очень важны для ребенка
Похвала ребенка — как это делать правильно?
Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.
Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.
Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.
А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.
Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.
Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.
Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.
Полезный совет напоследок
Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.
Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.
источник:https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html
ÐÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо, пÑÑаÑÑÑ Ð²ÑÑаÑÑиÑÑ Ð¸Ð· ÑÑна или доÑки «Ð½Ð°ÑÑоÑÑего Ñеловека», погÑÑжаÑÑÑ Ð² дебÑи педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑакÑик, Ð¼Ñ Ð·Ð°Ð±Ñваем о ÑамÑÑ Ð¿ÑоÑÑÑÑ , но поÑой оÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð½Ð°ÑимÑÑ Ð²ÐµÑÐ°Ñ .
ÐбÑаÑиÑе внимание на ÑовеÑÑ Ð´ÐµÑÑкого пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð°. Ðозможно, ÑиÑÐ°Ñ ÑÑÑ ÑÑаÑÑÑ, не один Ñаз Ð²Ñ ÑкажеÑе Ñебе: «Ð Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¸ пÑавда, поÑÐµÐ¼Ñ Ñ Ð½Ðµ задÑмÑвалÑÑ Ð¾Ð± ÑÑом ÑанÑÑе?»
- СледиÑÑ Ð·Ð° Ñем, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑн или доÑÑ Ð±Ñли одеÑÑ, обÑÑÑ Ð¸ накоÑÐ¼Ð»ÐµÐ½Ñ – ÑÑо забоÑа. Ðна не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿ÑакÑиÑеÑки ниÑего обÑего Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑанием. Ð ÑожалениÑ, многие пÑÑаÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñе понÑÑиÑ, ÑÐ»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾.
- ÐÑÑаÑÑиÑÑ ÑÑаÑÑливого малÑÑа знаÑиÑелÑно пÑоÑе, еÑли ваÑа ÑобÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð°. Ðама, покÑпаÑÑÐ°Ñ ÑÑÐ½Ñ Ð´Ð²ÐµÐ½Ð°Ð´ÑаÑÑÑ Ð¼Ð°ÑÐ¸Ð½ÐºÑ Ð¿Ñи мизеÑной заÑплаÑе, не добÑеÑÑÑ Ð½Ð¸Ñего, кÑоме ÑиÑминÑÑного (в пÑÑмом ÑмÑÑле Ñлова) ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñебенка. РодиÑели, давно живÑÑие каждÑй Ñвоими инÑеÑеÑами, но пÑодолжаÑÑие ÑÑÑеÑÑвоваÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ одной кÑÑÑи Ñади деÑей, обеÑпеÑÐ°Ñ Ð¸Ñ ÑолÑко комплекÑами и непÑавилÑнÑм оÑноÑением к ÑемÑе. Ðогда же взÑоÑлÑе ÑÑаÑÑливÑ, Ñо и делаÑÑ, в обÑем-Ñо, ниÑего не нÑжно. ÐеÑки бÑдÑÑ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ доволÑнÑ.
- ÐалÑÑи никогда не ÑлÑÑаÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ ! Ðни ÑÑаÑÑÑ Ð½Ð° пÑимеÑÐ°Ñ . ХоÑиÑе, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑн ÑиÑÑил зÑÐ±Ñ Ð¿Ð¾ 10 минÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñаз, наÑниÑе делаÑÑ ÑÑо Ñами. ÐеÑÑаеÑе о Ñебенке – богаÑе, ÑÑÑойÑе Ñвой бизнеÑ. ÐадÑмÑваеÑеÑÑ Ð¾ ÑÑаÑÑливом бÑаке Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑеÑи, налаживайÑе ÑобÑÑвеннÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
- ЧаÑÑо взÑоÑлÑе непÑоизволÑно ÑаÑпÑеделÑÑÑ ÑемейнÑе Ñоли без ÑÑеÑа поÑÑебноÑÑей деÑей. ÐапÑимеÑ, пеÑÐ²ÐµÐ½ÐµÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ непÑеменно поÑÑÑпиÑÑ Ð² пÑеÑÑижнÑй вÑз, а задаÑа доÑки – Ð´Ð¾Ñ Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑÑ ÑодиÑелей в ÑÑаÑоÑÑи. ÐбÑÑно ÑеÑез неÑколÑко Ð»ÐµÑ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð±Ð°Ð·Ð¾Ð²ÑÑ ÑÑÑановок папа и мама не могÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ, оÑÑего один из деÑей ÑаÑÑÐµÑ ÑилÑной, ÑвеÑенной в Ñебе лиÑноÑÑÑÑ, на ÑадоÑÑÑ Ð²Ñей Ñодне, а дÑÑгой – ÑвнÑм неÑдаÑником. ÐÑиÑина же в Ñом, ÑÑо ÑодиÑели пÑоÑÑо не Ñ Ð¾Ñели замеÑаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑи вÑоÑого Ñебенка, его желание бÑÑÑ Ð»ÑбимÑм.
- Ðак Ð²Ñ Ð¾Ð±ÑаеÑеÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑом в деÑÑÑве, Ñак он бÑÐ´ÐµÑ ÑазговаÑиваÑÑ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸, наÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð³Ð´Ðµ-Ñо Ñ 18 леÑ.
- ÐзÑоÑлÑе, коÑоÑÑе ÑлиÑком бÑÑно ÑеагиÑÑÑÑ Ð½Ð° Ð¿Ð»Ð¾Ñ ÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½ÐºÑ Ñебенка в Ñколе – ÑÑо лÑди Ñ ÑеÑÑезнÑми комплекÑами. ÐÑли вам ÑдаеÑÑÑ Ñпокойно найÑи пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð½ÐµÑдаÑи и поддеÑжаÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа, он ÑпÑавиÑÑÑ Ñ Ð¿Ñоблемой знаÑиÑелÑно бÑÑÑÑее, Ñем кажеÑÑÑ. Ð Ñо же вÑемÑ, когда кÑÐ¾Ñ Ð° боиÑÑÑ Ð¸Ð´Ñи домой, знаÑ, ÑÑо даже за оÑÐµÐ½ÐºÑ ÑÑÑÑ Ð½Ð¸Ð¶Ðµ макÑималÑной ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð³ÑÐ¾Ð·Ð¸Ñ Ð²ÑволоÑка Ñ ÐºÑиками и иÑÑеÑиками, Ñам оÑÐµÐ½Ñ Ð±ÑÑÑÑо пÑевÑаÑиÑÑÑ Ð² невÑаÑÑеника.
- РпеÑвом клаÑÑе на подгоÑÐ¾Ð²ÐºÑ Ðº ÑÑокам должно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð½Ðµ более 30 – 45 минÑÑ. ÐÑли Ð²Ñ ÑидиÑе долÑÑе, знаÑÐ¸Ñ ÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑоÑÑо не вÑполнÑÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ.
- Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ веÑайÑе ÑÑлÑков. ÐговоÑиÑе Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑом ÑÑловиÑ: «Ð¢Ñ должен ÑÑеÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑ, ÑделаÑÑ ÑÑоки и ÑбÑаÑÑ Ð² Ñвоей комнаÑе». ÐÑли же по возвÑаÑении Ñ ÑабоÑÑ Ð²Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе неÑÑонÑÑÑÑ ÑаÑелкÑ, кваÑÑиÑÑ, напоминаÑÑÑÑ ÑÐ°Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¸Ð½Ñ ÑÑаÑого замка и каÑапÑза, напÑоÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑÑвÑего в планÑеÑе, не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸ÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑе вÑÑажениÑ: «Ð²ÑÑаÑÑеÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñм…», «Ð´Ð° Ñ Ð² Ñвои Ð³Ð¾Ð´Ñ Ñже…», «Ð¿Ð¾ÑмоÑÑи на одноклаÑÑников» и Ñ. д. ÐоÑÑаÑоÑно пÑоÑÑо напомниÑÑ Ð¿Ñо ÑаÑпоÑÑдок и ÑеквизиÑоваÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð½ÑÐµÑ Ð² каÑеÑÑве наказаниÑ.
- Ðе жмоÑÑÑеÑÑ Ð½Ð° каÑманнÑе денÑги и не пÑÑайÑеÑÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ð¿ÑлÑÑии пÑи Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð¼ поведении. Ребенок не должен ÑÑвÑÑвоваÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ñеловеком вÑоÑого ÑоÑÑа ни по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº вам, ни в ÑÑавнении Ñ Ð´ÑÑзÑÑми, покÑпаÑÑими Ñок в бÑÑеÑе. РпÑоÑивном ÑлÑÑае им вÑе вÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÑдÑÑ Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ð¿ÑлиÑоваÑÑ, либо ÑдеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð°Ð³ÑеÑÑÐ¸Ñ Ñано или поздно вÑÐ¹Ð´ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑжÑ.
- Ребенок никогда не ÑвÑжеÑÑÑ Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð¹ компанией, еÑли ÑÑвÑÑвÑÐµÑ Ð²Ð°Ñе довеÑие. ТоÑ, кого ÑоÑалÑно конÑÑолиÑÑÑÑ, бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи «Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжкѻ на ÑлиÑе и ÑовеÑÑиÑÑ Ñ Ð¾ÑÑ ÑÑо-нибÑÐ´Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑное. (ÐÑо, ÑазÑмееÑÑÑ, не знаÑиÑ, ÑÑо взÑоÑлÑе не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑоваÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑÑ Ñебенка вообÑе).
- ÐÑли ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑом ÑолÑко о его недоÑÑаÑÐºÐ°Ñ , Ñо Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ñамого ÑеÑÑезнÑе пÑоблемÑ. ÐбÑаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ о жизни. Ð ÑлÑÑае кÑайней ÑÑÑалоÑÑи пÑоÑÑо о Ñом, как пÑоÑел денÑ. Ðожно обÑÑдиÑÑ ÑилÑм или Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ Ð½Ð° вÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ñе. С Ñебенком ÑколÑного возÑаÑÑа Ñже ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑовеÑоваÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑаÑпÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑинанÑов в ÑемÑе и Ñ. д.
- ÐеÑей, коÑоÑÑе ÑегÑлÑÑно манипÑлиÑÑÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑми, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вмеÑÑе Ñ ÑодиÑелÑми оÑпÑавлÑÑÑ Ðº Ñ Ð¾ÑоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ñ. РноÑмалÑном ÑоÑÑоÑнии лÑди говоÑÑÑ Ð¿ÑÑмо, ÑÑо им нÑжно.
За 4 года материнства я прочла много книг и статей по детской психологии. Большинство из них оказались полезны. Однако, как и во всем, нашлась и здесь обратная сторона. Я неоднократно испытывала чувство вины и ощущение полной родительской несостоятельности, потому что как ни старалась – не смогла соблюсти некоторые из популярных среди психологов и педагогов правил. А потом я поняла, что и авторитеты могут ошибаться.
Чтобы поддержать других мам, я расскажу о столкновении моего реального материнского опыта с рядом популярных ныне “постулатов”.
Правило №1: “На детей нельзя кричать”
Потому что ребенок отдалится, потеряет доверие к родителям и миру в целом.
Конечно, нельзя кричать. Ни при каких обстоятельствах. Даже если тебе в лоб прилетел железный трактор или твой метатель тракторов решил на самокате протаранить въезжающий во двор мусоровоз.
Я вас умоляю, в этих ситуациях не заорет только немой. Порой нормально «проораться» надо всем и сдерживать себя не всегда правильно.
Когда мой двухлетний шустрик решил поиграть в прятки на рынке в первый раз, я все сделала правильно: уняла дрожь в коленках и провела с малышом серьезную спокойную беседу. Не помогло. Через неделю, когда попытка побега была предпринята снова, мозг я включить не успела, а устроила своему малышу ни разу не педагогическую взбучку.
И вот уже два года ребенок периодически рассказывает, как сильно мама испугалась, когда он убежал. Заметьте, про мамин испуг говорит, а не про то, какая мама грымза. Потому что в тех раскатах грома, которые обрушились на беззащитного карапуза, речь шла не о его вине, а о моем страхе и любви. Я была честна с ним, а не заморожена в “нельзя кричать”. И эта честность нас не отдалила, а сблизила.
А в прятки с тех пор теперь играем только дома.
Правило №2. “Малышам лучше не смотреть мультики, а если смотреть, то только вместе с мамой
Потому что это вредно. И потому что мама должна быть в контакте с ребенком.
Вообще, согласна. И это реализуемо. В идеальном мире. Или в прошлом веке.
Думается мне, что тот, кто занимается антипропагандой гаджетов, обзавелся парочкой внуков и теперь мстит своим детям.
«А как же раньше – жили же дети без компьютеров», скажете. Жили. Примерно так: мама выпустит утром на улицу, а к ночи – домой загонит, если под слоем пыли и грязи не перепутает с соседским Васькой. И так начиная лет с трех. А в год в сад отдаст. На пятидневку.
А теперь сравните с сегодняшними реалиями. Когда прикажете суп варить? С ребенком, говорите. А когда соскребать картошку и свои вынесенные мозги со стен после такой готовки? Правильно! Когда ребенок смотрит мультики.
Правило №3. Приучать к порядку нужно с молоком матери
Потому что у малыша внутри – хаос, и порядок снаружи поможет ему сформировать порядок внутренний. А заодно – чистюлей вырастет.
Мария Монтессори, сформировавшая это убеждение, была очень мудрой женщиной. Но говорят, что она отдала своего ребенка в интернат (хотя многие пишут, что это миф).
В месте воспитания “приучение к порядку” я не то что оплошала, а напрочь отсутствовала. Решила, что жизнь дороже: ибо после каждого двадцатого седьмого поднятого кубика меня подозрительно начинало тянуть к открытым окнам.
Каждый раз, безуспешно пытаясь найти второй носок в нашем домашнем хаосе, я мучилась чувством вины. А однажды случайно обратилась к своему полуторагодовалому ребенку с просьбой “положи игрушку на место”.
Я-то понятия не имела, где место у этого плюшевого зайца, а вот сын знал. И уверенно отнес его в комод для обуви. И тут до меня дошло, что наш кавардак для него – вовсе не кавардак, а вполне упорядоченная структура. Неважно, что гуашь должна храниться в кастрюле, машинки – под подушкой, а сандаль – на кухонном столе. Ребенок всегда относил вещи на “свои” места и радостно находил их там же. К внутреннему порядку он пришел сам, и в хаосе разглядел структуру тоже сам.
Теперь сыну – четыре года, а у нас чисто и скучно: одежда – в шкафу, игрушки – в детской. Такое положение вещей всех устраивает, никаких скандалов по поводу разбросанных игрушек не возникает, симптомов неряшливости у ребенка не обнаружено. И взаимосвязи, логические выводы он делает быстро и легко.
Рано радуюсь? Возможно. А возможно и нет. Ведь у меня тоже есть мама. Она до сих пор не может уснуть, если на плинтусах замечены следы пыли. Повторюсь, не пыль, а лишь ее следы. Дома у нас было кристально чисто всегда. По логике, я должна была усилить семейную традицию и вырасти в персонажа передачи “Помешанные на чистоте”. А выросла… в кого-то другого. С гуашью в кастрюле и машинками под подушкой.
С молоком матери впитывается много полезных веществ, но любовь к чистоте к ним не имеет никакого отношения.
Правило №4. “Годовалый ребенок должен слышать “нельзя” не более 3 раз в день”
Мол, большее количество “нельзя” маленькие дети просто не воспримут.
Значит, если нельзя бегать по проезжей части, отрывать голову коту и плясать у открытого окна, то можно сидеть в духовке и совать руки в кастрюли с горячим супом?
Нет же, ответят мне знатоки: “нельзя” надо просто заменить другим словом. Значит, для кастрюли у нас – “не следует”, а для дороги “нельзя”.
А теперь включите здравый смысл и подумайте, есть ли дело годовалому ребенку до лексических оттенков разных слов? А есть ли возможность у родителя постоянно держать в голове названия разных запретов? Где нельзя, там нельзя – и точка. Мир и так непрост, не надо его еще больше усложнять.
Правило №5. “Детей нельзя шантажировать”
Потому что только родители-лентяи так делают. А дети при этом растут с неправильными установками.
Нельзя, я согласна. Но и по-другому – нельзя.
Я продержалась три с половиной года. В моем лексиконе не было этого: «поешь супа – дам конфету» или «будешь лизать витрины – накажу, не дам сок». Мне казалось, нечестно шантажировать, надо убеждать. Поэтому по миллиарду раз говорила о пользе супов и вреде микробов.
Но ребенок продолжал голодать, есть песок и при первой возможности – закусывать грязью с витрин. И однажды я психанула и все-таки лишила его уже купленной конфеты.
В ответ он психанул тоже, но витрины лизать перестал. Потом я обнаружила, что всунуть в него пять ложек каши получается, если положить рядом… конфету. И пусть это не педагогично, но это РАБОТАЕТ.
Теперь у моего ребенка нет проблем с желудком (а они начинались), и он не рискует загреметь в больницу из-за какой-нибудь слизанной с кнопки лифта заразы. Согласитесь, шантаж в данном случае – меньшее из зол.
Правило №6. “Нужно всегда уважать желания ребенка, прислушиваться к его потребностям, всегда быть внимательным к нему”
Потому что в детстве закладывается ощущение своей ценности и значимости, влияющие на всю остальную жизнь.
Я всегда была внимательной. Я бросала все свои дела на его «мама, иди сюда» и шла. Потому что он должен знать, что он важен для меня. Я отменяла чтение книги и, сжав зубы, в стотысячный раз участвовала в гонках с препятствиями ради гонок с препятствиями, потому что он должен чувствовать, что все, что он делает – важно.
Мы постоянно разговаривали, а если не говорили – то пели, а если не пели – то рассказывали сказки, а если не рассказывали сказки, то рисовали. Потому что ему это нужно.
Ему действительно это было нужно. А мне – далеко не всегда. И незаметно для всех мой самый лучший ребенок, мой великолепный и добрый сын, стал все чаще на выходные ездить к бабушке и уходить из сада последним. Потому что подсознательно я стала воспринимать его не как милого малыша, а как тяжелую работу. Любимую, но невыносимо тяжелую.
И однажды на «мама, иди сюда» я выдала неожиданное для себя «приходи сам» – и он пришел. А потом я уж совсем обнаглела и на «мама, давай участвовать в гонках» честно призналась – «не хочу и не буду». И гонки были, но уже без меня.
А потом мы неделю не ходили на улицу, потому что я устала и надоела мне эта улица. И сын нашел, чем заняться дома. Довольно быстро в моих глазах ребенок опять стал ребенком, а не маленьким вампиренышем, высасывающим из меня все жизненные соки. И теперь рядом с ним я живу, а не впахиваю. А малыш понял, что важны не только его желания, но и желания других людей.
Правило №7 “Один раз сказав «нет», нельзя сказать «да»
Потому что без четких границ мир становится нестабильным. И дети тревожатся.
В целом – абсолютно правильное утверждение. Более того, признаю, что именно мое то «да», то «нет» – причина частого непослушания сына.
Но обратную сторону этой медали я знаю слишком хорошо. Мои родители, не прочитав ни одной книжки по психологии, интуитивно твердо следовали этой установке. Я никогда не пыталась уговаривать их купить мне шоколадку после произнесенного “нет”. Это “нет” осталось бы “нет” даже на моем смертном одре. И мой мир и правда был стабилен и прост. Но потом я выросла.
А что требуется от взрослых? Правильно, идти вперед, не сдаваться. А как не сдаваться, если у тебя в голове после слова «нет» – ничего и нет? Если на этом «нет» жизнь в этом направлении заканчивается?
Я знать не знала, что людей можно в чем-то переубедить. И даже не пыталась. Порой злилась, не получив чего-то сразу. Порой мирилась с этим фактом и грустила. Но ни разу не попыталась договориться.
Только после 30 до меня дошло, сколько возможностей я упустила, просто поверив в «нет». Потому что не знала, что после «нет» бывает «да». И очень хорошо, что я родилась не мужчиной.
А вот мой четырехлетний мужчина уже проявляет все чудеса дипломатии, смело торгуется, договаривается, ищет союзников и очень редко злится на “нет”. Потому что знает, что если стараться, то все возможно. Согласитесь, хорошая жизненная установка для нашего нестабильного мира.
Этот список можно продолжать бесконечно. А можно перечеркнуть. Ведь это наблюдения одной мамы, у которой – один ребенок. А у каждого – свой жизненный опыт, и опыт родительства. Но итог один – нет универсальной инструкции по воспитанию детей.
Книги и статьи с советами психологов и педагогов очень полезны и задают правильное направление движения навстречу к ребенку. Но двигаться мы должны по-своему, учитывая характер ребенка и свои убеждения. Главное – уверенно и с наслаждением. Потому что воспитание – это не наука. Это искусство. А в искусстве нет “правильно” и “неправильно”. Есть – “мое” или “не мое”.
Лариса Малахова
А вы позволяли себе усомниться в советах психологов? Расскажите о своем опыте