Полезные советы для детей для детского сада
Через пять лет работы в детском саду Евгений Пепеляев стал лучшим воспитателем Перми, а потом и всей страны. Фото: Ксения Третьякова.
Лучший воспитатель страны Евгений Пепеляев из Перми ведет блог, в котором рассказывает, как нужно поступать родителям в сложных ситуациях и находить правильные ответы на непростые детские вопросы.
Когда Евгений Владимирович еще сам был маленьким мальчиком Женей, он, как и многие мальчишки, мечтал стать пожарным или космонавтом. После школы пошел учиться на радиофизика, но очень быстро понял – это не его.
– А потом случайно увидел объявление, что требуются специалисты по работе с детьми. Что-то екнуло в душе в этот момент, – вспоминает Евгений Пепеляев. – Решил попробовать. Поступил в педагогический и устроился в детский сад. И уже через пять лет стал лучшим воспитателем Перми, а потом – и всей страны.
Евгений Владимирович ведет блог, где рассказывает, как ладить с детьми и находить ответы на их непростые вопросы. «Комсомолка» собрала самые полезные советы педагога, которые наверняка пригодятся всем родителям дошколят.
МЕНЬШЕ СЕРЬЕЗНОСТИ, БОЛЬШЕ ИГРЫ
В самом начале работы мне казалось, что надо быть очень серьезным, когда общаешься с ребенком. Я ведь взрослый. Но этот подход не работает. Подходите к решению любой проблемы с игрой.
Приведу пример. Когда в очередной раз мало кто в детсаду отреагировал на просьбу собрать уличные игрушки, я решил поиграть с ребятами. Пакет с игрушками начал от них «убегать» и нужно было постараться в него попасть. В результате игрушки в пакете, их собрали ребята.
Дети с удовольствием соберут игрушки на прогулке, если пакет будет от них убегать. Фото: Ксения Третьякова.
Другой пример. В детсаду есть мальчик 4 лет, который часто мешает воспитателям, отвлекает других деток, очень шумный. Мы с ним строили из конструктора торговый центр, а в конце он не захотел убирать кубики. Тогда мы решили, что контейнер – это дракон, и вместо уборки мы «покормили» этого дракона деталями конструктора.
СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ
Занятие по физкультуре в самом разгаре, а мальчик Саша саботирует весь процесс. Мы вышли из зала. Вначале была мысль поругать его, но он отвернулся к стене – на контакт не шел.
– Саша, ты не хочешь заниматься? Ты чем-то расстроен? – спрашиваю я.
– Я не успел посмотреть мультфильм.
– Ты расстроен из-за того, что не успел посмотреть мультфильм?
– Да. Утром нужно было в садик, и я не успел досмотреть мультфильм.
– Понимаю, Саша. Очень жаль, что так получилось…
И ребенок немного приободряется. Через пару минут мы возвращаемся в зал.
Алгоритм прост: в диалоге «возвращать» ребенку то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувство. Именно так и удалось понять причину поведения Саши. Такой прием позволяет не обесценивать переживания детей, а относиться к ним с уважением.
В диалоге нужно «возвращать» ребенку то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувство. Фото: Ксения Третьякова.
ВОПРОС ВМЕСТО УКАЗАНИЯ
Однажды я понял, что почти всегда обращаюсь к детям в повелительном наклонении: встань, завяжи, возьми, подойди, отойди. Перестроить свои привычки оказалось делом не одного дня. А это непременно следовало сделать, так как общение с помощью вопросов предполагает более уважительное отношение к ребенку, это общение на равных, не с позиции главного, то есть взрослого. Плюс он дает ребенку возможность выбрать: согласиться или отказаться.
– Тебе помочь или сам справишься?
– Мог бы дать поиграть конструктор?
Особенно здорово работает с ребятами застенчивыми, робкими или теми, кому необходимо больше веры в себя.
– Ты можешь…?
– Да, могу!
Есть нюанс. Когда мы спрашиваем, то можем получить отказ, и нужно уважать право ребенка не согласиться с вами.
ПРЕДОСТАВЬТЕ ПРАВО ВЫБОРА
Самый популярный вопрос у родителей: «Как поел мой ребенок?» Не все дети отличаются отменным аппетитом. И в какой-то момент возникла идея переложить ответственность за прием пищи на них самих.
Я говорю воспитанникам так: если хочешь есть, кладешь себе кашу, запеканку, наливаешь суп, намазываешь масло на булочку, наливаешь какао. Ребенок сам определяет, что и в каком количестве он будет есть. Кому-то нравится суп, и он съедает с добавкой, а есть любители салатов или тушеной капусты.
А если ребенок откажется от всего и останется голодным? Вопреки нашим опасениям – такого никогда не происходит. Когда все вокруг дружно едят, аппетит просыпается сам собой.
РАЗРЕШИТЕ СЕРДИТЬСЯ
Один малыш хочет взять у другого мальчика паровозик, а тот не дает. Ребенок начинает сердиться, плакать. Я замечаю, что мама в растерянности и старается переключить его внимание на что-то другое. В такой ситуации важнее озвучить, что чувствует в данной ситуации малыш, и просто пожалеть его, обнять. Ему пока сложно справиться с отказом, преодолеть свой гнев. Если мама просто с ним посидит, проговорит его эмоции, то мальчик быстрее успокоится и пойдет заниматься другими делами.
НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ПЕРЕЖИВАНИЙ
Детский плач первое время вызывал у меня чувство беспомощности. Мне хотелось бежать и спасать ребенка. Или согласиться и разрешить ему делать все, что он хочет, лишь бы не плакал. Особенно трудно давались слезы расстающихся с мамами детей.
Мы, взрослые, часто хотим уберечь детей от боли, с которой они встречаются в жизни. Причем речь не о тех случаях, когда ребенок стукнулся или разбил коленку. Когда малыш плачет, мы придумываем 1000 и 1 способ, как его порадовать: дать что-то вкусное, или попросить игрушку у другого ребенка, чтобы наш не плакал.
Ребенку важно, чтобы взрослый был рядом. Фото: Ксения Третьякова.
Когда ребенок плачет – это неприятно, но если каждый раз сразу переключать внимание на яркую картинку, давать планшет или обещать конфету, человек учится сбегать из неприятных переживаний. А взрослыми мы потом заедаем стресс, сидим за телевизором, идем веселиться в клуб. Все что угодно, лишь бы не быть грустным, рассерженным, беспомощным.
А что если не заслонять малышей от грустных и тяжелых переживаний? Если объяснять и просто быть рядом? Мои дети меня невероятно удивляют своей стойкостью. А ваши?
УЧИТЕ ВИДЕТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО
Катание с горки – любимая забава детей. В нашем саду действует правило: на горку залезаем по ступенькам, скатываемся по одному. Ждем, пока отойдет скатившийся. Мы озвучиваем правило и следим за выполнением. Если нарушил договоренность – покататься сможешь только в следующую прогулку. Нарушители пробовали кричать, ругаться, плакать – все зря. Зато на следующий день каждый ждал очереди, скатывался, отходил и вставал в очередь заново.
Рамки и границы должны быть в жизни детей. Они служат им защитой и опорой.
НА ЗАМЕТКУ
– Чтобы дети вас слушали, и не баловались, замените «не» на что-то более позитивное: у нас не бегают, а ходят шагом, не перебивают, а говорят по очереди, не отбирают, а спрашивают разрешения.
– Объясняйте детям причины своих действий и запретов: «нет» – и дальнейшее разъяснение, почему. Это работает намного лучше, чем категоричный отказ. Дети готовы верить в наши взрослые причины. Когда им становится понятна причина нашей просьбы или ограничения – у них в сознании выстраивается определенная логика. И ребенок охотнее идет нам навстречу.
– Когда ребенок задает вопросы, которые ставят вас в тупик, и вы не знаете, как ответить, можно так прямо ему об этом и сказать – мол, нужно подумать. Возьмите паузу, а после вернетесь к этому разговору. Честность и искренность в общении – это фундамент взаимопонимания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пермский радиофизик стал лучшим воспитателем России
Евгений Пепеляев пришел в образование совершенно случайно и уже шесть лет работает с дошколятами (Подробнее…)
“Не надо покупать детям по 100 машинок, они будут играть только с любимыми”, – лучший «Усатый нянь» страны рассказывает о секретах воспитания
Победитель конкурса “Лучший воспитатель года” 31-летний пермяк Евгений Пепеляев – делится своим опытом (Подробнее…)
Как правило, решение о том, что ребенок будет ходить в детский сад, не принимается родителями спонтанно. Известно об этом становится как минимум за несколько месяцев. Поэтому у ответственных родителей есть в запасе 2-3 месяца, чтобы не спеша подготовить кроху к детскому саду.
Конечно, детский сад – не школа, и от ребенка не требуется специальных знаний. Но родители должны позаботиться о том, чтобы облегчить ему первый опыт общения в коллективе. Чтобы малышу было легче адаптироваться, заранее:
- приучите ребенка к тому режиму дня, который установлен в выбранном вами детском саду;
- привейте ему элементарные навыки самообслуживания;
- научите коммуницировать с другими детьми и воспитателями.
Почему так важен режим
Даже если в вашей семье не принято или не получается придерживаться определенного режима, его соблюдение должно стать одним из этапов подготовки ребенка к детскому саду.
Важно, чтобы малыш умел засыпать без мамы, особенно днем. В детском садике его никто не будет убаюкивать. Если ребенок начнет просыпаться, засыпать, гулять, играть и заниматься в определенное время, это существенно облегчит ему период привыкания к новым условиям. Соблюдение режима поможет скорректировать и биологические часы малыша, он будет меньше уставать, ему будет значительно легче усваивать и приобретать новые знания и умения.
Конечно, лучше, если родители сразу будут приучать ребенка к тому распорядку дня, который установлен в том детском саду, куда ему предстоит пойти. Поэтому узнайте режим дня в группе и заранее адаптируйте к нему кроху. Так он получит первые представления о дисциплине, соблюдение которой необходимо уже начиная с детского сада.
Нелишним будет, если ваш малыш будет знать слова «нельзя», «нужно» и «можно». Это облегчит ему взаимодействие с воспитателями и поможет избежать конфликтов с другими детьми. Умение соблюдать общеустановленные требования в конечном итоге позволит сократить период адаптации, сделает посещение детского сада для ребенка удовольствием, а не тяжкой обязанностью или наказанием.
Какие навыки самообслуживания потребуются для детского сада
К трем годам, возрасту, когда основная часть детей уже готова к посещению детского садика, родители и сами стараются обеспечить наличие у малыша необходимых навыков:
- надевать и снимать с себя одежду без помощи взрослых;
- пользоваться столовыми приборами;
- самостоятельно умываться, причесываться, чистить зубы.
С самого раннего возраста детям уже нравится проявлять самостоятельность. Начиная ходить, они уже пытаются обойтись без помощи взрослых, в том числе снимая или надевая на себя одежду, носки и обувь. Поощряйте подобные попытки, облегчая ребенку задачу, используя удобную одежду и обувь с минимальным количеством пуговиц, на молниях, липучках и резинках, которую можно легко снять и надеть.
Научите его узнавать свои вещи и заботиться о том, чтобы они выглядели аккуратными и чистыми. Объясняйте, что верхнюю одежду необходимо вешать в специальный шкаф или на вешалку, а нижнюю – аккуратно складывать на стул или вешать на его спинку. Даже трехлетнего малыша можно научить чистить обувь, протирать ее специальной тряпочкой от пыли и грязи. Конечно, в большинстве случаев его обувь придется перемывать, но чем раньше вы начнете учить ребенка опрятности, тем легче ему будет в детском садике.
Пользоваться столовыми приборами, ложкой и вилкой, самостоятельно пить из чашки дети начинают после года. В этот период нужно постепенно отказываться от использования бутылочек с сосками, специальных кружек с крышками для малышей. К тому времени, когда ваш ребенок пойдет в детский садик, эти навыки пользования «взрослыми» столовыми приборами, хоть и меньшего размера, у него уже должны быть хорошо развиты, если вы не хотите, чтобы ваш малыш оставался голодным. Купите ему специальный детский сервиз, ложку и вилку, приучайте сразу правильно держать их во время еды.
Обучая его есть самостоятельно, пресекайте попытки превратить процесс в игру. Не стоит развлекать его, пытаясь накормить «до отвала», в детском саду воспитатели не будут поощрять такой подход. Учите малыша есть аккуратно, стараясь не проливать ничего ни на одежду, ни на стол. Научите его пользоваться салфетками.
Родителям также следует позаботиться о режиме питания малыша. Выбирать блюда в садике у него возможности не будет. Поэтому научите его есть то, что предложено. Объясните, что для игр и занятий ему потребуется много сил, а для этого нужно хорошо кушать.
Гигиенические навыки также прививаются малышу перед детским садом. Одна из особенно важных привычек – мытье рук. Делать это необходимо не только перед каждым приемом пищи, но и после прогулок и игр. Научите его закатывать рукава, чтобы в детском саду он после каждого умывания не ходил с мокрыми рукавами. С чисткой зубов дело будет посложнее – не всем маленьким детям нравится это процесс. Поэтому обеспечьте ребенка мягкой зубной щеткой и пастой, приятной на вкус.
Одним из самых необходимых навыков является умение самостоятельно ходить в туалет. Подгузники, конечно, удобная вещь, но после двух лет ребенка следует приучать к горшку или унитазу со специальным сиденьем. В детском саду он сможет пользоваться тем горшком, к которому привык дома, воспитатели против не будут. Научите его аккуратно пользоваться туалетной бумагой, самостоятельно снимать и надевать трусики и колготки.
Ребенок должен уметь общаться
Первые навыки общения малыш получает в семье. Чем больше у вас родственников и друзей, тем легче ему будет социализироваться в детском саду. Но научиться общению ребенок может и во время совместных прогулок с мамой, встреч с другими детьми на детской площадке. Чем более открыты к контакту родители, тем легче будет малышу.
Показывайте ребенку пример, активно общайтесь при нем с посторонними людьми, знакомьтесь с другими родителями и детьми. Поощряйте инициативу вашего ребенка, если он проявляет интерес к окружающим людям и другим детям, он не должен стесняться сам и замыкаться, когда к нему обращаются посторонние. Ходите с ним в гости, проводите детские праздники в своей семье. Оставляйте его на какое-то время одного в гостях, у друзей или родственников, которые не проживают с вами. Ребенка не должно пугать, что родители, мама не всегда находятся рядом.
Прививайте малышу чувство эмпатии, сопереживания, умения поставить себя на место другого человека. Даже трехлетний человек способен осознать, что не все его капризы и желания должны исполняться, тем более в ущерб другим детям. Настраивайте его на то, что с другими мальчиками и девочками нужно дружить и не обижать их, делиться с ними угощением и игрушками.
Приучайте ребенка в семье к групповым формам взаимодействия: совместным играм, уборке квартиры, вечерним посиделкам, чтению книг, просмотру фильмов. Малыш должен получать удовольствие от общения как с близкими, так и с посторонними людьми, будь то взрослые или дети.
В то же время ваш малыш к трем годам уже должен уметь играть и заниматься самостоятельно. Оставляйте его одного с игрушками почаще, ведь и дома у мамы не всегда есть возможность проводить с ребенком все время. Находите ему дела, которыми он сможет заниматься некоторое время самостоятельно: например, рисование, раскрашивание, лепка, сборка конструктора, складывание и перемещение предметов, игрушек.
Готовьте малыша к тому, что воспитатель несет ответственность за всех детей и не может уделять внимание только вашему ребенку. Поддерживайте в семье авторитет воспитателей, не позволяйте отзываться о них плохо в присутствии ребенка. И, что немаловажно, научите его формулировать и выражать свои желания. Это необходимо, чтобы кроха смог вовремя попроситься в туалет, сообщить воспитателю о других своих потребностях.
Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садом
Уровень развития вашего малыша также должен соответствовать определенным требованиям. Конечно, все дети разные, но к трем годам ребенок уже должен принимать участие в тематических играх, запоминать предложенный сюжет и следовать ему в процессе игры. Он должен знать и уметь показывать части тела, различать пол и возраст людей, различать и рисовать различные геометрические фигуры – вертикальные и горизонтальные линии, круги.
Малыши в этом возрасте открыты для всего нового. Рассказывайте ребенку сказки, читайте книжки, он должен уметь внимательно слушать то, что ему говорят. Подберите ему для прослушивания аудиоспектакли и постановки, предназначенные для самых маленьких. Развивайте его память, учите с ним стихи и песни. Расширяйте его словарный запас путем повторения новых слов, объяснения новых для него понятий. К тому времени, когда вы отдадите своего кроху в детский сад, он уже должен уметь составлять предложения как минимум из трех-четырех слов.
Выводы
Подготовка ребенка к садику не потребует от родителей ни много времени, ни специальных знаний. Но привитые загодя знания и представления о дисциплине существенно облегчат и сократят процесс адаптации к новым условиям малышу.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Вот и настал момент идти в детский сад. Конечно вы очень волнуетесь за своего ребенка. Куча вопросов: понравится ли ему, как будет привыкать, вдруг будет часто болеть….
Несомненно адаптация в детском саду это большой стресс для ребенка.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Проявляться она может по – разному. Например: нарушение сна, стула, потеря аппетита, повышение температуры, раздражительность, плаксивость и многое другое. Поэтому задача родителей помочь малышу быстрее привыкнуть к новому.
Для начала вы должны решить нужен ли вообще детский сад вашей семье сейчас. Понятно, что в наше время в большинстве случаев маме приходится выходить на работу и ребенка просто не с кем оставить. Но бывают и по другому, поэтому взвесьте все за и против.
С чего начать подготовку?
1. Придите с ребенком на игровую площадку детского сада (или если на территорию заходить нельзя посмотрите из далека) и пусть ребенок посмотрит как играют дети. Обсудите с ним увиденное, настройте его на позитивное отношение к детскому саду.
Идеально если вам разрешат пару раз неформально побыть на будущей групповой площадке, познакомиться с детьми и воспитателем.
2. Посмотрите с малышом ваши фотографии из детского сада. Расскажите ему что вам запомнилось (конечно это должны быть только позитивные воспоминания).
3. Понаблюдайте как ведет себя ваш малыш с другими детьми. Если вы видите, что у ребёнка какие – либо проблемы в общении или он ведёт себя ни правильно, поговорите с ним. Главное чтобы это не выглядело нотацией или что вы его ругаете.
4. При ребёнке никогда не обсуждайте волнующие вас вопросы про детский сад.
5. Постарайтесь заранее максимально приблизить режим дня своего малыша с режимом детского сада. Это должно происходить не резко, а постепенно.
6. Учите своего малыша самостоятельности (одеваться, раздеваться,кушать,мыть руки, пользоваться горшком и др).
Первый день
В некоторых садах разрешают в первый день быть с ребёнком. Это обычно примерно час по времени, когда происходит знакомство с воспитателем, детьми и групповой комнатой.
1.Самое главное будьте спокойны сами. Дети очень чувствуют своих мам и ваша тревога быстро перейдёт и малышу.
2. Обязательно предупредите воспитателя если у малыша есть аллергическая реакция на какой – нибудь продукт или лекарство.
3. Если есть какие – либо заболевание (требующие особого отношения), также предупредите о нём воспитателя, даже если в медицинской карте оно указано.
4. Так же расскажите воспитателю важные особенности вашего ребёнка. Например что ему пока сложно делать или что он не любит. Это поможет найти подход к вашему малышу. Обычно родителям дается анкета с этой целью, но самое главное расскажите при первой встрече.
5. Пусть малыш возьмёт свою игрушку с собой.
6. В первый день оставляйте ребёнка на 1-2 часа. Прислушивайтесь к воспитателю, он будет говорить насколько остаться в следующий раз. Кому-то на адаптацию надо меньше времени,а кому-то больше, все индивидуально.
7. Никогда не обманывайте ребёнка,что заберете в определенное время, лишь бы он зашел в группу. Ваш малыш потеряет к вам доверие и по утрам будет расставание проходить еще хуже, никакие уговоры тут уже не помогут.
8. Дома и в детском саду будьте спокойны, не повышайте голос. Не сердитесь и не наказывайте ребенка если он плачет и не хочет идти в детский сад.
Советы на дальнейшее
1.Расставание по утрам должно быть быстрым и легким.Можно придумать какой-нибудь ритуал прощания. Например: обняться перед расставанием. И не стойте под дверью, ребёнок каким то волшебным образом это чувствует и дольше успокаивается.
2. Водите малыша только если он здоров. Если все будут соблюдать это правило, болезней в период адаптации будет гораздо меньше.
3. Во время адаптации, да и первый год старайтесь водить без перерывов (исключения конечно пропуск по болезни).
4. Для ребёнка детский сад как для вас работа. Ему также необходим летом отпуск хотя бы 2 недели.
5. Если есть какое либо недовольство по отношению к воспитателю, спокойно поговорите с ним. Все мы люди и недопонимания могут быть у всех, но как правило все быстро решается и оказывается не так плохо как казалось ранее. При детях никогда не говорите о детском саде и воспитателях плохо.
6. Никогда не пугайте ребёнка детским садом (например: будешь плохо себя вести не заберу из сада и др.)
Адаптация у всех проходит по-разному в зависимости от личностно – индивидуальных особенностей малыша. Нужно набраться терпения, проявить понимание и очень скоро ваш малыш привыкнет к новому месту найдет друзей и будет с удовольствием посещать детский сад.