Полезные советы бережем тепло свет воду
Консультация для родителей от Старшего воспитателя Дюгаевой Л.И.
Сегодня перед обществом стоит очень важная задача
изменить в сознании каждого человека стереотип,
что природные ресурсы неисчерпаемы.
Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку
усвоить азы бережного
и заботливого отношения к богатствам земли,
ко всему, что его окружает.
Примерный тематический план проекта для детей дошкольного возраста
по бережному отношению к теплу.
Содержание практической деятельности | участники |
1 | 2 |
Диагностический этап | |
Проведение диагностики знаний детей о бережном отношении к источникам тепла, света и воды Памятка для родителей | Воспитанники Родители Ст.воспитатель |
Подготовительный этап | |
Рассматривание картинок с изображением электроприборов и приборов отопления; Чтение стихов, рассказов и сказок: С. Баруздин «Кто построил этот дом»; В. Маяковский « Кем быть»; Русская народная сказка «Зимовье»; русская народная сказка «Три поросенка»; «Заюшкина избушка», Чуковский К «Федорино горе»; Отгадывание загадок; Познакомить с правилами экономных и бережливых; Наблюдения за деятельностью взрослых электрических приборов и электричества в быту, за деятельностью взрослых сбережении тепла в помещении; Подбор материала к созданию мультфильма «Зимовье» | Воспитатели Воспитанники Родители Учитель-логопед муз. Руководитель педагог ПДО -изо |
Поисково – исполнительный этап | |
Беседа« По плотнее дверь закрой, бережливей будь с освещением»; «Рассказ о жилище человека с древности до наших дней»; лексическая тема «Дом и его части» «Артикуляционная гимнастика»; лого ритмическое занятие «Новоселы»; Составление рассказа на тему « Как построить новый дом»; Занятие по ознакомлению с окружающим миром. «Удивительная встреча с Электроником» Аппликация « Теплый домик» Рисование «Строим дом» Рисование с родителями «Бережливые» Конструирование из бумаги «Теплый домик» Конструирование из кубиков «Дом для игрушек», «Разные дома», «Дома на улице»; Экскурсия по улицам поселка; Экскурсия по территории детского сада Настольно – печатные игры «Профессии», «Четвертый лишний», «Звук, тепло и вода». «Лото» (профессии) Дидактические игры «Что было до лампочки», «назови предметы облегчающие труд людей в быту» Решение педагогических проблем: что случится, если не выключили воду в кране; что произойдет, если включим все электроприборы, и т.д. Музыка: М. Карасева «Строим дом» | Воспитатели Воспитанники Родители Учитель-логопед муз. Руководитель педагог ИЗО |
Обобщающий этап | |
Сюжетно – ролевые игры «Мы строители», «Моя семья» «Рабочие на стройке» Выставка картин «Кто трудится на стройке» Выставки рисунков «Береги тепло и свет – это главный вам совет», «Теплый домик» Занятие с использование ИКТ по сказке «Зимовье» Создание альбома «Азбука бережливости» Мультипликационный фильм по сказке «Зимовье». «Бережем воду, тепло и свет – это главный наш совет!» | Воспитатели Воспитанники Родители Учитель-логопед муз. Руководитель педагог ИЗО |
Рефлексивный этап | |
Беседа с детьми о том, как нужно беречь тепло, свет и воду. Что интересного им запомнилось в ходе проекта | Воспитанники Воспитатели |
Диагностический этап
- Закрываешь воду в кране?
- Плотно закрываешь воду в кране?
- Закрываешь кран, когда чистишь зубы?
- Пользуешься стаканом при полоскании рта?
- Наливаешь в стакан воды столько, сколько выпьешь?
- Войдя в помещение, закрываешь за собой дверь?
- Напоминаешь взрослым, что нужно оклеивать окна?
- Уходя в детский сад, выключаешь в комнате свет?
- Напоминаешь взрослым, что нужно выключать свет, когда на улице светло?
- Выключаешь свет, когда уходишь в другую комнату?
Стихи о бережном отношении к электроэнергии и теплу
Необходимо с детства
Привыкнуть свет беречь,
По пустякам в квартирах
Лампочки не жечь
***
Все взрослые детям твердят: Ток – не шутка!
А сами не могут прожить не минутки.
Люди, берегите электричество!
Не тратьте его зря!
Ведь без электричества, поверьте,
Нам нельзя!
***
Зимой мы клеим окна,
Чтоб сохранить тепло,
Мы выключаем свет,
Когда солнышко взошло.
И чтоб вода из крана
Не вытекала зря,
Мы закрываем краны,
С водичкой мы друзья!
***
Приборы электрические надо отключать,
При выходе из дома розетки проверять.
Ведь свет – источник радости, уюта и тепла,
Электроэнергия всем жителям нужна.
***
Берегите электроэнергию!
Знает каждый, стар и мал,
Очень много ток нам дал:
Каждый вечер на планете
Много лампочек нам светит везде.
Рассказ воспитателя о жилище человека с древности до наших дней.
Задачи: Рассмотреть историю развития строительства домов с древних времен до наших дней;
Закрепить названия строительных профессий;
Развивать пространственное мышление.
Воспитывать культуру общения;
Оборудование: Картинки с изображением пещерного человека, дворянина, крестьянина, современного человека; набор предметов для игры «Что необходимо для строительных профессий»
Предварительная работа: чтение стихов о строительных профессиях, загадывание загадок, беседа о том, как утепляли свои жилища первобытный человек, дворянин, крестьянин, современный человек.
Ход занятия:
Много тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей даже внешне. Но от животных их отличало, то, что они могли ходить на двух ногах, выполнять руками важную работу, например, копать или обрабатывать камни, а также первобытные люди имели свой язык. Это были лишь отрывистые звуки, но ими уже можно было передавать страх, тревогу, радость и другие чувства. Жили люди в древности в шалашах и в землянках, а иногда и в пещерах. Питались они корешками растений, яйцами птиц и лишь позднее научились охотиться и стали питаться мясом. А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее человек научился добывать огонь, при помощи которого он согревал свое жилище. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах. Обогревается такой дом при помощи костров.
Но шло время, человечество развивалось все дальше и дальше. Люди научились пахать землю, сеять злаки, печь хлеб. Выбирали место для постройки. Строили замки, рыли вокруг глубокие рвы и заливали их водой, чтоб враг не смог на них напасть.
Крестьянин ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. (Воспитатель показывает картинки с изображением жилья.) В избах, которые строятся из бревен, для обогрева ставится русская печь. Кто-нибудь может рассказать о деревянном доме, о том, как и кто его отапливает. (Рассказы детей.) Как же попадает тепло в многоэтажный дом, туда, где нет печей?
Солнце летом светит
И тепло кругом,
Человеку летом
В доме хорошо.
Но придут морозы,
Вьюги, холода
И без солнца теплого
Как нам жить тогда?
Что же придумали люди, чтобы в больших домах, школах, больницах, детских садах было тепло? (Ответы детей.)
Показ и рассматривание иллюстраций о последовательности поступления тепла в дома. Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди построили огромные котельные, в которых при помощи мазута нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, да и в атмосферу попадают вредные вещества.
Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь, если люди открывают окна, двери — тогда не спасет от холода теплая вода. (Просмотр видеоролика)
Фасады многих современных домов укрепляют при помощи металлических кассет.
Нужно рамы клеить, двери закрывать,
Что б зимою белой нам не замерзать.
С/р игра «Мы строители»
Игры можно проводить по разным направлениям:
1. Вариант «Найди такую же картинку»
2. Вариант «Найти картинки связанные с водой, теплом, светом»
3. Вариант «Я загадаю, ты найди», учить детей искать картинки слушая правило: например: Нельзя бросать в воду мусор, или вышел из комнаты выключи свет.
4. После игры с детьми можно сформулировать правила по энергосбережению.
1) Не включай свет, если на улице еще светло!
2) Чаще мой окна и у вас будет больше дневного света!
3) Почини кран, сантехнику, поставь счетчики – не лей напрасно воду!
4) Прими душ – вместо ванны!
5) Не суши вещи над электроплитой!
6) Выключай ночью свет – береги энергию!
7) Вышел из комнаты выключи свет!
8) Ушел из дома выключи все электроприборы!
9) Утепляй окна – береги тепло!
После игры можно разучить с детьми стих:
Свет включай, когда темно.
С солнышком раскрой окно.
Береги тепло и воду,
И уютным будет дом.
Экономьте свет, экономьте газ –
И счастливей станет жизнь для нас.
С большим уважением
Относимся к энергосбережению (интернет ресурс)
Лексическая тема «Дом и его части»
1.Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика:
Тук, тук молотком. Строим, строим новый дом.
Этот дом для Маши, этот дом для Саши,
Этот для Наташи, этот дом для Ксюши
Этот для Андрюши. Все соседи, все друзья
Жить без дружбы нам нельзя!
2. Мимические упражнения
Выразить состояние боли. Работали молотки и нечаянно стукнули по пальчику.
Выразить удивление: “Какой высокий небоскреб!” Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: “Ура! Ура! Ура!”
3. Упражнения для мышц шеи
Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?
4. Упражнения для артикуляционных мышц
Работающий экскаватор. Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать её назад.
Работающий бульдозер. Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед.
5. Упражнения для губ и щек
Котлован: Экскаватор вырыл вот такой котлован Широко открыть рот, вытянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
Ковш экскаватора открылся, набрал земли. высыпал. “Оскал” с закрыванием и открыванием рта.
Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой “трубочкой” при сомкнутых челюстях.
Чередование позиций: “оскал” – “трубочка” – “воронка”.
6. Упражнения для языка
Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы. затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
Красим потолок. Кончиком языка проводить по небу – от мягкого неба до верхних зубов.
Укладываем полы. Расплескать язык на дне ротовой полости.
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т, д-д-д-д», а затем слоги: «Та-та-да-да, ты-ты-ды-ды. Тук-тук-тук».
Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый. Пяты. Повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся)
Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!»
8. Речевая гимнастика
Прочитать чистоговорку «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» от лица мишки, Зайчика, Лисы и других зверей.
9. Психологическая гимнастика. Пластические этюды.
Образно – пластическое творчество детей.
Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.
Угадайте, что я делаю. Один ребенок показывает действия строителей, а другие угадывают.
Образные перевоплощения и оживление предметов.
Изобразить подъемный кран, груженный самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель, и другие инструменты.
Изобразить дом, покинутый хозяевами, разрушенную избушку, дом, в который въезжают новоселы.
Представить себя пилой, молотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром:
«Удивительная встреча с Электроником»
Задачи:
Уточнить и закрепить представления детей об истории возникновения электрической лампочки, о предметах бытовой техники; о том, как и где «рождается» электричество и тепло.
Активизировать словарь словами, обозначающими названия электроприборов и приборов отопления;
Закреплять знания правил безопасности в обращении и бережно отношения к источникам тепла и света;
Воспитывать бережное отношение к электроэнергии в своем доме.
Оборудование: 3 маленьких конверта, 2 больших конверта; предметные картинки электроприборов.
Предварительная работа: наблюдения за работой электрическими приборами дома и в детском саду; чтение художественной литературы; рассматривание разных видов электрических элементов (батареек) и способы их применения в различных приборах.
Ход занятия:
Слышен стук.
Электрончик: здравствуйте! Меня зовут Электрончик! Вы меня никогда не видели, потому что я и мои друзья живем в проводах и розетках. Нас очень много.
– Мы быстро бегам по электрическим проводам, зажигаем лампочки, заставляем работать разные приборы, да и просто иногда сидим в розетке и ждем, когда кому понадобимся.
– Я видел, как вы строили теплые домики. Но в вашем маленьком городке нет электричества, вот мы с друзьями решили вам помочь.
Дефектолог: Спасибо Электрончик, и всем твоим друзьям!
Электрончик. Расскажите моим друзьям, как вы строили дома.
Дети: утепляли окна и двери, делали мебель, но там нет света и очень холодно.
Электрончик: почему в домах холодно?
Дети: потому что там нет печек, обогревателей, света и т.д.
Электрончик: Я вам помогу, но для этого нужно выполнить задания.
Дефектолог: Мы выполним твои задания
Электончик: первое задание находится в конверте, который спрятан. Нужно выбрать по считалке ведущего. Сделать 5 шагов вперед, два шага направо, три вперед. Принести конверт. Разделиться по парам. Достать картинки, на которых изображены электрические приборы. Один должен изобразить прибор, а второй угадать, что изображено на картинке.
Дети работаю в парах.
Электрончик: молодцы, справились с заданием. Следующее задание находится в конверте, который спрятан. ( выбирается ведущий, который находит конверт) нужно разделиться на подгруппы и выполнить задание.
Д/игра « Вода, свет, огонь»
Электрончик: Следующее задание «Классификация предметов домашнего обихода по энергопотреблению»
Игра « Подели на подгруппы»
Следующее задание. Знаете ли вы правила обращения с электроприборами и электрическим током? В третьем задании я узнаю, как вы научились беречь электричество и тепло.
Дефектолог: Я прочитаю предложения. Если вы согласны, то хлопните в ладоши. Если не согласны. То топните ногой. Начинаем.
Верно ли, что…
– можно ли пользоваться неисправными электроприборами?
– уходя нужно выключать свет?
– выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?
– нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам?
– не сушить на батареях одежду и тепло?
– надо оклеивать окна на зиму?
– надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?
– когда находишься дома, надо включать все электроприборы?
– надо пользоваться энергосберегающими лампочками?
– нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?
Электрончик: Браво, молодцы! Вы настоящие бережливые! Электрический ток проходит большой путь, чтобы попасть в ваши квартиры. Люди построили большие электростанции, где рождается электрический ток и тепло. Теперь в ваших домах будет тепло и светло.
Свет, тепло, вода и газ
Просто так не льются,
И природой нам они
Даром не даются
Среди множества проблем
В нашем поколении
Предстоит решить вопрос
Энергосбережения.
Литература
1.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004. – 80 с.
2.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение,1981. – 160 с.
3.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей в детском саду. – М.: Просвещение, 1990. – 120 с.
4.Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 135 с.
5.Степанова С.В., Зубкова С.А. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. – № 7 – с. 6 -10
6.Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 95 с.
Материал подготовлен старшим воспитателем ДО-3 Дюгаевой Л.И.