Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ thumbnail

ШПАРГАЛКА ОГЭ 9 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК

2 задание РАБОТА С ТЕКСТОМ

ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ВНИМАТЕЛЬНО.

НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ.

ОТВЕТ НА ВОПРОС ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНЫМ.

3 задание ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЭПИТЕТ-образное определение, красивое прилагательное: волнистые туманы

МЕТАФОРА-переносное значение слов, основанное на сходстве(скрытое сравнение): горит костер рябины красной

ФРАЗЕОЛОГИЗМ-устойчивое выражение: бить баклуши, бежать сломя голову

ГИПЕРБОЛА-преувеличение: одним ударом сто человек с ног повалил

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- оживление неживого: камыш шепчет, часы ходят

СРАВНЕНИЕ- сопоставление с помощью слов КАК, СЛОВНО, БУДТО: словно роза ты красива

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ-намеренное нарушение границ предложения:И увидел он дом. И деревню родную. И горы высокие.

4 задание ПРИСТАВКИ

Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С зависит от глухости – звонкости последующего звука: БЕЗ – БЕС, ВОЗ – ВОС, ВЗ – ВС, ИЗ – ИС, НИЗ – НИС, РАЗ – РАС, ЧРЕЗ – ЧРЕС, ЧЕРЕЗ – ЧЕРЕС, ИЗ-ИС: бессердечный, беззаботный.

Не зависят от глухости-звонкости приставки: ПО-, НАД-, С-,

ПРИ: ПРИБЛИЖЕНИЕ(приехать), ПРИСОЕДИНЕНИЕ(прилепить), БЛИЗОСТЬ(прибрежный), НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ(приоткрыть).

ПРЕ: ОЧЕНЬ(премудрый), ПЕРЕ-(преломить, преградить)

ПРИСТАВКИ в наречиях и местоимениях НЕ(ударная), НИ (безударная): некого, никого, некто, никто.

5 задание СУФФИКСЫ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ИН, АН, ЯН: гусиный, песчаный, глиняный

ИСКЛ. ОЛОВЯННЫЙ. ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

ЕНН, ОНН: торжественный, традиционный . ИСКЛ. ВЕТРЕНЫЙ

ОТЫМЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НН: лунный (луна+Н), пустынный (пустыня+Н)

Краткие прилагательные – столько же Н, сколько в полной форме: ДЛИННАЯ ДОРОГА- ДОРОГА ДЛИННА.

ПОЛНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НН: расчищеННая

КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ Н: расчищеНа

НАРЕЧИЯ: столько же Н, сколько в прилагательном, от которого наречие образовано: торжествеННо(торжественный), путаНо (путаный).

ГЛАГОЛЫ: суффиксы -ИВА, -ЫВА сохраняются в буд.вр. наст.вр.: разговаривать- разговарИВАю

-ЕВА, -ОВА чередуются с –УЮ,-ЮЮ: советовать-советУЮ.

6 задание СИНОНИМЫ

Обратиться в предложение, заменить СИНОНИМОМ – близким по значением словом.

ЧАСТЬ РЕЧИ СОХРАНИТЬ!!!

7 задание ЗАМЕНА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Согласование: деревянная скамейка

Управление: скамейка из дерева, рассказывал с удивлением

Примыкание: удивленно рассказывал

ОДНО СЛОВО ОСТАВИТЬ, ДРУГОЕ ИЗМЕНИТЬ!!!

8 задание ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Грамматическая основа – подлежащее(КТО?ЧТО?) и сказуемое(ЧТО ДЕЛАТЬ?ЧТО СДЕЛАТЬ?)

В предложении может быть только подлежащее: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Или только сказуемое: Похолодало. Вьюжит.Нет.

9 задание ОСЛОЖНЕНИЕ

Обособленное определение – причастный оборот: Цветы, украшающие клумбу, радовали прохожих.

Обособленное обстоятельство-деепричастный оборот, одиночное деепричастие: Услышав шум, ребята остановились.

Обособленное приложение: Мы, ученики 9 класса, все сдадим экзамен по русскому языку.

10 задание

ВВОДНЫЕ СЛОВА, ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ОБРАЩЕНИЯ

ВВОДНЫЕ СЛОВА выделяются запятыми, их можно убрать, смысл не изменится: КОНЕЧНО, НАПРИМЕР, МОЖЕТ БЫТЬ, ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, КАЗАЛОСЬ, СЛОВОМ, НАВЕРНОЕ, БЕЗУСЛОВНО, К СЧАСТЬЮ и др.

ОБРАЩЕНИЕ- тот, к кому обращаются:

Наташа, что это? Гори, мой огонек!

11 задание

КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ

Подлежащее и сказуемое – 1 грамматическая основа.

Основа может быть из одного сказуемого.

Наступила весна, потеплело, распустились цветы, прилетели птицы.

12 задание СОЧИНИТЕЛЬНАЯ И ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО

13 задание СПОСОБ СВЯЗИ

НЕ МЕНЕЕ 3 ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ!!!

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ-соединение предложений последовательно: Мы гуляли по лесу, в котором хотелось долго гулять, потому что лес был волшебным.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ Я знаю, ЧТО тебя беспокоит, ЧТО волнует твою кровь.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ НЕОДНОРОДНОЕ Я узнал, ЧТО было вчера, КАК все произошло.

14 задание

ВИДЫ СВЯЗИ

БЕССОЮЗИЕ: союзов нет, части сложного предложения связаны по смыслу, есть , ; : –

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО

Источник

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС – утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», – это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ – довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ – пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма “бесценными”. 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Читайте также:  Свити фрукт полезные свойства и вред

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. 
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ –  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, – проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы – это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева “Письмо от сына”.

         Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

          Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. 

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени – непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

         Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз – потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Источник

На дворе уже конец октября, и пора задуматься над подготовкой к ОГЭ по русскому языку. Хочешь узнать максимум информации об экзамене и подготовке к нему за минимум времени? Специально для тебя Ольга Чехова, преподавательница русского языка в онлайн-школе УМСКУЛ, подготовила несколько советов.

1. Поставь цель

Прежде всего реши, какая оценка за экзамен устроит лично тебя: чем выше, тем лучше. Давай разберемся, сколько баллов нужно набрать на желаемую отметку:

  • «2» — 0–14 (но ты явно не хочешь завалить экзамен, так ведь?),
  • «3» — 15–22,
  • «4» — 23–28 (из них — минимум 4 за грамотность),
  • «5» — 29–33 (из них — минимум 6 за грамотность).

Если тебе ни о чем не говорят эти цифры, нужно узнать, сколько баллов весит каждый раздел экзамена. Их всего четыре:

  • изложение — 7 баллов,
  • тестовая часть — 7 баллов,
  • сочинение — 9 баллов,
  • грамотность (включая фактологическую точность) — 10 баллов.

Так ты точно видишь, что для преодоления порога недостаточно решить только тестовую часть, нужно постараться написать и сочинение с изложением. Это поможет тебе распределить усилия по разделам, в зависимости от желаемого результата и нынешнего уровня знаний.

Кстати, подготовиться к ОГЭ по русскому на «отлично» за год — цель более чем реальная.

2. Изучи секреты изложения

Сжатое изложение — это пересказ важнейших элементов текста, который озвучат для тебя на экзамене. Максимально за него можно получить семь баллов, и для этого нужно постараться учесть несколько советов:

  • сохрани все микротемы (каждый абзац — новая микротема, их всего три);
  • используй приемы сжатия текста (убирай лишнее, обобщай);
  • верно выделяй абзацы и не меняй их местами;
  • учись писать быстрее (на черновике можно использовать сокращения и условные обозначения, чтобы точно не упустить важное.

3. Изучи темы тестовой части

Чтобы узнать, что именно пригодится для решения заданий, нужно изучить кодификатор и критерии.

Основные темы, проверяемые тестами:

  • 2 задание — синтаксический анализ; проверяется умение выделять грамматические основы, различать виды предложений и типы подчинения, находить вводные слова, однородные члены, обособленные обстоятельства и определения, приложения;
  • 3 задание — пунктуационный анализ; проверяется умение расставлять знаки препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях, в предложениях с деепричастными и причастными оборотами, обращениям, вводными словами и обобщениями, а также умение оформлять прямую речь;
  • 4 задание — типы подчинительной связи словосочетаний (управление, согласование, примыкание);
  • 5 задание — орфографический анализ; проверяется знание таких тем, как чередование гласных в корне, правописание наречий через дефис и приставок, склонения существительных, спряжение глаголов;
  • 6 задание — анализ содержания текста; проверяется умение анализировать текст и выделять важную информацию;
  • 7 задание — анализ средств выразительности; проверяется умение различать основные средства выразительности (метафоры, фразеологизмы, эпитеты, градацию, олицетворение и др.);
  • 8 задание — лексический анализ; проверяется умение подбирать синонимы, антонимы и другие слова по значению, находить фразеологизмы.

Все темы ОГЭ по русскому языку мы собрали в чек-листе, который можно бесплатно скачать здесь. Можно постепенно изучать темы по нему и отмечать всё пройденное – очень удобный формат.

Читайте также:  Что полезного содержится в изюме на

4. Изучи критерии сочинений

На экзамене может случиться всякое, поэтому стоит заранее узнать правила написания сочинений всех типов: вдруг тема твоего любимого типа окажется слишком сложной?

Кратко обо всех сочинениях:

  • 9.1 — лингвистическая тема; тебе нужно с использованием терминологии и без примеров из жизни (только анализируя текст!) рассказать максимально много о теме;

Для примера: ТОП-10 аргументов для 9.1 можно скачать в нашей группе, по этой ссылке.

  • 9.2 — содержание фрагмента; тебе нужно с опорой на текст рассказать о том, что значит вырванный из него кусочек (важно не путать анализ с пересказом);
  • 9.3 — смысл слова (формулировка и объяснение определения); а вот здесь от тебя требуется рассказать, как ты понимаешь приведенное понятие, и доказать, что ты понимаешь его правильно, с помощью текста и своего жизненного опыта.

ТОП-10 аргументов для 9.3 можно бесплатно скачать по этой ссылке и начать готовиться к сочинению с качественных примеров.

Чтобы получать бесплатные уроки по русскому языку и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишись на базу полезных знаний ВКонтакте.

Готовься к ОГЭ, пока все отдыхают.

А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!

В этом тебе помогут статьи:

Источник

Таблица «Трудные случаи орфографии» Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Шпаргалки- подсказки для ОГЭ по русскому языку (9 класс)

3 Художественные средства

4 Приставки

5 Суффиксы

 

1)Метафора – скрытое сравнение (улыбка сияла на лице)

2)Эпитет – прилагат.! (прекрасный, очаровательный, чуткий)

3)Олицетворение – глагол! (солнце улыбается, дождик плачет)

4)сравнение – есть союзы словно, точно, будто, как!

5)фразеологизм – устойчивое сочетание (рука об руку, бежал сломя голову)

1)В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от последующей согласной: 
перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», 
перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з».

без-, бес-

воз-, вос-

вз-, вс-

из-, ис-

низ-, нис-

раз-, рас-

роз-, рос-

черес-, чрез-

! Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.  (о-, вы-, про-, над-, в-, об-, про-, пра-, на-…)

2)Приставка ПРИ- пишется в следующих значениях:

1. приближения (примчался)

2. присоединения (пришил)

3. близости (пришкольный)

4. неполного действия (прикусил)

Приставка ПРЕ- пишется в следующих значениях:

1. = очень (премудрый)

2. = ПЕРЕ- (преступник)

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, и, если перед нами прилагательное, смотрим на суффиксы

Н

НН

1)АН, ЯН, ИН кожАНый,

гусИНый серебрЯНый,

2) В прилагательных, не

образованных от существительных:

юный, румяный, свиНой и т. д.

3) В исключении: ветреНый

1)ОНН, ЕНН революциОННый,

промышлЕННый

2) с основой на Н:  

стариННый, пустыННый

3) в искл: стеклянный, оловянный, деревянный

ПРИЧАСТИЯ образуются от ГЛАГОЛОВ, и если перед нами причастие, начинаем по очереди «примерять» слово к следующим правилам:

Н

НН

1.В причастиях НЕСОВЕРШЕННОГО вида маслеНые блины, жареНый картофель

2.Во всех кратких причастиях блины ПРОжареНы, картофель ПЕРЕжареН

3 исключение ранеНый партизан, коваНый, жеваНый

1.)в причастиях с любой ПРИСТАВКОЙ, кроме НЕ ПЕРЕжареННый картофель, ПРОмаслеННые блины

2) При наличии у причастия суффикса ОВА//ЕВА мариноваННые грибы, корчеваННый лес.

3) если есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО: картофель жареННый на масле

4) в причастиях  СОВЕРШЕ-ГО вида решеННая задача

6

7

8, 11

9

10

12, 13, 14

 

СИНОНИМЫ – это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик – школьник, бежать – мчаться, трудный – сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА – это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например:

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

кудрявый — курчавый; 

лгать — врать; 

1. СОГЛАСОВАНИЕ веселый человек хрустальная ваза
2. УПРАВЛЕНИЕ ваза их хрусталя читал с увлечением
3. ПРИМЫКАНИЕ читал увлеченно

При преобразовании согласования в управление прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙЧЕРТОЙ БАБУШКИ). Управление –в примыкание Пел с радостью- Пел радостно

Что такое «грамматическая основа предложения»?

Это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

1)Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? О ком , о чём идёт речь?(сущ, мест, числит…)

(ПР.: Язык растёт вместе с культурой. Все были наконец-то в сборе. К ним стали подходить знакомые. Каждый из вас получит задание.)

2) Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? и другие.

!!!Глаголы-связки! Быть, стать, становиться, казаться, считаться, являться, называться, служить, слыть

(ПР.: Дед был кроткий синеглазый старик. Он был высокого роста. Тётушка могла быть справедливой.)

3. Односоставные!!!1.Иду. Пишем. (Я,мы,ты,вы)2.Писали.(Они)

3.Безличные :А)Тихо. Смеркается. Нездоровится (Состояние. Средний род)Б) Н.Ф. Что делать? Выучить. Принести.

В) НЕТ!!! ( Нет у меня тетради)Г) НЕЛЬЗЯ, МОЖНО,НУЖНО +гл. Н.Ф.

(Надо подумать над этим вопросом)

Обособленный – выделяющийся по смыслу и интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (запятые, тире)

Приложение – это определение, выраженное именем существительным: кто именно такой?(Я узнал нашего соседа, хирурга. )

Определение – причастный оборот ? Что делающий? ) (Смола, стекавшая по сосновым стволам,

превратилась в янтарный камень.)

Обстоятельство – деепричастие или оборот ( как? Что делая?) (Встав, он быстро направился к выходу, размахивая руками).

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

(К счастью, никто меня не заметил),

Пр.: уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно…(СМ. В отд табличке)

Сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;

подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;

бессоюзная связь: части сложного предложениясвязаны без союзов, по смыслу. Знаки препинания , ; : –

В 8 (типы связи) ищи 2 подчинительных союза!.

(Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу).

Читайте также:  Почему полезно быть на свежем воздухе

3 Задание Словарь средств выразительности

Антитеза– противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы. (А. Пушкин)

Гипербола– средство выразительности, основанное на преувеличении.

Раздирает Рот зевота

шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор.

Ни слов, ни слез, ни вздоха – ничего

Земля и люди недостойны. (З. Гиппиус)

Контекстуальные синонимы и антонимы – слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определенном тексте.

Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.

Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.

Метафора скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)

Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый)

Метонимия– переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений.

Не то на серебре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

Оксюморон– сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Боролася заря с последними

звездами (В. Соловьев)

Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение.

Мне нынче труден мой урок.

Куда от страной грезы деться? (Н. Гумилев)

Сравнение форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова)

Фразеологизм – устойчивый оборот речи, сочетание слов (рукой подать = близко, язык проглотил = онемел)

Эпитет – художественное, образное определение. А ночью слушать буду я

Не яркий голос соловья… (А. Пушкин)

4 Задание Правописание приставок

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

3. Приставки, правописание которых зависит от значения (приставки пре-при)

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Запомнить слова!

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

5. Правописание н и НН в словах (прилагательных, существительных, наречиях, причастиях)

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Правописание Н и НН в причастиях

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

6. Замена слова стилистически нейтральным синонимом

СИНОНИМЫ – это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик – школьник, бежать – мчаться, трудный – сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА – это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

кудрявый — курчавый; 

лгать — врать; 

Стилистически окрашенные слова

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи. Отверзлись вещие зеницы

Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения.

Диалектизмы – слова, характерные для местного говора.

Жаргонизмы– слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воров).

Неологизм– слово, вновь образованное в связи с возникновением нового понятия

Экспрессивная лексика – слова, чаще разговорного стиля, показывающие авторское отношение (бедняжка, негодяй).

7. Замена словосочетания, построенного по одному типу, другим словосочетанием.

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

1. ЗАМЕНИТЬ СОГЛАСОВАНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. клетчатый шарф – шарф в клетку
5. приморский парк – парк при море
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол – стол учителя
5. конское ржание – ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза – берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка – девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели – ели с острым верхом
2. ЗАМЕНИТЬ УПРАВЛЕНИЕ НА СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору – горная тропинка
4.ружьё с двумя стволами – двуствольное ружьё
5.парень с рыжими волосами – рыжеволосый парень
3. ЗАМЕНИТЬ ПРИМЫКАНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
4. ЗАМЕНИТЬ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием – спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука – беззвучно плакал
9. поступил без жалости – безжалостно поступил

8 , 11 Грамматическая основа предложения

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

9. Обособление приложений, определений, обстоятельств.

Обособление согласованных определений

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Обособление несогласованных определений

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Согласованное приложение

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэПолезные шпаргалки по русскому языку огэ

10. Грамматически не связанные конструкции

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэПолезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

12.13.14 Синтаксис сложного предложения

Сложносочиненное предложение- это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэПолезные шпаргалки по русскому языку огэ

С С П с несколькими придаточными

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэПолезные шпаргалки по русскому языку огэПолезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Источник