Полезные шпаргалки для егэ по химии

Качественные реакции органической химии.

1. Качественная реакция на алканы. Определить, что какое-то вещество в смеси или в чистом виде алкан, несложно. Для этого газ либо поджигают — горение алканов сопровождается синим пламенем, либо пропускают через раствор перманганата калия. Алканы не окисляются перманганатом калия на холоду, вследствие этого раствор не будет изменять окраску.

2. Качественная реакция на алкены. Чтобы убедиться в наличии алкена, нужно пропустить его в раствор перманганата калия (реакция Вагнера). В ходе реакции раствор обесцветится, выпадает бурый диоксид марганца MnO2 (реакция на примере этилена):
3C2H4 + 2KMnO4 + 4H2O ——> 3CH2OH-CH2OH + 2KOH + 2MnO2↓

Так же, алкены обесцвечивают бромную воду:
C2H4 + Br2 ——> C2H4Br2
Бромная вода обесцвечивается, образуется дибромпроизводное.

3. Качественная реакция на алкины. Алкины можно выявить и по реакции Вагнера или с помощью бромной воды:

3C2H2 + 8KMnO4 ——> 3KOOC-COOK + 8MnO2↓ + 2KOH + 2H2O
C2H2 + 2Br2 —-> C2H2Br4

Алкины с тройной связью у крайнего атома углерода реагируют с аммиачным раствором оксида серебра (гидроксид диаминсеребра (I)) (реактив Толленса):
C2H2 + 2[Ag(NH3)2]OH ——-> Ag2C2↓ + 4NH3↑ + 2H2O

Получившийся ацетиленид серебра (I) выпадает в осадок.
Алкины, у которых тройная связь в середине (R-C-=C-R) в эту реакцию невступают.
Такая способность алкинов — замещать протон на атом металла, подобно кислотам — обусловлено тем, что атом углерода находится в состоянии sp-гибридизации и электроотрицательность атома углерода в таком состоянии такая же, как у азота. Вследствие этого, атом углерода сильнее обогощается электронной плотностью и протон становится подвижным.

4. Качественная реакция на альдегиды. Одна из самых интересных качественных реакций в органической химии — на альдегиды, предназначена исключительно для выявления соединений, содержащих альдегидную группу. К альдегиду приливают аммиачный раствор оксида серебра, реакция идет при нагревании:
CH3-CHO + 2[Ag(NH3)2]OH —t—> CH3-COOH + 2Ag↓ + 4NH3↑ + H2O
Если опыт проведен грамотно, то выделяющееся серебро покрывает колбу ровным слоем, создавая эффект зеркала. Именно поэтому реакция называется реакцией серебряного зеркала.
Примечание: реакцией серебряного зеркала также можно выявить метановую (муравьиную) кислоту HCOOH. При чем тут кислота, если мы говорим про альдегиды? Все просто: муравьиная кислота — единственная из карбоновых кислот, содержащая одновременно альдегидную и карбоксильную группы:

В ходе реакции метановая кислота окисляется до угольной, которая разлагается на углекислый газ и воду:
HCOOH + 2[Ag(NH3)2]OH —t—> CO2↑ + 2H2O + 4NH3↑ + 2Ag↓
Помимо реакции серебряного зеркала существует также реакция с гидроксидом меди (II) Cu(OH)2. Для этого к свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавляют альдегид и нагревают смесь:
CuSO4 + 2NaOH ——> Na2SO4 + Cu(OH)2↓
CH3-CHO + 2Cu(OH)2 —t—> CH3-COOH + Cu2O↓ + 2H2O
Выпадает оксид меди (I) Cu2O — осадок красного цвета.

Еще один метод определения альдегидов — реакция с щелочным раствором тетраиодомеркурата (II) калия, известный нам из предыдущей статьи как реактив Несслера:
CH3-CHO + K2[HgI4] + 3KOH ——> CH3-COOK + Hg↓ + 4KI + 2H2O

При добавлении альдегида к раствору фуксинсернистой кислоты раствор окрашивается в светло-фиолетовый цвет.

5. Качественные реакции на спирты. Спирты по количеству гидроксильных групп бывают одно-, двух-, многоатомными. Для одно- и многоатомных реакции различны.

Качественные реакции на одноатомные спирты:
Простейшая качественная реакция на спирты — окисление спирта оксидом меди. Для этого пары спирта пропускают над раскаленным оксидом меди. Затем полученный альдегид улавливают фуксинсернистой кислотой, раствор становится фиолетовым:
CH3-CH2-OH + CuO —t—> CH3-CHO + Cu + H2O

Спирты идентифицируются пробой Лукаса — конц. раствор соляной кислоты и хлорида цинка. При пропускании вторичного или третичного спирта в такой раствор образуется маслянистый осадок соответствующего алкилхлорида:
CH3-CHOH-CH3 + HCl —ZnCl2—> CH3-CHCl-CH3↓ + H2O
Первичные спирты в реакцию не вступают.

Еще одним известным методом является иодоформная проба:
CH3-CH2-OH + 4I2 + 6NaOH ——> CHI3↓ + 5NaI + HCOONa + 5H2O

Качественные реакции на многоатомные спирты.
Наиболее известная качественная реакция на многоатомные спирты — взаимодействие их с гидроксидом меди (II). Гидроксид растворяется, образуется хелатный комплекс темно-синего цвета. Обратите внимание на то, что в отличии от альдегидов многоатомные спирты реагируют с гидроксидом меди (II) без нагревания. К примеру, при приливании глицерина образуется глицерат меди (II):

6. Качественные реакции на карбоновые кислоты. На карбоновые кислоты обычно подчеркивают образование цветных осадков с тяжелыми металлами. Но наиболее осуществимая качественная реакция на метановую кислоту HCOOH. При добавлении концентрированной серной кислоты H2SO4 к раствору муравьиной кислоты образуется угарный газ и вода:
HCOOH —H2SO4—> CO↑ + H2O
Угарный газ можно поджечь. Горит синем пламенем:
2CO + O2 —t—> 2CO2

Из многоосновных кислот рассмотрим качественную реакцию на щавелевую H2C2O4(HOOC-COOH). При добавлении к раствору щавелевой кислоты раствор соли меди (II) выпадет осадок оксалата меди (II):
Cu2+ + C2O42- ——> CuC2O4↓

Щавелевая кислота также, как и муравьиная, разлагается концентрированной серной кислотой:
H2C2O4 —-H2SO4—> CO↑ + CO2↑ + H2O

7. Качественные реакции на амины. На амины качественных реакций нет (за исключением анилина). Можно доказать наличие амина окрашиванием лакмуса в синий цвет. Если же амины нельзя выявить, то можно различить первичный амин от вторичного путем взаимодействия с азотистой кислотой HNO2. Для начала нужно ее приготовить, а затем добавить амин:
NaNO2 + HCl ——> NaCl + HNO2
Первичные дают азот N2:
CH3-NH2 + HNO2 ——> CH3-OH + N2↑ + H2O

Вторичные — алкилнитрозоамины — вещества с резким запахом (на примере диметилнитрозоамина):
CH3-NH-CH3 + HNO2 ——> CH3-N(NO)-CH3 + H2O

Третичные амины в мягких условиях с HNO2 не реагируют.

Анилин образует осадок при добавлении бромной воды:
C6H5NH2 + 3Br2 ——> C6H2NH2(Br)3↓ + 3HBr

Анилин также можно обнаружить по сиреневой окраске при добавлении хлорной извести.

8. Качественные реакции на фенол. Фенол лучше всего обнаруживает хлорид железа (III) — образуется фиолетовое окрашивание раствора. Это лучший метод обнаружения фенола, т.к. реакция очень чувствительна.

Также фенол наряду с анилином дает осадок желтоватого цвета при пропускании в водный раствор брома — 2,4,6 — трибромфенол:
C6H5OH + 3Br2 ——> C6H2OH(Br)3↓ + 3HBr

Фенолы дают фенол-альдегидные смолы при реакции с альдегидом в кислой среде. При этом образуются мягкие пористые массы фенол-альдегидных смол (реакция поликонденсации).

9. Качественная реакция на алкилхлориды. Вещества, содержащие хлор, могут окрашивать пламя в зеленый цвет. Для этого нужно обмакнуть медную проволоку в алкилхлориде и поднести к пламени (проба Бельштейна).

10. Качественная реакция на углеводы. Большинство углеводов имеют альдегидные и гидроксильные группы, поэтому для них характерны все реакции альдегидов и многоатомных спиртов.
Существует способ, который помогает различить глюкозу от фруктозы — проба Селиванова. Для того, чтобы различить эти углеводы, к ним приливают смесь резорцина и соляной кислоты. Реагирует со смесью фруктоза, при этом раствор окрашивается в малиновый цвет.

Крахмал в присутствии иода окрашивается в темно-синий цвет. При нагревании окраска исчезает, при охлаждении появляется вновь.

11. Качественная реакция на белки. Белки выявляются в основном на реакциях, основанных на окрасках.
Ксантопротеиновая реакция. Данная реакция обнаруживает ароматические аминокислоты, входящие в белки (на примере тирозина):
(OH)C6H4CH(NH2)COOH + HNO3 —-H2SO4——> (OH)C6H3(NO2)CH(NH2)COOH↓ + H2O — выпадает осадок желтого цвета.
(OH)C6H3(NO2)CH(NH2)COOH + 2NaOH ——-> (ONa)C6H3(NO2)CH(NH2)COONa + H2O — раствор становится оранжевым.

Обнаружение серосодержащих аминокислот:
Белок + (CH3COO)2Pb —NaOH—> PbS↓ (осадок черного цвета).

Биуретовая реакция для обнаружения пептидной связи (CO-NH):
Белок + CuSO4 + NaOH ——> красно-фиолетовое окрашивание.

Спецефический запах при горении:
Белок —-обжиг—-> запах паленой шерсти.

Источник

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

Ой, как это мы позабыли о 9-х классах! Завтра уже ОГЭ по химии, а мы все ЕГЭ никак не выкашляем. Вот так всегда – ставка на сильного, впередиидущего, а все остальные просто подтягиваются.

Не торопитесь соглашаться и поддакивать. Задайтесь вопросом, как нужно изучать химию? Ежегодными кусками с повышением уровня сложности? Ребята дорогие, при таком подходе (методике) вы даже не поймете, какой предмет изучаете! Есть определенная структура (система) предмета. Ее и нужно изучать!

Я работаю репетитором более 30 лет и никогда не делила учеников на классы. Мы просто поднимаемся по ступеням системы химии или биологии. Скорость подъема (изучения предмета) определяется временем, которое имеется до защиты знаний (экзамена) – год, два или три (я не работаю с более ранним возрастом). В минигруппах учатся ребята из разных классов. Девятые и десятые классы тянутся за одиннадцатыми. Часто бывает наоборот, когда рулят девятые классы. Тогда у одиннадцатиклассников формируется стойкая мотивация на учебу – стыдно быть лузером среди мелких. Совместное участие в процессе изучения предмета и обмена опытом объединяет ребят (я бы даже сказала, духовно роднит), они начинают общаться и после занятий. Дружба продолжается во время учебы в ВУЗе, где более старшие опекают тех, кто поступил позже. Это замечательно! Ребенок, взрослея, не только изучает биологию и химию, адаптируясь к учебе в высшей школ, но и проходит стадию социализации среди более опытных сотоварищей.

Однако, я отвлеклась. Сегодня, за сутки до ОГЭ по химии, я хочу подарить своим ученикам и всем моим любимым читателям замечательную шпаргалку, которую легко можно пронести на экзамен!

– Как так?! – возмутятся в Рособрнадзоре!

– А вот так! – отвечу я.

Во-первых, это не обычная шпаргалка, а логическая схема, которая очень легко запоминается. Во-вторых, такую схему легко пронести в голове (здесь, уж точно, никакой детектор не обнаружит и камеры не просекут).

В качестве подарка хочу предложить схему изменения свойств элементов (и, соответственно, веществ) по Периодической Системе.

Основные понятия

1) Неметаллы (Н на схеме) – на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 4-7 электронов, легко принимают электроны

С неметаллическими свойствами связаны кислотные свойства оксидов и кислородсодержащих кислот: чем активней неметалл, тем сильнее кислота (при одинаковой степени окисления элемента)

2) Металлы (М на схеме) – на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 1-3 электрона, легко отдают электроны

С металлическими свойствами связаны основные свойства оксидов и гидроксидов: чем активней металл, тем сильнее основание.

3) Электроотрицательность (ЭО на схеме) – способность атома притягивать к себе электроны (и свои, и чужие).

Электроотрицательность тесно коррелирует (соотносится) с неметаллическими свойствами и окислительной активностью. Это хорошо видно на схеме.

4) Радиус атома (РА на схеме) – расстояние между атомным ядром и самой дальней орбитой электронов в электронной оболочке атома.

Радиус атома тесно коррелирует (соотносится) с металлическими свойствами и восстановительной активностью. Это видно на схеме.

С радиусом атома связаны кислотные свойства бескислородных кислот: чем больше радиус атома, тем сильнее бескислородная кислота (HF<HCl<HBr<HI)

5) Энергия ионизации (ЭИ на схеме) – количество энергии, которое атом должен поглотить для освобождения электрона; образуется ион-катион (+ заряжен положительно).

Энергия ионизации коррелирует с электроотрицательностью: чем больше электроотрицательность, тем больше энергия ионизации.

Энергия ионизации и радиус атома связаны обратной зависимостью: чем больше радиус атома, тем меньше энергия ионизации.

6) Сродство к электрону (СЭ на схеме) – энергия, которая выделяется или поглощается в процессе присоединения электрона к свободному атому; образуется ион-анион (- заряжен отрицательно).

Сродство к электрону численно равно, но противоположно по знаку энергии ионизации: чем выше энергия ионизации, тем ниже энергия сродства к электрону (и наоборот).

7) Окислительная активность (О на схеме) – способность отбирать электроны у других атомов.

Окислительная активность коррелирует с неметаллическими свойствами и электроотрицательностью. Это видно на схеме.

8) Восстановительная активность (В на схеме) – способность отдавать валентные электроны (электроны внешнего уровня) другим атомам.

Восстановительная активность коррелирует с металлическими свойствами и радиусом атома. Это хорошо видно на схеме.

Схема изменения свойств по ПСЭ

NB! Схема касается только элементов главных подгрупп!!!

Для желторотиковсмотрим только элементы, расположенные в розовых и желтых клеточках

Все, о чем было сказано в сегодняшней статье, относится к важнейшим понятиям химии. В ОГЭ это представлено в заданиях 2 и 16.

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.

На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции (бесплатно). Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!

Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора

Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Источник

Уже который день моя статья “Тайны задач по химии? 1. Препарируем задачу ЕГЭ” вызывает нервные тики у вполне спокойных и уверенных в себе учителей. Не так они представляют себе решение задач. Им нужно, чтобы все было запутано и мало понятно, а на вопрос ученика: “Как решить задачу?” учитель, сделав умные глаза, отвечал бы: “Думай”. А чем думать? Как думать? Куда думать? В какую сторону? Сие есть тайна великая! Однако, все тайное становится явным на вскрытии задач ЕГЭ. Вот и моя статья показала, какие приколы (фишки) для ЕГЭ по химии могут приготовить нашим детям сотрудники ФИПИ.

35-е задание ЕГЭ по химии (Задачи на нахождение формулы вещества) – одно из самых интересных заданий ЕГЭ. От этих задач веет немножко Копперфильдом: делаешь расчеты – проводишь анализ химических свойств – составляешь структурную формулу вещества. Но не все так однозначно и просто. Как показал анализ “вскрытия” одной из 35-х задач, ученик может столкнуться с очень накрученным (т.е. комбинированным) заданием, в которое авторы на основе нахождения формулы вещества умудрились втиснуть множество элементов из разных разделов алгоритмики и теоретической химии. Чтобы достойно справиться с решением 35-й задачи, а также других заданий ЕГЭ, нужно в процессе подготовки тщательно отрабатывать (шлифовать) каждый отдельно взятый алгоритмический элемент (алгоритмическую фишку): вначале – на простых заданиях, а затем – на комбинированных. Чем я и занимаюсь с учениками и планирую рассказывать об этом в своих статьях.

Авторская Система Задач по Химиинасчитывает несколько типов алгоритмов на вывод формулы вещества: по массовой доле, по продуктам сгорания, по стехиометрическим коэффициентам, по формуле в общем виде. Постепенно я буду рассказывать очень подробно о каждом алгоритме. Сегодня я хочу проработать специфику алгоритма Вывод формулы вещества по общей формуле класса. Итак, поехали!

Вывод формулы вещества по общей формуле класса

Алгоритм решения строится на логической схеме М(реал) = М(общ)

М(реал) – реальная молярная масса, которая рассчитывается по многим формулам. На фото я представляют основные формулы расчета реальной молярной массы

М(общ) – молярная масса вещества в общем виде, рассчитывается по общей формуле класса веществ. На фото можно увидеть примеры расчета молярной массы вещества в общем виде

В основе алгоритма задачи лежит составление уравнение с одним неизвестным, решение которого приводит к ответу. Потренируемся решать несложные задачи по этому алгоритму

Задача 1

Углеводород имеет формулу CnH2n-2. Определите n, если известно, что 0,8 моль углеводорода имеют массу 43,2 г.

Задача 2

Органическое вещество имеет формулу CnH2n+2О. Определите n, если известно, что 0,7 моль углеводорода имеют массу 32,2 г.

Задача 3

Масса одной молекулы ромбической серы равна 4,252•10-22 г. Рассчитайте число атомов в одной молекуле ромбической серы

Задача 4

Алкен массой 28 г содержит 3,01∙1023 молекул. Определите структурную формулу алкена, если известно, что при его окислении подкисленным раствором перманганата калия образуется ацетон.

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии https://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы “Решение задач по химии” – и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Источник

МАОУ многопрофильный лицей №20

г. Ульяновск

Краткая памятка-шпаргалка по органической химии

(для подготовки к ЕГЭ)

Составитель Селезнева Ольга Николаевна

учитель химии

высшей категории

Алканы: 1) замещение (R

, + Q, в 3 стадии) + галоген(не бромная вода); + азотная кислота

2) разложение

-крекинг (+ термический крекинг метана до ацетилена)

-дегидрирование

3) изомеризация (AlCl

3

) – c бутана

4) окисление на кат-ре (метан + О

2

до формальдегида, бутан до уксусной кислоты)

Алкены: 1) присоединение (по ионному механизму с образованием карбокатиона)

+ галоген, + галогеноводород, + вода (по правилу Марковникова для несимметричных алкенов)

2) полимеризация –R

3) окисление с KMnO

4

-в нейтральной среде при комнатной t до двухатомных спиртов

-при повышенной t и в кислой среде до карбоновых кислот (кетонов) или СО

2

(с разрывом цепи по двойной связи)

-в щелочной среде до солей

4) замещение по R при 500ºС

Алкины: 1) присоединение

+галоген, + галогеноводород, + вода (до этаналя и кетонов!)

димеризация до винилацетилена

тримеризация до бензола и его гомологов

2) окисление – ацетилен до щавелевой кислоты или её соли, остальные до карбоновых кислот и СО

2

(или солей)

3) замещение для НС≡СR + Na, + [Ag(NH

3

)

2

]OH , +[Cu(NH

3

)

2

]Cl

Арены: 1) замещение

+ галоген – в присутствии kat в кольце (монохлорбензол или 2,4,6-для гомологов); на свету для гомологов – в боковой

цепи (но не с бромной водой!)

+ азотная кислота

+ монохлоралкан (алкилирование)

2) р-ии присоединения

+ водород, + хлор на свету для бензола, + алкен (алкилирование в кислой среде)

3) р-ии окисления только для гомологов бензола до бензойной кислоты или солей.

Спирты: 1) + акт. Ме до алкоголятов (метилат,этилат) (О – Н)

2) + галогеноводород (С – О)

3) дегидратация до алкена (С – О) или до простого эфира (С – О и О – Н)

4) этерификация с карбоновыми кислотами и HNO

3

, H

2

SO

4

(О – Н)

5) окисление оксидом меди (II) до альдегида (первичный спирт) или кетона (вторичный спирт)

6) для многоатомных спиртов + Cu(OH)

2

Фенол: 1) + акт. Ме 2) + щёлочь в отличие от спиртов! 3) + бромная вода 4) + HNO

3

5) FeCl

3

6) + формальдегид;

легко окисляется.

Альдегиды: 1) окисление + Cu(OH)

2

;

+ [Ag(NH

3

)

2

]OH; + KMnO

4

2) присоединение + Н

2

; + спирт; + вода; + гидросульфит натрия

3) замещение по R

4) поликонденсация – формальдегид + фенол; 5) полимеризация для метаналя и этаналя

Карбоновые кислоты: 1) общие свойства кислот + Ме до Н; + МеО; + МеОН; + аммиак; + соли более слабых кислот (карб, силик,

фенолят)

2) + спирт (этерификация)

3) замещение по R с галогенами (не с бромной водой) 4) – Н

2

О → ангидрид

Муравьиная кислота + окисление + Cu(OH)

2

;

+ [Ag(NH

3

)

2

]OH; + KMnO

4

+ разложение до СО и Н

2

О в присутствии конц. серной кислоты

+Сl

2

→ HCl + CO

Олеиновая кислота +H

2

; +Br

2

; + KMnO

4

Щавелевая кислота под действием H

2

SO

4

разлагается до СО, СО

2

, Н

2

О

Амины (основные свойства): 1) + вода для низших аминов

2) + кислота, ZnCl

2

(кислая среда)

3) + монохлоралкан

4) + HNO

2

→ спирт + азот + вода (для низших аминов)

Анилин (очень слабое основание-нейтральная среда) + бромная вода, HNO

3

; легко окисляется

Аминокислоты (амфотерные свойства): 1) + кислота 2) + щёлочь +Ме до Н; + МеОН; + соль более слабых кислот; + аммиак

3) + спирт

4) + аминокислота → пептиды (поликонденсация)

Глюкоза (свойства альдегидов и многоатомных спиртов): 1) окисление + Cu(OH)

2

при нагревании

;

+[Ag(NH

3

)

2

]OH;

2) присоединение + водород

→ сорбит

3) + кислота карбоновая, ангидрид уксусной кислоты, серная; азотная 4) + спирт

5) брожение – спиртовое, молочнокислое, маслянокислое

6) качественная реакция на многоатомные спирты с Cu(OH)

2

без нагревания!

Сахароза: 1) + Н

2

О (гидролиз)

2) + Cu(OH)

2

как многоатомный спирт без нагревания! 3) + Cа(OH)

2

4) + кислота карбоновая, серная, азотная

Целлюлоза и крахмал: 1) + вода (гидролиз)

2) + карбоновая кислота или ангидрид, + серная кислота, + азотная кислота

3) крахмал + йод → синее окрашивание

Белки: 1) гидролиз; 2) ксантопротеиновая реакция с HNO

3

– жёлтое окрашивание; 3) биуретовая реакция с CuSO

4

и NaOH –

фиолетовое окрашивание

Список литературы:

1. Д.Д. Дзудцова, Л.Б. Бестаева «Окислительно-восстановительные реакции» – Москва,

«Дрофа», 2005

2. Н. Кузьменко, В. Еремин, В. Попков «Химия для школьников старших классов и

поступающих в вузы» – Москва, «Дрофа», 1999

3. Р.А. Лидин, Л. Ю. Аликберова «Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы»

– Москва, «Аст-пресс»,2012

4. В.М. Потапов «Органическая химия» – Москва, «Просвещение», 1983

5. «Органическая химия» под редакцией Тюкавкиной – Москва, «Медицина». 1989

Источник