Полезные рекомендации для педагогов от психолога

Полезные рекомендации для педагогов от психолога thumbnail

Рекомендации психолога педагогам

«Создание благоприятного психологического климата в коллективе»

«Благоприятный морально-психологический  климат в коллективе –

основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.

  2. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.

  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.

  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.

  5. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.

  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.

  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.

Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

Советы психолога

Относительно работы

• Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

• Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.

• Организуйте себе свой День эгоиста.

• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

• Составьте расписание неотложных дел после работы.

Относительно мира вокруг

• Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

• Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека — самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции: мудрости; терпения, храбрости; работоспособности; оптимизма; преданности своему делу; вольнодумия и свободомыслия,  доброты; отдыха и заботы о здоровье; доброго юмора; такта; веры в каждого ученика. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

Как по-философски относиться к жизни

13 фраз о жизни Габриель Гарсиа Маркес:

  1. Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

  2. Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не      заставят тебя плакать.

  3. Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не      значит, что он не любит тебя всей душой.

  4. Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать      твое сердце.

  5. Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он      никогда не будет твоим.

  6. Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может      влюбиться в твою улыбку.

  7. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь      мир.

  8. Не трать время на человека, который не стремиться провести его с      тобой.

  9. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как      встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были      благодарны.

  10. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

  11. Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить      людям, просто быть чуть осторожнее.

  12. Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека      и будешь надеяться, что он тебя поймет.

Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно

Источник

1. Введите знаковую систему
оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не
жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с
небольшим заданием.

 

1. Стараться игнорировать
истерические реакции ребенка.

2.    
Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики.

3.     Хвалить
позитивные поступки ученика для закрепления нового стиля поведения.

4.     Не
стремиться угодить.

5.     Не
обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо
(подсознательно).

6.     Чаще
давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения
и поступки.

7.     Занять
ребенка таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться
среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.

8.     Высокий
уровень притязаний. Нужно определить круг доступных притязаний для ребенка.

9.     Ученик
требует достаточно много льгот для себя.

10. Такие дети могут манипулировать,
способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять
манипулировать собой. 

11. He критиковать личность в целом,
а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно
замечание или наказание.

12. Пусть эмоции будут проявляться
бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

13.  Усилить систему поощрений
и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит (все в
меру!)

14.  Если ребенок осознал
проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15. Влияние всепрощающих взрослых
устраняется. Семья как один человек – требования всех членов едины.

16. Ужесточить режим. Пресекать
бесцельное времяпрепровождение.

17. Ребенок должен нести
ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не
постоянный.

18. Не позволять выполнять другое
дело, пока не доделает до конца первое.

19. Четко ориентировать в понятиях
«хорошо», «плохо», «надо».

20. Повышать самооценку ребенка,
уверенность в себе, через «ситуацию успеха”.

Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками
 
Общие особенности непопулярных в классе детей

Автор: М.М. Кравцова
 

По наблюдениям автора, отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто
бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в
свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д.

Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков.
Например, один мальчик сказал, что “мстительность – хорошее качество”,
расценивая ее как умение постоять за себя. Поведение другого мальчика
вызвало у одноклассника удивление: “Почему он так странно себя ведет?
Когда мы его обзываем, начинает размахивать руками и гоняться за нами с
криками. Я бы просто в лоб дал, и все”.

Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой
сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся
чем-то, сразу же возводится в ранг “лучшего друга”. Это довольно тяжелое
бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от
избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий
может перейти в стан преследователей.

Похожая ситуация складывается у отвергаемых детей в отношениях со взрослыми, работающими в школе. Обычно отвергаемый ребенок жалуется на преследователей только классному руководителю.
Но если кто-то из учителей, библиотекарь или психолог вмешается в
очередной конфликт, окажет такому ребенку поддержку и защитит его, то
впредь, встречаясь в коридоре со своим спасителем, ребенок будет
приветливо здороваться, причем по нескольку раз на дню, и стремиться
что-то рассказать, поделиться своими горестями. Бывает, после очередной
беседы с таким ребенком понимаешь, что чувствовала булгаковская
Маргарита, которая “имела неосторожность” подать Фриде надежду на
помощь. Однажды заступившись за отвергаемого ребенка перед сверстниками
или даже просто выслушав его, взрослый поселяет в нем надежду на то, что
именно он тот человек, который в силах исправить сложившиеся отношения,
но, к сожалению, это далеко не всегда удается сделать. Поневоле многие
“защитники” начинают избегать таких детей, досадуя на них из-за
собственного бессилия.

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта:
“Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они
никому не мешали”. Таких детей необходимо учить правилам общения и
взаимодействия. 

Источник

АДАПТАЦИЯ   В   ШКОЛЕ.

Основные проблемы, возникающие    в период адаптации к условиям обучения   в средней школе

   Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

•        очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

•        непривычное расписание (новый режим);

•        много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);

•        новые дети в классе (или я сам в новом классе);

•        новый классный руководитель;

•        в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;

•        проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

   Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

•        возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;

•        возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

•        новые,   непривычные   требования   к   оформлению работ;

•        необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

   По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.

  Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. .

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Рекомендации по организации работы  с пятиклассниками

 в начале учебного года

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.

Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, облегчающие знакомство

детей друг с другом и учителей с детьми:

1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать  визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

3. Классному руководителю следует встретиться с  «новенькими» до первого сентября.

4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

Меры, способствующие организации работы в классе:

1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);

2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а)  обязательные дисциплинарные требования (правила):

•        здороваемся стоя;

•        не перебивать ни учителя, ни ученика;

•        поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;

•        опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса:

•        наличие необходимых учебных пособий;

•        соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
полей, запись даты и т.д.);

в)  отношения между детьми; между учителем и ребенком:

•        проявлять уважение друг к другу;

•        звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

 5.         Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления   оценок?   Обязательно   надо   рассказать   детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-предметник.

6.         Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.

7.         Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы  общения детей внутри класса.

8.    Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между  старшеклассниками и «малышами».

Источник