Полезные признаки у организмов сохраняются под воздействием чего
Естественный отбор
1.
Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки
1) мутаций
2) внутривидовой борьбы
3) межвидовой борьбы
4) естественного отбора
2.
Исходным материалом для естественного отбора служит
1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания
3.
Направляющий фактор эволюции
1) дрейф генов
2) видообразование
3) естественный отбор
4) географическая изоляция
4.
Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора
1) стабилизирующего 2) движущего 3) полового 4) методического
5
Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют
1) движущим
2) методическим
3) стихийным
4) стабилизирующим
6
В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию
1) соотносительной изменчивости
2) модификационной изменчивости
3) естественного отбора
4) искусственного отбора
7
Какой процесс мог привести к формированию у ядовитых животных яркой окраски
1) привлечение противоположного пола
2) естественный отбор
3) искусственный отбор
4) проявление заботы о потомстве
8.
Эффективность естественного отбора понижается при
1) усилении внутривидовой борьбы 2) изменении нормы реакции
3) ослаблении мутационного процесса 4) усилении мутационного процесса
9.
Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря
1) дрейфу генов 2) мутационному процессу
3) экологической изоляции 4) естественному отбору
10.
Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось
1) естественным отбором
2) искусственным отбором
3) модификационной изменчивостью
4) наследственной изменчивостью
11
Главная движущая сила эволюции, по Ч. Дарвину
1) естественный отбор 2) изменчивость 3) приспособленность 4) наследственность
12.
Процесс, обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях среды признаками, называют
1) искусственным отбором
2) борьбой за существование
3) естественным отбором
4) видообразованием
13
Исходным материалом для естественного отбора является
1) модификационная изменчивость
2) наследственная изменчивость
3) борьба особей за условия выживания
4) приспособленность популяций к среде обитания
14.
Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием
1) дрейфа генов
2) движущей формы отбора
3) стабилизирующей формы отбора
4) мутационного процесса
15.
С позиций эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов является результатом
1) дрейфа генов
2) изоляции
3) искусственного отбора
4) естественного отбора
16.
Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют
1) движущим
2) методическим
3) стабилизирующим
4) массовым
17
Естественный отбор — это
1) сложные отношения между организмами и неживой природой
2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями
3) процесс образования новых видов в природе
4) процесс роста численности популяции
18.
Действие естественного отбора приводит к
1) мутационной изменчивости
2) сохранению полезных для человека признаков
3) случайному скрещиванию
4) возникновению новых видов
19
Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
1) сохранение старых видов
2) изменение нормы реакции
3) появление новых видов
4) сохранение особей с измененными признаками
20.
Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы
1) методической
2) движущей
3) стабилизирующей
4) разрывающей
22. Задания Д 19 № 11522
Под действием естественного отбора преимущественно выживают и размножаются организмы
1) сильнейшие
2) более приспособленные к данным условиям
3) наиболее сложно устроенные
4) самые плодовитые
24. Задания Д 19 № 12097
В результате естественного отбора возникает
1) мутация гена
2) конкуренция особей
3) разнообразие организмов
4) борьба за существование
25. Задания Д 19 № 12251
Стабилизирующая форма естественного отбора
1) сохраняет признаки, полезные в новых условиях
2) устраняет крайние значения признака
3) действует в изменяющихся условиях
4) расширяет среднюю норму реакции
26. Задания Д 19 № 12301
Движущая форма естественного отбора
1) сохраняет признаки, полезные в новых условиях
2) устраняет крайние значения признака
3) действует в постоянных условиях среды
4) сужает норму реакции
27. Задания Д 19 № 12416
Индустриальный меланизм у бабочек появился под давлением
1) искусственного отбора
2) стабилизирующей формы отбора
3) движущей формы естественного отбора
4) борьбы за существование
28. Задания Д 19 № 12466
Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях
1) отбираются только полезные для организма признаки
2) возникают приспособления к условиям среды
3) отбираются наследственные изменения
4) отбираются только приобретённые за жизнь особи изменения
29. Задания Д 19 № 12616
Действие естественного отбора в популяции растений приводит к
1) возникновению мутаций
2) выживанию приспособленных особей
3) популяционным волнам
4) нарушению приспособленности особей в популяции
30. Задания Д 19 № 13716
Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) проводится для создания новых сортов растений
2) способствует формированию у организмов полезных для человека признаков
3) способствует повышению плодовитости животных
4) действует в природе постоянно на все организмы
31. Задания Д 19 № 13766
Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует
1) приспособленности видов
2) проявлению мутаций
3) дрейфу генов
4) фенотипической однородности популяций
32. Задания Д 19 № 14066
Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) ведёт к созданию новых сортов
2) проводится человеком исходя из своих потребностей
3) ведёт к созданию новых пород
4) происходит на протяжении миллионов лет
33. Задания Д 19 № 14166
Результатом естественного отбора является
1) возникновение у особей приспособлений к среде обитания
2) обострение взаимоотношений между особями популяции
3) появление различных модификаций в определённых условиях обитания
4) появление новых мутаций у особей в популяции
34. Задания Д 19 № 16454
Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях
1) отбираются только полезные для организма признаки
2) возникают приспособления к условиям среды
3) отбираются наследуемые изменения
4) отбираются только приобретённые за жизнь особи изменения
35. Задания Д 19 № 16755
Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего,
1) ведёт к появлению новых видов растений и животных
2) способствует сохранению особей с модификационными изменениями
3) способствует сохранению особей со средним значением признаков
4) ведёт к возникновению гетерозиса у растений и животных
36. Задания Д 19 № 16805
Примером действия искусственного отбора является
1) повышение яйценоскости домашних кур
2) устойчивость бактерий к антибиотикам
3) индустриальный меланизм насекомых
4) повышение устойчивости комнатных мух к ядохимикатам
37. Задания Д 19 № 17470
На каком из графиков представлено схематическое изображение сути стабилизирующего естественного отбора?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
38. Задания Д 19 № 17510
На каком из графиков представлено схематическое изображение сути движущего естественного отбора?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
39. Задания Д 19 № 17756
Значение теории Ч. Дарвина заключается в том, что она впервые
1) объяснила механизмы возникновения жизни на Земле
2) доказала космическое происхождение жизни
3) выявила причины разнообразия и приспособленности организмов
4) опровергла идею самозарождения организмов
40. Задания Д 19 № 17836
К какой группе учёных-биологов можно отнести К. Линнея, заявившего: «Видов столько, сколько их создало Бесконечное существо, то есть Бог»?
1) креационисты
2) трансформисты
3) катастрофисты
4) эволюционисты
41. Задания Д 19 № 17876
В чём заключается значение теории Ч. Дарвина для развития естественных наук?
1) сформулировал первое эволюционное учение
2) установил движущие силы эволюции
3) объяснил происхождение жизни на Земле
4) создал современную палеонтологию
42. Задания Д 19 № 18378
Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием
1) движущего отбора
2) разрывающего отбора
3) стабилизирующего отбора
4) борьбы за существование
43. Задания Д 19 № 18691
Результатом внутривидовой борьбы в природе как движущей силы эволюции является
1) ослабление конкуренции между видами
2) появление мутаций у особей
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов
44. Задания Д 19 № 18957
Что явилось отбирающим фактором в популяции тёмных и светлых бабочек, после того как стволы берёз были закопчены сажей?
1) задымлённость воздуха
2) затемнённость стволов деревьев
3) поедание бабочек птицами
4) нехватка корма
45. Задания Д 19 № 19864
Естественным отбором называется
1) борьба за существование
2) выживание и размножение сильнейших особей
3) выживание и размножение наиболее приспособленных особей
4) благоприятное воздействие условий среды на организмы
46. Задания Д 19 № 20156
Укажите направляющий фактор эволюции.
1) изоляция
2) естественный отбор
3) наследственная изменчивость
4) популяционные волны
Факторы эволюции
Следует выделить четыре основных фактора эволюции: мутационный процесс, изоляция, популяционные волны (и дрейф генов), а также единственный направленный фактор эволюции — естественный отбор.
Мутационный процесс
Мутации (лат. mutatio — изменение) — стойкое изменение генома (наследственного материала), которое может быть унаследовано потомками организма. Процесс возникновения мутаций — мутагенез.
Мутации подразделяются на:
- Генные
- Хромосомные
- Геномные
Большинство мутаций возникает спонтанно и вредит организму. Часть мутаций являются рецессивными, поэтому не проявляются и передаются многим поколениям, накапливаясь в генофонде популяции.
Мутации напоминают колоду карт: неизвестно, что выпадет — чаще всего это карты невысокого ранга, козыри — большая удача. Так и мутации, большинство из них вредные, приводят к развитию опухолей. Полезные встречаются гораздо реже. Как игра в карты, все подчиняется случайности.
Популяционные волны
Все виды подвергаются воздействию периодически возникающих популяционных волн — уменьшению или увеличению численности особей. Популяционные волны могут возникать по ряду причин:
- Сезонные изменения, периодические изменения какого-либо значимого фактора среды
- Непериодические изменения, например, в результате природных катастроф, изменение численности популяций хищник-жертва
- Заселение новых территорий, ярким примером которого является бурный рост численности кроликов, завезенных в Австралию
Колебание численности популяций по типу «хищник — жертва» является классическим примером популяционных волн. Представим себе популяцию зайцев (жертв), которая бурно увеличилась в численности. Зайцами питаются лисица, волк (хищники). С увеличением их кормовой базы (зайцев) наблюдается и рост численности хищников, которые поедают зайцев, вследствие чего численность зайцев снижается. С уменьшением кормовой базы, снижается и число хищников. Так в природе устанавливается баланс между хищниками и жертвами.
Особенно весомым фактором эволюции популяционные волны выступают в небольших популяциях. Их участие в эволюционном процессе основано на явлении дрейфа генов.
Форма гена — аллель, с которым вы подробнее познакомитесь в ходе изучения генетики, встречается в популяции с определенной частотой. Дрейф генов — изменение частоты встречаемости аллельных вариантов генов.
Дрейф генов обусловлен случайными причинами: у особей образуются гаметы, несущие различные формы аллельных генов. Не все из гамет принимают участие в процессе оплодотворения: здесь вновь руководит случайность. Вследствие этого одни аллельные формы генов могут встречаться в популяции часто, другие — редко.
Если представить, что часть особей, составляющих одну популяцию, погибли по тем или иным причинам, то редкие гены в оставшихся особях могут увеличить свою частоту, то есть в результате размножения оставшихся особей редкие гены начнут встречаться более часто — это и есть дрейф генов.
В закрытых популяциях не только животных, но и людей — в религиозных общинах, происходит возрастание гомозиготности популяции, что приводит к снижению ее жизнеспособности и проявлению редких аллелей.
Такое повышение встречаемости аллелей возникает в результате близкородственных браков: проявляются редкие гены, которые часто приводят к заболеваниям.
Изоляция
Изоляцией называют невозможность или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида. Вследствие этого, генофонды двух популяций становятся независимыми друг от друга. Внутри каждой популяции происходит генотипическая дифференцировка из-за их разобщенности.
Популяции приобретают все больше различий, и в результате действия естественного отбора из этих популяций могут образоваться различные новые виды. Выделяется два вида изоляции:
- Географическая (пространственная)
Географическая (греч. geo — земля) изоляция может возникать вследствие географических барьеров — пустыни, горы, водоемы.
- Экологическая — особи обитают на одной территории, но в различных местах обитания (к примеру, разделены друг от друга непроходимой чащей)
- Временная — изоляция вследствие разновременности половой активности, периода цветения
- Этологическая — изоляция вследствие различного брачного поведения
- Механическая — отличия в строении половых органов, невозможность спаривания
Естественный отбор
Изученные нами факторы эволюции: мутации, популяционные волны и дрейф генов, изоляция — все они носят случайный, ненаправленный характер. Они приводят к появлению различных признаков у отдельных особей, которые могут быть как полезны, нейтральны, так и вредны для особи.
Таким образом, перечисленные факторы создают основу, «базу» для действия единственного направленного фактора эволюции — естественного отбора. В ходе естественного отбора особи с полезными признаками, которые помогают им приспособиться к условиям внешней среды и способствуют выживанию, остаются и размножаются, а особи без этих признаков выживают реже и не продолжают род.
Закон естественного отбора безапелляционно провозглашает: будь приспособлен — или умри. Выживает в природе не самый сильный, а самый приспособленный. Иногда выжить животным помогает и сила, но гораздо больше других примеров. Многие животные сливаются с окружающей средой: приобретают покровительственную окраску (мимикрию), которая делает их незаметными.
Иногда безобидные животные, в результате приспособления к внешней среде, приобретают окраску тела, напоминающую окраску опасных хищных животных. Примером может послужить внешнее сходство мухи из семейства журчалок с осой.
Многие хорошо защищенные, ядовитые виды в ходе естественного отбора получили яркую, так называемую предупреждающую окраску. Эта окраска предупреждает хищников об опасности. Если хищник съест такое ядовитое животное, то рискует получить тяжелую интоксикацию и погибнуть.
Теперь вы понимаете, что признаки животных — различные формы их тела и окраска — являются приспособлениями к условиям внешней среды, это — полезные признаки, которые в ходе естественного отбора позволили животным выжить и размножиться. Таким образом, естественный отбор это отбор особей, с наиболее приспособленным к среде фенотипом.
Необходимо осознавать относительность приспособленности к окружающей среде. Она помогает выживать лишь при определенных условиях, и, если условия меняются, то окраска может оказаться вовсе не полезной, но даже и вредной. К примеру, при таянии снега заяц-беляк становится еще более заметен на голой земле.
Действие естественного отбора обусловлено несколькими факторами:
- Генетическое разнообразие особей, на основе которого возникают различные признаки
- Способность к неограниченному размножению (избыточность потомства)
- Борьба за существование
Если первые два фактора очевидны, то третий нуждается в более детальном рассмотрении. Чарльз Дарвин выделял несколько форм борьбы за существование:
- Внутривидовая борьба
Самая ожесточенная борьба. Происходит между особями, принадлежащими к одному виду. Благодаря внутривидовой борьбе происходит половой отбор: к размножению редко допускаются неприспособленные особи, род продолжают лучшие из лучших.
Возникает между особями, которые принадлежат к разным видам. Более приспособленный к условиям среды вид побеждает и размножается, менее приспособленный — проигрывает и вымирает. Примером могут послужить формы взаимодействий: хозяин-паразит, хищник-жертва, симбиоз.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды
В изменяющихся условиях внешней среды выживают наиболее приспособленные особи. Примером такой борьбы являются сезонные миграции птиц, зимняя спячка у животных.
Формы естественного отбора
Различают несколько форм отбора:
- Стабилизирующий
Открыт И.И. Шмальгаузеном. Стабилизирующий отбор приводит к сужению нормы реакции, устраняя отклонения от нее. В результате преимущество получают особи, обладающие средней степенью признака, который характерен для вида или популяции. Этот отбор действует при стабильных (неизменных) условиях среды.
Примером действия стабилизирующего отбора может послужить буря: во время бури чаще всего выживают птицы со средней длиной крыла, тогда как особи с слишком короткими, или слишком длинными крыльями погибают.
Новый термин, который вы увидели — норма реакции — подразумевает способность генотипа, в зависимости от условий среды, формировать различные фенотипы.
Чем шире норма реакции, тем более интенсивное влияние оказывает среда на признак. Признаки подразделяются на:
- C узкой нормой реакции — цвет глаз, число пальцев у человека, окраска цветов растения
- C широкой нормой реакции — рост и вес человека, размеры листьев растения
Движущий естественный отбор приводит к смещению нормы реакции, в результате чего изменяется среднее значение признака. Этот вид отбора действует при изменяющихся условиях среды.
Известным примером является индустриальный меланизм — возникновение меланистических форм животных (греч. melanos — чёрный), отличающихся темным окрасом. Это явление началось в Англии со второй половины XIX века вследствие бурного развития промышленности.
Из-за копоти, оседающей на поверхности стволов деревьев, бабочки со светлой окраской — берёзовые пяденицы — стали заметны на стволах деревьев и легко поедались птицами. В результате остались только приспособленные — бабочки с темным окрасом, которые были незаметны на стволах деревьев, вследствие чего они выживали и размножались.
Направлен на сохранение в популяции крайних значений признаков, не благоприятствует среднему промежуточному значению признака. В результате в популяции сохраняется более чем одно значение признака.
Типичным примером является появление в луговых сообществах раноцветущих и поздноцветущих растений. В результате летних покосов, особи со средним значением признака, у которых цветение приходит на середину лета, постепенно исчезают из популяции растений. Выживают и размножаются только те растения, у которых цветение происходит до или после покосов.
©Беллевич Юрий Сергеевич
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Контрольная работа 11 класс по теме «»Эволюционное учение
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Лебедева Юлия Сергеевна
- Написать
- 19941
- 10.01.2017
Номер материала: ДБ-081086
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
- 10.01.2017
- 394
- 10.01.2017
- 324
- 10.01.2017
- 243
- 10.01.2017
- 2315
- 10.01.2017
- 703
- 10.01.2017
- 1121
- 10.01.2017
- 380
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Контрольная работа 11 класс по теме «»Эволюционное учение
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Лебедева Юлия Сергеевна
- Написать
- 19942
- 10.01.2017
Номер материала: ДБ-081086
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 10.01.2017
- 394
- 10.01.2017
- 324
- 10.01.2017
- 243
- 10.01.2017
- 2315
- 10.01.2017
- 703
- 10.01.2017
- 1121
- 10.01.2017
- 380
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
https://studarium.ru/article/114
https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-klass-po-teme-evolyucionnoe-uchenie-1503132.html
https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-klass-po-teme-evolyucionnoe-uchenie-1503132.html