Полезные привычки в быту тоже экономика
Выступление педагога МАДОУ
«Детский сад «Снегурочка»
Осиповой Н.В.
«Полезные навыки и привычки в быту- тоже экономика».
Формирование разного рода привычек происходит в течение всей жизни человека. Это зависит от жизненных обстоятельств человека. В дошкольном детстве эти обстоятельства и условия для воспитания, безусловно, полезных, привычек создаются педагогами и родителями.
Слайд 1. В процессе ознакомления с данной темой у детей воспитываются навыки и привычки культурного поведения в быту при взаимодействии с окружающим «вещным» миром; формируется представление о том, что предметный мир — рукотворный мир, т.к. в каждый предмет вкладывается человеческий труд, заслуживающий уважения.
Слайд 2.
Теоретические положения, связанные с развитием личности ребенка:
· всякая личность развивается в деятельности;
· базовой деятельностью человечества является труд;
· сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
В рамках работы по данной теме с детьми планируется проведение разнообразных видов деятельности и форм работы:
Слайд 3.
1.Предлагается широко использовать в работе народную мудрость: пословицы, поговорки, сказки, рассказы. Они позволяют обогатить представления дошкольников о качествах, которые осуждаются в обществе (неряшливость, расточительство, жадность, воровство, ложь) или, наоборот, достойны уважения (доброта, честность, щедрость, благородство, трудолюбие). Чтение литературных и художественных произведений: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», К.Чуковский «Федорино горе», Н.А. Рыжова «Жила-была речка», «Как люди обидели реку», «Волшебница вода»; Б.Заходер «Что случилось с водой» и др.
Слайд 4.
2. Также предлагается широко использовать в работе ситуационные задачи. Специфика задач заключается в том, что они имеют ярко выраженный практико-ориентированный характер. При их решении ребенок с одной стороны, использует имеющуюся у него информацию и жизненный опыт, а с другой, совершая поисково-практические действия, ищет самостоятельные пути выхода из этих ситуаций, приобретая тем самым новые знания и умения. (Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская «Рассуждаем и решаем»).
Слайд 5.
3. Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.
4. Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”).
Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек.
Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?”
Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрослый привлекает к этому их внимание), как родители бережно относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п.
Слайд 6.
Социальный опыт ребенка обогащается примерами, характеризующими отношение к миру: взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты и т.д. Обучение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни, в конкретных ситуациях.
На конкретных примерах, взрослый учит детей исправлять ситуацию: «Испачкалось платье? Жаль, но платье можно постирать. Девочка всегда должна быть чистой и аккуратной» и т.п.
Поэтому элементарные привычки, связанные с самообслуживанием, не лишены экономической ценности, поскольку направлены на сохранение здоровья.
При этом мы решаем сразу несколько задач: подчеркиваем необходимость бережного отношения к вещам и показываем ребенку способ такого отношения; это вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившееся.
Слайд 7.
Взрослые должны не только подавать наглядный пример для воспитания полезных привычек, но и давать уточняющие разъяснения:
«Каждая вещь имеет свое место»-«это правило»-поясняет взрослый. Если его нарушать, будет потрачено много времени на поиски потерянных вещей, значит не успеть поиграть или узнать что-то –новое.
Так, еще до начала систематического, осознанного приобретения знаний об экономической стороне действительности у малыша складываются представления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичных примеров накопится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала для обобщения и выводов, когда он станет постарше.
Слайд 8
В ходе работы с детьми уточняется содержание понятий «бережливость», «экономность», «рациональность», «деловитость» применительно к характеристике человека (ребёнка, взрослого), проявляющего склонность к экономически оправданному поведению.
Бережливость – стремление к сохранению готовых вещей, продлению их «жизни» (любимой куклы, машины, книг и т. д.)
Экономный – экономить, значит, не тратить зря. Это качество оправдано при использовании различных материалов (бумаги, краски, ткани и др.); при реализации продуктов питания, траты денег и т. п.
Рациональный – разумный. Прежде чем принять решение – хорошо подумай, живи по пословице: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».
Деловитость – это склонность к быстрому овладению практическими умениями, навыками для выполнения какой-либо работы.
Слайд 9
В педагогической литературе привычки рассматриваются как автоматизированные действия, выполнение которых становиться потребностью.
Итак: Когда речь идет о пользе экономических привычек, то следует говорить, что они соответствуют правилам рациональности, своевременности, позволяют разумно расходовать средства, время, материалы, а повседневные заботы выполняются легко и незаметно.
Полезные экономические привычки можно приобрести в результате воспитания. Они имеют не только социальное, педагогическое значение, но и способствует становлению экономического поведения с детства. Уточнение содержания данных качеств делает воспитательно-образовательную работу по приобщению детей к экономике более осмысленной, полезной.
Елена Крылова
Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту.
Задачи:
• научить детей бережному отношению к вещам;
• подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;
• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;
• рассказать о правильном распределении доходов в семье
• помочь выработать основные полезные привычки.
Основные понятия: «бережливость», «привычка», «полезные привычки», «бюджет», «копилка», «хозяйственный», «запасливый».
Оборудование:
• карточки с описанием деятельности представителей профессий;
• монетки в количестве 10 шт. на магнитной основе;
• карточки с изображением ежемесячных трат (проездной и т. д.)
Ход занятия
Воспитатель: – Здравствуйте, дети! Как мы знаем, почти все, что находится вокруг нас, создано людьми, человеческим трудом. Давайте вспомним, что такое труд. Это силы, энергия людей, затраченные на создание какого-либо продукта.
Ответьте на вопросы:
• Чтобы испечь вкусный, красивый торт, что должен сделать кондитер?
• Чтобы произвести мягкую мебель, что должен сделать мебельщик?
• Что должен сделать художник, чтобы нарисовать картину?
Перед вами на столе разложены 15 карточек с описанием работы кондитера, мебельщика, художника. Пожалуйста, разложите карточки для каждого из них. И расскажите, как потрудился каждый из представителей профессии. Дети выбирают по 5 карточек для кондитера, мебельщика, художника и раскладывают их в логической последовательности, проговаривая в слух весь процесс создания продукта.Например: кондитер месит тесто, печет бисквит, взбивает крем, наносит крем на торт, украшает торт розочками.
Теперь, ребята, вы видите, как не просто создается любой продукт и как важно относится бережно к результату труда каждого человека.
Вещами, как мы видим, нужно пользоваться по назначению, а ломать, портить, нельзя, это осуждается всеми.
Вы задумались, что случится если мы будем небрежно обращаться со своими и чужими вещами (бросать, ломать, портить? Сможем ли мы вернуть эти вещи, игрушки? (Ответы детей)
Продукты и вещи для жизни, игрушки для вас родители покупают на заработанные деньги – зарплату. Как много всего нужно купить папе и маме, для всей семьи и на заработанные деньги! И главное – не тратить деньги зря!
Давайте попробуем помочь папе потратить зарплату только на нужные вещи! Перед вами на магнитной доске прикреплены монетки,которые равны зарплате папы: 10 монеток. А рядом картинки того, на что папа может потратить деньги.
Ребята, на что обязательно папа должен потратить 10 монеток, а без чего в этом месяце можно обойтись? (Рефлексия). Теперь вы видите, как непросто распорядиться своими деньгами в интересах семьи. Уметь тратить деньги с умом – значит быть хорошем хозяином!
Прежде чем просить о чем-нибудь папу или маму, подумайте, хватит ли у родителей денег на покупку необходимого!
Но необязательно тратить все деньги сразу, их можно откладывать, копить. Для этого существуют копилки – различные фигурки животных, сделанные из глины с небольшой прорезью посередине для монеток. Давайте посмотрим, какие копилки бывают. (демонстрация забавных копилок на проекторе или с помощью карточек)
– А у вас, ребята, есть копилки? Храните ли вы в них монетки, которые вам дают родители?
Заключение
Теперь, ребята,ответьте на вопросы:
1. Что значит бережно относиться к вещам, игрушкам?
2. Что будет, если вы сломаете игрушку? Ею можно будет играть дальше?
3. Для чего нужны копилки?
Формирование разного рода привычек происходит в течение всей жизни человека. Это зависит от жизненных обстоятельств человека. В дошкольном детстве эти обстоятельства и условия для воспитания, безусловно, полезных, привычек создаются взрослыми.
С самого раннего возраста воспитание полезных привычек приобретает большое значение в аспекте не только нравственного воспитания человека, но и экономического. Чем меньше ребенок, тем более овладение полезными навыками и привычками связывают не с задачами экономического воспитания а со становлением самостоятельности.
Взрослому важно давать оценку такому поведение малыша: «Какой молодец, поиграл и положил все на место!».
В самом деле – элементарные привычки, связанные с самообслуживанием, не лишены экономической ценности, поскольку направлены на сохранение здоровья.
Некоторые родители убеждены – эффективность воспитания полезных привычек зависит от многократного повторения каких-либо усвоенных навыков , примера взрослых. На самом деле – дети легко перенимают привычки у взрослых, даже не осознавая, насколько они полезны, или наоборот, вредны;
кроме того – новые привычки могут появляться в зависимости от конкретной ситуации (в детском саду дети помогают накрывать на стол во время обеда , как все дети , каждый ребенок «выполняет роль «Дежурного»).
Полезные привычки воспитываются и в детском саду и в семье. Особенно благоприятные условия для их воспитания создает, конечно, семья: то, что ребенок является постоянным свидетелем ведения домашнего хозяйства, уже можно расценивать как одно из важнейших условий воспитания таких привычек. (скажем, правильно раскладывать и пользоваться столовыми приборами). Родители должны подавать наглядный пример для воспитания полезных привычек, но и давать уточняющие разъяснения: «Каждая вещь имеет свое место» – «это правило» – поясняет взрослый. Если его нарушать, будет потрачено много времени на поиски потерянных вещей, значит не успеть поиграть или узнать что – новое.
Детский сад – особо благоприятная ситуация для воспитания привычек: установленный порядок, режим дня, постоянное выполнение разных видов образовательной деятельности, самообслуживание. Интересен и тот факт, что полезные привычки формируются тем быстрее, чем больше вызывает у ребенка особое эмоциональное состояние. Например, воспитание привычки бережного отношения к электроэнергии свяжете с экспериментом; Вместе с детьми понаблюдайте – если свет включен во всех помещениях – счетчик начинает вращаться с огромной скоростью. Чем быстрее крутится счетчик- тем больше расход электроэнергии, оплата увеличивается. Поэтому, уходя из помещения надо выключать свет.
В педагогической литературе привычки рассматриваются как автоматизированные действия, выполнение которых становиться потребностью.
Итак: Когда речь идет о пользе привычек, то следует говорить, что они соответствуют правилам рациональности, своевременности, позволяют разумно расходовать средства, время, материалы, а повседневные заботы выполняются легко и незаметно.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
г. Лесосибирска (дошкольное отделение)
Полезные экономические навыки и привычки в быту.
(Семинар для родителей детей подготовительной к школе группе)
Составитель:
Сосновская Татьяна Викторовна
воспитатель старшей группы
г. Лесосибирск -2020г.
Цель: систематизация знаний родителей по повышению финансовой грамотности детей подготовительной к школе группе в семье.
Задачи:
помочь осознать необходимость формирования финансовой культуры детей подготовительной к школе группе;
информировать родителей о важности воспитания у детей навыков и привычек культурного взаимодействия с окружающим внешним миром, бережного отношения к вещам;
показать на примерах игровых средств, как можно развивать нестандартное мышление в области финансов, включая творчество и воображение.
Организационные условия: семинар для родителей детей подготовительной к школе группы проводится в форме студии. Планируется, что родители будут поделены на две команды с помощью конфет с изображением денежных знаков (доллары и рубли), сидеть за разными столами.
Материалы и оборудование: Конфеты с изображением денежных знаков (доллары и рубли); монеты разного номинала (1, 2, 5 рублей); копилка; мультимедийное оборудование.
Актуальность
Актуальность проблемы финансовой грамотности определяется национальной стратегией повышения финансовой в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы № 2039-р от 25 сентября 2017 г., основанной на федеральных законах и нормативных правовых актах. В каждой семье формируются свои индивидуальные модели ведения хозяйства, семейного бюджета, которые становятся для ребенка неким правилом жизнедеятельности.
Вопрос воспитания в детях разумного отношения к финансам рано или поздно встает перед всеми родителями. Необходимо объяснять ребенку, что такое деньги, и какова их ценность, сколько стоит труд и почему не всегда есть возможность покупать все, что нам хочется. Важно научиться, вместе с детьми искать и находить способы управлять своими деньгами, помочь ребенку понять, что благосостояние человека зависит от сбалансированного распределения семейного бюджета.
Актуализируя проблему экономического воспитания дошкольников, мы акцентируем внимание на сотрудничестве с их родителями, «взращивая» грамотного потребителя и созидателя материальных и иных благ, который будет способен успешно социализироваться в окружающем мире.
Ход семинара
Вводная часть
Уважаемые родители, наших подрастающих сибиряков, я приветствую вас в нашей гостеприимной студии, разрешите представиться – Татьяна Викторовна Сосновская, воспитатель старшей дошкольной группы МБОУ «Гимназия».
У нас сегодня необычная встреча, наша студийная атмосфера предполагает открытость, интерактивность и доброжелательность.
О чем же пойдет речь?
Но прежде поясните, пожалуйста, пословицу «Копейка рубль бережет» (слайд 2).
Данный прием поможет раскрепоститься родителям, почувствовать себя неотъемлемой частью коллектива.
Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем в начале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы детей грамотно распоряжаться деньгами? А знают ли наши дети, откуда берутся деньги, из каких средств, складывается семейный бюджет?
Я предлагаю на минуту задуматься, вспомните свою детскую мечту. Кто желает поделиться своей детской мечтой? (Ответы родителей)
Вот они детские мечты двадцати, тридцатилетней давности: у многих мечты исполнились, у многих стали не актуальными. А знаете ли Вы, о чем мечтает ваш ребенок? (Ответы родителей).
Предлагаю Вам, уважаемые родители, услышать, о чем же мечтают ваши дети и попробовать угадать желание своего ребенка (включается аудиозапись с высказываниями детей).
Основная часть.
В мире новых технологий и возможностей, человека окружает множество интересных и полезных вещей, сложно выбрать что-то одно. Промышленная индустрия работает активно, опережая потребности человечества. Детские товары вызывают у детей неоспоримый интерес. Но стоит ли родителям приобретать все, что просят дети?
Предлагаю вам деловую игру «Мой выбор».
Мы разделили вас на две команды в начале нашей встречи. Одна команда будет выступать в роли детей, вторая команда – в роли родителей.
Но перед тем как мы начнем, посмотрим небольшой видеоролик.
Представим, что мы с Вами оказались в магазине и стали свидетелями следующей сцены.
-Мама, я хочу новую куклу.
– Но, вчера мы уже купили новую игрушку.
– А я хочу еще и эту, я сказала – купи.
– Это не причина, мы не можем покупать тебе новую игрушку каждый день
Представителям команды «дети» предлагаю высказать причины покупки куклы, представителям команды «родители» высказать причины отказа от покупки куклы. Можно ли найти компромисс?
(Варианты ответов родителей)
Как мы видим, ситуации бывают разные. Не всегда у нас, родителей, получается аргументировано и понятно для ребенка, объяснить причину в отказе покупки. Поэтому у детей случаются обиды и истерики, особенно, если ребенок не привык к отказам. Наша задача состоит в том, чтобы спокойно и доступно научиться объяснять ребенку необходимость новых приобретений и возможно помочь найти другие варианты получения желаемых вещей (слайд №3).
Есть вещи, которые нужны, и вещи, которые тебе просто хочется купить? Все наши траты мы можем разделить на две части: необходимые и желаемые. Какие траты вы считаете необходимыми тратами, желаемыми? (Ответы родителей )
Необходимые — это траты, без которых никак нельзя обойтись: еда, вода, жилье и др. Желаемые траты — то, без чего обойтись можно, но что нам очень хочется купить (слайд №4).
Дидактическая игра «Найди в списке желаемые и необходимые расходы» (слайд №5).
Команда родителей выбирает необходимые расходы из предложенных, а команда «детей» – желаемые.
Обсуждение и подведение итогов:
сначала — необходимое, потом — желаемое
не всегда можно купить все, что хочется?
Вы можете поиграть в эту игру со своими детьми, используя яркие картинки.
Каждый месяц родители получают определенную сумму денег. И на нее можно приобрести ограниченное количество товаров и услуг. А вот какое количество денег мы тратим на необходимое и можем потратить на желаемое, нам поможет ведение бюджета. Бюджет – это подробное описание всех доходов и расходов (слайд №6).
Основная цель бюджета – контролировать деньги, управлять ими, избегать неожиданных расходов – «Ловушек».
Уважаемые родители, на ваш взгляд, что это за «Ловушки»? Как нам спасти деньги от «Ловушек»?
Предположения родителей
«Ловушки» бюджета – это незапланированные расходы, спонтанные и не всегда полезные. Из-за них доходы уменьшаются, а расходы растут.
Внимание на экран. Что это за «Ловушка»? (слайд № 7).
Реклама – с помощью красочных картинок и обещаний реклама побуждает покупать больше, чем нам нужно.
Расход воды и электричества – важно бережно относиться к расходу воды и электроэнергии.
Стихийные покупки – лучше всего перед походом в магазин составить список покупок и взять с собой ограниченную сумму денег. Все это поможет Вам избежать спонтанных, ненужных покупок.
Переплата – распродажа. Вещи лучше покупать не в сезон, а заранее, либо после окончания сезона, когда наступает распродажа.
Вы можете провести вместе с детьми расследование – сравнить цены на любимый шоколад, мороженое в разных ближайших магазинах. Посчитать насколько различаются цены и где выгоднее совершать покупки, избежать еще одной «ловушки» (слайд №8,9).
И все таки, как же помочь ребенку накопить деньги на свою мечту?
Существуют разные способы, которые помогут ребенку научиться копить необходимую сумму денег. (Ответы родителей (слайд № 10))
Копилка. Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.
Визуализация. Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.
Список «Я хочу». Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.
Банковская карта или электронный кошелек. Сегодня у родителей есть возможность сделать банковские карты для детей. По сути это дополнительные карты, которые мама или папа могут привязать к своему счету. Выпустить такую карту можно с 6 лет.
Практическая часть
Динамическая пауза – игра «Верю – не верю». (Интересные факты про деньги)
Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет.
Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?
Да. Съедобными деньгами считались: зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов.
Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.
Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?
Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».
Чем больше номинал купюры, тем дольше она живёт?
Да. Так как изнашивается она медленнее, её реже используют.
В некоторых странах, бумажные деньги на самом деле не бумажные?
Да. Например, в Австралии, Малайзии и Вьетнаме деньги изготавливаются из тонкого и мягкого пластика, прочного и не накапливающего на себе бактерии.
На купюре 50 рублей изображено: на лицевой стороне банкноты – вид на мост через Енисей и часовня в Красноярске (памятник XIX века); на обороте – вид на плотину Красноярской ГЭС.
Нет. Купюра номиналом 50 руб. посвящена Санкт-Петербургу. На ее лицевой стороне изображена статуя Невы у основания Ростральной колонны и Петропавловский собор, на оборотной – стрелка Васильевского острова.
Решение проблемных ситуаций.
Работа в компаниях.
Мама с сыном пришли в магазин. Мальчик попросил у мамы денег купить самому мороженое, которое стоит 49 рублей. Мама дала ему 50 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 1 рубль, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает вниманиена номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 1 рубль. Ребенок не принесет сдачу с 50 рублей, не принесет и со 100 рублей.
Ребенку на день рождения подарили 500 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нужно ли контролировать траты ребенка?
Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.
Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
“Ввод системы оплаты за хорошие оценки или какую-то часть работы по дому может превратиться в торг со старшими и стать одним из путей манипуляции взрослыми”, – пояснила психолог Евгения Одегова.
При этом платить ребенку за работу, которую он не должен выполнять, можно и даже нужно. “При поездке на море можно предложить собрать пакет мусора вокруг в обмен на 100 рублей, убрать общий двор за символическую плату. Таким образом дети привыкают, что их труд должен быть оплачен”, – говорит Александр Моисеев.
Заключительная часть
Уважаемые родители, предлагаю выбрать нужные правила, которые помогут ребенку найти путь к своей мечте.
Родителям раздаются листочки с правилами.
Родители знакомят ребенка с финансовой стороной жизни семьи.
Родители знакомят ребенка, кто и как зарабатывает деньги в семье.
Родители объясняют детям, как формируется семейный бюджет.
Родители рассказывают ребенку, как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Родители помогают детям принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Родители учат детей экономить деньги.
Родители обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом.
Родители дают ребенку бессистемно большие суммы;
Родители не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
Родители не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
Родители придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.
Родители выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
Родители помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
Родители не посвящают ребенка в необходимые траты семьи.
Родители сами не контролируют расходы семьи.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Посвятите ребенка в семейный бюджет.
Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Выделяйте еженедельно карманные деньги.
Заведите традицию благотворительности.
Родители зачитывают правила, которые они выбрали и на экране появляются «правила финансовой грамотности для родителей».(слайд 11)
Не надо забывать, что мы являемся примером для своих детей! Если вы хотите, чтобы наши дети были успешными и финансово грамотными. Прежде всего, надо начать с себя! Благодарю вас за внимание, уделенное время. Надеюсь, вам было интересно и познавательно.
Рефлексия.
Уважаемые родители, так как мы с вами сегодня погрузились в «мир финансовой грамотности», предлагаю с помощью денег оценить нашу работу, насколько Вам было интересно. Выбирайте монету нужного вам номинала (монеты разного номинала: 1,2,5 рублей) и кидайте в копилку.
Список использованной литературы:
1.Блискавка Е. «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей» – 2019г.
2. Блохина О.А., Терешева О.В. «Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» – Калининград, 2017г.
3.Воронина Т.П., Воронина А.И., Попова Т.В. «Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем» Издательство: Феникс-Премьер, 2013 г.
4. Жучкова С.А. «Методические рекомендации по реализации примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»» – Новосибирск, 2019г.
5. Смирнова Н. «Финансовая грамотность для детей» – 2018г.
Интернет-ресурсы:
6.https://fincult.info/article/karmannye-dengi/
7. https://www.fingram39.ru/publications/materialy-dlya-detey/8824-.html
8. https://www.kanal-o.ru/news/13087
9. https://moneykids.ru
Приложение
Карточки с ситуациями
Мама с сыном пришли в магазин. Мальчик попросил у мамы денег купить самому мороженое, которое стоит 49 рублей. Мама дала ему 50 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенку на день рождения подарили 500 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нужно ли контролировать траты ребенка?
Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Правила по финансовой грамотности
Родители знакомят ребенка с финансовой стороной жизни семьи.
Родители знакомят ребенка, кто и как зарабатывает деньги в семье.
Родители объясняют детям, как формируется семейный бюджет.
Родители рассказывают ребенку, как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Родители помогают детям принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Родители учат детей экономить деньги.
Родители обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом.
Родители дают ребенку бессистемно большие суммы;
Родители не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
Родители не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
Родители придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.
Родители выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
Родители помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
Заведите традицию благотворительности.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Выделяйте еженедельно карманные деньги.
Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Посвятите ребенка в семейный бюджет.
Родители сами не контролируют расходы семьи.
Родители не посвящают ребенка в необходимые траты семьи.