Полезные привычки у детей старшего дошкольного возраста

Полезные привычки у детей старшего дошкольного возраста thumbnail

ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет формирование у детей ценностей здорового образа жизни, как одну из важнейших задач дошкольного образования.  

Здоровье – это то, что желает для себя каждый человек, но абсолютно здоровым не может быть никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технический прогресс не способствуют сохранению здоровья. Однако возможно противостоять вредным влияниям, приостановить разрушение организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить образ жизни, свои привычки, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Привычки – это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.  

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.

Например, чтобы научить ребенка одеваться, надо озвучить, что сначала следует надеть трусики, колготки, платье, а затем обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой последовательности, у него вскоре закрепится навык.

Для организации работы по данному направлению целесообразно выделить следующие полезные привычки детей старшего дошкольного возраста:

– привычка соблюдать режим дня,

– привычка соблюдать личную гигиену,

– привычка правильно питаться,

– здоровый сон,

– прогулки на свежем воздухе,

– привычка заниматься физкультурой и спортом.

Представления старших дошкольников о полезных привычках, сохраняющих здоровье,  выявлялись в ходе наблюдения за  детьми в режимных моментах, в игровой деятельности, за поведением на прогулках. С этой же целью проведена беседа  на тему «Полезные привычки»

В образовательной деятельности проводились беседы на темы: «Мой режим дня», «Чистота – залог здоровья», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Зачем мы спим», «Мой любимый вид спорта» и т.д.

Применялись здоровьесберегающие технологии: двигательные минутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, музыкальная терапия и т.д.

Для достижения эффективности формирования полезных привычек в работе с детьми использовались алгоритмы выполнения последовательности действий: алгоритм умывания, алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, алгоритм одевания на улицу

Была подобрана детская художественная литература по теме: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Герасимова «Купаю куклу», А.Акулин «Людоеды», С.Маршак «Робин-Бобин», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», В.Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Ночь уходит», С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец». Организовывались сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Продуктовый магазин», «Семья на прогулке», «Олимпиада» и т.д.

Для закрепления представлений у детей о здоровом образе жизни были подобраны дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «Что сначала, что потом?», «Составь меню», «Таблица витаминов», «Одень Аню на прогулку», «Здоровый – нездоровый сон», «Загадай-отгадай», «Полезные и вредные продуты», «Сервирова стола».

Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек.

Дети приучались к личной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце. Подводились к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и для здоровья окружающих.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка.

Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита.

Важным моментом в организации питания являлось дежурство детей, которые помогали взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, убрать использованную посуду.

Одной из самых действенных укрепляющих здоровье привычек в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке менялись в зависимости от предыдущей деятельности детей. Так после малоподвижной деятельности прогулка начиналась с подвижных игр; после физкультурной, музыкальной деятельности –  с наблюдения, спокойных игр.

Главными союзниками в работе по формированию полезных привычек у старших дошкольников стали родители, т.к. они являются самым ярким примером для своих детей.

Для родителей были изготовлены памятки «Слагаемые здоровья», «Правильное питание», «Прогулки на свежем воздухе», «Профилактика простудных заболеваний».

Проведенная работа с родителями (консультации, памятки, выполнение совместных работ с детьми) также дала положительные результаты. Родители стали больше уделять времени формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.

Источник

«Полезные привычки»

Беседа с детьми подготовительной группы, направленная на решение задач физического воспитания и социально-коммуникативного развития.

Цели:

– учить детей отличать вредные и полезные привычки;

– формировать сознательный отказ от вредных привычек;

– развивать творческие способности, воображение;

– воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности;

– воспитывать у них отрицательное отношение ко всем вредным привычкам, большое желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: зеленые и красные карточки по количеству детей, иллюстрации, картинки.

Организация детей: сидят на ковре полукругом.

Ход беседы.

– Здравствуйте, дети!

– Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, радостными и здоровыми. Надеюсь, у вас отличное настроение. (Психологический настрой). Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем говорить.

Про девочку, которая сосёт палец.

-Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы — не конфетки.

(Э.Успенский)

– Дети, из этих строк стихотворения вы могли понять, о чем пойдет сейчас речь. О привычках. Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то — поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет. Что появляется у человека? Правильно, привычка. Сегодня мы с вами поговорим о привычках.

– Что такое привычка? (Примерные ответы детей: Это действие, которое мы повторяем, даже не всегда замечая это. Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.)

– Ребята перечислите привычки, которые есть у вас или какие вы знаете? (Примерные ответы детей: приходя с улицы переобуваться в домашнюю обувь, домашнюю одежду, мыть руки с мылом, умываться, ковыряться в носу, ябедничать).

– Дети, а какие бывают привычки? (Примерные ответы детей: полезные и вредные.)

– Что такое полезная привычка? (Примерные ответы детей: Она приносит пользу.)

– Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Давайте вместе подумаем и вспомним, какие еще хорошие привычки бывают? (Примерные ответы детей: мыть руки с мылом, умываться, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, аккуратно складывать свои вещи, убирать игрушки и свое рабочее место.)

– Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей, — замечательная привычка. Недаром говорят: «Точность — вежливость королей». Значит, невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортивную секцию.

– О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! (Примерные ответы детей: соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды.) А еще полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.

– Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Что такое вредная привычка? Поговорим о них. (Примерные ответы детей: Это привычка, которая приносит вред.)

– Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Назовите вредные привычки. (Примерные ответы детей: несоблюдение режима дня, малая подвижность, курение и пр.)

– Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки? А почему это плохо? Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!

– Сейчас мы поиграем в игру «Полезно — вредно». Я буду называть привычки, а вы, если это полезная привычка, показываете зелёную карточку, если вредная – красную. (грызть ногти; соблюдать режим дня; долго смотреть телевизор; правильно питаться; говорить неправду; общаться с людьми; чистить зубы; кричать; убирать за собой игрушки; делать зарядку; есть много сладостей; обзывать детей; говорить правду; неряшливо одеваться; пользоваться носовым платком; обманывать; кушать молча; здороваться.)

– Дети, какую же пользу приносят полезные привычки? А вредные привычки? (Примерные ответы детей: полезные — делают человека собранным, здоровым, аккуратным; вредные — делают человека неряшливым, грубым, драчливым и т. д.)

– Послушайте поговорки о привычках: «За худую привычку и умного дураком обзывают», «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»; «Наилучший наставник во всем – привычка».

– А есть еще не просто вредные, а даже опасные для жизни привычки. Это курение, употребление алкоголя и наркотиков. Эти привычки разрушают здоровье людей. При курении легкие чернеют; появляются кашель, одышка, бронхит. Алкоголь притупляет способность ясно мыслить, нарушает координацию движений, затрудняет речь. Наркотики превращают человека в «зомби».

– У всех нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие, полезные привычки. Но с вредными привычками можно и нужно бороться, а сила воли поможет их победить.

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни: ведь здоровье

В магазине не купить!

Подведение итога беседы.

– Дети, что мы сегодня делали? В какую игру играли? Какие выводы вы для себя сделали?

– Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь». Поэтому я хочу закончить нашу беседу такими словами: полезная привычка здоровье сохраняет. А если у нас есть здоровье – то будет все. Берегите его с детства!

Источник

Развлечение на тему: «Полезные привычки»

Автор: Музыкальный руководитель МАДОУ 326 г. Екатеринбурга

Гаязова Ольга Геннадьевна

Цель: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

Ведущая: Здравствуйте, дети!

Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, радостными и здоровыми. Надеюсь, у вас отличное настроение. Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем говорить.

Про девочку, которая сосёт палец.

– Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы — не конфетки.

(Э.Успенский)

Дети, из этих строк стихотворения вы могли понять, о чем пойдет сейчас речь. О привычках. Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то — поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет. Что появляется у человека? Правильно, привычка. Сегодня мы с вами поговорим о привычках.

-Что такое привычка?

(Примерные ответы детей)

Это действие, которое мы повторяем, даже не всегда замечая это. Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

– Ребята перечислите привычки, которые есть у вас или какие вы знаете? (Примерные ответы детей)

Приходя с улицы переобуваться в домашнюю обувь, домашнюю одежду, мыть руки с мылом, умываться, ковыряться в носу, ябедничать.

– Дети, а какие бывают привычки? (Примерные ответы детей)

Полезные и вредные.

– Что такое полезная привычка?

Она приносит пользу.

– Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Давайте вместе подумаем и вспомним, какие еще хорошие привычки бывают?

  • Что такое быть вежливыми ?

Ответы детей:

– Всегда здороваться и прощаться,

– Не обзываться,

– Не толкаться.

  • Поддерживать личную гигиену. Что для этого нужно делать?

Ответы детей:

– Мыть руки с мылом,

– Умываться,

– Чистить зубы.

  • Поддерживать порядок. Как могут участвовать дети в поддержании порядка?

Ответы детей:

– Прибирать за собой игрушки и дома и в детском саду,

– Помогать маме в уборке квартиры, например пылесосить полы.

  • Правильно питаться. Что значит правильно питаться?

– Есть пищу, которая полезна для организма

– Есть побольше овощей и фруктов

– И совсем не есть гамбургеры, чипсы и не пить вредные для организма напитки.

Ведущая: Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Что такое вредная привычка?

Это привычка, которая приносит вред.

– Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Назовите вредные привычки. (Несоблюдение режима дня, малая подвижность, не убирать игрушки, жить в беспорядке)

  • Под музыку в зал входят игровые персонажи Чистюлька и Грязнулька.

Ведущая: Здравствуйте, а вы кто такие?

Чистюлька: Меня зовут Чистюлька, а это мой брат — Грязнулька, только он никогда не здоровается.

Грязнулька: А зачем? Мне и так хорошо.

Ведущая: Ребята, вот видите, не все знакомы с хорошими привычками. Я предлагаю всем вместе отправиться в познавательное путешествие, которое научит наших героев правильным и полезным привычкам.

А отправиться в путешествие я предлагаю на автомобиле.

  • Игра «Машина»

Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.

  • Станция «Вежливая»

Ведущая: Жители этой станции очень вежливые. Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

Давайте познакомим наших гостей с веселым приветствием.

  • Игровое упражнение: «Здравствуйте, ладошки»

Грязнулька: Здравствуй! (обращаясь к Чистюльке). Ну и все теперь я вежливый , бе – бе – бе!(дразнится, Чистюлька обижается).

Ведущая: Ребята, как вы думаете Грязнулька уже может назвать себя вежливым?

Ответы детей.

Ведущая: Конечно, нет, потому что вежливый человек, он не только здоровается при встрече и прощается уходя, но и не обзывается, не толкается, не говорит плохих слов. А еще, он умеет извиняться за плохое поведение.

Чистюлька: Извинись, за свои обидные дразнилки, Грязнулька и ты станешь вежливым.

Грязнулька: Извини, пожалуйста, Чистюлька, я больше так не буду.

Ведущая: ну вот и здорово! А сейчас пришла пора отправиться дальше. Давайте снова сядем за руль и поехали.

  • Игра «Машина»

Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.

Ведущая: Следующая станция на которой мы делаем остановку, это

  • Станция «Личная гигиена»

Грязнулька: Про гигиену я много знаю. Вот послушайте, какое стихотворение я выучил:

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,

Это глупое занятие не приводит ни к чему,

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы, время попусту терять,

Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет,

К старости сама собою облысеет голова.

Ведущая: Ребята, я знаю это стихотворение. Оно называется – “Вредные советы» Григорий Остера. Но мы же с вами не будем так поступать, правда Чистюлька?

Чистюлька: Конечно! Давайте мы сейчас с вами научимся правильно мыть руки.

  • Игра «Моем руки»

Чистюлька:

– Сильно намочите руки, подставьте ручки под струю воды.

– Взяли мыло и намыливаем руки с обеих сторон.

– Намыливаем руки между пальцами

– Полощем руки чистой водой,

– Вытираем руки насухо чистым полотенцем.

Ведущая: А сейчас мы с вами проведем гигиеническую эстафету.

  • Гигиеническая эстафета.

Дети выстраиваются в две команды, по очереди бегут к обручу в котором сложены предметы гигиены и другие предметы, собирают в свою сумочку по одному предмету и бегут обратно. Победит та команда, которая быстрее и правильнее соберет свою сумочку.

Грязнулька: Чистюлька, а Чистюлька а давай ребятам загадки про чистоту загадаем.

Чистюлька: Давай!

Слушайте первую загадку: (загадывают загадки по очереди, при этом Грязнулька поправляет свои волосы, одежду и становится чистым мальчиком)

1. Хожу – брожу не по лесам

А по усам и волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волка и медведей.

(Расческа)

2. Ускользает, как живое

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло)

3. Дорожку полосатую,

Мягкую, лохматую,

Я беру то и дело с собою,

Когда руки и шею мою.

(Полотенце)

4. Верный помощник я мыла,

Мою голову игриво,

Превращаюсь в пену я,

Легкую и белую.

(Шампунь)

5. Пластмассовая спинка

На спинке – щетинка,

Со своей подружкой пастой,

Чищу зубы не напрасно.

(Зубная щетка).

Ведущая: Молодец, Грязнулька! Как быстро ты усвоил полезные привычки.

Грязнулька: И теперь мне не хочется называться эти позорным прозвищем. Ребята, меня ведь Борей зовут. И теперь никто не сможет назвать меня Грязнулькой.

Ведущая: Вот и отлично! Но в нашем путешествии запланирована еще одна станция – станция «Игровая». Ну, что поехали?

  • Игра «Машина»

Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.

  • Станция «Игровая»

Ведущая: А на этой станции, дорогие мои ребята, Чистюлька и Борис, мы будем играть в игру, которая и привьет нам полезную привычку – убирать за собой игрушки. Я попрошу наших гостей предварительно раскидать наши игрушки, а потом ребята покажут вам, как они быстро и качественно справляются с уборкой.

  • Эстафета «Собери игрушки»

Дети выстраиваются в две команды, по очереди бегут в центр круга, где разбросаны игрушки, берут одну игрушку и бегут обратно, складывая принесённые игрушки в обруч, около своей команды. Победит та команда, которая быстрее соберет максимальное количество игрушек.

Ведущая: Посмотрите, какие вы все молодцы, у вас появилась хорошая привычка – прибирать игрушки после игры. И эта привычка должна жить с вами не только в детском саду, но и дома, и во дворе, и в гостях. Договорились?

Ведущая: Ну а сейчас, мы отправляемся дальше. Едем мы к нашей последней станции, которая называется «Правильное питание». Ведь правильно питаться – это тоже полезная привычка! В путь!

  • Игра «Машина»

Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.

  • Станция «Правильное питание»

Грязнулька (Борис): Про правильное питание я знаю, нам с Чистюлькой об этом мама рассказывала.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Да и нет». Если еда полезная – отвечайте «Да», если не полезная – «Нет». (Читают по очереди)

1. Каша – вкусная еда.

Это нам полезно?

2. Лук зеленый иногда

Нам полезен, дети?

3. В луже грязная вода

Нам полезна иногда?

4. Щи – отличная еда

Вы со мной согдасны?

5. Мухоморный суп – еда.

Это нам полезно?

6. Фрукты – просто красота

Это нам полезно?

7. Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки?

8. Овощей растет гряда

Овощи полезны?

9. Сок, компотик иногда

Нам полезны дети?

10. Съесть мешок большой конфет

Нам полезно дети?

11. Лишь полезная еда

На столе у нас всегда

А раз – полезная еда –

Будем мы здоровы?

Ведущая: Вот видите, ребята, как оказывается все просто и вы все знаете. Значит у вас есть полезная привычка -правильно питаться.

Ну, что же отправляемся назад, в детский сад. Ведь наше полезное путешествие закончилось.

  • Игра «Машина»

Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.

Ведущая: В нашем сегодняшнем путешествии мы освоили сразу 4 полезные привычки:

1. Быть вежливыми

2. Соблюдать личную гигиену.

3. Прибирать игрушки после игры.

4. Правильно питаться.

Чистюлька:

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни: ведь здоровье

В магазине не купить!

Грязнулька (Борис):

А в заключении хочу сказать о главном:

Кто хочет быть по жизни капитаном,

Что выбираешь ты, ты для себя реши!

Мы за здоровье, спорт и экологию души!

  • Общий танец «Будем маме помогать»

Герои: Спасибо, вам, ребята! Очень мы рады, что попали сегодня к вам в гости и узнали, что такое полезные привычки и как они помогают людям в жизни. Обещаем, что будем ими пользоваться и никогда не будем про них забывать. А вы обещаете? Ну что же тогда, прощайте!

Герои уходят. Дети расходятся по группам.

4

Источник