Полезные привычки у детей младшего школьного возраста

Многие привычки, полезные и вредные, формируются еще в детстве, и оказывают существенное влияние на жизнь, состояние здоровья, взаимоотношения с другими людьми, успешность. А значит, родителям следует с первых лет и даже месяцев жизни ребенка позаботиться о формировании у него правильных и полезных привычек. Полезные привычки для детей являются составляющей здорового образа жизни, прививая малышу правильные привычки, мы снижаем вероятность появления у него вредных. Если определенный комплекс правильных и полезных действий уже сформирован, без веских причин ребенок не станет от него отступать. Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример родителей, в раннем возрасте они для малыша являются непререкаемым авторитетом и образцом для подражания.

Среди наиболее важных полезных привычек для детей можно назвать такие:

соблюдать распорядок дня;

выполнять гигиенические процедуры;

делать зарядку и заниматься спортом;

придерживаться рационального режима питания;

побольше времени проводить на свежем воздухе;

придерживаться правильного режима сна и бодрствования;

планировать свое время;

поддерживать чистоту и порядок;

создавать позитивный настрой, мыслить позитивно.

Четкий распорядок дня, система очень важны в жизни каждого человека. Когда ребенок совсем маленький, взрослые решают за него, что и когда он будет делать. Хорошо, если при этом они придерживаются режима, полезная привычка сформируется у ребенка с первых месяцев жизни, и ему будет проще уже осознанно соблюдать распорядок дня. Знакомство малыша с понятиями «режим, распорядок» можно провести одновременно со знакомством с часами, продемонстрировать движение стрелок и рассказать, что он будет делать, когда стрелки окажутся в определенном месте.

Полезные привычки

Учите ребенка любить работу

Приближаются выходные, и что слышат дети? Слава богу, пятница, можно отдохнуть от этой работы, начальник у меня – свинья, подчиненные не слушаются, а работа в целом бесит. Такая позиция с самого детства учит человека тому, что работа – это плохо, тяжело и неприятно. Дети, которых так тренируют, не захотят работать или начинать собственный бизнес. При этом нужно, чтобы ребенок был способен выполнять работу, которая ему не нравится или заставляет напрягаться – потому что это развивает характер, силу воли. Если же делать только то, что нравится – никакой дополнительной пользы для человека это не принесет.

Учите ребенка делиться.

«Я сам!» и «Мое!» – основные слова малыша. Фактически «Мое» – одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.

Играя с другими детьми в песочнице, ребенок замечает новую игрушку. Он обязательно захочет с ней поиграть. Важно научить своего ребенка спрашивать разрешение взять что-либо чужое, а так же научить делиться с другими. Не принуждайте ребенка делиться. Вместо этого создайте отношения и среду, которые поощряют ребенка в этом желании. Владение дает силу. Для вас это только игрушки. Для ребенка это ценные, дорогие вещи. Уважайте чувства малыша, поощряя способность поделиться. Если зашел спор на счет какой-либо игрушки, практикуйте поочередное владение. Обязательно заранее скажите ребенку, что когда вы будете уходить, он все игрушки сможет забрать обратно.

Без телевизора и мобильного телефона

Кто лучший друг “нормального” ребенка? Скорее всего, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Мобильник приучает человека не организовывать и не планировать свое время, а телевизор демонстрирует неправильные модели жизни. Чему вас учит мультик про Губку Боба? Ленивый, распущенный, нигилистичный мужичок радуется по поводу того, как он обвел вокруг пальца других. Вы хотели бы, чтобы ваши сыновья выросли такими мужичками? Хотели бы таких мужей для своих дочерей?

Народная мудрость недаром отмечает взаимосвязь между привычками человека и его судьбой. Сформировать правильные привычки в зрелом возрасте непросто, иногда приходится переламывать себя, а вот у детей они закладываются естественно. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит их родителям. И личный пример тут важнее слов. Так что родителям нужно тщательно контролировать собственные привычки – не противоречат ли они тому, что взрослые пытаются привить ребенку.

Источник

Многие привычки, полезные и вредные, формируются еще в детстве, и оказывают существенное влияние на жизнь, состояние здоровья, взаимоотношения с другими людьми, успешность. А значит, родителям следует с первых лет и даже месяцев жизни ребенка позаботиться о формировании у него правильных и полезных привычек. Полезные привычки для детей являются составляющей здорового образа жизни, прививая малышу правильные привычки, мы снижаем вероятность появления у него вредных. Если определенный комплекс правильных и полезных действий уже сформирован, без веских причин ребенок не станет от него отступать. Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример родителей, в раннем возрасте они для малыша являются непререкаемым авторитетом и образцом для подражания.

Среди наиболее важных полезных привычек для детей можно назвать такие:

  • соблюдать распорядок дня;
  • выполнять гигиенические процедуры;
  • делать зарядку и заниматься спортом;
  • придерживаться рационального режима питания;
  • побольше времени проводить на свежем воздухе;
  • придерживаться правильного режима сна и бодрствования;
  • планировать свое время;
  • поддерживать чистоту и порядок;
  • создавать позитивный настрой, мыслить позитивно.

Четкий распорядок дня, система очень важны в жизни каждого человека. Когда ребенок совсем маленький, взрослые решают за него, что и когда он будет делать. Хорошо, если при этом они придерживаются режима, полезная привычка сформируется у ребенка с первых месяцев жизни, и ему будет проще уже осознанно соблюдать распорядок дня. Знакомство малыша с понятиями «режим, распорядок» можно провести одновременно со знакомством с часами, продемонстрировать движение стрелок и рассказать, что он будет делать, когда стрелки окажутся в определенном месте.

Из гигиенических привычек наиболее важны привычки мыть руки, умываться, чистить зубы, выполнять водные процедуры. Сначала родители сами умывают и купают ребенка, чистят ему зубы, причесывают, потом приучают выполнять эти процедуры под их присмотром, показывают, как это правильно делать, заодно объясняют важность гигиены для здоровья. Со временем привычки доводятся до автоматизма, в идеале ребенок должен выполнять гигиенические процедуры без напоминания.

Важна для детей привычка к утренней гимнастике, которую недаром называют зарядкой – она придает заряд бодрости, укрепляет здоровье, а еще является важным дисциплинирующим фактором. В доме, квартире обязательно должен быть уголок для занятий спортом, очень хорошо, если ребенок выполняет упражнения вместе с кем-то из взрослых, можно также включать видеозапись с комплексом упражнений, для самых маленьких достаточно трехминутного комплекса.

Пищевые привычки очень важны для здоровья, а формироваться они начинают еще в период грудного вскармливания и введения прикорма. Необходимо, чтоб в доме всегда был запас разнообразных полезных для здоровья продуктов, а вот фаст-фуда, сдобы и сладостей, чипсов, жирной пищи нужно покупать поменьше. Ребенка следует приучать есть без лишней спешки, тщательно жевать, не переедать, делать перекусы, но при этом не перебивать аппетит, придерживаться питьевого режима, не отвлекаться во время приема пищи.

Необходимо, что ребенок достаточно времени проводил на улице. Ежедневные прогулки, сначала в сопровождении родителей, затем самостоятельные, поездки по выходным за город, вылазки в парк — это отличный активный отдых, важный для здоровья.

С раннего возраста нужно сформировать у ребенка ритуал отхода ко сну и привычку засыпать в определенное время, а в школьном возрасте следить, чтоб этот ритм не сбился. Правильное чередование сна и бодрствования важно для физического и психического здоровья, иммунитета, работоспособности.

Привычка планировать свое время сродни привычке соблюдать режим дня, но формируется несколько позже, когда у ребенка появляются обязанности, круг задач, которые необходимо выполнить за день, за неделю. Планирование нужно начинать с небольших временных интервалов – на несколько часов, на день, и постепенно учить ребенка строить планы на месяцы и годы.

Формировать привычку поддерживать порядок нужно на собственном примере, при этом не выполнять за ребенка его обязанности. Начинать нужно с малого, привычки убирать игрушки после игры, складывать одежду, застилать постель. Привычный к порядку человек больше успевает, ему легче будет ужиться с другими людьми, он организован и дисциплинирован.

Верный способ вырастить успешного человека — приучить ребенка побольше улыбаться, радоваться удачам, не зацикливаться на проблемах, верить, что все к лучшему.

Народная мудрость недаром отмечает взаимосвязь между привычками человека и его судьбой. Сформировать правильные привычки в зрелом возрасте непросто, иногда приходится переламывать себя, а вот у детей они закладываются естественно. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит их родителям. И личный пример тут важнее слов. Так что родителям нужно тщательно контролировать собственные привычки – не противоречат ли они тому, что взрослые пытаются привить ребенку.

Скачать данный материал: 

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(2 оценили, оценка: 3,00 из 5)
Loading…

Источник

Дом и семья – это первая и самая главная школа жизни каждого ребенка. Любой родитель старается приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым.

На протяжении жизни детки наблюдают за своими родными и учатся всему у них. Они перенимают привычки и стараются подражать взрослым. Поэтому важно научить ребенка понимать отличие между хорошим и плохим. И конечно, прививать себе и малышу правильные привычки. А какие? Об этом дальше в нашей статье.

1. Тщательно мыть руки. Самая полезная привычка! Объясните малышу, что большинство болезней провоцируют бактерии. Поэтому очень важно, после улицы, игр и перед едой мыть руки.

2. Чистить зубы 2 раза в день. Это важно, так же как и первый пункт. От этого зависит здоровье органов пищеварения.

3. Пить воду. Большинство деток страдает от обезвоживания. А это приводит к головным болям, усталости и раздражительности.

Не стоит заменять стакан воды газированным напитком или соком, чистая вода приносит намного больше пользы.

4. Движение – это жизнь. А для ребенка оно должно быть не менее 3 часов день. Игры, катание на роликах, санках или велосипеде, занятия на свежем воздухе, спортивная секция – все это укрепляет детский иммунитет.

5. Завтрак. Его пропускать нельзя ни в коем случае! Ребенок, который поел с утра, легче справляется с нагрузками.

6. Полезные перекусы. Все дети любят фаст-фуд (чипсы, сухарики, бургеры и пр.) Эта еда привлекает не только запахом, но и внешним видом. Старайтесь заменять такую еду более полезной – овощи и фрукты.

Они должны находиться в доступном для ребенка месте.

7. Время гаджетов. Многие жалуются, что чадо слишком много времени проводит у компьютера или со смартфоном в руках. Покажите на личном примере, как можно разнообразить досуг в кругу семьи.

Для просмотра ТВ или игр в планшете установите временные рамки.

В остальное время можно поиграть в настольные игры или что-нибудь подвижное.

ВНИМАНИЕ! Не забывайте, бесконтрольное нахождение у экрана телевизора и монитора приводит к психологическим проблемам, ухудшению зрения и проблемам с сердечно-сосудистой системой.

8. Полноценный сон. Во время сна организм избавляется от токсинов и восстанавливается. А у ребенка еще и развивается мозг. Это все благотворно влияет на детскую психику, позволяет быть активным и бодрым на протяжении дня.

Неполноценный сон приводит к переменам в настроении, ухудшению концентрации.

9. Ценить время. Учите ребенка правильно распоряжаться временем, во всем и всегда быть пунктуальным. Объясните, чем может обернуться опоздание.

Например, в школе он может получить замечание. Пусть с детства приучается делать все вовремя.

10. Соблюдать правила безопасности. Эта привычка должна быть выработана до автоматизма. Правильно пользоваться электроприборами, не переходить дорогу на красный свет, правильно обращаться с огнем, не забывать про ремни безопасности в машине.

  • И самое главное, чему вы должны научить ребенка – с оптимизмом смотреть на все вещи.

Покажите на собственном примере свое позитивное отношение к жизни. Ведь оптимистам живется легче. Учите ребенка этим простым правилам, и он вырастет здоровым, счастливым и ответственным за свои поступки человеком.

ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Цены и ассортимент приятно удивят, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.

“МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ” Приятных покупок!

Источник

Что такое привычка. Привычки полезные и вредные.

Внеурочное занятие для младших школьников.

Цель: сформировать у учащихся представление о привычке.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, презентация «Привычка», рисунок дерева, листья дерева, вырезанные из бумаги, фонограмма песни «Гимнастика».

Участники занятия: учащиеся начальных классов.

Проводит: социальный педагог: Балышева М.Ю.

Ход занятия.

Слайд 2.

Педагог. В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. Во дворце жил правитель, у которого было три сына.

Слайд 3.

Педагог: отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.

Слайд4-5.
Педагог: правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?»

Слайд 6.

Педагог: мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».

Слайд 7.

Педагог: выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны. Обратите внимание на дерево (одна сторона дерева покрыта листьями, другая сторона дерева без листьев).

Педагог: здоровье человека-это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больны, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, не сможете полностью реализоваться в этом мире. На сегодняшнем занятии, мы попробуем оживить дерево и узнать, что нужно для того, чтобы был здоров человек.

Слайд 8.

Педагог: обратите внимание на буквы.

Задание – убрать повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить слово.

Слайд 9.

Педагог: какое слово у вас получилось? ( Ответы детей).

Что означает слово привычка? (Ответы детей).

Педагог: привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили одну особенность, которую мы сейчас постараемся отгадать.

Слайд 10.

Педагог: ребята, для того, чтобы узнать эту особенность, нужно составить пословицу.

Ответы детей.

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Педагог: итак, кто из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие сегодня?

Ответы детей.

Педагог: сегодня мы будем говорить о привычках. Что такое привычка мы уже сказали. У вас есть привычки? (Ответ детей)

Какие? (Ответы детей)

Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)

Педагог: привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь. Но здоровье человека тесно связано с привычками.

Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Мы уже с вами сказали о том, что привычки бывают полезными и вредными.
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на здоровье человека? (Ответ детей)

Сегодня на занятии мы попробуем оживить дерево, выполняя задания и узнавая для себя что-то новое.

Слайд 11.

1 задание «Здоровье».


«Здоровье все-без здоровья ничего».

Задание: на каждую букву слова «Здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

Ответы детей.

З – зарядка, Д-диета, О –отдых, Р- режим, О –отдых, В -вода, витамины, Ь, Е-еда.

Следить за своим здоровьем – это полезная привычка.

Прикрепим листик «Здоровье» на дерево (бумажный листок прикрепляется к той части дерева, которая без листьев).

Слайд 12.

2 задание «Режим».

«Здоровье не купишь – его разум дарит».

Задание: на доске режим дня, но с ошибками. Пока играет музыка необходимо восстановить в правильном режимном порядке.

7:00-подъем

13:00-обед

7:15-зарядка

14:00-отдых

8:30-завтрак

16:00- полдник

8:30-13:20 -уроки

19:00-ужин

21:00-сон

Педагог. Это примерный режим дня для школьников вашего возраста. Выполнение режима дня – это привычка? Какая привычка?

Прикрепим листик «Режим» на дерево.

Слайд 13.

4 задание «Правильное питание».

«Правильное питание-залог долголетия».

Педагог. Ребята, обратите внимание. На экране разные продукты. Выберите из них вредные и полезные продукты питания.

Очень важно перед школой поесть, нам необходим горячий завтрак из двух блюд,например, чай, каша, йогурт. В течение всего дня мы должны есть разнообразную пищу, содержащую белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Эти вещества содержаться в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах и фруктах. Интервал между приемами пищи не должен быть больше 3 – 4 часов.

Режим питания – это полезная или вредная привычка? Полезная.

А чем опасны вредные продукты? (Ответы детей).

Вредные продукты содержат сахарозаменители, ароматизаторы, специи, усилители вкуса, красители. Поэтому такие продукты вызывают различные заболевания: кариес, гастрит, дисбактериоз и другие.

Слайд 14.

Стихотворение «Полезные и вредные продукты».

Педагог: правильное питание – это полезная привычка, прикрепим листик «Полезное питание» к дереву.

Слайд 15.

Физминутка.

Педагог: ребята, у каждого из вас карточки со словами, нужно встать парами, найдя слова, подходящие друг к другу. Найдя друг друга, пара выполняет движения под музыку.

  1. Ноги

  2. Руки

  3. Нос

  4. Волосы

  5. Зубы

  6. Ногти

  7. Голова

  8. Одежда

  9. Таз с водой

  10. Мыло

  11. Носовой платок

  12. Расческа

  13. Зубная паста

  14. Ножницы

  15. Головной убор.

  16. Щетка

  17. Правильная обувь.

  18. Перчатки.

Слайд 16.

5 задание «Частокол».

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Педагог: ребята, разгадайте ребус.

пИоПсоРСорОтУсДЖРм

Слайд 17 «Дружи со спортом».

Педагог: спорт – это полезная привычка. Спорт это здоровье, красивая фигура, выносливость. Заниматься спортом – это какая привычка?

Прикрепляем листик «Здоровье» на дерево.

Педагог: о каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, мытье посуды — это хорошие привычки. Полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.

Прикрепим листочки «Гигиена», «Чистота в доме» на дерево.

Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь.

 Какие привычки вредны для человека? (Ответы детей: курение, употребление спиртных напитков, наркомания, игромания и т. п.) 

Слайд18.
Педагог: ребята, как вы понимаете пословицу: «Бедность – от лени, а болезнь – от невоздержанности»? (Ответы детей).

Педагог: если человек не привык к труду, он будет беден. А если он не привыкнет бороться со своими вредными привычками, он будет болеть. Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.

Слайд 19.

Педагог: о вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения.

Слайд 20.

Педагог. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым – фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 – летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам – балеринами, певицами и др.). Курение и школьник несовместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.

Слайд 21.

Навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные.

Педагог: это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Слайд 22.

Здоровье – это не игрушка.

Легко сломать, нельзя купить.

Давайте лучше мы подумаем, как нам его сохранить.

Педагог: в старину говорили, что здоровье приходит золотниками, а уходит пудами. Золотник- это совсем небольшой вес, примерно вес одной пятикопеечной монеты, а пуд- 16 кг. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье намного быстрее.

Работа в группах. Задание – разделить привычки из предложенного списка на 2 группы – полезные привычки и вредные привычки.

Слайд 23.

  • спать с открытой форточкой

  • обманывать

  • умываться

  • чистить зубы

  • грызть ногти

  • сутулиться

  • класть вещи на место

  • выполнять домашнее задание

  • заниматься спортом

  • пропускать уроки

  • говорить правду

  • лениться

  • курить

  • читать лежа

  • мыть за собой посуду

  • драться

  • конфликтовать

Педагог: здоровый образ жизни полностью отвергает вредные привычки. Только осознанное отношение к возможным последствиям пагубных пристрастий дает положительные результаты в искоренении вредных привычек.

Проводится игра «Волшебный стул».

Задание для детей. Сесть на стул и сказать: «Я забочусь о своем здоровье. У меня есть полезная привычка……»

Слайд 24.

Рефлексия.

– О чем вы сегодня узнали?
– Какие привычки называют полезными?
– Какие вредными?
– К чему приводят вредные привычки?
– Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать?
– Какой основной вывод можем сделать?

Слайд 25.

Вывод

Существуют разные привычки: полезные и вредные. Хорошие привычки можно в себе развить. Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек. Не иметь вредной привычки помогает сила воли. Избавиться от плохой привычки тоже нужна сила воли.

Заключительная часть: подведение итогов занятия.

Педагог. Посмотрите на наше дерево, что с ним произошло?

(Ответы детей).

Педагог: каждый человек хозяин своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так и будет.

Источник