Полезные навыки программа для начальной школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табарсукская средняя общеобразовательная школа

Общеобразовательная

превентивная программа

для работы с несовершеннолетними

«Полезные привычки»

1 – 4 классы

Пояснительная записка

    Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей  начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».

     Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.

     Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:

  1. Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
  2. Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  3. Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
  4. Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).

     Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе,  продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

    Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс  и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность.   Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.

     Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).

Нормативно – правовые документы.

    Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.

  1. Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
  2. Концепция демографической политики РФ  на период до 2025 года.
  3. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
  4. Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
  6. Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г.

Полезные привычки 1-4 класс.

   Программа «Полезные привычки» предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.

    Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующим возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

    Задачи:

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
  2. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
  3. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщении учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

   Программа «Полезные привычки» содержит 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по 2 урока в каждом. Первые тир блока (6 уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей (ЛСК), последние два урока 4 блока содержит информацию о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.

     Для формирования специфических жизненных навыков предусмотрено 12 уроков.

Читайте также:  Меда в бане и их полезные свойства

Учебно-тематическое планирование

 1 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1

Я – неповторимый человек.

Показать уникальность каждого ученика

2

Культура моей страны и Я.

Показать культурные традиции ЗОЖ

3

Чувства.

Дать представление о различных чувствах людей и возможность управления ими.

4

О чем говорят чувства.

Показать способы предупреждения и преодоление отрицательных чувств.

5

Множество решений.

Показать многообразие принимаемых людьми решений

6

Решения и здоровье.

Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как ценности.

7

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Познакомить с понятиями «лекарства» и «яд»

8

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Дать информацию о вреде пассивного курения

Учебно-тематическое планирование

 2 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1/9

Вкусы и увлечения.

Показать разнообразие вкусов и увлечений

2/10

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Показать, что у одноклассников можно многому научиться

3/11

О чем говорят выразительные движения.

Познакомить с выразительными движениями как средствами невербального общения

4/12

Учусь понимать людей.

Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения.

5/13

Опасные и безопасные ситуации.

Обсудить опасные и безопасные ситуации.

6/14

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Способствовать рациональному принятию решений

7/15

Реклама табака и алкоголя.

Познакомить с рекламными приемами

8/16

Правда об алкоголе

Рассказать о действии алкоголя на организм

Учебно-тематическое планирование

 3 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1/17

Мой характер

Способствовать анализу детьми собственных личностных качеств

2/18

Учусь оценивать себя.

Разговор о самооценке

3/19

Учусь взаимодействовать.

Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии с другими.

4/20

Учусь настаивать на своем.

Научить настаивать на интересах в неагрессивной форме

5/21

Я становлюсь увереннее .

Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе

6/22

Когда на меня оказывают давление.

Объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей

7/23

Курение (часть 1)

Показать вредное влияние табачного дыма на организм

8/24

Курение (часть 2)

Показать последствие курения на организм

Учебно-тематическое планирование

 4 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1/25

Самоуважение.

Способствовать самоуважению детей

2/26

Привычки.

Способствовать анализу своих привычек

3/27

Дружба (часть 1)

Поговорить о дружбе

4/28

Дружба (часть 2)

Рассмотреть дружбу и влияние друзей

5/29

Учусь сопротивляться давлению

Обсудить давление и способы сопротивления давлению

6/30

Учусь говорить «НЕТ»

Научить отказываться в опасных ситуациях

7/31

И снова алкоголь.

Повторить информацию об алкоголе и его рекламе

8/32

Алкоголь в компании.

Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании

Источник

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

 «Центр дополнительного образования для детей»

                                                                                                Утверждаю

                                                                                                Директор ________Н.Ф.Алексеева

                                                                                                 __________  2009 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Полезные  навыки»

Возрастной диапазон: 11 – 14 лет

Срок реализации:  3 года

                                                                                              Автор:                                                          

                                                                                             Зубкова Е.И.

                                                                                         педагог доп. образования

                                                                      – высшая  кв. категория

Южноуральск

2009 год

Информационная карта программы

Читайте также:  Чем полезны отруби и как их употреблять

«Полезные навыки»

  • ФИО педагога:       Зубкова Елена Ивановна
  • Тип программы:     адаптированная
  • Образовательная область:    психология
  • Направленность деятельности:   социально-педагогическая
  • Способ освоения содержания образования:   репродуктивный, креативный,  эвристический
  • Уровень освоения образования:   общекультурный
  • Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование  
  • Форма реализации программы:  индивидуально – групповая
  • Продолжительность реализации программы:  трехгодичная

Пояснительная записка

        Образовательная  программа  «Полезные навыки»  является  составной частью социально-педагогического образования   детей  в  учреждении   дополнительного образования.  Программа  «Полезные навыки»  это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной  и  является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

         К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

     Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного

образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

 В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является    особенно актуальным.

           Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного. 

Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.

        Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  • предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
  •  формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  •  формирование поведенческих  навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Образовательная программа дополнительного образования  «Полезные навыки» разработана  для  5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.

Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

          Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.

Наполняемость группы:  допустимая  –  15 человек,  оптимальная  –  12 человек.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа    учитывает  уровень  подготовленности  обучающихся,  их склонности,  способности,  особенности  характера  и  обеспечивает  индивидуальный   объем и  темп  усвоения учебного  материала,  а  в  целом  –  реализует   личностно – ориентированную  модель образования  и   технологию  развивающего  обучения,  которая  позволяет  обеспечить  оптимальные  условия  для  самореализации  личности  ребенка  в  этом  возрасте.

    Обучение по программе  строится на  общепедагогических  принципах: научности;  системности  и  последовательности;  доступности  и  актуальности для ребенка,  а  также    связи  учебного материала  с  его  жизнью.

      Одним  из  наиболее  широко  применяемых  в  преподавании  методов  является  беседа,  сочетающаяся  с  рассказом, объяснением  и  активным  использованием  средств  наглядности:  опытов,  плакатов, фотографий,  видеоматериалов. В  максимальной  степени  реализовать воспитательную  и  развивающую   направленность изучаемого  материала  позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.

Основной формой организации  учебной  работы  по  программе является занятие,  продолжительностью  45 минут (1 раз в неделю по 1 часу). 

На   занятии  педагог  помогает  детям  освоить соответствующую систему знаний  и   последовательно  способствует  формированию  необходимых  умений.  

    На  занятии,  как  правило,  используются  разнообразные  виды  деятельности обучающихся  и  педагога,  вследствие  чего  занятия  чаще всего  носят  комбинированный  характер.  

Форма организации занятий: индивидуально-групповая.

     Структура  занятий  включает  теоретическую  и  практическую  части.  Теоретическая  часть содержит   беседы  о  вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая  тема  программы  предусматривает  большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся  лучше усвоить материал каждой темы.

Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что  позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.

Обучение  по  программе  «Полезные навыки» направлено  на достижение следующих  ожидаемых результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:

– Репродуктивный (Р) – решение творческих задач по образцу;

Читайте также:  Чем полезен липовый чай для организма

– Эвристический, ассоциативный (Э)  – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

– Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.

В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)  учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.

 Важнейшим  условием  реализации  программы  является  создание психологической атмосферы. Ее создают:

(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;

(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;

(3) использование методов обучения в группе.

 Комплексное  учебно – методическое  обеспечение  программы  включает:

1. Информационное  обеспечение:  специальную литературу и видеоматериалы.

2. Рабочие тетради (альбомы).

3. Контрольно – измерительные  материалы:  методики  контроля,  пре-тест, пост-тест.

Учебно – тематический план

1 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Что такое ПАВ

4

1

3

3

Соблюдай безопасность

7

2

5

4

Кто и почему употребляет ПАВ

4

1

3

5

Давление, влияния, ситуации

8

2

6

6

Ингалянты

2

1

1

7

Мое здоровье

10

2

8

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Содержание

учебно-тематического плана

1 года обучения

Тема 1 (2ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория:  (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика: (1ч.)

Пре-тест – оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Материалы:

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2 (4ч.)  Что такое психоактивное вещество?

Теория: (1ч.)

Понятие ПАВ.  ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.

Практика: (3ч.)

Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».

Словарь:
Психоактивное вещество – это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики – запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.

Тема 3 (7ч.)  Соблюдай безопасность

Теория: (2ч.)

Принятие решений.  Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.

Практика: (5ч.) 

Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно – безопасно».

Словарь:

 Инструкции – правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.

Тема 4 (4ч.)  Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.

Практика:  (3ч.)

Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.

Словарь:
Эффект – последствие действия или поступка.
Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка – отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:  
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.

Тема 5 (8ч.)  Давление, влияние, ситуации.

Теория:  (2ч.) 

Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.

Практика:  (6ч.)

Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ – как следует
поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.

Словарь:

 Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать – уговаривать, заставлять поверить.
Дилер – человек, который продает наркотики.
Материалы:

Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.

Тема 6 (2ч.)  Ингалянты.

Теория: (1ч.)

Риск  негативных последствий для здоровья. Мотивы  употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.

Практика:  (1ч.)

Работа по карточкам. Таблица «Есть риск – Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.

Материалы:

Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.

Тема 7 (10ч.)  Мое здоровье.

Теория: (2ч.)

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.

Практика:  (8ч.)

Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».

Словарь:

 Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:

Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.

Тема 8 (2ч.)  Заключительное занятие. Пост – тест.

Теория: (1ч.) 

Обобщение полученных знаний.

Практика:  (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности обучения.

Материалы:

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

Учебно – тематический план

2 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Тревожность

4

1

3

3

Преодоление тревожности

7

2

5

4

Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор

6

1

4

5

Манипулирование

10

2

8

6

Давление

4

1

3

7

Наркотики

4

2

2

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Литература:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
  3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
  4. Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
  7. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
  8. Материалы для учителя. «Полезные привычки».
  9. Рабочая тетрадь «Полезные привычки»

Источник