Полезные навыки программа для начальной школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Табарсукская средняя общеобразовательная школа
Общеобразовательная
превентивная программа
для работы с несовершеннолетними
«Полезные привычки»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».
Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.
Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:
- Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
- Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
- Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).
Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.
Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
- Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
- Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
- Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г.
Полезные привычки 1-4 класс.
Программа «Полезные привычки» предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующим возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщении учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Программа «Полезные привычки» содержит 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по 2 урока в каждом. Первые тир блока (6 уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей (ЛСК), последние два урока 4 блока содержит информацию о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.
Для формирования специфических жизненных навыков предусмотрено 12 уроков.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1 | Я – неповторимый человек. | Показать уникальность каждого ученика |
2 | Культура моей страны и Я. | Показать культурные традиции ЗОЖ |
3 | Чувства. | Дать представление о различных чувствах людей и возможность управления ими. |
4 | О чем говорят чувства. | Показать способы предупреждения и преодоление отрицательных чувств. |
5 | Множество решений. | Показать многообразие принимаемых людьми решений |
6 | Решения и здоровье. | Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как ценности. |
7 | Нужные и ненужные тебе лекарства. | Познакомить с понятиями «лекарства» и «яд» |
8 | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | Дать информацию о вреде пассивного курения |
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/9 | Вкусы и увлечения. | Показать разнообразие вкусов и увлечений |
2/10 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | Показать, что у одноклассников можно многому научиться |
3/11 | О чем говорят выразительные движения. | Познакомить с выразительными движениями как средствами невербального общения |
4/12 | Учусь понимать людей. | Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения. |
5/13 | Опасные и безопасные ситуации. | Обсудить опасные и безопасные ситуации. |
6/14 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | Способствовать рациональному принятию решений |
7/15 | Реклама табака и алкоголя. | Познакомить с рекламными приемами |
8/16 | Правда об алкоголе | Рассказать о действии алкоголя на организм |
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/17 | Мой характер | Способствовать анализу детьми собственных личностных качеств |
2/18 | Учусь оценивать себя. | Разговор о самооценке |
3/19 | Учусь взаимодействовать. | Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии с другими. |
4/20 | Учусь настаивать на своем. | Научить настаивать на интересах в неагрессивной форме |
5/21 | Я становлюсь увереннее . | Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе |
6/22 | Когда на меня оказывают давление. | Объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей |
7/23 | Курение (часть 1) | Показать вредное влияние табачного дыма на организм |
8/24 | Курение (часть 2) | Показать последствие курения на организм |
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/25 | Самоуважение. | Способствовать самоуважению детей |
2/26 | Привычки. | Способствовать анализу своих привычек |
3/27 | Дружба (часть 1) | Поговорить о дружбе |
4/28 | Дружба (часть 2) | Рассмотреть дружбу и влияние друзей |
5/29 | Учусь сопротивляться давлению | Обсудить давление и способы сопротивления давлению |
6/30 | Учусь говорить «НЕТ» | Научить отказываться в опасных ситуациях |
7/31 | И снова алкоголь. | Повторить информацию об алкоголе и его рекламе |
8/32 | Алкоголь в компании. | Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании |
Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор ________Н.Ф.Алексеева
__________ 2009 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Полезные навыки»
Возрастной диапазон: 11 – 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор:
Зубкова Е.И.
педагог доп. образования
– высшая кв. категория
Южноуральск
2009 год
Информационная карта программы
«Полезные навыки»
- ФИО педагога: Зубкова Елена Ивановна
- Тип программы: адаптированная
- Образовательная область: психология
- Направленность деятельности: социально-педагогическая
- Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический
- Уровень освоения образования: общекультурный
- Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование
- Форма реализации программы: индивидуально – групповая
- Продолжительность реализации программы: трехгодичная
Пояснительная записка
Образовательная программа «Полезные навыки» является составной частью социально-педагогического образования детей в учреждении дополнительного образования. Программа «Полезные навыки» это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной и является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».
Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного
образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является особенно актуальным.
Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного.
Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Образовательная программа дополнительного образования «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.
Наполняемость группы: допустимая – 15 человек, оптимальная – 12 человек.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа учитывает уровень подготовленности обучающихся, их склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом – реализует личностно – ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности; системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: опытов, плакатов, фотографий, видеоматериалов. В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 минут (1 раз в неделю по 1 часу).
На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятии, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит беседы о вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся лучше усвоить материал каждой темы.
Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.
Обучение по программе «Полезные навыки» направлено на достижение следующих ожидаемых результатов:
- полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:
– Репродуктивный (Р) – решение творческих задач по образцу;
– Эвристический, ассоциативный (Э) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
– Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Важнейшим условием реализации программы является создание психологической атмосферы. Ее создают:
(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;
(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;
(3) использование методов обучения в группе.
Комплексное учебно – методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение: специальную литературу и видеоматериалы.
2. Рабочие тетради (альбомы).
3. Контрольно – измерительные материалы: методики контроля, пре-тест, пост-тест.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое ПАВ | 4 | 1 | 3 |
3 | Соблюдай безопасность | 7 | 2 | 5 |
4 | Кто и почему употребляет ПАВ | 4 | 1 | 3 |
5 | Давление, влияния, ситуации | 8 | 2 | 6 |
6 | Ингалянты | 2 | 1 | 1 |
7 | Мое здоровье | 10 | 2 | 8 |
8 | Заключительное занятие. Пост – тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Содержание
учебно-тематического плана
1 года обучения
Тема 1 (2ч.) Вводное занятие. Пре – тест.
Теория: (1ч.)
Знакомство с содержанием курса.
Практика: (1ч.)
Пре-тест – оценка эффективности обучения на начальном этапе.
Материалы:
Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.
Тема 2 (4ч.) Что такое психоактивное вещество?
Теория: (1ч.)
Понятие ПАВ. ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.
Практика: (3ч.)
Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».
Словарь:
Психоактивное вещество – это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики – запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.
Тема 3 (7ч.) Соблюдай безопасность
Теория: (2ч.)
Принятие решений. Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.
Практика: (5ч.)
Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно – безопасно».
Словарь:
Инструкции – правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.
Тема 4 (4ч.) Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.
Практика: (3ч.)
Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.
Словарь:
Эффект – последствие действия или поступка.
Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка – отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.
Тема 5 (8ч.) Давление, влияние, ситуации.
Теория: (2ч.)
Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.
Практика: (6ч.)
Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ – как следует
поступать. Ролевая игра, иллюстрирующая правильное поведение в опасных ситуациях.
Словарь:
Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать – уговаривать, заставлять поверить.
Дилер – человек, который продает наркотики.
Материалы:
Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.
Тема 6 (2ч.) Ингалянты.
Теория: (1ч.)
Риск негативных последствий для здоровья. Мотивы употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.
Практика: (1ч.)
Работа по карточкам. Таблица «Есть риск – Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.
Материалы:
Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.
Тема 7 (10ч.) Мое здоровье.
Теория: (2ч.)
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.
Практика: (8ч.)
Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».
Словарь:
Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:
Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.
Тема 8 (2ч.) Заключительное занятие. Пост – тест.
Теория: (1ч.)
Обобщение полученных знаний.
Практика: (1ч.)
Пост-тест – диагностика эффективности обучения.
Материалы:
Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Тревожность | 4 | 1 | 3 |
3 | Преодоление тревожности | 7 | 2 | 5 |
4 | Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор | 6 | 1 | 4 |
5 | Манипулирование | 10 | 2 | 8 |
6 | Давление | 4 | 1 | 3 |
7 | Наркотики | 4 | 2 | 2 |
8 | Заключительное занятие. Пост – тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Литература:
- Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
- Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
- Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
- Материалы для учителя. «Полезные привычки».
- Рабочая тетрадь «Полезные привычки»