Полезные навыки мои ценности 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
«Меркуловская средняя общеобразовательная школа»
Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Подготовительная работа: поручить 2 ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами (образец ответа в тексте сценария).
Оборудование:
• бумажная фигурка мистера Икс, скотч;
• альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед классным часом.
Оформление:
• в левой части доски нарисовать мелом гору жизни с «Пиком счастья», лестницу с тремя перекладинами (деньги, власть и слава);
• в правой части доски записать: Нравственные ценности
• прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
• благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
• чуткость, способность сопереживать, милосердие;
• любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
Задания для групп
1. Преуспевающий человек – это тот, кто…
2. Неудачник – это человек, который…
3. Человек в жизни состоялся, если он имеет…
4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…
5. Истинные ценности – это…
6. Мнимые ценности – это…
План классного часа
I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?».
II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».
III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».
IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».
V. Проект «Лестница к счастью».
VI. Словарная работа.
VII. Работа в группах «Допиши предложения».
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»
Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.
– А что такое счастье? Примерные ответы детей:
– Это когда все получается.
– Когда все живы и здоровы.
– Когда все есть, чего только ни пожелаешь.
– Когда сбываются мечты.
– Когда тебя все уважают.
– Когда ты известен, все тобой восхищаются.
– Когда занимаешься любимой работой. Классный руководитель. А как стать счастливым?
Примерные ответы детей:
– Выиграть в лотерею.
– Достать волшебную палочку.
– Иметь богатых родителей.
– Найти клад.
– Много работать, чтобы воплотить свою мечту.
II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»
Классный руководитель. Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь – лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».
Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.
Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.
Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька – это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.
Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.
III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»
Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.
Примерные ответы детей:
– Деньги – это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.
– И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть – это тоже мнимая ценность.
– Слава – это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»
Классный руководитель. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?
Примерные ответы детей:
– Это истинные ценности. Они не изменят человеку.
– Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.
– Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.
– Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.
– Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят и он добьется успеха в жизни.
– Смирение – это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души. Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.
V. Проект «Лестница к счастью»
Классный руководитель. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.
Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:
• ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
• ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
• ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
• христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
– Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?
– Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?
(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)
VI. Словарная работа
Классный руководитель. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).
Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля – и нашли такие значения указанных слов.
Ученик 2. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Ученик 1. Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.
Ученик 2. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель – успех – счастье.
Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха в каком- либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.
VII. Работа в группах «Допиши предложения»
Классный руководитель. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.
На это задание вам дается 3 минуты.
(Учитель распределяет задания по рядам (6 рядов – 6 групп).)
Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы.
(Ученики первой группы высказываются. Затем учитель дает слово представителям других групп.)
– Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?
(Дети высказываются.)
Спасибо всем за работу.
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.
– Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.
– Зарабатываю себе на жизнь, – пожал плечами другой.
– Я строю храм! – гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:
– Разговор о ценностях был очень полезным.
– Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.
– Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.
– Понял, что главное – это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.
– Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.
Муниципальное образовательное учреждение
– средняя общеобразовательная школа №1
р.п.Степное Советского района Саратовской области
Утверждаю
Директор МОУ-СОШ №1
__________ Исакина Н.Ю.
Рабочая программа работы клуба здоровья
«Полезные навыки».
Направление – спортивно-оздоровительное.
Класс – 8 «Б», 8 «В».
Составители программы: учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной
категории Михеева Ю.В., учитель физической
культуры 1 квалификационной категории
Большакова Е.В.
20112012учебный год.
Пояснительная записка.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео»- быть здоровым, «логос»- наука). Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Поэтому и необходимо в школе создание программы по сохранению здоровья ребёнка.
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Рабочая программа клуба «Полезные навыки» создана в соответствии с требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, рассчитана на детей в возрасте 13-14 лет, объём курса составляет 34 часа, продолжительность одного занятия -45 минут.
Основополагающие приоритеты данной программы:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма развития;
2.Оздоровление–не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Цель программы « Полезные навыки»:
1.Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя).
2.Учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
1.Научить сознательно относиться к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровьясбережения;
2.Сформировать основы гигиенических навыков;
3.Познакомить с правилами поведения в обществе.
4.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, ролевые игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, диспуты, лектории, спортивные соревнования, консультации медицинского работника школы, часы общения, диагностика.
Актуальность
данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.
В основу программы « Полезные навыки» положены следующие принципы:
1. Совместная творческая деятельность.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Целостное развитие.
5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
6. Наглядность.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения учащиеся должны знать:
– полезные для здоровья поступки;
– вредные для здоровья поступки;
– знать самого себя и свои возможности;
– шаги принятия решений.
Учебно-тематический план
№ | дата | Название темы | Кол-во часов | теория | практика |
1.2 | Сентябрь | Мои ценности | 2 | 1 | 1 |
3 | Красота и здоровье | 1 | 1 | ||
4 | Лёгкоатлетический кросс | 1 | 1 | ||
5 6 | Октябрь | Возраст, доверие и независимость | 2 | 1 | 1 |
7 | Моё настроение и общение с людьми | 1 | 1 | ||
8 | Спортивная игра «Зарница» | 1 | 1 | ||
9 | ноябрь | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения | 1 | 1 | |
10 | Групповая дискуссия « Развлечения в компании» | 1 | 1 | ||
11 | Настольный теннис | 1 | 1 | ||
12 | Родительский лекторий» Детская агрессия» | 1 | 1 | ||
13 14 | Декабрь | ВИЧСПИД – выпуск газеты, составление буклетов | 2 | 1 | 1 |
15 | Работа в малых группах «Вперёд к здоровью» | 1 | 1 | ||
16 | Соревнования по баскетболу | 1 | 1 | ||
17 18 | январь | Мои навыки общения | 2 | 1 | 1 |
19 | Мимика, взгляд, жесты, тон голоса | 1 | 1 | ||
20 | Консультация мед.работника школы. «Это полезно знать! Профилактика гриппа и ОРВИ» | 1 | 1 | ||
21 | февраль | Ролевая игра «Наблюдатель» | 1 | 1 | |
22 | Лыжные гонки | 1 | 1 | ||
23 | Тренинг навыков невербального общения | 1 | 1 | ||
24 | Тестирование» Сможешь ли ты устоять» | 1 | 1 | ||
25 | март | Родительский лекторий « О здоровом питании» | 1 | 1 | |
26 | Соревнования по волейболу | 1 | 1 | ||
27 28 | Психостимуляторы и галлюциногены | 2 | 2 | ||
29 | апрель | Анкетирования « Как я оцениваю своё здоровье» | 1 | 1 | |
30 | Час общения « Самооценка и самовоспитание» | 1 | 1 | ||
31 | Соревнования по мини-футболу | 1 | 1 | ||
32 | май | «Президентские состязания» | 1 | 1 | |
33 | Мозговой штурм «Размышляем о жизненном опыте» | 1 | 1 | ||
34 | Рефлексия опыта, полученного на занятия в клубе «Полезные навыки» | 1 | 1 |
Информационно-методическое обеспечение.
1.Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.
2.Дик Н.Ф « Классные часы в 8 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс», 2007 г.
3.Журнал. «Классное руководство», № 5, 2008 г.
4.Журнао 2Классное руководство», № 11, 2005 г.
5. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
6. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
7.Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»,2007 г.
8.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.»Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». М «ВАКО» 2004
-Цифровые образовательные ресурсы;
https://www.1september.ru – газета «Первое сентября»
Сеть творческих учителей
Открытый класс
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
-Презентации:
1. «Мы за здоровый образ жизни»
2. «О вреде курения»
3. «Агрессивность»
4. Профилактика суицида в ОУ»
5. «Пристрастия, уносящие здоровье»
6. «Здоровье»
7. «Вредные привычки, их последствия».
Ожидаемые результаты
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о вредных привычках и мерах борьбы с ними; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; качеств подростка, определяющих его стиль поведения: стремление к успеху; стремление к учению; хорошая успеваемость в школе; выполнение домашней работы; стремление помогать людям; умение сопереживать людям; сексуальная сдержанность; навыки уверенного отстаивания своего мнения; навыки принятия решений; умение находить друзей; навыки планирования; реалистичная самооценка; оптимизм; навыки уверенного отстаивания своего мнения; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие положительного отношения школьника к своему здоровью и внутреннему миру; формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ; формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.