Полезные навыки 9 класс моя внешность

Администрация МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
«Рассмотрено»
Зам. директора по МР
____________И.В. Шабалина
Протокол МС № ____
от «____»_________2016 г.
«Согласовано»
Зам. директора по ВР
_________И.А.Кириллова
«____»_________2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_________И.Б.Бушаева.
Приказ № ____
от «____»_________2016г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
6 класс
«Полезные навыки»
(наименование учебного предмета/ курса/)
основное общее образование
(уровень образования)
1 год реализации (2016-2017)
(срок реализации программы)
Составлена на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Профилактической программы «Полезные навыки» проекта ХОУП.
Хорик Н.В., СЗД
кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
Стародубское
2016 г
Пояснительная записка
Направленность программы
«Полезные навыки» — школьная профилактическая программа Проекта ХОУП. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами, объединенными общей идеей предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками.
«Полезные навыки» — программа, которая знакомит учащихся с понятием “психоактивные вещества”, уделяя особое внимание ингаляторам и марихуане. “Полезные навыки” формируют у школьников навыки эффективного общения, принятие решений и сопротивления давлению сверстников, затрагивают вопросы о рациональном принятии решений, ответственного поведения в ситуациях риска употребления психоактивных веществ.
Актуальность
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах, токсикоманах. Источники этой информации СМИ, родители, сверстники, старших братья и сестры. Абсолютное большинство учащихся 5-7 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с алкоголем, табаком и наркотиками, постоянно снижается. Программа «Полезные навыки» позволяет вести разговор с младшими подростками о психоактивных веществах, а также начать разговор об ответственности и безопасном для здоровья поведении.
Цель программы
Обучение детей навыкам сохранения своего здоровья и здоровья окружающих, навыкам взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.
Задачи программы
Предоставить учащимся научно обоснованную, соответствующую их возрасту информацию о ПАВ.
Сформировать отрицательное отношение к употреблению ПАВ.
Формировать поведенческие навыки ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Младшие подростки 11-12 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год (2016-2017 гг.)
Формы и режим занятий
Программа состоит из 33 занятий, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Формы работы в основном групповые: кооперативное обучение, мозговой штурм, дискуссия, ролевое моделирование.
Ожидаемые результаты
Сформированные навыки эффективного общения.
Сформированные навыки рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
Формы подведения итогов реализации программы
Успешность реализованной программы можно отследить через участие учащихся в конкурсах рисунков “Мы за здоровый образ жизни”, Днях здоровья, общешкольных и муниципальных конкурсах, направленных на формирование здорового образа жизни.
Календарно – тематическое планирование
(2015-2016 уч.г.)
тема
кол.
часов
дата
корр.
даты
1.
«Я тебя помню»
1 ч.
08.09
2.
«Принципы работы группы»
1 ч.
15.09
3.
«Я и мой мир»
1 ч.
22.09
4.
«Мои интересы и склонности»
1 ч.
29.09
5.
«Мои ценности»
1 ч.
06.10
6.
«Стиль взаимодействия с окружающими»
1 ч.
13.10
7.
«Как завести друзей»
1 ч.
20.10
8.
«Мое настроение и общение с людьми»
1 ч.
27.10
9.
«Как поддерживать дружбу»
1 ч.
03.11
10.
«Что такое невербальное общение»
1 ч.
17.11
11.
«Возраст, доверие, независимость»
1 ч.
24.11
12.
«Насилие» ч.1
1 ч.
01.12
13.
«Насилие» ч.2
1 ч.
08.12
14.
«Манипулирование»
1 ч.
15.12
15.
«Манипулирование и давление»
1 ч.
22.12
16.
«Давление, влияния, ситуации»
1 ч.
12.01
17.
«Чувства, которые мы переживаем»
1 ч.
19.01
18.
«Неагрессивное отстаивание своего мнения»
1 ч.
26.01
19.
«Конфликты»
1 ч.
02.02
20.
«Способы преодоления конфликтов»
1 ч.
09.02
21.
«Конструктивное поведение»
1 ч.
16.02
22.
« Развлечения в компании»
1 ч.
02.03
23.
«Алкоголь»
1 ч.
09.03
24.
«Соблюдай безопасность»
1 ч.
16.03
25.
« Критическое мышление»
1 ч.
23.03
26.
« Красота и здоровье»
1 ч.
06.04
27.
« Моя внешность»
1 ч.
13.04
28.
« Здоровье – главная ценность»
1 ч.
20.04
29.
« Вредные и полезные привычки»
1 ч.
27.04
30.
« Стратегия успеха»
1 ч.
04.05
31.
« Мое будущее» ч.1
1 ч.
11.05
32.
« Мое будущее» ч.2
1 ч.
18.05
33.
« Подведение итогов курса»
1 ч.
25.05
Список используемой литературы
для учителя:
1. Обучение жизненно важным навыкам./сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.
2. Конвенция о правах ребенка. Резолюция №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
3. Основы групповой работы (при организации и проведении тренинга про филактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи), М., 2002 г.
4. Фопель К., Как научить детей сотрудничать? (части 1 – 4), М., 1998 г.
5. Т.Б. Гречаная, канд. пед. наук Л.Ю. Иванова. Л.С. Колесова, Учебное пособие для уч-ся 5-7 классов, «Полезные навыки, /под редакцией О.Л. Романовой, 3-е изд., М., 2000
6. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей, Программа профилактики злоупотребления ПАВ /под ред. Шипициной Л.М., СПб, изд-во Речь, 2003г.
7. В.Ю. Климович Программа профилактики детского и подросткового алкоголизма, (Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет), изд-во Центр, Планетариум, М., 2004г.
для учащихся:
1. Рабочая тетрадь “Полезные навыки” 6 класс проект ХОУП 2008 г.
2. Бирун Н., Иванова Н. Наркотики: выход есть! — СПб.: Питер, 2001. 224 с.
3. Миронов Е. М. Прощайте, наркотики! — СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
Источник
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат
I, II, III и IV видов»
Деловая игра для 6-11 классов по теме:
«Твой внешний вид и культура поведения из основ
этики и культуры поведения».
Ответственные вос-ли:
Кушхова Ф. Н.              
Мустафина А. А.          
Танасова Е. М.              
Майкоп 2014г.
Цели: расширить знания учащихся о культуре поведения, формировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся; закрепить знания учащихся о требованиях к внешнему виду школьника; тренировать в повторении вежливых слов и фраз разговорной речи по культуре поведения; воспитывать культуру повеления; развивать разговорную речь.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, карточки разрезные с пословицами, чистые альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.
ХОД ИГРЫ:
- Здравствуйте, ребята, мы начинаем наш разговор на очень, на мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этике, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы все приняли активное участие.
 -     Что же такое этикет?
(слайд №1)
Этикет-( французское слово ), прядок поведения в общественном месте, в присутствии других.
Школьный этикет включает в себя внешний вид учащихся, культурную речь, выполнение ученических обязанностей, поведение. (слайд № 2) 
РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К
ВНЕШНЕМУ ВИДУ ШКОЛЬНИКОВ
Обучающиеся 1-11 классов во время нахождения в школе обязаны иметь опрятный внешний вид и соблюдать деловой стиль в одежде. (слайд №3)
Форма для мальчиков
Классический костюм «Тройка», либо пиджак, брюки, по желанию-жилет
 неярких однотонный цветов. Рубашка, водолазка, полувер однотонные, без рисунков; допускается рубашка в полоску, в клетку.
Аккуратная прическа.
Сменная обувь. Слайд №4.
Слайд №5. Фото мальчиков в школьной форме.
Для девочек-разного фасона юбка или брюки, жилет, пиджак, блуза на выбор. Она должна быть чисто и хорошо утюженой. Слайд №6.
Слайд №7. Фото девочек в школьной форме.
- А сейчас мы проведем конкурс «Будьте любезны». Слайд №8
Для этого нужно будет разделиться на две команды.
По очереди говорите друг другу вежливые слова .
Задание 1.Слайд №9.
Какие слова надо говорить, когда здороваешься? ( «Здравствуйте», «доброе утро», «Добрый день», «Привет»)
Задание 2. Слайд №10.
Какие слова мы произносим, когда прощаемся? ( « Прощайте», «Всего доброго», «Всего хорошего», «Спокойной ночи», «До свидания»)
Задание №3. Слайд №11.
Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? ( «Извините», «Простите», «Прощу прощения»)
Задание 4. Слайд 12.
Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь с просьбой? ( «Разрешите», «Прошу вас», «Будьте добры», «Пожалуйста», «Спасибо»)
Слайд №13 - А сейчас мы с вами поговорим о правилах поведения в школе.
 
1. Какие правила должен знать и выполнять ученик? Слайд №14.
-Ученик должен стараться в учебе, выполнять режим школы, уважать всех ребят и работников школы.
   2. Что запрещено в школе? Слайд № 15.
-В школе запрещено опаздывать на уроке и занятия, пропускать их без уважительной причины.
  3. Когда в школе запрещено пользоваться сотовыми телефонами? Слайд №16.
-В школе запрещено пользоваться сотовыми телефонами на уроках, занятиях, в ночное время.
  4. Какую ответственность несет учащийся при нарушении правил пользования сотовым телефоном? Слайд №17.
-При нарушениях правил пользования сотовыми телефоном учащемуся запрещают пользоваться телефоном на определенный срок и передают его родителям.
  5. Какое наказание несет учащийся за курение на территории школы?
Слайд №18.
-За курение на территории школы учащемуся делают замечание, выговор или берут штраф с родителей.
  6. Какую ответственность несет учащийся при порче школьного имущества?  Слайд №19.
-При порче школьного имущества учащийся сам делает ремонт или его оплачивают родители.
  7. Какие вредные привычки ты знаешь? Слайд № 20.
-Алкоголизм, курение и наркомания.
  8. Можно ли драться в школе для выяснения отношений? Слайд №21 .
-Для выяснения отношений драться в школе нельзя.
  9. Какие наказания несут учащиеся, которые дерутся в школе? Слайд №22.
-Таких учащихся ставят на учет в полиции.
А сейчас переходим к следующему заданию.
   Задание. Составить из двух частей пословицы о культуре поведения.
 Слайд №23.
(Пословицы написаны на разных карточках. Каждой команде раздаются карточки и они составляют пословицы)
     Команда 1.
У себя как хочешь,а в гостях-как велят.
Не дорог подарок-дорога любовь.
О пустяках спорить-дело упустить.
      Команда 2.
По одежде не суди, по делам гляди.
Слово-серебро, молчание-золото.
Хоть не богат, а гостям рад.
      Слайд №24 
  У древнего  восточного мудреца спросили: « У кого ты учился благовоспитанности?»
– «У невоспитанных, ответил он,- я избегал делать то, что делают они» (Предлагаем нарисовать карикатуру на невоспитанного , грубого человека)
       Слайд №25 
  Дети рисуют картинку.
Время выполнения 5 минут.
Выбираем самый смешной рисунок.
Слайд №26
- А сейчас мы посмотрим видеоролик.
 
После просмотра ролика разбираем его.
- Слайд №27 Подводим итог соревнования.
 -  
Итог: главное правило культурного человека-с уважением, доброжелательно относиться к людям. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях-это взаимно.
Сегодня мы с вами поговорили о правилах поведения. Мы надеемся, что вы всегда будете их выполнять. 
Слайд №28 Спасибо за внимание!
Источник
 Пояснительная записка
 Рабочая программа по курсу «Полезные навыки» в 9 классе составлена на основе превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», авторы: Л.Колесова, О.Романова / Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост.  Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич,  Е.А.Попова; Иркутск,2010
 «Полезные навыки» являются продолжением современной программы превентивного обучения, базирующейся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. 
 Целью  «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Задачи:
 1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 
 2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 
 3. Научить детей эффективно общаться. 
 4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 
 5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам. 
 Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. «Полезные навыки» последовательно реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на ученика и применяющую методы обучения в группе.
 Программа ориентирована на использование  учебных пособий «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной); рабочих тетрадей по классам.
 Рабочая программа «Полезные навыки» в 9 классе рассчитана на 17 часов и распределена на первое полугодие учебного года.
   
 Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются. «Полезные навыки» включают материалы для учителя, учеников и их родителей.
 В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
 В 5 классе «Полезные навыки» содержат двенадцать уроков, в 6 ,7 , 8, 9 классах – по восемь уроков.
 Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению.
 В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ.
 В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о наркотиках. 
 Рабочие тетради, предусмотренные для детей с  5 по 9 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.
 Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.
 Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.
 Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
 • Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать
 • правила здорового образа жизни.
 • Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и
 • корректировать несоответствия.
 • Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
 • Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к
 • одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
 Формы и методы организации  учебной деятельности
 Методы обучения: методы превентивного обучения:
 – групповая работа;
 – кооперативное обучение;
 – мозговой штурм;
 – групповая дискуссия;
 – ролевое моделирование;
 – упражнения – энергизаторы;
 Структура занятия:
 – форма интерактива (тренинг, ролевая игра, коллаж);
 – правило группы;
 – упражнения – энергизаторы;
 – основное упражнение, использование рабочей тетради;
 – вспомогательное упражнение;
 – рефлексия;
 -обратная связь, выводы.
 Знания не оцениваются.
 Обратная связь, положительная психологическая атмосфера, анализ уроков обучающимися – важные индикаторы успешности занятия.
 Требования к знаниям и умениям учащихся
 Обучающиеся должны знать:
 о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ
 о факторах, влияющих на здоровье человека
 признаки здорового человека
 источники влияния и давления
 безопасные интересные способы проведения времени
 Уметь:
 Делать здоровый выбор
 Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
 Принимать рациональные решения
 Анализировать собственные качества
 Обладать навыками:
 Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.
 Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления
 Самоконтроля, самооценки
 Преодоления стресса, тревоги
 Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ
 Преодоления жизненных трудностей в целом
 Самовыражения через увлечения, развивающие личность
 Календарно-тематическое планирование в 9 классе
 № п/п                       Тема занятий Кол-во часов Дата 
 по плану Дата факт. 1 Моя внешность 2 2 Чувства. Которые мы переживаем 2 3 Как преодолеть конфликт 2 4 Насилие 2 5 Близкие отношения и риск 2 6 Как заражаются ВИЧ 2 7 Рискованное поведение и ВИЧ 2 8 Безопасное поведение и ВИЧ 2 9  Итоговое занятие 1 17                                        Тематическое планирование
 Тема занятия Количество часов
 1 Что такое психоактивное вещество 2
 2 Соблюдай безопасность 2
 3 Кто и почему употребляет психоактивные вещества 2
 4 Давление, влияние, ситуации 2
 5 Ингалянты2
 6 Мое здоровье 2
 6класс 1 Тревожность 1
 2 Как преодолеть тревожность 1
 3 Как начать разговор 1
 4 Как поддерживать и завершать разговор 1
 5 Манипулирование 1
 6 Манипулирование и давление 1
 7 Наркотики 1
 8 Наркотики 1
 7 класс 1 Я и мои поступки 1
 2 Самооценка и самовоспитание 1
 3 Как преодолевать стеснительность 1
 4 Ответственность 2
 5 Что такое марихуана 1
 6 Правда и ложь о марихуане 1
 7 Вперед к здоровью 1
 8 класс 1 Мои ценности 1
 2 Красота и здоровье 1
 3 Возраст, доверие, независимость 1
 4 Мое настроение и общение с людьми 1
 5 Мое настроение и общение с людьми 1
 6 Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения 1
 7 Развлечения в компании 1
 8 ВИЧ/ Спид1
 9 класс 1
 1 Моя внешность 1
 2 Чувства. Которые мы переживаем 1
 3 Как преодолеть конфликт 1
 4 Насилие 1
 5 Близкие отношения и риск 1
 6 Как заражаются ВИЧ 1
 7 Рискованное поведение и ВИЧ 1
 8 Безопасное поведение и ВИЧ 1
 Литература:
 1.Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост.  Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич,  Е.АПопова; Иркутск,2010
 2.Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор»,        «Полезная прививка».Авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)
 3.Рабочие тетради по классам.
Источник