Полезные наставления в исламе для женщин

Хвала Аллаху, Который сотворил человека из глины и поместил его каплей в надежном месте! Благословение и приветствие самому почтенному из пророков и посланников – нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Ниже мы укажем на некоторые ошибки, допускаемые женщинами. По причине того, что за такие ошибки грозит наказание от Аллаха, мы хотим напомнить о них представительницам исламской уммы (общины). Полагаем, что это пойдёт им на пользу, и надеемся, что в лице мусульманок мы найдём самых внимательных слушателей. К числу распространённых среди женщин ошибок относятся следующие:
1) Откладывать совершение молитвы на потом, когда ее время уже заканчивается. Например, во время посещения всяких торжеств женщина откладывает совершение ночной молитвы по причине нежелания смывать макияж и косметику с лица при омовении. И совершает её только по возвращении домой, в результате чего ложится спать поздно, что в свою очередь приводит к тому, что она просыпает утреннюю молитву и совершает её только после восхода солнца. А всё это является признаками лицемеров. Ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали: «Пошли!» Я пошёл с ними, и через некоторое время мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем в руках стоял другой человек, бросавший этот камень на голову лежавшего и разбивавший ее. И после того как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а этот человек шёл за камнем и снова брал его, и ещё до того как он возвращался, голова первого снова становилась такой, как прежде, после чего он снова подходил к нему и делал с ним то же, что и в первый раз. Я сказал им: «Преславен Аллах! Кто эти двое?»… Они сказали мне: «Мы обязательно поведаем тебе об этом. Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это человек, который учил Коран, а потом забывал его, и он просыпал обязательную молитву«…»[1]. И это, моя сестра мусульманка, положение того, кто откладывал молитву и просыпал её. Тогда каково же может быть положение того, кто не совершает молитву вовсе?!!
В противовес этому Аллах, Всемогущ Он и Велик, обещал Рай той женщине, которая оберегает свою молитву. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если женщина совершала пятикратную молитву ежедневно, постилась в месяц Рамадан, оберегала свою честь и слушалась своего мужа, то в таком случае в День предстояния ей будет сказано: «Войди в Рай через любые из его ворот, через которые пожелаешь«»[2].
2) Невосполнение молитвы (время которой наступило, но данная молитва не была совершена), пропущенной по причине начала менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас). В то время как ей нужно восполнить её сразу же после того как очистится. Если женщина очистится во время послеполуденной молитвой (аср), то перед ней она должна совершить и полуденную молитву (зухр). По той причине, что для человека, у которого есть основания совмещать молитвы, подобно путнику и больному, время полуденной и послеполуденной молитв считается одним временем. Потому и женщина, у которой хайд или нифас, считается откладывавшей полуденную молитву по причине задержки очищения. Точно так же женщина, очистившаяся во время иша (ночью), совершает и вечернюю молитву (магриб) перед ночной молитвой (иша). Об этом сказал в своей фетве шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах).
3) Небрежность женщины к выплате закята от имущества и украшений, которыми она владеет, которые достигли нисаба (облагаемого закятом минимума) и находятся у неё в течение целого года. Ей следует давать закят со своих украшений, равно как с тех, которые она носит, и с тех, которые она хранит и не носит. И это согласно фетвам шейхов Абдуль-Азиза ибн База и Мухаммада ибн Усеймина (да помилует их обоих Аллах). Но женщине полезно знать то, что этот вопрос является предметом разногласий между учёными.
Важно помнить, что закят является одним из столпов Ислама, на которых он зиждется. Аллах Всевышний грозит мучительным наказанием тому, кто не выплачивает его:
«Обрадуй же мучительными страданиями тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!«» (Ат-Тауба, 34-35).
Остерегайся покупать золотое изделие в обмен на повреждённое золотое изделие с выплатой разницы затраты на их ремонт, потому что это является ростовщичеством (риба). Правильнее будет в таких случаях сначала продать за деньги повреждённое изделие ювелиру без каких-либо предварительных соглашений и сговоров, и только тогда, когда оно попадёт в его руки, купить у него другое золотое изделие. А ещё лучше будет присмотреть себе новое золотое изделие в другом месте. Главное здесь избегать обмена золота за золото, оплатив при этом разницу, если даже это будет всего лишь стоимость починки изделия.
4) Не обращать внимание на то, что муж или дети оставляют совершение молитвы, не делать им наставление по этому поводу и не порицать их. Знай, сестра мусульманка, что по мнению некоторых ученых человек, намеренно оставляющий совершение молитвы, становится неверующим и выходит из религии. А на вероотступника распространяется ряд шариатских решений, к числу которых относится аннулирование его брака, в результате чего его половая близость с женой становится равносильной близости с посторенней женщиной, а рождённые впоследствии дети будут незаконнорожденными. И как после этого женщина может проживать с мужем, который оставляет совершение молитвы?!
5) Отсутствие внимания со стороны матери к воспитанию девочек. Это выражается в том, что когда они уже достигают совершеннолетия, мать не велит им носить хиджаб, молиться, поститься и совершать остальные обязанности, возложенные на неё. Порой мать даже не стремится к тому, чтобы её девочки одевались в приличную одежду, хотя бы мало-мальски выражающую скромность и стыдливость.
6) Выходить из дома, выставляя себя напоказ. Аллах Всевышний сказал:
«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» (Аль-Ахзаб, 33).
К выставлению себя напоказ (табаррудж) относятся следующие действия: надевать облегающую, открытую и короткую одежду. А также надевать прозрачную одежду и платья с декольте, и при этом неважно, делает ли она это, выходя на улицу, или появляется так перед мужчинами, которые являются ей махрам (за которых ей нельзя выйти замуж), за исключением мужа. Появление женщин в таком виде вводит мужчин в искушение. К выставлению себя напоказ относится и обувь на высоких каблуках, короткая одежда, а также платье с украшениями и вышивкой. К этому можно причислить и надевание брюк перед женщинами и махрамами. Всё вышеперечисленное не дозволено женщинам-мусульманкам. Но, к сожалению, эти явления распространились среди них, и мы можем наблюдать женщин, выставивших себя напоказ, на свадьбах, на рынках, в больницах, в учебных заведениях, во время посещения ими своих близких и в других местах.
7) Погоня за модой в одежде, в причёске, в использовании парфюмерии и других женских принадлежностей. Это указывает на слабость личности человека и потерю индивидуальности. И на всё это она тратит большие деньги. Сюда же относится и приобретение всяких журналов мод, содержащих на своих страницах запретные фотографии, в которых неверующие модели-манекенщицы побуждают оголяться и скинуть с себя одежду, закрывающую тело. Следование за идеями этих журналов приводит мусульманских женщин к нарушениям положений шариата. Сюда можно отнести подражание неверующим женщинам в ношении открытой, облегающей и прозрачной одежды. На это указывают слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнаженной в мире ином!»[3] Таким же образом мусульманка начинает подражать неверующим женщинам в укладке или стрижке[4] волос. Она приходит к парикмахеру, чтобы та сделала ей причёску, принятую носить неверующими женщинами. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов сказал: «Среди членов моей общины появитсядва вида обитателей Огня: людис плетьми, подобными бычьим хвостам, которыми они будут избивать людей, и женщины, являющиеся одновременно и одетыми, и обнажёнными, поддающиеся соблазнам (мужчин) и соблазняющие, волосы на голове которых подобны верблюжьим горбам. Такие женщины не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, хотя благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то и таком-то расстоянии»[5].
Моя сестра мусульманка! О та, которая стремится предстать перед своими подругами в самом лучшем и красивом виде, желая услышать от них в свой адрес подобные слова восхищения: «Поистине, ты прекрасна! У тебя превосходный вкус в выборе одежды, модельера и парикмахера!» Помни, что ты унесёшь с собой из этой жизни лишь маленький кусок материи – саван – и оставишь здесь всё, что сшила себе, и всё, что приобрела для себя: одежду и т.п.!
8) Вешать на стенах своего дома или ставить на полки картины с изображениями живых существ. Это является большим грехом, которому люди не придают большого значения. Ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ангелы не входят в такой дом, где есть собака или изображение»[6].
9) Нежелание иметь много детей и стремление к ограничению рождаемости без вынужденной необходимости на это, что приводит к уменьшению количества исламской уммы (общины). Исключением может быть болезнь родителей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу сказал: «Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах! Поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами!»[7] Так в чём же тогда дело? Откуда этот страх и к чему ограничения? Или ты боишься обеднеть? Или тебе нечем будет кормить или поить ребёнка? Ведь Тот, Кто наделил тебя, наделит и твоих детей! Тот, Кто кормит и поит тебя, прокормит и напоит и твоих детей! Ведь Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:
«Сколько есть живых существ, которые не уносят своего пропитания (или не запасаются своим пропитанием)! Аллах наделяет пропитанием их и вас» (Аль-Анкабут, 60).
Или причина страха не потерять фигуру, красоту и стройность, как внушают тебе это враги исламской общины?
Помни и ещё о том, сестра моя, что после смерти человека его дела прекращаются, кроме трёх случаев, и один из них – это праведный потомок, который просит за него дуа. Если у тебя будет несколько детей, и ты воспитаешь их и дашь исламское образование, то, непременно, пожнёшь плоды этого твоего деяния в будущем. Что же касается посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то он сказал: «Лучшими из ваших жён являются любящие, рожающие детей, помогающие своим мужьям в мирских и религиозных делах и покорные им, боящиеся Аллаха. А худшими из ваших жён являются те, которые ходят, выставив себя напоказ, и являются высокомерными. Они являются лицемерками и никогда не войдут в Рай. Самых достойных из женщин будет так же мало, как и белых ворон»[8].
10) Твой дом подобен дереву, под тенью которого ты находишь убежище от зноя этого мира. Стремись к тому, чтобы твой дом был исламским домом. Стремись быть покорной своему мужу и снискать его любовь, не возлагай на него то, что ему не по силам, и не будь неблагодарной. Будь ласкова с ним и приветлива, с радостью выполняй его поручения, заботься о его еде и отдыхе. Право твоего мужа на тебя – это великое право, и он твой Рай или Ад. Тетя Хусайна ибн Мухсына со стороны отца (да будет доволен ими обеими Аллах) передаёт: «Однажды я пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по какой-то нужде. Он спросил меня: «У тебя есть супруг?» Я ответила: «Да». Он вновь спросил: «Какие у тебя с ним отношения?» Я ответила: «Делаю для него всё, что в моих силах». Тогда он сказал: «Следи за своими отношениями с ним, так как он твой Рай или Ад!»[9]
Сестра мусульманка, будь в своём хозяйстве, в своих домашних делах экономна и не допускай расточительства. Поистине, ты будешь спрошена на этот счёт. Как сказал об этом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Женщина является пастырем в доме своего супруга и несёт ответственность за свою паству»[10]. Проявляй уважение к родным твоего мужа и обходись с ними наилучшим образом, добейся успеха этой и будущей жизни!
О Аллах! Наставь женщин мусульманок! Отдали их от выставления себя напоказ и снятия хиджаба! Покрой их Своей милостью и прощением! О наш Господь! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников!
Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.to
- [1] «Сахих» Бухари (7047).
- [2] «Сахих» Ибн Хиббан (9/471), (4163), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (6060) назвал хадис достоверным.
- [3] «Сахих» Бухари (1126).
- [4] Нет ничего страшного в укорачивании волос с разрешения мужа, для привлекательности, если в этом нет уподобления мужчинам или неверующим женщинам.
- [5] «Сахих» Муслим (2128).
- [6] «Сахих» Бухари (5949) и «Сахих» Муслим (2106).
- [7] «Сунан» Абу Дауда (2050) и «Сунан» Насаи (6/65), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (2930) подтвердил достоверность этого хадиса.
- [8] «Сунан» Байхаки (7/82), Албани в «Сахих аль-джамиъ» (2930) подтвердил достоверность этого хадиса.
- [9] «Муснад» Ахмада (4/341) и «Ишрат ан-ниса» Насаи (76), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (1509) признал этот хадис хорошим (хасан).
- [10] «Сахих» Бухари (893) и «Сахих» Муслим (1829).
Нет ни одной темы, связанной с Исламом, которая настолько бы интересовала общество и настолько была опутана стереотипами, как законы шариата для женщины. О том, какова разница в правах мужчины и женщины в мусульманских странах, каковы законы шариата относительно мусульманок и на что они имеют или не имеют право по закону, задавалось немало вопросов и дано немало ответов, в том числе и относительно того, какими правами обладает мусульманка, и чем ее права отличаются от прав мужчин, насколько ущемляются и ущемляются ли они в своих правах.
Шариат предусматривает в области прав и в области обязанностей между мужчинами и женщинами значительные различия. Эта разница ярко выражена в законах о браке, разводе, какую одежду должна мусульманка носить, о юридическом статусе или образовании, законах наследования и управления.
Женщины c приходом Ислама
В доисламский период в Аравии женщины находились в незавидном положении. Историки упоминают среди прочих такие факты, как умерщвление девочек-младенцев собственными родителями, которые не могли их прокормить по причине своей бедности.
С приходом Ислама структура арабского общества значительно изменилась: гендерные роли претерпели существенное реформирование. Как свидетельствуют ученые, с приходом Ислама положение женщин в обществе существенно улучшилось. Законы Шариата предоставляли им гораздо больше прав выбрать свой путь, нежели законы в некоторых европейских странах в тот период. В качестве примера приводится то, что французский закон ограничивал женщин в правоспособности вплоть до второй половины двадцатого века. Еще один пример – необходимость по закону получения согласия женщины на «брак», которое в исламском праве считают обязательным, но не являлось таковым в ряде законов европейских стран. По Шариату брак представлял собой своего рода «договор». В Шариате также женщины наделялись правом наследования, а это право до принятия Ислама давалось только мужчинам.
Рассуждая о положении женщины в мусульманских странах, авторитетный ученый Аннемари Шиммель отмечал, что, если сравнивать ее положение в Исламе с ее положением в период до принятия Ислама, то видно, что прогресс в улучшении социального положения был огромен: на это указывается и тот факт, что мусульманка по Шариату наделялась правом управлять сама своим богатством.
Рассматривая деятельность Пророка Мухаммада ﷺ с точки зрения исторического контекста времени, в котором он жил, ученые определяют Пророка Мухаммада ﷺ как деятеля, который не только действовал в интересах мусульманских женщин, но и постарался улучшить их социальное положение, добившись предоставления им основных правовых гарантий. Как отмечает исследователь Д. Эспозито, Пророк Мухаммад ﷺ добился предоставления им привилегий и прав как в области образования и связей экономических, так и в законах о семье и браке.
Список прав и обязанностей
В Коране сказано, что мужчины для жен являются их попечителями, и именно с этим связано то преимущество, что дано Аллахом мужчинам перед женами, а также с тем, что они «расходуют из своего имущества». Мусульманская традиция требует полного подчинения жены мужу, а основную роль жены рассматривает как посвящение себя семье. Роль же мужчины-мусульманина Аллах обозначил в том, чтобы обеспечивать семью финансово. Если же жена того пожелает, то она имеет право по Шариату получить образование, и начать работать, но только в том случае, если на то даст согласие ее опекун.
Ношение закрытой одежды
С одеждой связано также множество вопросов. Коран гласит, что мусульманские женщины должны опускать взоры и оберегать свои половые органы. «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают». На основании этого отрывка из текста Корана закон Шариата выдвигает к женщине требование носить хиджаб.
Образование
Многие учебные заведения самим фактом своего основания обязаны исламским женщинам. Фатима аль-Фихри сыграла немаловажную роль при основании в 859 году университета Аль-Карауин. О том, что в мире Ислама для женщин открывались широкие возможности для образования, говорил еще в двенадцатом веке ибн Асакир, утверждая, что его современницы не просто могли учиться, но и защищать академическую степень, становиться преподавателями или учеными.
Большим вдохновением для женщин в мусульманских странах всегда являлись жены Пророка Мухаммада ﷺ: его жена Хадиджа была успешным предпринимателем, его жена Айша была известной ученой, знатоком хадисов. Мухаммад ﷺ хвалил женщин из Медины за то, что им не помешала скромность о своей вере узнать.
Были мужчины, которые относились с неодобрением к женскому образованию: к таким мусульманским мужчинам относился, Мухаммад ибн аль-Хадж. Биографический словарь из двадцати томов о мусульманских женщинах-ученых был написан аль-Шакхави в пятнадцатом веке: в этом словаре рассказываются биографические данные о 1075 мусульманках.
В России и других мусульманских странах мира в данное время открыто много женских медресе, в которых женщина может получить религиозное и религиозно-светское образование.
Финансовые обязательства
Законы Шариата предполагают наличие у мусульманки права на личное имущество. Финансовых обязательств у нее нет, она не несет финансовые обязательства по содержанию семьи, как мужчина мусульманин, поэтому и некоторых прав в области финансов у мужчины гораздо больше. Но исторически по закону право собственности всегда было у женщин в мусульманских странах.
Работа и карьера
Законы Шариата дают право мусульманке избрать свой профессиональный путь, но для этого необходимо соблюсти ряд условий: она может работать, если род ее занятий не будет требовать от нее необходимости оставаться с мужчинами наедине. Также работа ее не должна мешать ее основной обязанности – заботе о детях. Важным условием для образования и трудоустройства является то, чтобы в образовательном учреждении, где будет учиться женщина, или в спортивном центре, где она будет заниматься, а также в учреждении, где она будет работать, работали и учились преимущественно женщины.
Существуют на сегодняшний день некоторые ограничения относительно того, кем может работать женщина-юрист и в каком направлении осуществлять свою юридическую профессиональную деятельность. Ряд исламских школ не дает разрешение на то, чтобы мусульманка занимала должность судьи. А по ханафитскому фикху ей запрещается только работать в уголовном суде и вести гражданские дела. Связано это с тем, чтобы не допустить ведения ею дел, которые могут отличаться жестокостью, кровавостью, криминальных и опасных.
Женщины в своих правах в некоторых мусульманских странах до сих пор подвергаются дискриминации в своих правах в области работы и образования. Если сравнивать статистические данные, то в Пакистане экономически активными являются 16 %, а в Индонезии уже 52 % ведут активный образ жизни в этих областях. Те средства, что зарабатывает мусульманка собственным трудом, принадлежат ей и являются ее собственностью, и она может сама распоряжаться своим заработком так, как посчитает нужным. Мужчина же обязан тратить средства, заработанные им, на содержание своей семьи.
Исламский халифат позволял женщинам активно участвовать в экономической деятельности и пробовать свои силы в профессии, которых для них открывался широкий диапазон. Очень много из них работало в больницах.
Есть упоминания о высказывании ибн Рушда, который еще в двенадцатом веке говорил о том, что у мужчин и у женщин права равные и возможности одинаковые. Но половая сегрегация в некоторых мусульманских странах все-таки наблюдалась. Особенно ярко это проявлялось в общественно-производственной сфере, где профессии подразделялись на женские и мужские, а уровень занятости жен был существенно ниже, чем у мужей. С законами Ислама такая поведенческая модель была связана косвенно, поскольку для мусульманских семей характерна многодетность при запрете на прерывание беременности, что создает определенные препятствия для возможности жене строить успешно свою карьеру.
Для мусульман многодетная семья – ориентир и эталон, и в соответствие с этим мужчины и женщины планируют свою жизнь, выбирая профессию, которая не мешала бы отдавать основные силы именно семье и детям, а не карьере и работе.
Замужество и семья
Относительно принудительных браков, он не может быть действительным в соответствие с Шариатом. Мусульманка может вступить в брак только с мужчиной-мусульманином, поскольку мужчина-немусульманин может своим детям как глава семьи подавать плохой пример, ведь дети могут стать иноверцами, если отец иноверец, а мать – мусульманка, поскольку будут воспитываться по традициям иноверцев.
Но в Коране мужчинам-мусульманам позволяется брать в жены девушек, принадлежащих к «людям Писания», то есть иудеек или христианок. Это запретным не является, но с определёнными условиями.
Говоря о вопросах многоженства, мусульманским мужчинам до четырех жен иметь можно, но жена, как отмечают некоторые исламские богословы, имеет право внести в брачный контракт условие, которым запретить мужу брать себе вторую, третью и четвертую жену, если она не даст на то согласия.
Брачный контракт
О брачном контракте в мусульманских странах не только в связи с многоженством следует сказать отдельно. Мусульманский брачный контракт – это договор, который предполагает, что каждый из супругов берет на себя ряд обязательств при вступлении в брак, и несет ответственность за выполнение этих обязательств. У брачного мусульманского контракта есть ряд наиболее важных норм, а именно:
- каждый из супругов обязан выполнять условия контракта и сохранять устойчивость супружества,
- между обеими сторонами устанавливается наследство,
- супруги имеют право наслаждаться друг другом,
- независимо от контракта мужчина должен выплатить махр, то есть свадебный подарок, а также взять на себя обязанности по содержанию жены в любой форме, включая жилье, одежду, пищу и прочее,
- жена обязана утвердить право на свое воспитание за мужем, поскольку он – глава семьи. Жена обязана во всем подчиняться мужу, кроме того, что может противоречить Шариату, быть к его дому привязанной и без разрешения мужа из дома не выходить,
- жена не имеет права запретить мужу ею наслаждаться, если на то нет уважительной причины, такой, как месячные.
Отношение законов Шариата к семейной жизни основывается на положениях Корана, который рассматривает любовь между женщиной и мужчиной как Божественное знамение. Аллах приветствует между мужем и женой гармоничные отношения, приветствует стремление со стороны и мужа, и жены взаимно удовлетворять не только сексуальные, но и другие потребности. По исламу мужья должны проявлять к своим женам доброту, а жены обязаны быть во всем послушны своим мужьям, кроме совершения греховных поступков описываемых в Шариате. Жена-мусульманка обязана не отказывать своему мужу в половых отношениях (за исключением менструаций или болезни), а также держать в сохранности имущество и секреты мужа, не расточительствуя в его деньгах, не приводить в дом мужа тех, кого он не хочет видеть. По шариату на женщине не лежит обязанностей в зарабатывании средств к пропитанию. Аллах через Коран учит, чтобы в семейных спорах муж мусульманин и жена-мусульманка стремились к взаимному соглашению.
Относительно правовых вопросов, касающихся мусульманок, в традициях некоторых мусульманских народов существует такое понятие, как «Убийство чести». Профессор Фельдман утверждает, что в ряде ближневосточных стран такое явление все еще встречается и осуждается Исламом. Под этим понятием подразумеваются убийства тех, которые покрывают позором весь свой род. Такие убийства встречаются не только в мусульманских странах. По утверждению некоторых мусульманских ученых, такие убийства – это всего лишь часть традиции, не имеющей ничего общего с законами Ислама.
Согласно данным, опубликованным в отчете Организации защиты прав иранских и курдских женщин, на 2010 год было избито, изувечено, похищено, облито кислотой и убито 2829 молодых мусульманок в Великобритании. Преимущественно это были британки родом из Бангладеш, Пакистана и Индии. В большинстве случаев причиной таких убийств было сопротивление тем насильственным бракам, которые были заключены решением семей. Нападению подвергались те, которые заводили себе интимного друга, были изнасилованы и даже те, которые проявили смелость и первыми заговорили с мужчинами. Также такой участи подвергались те, которые проявили склонность к однополым любовным отношениям. В Великобритании для борьбы с подобным беззаконием даже создали специальное подразделение, задачей которого была борьба в такими «защитниками чести семьи».
Религиозные обязанности
В плане религиозной жизни разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу в Исламе нет: за добрые поступки награда будет одинаковой, как и наказание за грехи. В ряде мусульманских стран женщины в мечеть имеют свободный доступ, но в некоторых странах – не имеют. Для посещения женщиной мечети существуют определенные правила. И если только мужчина мусульманин имеет право быть имамом, то мусульманка может стать имамом перед другими женщинами.
Реализовать себя как учитель-наставница в религиозной сфере имеют право мусульманки в большинстве мусульманских стран: им можно обучать женщин и детей на дому или работать в специальных школах, где могут учить детей чтению текстов Корана на арабском языке, а также многим простым молитвам Аллаху бытового характера. По своему статусу они приравниваются к мулле.
Законы в мусульманских странах для женщин
Мусульманские женщины в своих правах в различных исламских странах различаются незначительно, но различаются.
- В Египте есть закон, по которому мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, поскольку будет обвинена в вероотступничестве: дети от такого брака отдаются под опеку мужчине мусульманину.
- В Ираке на момент 2010 года не было ни одной женщины-политика. В этой стране, чтобы женщине получить паспорт, ей было необходимо разрешения мужчины-родственника.
- В Саудовской Аравии до недавнего времени женщина не имела права водить автомобиль, а также не имеет права выйти замуж без получения разрешения на то мужчины-родственника, получить образование, а также лечиться или путешествовать. В этом государстве только в 2012 году мусульманки получили право работать на так называемых «женских» работах.
- В Йемене нет ограничения по возрасту для вступления в брак: в этом государстве примерно четвертая часть всех девушек выходит замуж еще до пятнадцати лет. А в Судане ограничение брачного возраста составляет десять лет.
- В Ливане законодательство позволяет женщинам проявить себя в политике: первая женщина-политик появилась там в 2004 году. Если мусульманка выходит замуж за иностранца, то ее дети не получат гражданства этой страны. В Палестине женщинам участвовать в голосовании был разрешено только в 1996 году.
- Бахрейн предоставил женщинам своей страны политические права только в 2002 году. На суде слова свидетельницы, учитываются в два раза меньше, чем показания мужчины-свидетеля. Законодательство Мавритании предусматривает, что если кто-то повторно выходит замуж, то она может утратить над детьми от первого брака право опеки.
- Объединенные Арабские Эмираты дали законное право своим женщинам стать судьей только в 2008 году. В этом государстве мусульманка не может выходить замуж за иноверцев, а та, которая родит вне брака, может быть депортирована из страны. В этом государстве работают всего 14 % женщин.
- В Алжире уголовное наказание за сексуальное домогательство было введено только в 2012 году, и не преследуется изнасилование в браке.
- В Тунисе мусульманкам разрешено совершать аборты, а с 2002 года вышедшие замуж за иностранцев, могут оформлять гражданство своим супругам, а также детям, родившимся от этого брака.
- В Катаре мусульманка может получить права, только имея на это согласие своего мужа. В Иордании мусульманки по закону могут получать паспорта без согласия на то их мужей только с 2003 года. В этом государстве им принадлежит только 17 % имущества. Избирательные права были даны в Кувейте только с 2005 года.
- В государстве Оман в государственном парламенте у женщин – 1,2 % мест, а наследовать имущество они имеют права только меньше в два раза, чем мужчины. В этой стране мужчина имеет законное право развестись по желанию, а жена может развестись только по одной из восьми причин, представленных в официальном списке. Всего 29 % женщин Омана работают.
Среди мусульманок немало таких, которые добились высот в профессии, политической и общественной деятельности, а также, чьи имена вошли в историю, как имена самых значительных и влиятельных личностей своего времени. К ним относятся жена фараона Асия, которая воспитала Пророка Мусу, царица Савская Балькис, жены Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа, принявшая от своего мужа Ислам первой из всех людей, Аиша, а также дочь Пророка Мухаммада ﷺ Фатима Захра, которую называют «предводительницей женщин Рая» и многие другие. Сумели сказать свое слово в политике такие персоны, как правительницы Йемена Сулайхиды Малика Асма и Малика Арва, премьер-министр Индонезии Мегавати Сукарнопутри, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, Тансу Чиллер, глава правительства Турции, и Шейх Хасина и Халеда Зиа – политические деятели Бангладеша.
Возможно вам будет интересно почитать:
Делают ли женщинам-мусульманкам обрезание и зачем?