Полезные материалы к егэ по русскому

Полезные материалы к егэ по русскому thumbnail

Речь. Анализ средств выразительности.

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются языковый особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом задании проверяется умение соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в  небольшой рецензии  на исходный текст, и термин, указанный в списке (4 термина из 9 предложенных).

Определение терминов, которые чаще всего требуется найти.

языковое средство

определение

примеры

анафора (единоначатие)

повторение слов или словосочетаний в начале предложения

Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все “до лампочки”. Вот от чего опускаются руки.

антитеза (противопоставление)

резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.

Всю мировую литературу я разделяю  на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова!

вопросно-ответная форма изложения

форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.

Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. 

гипербола

художественное преувеличение

Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия.

градация

синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?!

Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком.

гротеск

художественное преувеличение до невероятного, фантастического

Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы на Земле люди.

инверсия

обратный порядок слов в предложении (при прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение – после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами.)

Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя.

Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских.

ирония

вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Забил заряд я пушку туго и думал: “Угощу я друга, постой-ка, брат-мусью”.

Отколе умная бредешь ты, голова?

Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет предельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину  назывался “сон разбойника”. В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.

композиционный стык

повторения в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.

контекстные антонимы

слова, которые в языке противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.

Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

контекстные синонимы

Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая.

лексический повтор

повторение в тексте одного и того же слова.

– Эти люди – ваши родственники?

– Да, – сказал он.

-Все эти люди – родственники?

– Безусловно, – сказал он.

– Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?

литота

художественное преуменьшение

Мы со своими амбициями меньше муравьев лесных.

метафора (в том числе развернутая)

перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).

Добрых людей на свете был, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, …опрокинулся и затонул.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

метонимия

перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.

Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. Траурный Моцарт зазвучал под стенами собора.

Однородные ЧП

синтаксическое средство выразительности, позволяющее

а) подчеркнуть различные качества чего-либо;

б) увидеть динамику действия;

в) в деталях услышать, понять, увидеть что-либо.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

оксюморон

соединение в образе или явлении несовместимых понятий

Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

окказионализмы

индивидуально-авторские неологизмы

Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?

олицетворение (персонификация)

присвоение предметам неживой природы свойств живых существ

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…

парцелляция

намеренное дробление предложения на значимые смысловые части

Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.

перифраза

описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова

Особое место занимало у него в словаре слово “золото”.

Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть – черное золото. Хлопок – белое золото. Газ – голубое золото.

риторический вопрос

выражение утверждения в вопросительной форме

Кто из нас не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

риторическое восклицание

выражение утверждения в восклицательной форме

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас!

риторическое обращение

фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.

Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?

сарказм

едкая ирония

И каждый раз, откровенно халтуря на работе (“сойдет!…”), что-то слепляя на авось (“перемелется!…”), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя (“да ладно, обойдется…”), закрывая глаза на собственную небрежность (“плевать…”), мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!

сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)

сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:

1. С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.д.

ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…

2. с помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…

И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.

3. родительным падежом существительного

Лак на скрипке был цвета крови

4. творительным падежом существительного

Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была бешеным взлетом к невозможному, быть может запретному…

5. сравнительным оборотом

Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

6. отрицанием ( не сопоставлением, а противопоставлением)

Не скрипка – душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии.

7. придаточным сравнительным

Рядом с ним, может быть, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких меннезингеров.

синтаксический параллелизм

одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев.

Что такое канцелярит?

Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность.

Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

Это – вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.

эпитет

художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга… Пуст рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

эпифора

одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.

Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.

Источник

Многие ученики сомневаются в необходимости приобретать подобные сборники. Зачем? Ведь можно решать тесты в интернете на образовательных сайтах. И к тому же сборники эти довольно дорогие. В книжных магазинах их стоимость порядка 500 рублей. Немного дешевле получается, если заказывать в интернет-магазинах. Но всё равно цены кусаются. Если купить пособие по каждому предмету, который ученик выбрал для сдачи ЕГЭ, сумма получается приличной.

А те, кто начинает готовиться к экзамену, как полагается, за два или три года , сталкиваются с необходимостью покупать сборники каждый год. Потому что ФИПИ очень любит вносить какие-нибудь изменения в экзамены. Мне вот кажется, что делают они это не из-за того, что это действительно необходимо, а чтобы эти сборники, авторами которых являются сотрудники ФИПИ, о чём они с гордостью сообщают на обложках своих книжек, переиздавались каждый год. А авторы получали неплохой гонорар.

Поэтому с пониманием отношусь к отказам ребят покупать эти книжки. Сама-то уже давно их перестала покупать ежегодно. У меня этой макулатурой все полки завалены.

Но всё-таки объясняю ученикам необходимость приобрести хотя бы один сборник тем, что важно не терять навыков работы с “бумажными носителями информации”. Ведь на экзамене им выдадут КИМы именно в таком виде. И чтобы комфортно чувствовать себя на экзамене, не стоит решать тесты только на сайтах.

Какие же сборники я рекомендую ученикам приобрести? Вообще, чтобы просто привыкнуть к бумажному, печатному варианту, купить можно любой сборник. Для меня это непринципиально, потому что у меня собственная система подготовки.

Но если ученик готовится к ЕГЭ самостоятельно, то тут, конечно, качество пособий для подготовки очень важно.

Самое известное пособие – это сборник И.П. Цыбулько. И, возможно, самый авторитетный. Ведь И.П. Цыбулько – профессор МГПУ, руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМов по русскому языку.

Но из года в год материал в её сборниках не меняется! Одни и те же тексты, одни и те же задания.

И если, к примеру, ответственный ученик прорешал его в 10 классе, нет смысла покупать новый. Потому что, по сути, нового ничего в нём не будет.

На мой взгляд, гораздо интереснее сборник коллектива авторов Васильевых, Гостевой, Дощинского. Авторы также являются разработчиками ЕГЭ. Этот сборник отличается от предыдущего тем, что задание немного сложнее, а тексты интереснее. Иногда над вопросами тестов приходится поломать голову. И это замечательно!

Также хочется отметить сборник Сениной . Он содержит комплекты тренировочных заданий, сгруппированных по темам, что позволяет отработать каждую тему в отдельности.

В книге тематические задания сгруппированы в 20 разделов. Каждая тема представлена в 5 вариантах. Кроме этого в пособии есть теоретический материал и описание пошаговых действий при выполнении каждого задания, анализ типичных ошибок и методические советы. Очень ценно наличие семи тематических словарей, в том числе словаря паронимов и словаря плеоназмов.

В сборниках Цыбулько и Васильевых теории нет никакой. И это главный минус пособий.

Поэтому наиболее ценными для подготовки к ЕГЭ являются сборники, содержащие теоретический материал. Не весь курс русского языка по программе средней школы, а только то, что необходимы для ответов на вопросы ЕГЭ. Таковыми, кроме книги Сениной, являются пособия Егораевой, Симаковой и Голуб.

В пособии Егораевой есть и теория, и тренировочные задания, сгруппированные по темам. Это даёт хорошую возможность отработать блоком вопрос, вызывающий затруднения.

Что касается пособия Голуб, то теоретический материал там очень обширный. И такое пособие, скорее всего, подойдёт тем, кто изучает русский язык углублённо и решительно настроен на 100 баллов.

Содержание пособия Голуб

Ещё хочется сказать, что во всех сборниках, которые сейчас в продаже, задание №9, которое претерпело изменения, печатается в старом, прошлогоднем варианте. Сборники с актуальными изменениями появятся, видимо, ближе к январю. Но ничего особенно страшного, если пока работать со старым вариантом, то есть таким, в котором буквы в корнях слов пропущены.

А какие сборники для подготовки понравились вам?

Источник

ЕГЭ по русскому языку — экзамен не только обязательный, но и полезный. С его помощью можно добрать баллы, потерянные на сложных профильных предметах, и поступить в лучшие вузы России. Поэтому так важно подготовиться к этому экзамену на максимально возможный балл!

И чтобы у тебя это получилось, мы раскроем главную тайну: как готовятся к ЕГЭ стобалльники! Советами делится Лера, которая в 2019 году сдала русский язык на 100 баллов и поступила в ВШЭ.

Секретный совет №1. Отдыхай

Наверняка тебе кажется очень странным, что это первый совет. Но это действительно самый важный секрет подготовки на сто баллов. Информация усваивается куда лучше, если ты чувствуешь себя отдохнувшим и счастливым, а смена деятельности и ожидание «награды» придают сил изучать даже самые сложные темы.

Важно:

  • установи режим и спи не менее семи часов в сутки,
  • не забывай смотреть любимые фильмы и сериалы,
  • награждай себя за каждое изученное правило,
  • проводи время с друзьями и родственниками,
  • гуляй хотя бы по полчаса каждый день.

Отдыхать без вреда учебе поможет план! Полный план подготовки к ЕГЭ по русскому языку за год в этой статье.

Секретный совет №2. Пиши много сочинений

Писать сочинения нужно обязательно: он весит целых 25 первичных баллов! Но в любой творческой работе необходим взгляд со стороны. Только эксперт в области сможет указать на все ошибки и помочь тебе от них избавиться. Даже если ты абсолютно не переживаешь за свое сочинение, стоит все-таки хотя бы раз показать его профессионалу, который знает все нюансы проверки. Например, куратору в онлайн-школе. Это поможет избежать досадных оплошностей на экзамене.

Важно:

  • пиши сочинения минимум раз в неделю,
  • договорись о проверке твоих сочинений.

Как писать сочинение, ответили в статьях:

Сочинение ЕГЭ по русскому: полное руководство. Пример идеального сочинения, план, типичные ошибки

ТОП-5 ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому + примеры реальных сочинений ЕГЭ

Секретный совет №3. Учись играя

И последний секрет от стобалльника — искренне интересуйся тем, что изучаешь. Русский язык — это крайне занимательный предмет, в котором столько забавных и необычных моментов! Попробуй увлечься каждым изучаемым разделом, искать какие-то интересные нюансы во всех правилах, использовать игровые техники и награждать себя за каждую «победу». Так ты даже не заметишь, как подготовка к экзаменам станет просто игрой!

Например, можно начать с изучения простых техник решения заданий, можно начать со статьи: 6 секретных техник ЕГЭ по русскому языку. Решаем задания просто и безошибочно

Важно:

  • ищи что-то, что тебе интересно, в каждом разделе русского языка,
  • используй игровые методики,
  • используй систему жизней и поощрений.

Если у тебя получится изучить все необходимые правила и регулярно практиковаться в решении тестов и написании сочинений, то соточка не заставит себя долго ждать! Кто знает, возможно, уже в следующем году именно ты будешь делиться советами, как написать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов?

Чтобы получать бесплатные уроки и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишись на еженедельную базу знаний по русскому языку ВКонтакте.

Готовься к ЕГЭ, когда все отдыхают.

А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!

В этом вам помогут статьи:

Источник

Структура ЕГЭ по русскому языку

На выполнение экзаменационной работы в 2020 году отводится 210 минут, или 3,5 часа. В продолжительность не включается время, которое необходимо на подготовительные мероприятия: инструктаж, заполнение бланков и т. п.

Каждый вариант состоит из 2 частей и включает в себя 27 заданий, которые различаются уровнем сложности и формой.

Первая часть экзаменационной работы

Сюда входит 26 заданий с коротким решением. Они включают теоретические вопросы по всему курсу предмета. Экзаменуемому необходимо выбрать правильный вариант либо вписать слово, термин, цифру, последовательность цифр, в зависимости от формы.

За выполнение можно получить 34 балла максимум.

Вторая часть экзаменационной работы

Здесь необходимо выполнить задание открытого типа с развернутым ответом, иными словами, написать сочинение. Здесь проверяется умение излагать собственное мнение на основе прочитанного текста.

Экзаменуемому предлагается сформулировать проблему, которую создает автор, и аргументировать ее примерами из текста. Для успешного выполнения необходимо умение анализировать текст и понимание главного смысла.

За выполнение можно получить 24 балла максимум.

Полезные материалы к егэ по русскому

Как спланировать время

Каждый сам для себя решает, сколько времени потребуется на подготовительные занятия. Опирайтесь на список тем, изучив спецификацию и демоверсию, а также на уровень знаний. Если познания слабые, то занятия можно увеличить, если сильные — уменьшить. Учитывайте и оставшееся до экзамена время.

Сколько времени выделять

Чтобы успешно подготовится к Единому Государственному Экзамену, необходимо грамотно распределить оставшееся время:

  1. Заниматься ежедневно, уделяя внимание одному предмету не менее 1 часа.
  2. Выделять не менее 2 часов в выходные дни на каждый предмет. Это будет усиленное занятие.
  3. Ежедневные занятия лучше разделить на 2 части: теорию и практику. Практическим упражнениям требуется выделять в 2 раза больше времени. Если на теорию тратите, к примеру, 20 минут, то на практику оставляете 40 минут.

Когда начинать самостоятельную подготовку к ЕГЭ по русскому языку

В идеале, приступить к самостоятельному повторению материала следует с весны 10 класса или сразу после его окончания, летом.

Если же стоит цель набрать хотя бы проходной балл и получить школьный аттестат, то для проработки материала достаточно будет и полугода. Конечно, если познания при этом средние или ниже среднего.

Как готовиться эффективно

Следующие правила помогут правильно организовать подготовку к ЕГЭ по русскому зыку:

  1. Заниматься ежедневно, без пропусков.
  2. Во время занятий убирать телефон, чтобы он не отвлекал внимание.
  3. Делать небольшой перерыв каждые полчаса.
  4. Сделать постеры в виде схемы на самый сложный материал. Даже не занимаясь, Вы будете развивать зрительную память, что поможет запомнить большой объем информации.
  5. Во время занятий комбинировать практику и теорию, делать самооценку.
  6. Важно хорошо отдыхать и уделять сну не менее 8 часов.

Полезные материалы к егэ по русскому

На что обратить внимание при подготовке

Потратьте время на изучение, казалось бы, ненужных документов — спецификации и кодификатора. Спецификация поможет узнать о правильном заполнении бланков, произошедших изменениях, системе оценивания, теоретических блоках, обязательных к изучению. В кодификаторе содержатся темы, которые могут рандомно.

Просмотрите демоверсию, чтобы иметь представление о структуре КИМ, количестве и форме упражнений, уровне сложности, критериях оценивания. Инструкция к демоверсии также обязательна к изучению.

Наиболее распространенные ошибки

К наиболее распространенным ошибкам, мешающим в итоге хорошо подготовиться к сдаче, относятся следующие:

Полезные материалы к егэ по русскому

Обратите внимание на перечисленные выше пункты, если хотите сдать экзамен с хорошим результатом.

Рекомендации по написанию сочинения

Самое главное — учитель формулировать проблему исходно текста. Если Вы сделаете это неправильно, то из 8 возможных баллов получите 0.

Соблюдайте грамматические, языковые, речевые нормы. Немаловажно учитывать и этические нормы — не стоит выражать мнение чересчур эмоционально или негативно, категорично.

Придерживайтесь определенной структуры при написании: формулировка проблемы, комментарий, позиция автора, отношение к позиции автора, обоснование собственного мнения, заключение.

При должном внимании и грамотной подготовке, самостоятельное изучение даст прекрасный результат и поможет хорошо сдать экзамен в школе.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@synergy.ru

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Источник