Полезные материалы для егэ по литературе
Литература — предмет, который многие боятся сдавать. Ученики считают, нужно обладать писательским талантом и помнить, какого цвета платье было у Наташи Ростовой на балу. Кто-то убежден, что литературу оценивают субъективно — ведь большую часть экзамена занимают сочинения, которые могут не понравиться эксперту. Все это стереотипы. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе 2021, нужно помнить… нет, вовсе не цвет платья Наташи Ростовой, а структуру экзамена.
Хотите сдать ЕГЭ на высокие баллы, но не знаете, как приступить к подготовке? Вам поможет учебный центр MAXIMUM! Наши преподаватели знают, как подготовить ученика на 80+ баллов, ведь они сами отлично сдали этот экзамен. Читайте подробнее про наши курсы и выбирайте подходящий!
Структура ЕГЭ по литературе 2021
Экзамен состоит из двух частей.
Первая часть
В первую часть входят 16 заданий. 12 из них с кратким ответом, а 4 — мини-сочинения. Ее условно также можно разделить на 2 блока:
Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения.
- Задания с кратким ответом 1-7 проверяют знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов. Их полный перечень можно найти в Кодификаторе.
- Задание 8 — сочинение в 5-10 предложений на анализ отрывка. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте»?
- Задание 9 — сочинение-сопоставление. Нужно вспомнить еще два примера на заданную тему и сравнить их с исходным произведением. Вопрос обычно звучит так: «В каких еще произведениях русских классиков встречается мотив Х?»
Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть.
- В заданиях с кратким ответом 10-14 могут спросить род, жанр и направление стихотворения, литературные связи. В 14 задании обязательно просят определить размер. Эта часть экзамена посвящена поэзии, поэтому большая часть вопросов проверяет знание средств выразительности, которые придают тексту поэтичность.
Наш отдел разработок выявил две формулировки подобных вопросов. В первом случае в задании дается определение термина (иногда — цитата-пример), по которому нужно понять этот термин. Во втором — есть термин, а ученик должен найти его в тексте. Еще средства выразительности проверяет 13 задание, где нужно найти в тексте и выбрать из приведенного перечня три художественных средства или приема.
- Задание 15 — анализ лирического отрывка. Пример: «Почему стихотворение Жуковского «Море» принято относить к философской лирике?»
- Задание 16 — сочинение-сопоставление. Необходимо вспомнить два примера и сравнить их, опираясь на заданное направление анализа. Темы в 9 и 16 заданиях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и так далее.
- Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен для «разведки», и одному из них попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!». Много вы знаете других стихотворений, где встречается подобная тема? А ведь нужно не просто вспомнить, но и процитировать, сопоставить. Даже с этим можно справиться, если знать – как ????
Вторая часть
4 вопроса, из которых нужно выбрать один и написать объемное сочинение в 150-250 слов. Вот примеры тем из ЕГЭ-2020:
Изменения ЕГЭ по литературе 2021
ЕГЭ по литературе. в отличие от других предметов, практически не поменялся за последние годы. Пять лет назад составители убрали части В и С, они сохранились только на недобросовестных сайтах. В 2018 немного уточнили критерии сочинений, добавили четвертую тему в 17 задание.
В 2021 году обновили только задание 7 с кратким ответом: теперь там небольшой текст, куда нужно вставить два термина.
Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?
Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.
Задания с коротким ответом
Главное — знать как и к чему готовиться. Например, роман-эпопею «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря нашему отделу исследований и разработок. Он проанализировал все варианты по литературе с момента существования ЕГЭ! И мы с удовольствием делимся такими секретами, ведь подобной информацией обладает не каждый репетитор. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.
Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.
Сочинения
За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.
Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Все это нужно переводить на более простой «ученический» язык. В этом поможет хороший специалист, который сам работает с критериями, ведь хорошее знание предмета и экзамен — далеко не одно и то же. Это отличное преимущество для тех, кто не очень уверен в своих знаниях! При постоянной работе с форматом экзамена — пониманием структуры, типичных ошибок, критериев — можно обойти даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам!
Литература порой кажется самым легким экзаменом. Особенно если у вас хорошая память, вы умеете грамотно изъясняться, а «русичка» — любимая учительница. Но кандидат филологических наук, доцент Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Евгения Кравченкова предупреждает: на самом деле экзамен по этому предмету — самый субъективный. И рассказывает, как обойти подводные камни при подготовке к ЕГЭ.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Вдумайтесь: 5 связных монологических высказываний (4 развернутых ответа на вопрос и сочинение), которые оценивает человек (!), а не компьютер, в сумме дают 46 баллов из 58 возможных. Это огромный процент субъективной оценки. А еще на экзамене по литературе есть такие критерии, как «авторская позиция не искажена» или «в заданном направлении анализа». И попробуй угадай, как относится к женитьбе Обломова на Пшеницыной эксперт ЕГЭ. Трактует ли он поступок героя как доказательство его душевной деградации — мол, не смог быть достойным Ильинской? Или наоборот — видит в последних годах жизни Ильи Ильича семейное счастье, пусть не идеальное, но утешение после неудачных попыток прыгнуть выше головы? Даже с любимой «русичкой» можно поспорить об отношении автора к герою, а тут неизвестный человек ставит важнейшие для тебя баллы за экзамен.
Чтобы снизить субъективность оценки, надо постараться ввести в свои ответы как можно больше объективных данных — того, что поддается счету и с чем трудно спорить.
1. Используйте литературоведческие термины
Именно те, которые указаны в таблице кодификатора. И чем больше, тем лучше. Не бойтесь переборщить с ними: термины помогают провести именно анализ произведения, а не просто дать пересказ (помните, что пересказ карается снижением баллов?). Вместо «он» напишите «герой», вместо «писатель» — «автор», вместо «в «Войне и мире»» –» в романе-эпопее «Война и мир»». И вот уже вы показали проверяющему, что владеете «элементами содержания, проверяемыми заданиями КИМ ЕГЭ».
2. Обязательно вводите в свой текст цитаты
Но как их запомнить? Открыть цитатный план и запомнить 25–30 цитат только к «Грозе» — почти невыполнимая миссия. А ведь таких произведений — целый список. Выход — сходить в театр и посмотреть драму Островского на сцене. Или найти хорошую экранизацию произведения. Режиссер, который поставил спектакль или фильм, актеры, которые озвучивают с выражением и паузами свои реплики, сама атмосфера зала и ваши переживания и эмоциональный отклик на происходящее — всё это поможет выделить и запомнить ключевые, главные слова пьесы, чтобы потом воспроизвести их на экзамене.
3. Учите стихи наизусть
Те самые, что перечислены в кодификаторе. Кому-то легче переписать каждое стихотворение в читательский дневник (хорошая штука для подготовки к ЕГЭ, между прочим) и выучить даже почерк, которым написан стих (как бы «сфотографировать» лист со стихотворением в своей голове). Кто-то любит слушать рэп, возможно, сам бьёт речовки, и тогда стихотворение запоминается, если наложить на него бит.
Поэзия ХХ века — Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава — широко разошлась в музыкальных интерпретациях, а запоминать песни всегда легче, чем «бумажные» тексты. Цитаты из стихотворений не только пригодятся, например, в задании 16 на сопоставление трех лирических произведений, но и в качестве эпиграфа к сочинению в задании 17: эпиграфы редко встречаются в ответах абитуриентов, а значит, благосклонно оцениваются проверяющими.
4. Постоянно употребляйте наречия и прилагательные в интернет-переписке
Особенно если хотите набрать 200 слов — минимум для задания 17. Иногда абитуриент формулирует мысль кратко и емко, как будто пишет математическую формулу, и не знает, как растянуть ее на 2–3 строки бланка ответа, чтобы получилось красивое, красноречивое высказывание, которые так любят учителя-словесники. Где подобрать столько слов, чтобы и смысл фразы не потерять, и мысль украсить, и минимальный объем в 200 слов соблюсти? Помогут прилагательные, наречия, причастные и деепричастные обороты — используйте их в том числе в переписке с друзьями в мессенджере.
Да, кажется странным набирать 4–5 строк в вотсапе, чтобы задать простой бытовой вопрос о планах на выходные или высказать мнение о странностях училки. Но, какой бы ни была тема переписки, не забывайте про синонимические ряды, долгие многокоренные прилагательные — именно они помогут сформировать навык говорить красиво и развернуто. А это именно то, что нужно в задании 17.
5. Участвуйте в школьных концертах, спектаклях, публичных выступлениях, заведите свой канал на YouTube
Это поможет развить красноречие и избежать речевых ошибок, которые выпускники очень часто допускают на ЕГЭ. А две речевые ошибки в развернутых ответах на вопрос (задания 8, 9, 15, 16) — это потеря целых 2 баллов в каждом из заданий. Плавная, красивая, логически стройная речь формируется тогда, когда человек регулярно обращается ко множеству людей одновременно: к своему классу, к школе, к подписчикам. Устная речь на любую тему формирует навык письменной речи, помогает точно и ясно сформулировать мысль и выразить ее доступно и правильно.
Евгения Алексеевна Кравченкова ведет курсы подготовки к ЕГЭ по литературе, каждый год несколько ее выпускников выполняют свои работы на 100 баллов. Подробности о расписании, формате и стоимости занятий — на сайте Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.
Основные признаки
литературного направления
Представители
литературы
Классицизм – XVIII – начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила “трех единств”: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: “высокие” – эпическая поэма, трагедия, ода; “средние” – дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; “низкие” – басня, комедия, фарс.
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм – XVIII – начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема – тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм – конец XVIII – XIX век
1) “Космический пессимизм” (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея “эскапизма” (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм – XIX – XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои – не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм – последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса – быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия “плохих” сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов “Петербургские углы”,
В. И. Даль “Уральский казак”, нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм. Основные направления:
• Символизм
• Акмеизм
• Футуризм
• Имажинизм
Символизм – 1870 – 1910 годы
1) Символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и “соответствиям” в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм – 1910-е годы (1913 – 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова (“лирика безупречных слов”), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты.
Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм – 1909 г. (Италия), 1910 – 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
(Россия)
Имажинизм – 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов.
3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания
Одно время к имажинистам принадлежал С