Полезные клише к заданию с1 по русскому языку

Эссе – обязательный вид письменной работы, часть ЕГЭ по русскому языку (С 1). Основа эссе – анализ исходного текста, а также выражение своей точки зрения и ее аргументация.

План работы:

1. Анализ исходного текста

– формулировка проблемы исходного текста;

– 1 комментарий к проблеме + пояснение;

– 2 комментарий к проблеме + пояснение;

– связь между примерами;

– формулировка авторской позиции.

2. Собственное мнение

– согласие/несогласие с авторской позицией, формулировка собственной точки зрения;

– аргументация (с опорой на читательский опыт);

– вывод.

1. Формулировка проблемы, комментарий проблемы, связь между примерами.

Проблема – это фрагмент действительности, о котором существуют разные, противоположные точки зрения.

Нужно ли подавать милостыню бедным? Вдруг они мошенники? – это проблема, потому что на эту ситуацию действительности (человек просит помощи) существуют разные точки зрения (подавать в любом случае, т.к. «блаженны милостивые»; не подавать, вдруг купит алкоголь и убьет кого-то; подавать только едой и др.).

Клише:

Иванов И.И. в своей статье поднимает философскую /социальную /политическую /экологическую/нравственно-этическую проблему …

Иванов И.И. в своей статье затрагивает вопрос …

Автор текста обращается к жизненно важному вопросу …

Автор текста поднимает философский вопрос …

В предложенном для анализа тексте (автор) поднимает (затрагивает) проблему (в форме сущ.в род.п.)…

Что такое …? Над этой проблемой размышляет автор.

Комментарий к проблеме автора (толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы, поднятой в тексте) – наиболее обширная и важная часть эссе (с 2020 года). Комментарий требует анализа текста, выявления в нем структурных компонентов.

Комментарий должен состоять из 2х примеров из текста с пояснением (указанием на то, что показывают примеры).

Клише (примеры):

Автор комментирует проблему следующим образом: …

Для раскрытия сути проблемы автор обращается к …

Автор раскрывает проблему на материале …

Писатель не случайно приводит слова (кого): Цитата

Симпатии автора на стороне героя, который…

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Публицист разделяет мнение (кого)…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого, что)…

Клише (пояснение к примеру):

Этим примером автор хочет показать, что…

Так автор показывает…

Этот призыв должен заставить каждого из нас…

«Цитата», – пишет автор, чтобы показать…

Конечно же, очень важно понять, что…

Мы видим, как…

В этом поступке не на словах, а на деле появляется… Действительно, далеко не каждый способен…

Важно при написании комментария заниматься именно анализом текста, а не его пересказом. Пересказ отвечает на вопрос «Что произошло в тексте?» (кто куда пошел, что сделал), а анализ – «Почему это произошло?», «Какие выводы можно сделать и почему?». Что и почему – важно понимать разницу.

Перед тем как писать комментарий, необходимо провести сжатый анализ текста по следующему плану:

– Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему? Автор обращается к своим воспоминаниям/ Автор описывает / Автор повествует/ Автор сообщает о фактах /Автор рассуждает/ Автор пытается осмыслить/ Автор хочет поделиться/ Автор цитирует/ Автор вспоминает древние изречения и т.п.

– На каком материале он раскрывает эту проблему? На примере из собственной жизни/ На примере небольшого эпизода из жизни своих литературных героев/ На примере диалога и т.п.

– Что делает автор в начале текста? Затем? В конце текста? В начале текста автор замечает/приглашает читателя к разговору о…/ задается вопросом/ далее писатель подчеркивает/ ссылается на/ в конце текста автор с надеждой смотрит на решение этой проблемы в будущем/ призывает/риторически восклицает.

– Кто является героем текста? Случаен ли выбор?

– На какие аспекты этой проблемы автор обращает, прежде всего, свое внимание? Что особенно волнует писателя? Что он подчеркивает, выделяет? К чему прикован авторский взгляд?

– Какие приемы организации текста использует автор? Как именно автор достигает того или иного эффекта? Автор прибегает к антитезе/ Автор строит свой текст на взаимодействии текста и подтекста/ Автор использует вопросно-ответную форму изложения, пытаясь вовлечь читателя в совместные размышления по данной теме и т.д.

Связь между примерами

Примеры могут быть связаны между собой разными логическими отношениями: включения, исключения, дополнения, расширения, противопоставления и проч.

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни (какое?).

Сравнивая эти примеры (героев), мы можем увидеть…

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Противопоставляя эти примеры (героев), автор показывает…

Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

2. Формулировка авторской позиции (тезис/как автор решает поставленную проблему).

Точка зрения автора выражена вполне определенно: …

Автор формулирует свою позицию следующим образом: …

Автор заявляет читателю о своей позиции …

Автор придерживается точки зрения …

Позиция автора выражена ясно. Он считает, что …

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: …

3. Согласие/несогласие. Формулировка собственной позиции (тезис/как я считаю нужным решать поставленную проблему).

Я согласен с точкой зрения автора …

Читайте также:  Чем тяжелая атлетика полезна и чем не полезная

Я согласен с точкой зрения автора, но …

Я считаю, что …

Моя точка зрения состоит в следующем: …

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что …

4. Аргументация своей позиции (с опорой на читательский опыт).

Примеры/цитаты/аналогии из истории, литературы, подтверждающие позицию.

Эта точка зрения подтверждается…

Обратимся к …. (наименование литературного произведения), в которой (-ом)…

Справедливость этого тезиса подтверждает опыт русской литературы. Вспомним, к примеру…

Убедительные аргументы, подтверждающие мое согласие с авторской позицией, можно найти также в публицистической литературе. Приведем пример…

Давайте вспомним слова (писателя, героя литературного произведения), который говорил: «…». Согласитесь,…

5. Вывод, заключение.

Из всего вышесказанного следует, что (…)

Итак, (…)

Можно сделать вывод (…)

Подводя итоги размышлениям, (…)

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что…

Таким образом, …

Объем – не менее 150 слов.

Каждый пункт плана – новый абзац.

Проверить логические связи между пунктами плана.

Проверить лексические повторы (удалить или заменить синонимами).

Примечание: С примерами готовых эссе, а также с отдельными аргументами представлены на канале в большом количестве.

Источник

Речевые штампы, избавляя говорящего от необходимости искать нужные, точные слова, лишают речь конкретности.

Нынешний сезон провели на высоком организационном уровне.

· Клише– или идиомы. Это речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, – являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику. Клише используют в официально-деловых документах («встреча на высшем уровне»); в научной литературе («требуется доказать»); в публицистике («наш собственный корреспондент сообщает из…»); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи («Кто последний?», «Который час?»). В каком стиле без клише не обойтись? Без клише нельзя обойтись в официально-деловом стиле (формулировки в документах).

Потренируемся различать:

1) «При голосовании поднялся лес рук» – штамп

2) «Персонаж выражает гневный протест» – штамп

3) «С любовью, Ваша Олеся» – клише

4) «слёзно молить»– штамп

5) «убедительно просить» –клише

6) «от всей души поздравляю» – штамп

7) «с праздником!» –клише

8) «настойчиво просить» –клише

9) «оказать горячую поддержку»– штамп

10) «Автор ставит проблему…» –клише

11) «выдвигать проблему»– клише

12) «ставить проблему»– клише

13) «развернуть широким фронтом»– штамп

14) «целиком и полностью»– штамп

Можно сформулировать основное отличие: излишняя «образность» в обычной речевой ситуации (в частности в сочинении) приближается к штампу; относительно объективная, обычная формулировка – ближе к клише. Тем не менее и то и другое – нечто хорошо известное, активно используемое всеми – ЛУЧШЕ ЭТОГО ИЗБЕГАТЬ! Клише допускаем только в крайнем случае!

Смотрим ролик: для физиков – ролик о физике; для биологов – ролик о биологии – ищем клише и штампы:

ПО БИОЛОГИИ:

· «склонились над микроскопом» – штамп

· «колдуют с колбами и пробирками» –штамп

· «ждут разнообразные задания» – ближе кклише

· «провести исследование» – клише

· «вызвать (огромный) интерес» – клише

· «признались участники» –штамп

· «удачно выступить» – клише

· «двойное испытание» – клише

· «ребята» = школьники – штамп

+ «этим до этого», «сообразить по интуиции» – речевые ошибки

ПО ФИЗИКЕ:

· «будущие кадры» = будущие работники – клише

· «дать шанс показать (способности)» – клише

· «ребята» = школьники – штамп

· «выделить время» – клише

· «слабые места» – штамп

· «как отметили (представители жюри)» –клише

· «высокого уровня» – штамп

· «поломать голову» – штамп

· «достаточно сложно» – клише-штамп

· «профилирующий предмет» – клише

· «сильнейший из сильнейших» – штамп

· «связать жизнь с…» – штамп

· «без науки никуда» – штамп

· «ближайшее время» – штамп

· «церемония награждения» –штамп-клише

· «интеллектуальное соревнование» – клише

· «как заявляют (организаторы)» –клише

+ «олимпиада – дело сложное, попасть туда достаточно сложно», «не особо интересовалась» – речевые ошибки

Домашнее задание: на распечатке предлагаемые вам Интернетом «клише» для написания группы С. Внимательно прочитайте, пожалуйста, и отметьте фразы, которые клише не являются (!): это либо штампы, либо вообще ни клише, ни штампы – это призыв заучить довольно топорные формулировки, которые тут же будут выявлены при проверке как несамостоятельные.

Заголовок странички: «Полезные клише к заданию С1 по русскому языку».

Раздел «Для вступления» (в сочинении):

(https://4ege.ru/russkiy/3001-rechevye-klishe-po-russkomu-yazyku-k-sochineniyu.html)

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг (Ш) и сняты сотни фильмов (Ш), об этом говорят и неискушенные подростки (Ш) и умудренные опытом (Ш) люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости … знает каждый (Ш). Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний (Ш) и остаётся.

3) Эти вопросы всегда волновали человечество (Ш). О … размышляет в своей статье …

Читайте также:  Чем полезна овсяная каша для мышц

4) Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися (Ш). Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей (Ш), она касается любого из нас (Ш). … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста (штампованная комозиция предложения). О… много говорили и писали. Важность (речевая!) этой темы трудно переоценить (Ш): далеко не все люди понимают …

6) Одной из самых волнующих загадок (Ш), которые всегда тревожили человеческую мысль (Ш), был вопрос, связанный с … .

7) Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением (Ш), потому что человек не желает довольствоваться (Ш) старыми ответами и стремится найти свою правду (Ш).

8) В этих словах звучит (Ш)… . Действительно, …

9) Эти вопросы звучат (Ш) в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений (Ш).

10) Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями (Ш): …

11) Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься (Ш) о сущности… . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

12) «…,» – в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» (Ш) и всем понятной фразы? (слишком клишировано!)

13) Если спросить любого из нас(Ш), то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Из лавины этой информации выудить дельные клише так долго и непросто (и часто безрезультатно), что проще (и это действительно проще!) сформулировать самому. Не надо бояться собственных знаний!!! И быть такими неуверенными в себе, что доверять интернетной помойке больше, чем собственной голове!!!

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Клише к сочинению по русскому языку к заданию С1.

1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:
…- вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о…

2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста – вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?

Клише, которые помогут сформулировать проблему:
… ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Автора интересует вопрос: …
… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что – зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора.

Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.
Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней.

4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Сформулировать идею текста помогут такие клише:
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Идея текста такова:
…- вот главная мысль текста.
Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
Цель автора текста – убедить читателя в том…

Как начинать сочинение?

“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”

В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.

Клише, которые помогут начать сочинение:
Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Как заканчивать сочинение?

Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор не прав”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.
Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
С автором можно поспорить:
Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

Читайте также:  Полезные советы и решения в хозяйстве

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев.

Другие материалы смотрите в разделе русский язык.

Источник

Разберем по порядку композицию сочинения.

Проблема

• Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

• Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

Типовые конструкции

• Автор размышляет над проблемой
• Автор текста затрагивает проблему
• В центре внимания автора проблема
• В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
• Текст (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой
• (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
• Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.
• Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является – комментарий проблемы.

Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
• Не случайно писатель изображает (кого, что)
• Поступок героя свидетельствует о том, что…
• Слова (мысли) героя показывают, что…
• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
• Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст
• Проблема раскрывается автором на примере…
• В качестве примера раскрывает
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
• Автор обращает проблему на
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что
• Автор разделяет мнение (кого)
• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
• Автор приводит нас к выводу о том, что

• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас, автор считает, что
• Автор подробно рассматривает
• Автор обращает наше внимание на

Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.

Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Авторская позиция

• Автор считает, что
• Автор подводит читателя в выводу о том, что
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
• Позиция автора такова
• Позицию автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
• Автор нас призывает (к чему)
• Автор убеждает нас в том, что
• Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.

Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю , что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах.

Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.

Источник