Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру “Полезные ископаемые Воронежской области”

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

2 слайд

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр, с поверхности Земли

Описание слайда:

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр, с поверхности Земли и используемые человеком.

3 слайд

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

4 слайд

В Воронежской области, как и во многих других, повсеместно встречаются класси

Описание слайда:

В Воронежской области, как и во многих других, повсеместно встречаются классические полезные ископаемые, используемые как строительное сырьё. Это глина, мел, песок, гранит. Может показаться, что на этом список и закончился. Но это не так.

5 слайд

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

6 слайд

Павловское месторождение гранитов, находящее в 15 км на юго-восток от города

Описание слайда:

Павловское месторождение гранитов, находящее в 15 км на юго-восток от города Павловск, вскрыто карьером, работающим с 1976 года. Горно-обогатительный комбинат, работающий при карьере производит высококачественные строительные материалы: щебень различной фракции и отсев в общем количестве до 8 млн. м³ в год.

7 слайд

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

8 слайд

Воронежская область очень богата карбонатным сырьем. Породы верхнего мела пре

Описание слайда:

Воронежская область очень богата карбонатным сырьем. Породы верхнего мела представляют собой почти чистый белый писчий мел, который используется для производства цемента, извести, каустической и кальцинированной соды, в резиновой, бумажной, лакокрасочной, комбикормовой промышленности, для производства пластмасс.

9 слайд

Сейчас на территории Воронежской области существует 12 месторождений мела: Кр

Описание слайда:

Сейчас на территории Воронежской области существует 12 месторождений мела: Крупенниковское, Хохольское, Коротоякское, Копанищенское, Откосинское, Острогожское, Шестаковское, Бутурлиновское, Калачеевское, Россошанское, Подгоренское. 3 мел-мергельных месторождения: Сагуновское, Россошанское и Подгоренское. Из них разрабатывается 7 месторождений.

10 слайд

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

11 слайд

В Воронежской области многочисленны месторождения и карьеры по добыче строите

Описание слайда:

В Воронежской области многочисленны месторождения и карьеры по добыче строительных песков. Самые крупные из них Малышевское, Семилукское, месторождения около сел Горожанка, Рыкань, Новоживотинное, месторождение южнее г. Борисоглебска.

12 слайд

Латненское месторождение огнеупорных глин, находящееся в 15 км к западу от Во

Описание слайда:

Латненское месторождение огнеупорных глин, находящееся в 15 км к западу от Воронежа, эксплуатируется с 1900 годов. Здесь добываются глины для производства керамики  и огнеупорных изделий. В Воронежской области с 1998 года разрабатывается Никольское месторождение бентонитовых глин. Байгоровское месторождение керамических глин, находящееся в Верхнехавском районе разведано в 1990 годах. Оно представляет собой пойменные глины бледно-зеленого цвета.

13 слайд

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

14 слайд

В настоящее время разведано три месторождения глинистых охр: Бутурлиновское,

Описание слайда:

В настоящее время разведано три месторождения глинистых охр: Бутурлиновское, Журавское и Рудаевское. Пигментом охр служит гетит, придающий золотисто-желтую окраску.

15 слайд

В Острогожском районе, близ селения Урыв-Покровка, находятся фосфориты. Тольк

Описание слайда:

В Острогожском районе, близ селения Урыв-Покровка, находятся фосфориты. Только вот залегают в этом месте они достаточно глубоко, и содержат фосфора не более 12 процентов.

16 слайд

В Острогожском районе есть и железные руды (сферосидериты) с небольшим содерж

Описание слайда:

В Острогожском районе есть и железные руды (сферосидериты) с небольшим содержанием железа. Выходы этих руд отмечены у сёл Хворостань, Селявное, Коротояк и Сторожевое.

17 слайд

Геологические исследования, случившиеся после Второй мировой войны, показали,

Описание слайда:

Геологические исследования, случившиеся после Второй мировой войны, показали, что на юге и востоке Воронежской области в её кристаллическом фундаменте находятся приличные месторождения никеля, титана, кобальта, меди, платины и других редких элементов.

18 слайд

Последующая доразведка, случившаяся также в советские годы, позволила говорит

Описание слайда:

Последующая доразведка, случившаяся также в советские годы, позволила говорить о пяти платиноидно-медно-никелевых месторождениях. Это – Нижнемамонское, Подколодновское, Ёлкинское, Еланское и Юбилейное. Интересно, что по своим запасам они занимают третье место в мире после Норильского месторождения и Кольского полуострова. Рудные проявления в Воронежской никеленосной провинции находятся на глубине 40-150 метров от поверхности. По данным учёных, возраст этих проявлений – примерно 2 миллиарда лет.

19 слайд

Черноземные почвы - одни из самых плодородных в мире –  занимают около 75 % т

Описание слайда:

Черноземные почвы – одни из самых плодородных в мире –  занимают около 75 % территории Воронежской области. Черноземы являются самым ценным богатством и незаменимым ресурсом сельского и лесного хозяйства нашего края.

20 слайд

Территория области делится по характеру почв на лесостепную и степную части.

Описание слайда:

Территория области делится по характеру почв на лесостепную и степную части. Первая относится к Окско-Донской провинции с распространением умеренно промерзающих типичных, выщелоченных, оподзоленных черноземов и серых почв лесостепи. Вторая – к Южнорусской провинции с распространением южных и обыкновенных черноземов степной почвенно-биоклиматической области.

21 слайд

На территории Воронежской области минеральные воды известны со второй половин

Описание слайда:

На территории Воронежской области минеральные воды известны со второй половины XVIII века. Жители южных районов Воронежской области использовали минеральную воду повышенной солености из родников правого берега р. Дон для лечения кожных заболеваний. Целенаправленно изучение минеральных вод началось в 20–30-х годах прошлого столетия. В настоящее время выявлены минеральные источники в центральной части Воронежской области в районе сельского населенного пункта Средний Икорец, на базе которых в 1931 году был открыт санаторий им. Цюрупы с бальнеолечебницей.

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые воронежской области конспект урока

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-093242

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Цель урока: обобщение и систематизация
знаний, полученных на уроках предмета “Мир
вокруг нас” при изучении темы “Полезные
ископаемые России и Воронежской области”.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • сформировать представления учащихся о
    подземных богатствах России и Воронежской
    области;
  • познакомить детей с полезными ископаемыми
    Воронежской области, их применением, свойствами,
    способами добычи, охраной подземных богатств.

2. Воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе, бережное
    отношение к ее богатствам;
  • воспитывать чувство гордости за свою большую и
    малую родину;
  • воспитывать чувство ответственности,
    коллективизма, коммуникабельности через работу
    в группе.

3. Развивающая:

  • развивать познавательную активность, умение
    работать с картой, атласом-определителем “От
    земли до неба”, коллекционным материалом;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать
    выводы, мыслить логически.

4. Здоровьесберегающая:

  • соблюдать последовательность этапов урока,
    провести физкультминутку при смене деятельности
    учащихся на уроке.

Наглядность: физическая карта России, карта
Воронежской области, таблицы добычи полезных
ископаемых, коллекции полезных ископаемых,
изделия из камней и глины.

Оборудование: раздаточный материал: образцы
полезных ископаемых, карточки “Помогай-ка”,
“Условные обозначения полезных ископаемых”,
карты Воронежской области, атласы-определители
“От земли до неба”.

План проведения урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос-повторение по теме: “Водоемы нашего
    края”.
  3. Работа над новой темой “Наши подземные
    богатства”.
    1. Рассказ учителя о полезных ископаемых России.
    2. Работа учащихся в группах.
    3. Составление таблицы “Полезные ископаемые”.
    4. Физкультминутка.
    5. Рассказ учителя о полезных ископаемых
      Воронежской области.
    6. Сообщения учащихся о полезных ископаемых
      Воронежской области.
    7. Обсуждение проблемы охраны, бережного и
      экономного использования природных богатств.
    8. Решение кроссворда.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.
Сообщение темы и цели урока.

Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет сегодня нас.

2. Опрос-повторение по теме: “Водоемы
нашего края”. Сегодня вы узнаете о сокровищах
Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы
должны получить пропуск в мир подземных
богатств. Хозяйка подземных богатств просит
ответить на вопросы:

– Какие океаны омывают Россию? (Северный
Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны)

– Какой водоем находится в г. Воронеже?
(Воронежское водохранилище).

– Какие правила должны соблюдать люди,
отдыхающие у водоемов? (Не бросать мусор в воду и
не оставлять его на берегу водоема, не мыть
транспортные средства у водоема, быть
осторожными в воде).

3. Работа над новой темой “Наши
подземные богатства”.

3.1. Рассказ учителя о полезных ископаемых
России.

О водоемах знаете вы,
Ответы ваши достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны.

Перед вами физическая карта России. На ней
условными знаками обозначены месторождения
полезных ископаемых. Полезные ископаемые
добывают из глубины земли или с ее поверхности и
используют в хозяйстве. Наша страна богата
различными полезными ископаемыми. Одни из них
используются в строительстве – это песок, глина,
гранит, известняк. Другие служат топливом – торф,
каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины
земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют
различные металлы. Некоторые соли используют как
удобрение, а поваренную соль мы используем при
приготовлении пищи.

В России большие залежи нефти и природного газа
в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна.
Имеются многочисленные месторождения каменного
и бурого угля. Самыми знаменитыми являются
месторождения каменного угля в районе Воркуты,
Донецком бассейне, в Сибири месторождения
Кузнецкого бассейна.

Огромные месторождения железных руд находятся
на территории Курской магнитной аномалии,
Кольского полуострова.

Особенно богаты рудными ископаемыми горные
области. Здесь сосредоточены месторождения руд
цветных и редких металлов – меди (Урал,
Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный
Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия –
бокситы. Есть в России богатейшие месторождения
золота, платины, алмазов.

3.2. Работа учащихся в группах.
Сегодня в группах, при помощи карточки –
“Помогай-ки”, учебника и атласа-определителя вы
познакомитесь и определите свойства следующих
полезных ископаемых:

1 группа – знакомится с известняком,
гранитом, песком и глиной (с.160-162 учебника, карта
края, карточки с условными обозначениями,
атлас-определитель, “Помогай-ка”)..

2 группа – изучает свойства и применение
торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167
учебника, карта края, карточки с условными
обозначениями, атлас-определитель,
“Помогай-ка”).

3 группа – знакомится со свойствами и
применением железной руды (с.164-165 учебника, карта
края, карточки с условными обозначениями,
атлас-определитель, “Помогай-ка”).

Карточка “Помогай-ка”. (Приложение1.doc)

Группы работают самостоятельно.

3.3. Составление таблицы “Полезные
ископаемые”.
Проводится обсуждение
изученного материала. Рассказы учеников с
показом образцов, картинок. Добыча полезных
ископаемых.

Найдите на карте России месторождения полезных
ископаемых. Назовите их. Сейчас мы заполним
таблицу-схему.

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Медная руда

Гранит,

известняк,

песок, глина

Уголь, торф, нефть,

природный газ.

3.4. Физкультминутка

По дорожке шли, шли (шагаем)
Много камешков нашли.
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.

3.5. Рассказ учителя о полезных ископаемых
Воронежской области.
Наша Воронежская
область тоже богата полезными ископаемыми.
Многие из них по запасам и качеству имеют
промышленное значение, особенно для
производства строительных материалов. Это
различные виды глин, известняка, песчаники, мел,
граниты, кварцевые пески, бурые угли, торф,
железная руда, горючие сланцы.

3.6. Сообщения учащихся о полезных
ископаемых Воронежской области. Наши ученики
подготовили несколько сообщений о полезных
ископаемых Воронежского края (гранит, мел, глина,
известняк). (Приложение2.doc)

3.7. Обсуждение проблемы охраны,
бережного и экономного использования природных
богатств. Для образования полезных ископаемых
понадобились миллионы лет, и расходовать их надо
экономно. Как и все на Земле, подземные
ископаемые богатства нуждаются в охране,
бережном и экономном использовании.

– Прочитайте статью “Охрана подземных
богатств” (с.168-169 учебника).

Сделайте вывод: Что мы называем полезными
ископаемыми? (Все природные богатства, которые
добывают люди.)

В каком состоянии находятся полезные
ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь,
мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном –
природный газ).

3.8. Решение кроссворда. Молодцы!
Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд
(Приложение 3. doc) и прочесть ключевые
слова:

1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)

4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)

4. Итог урока. Выставление оценок.
Вывод с. 169.

5. Домашнее задание. С.159-170, вопросы
“Проверь себя”.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Источник

Проектная работа:  «Полезные ископаемые Воронежской области»

(слайд 2)

Полезные ископаемые – это природные минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

Выделяются основные группы полезных ископаемых: горючие, металлические, неметаллические, соли, подземные воды и грязи и др.

Добыча твёрдых полезных ископаемых, залегающих в недрах Воронежской области, производится из открытых горных выработок – карьеров. Добыча подземных вод осуществляется с помощью скважин – цилиндрической горной выработки, характеризующейся значительной величиной отношения глубины к диаметру.

(слайд 3)

В течение мелового периода мезозойской эры образовались огромные слои мела, по запасам которого Воронежская область занимает одно из ведущих мест в России. Область выделяется богатейшими залежами карбонатного сырья – мергели и чистый писчий мел. На балансе Воронежской области числится 12 крупных месторождений мела: Хохольское, Крупенниковское, Коротоякское, Откосинское, Копанищенское, Острогожское, Бутурлиновское, Шестаковское, Калачеевское, Подгорненское, Россошанское, Подгоренское и 3 мел-мергельных месторождений: Подгоренское месторождение, Сагуновское месторождение, Россошанское месторождение.

(слайд 4)

В кайнозойскую эру на территории Воронежской области формировались пески, которые нужны для строительства, но большой ценности не представляют. Несмотря на это, в Воронежской области множество месторождений и карьеров по добыче песка. Наиболее известны Малышевское месторождение и Семилукское месторождение, а также у села Новоживотинное, села Горожанка, села Рыкань и южнее города Борисоглебска. Наиболее крупный действующий Тамбовский карьер находится на северо-западе города Воронежа.

(слайд 5)

На юге области в это время сформировались Журавкинское и Бутурлиновское месторождения охристых красок. В 15 километрах, западнее города Воронежа находится Латненское месторождение огнеупорных глин, известное со 2-й половины XIX века. Первоначально глины использовались для керамических изделий, а затем огнеупоров. Подобное месторождение, в 1970-х годах, было разведано вблизи села Криуша Аннинского района. На юго-востоке Воронежской области, в 1998 году, открыто Никольское месторождение бентонитовых глин, использующихся для производства буровых растворов.

(слайд 6)

Крупным месторождением по добыче гранитов в области является Шкурлатовское, которое разрабатывается уже более 30 лет. Оно находится возле города Павловска. Добыча гранитов здесь идет открытым способом (работает карьер). При нем функционирует и комбинат, на котором добытое сырье проходит обработку. Комбинат выпускает стройматериалы из гранита довольно высокого качества, а также щебень и отсев. Общие объемы производства комплекса составляют до 8 милл. м3 продукции ежегодно. Следует отметить, что недавно на территории области было обнаружено еще одно месторождение гранитов – в Богучарском районе. Его общие запасы эксперты оценивают в 3,5 тысячи тонн. Данное месторождение уже готово к разработке. Выявлены и другие участки гранитов, залегающих не очень глубоко. В перспективе они также могут быть освоены.

(слайд 7)

Вывод: минеральное сырье, добываемое из недр земли, – это основа промышленности для любого региона. От величины их запасов во многом зависит экономическое развитие области. Полезные ископаемые Воронежской области достаточно разнообразны. В регионе выявлены и активно разрабатываются месторождения гранитов, строительного камня, песчаника, известняка, огнеупорных глин и мела. Кроме этого, геологические изыскания территории показали, что недра области богаты и  многими рудными полезными ископаемыми.

Полезные ископаемые Воронежской области
PPTX / 13.01 Мб

Источник