Полезные ископаемые в жизни человека 3 класс

Полезные ископаемые в жизни человека 3 класс thumbnail

Развернутый конспект урока

Тема урока: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Ход урока.

1.Организационный момент.

         Чтоб природе другом стать,

         Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

          Научитесь наблюдать,

          Будем вместе развивать у себя внимательность,

          А поможет всё узнать наша любознательность.

Выберем девиз. (На доске)

-Буду активен

         – Буду внимателен

         – Буду вежлив

          -Буду любознателен

2. Актуализация знаний

– Посмотрите на экран. На экране даны вопросы давайте их зачитаем.

-Какие виды горных пород вы знаете?

-Как разрушаются горные породы?

-Что такое минералы?

-Что такое «полезные ископаемые»?

-Какие материалы  люди используют для строительства?  Где их берут?

-Какие виды топлива ты знаешь?

-Как получают металлы? Где их используют?

-Люди, каких профессий заняты при добыче ископаемых?

-Давайте попробуем ответить на каждый из вопросов. (Учащиеся отвечают  на первые четыре вопроса, остальные вопросы вызывают затруднения)

– Как  думаете, какая будет тема урока? Какая будет цель урока?

3.Постановка учебной задачи.

– Опираясь на вопросы, составим план – схему (приложение 1)

(В ходе обсуждения составляется план.)

4.Построение проекта выхода из затруднения

4.1 Работа с новым термином.

– Будем работать по плану. Зачитайте первый пункт плана ( значение термина « полезные ископаемые»)

_ Подберите синонимы к слову «полезные» ( ценные, необходимые, значимые, приносящие пользу)

-Подберите родственные слова к «ископаемые» (копать).

Давайте вспомним, из чего состоит поверхность Земли? (из горных пород)

Вывод. Полезные ископаемые – это горные породы, приносящие пользу, необходимые для жизни людей.

-Сравним наше определение с определением в учебнике.

(стр. 16 первое предложение)

4.2 Сообщение о видах полезных ископаемых

-Переходим ко второму пункту нашего плана.

Все полезные ископаемые можно разделить на несколько больших групп.

Группа строительных ископаемых. Это ресурсы, которые человек использует для строительства зданий, сооружений и возведения различных конструкций

Топливная группа. Это ресурсы используемые для обогрева жилья и получения энергии разного вида.

Группа металлов. Это ископаемые, из которых получают различные металлы, которые человек широко использует в своей жизни. Человек научился получать и использовать металлы не только в чистом виде(медь, железо, серебро, алюминий) но и, смешивая различные металлы, получать сплавы.

4.3Групповое исследование.

– Сейчас вы будете работать в группах. Проверьте – на партах у вас должна быть технологическая карта (приложение 2) и несколько образцов горных пород. Ваша задача, работая в группе, поэтапно выполнить задания технологической карты. Руководствуйтесь собственными знаниями, полученными на предыдущих уроках окружающего мира и текстом в учебнике. После выполнения заданий и заполнения технологической карты, оцените свою работу в группе, заполнив таблицу «лист самооценки» (приложение 3) Затем вам нужно будет поделиться своими знаниями с одноклассниками, выступив с презентацией своей работы.

(Учащиеся работают в группе, заполняют технологическую карту, осуществляют поиск новой информации в учебнике, заполняют лист самооценки, выступают перед одноклассниками. Информация, полученная из учебника, дополняется сообщениями учащихся, приготовленными дома (приложение 4)

4.4. Сообщение учащегося .

-Вернёмся к плану. Какой пункт мы выполнили? (применение полезных ископаемых)

– Какие  пункты плана осталось выполнить? ( Деятельность человека по добыче полезных ископаемых)

-Об этом заслушаем сообщение, которое приготовил ваш одноклассник. (Приложение 4)

-Итак, проверим, все ли пункты плана выполнены.

5.Первичное закрепление

-Используя полученные на уроке знания, заполним таблицу «Применение полезных ископаемых» (приложение 5) (Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем осуществляется фронтальная работа, ориентированная на выявление ошибок при заполнении таблицы)

6.Рефлексия.

Вернемся к плану и вопросам, на которые мы не могли ответить в начале урока.

Выберите для себя высказывание:

–  Могу ответить на все вопросы

–  Запомнилось многое, но нужно повторить, для закрепления.

– Узнал много нового. Но на вопросы ответить затрудняюсь.

– Ничего не узнал, ничего не запомнил.

7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

– Большинство  учащихся выбрали второй пункт плана. Какой вывод можно сделать?

( учащиеся делают вывод, что для закрепления полученных знаний, нужно повторить материал дома, выполнив домашнее задание)

Источник

Тема: Закрепление «Полезные ископаемые и их значение в жизни

человека.»

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию,

осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли

в жизни человека.

Задачи:

1. Создать условия для:

✓ усвоения обучающимися знаний о

терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о

возможностях применения полезных ископаемых.

✓ осознания учащимися ценности изучаемого

материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности

учащихся и связной речи; умения работать с вопросами,

различными источниками информации и с поисковыми системами

Интернета; умения структурировать информацию; умения делать

сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-

следственные связи и делать умозаключения; умения работать и

взаимодействовать в группе одноклассников.

3. Создать условия для формирования ценностного

отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Дидактический материал и оборудование: географическая карта

Читайте также:  Полезная информация для мозга с утра

Казахстана, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран;

карточки для индивидуального опроса.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

-Три клада у Природы есть:

Вода, земля и воздух –

Три ее основы.

Какая бы ни грянула беда –

Целы они –

Все возродится снова.

II. Проверка знаний.

1. Составление плана работы.

2. Мозговая атака.

Работа по группам

1группа – Что называют полезными ископаемыми? Виды полезных

ископаемых. (Показывают презентацию о полезных ископаемых,

приготовленной дома)

2 группа – Что такое месторождение ? Где и как добываются полезные

ископаемые ?

3 группа – Как применяют полезные ископаемые?

Вопрос для всех – Какие полезные ископаемые встречаются в нашей

местности? Приведи примеры использования, с которыми ты сталкивался в

своей жизни.

3. Словарный диктант.

(работа в тетрадях)

Запишите название полезного ископаемого.

– Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота,

удобрением. (Торф)

– Добывается в шахтах, она тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких,

плотно соединённых зёрен. (Железная руда)

– Чёрного цвета, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горит. (Каменный

уголь)

– Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит

из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца, слюды. (Гранит)

– Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин,

мазут. (Нефть)

– Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при

производстве стекла. (Песок)

– Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

(Глина)

Взаимопроверка.

4. Игра « Определи значок».

На доске значки обозначающие месторождения полезных ископаемых на

карте Казахстана и карточки с названиями полезных ископаемых. Задача

детей подобрать правильно название к значку.

Каменный уголь Алюминий

Бурый уголь Медная руда

Нефть Полиметаллические

Природный газ руды

Золото

Железная руда

Асбест

Фосфориты

Поваренная соль

Рассмотреть карту полезных ископаемых Казахстана. Назвать

основные месторождения полезных ископаемых на территории нашей

страны.

Физминутка.

Сядьте поудобнее и закройте глаза… Сделайте три глубоких вдоха и выдоха

и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в

душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься

посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и

почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на

траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же

мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один

явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.)

Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение

птиц. (Пауза 30 секунд.) Ты чувствуешь, как расслабляются твой лоб, затем

рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и

расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15

секунд.)

Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил…

Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично

выдохни и открой глаза

5. Кроссворд.

(на ватмане, ученик приготовил кроссворд о полезных ископаемых с

рисунками)

6. Умники и умницы.

Рассказывание дополнительного материала о полезных ископаемых

приготовленного ученицей из энциклопедии.

III.Закрепление изученного

« Я это могу!»

Я могу объяснить, из чего состоит гранит.

Я могу рассказать, где люди используют песчаник.

Я могу разбить мамину вазу, чтобы посмотреть, из чего она сделана.

Я могу изготовить цемент, потому что знаю, из чего он состоит.

Я могу перечислить, где люди используют полезные ископаемые.

Я могу показать на карте основные месторождения полезных

ископаемых в Казахстане.

Я могу объяснить другу, почему зимой в домах тепло, почему по

дорогам ездят машины, в небе летают самолёты.

Я могу, уходя из дома, оставить включенным свет, газ, не закрыть

водопроводный кран.

IV. Рефлексия.

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Домашнее задание.

Работа по карточкам.

– Наш урок хочется закончить стихотворением. (на интерактивной

доске изображение природы)

Посмотри, мой милый друг,

Как прекрасно всё вокруг.

Лес, река, трава, поля –

Это всё моя Земля!

-Берегите богатства нашей Земли.

Источник

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой.

-Сәлеметсызбе, балалар!

-Отырыӊыздар!

-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.

-Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

-Ребята, сегодня я желаю вам хорошего настроения и хороших оценок. А теперь каждый из вас скажет друг другу свои пожелания.

-Молодцы!

2.Проверка домашнего задания.

Написать сочинение о горных породах.

3.Объявление темы и цели.

-Какой раздел познания мира изучаем? 
– Какие знаете полезные ископаемые? 
– Где люди в жизни используют полезные ископаемые? 
– Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? 
Сегодня на уроке мы будем говорить о значении полезных ископаемых в жизни людей. 
4.Повторение Блиц – турнир.

За каждый правильный ответ дается жетон. У кого будет больше всего жетонов, тот получить оценку «5».
1.Все материалы и сырье, добываемые из земли называются (Полезные ископаемые) 
2.Почему полезные? (дают человеку пользу) 
3.Почему ископаемые? (Выкапывают из земли) 
4.Скопление полезного ископаемого (Месторождение) 
5.Открытый способ добычи полезны ископаемых? (карьер, карьерный) 
6.Закрытый способ добычи? (Шахта) 
7.Это горная порода очень крепкий зернистый камень серого и красного цвета (Гранит) 
8.Горная порода из спрессовавшегося песка (песчаник) 
Нерудное полезное ископаемое сероватый камень залегает мощными слоями? (Известняк) 
9.Это полезное ископаемое придает пище особый вкус? (Соль) 
10.Это полезное ископаемое встречается на поверхности земли, он бывает белого, желтого, коричневого цвета? (песок) 
11.Это полезное ископаемое образует водоупорный слой? (Глина) 
12.Это жидкость темного цвета? (Нефть) 
13.Это полезное ископаемое черного цвета, блестит, хрупкий, ярко горит? (каменный уголь) 
14.Это чистое потливо при горении не образует вредных веществ? (природный газ) 
15.Это рудное полезное ископаемое похожее на камень, магнитится, плавится (железная руда) 
Вывод: все это полезные ископаемые.
5.Физминутка(муз. сопровождение).

Читайте также:  Полезно ли чистить зубы зубной нитью

-Какой праздник к нам приближается?

-Как мы его празднуем?

6.Изучение нового материала.

-Ребята, что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

-Как вы думаете, могли бы люди обойтись без полезных ископаемых? 
-Это сейчас и докажем. На уроке будут работать службы по изучению значения полезных ископаемых в жизни человека.

У каждой службы свое задание. 
1 служба Шахтеров 
2 служба Статистов 
3 служба Нефтяников 
Время на работу 7-10 мин. 
Правила работы в группах.
Служба Шахтеров 
1.Почему так называется ваша служба? 
2.Установите последовательность добычи полезных ископаемых.

3.На карте Казахстана, обозначить большие месторождения полезных ископаемых.

Служба статистов 

1.Заполните таблицу.

Предметы

Соль

Железная руда

Нефть

Песок

Мыло

Стекло

Краски

Лекарство

Продукты питания

-Какие полезные ископаемые входят в состав этих предметов? 
-Какое полезное ископаемое входит в состав всех предметов? 
-Может ли человек обходиться без этого полезного ископаемого?

Сделайте расчет.
Человек за один день потребляет 20 гр. соли. Рассчитайте, каково потребление соли вашей семьи в течении одной недели, если ваша состоит из 4 человек 
2.Какой из видов известняка используется в школе? 
Мрамор 
Ракушечник 
Мел 
Учитывая график работы школы, подсчитайте. Сколько кусочков мела мы израсходуем за учебный год, если учесть что в день расходуем 1 кусочек. 
Подсчитайте общую массу израсходованного мела, если масса одного кусочка- 10 гр. 
График работы школы 
В году 365 дней 
Каникулы: 9 дней 
10 дней 
10 дней 
92 дня 
Воскресений: 39 дней 
Праздничные дни: 4 дня 
Служба нефтяников.
1.Назови полезное ископаемое которое добывается в нашем районе? 
2.Определи его свойство. 
3.В виде схемы, запишите, где используется это полезное ископаемое? 

7.Физминутка(муз. сопровождение)

8.Просмотр видеоролика. «Полезные ископаемые Казахстана»

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

9.Закрепление.(тест)

1.Горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются…

А) гранит

Б) полезными ископаемыми

В) руда

2.Места залегания полезных ископаемых – это…

А) месторождения

Б) руда

В) гранит

3.Для добычи полезных ископаемых используют…

А) шахты, открытые карьеры, бурение

Б) терриконы, отвалы, озера

В) колодцы, шурфы, овраги

4.К горючим полезным ископаемым относятся…

А) соль, гранит, песок, глина

Б) железная руда, медная руда, уголь

В) каменный уголь, нефть, газ

5.Люди, какой профессии занимаются разведыванием полезных ископаемых?

А) геологи

Б) биологи

В) археологи

10.Итог урока.

-Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

-Какие мероприятия можно проводить по охране полезных ископаемых?

-Ребята, оцените наш урок. Если вам урок понравился, покажите радостный смайлик, а если нет, то грустный.

11.Домашнее задание: стр. 94-95 пересказ.

Оценивание.

Ребята, вы молодцы!

Сау болыныздар!

Источник

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества.  Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы  должны  мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись,  ко всем окружающим нас предметам, многие из нас  впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых  человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить  свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От  других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Читайте также:  Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах питания

1.Нефть — «черное золото» Земли

Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди  догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете

Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является  экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла

Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется  в качестве топлива для электростанций и котельных,   металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола

Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы – основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении. 

6.Железные руды — металлическое сердце Земли

Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:

  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.

7.Золото

В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз –  один из самых твердых материалов

Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина –  ценнейший драгоценный металл

Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия

Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным  богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Источник