Полезные ископаемые в родном крае 4 класс
Урок окружающего мира в 4 Б классе МБОУ «СОШ №35» г. Братска
Тема: Полезные ископаемые твоего края.
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать важную роль в экономике страны.
Развивающая:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы и доказательства.
Развивать умение сворачивать информацию в таблицу.
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых.
Воспитывать уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
учебник по окружающему миру 4 класс
рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир
образцы полезных ископаемых
план рассказа о полезном ископаемом
компьютерная презентация
карта Знаний
Ход урока:
1.Организационный момент. (сл.1)
Психологический настрой. Круг радости.
– Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра.
Нам урок начать пора.
2.Актуализация знаний
– А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем? «Твой край – часть великой России». (сл.2)
– Да, мы продолжаем путешествовать по родному краю. А как путешествовать легче, интереснее: в одиночку или компанией? Конечно, даже в песне поётся «Вместе весело шагать по просторам…»
– Тогда, какую форму работы мы будем использовать на уроке? (Групповую)
Правила работы в группе.
– Давайте, вспомним правила работы в группе.
Работать дружно.
Уметь слушать мнение своего друга.
Не выкрикивать.
Работать тихо.
-Какие источники информации нам могут помочь?
(учебник, карта Иркутской области, «карты знаний»)
– Положите перед собой «Карту знаний».
– Рассмотрите её и скажите, что мы уже знаем по этому разделу.
Уже знаю: на доске (карта знаний)
Географическое положение своего края
Часовой пояс, в котором находится наш край
Поверхности и водоёмы нашего края
Что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить природу своего края.
– А теперь « карты знаний» убрали в папочку.
Учитель: А чтобы узнать, как вы это усвоили, мы проведём тест: (На слайдах 3-5)
Проверка и запись результатов в листок достижений. (сл.6)
– Почему некоторые ребята допустили ошибки при выполнении теста?
– Вам необходимо в «картах знаний» отметить для себя красные вопросы в той теме, где были допущены ошибки.
–Окажите своим одноклассникам помощь в группах, проведите коррекцию знаний, дополните свои «карты знаний» необходимыми данными, не забывайте пользоваться нашей большой «картой знаний».
-Что у вас получилось? (Выступления учащихся – старших в группе)
3.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, а вы хотите узнать, что будем изучать сегодня? Тогда я приглашаю ко мне представителя от каждой группы. На столе у меня лежит чудесный мешочек, который, возможно, поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Дети по очереди трогают предметы)
– Посовещайтесь, пожалуйста, что вы потрогали и назовите тему сегодняшнего урока. (сл.8) (Полезные ископаемые)
– А если, мы путешествуем по родному краю, то можете уточнить тему урока? («Полезные ископаемые твоего края»)
– Какие поставим для себя цели? (изучить полезные ископаемые родного края) (сл.9)
4.Работа по теме урока.
– Полезные ископаемые мы изучали в 3 классе.
– А давайте вспомним, что такое «полезные ископаемые»? (сл. 10)
(Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
– Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?
– А что вам интересно было бы узнать о полезных ископаемых нашего края?
(Какие полезные ископаемые залегают в Иркутской области. Где их добывают? Как и кто добывает?)
– А кто из вас ответит уже сейчас на последний вопрос: кто добывает полезные ископаемые? (Полезные ископаемые добывают геологи) (сл.10)
– Для чего человек добывает полезные ископаемые? ( Он их использует для хозяйственных нужд)
– Где использует в своём хозяйстве? (В быту: свет, тепло, приготовление пищи, на производстве: для выплавки металлов, в радиоэлектронике, в строительстве и т.д.)
– На прошлом уроке в качестве домашнего задания группе ребят было предложено найти сведения о некоторых полезных ископаемых нашего края и сделать небольшое сообщение. Мы будем не просто слушать, а одновременно заполнять свои карты знаний и карточки для подведения итога работы, которые у вас есть в каждой группе. Каким значком обозначается то или иное полезное ископаемое, вам напомнит лист, лежащий на столах. И договоритесь, кто в группе будет воспринимать текст на слух, а кто читать слайды, т.к. информация выступающих дублироваться не будет.
– Договорились? Тогда слушаем Дашу.
Выступления учащихся (Презентации)
1) Представление полезного ископаемого – золота. (Шилинец Даша)
– Что мы отметим в «картах знаний» и в таблицах, прослушав сообщение Даши? (Дети отмечают месторождение золота)
– А как вы поняли, что такое месторождение? (Скопления полезных ископаемых)
– Чем вы можете гордиться за свой край? (Тем, что 10% золота добывают в нашем крае)
– Покажите главное месторождение золота в Иркутской области. (Бодайбо), отметьте его значком в своих «картах знаний», на контурной карте в ТПО и в общей карте.
– На большую « карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения золота.
– А кто скажет что такое «МЕСТОРОЖДЕНИЕ»? (Слайд 11)
2) Представление полезного ископаемого – каменная соль. (Непомнящий Артур)
– Что отметим в своих картах знаний и табличках после выступления Артура? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – п.Тыреть, Заларинского района, его свойства и применение)
– Покажите его на карте Иркутской области.
– На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменной соли.
3) Представление полезного ископаемого – каменный уголь.(Овсянников Никита)
– Что внесёте в таблицу и в «карту знаний» теперь?
( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – района, его свойства и применение)
– На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля
4) Представление полезного ископаемого – железная руда. (Бузмаков Егор)
– Какие знания вы почерпнули из выступления Егора? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – г.Железногорск – Илимский, Рудногорск, его свойства и применение)
– На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля
6. Итог работы.
– А теперь давайте подведём итог проделанной работы.
На слайде у меня появится общая таблица сведений о полезных ископаемых, которые нам представляли ребята. Вы сравните её со своими маленькими, проверите, всё ли успели заполнить.
– Итак, какие вы ещё знания приобрели, что отметили на своих «картах знаний»?
– Справились мы с целями и задачами, которые ставили в начале урока?
Бережное отношение. Вывод.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые на нашей Земле?
– Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к полезным богатствам, которые невозможно восстановить.
Рефлексия.
– Кто был вам сегодня помощником в получении новых знаний?
– Как бы вы оценили их работу?
– Кто ещё был активным участником работы на уроке?
– Покажите мне условным знаком, с каким настроением вы уходите с урока. (большой палец – вверх или вниз)
Домашнее задание.
– Кому захотелось побольше узнать о полезных ископаемых?
– Приготовьте к следующему уроку сообщение о том полезном ископаемом Иркутской области, о котором сегодня не говорилось.
– Где можно найти информацию?
-Учебник стр. 133-135, вопросы.
Цели.
- Сформировать представления учащихся о полезных богатствах родного
края. - Познакомить детей с полезными ископаемыми родного края, используя
компьютерные технологии. - Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатствам,
чувство гордости за свой край. - Развивать познавательную активность, умение работать с картой,
развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
У учителя:
- физическая карта Свердловской области;
- коллекция полезных ископаемых;
- мультимедийная презентация «И знаменита, и богата моя Уральская
земля»; - фонограмма песни «С чего начинается Родина»;
- выставка литературы
- детские сочинения
У учащихся:
- Нездрлий Т П Проирода Среднего Урала. Путешествие по Свердловской
области._ Екатеринбург:ООО»Форум-книга», 2007 - Коллекция полезных ископаемых; карта г. Краснотурьинска
- Ноутбуки на каждого ученика
Ход урока
Звучит музыка «С чего начинается Родина»
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
У: – Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными
ископаемыми родного края;
Будем учиться работать с картой;
Пополнять свои знания через Internet
– ресурсы ( работа с ноутбуками).
– В этом нам поможет журнал:
«…И знаменита, и богата
Моя Уральская земля»
– Открываем наш журнал. Первая страничка «В гостях у Хозяйки
медной горы»
Слайд 1
Входит Хозяйка медной горы:
Слайд 2
БОГАТСТВА УРАЛА
В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь
в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным
цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Моя Уральская земля.
Хозяйка. Здравствуйте! Я – Хозяйка
медной горы – в гости к Вам пришла и загадки принесла! Отгадайте их.
Уч: – Работаем в паре. У вас на
столе лежит коллекция полезных ископаемых. Вам нужно посоветоваться, выбрать и
показать отгадку
Хозяйка загадывает загадки:
Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)
Уч: – Спасибо Хозяйке. Приглашаем её в гости к нам на урок.
– Открываем следующую страничку нашего журнала.
Слайды 3 – 4
«Геологический музей Евграфа Степановича Фёдорова»
Уч: – Ребята, где можно увидеть коллекцию полезных
ископаемых.
– Почему этот музей называется геологическим?
– В каком году был открыт этот музей?
– Только за 1900 год сюда прислали из рудников и разведывательных
отрядов около 10.000 образцов. И по ним составлялась карта Северного Урала. Мы
побывали в этом музее. Вы писали сочинения. Своими впечатлениями с вами
поделиться Петухова Наташа.
Сочинение:
Мы
с классом ходили на экскурсию в Геологический музей имени Е.С. Фёдорова.Этому музею уже 114 лет. Основал
его Евграф Степанович Фёдоров в 1894 году.
Он был талантливым, учёным, кристаллографом,
минералогом, геологом, геометром, инженером. Заходя в музей, я увидела
необычную обстановку. Казалось, что мы попали
в другое время: скрипучие деревянные ступеньки, экспонат для воды –
всё было необычным.Много
интересного узнала и увидела я в музее. Там представлены более 1.000 минералов
и 1800 образцов. Мне запомнились полезные
ископаемые: волосатик, марионы, радонит, яшма, лазурит. А нефрит
необычен тем, что помогает при болезнях: если его
положить на больное место, то всё через некоторое время пройдёт. А
из гранита делают красивые бусы красные или чёрные, которые приносят счастье и
здоровье владельцу. Нам показали золото для «дураков», свинцовый блеск,
аметистовую щётку. А палеонтологическая
коллекция удивила нас: кости бизона, мамонта огромных размеров!Необычна
и мебель в музее: огромные массивные шкафы хранят
образцы горных пород, штуфов и шлифов, «Федоровский
столик» изобретение ученого, стоят старинные стулья, которым 180 лет.Собрав
богатейшую геологическую коллекцию в музее, Е.С. Федоров
сыграл важную роль в открытии бокситов на Северном
Урале.Мне
надолго запомнится эта уникальная экскурсия в Геологический музей Е. С.
Фёдорова.
Уч: – Этот музей занимает третье место по России, устапая
коллекцией Московскому геологическому музею и Санкт-Петербурскому.
– Листаем наш журнал дальше.
Слайды 5 – 6
«Велик белый свет,
Да теплей своего края нет»
Свердловская область расположена в самом сердце России. Она
протянулась с севера на юг на 660 км, а с запада на восток на 450-500 км,
площадь нашей области почти 195 тыс. квадратных км., по форме она напоминает
треугольник.
– Открываем книгу «Путешествуем по Свердловской области» с
133. Читаем текст.
( чтение цепочкой)
– Чем привлекает людей уголок Северного Урала?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
– Лекторская группа нашего класса приготовила вам рассказ о
полезных ископаемых, которые добывают в нашей местности.
Слайды 7 -9
Выступление лекторской группы:
1-й ученик: Руды черных
металлов – плотное, мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки ее притягиваются к
магниту. Железная руда тяжелее, она тяжелее гранита; очень прочная,
состоит из мелких зерен, плотно соединенных между собой.
Название
магнитного железняка показывает, что он обладает свойством магнита. В этом
можно убедиться, если поднести кусок руды к компасу: стрелка компаса
одним своим концом повернется к руде.
Красный и бурый железняки в отличие от магнитного не действуют на
стрелку компаса.
Магнитный
железняк можно узнать по металлическому блеску.”
Магнитных железняк – самая твердая
из железных руд.
В
некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях
ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, в образовавшемся карьере
огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или железнодорожные
вагоны, которые перевозят руду в разные
районы нашей страны.
В других местах руда залегает
глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты.
Важное свойство железной руды –
плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, i
Добывают её у нас на шахте «Северопесчанская»
Условное
обозначение –
– 2-й ученик Рассмотрите
коллекцию цветных металлов.
Руды цветных металлов. Важнейшая
руда, из которой добывают медь, – медный
колчедан. Его можно узнать по сильному металлическому блеску и латунно-желтому
цвету с красноватым или зеленоваты оттенком. На фарфоровой пластинке дает
зеленовато-черную черту.медную руду добывают на шахте «Капитальная»
Условное обозначение –
3-й ученик: Больше всего
алюминия выплавляют из алюминиевой руды, которая
называется бокситом. По внешнему виду боксит очень похож на глину, а
отличается от нее тем, что от воды не делается вязким. Чистый боксит белого цвета, дает белую черту,
имеет тусклый блеск. Обычно же он
бывает окрашен примесями железа в кирпично-красный, темно-буро-красный или
розовый цвет.Бокситы добывают на шахте в г. Североуральске, а алюминий
выплавляют у нас на Богословском Алюминиевом заводе.
Условное
обозначение –
4-й ученик
Золото добывают на предприятии «Золото Северного Урала»
Условное обозначение –
Где можно найти дополнительный материал для выступления?
Слайд 10
Так и называется страничка нашего журнала «Internet – ресурсы»
Работаем по алгоритму:
Технология работы в сети Internet
- Зайдите в систему
- Подключитесь к главному ноутбуку (значок главной программы
находится у вас на нижней панели) - На рабочем столе найдите ярлык Internet Explorer (Интернет Эксплорер)
- В строке адреса выберете поисковую систему Yandex
- В строке поиска напечатайте запрос (шахта Северопесчанская
г. Краснотурьинска) - Нажмите кнопку найти
- Среди списка сайтов найдите одиннадцатый сайт (он
находится на второй странице) - Откройте этот сайт и прочитайте информацию, которая
представлена здесь - Закройте все окна
- Выключите ноутбук через кнопку ПУСК
- Дождитесь полного выключения экрана ноутбука.
Физкультминутка для пальчиков рук; физкультминутка для
ученика
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично как всегда
Головой покрутим: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
Раз, два, три чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
За компьютер сесть. Ура!
– Читаем дополнительный материал о шахте «Северопесчанская»
Историческая справка
Поселок Воронцовка – поселок городского типа в Свердловской
области РСФСР. Расположен к 18 км к югу от г. Краснотурьинска и в 14 км от ж/д станции Воронцовка. (БСЭ, т. 5, стр. 370).
В 1894 году при поисковых работах на жильное золото был
открыт центральный участок Воронцовского железорудного месторождения, с
запасами высококачественных красных железняков.
Наличие богатых железных руд и громадных лесных массивов
явилось базой для постройки Надеждинского сталерельсового ныне Серовского
металлургического завода. Инициатором строительства являлся Александр Андреевич
Ауэрбах. Завод был торжественно заложен 29 мая 1894 года. В один год с
Надеждинским сталерельсовым заводом образовался поселок Воронцовка.
По одной из версий, рудник получил свое название в честь
Главноуправляющего Богословского горного округа В. В. Воронцова, при энергичной
поддержке которого были приведены в исполнение планы разведочных работ.
Активным участником геологических съемочных работ Воронцовского железного
рудника был штейгер Николай Васильевич Доронин.
Первым управляющим Воронцовского рудника был Пушкарев
Анатолий Иванович (1870-1937гг.). 20 лет, с1894 по 1914 гг. А. И. Пушкарев
работал заведующим Воронцовского рудника.
С начала эксплуатации за 1896-1917гг. было добыто 572
тыс.тонн товарной руды. Эксплуатировались так же месторождения:
– Гаревское (1899 – 1916), добыто 400 тыс. тонн руды;
– Песчанское (1899 – 1915), добыто 80 тыс. тонн руды.
С образования рудника начал строиться поселок Воронцовка.
Строился поселок в основном силами спецпереселенцев. Первыми домами были две
казармы и пять домов, в том числе дом Серовых и Пушкаревых. Улицы Северной не
было. В 1912 году было построено общежитие (в котором одно время находился
клуб) для техников. Позже была построена больница и медпункт, фельдшером был
Николай Семенович Дурбашев, друг А. А. Ауэрбаха. Первые 12-квартирные дома
появились в 1913 году. В 1914 году построена первая школа (её открыли только в
1917 году). В школе было три класса.
В 1939 году была открыта шахта «Северная», затем «Южная»
и «Наклонная». На этих шахтах добыча руды велась вручную лопатами. Заболотнев
П. Н. – кузнец Воронцовского рудника – первый орденоносец Турьинских рудников,
в 1939 году награжден Орденом «Знак почета», который ему вручил сам «всесоюзный
староста» Михаил Иванович Калинин в Москве.
1952 год. На Воронцовском руднике строится шахта
«Новая». Строительство окончено в 1958 году.
Северопесчанское месторождение железномагнитовых руд было
открыто в 1955 году Воронцовской геологоразведочной партией под руководством
Усенко А. И.
В 1968 году в трех километрах от п. Воронцовка была
открыта шахта «Северопесчанская», началось строительство. Сейчас шахта достигла
своей проектной мощности.
В 1976 году в районе поселка началась разработка
россыпного месторождения золота Южно-Заозерским прииском. За 20 лет было добыто
более тонны драгоценного металла.
Поселок знаменит Героем Советского Союза Анатолием
Константиновичем Серовым.
20 марта 1910 года в доме №23 по улице Северной в семье
штейгера Воронцовского медного рудника родился Герой СССР А. К. Серов (погиб
11.03.1939).
2 апреля 1980 года в доме, где родился А. К. Серов. Был
открыт мемориальный музей. На деревянном доме постройки конца XIX века
установлена мемориальная доска. В настоящее время музей закрыт из-за
нецелесообразности его содержания по экономическим причинам и переведен в
городской краеведческий музей в г. Краснотурьинск.
Воронцовка – поселок небольшой, с прямыми длинными улицами.
Всего их одиннадцать – это улицы: Первая Северная, Северная, Серова, Западная,
Октябрьская, 8 Марта, Горького, Пушкина, Школьная, Спортивная, Горняков.
Улица Серова считается главной. Здесь расположены почти все
административные здания: поселковая администрация (глава администрации –
Ковальчук Николай Анатольевич), библиотека, почта, ЖКО, лесничество.
В поселке проживает 1100 человек. В основном это
потомственные горняки, шахтостроители, добытчики золота, из них 235
пенсионеров, в том числе 28 работающих, имеющие свой совет ветеранов.
Председатель совета ветеранов – Шумакова Анастасия Петровна.
Поселок богат талантливыми людьми, один из них – Сергей
Лаврентьевич Гончарук (1923-2001) – ветеран труда, самодеятельный художник;
любимая и главная тема творчества – природа. В 2001 году Сергея Лаврентьевича
не стало, но в его картинах навсегда запечатлелась красота Уральского края и
окрестностей поселка.
Поселок Воронцовка – родина еще одного летчика, командующего
морской авиацией Балтийского флота, генерал-лейтенанта Виктора Николаевича
Сокерина (08.04. 1955), который уже в 15 лет сам предначертал свой путь:
«Первым летчиком с Воронцовки был Серов, вторым буду я!»
Поселку 110 лет. За этот значительный период облик поселка
изменился к лучшему: осуществляется засыпка отработанных резервов, производится
их биологическая рекультивация. На ул. Серова и 8 Марта уложен асфальт,
завершена замена столбов ЛЭП.
Несмотря на нелегкий сельский уклад жизни. Труженики поселка
вносят посильный вклад в социально-экономическое развитие нашего муниципального
образования. В поселке развивается социальная сфера.
Физминутка для глаз
Уч: – Какую информацию вы узнали?
– Для чего нужен интернет? Вы теперь уже можете это сделать.
Д/з : Найти информацию о шахте Капитальная.
Листаем журнал дальше
Слайды 11
«Топографическая»
Работает информационное бюро – что обозначает слово Топография?
Учимся работать с картой. Наносить условные знаки полезных
ископаемых.
Железная руда
Медная руда
Золото
Глина
Известняк
Алюминиевая руда – бокситы
– Молодцы! У всех всё получилось.
Переходим к следующей страничке нашего журнала
«Занимательная»
Слайд 12
a)
золото
б)
глина
Вот и закончился наш журнал. Что интересного вы узнали о
нашем крае?
Спасибо за работу.
См. Приложение
( мультимедийная презентация)