Полезные ископаемые в новосибирской области презентация

Полезные ископаемые в новосибирской области презентация thumbnail

Окружающий мир. 3 класс.
Полезные ископаемые
Новосибирской области

  • Подготовила: Гугнина Юлия Станиславовна,
  • учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска

На протяжении этих 400 км сменяются целых три природных зоны: лесная, лесостепная и степная. В этой предельной сжатости ландшафтов заключается уникальность природы области по сравнению с другими районами Западной Сибири.

  • На протяжении этих 400 км сменяются целых три природных зоны: лесная, лесостепная и степная. В этой предельной сжатости ландшафтов заключается уникальность природы области по сравнению с другими районами Западной Сибири.

В Новосибирской области сравнительно мало полезных ископаемых – отмечено около 20 видов, не все из них подлежат промышленной разработке..

  • В Новосибирской области сравнительно мало полезных ископаемых – отмечено около 20 видов, не все из них подлежат промышленной разработке..

По всей территории в больших количествах встречаются различные виды глин, из которых производят кирпич, керамику и другие изделия

  • По всей территории в больших количествах встречаются различные виды глин, из которых производят кирпич, керамику и другие изделия
  •  
  • Новосибирская область расположена в центральной части материка Евразия, на юго-востоке Западно-Сибирской низменности – одной из величайших равнин мира. Площадь области 178 тысяч квадратных километров. Для сравнения можно сказать, что эта территория равна площади Австрии и Венгрии вместе взятых.

На севере области, где много болот, очень велики запасы торфа.

  • На севере области, где много болот, очень велики запасы торфа.
  • Небольшие месторождения нефти и газа находятся также на севере Новосибирской области.

На востоке добывают строительные материалы: камень, гравий, песок, а так же известняк и глинистые сланцы, используемые для производства цемента.

  • На востоке добывают строительные материалы: камень, гравий, песок, а так же известняк и глинистые сланцы, используемые для производства цемента.

В восточной части области есть также небольшие месторождения мрамора, добывают там и каменный уголь, в том числе его ценную разновидность – антрацит.

  • В восточной части области есть также небольшие месторождения мрамора, добывают там и каменный уголь, в том числе его ценную разновидность – антрацит.

На Салаирском кряже имеются небольшие месторождения золота.

  • На Салаирском кряже имеются небольшие месторождения золота.

Представляют ценность подземные воды области: минерализованные (для лечебных целей) и термальные (для отопления).

  • Представляют ценность подземные воды области: минерализованные (для лечебных целей) и термальные (для отопления).

В соленых озерах юго-запада добывают поваренную соль, соду.

  • В соленых озерах юго-запада добывают поваренную соль, соду.

Некоторые соленые озера содержат лечебную грязь, применяемую в медицине. На соленом озере Карачи, например, действует известный в стране курорт.

  • Некоторые соленые озера содержат лечебную грязь, применяемую в медицине. На соленом озере Карачи, например, действует известный в стране курорт.

Источник

Источник

Цель: знакомство с многообразием полезных ископаемых Новосибирской области и их месторождениями.

Задачи:

  • совершенствовать умение работать с картой, коллекционным материалом;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование: презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, молоток, стакан с водой, лупы, гвоздь, индивидуальные оценочные листы

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский

Форма урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождения, карьер, шахта.

Ход урока

I. Ориентировочно – мотивационный этап

а) организационный момент

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение (Слайд 2, приложение 3)

О чудесном нашем крае
Будет разговор
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем

– А что мы называем своим родным краем? (Место, где родился и вырос, Сибирь, город Новосибирск, Новосибирскую область)

б) подготовка к основному этапу урока (Слайд 3, приложение 3)

– Если посмотреть на карту России, то видно, что Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.

(Слайд 4, приложение 3) Площадь территории области 178 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. Административный центр — город Новосибирск, в котором мы с вами и проживаем.

(Слайд 5, приложение 3) Наш город еще молод. Ему всего 118 лет. С каждым годом он становится все красивее, т.к. строятся новые современные дома, дороги, недавно была открыта новая станция метро «Золотая нива», возводится 3 мост через реку Обь. А как вы думаете, из чего все это делают? (из полезных ископаемых)

– А где добывают эти полезные ископаемые? (в России, в нашей Новосибирской области)

в) постановка цели и задач урока

– Вы уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О полезных ископаемых нашей области) (Слайд 6, приложение 3)

– Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте вопросы, определите, что вы знаете и чего не знаете по данной теме. Закрасьте в первой колонке прямоугольники соответствующими цветами. (Приложение 1; слайд 7, приложение 3)

– Итак, что же вы знаете по данной теме?

– Что предстоит вспомнить или узнать?

II. Операционно-исполнительский этап

а) выяснение значений слов: полезные ископаемые, месторождение

Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых. Давайте дадим определение что же это такое. Но для начала подберем для каждого слова синонимы. (Слайд 8, приложение 3)

– Полезные (необходимые, нужные)

– Ископаемые (добываемые, извлекаемые)

– Так как дадим определение, что же такое полезные ископаемые?

– А кто знает, как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение)

– Объясните значение этого слова. (Место, где рождается полезное ископаемое)

– На территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются, а остальные зарезервированы на будущее.

б) способы добычи полезных ископаемых

(Слайд 9, приложение 3) Какими способами добывают полезные ископаемые?

  • Открытым (карьеры)
  •  Закрытым (шахты, буровые установки)

– Добыл человек полезные ископаемые, а что дальше он с ними делает? (Использует в своих целях)

– Чтобы их правильно применить, что надо знать? (Свойства)

в) исследование свойств полезных ископаемых

– Каждое полезное ископаемое обладает определенными свойствами. Вот свойства некоторых из них вы сейчас и исследуете. (Каждая группа получает карточку, полезное ископаемое и исследует его) (Приложение 2)

Выступление групп

1 группа (Каменный уголь) (Слайд 10, приложение 3)

Физминутка(Слайд 11, приложение 3)

2 группа (Торф ) (Слайд 12, приложение 3)

3 группа (Мрамор) (Слайд 13, приложение 3)

д) загадки о полезных ископаемых

– Мы поговорили только о некоторых полезных ископаемых нашей области. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы, посовещавшись в группах, найдете его в своей коллекции и покажите вместе с условным обозначением.

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

– Обратитесь к карте полезных ископаемых Новосибирской области. В каких районах их добывают? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать маску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)

– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
(Известняк)

– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

– Посмотрите внимательно на карту Новосибирской области. О каких полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае, мы еще не говорили? (Нефть, природный газ…)

е) беседа о бережном отношении к полезным ископаемым

– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. А может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Да, может)

 Некоторые полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, которые жили очень давно и как видите, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк, торф. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая неразрывная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком!

– А как вы, ребята можете помочь в охране подземных богатств? (Слайд 15, приложение 3)

III. Рефлексивно-оценочный этап

– Возьмите свои карточки, которые заполняли в начале урока. Отметьте, что вы теперь знаете, в чем сомневаетесь и чего не знаете. (Дети начинают свое высказывание со слов: я узнал…., я вспомнил…, я теперь знаю…)

– На какие вопросы вы не нашли ответов?

– Какие новые вопросы у вас возникли, ответы на которые хотели бы вы получить по данной теме?

– Какие трудности испытывали на уроке?

– Какие моменты урока считаете наиболее интересными?

IV. Домашнее задание по выбору (Слайд 16, приложение 3)

  • Приготовить сообщение о полезном ископаемом нашей области
  • Составить кроссворд по данной теме
  • Нарисовать ребусы
  • Составить рассказ-загадку о полезном ископаемом

Источник

Источник