Полезные ископаемые в новосибирской области презентация
Окружающий мир. 3 класс.
Полезные ископаемые
Новосибирской области
- Подготовила: Гугнина Юлия Станиславовна,
- учитель начальных классов
- МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска
На протяжении этих 400 км сменяются целых три природных зоны: лесная, лесостепная и степная. В этой предельной сжатости ландшафтов заключается уникальность природы области по сравнению с другими районами Западной Сибири.
- На протяжении этих 400 км сменяются целых три природных зоны: лесная, лесостепная и степная. В этой предельной сжатости ландшафтов заключается уникальность природы области по сравнению с другими районами Западной Сибири.
В Новосибирской области сравнительно мало полезных ископаемых – отмечено около 20 видов, не все из них подлежат промышленной разработке..
- В Новосибирской области сравнительно мало полезных ископаемых – отмечено около 20 видов, не все из них подлежат промышленной разработке..
По всей территории в больших количествах встречаются различные виды глин, из которых производят кирпич, керамику и другие изделия
- По всей территории в больших количествах встречаются различные виды глин, из которых производят кирпич, керамику и другие изделия
- Новосибирская область расположена в центральной части материка Евразия, на юго-востоке Западно-Сибирской низменности – одной из величайших равнин мира. Площадь области 178 тысяч квадратных километров. Для сравнения можно сказать, что эта территория равна площади Австрии и Венгрии вместе взятых.
На севере области, где много болот, очень велики запасы торфа.
- На севере области, где много болот, очень велики запасы торфа.
- Небольшие месторождения нефти и газа находятся также на севере Новосибирской области.
На востоке добывают строительные материалы: камень, гравий, песок, а так же известняк и глинистые сланцы, используемые для производства цемента.
- На востоке добывают строительные материалы: камень, гравий, песок, а так же известняк и глинистые сланцы, используемые для производства цемента.
В восточной части области есть также небольшие месторождения мрамора, добывают там и каменный уголь, в том числе его ценную разновидность – антрацит.
- В восточной части области есть также небольшие месторождения мрамора, добывают там и каменный уголь, в том числе его ценную разновидность – антрацит.
На Салаирском кряже имеются небольшие месторождения золота.
- На Салаирском кряже имеются небольшие месторождения золота.
Представляют ценность подземные воды области: минерализованные (для лечебных целей) и термальные (для отопления).
- Представляют ценность подземные воды области: минерализованные (для лечебных целей) и термальные (для отопления).
В соленых озерах юго-запада добывают поваренную соль, соду.
- В соленых озерах юго-запада добывают поваренную соль, соду.
Некоторые соленые озера содержат лечебную грязь, применяемую в медицине. На соленом озере Карачи, например, действует известный в стране курорт.
- Некоторые соленые озера содержат лечебную грязь, применяемую в медицине. На соленом озере Карачи, например, действует известный в стране курорт.
1
Окружающий мир. 3 класс. Полезные ископаемые Новосибирской области Подготовила: Гугнина Юлия Станиславовна, Подготовила: Гугнина Юлия Станиславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 64 г. Новосибирска
2
3
На протяжении этих 400 км сменяются целых три природных зоны: лесная, лесостепная и степная. В этой предельной сжатости ландшафтов заключается уникальность природы области по сравнению с другими районами Западной Сибири.
4
В Новосибирской области сравнительно мало полезных ископаемых – отмечено около 20 видов, не все из них подлежат промышленной разработке..
5
По всей территории в больших количествах встречаются различные виды глин, из которых производят кирпич, керамику и другие изделия
6
Новосибирская область расположена в центральной части материка Евразия, на юго- востоке Западно-Сибирской низменности – одной из величайших равнин мира. Площадь области 178 тысяч квадратных километров. Для сравнения можно сказать, что эта территория равна площади Австрии и Венгрии вместе взятых.
7
На севере области, где много болот, очень велики запасы торфа.
8
Небольшие месторождения нефти и газа находятся также на севере Новосибирской области.
9
На востоке добывают строительные материалы: камень, гравий, песок, а так же известняк и глинистые сланцы, используемые для производства цемента.
10
В восточной части области есть также небольшие месторождения мрамора, добывают там и каменный уголь, в том числе его ценную разновидность – антрацит.
11
На Салаирском кряже имеются небольшие месторождения золота.
12
Представляют ценность подземные воды области: минерализованные (для лечебных целей) и термальные (для отопления).
13
В соленых озерах юго-запада добывают поваренную соль, соду.
14
Некоторые соленые озера содержат лечебную грязь, применяемую в медицине. На соленом озере Карачи, например, действует известный в стране курорт.
Цель: знакомство с многообразием полезных ископаемых Новосибирской области и их месторождениями.
Задачи:
- совершенствовать умение работать с картой, коллекционным материалом;
- развивать познавательную активность;
- развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.
Оборудование: презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, молоток, стакан с водой, лупы, гвоздь, индивидуальные оценочные листы
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский
Форма урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождения, карьер, шахта.
Ход урока
I. Ориентировочно – мотивационный этап
а) организационный момент
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение (Слайд 2, приложение 3)
О чудесном нашем крае
Будет разговор
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем
– А что мы называем своим родным краем? (Место, где родился и вырос, Сибирь, город Новосибирск, Новосибирскую область)
б) подготовка к основному этапу урока (Слайд 3, приложение 3)
– Если посмотреть на карту России, то видно, что Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.
(Слайд 4, приложение 3) Площадь территории области 178 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. Административный центр — город Новосибирск, в котором мы с вами и проживаем.
(Слайд 5, приложение 3) Наш город еще молод. Ему всего 118 лет. С каждым годом он становится все красивее, т.к. строятся новые современные дома, дороги, недавно была открыта новая станция метро «Золотая нива», возводится 3 мост через реку Обь. А как вы думаете, из чего все это делают? (из полезных ископаемых)
– А где добывают эти полезные ископаемые? (в России, в нашей Новосибирской области)
в) постановка цели и задач урока
– Вы уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О полезных ископаемых нашей области) (Слайд 6, приложение 3)
– Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте вопросы, определите, что вы знаете и чего не знаете по данной теме. Закрасьте в первой колонке прямоугольники соответствующими цветами. (Приложение 1; слайд 7, приложение 3)
– Итак, что же вы знаете по данной теме?
– Что предстоит вспомнить или узнать?
II. Операционно-исполнительский этап
а) выяснение значений слов: полезные ископаемые, месторождение
Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых. Давайте дадим определение что же это такое. Но для начала подберем для каждого слова синонимы. (Слайд 8, приложение 3)
– Полезные (необходимые, нужные)
– Ископаемые (добываемые, извлекаемые)
– Так как дадим определение, что же такое полезные ископаемые?
– А кто знает, как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение)
– Объясните значение этого слова. (Место, где рождается полезное ископаемое)
– На территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются, а остальные зарезервированы на будущее.
б) способы добычи полезных ископаемых
(Слайд 9, приложение 3) Какими способами добывают полезные ископаемые?
- Открытым (карьеры)
- Закрытым (шахты, буровые установки)
– Добыл человек полезные ископаемые, а что дальше он с ними делает? (Использует в своих целях)
– Чтобы их правильно применить, что надо знать? (Свойства)
в) исследование свойств полезных ископаемых
– Каждое полезное ископаемое обладает определенными свойствами. Вот свойства некоторых из них вы сейчас и исследуете. (Каждая группа получает карточку, полезное ископаемое и исследует его) (Приложение 2)
– Выступление групп
1 группа (Каменный уголь) (Слайд 10, приложение 3)
Физминутка(Слайд 11, приложение 3)
2 группа (Торф ) (Слайд 12, приложение 3)
3 группа (Мрамор) (Слайд 13, приложение 3)
д) загадки о полезных ископаемых
– Мы поговорили только о некоторых полезных ископаемых нашей области. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы, посовещавшись в группах, найдете его в своей коллекции и покажите вместе с условным обозначением.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)
– Обратитесь к карте полезных ископаемых Новосибирской области. В каких районах их добывают? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать маску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)
– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
(Известняк)
– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)
– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
– Посмотрите внимательно на карту Новосибирской области. О каких полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае, мы еще не говорили? (Нефть, природный газ…)
е) беседа о бережном отношении к полезным ископаемым
– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. А может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Да, может)
Некоторые полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, которые жили очень давно и как видите, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк, торф. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая неразрывная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком!
– А как вы, ребята можете помочь в охране подземных богатств? (Слайд 15, приложение 3)
III. Рефлексивно-оценочный этап
– Возьмите свои карточки, которые заполняли в начале урока. Отметьте, что вы теперь знаете, в чем сомневаетесь и чего не знаете. (Дети начинают свое высказывание со слов: я узнал…., я вспомнил…, я теперь знаю…)
– На какие вопросы вы не нашли ответов?
– Какие новые вопросы у вас возникли, ответы на которые хотели бы вы получить по данной теме?
– Какие трудности испытывали на уроке?
– Какие моменты урока считаете наиболее интересными?
IV. Домашнее задание по выбору (Слайд 16, приложение 3)
- Приготовить сообщение о полезном ископаемом нашей области
- Составить кроссворд по данной теме
- Нарисовать ребусы
- Составить рассказ-загадку о полезном ископаемом
1
Выполнил: ученик 5 в класса Лунёв Никита
2
В общей сложности, на территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются.
3
Промышленные запасы золота в Новосибирской области невелики и оцениваются в 17 тонн. Разведано одно рудное и 24 россыпных месторождения. В посёлке Мирный Тогучинского района ведётся добыча золота.
4
Завьяловское месторождение Кузбасса с запасами коксового угля Горловский бассейн
5
Посёлок Горный Тогучинский каменный карьер
6
На северо-западе области открыты месторождения нефти и природного газа. На территории Северного района области открыто 7 нефтяных месторождений. Наиболее крупным является Верх-Тарское месторождение. С учётом предварительно оценённых запасов, в нём содержится около 60 % всех запасов нефти области.
7
На территории области обнаружено крупное месторождение руд цветных металлов диоксида титана ( 1,7 млн тонн) и диоксида циркония ( 7,2 млн тонн).
8
Открыто 4 месторождения мрамора с запасами более 8,5 млн м³, причём мрамор двух из них относится к высоко декоративному, пользующемуся повышенным спросом
9
Имеются значительные ресурсы подземных пресных, термальных и минеральных вод. Из 9,5 тыс. скважин ежедневно извлекается более полумиллиона кубометров воды