Полезные ископаемые в музее краеведческом музее

Полезные ископаемые в музее краеведческом музее thumbnail

В первом зале областного краеведческого музея экспонируются образцы полезных ископаемых, разведанные на территории Калужской области.

Все известные полезные ископаемые Калужской области связаны с осадочными породами. Некоторые из них, как, например, строительные пески, бурый уголь, известняковый камень известны еще с позапрошлого века и считаются традиционными для этих мест.

По количеству видов полезных ископаемых и их месторождений Калужская область стала занимать одно из первых мест среди центральных областей.
Все полезные ископаемые можно разделить на несколько групп:

1. Полезные ископаемые органического происхождения

а) бурый уголь

Территория Калужской области является частью Подмосковного буроугольного бассейна. Кое-где толщи бурого угля выходят на дневную поверхность, например, в долине реки Дугны. В Калужской области в 1958-1959 г.г. введены в строй три действующих шахты: Сосенская, Куровская и Середейская. В настоящее время все они закрыты.

б) торф

Эта порода формируется из растительных остатков, подвергшихся неполному разложению в толще почвы без доступа кислорода и при большой влажности. На территории Калужской области крупные месторождения торфа находятся в западной ее части – это верховые, переходные и низинные болота. Но болота – не только начала малых рек, но и уникальные природные сообщества. Многие из них в настоящий момент взяты под охрану.

2. Горно-металлургическое и керамическое сырье

–  огнеупорные глины

Такие глины используются для производства огнеупорных изделий, применяемых в металлургии, цементной, стекольной и других отраслях, в которых производственные процессы связаны с высокими температурами. В Калужской области огнеупорные глины являются вторым по значению полезным ископаемым. Крупнейшим месторождением является Ульяновское (на юге области).
    
 3. Горнотехническое сырье

 – формовочные пески

Используются на предприятиях машиностроения – идут на изготовление форм для заливки расплавленного металла. Детально разведано Дубровское месторождение (в 4 км юго-западнее с. Думиничи, на левом берегу Жиздры)

4. Агрономические руды

 – фосфориты

Используются для производства удобрений. Разведаны несколько месторождений на юге области, но они не разрабатываются.

5. Горнохимическое сырье

 – каменная соль

В химической промышленности каменная соль применяется для получения соды, соляной кислоты, едкого натра, хлора. Находит применение в ряде других отраслей промышленности, в медицине, сельском хозяйстве. Очищенная каменная соль – важный пищевой продукт. В Калужской области каменная соль может быть отнесена к потенциальным полезным ископаемым. В нашей области она зафиксирована в Воробьевской и Боровской скважинах.

6. Строительные материалы

а) известняки

С давних пор разрабатываются на бут – для кладки фундаментов и стен зданий; производство щебня. Основной горнодобывающий район находится к северо-западу от Калуги, где располагаются Полотняно-Заводская и Пятовская группы месторождений (открытый способ добычи). Камень из этих месторождений идет на стройки Москвы и Московской области. 
Известняк называют еще «белый камень», отсюда происходит название «Москва белокаменная», т.к. первые кремлевские стены были построены именно из известняка. При входе в музей наши посетители идут по ступеням, которые сложены из известняковых плит. Из известняка сделана и колоннада усадьбы Золотарева, в которой располагается краеведческий музей.

Говоря об известняке, нужно упомянуть и о «шамординском мраморе», получившем известность в начале XX века. Он добывался в Калужском уезде, в окрестностях д. Шамордино, что в 7 км юго-западнее ст. Воротынск, на правом берегу р. Высса. «Мрамор» представляет собой мраморовидный известняк. Он легко поддается полированию. «Шамординский мрамор» серовато-коричневого цвета использовался при облицовке Киевского вокзала Москвы. Мраморовидный известняк, подобный шамординскому, добывался на Кваньском карьере, на правом берегу Оки, в 3 км западнее Калуги. «Кваньским мрамором» цвета кофе с молоком облицованы части некоторых станций 1-й очереди московского метро.

б) трепела и опоки

Если посмотреть под микроскопом эти породы, то можно увидеть, что они состоят из округлых комочков опала, зерен кварца и разрушенных остатков диатомовых водорослей и игл губок. В юго-западных районах области разведано несколько месторождений этих ископаемых. Получила известность «зикеевская земля» – трепельный порошок, выпускаемый Зикеевским заводом, который используется предприятиями как заполнители фильтров при переработке нефтепродуктов и масел. Трепел и опоки изучались в направлении использования для производства теплоизоляционного кирпича, гидравлических добавок в цемент.

в) гипс

Эта порода широко применяется в строительстве для производства специальных цементов, в медицине. Плетеневское месторождение гипса, около станции Калуга-2, большей частью застроено.

г) другие строительные материалы

– строительные пески

Разрабатываются в Малоярославецком, Кировском, Перемышльском и других районах.


 – стекольные (кварцевые) пески

Разрабатываемое месторождение – Березичское, в Козельском районе.

  – керамзитовые глины

При высокой температуре керамзитовая глина вскипает, вспенивается, а брызги затвердевают и становятся легкими пористыми шариками, это так называемый керамзитовый гравий. Он используется как хороший тепло- и звукоизолятор и как наполнитель легких бетонов. Керамзитовые глины разрабатываются в Ферзиковском и Тарусском районах.

 – охра

Запасы охры найдены на северо-западе нашей области. С глубокой древности именно охру использовали люди для создания минеральной краски желто-коричневого и красно-коричневого цвета.

 – мел

В нашей области нет промышленных разработок мела, но его толщи на юго-западной окраине области залегают вблизи дневной поверхности. Он пригоден для производства комового мела, строительной извести, для побелки.

Источник

Валерия Тоцкая

Камни неба и земли

“Сей минерал если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет”. Эти слова, произнесенные когда-то Петром I, – первое, что видишь, входя на выставку “Богатство недр России” в Областном Музее Краеведения. “Сей минерал” лежит тут же – это огромная глыба угля. И автор фразы, только картонный, рядом.

Выставка эта приурочена к 300-летнему юбилею геолого-разведочной службы России. И хоть службе этой “стукнуло” три сотни 24 апреля, выставка проходит аж два месяца: с 3 апреля по 30 мая. Организовали ее Министерство культуры Ростовской области, ЮГУГП “Южгеология”, Музей Краеведения, Южно-Российский государственный технический университет и Ростовский госуниверситет. “Богатство недр России” – это два зала буквально заваленные самыми разнообразными камнями.

Полезные ископаемые в музее краеведческом музее

В первом: полезные ископаемые Ростовской области. Это, в основном, минералы, применяющиеся в промышленности, типа песка глауконитового, бентонитовой глины, поглощающей запахи, глинистого сланца, известняка – ракушечника, называемого также тырсой и угля. Кстати, ростовский уголь лучшего качества, чем другие. Геологи подсчитали, что его залежей хватит еще на сто лет.

Но оторвем взгляд от стеклянных шкафов с этими минералами и посмотрим в другую сторону зала. Здесь увидим книжки разные о геологах и их трудах. Тут же костюм геолога из болотного цвета материала, защищающего человека от вредных букашек и клопов; укусы некоторых из них возбуждают ужасные болезни. В углу – рабочий стол геолога со специальными приборами, картами, книгами.

Второй зал выставки – просто нечто. Называется он “Владения хозяйки Медной горы”. А в середине стоит та самая хозяйка – манекен в русском народном костюме, с косами до пояса и в кокошнике, украшенном камешками. Вокруг нее множество разнообразных камней размером с человеческую голову. В стеклянных шкафах этого зала – удивительные минералы со всей России. Глаза разбегаются от обилия такой красоты. Тут и “Камень Неба и Земли, Мудрости и Вечности” – нефрит разных цветов (по преданиям, нефрит лечит заболевания почек) и “синее небо” – лазурит (раньше считали, что лазуритов нет в России, но на Урале было открыто их месторождение) и амазоний, поражающий своим голубым цветом; и яшма. Из этого камня, добываемого в Ревневском месторождении, для Эрмитажа была сделана ваза. Она весит 19600 кг, высота ее 2м 65 см, диаметр – 5 м. Везли ее в Петербург на ста шестидесяти лошадях. Теперь ваза стоит на первом этаже Эрмитажа.

Полезные ископаемые в музее краеведческом музее

Никогда не думала, что камни бывают таких разных цветовых гамм. На выставке есть розовые, желтые, голубые, зеленые, белые, черные, всех не перечесть. А какие симпатичные, сочетающие в себе несколько цветов, камешки! С полосками, крапинками, “волнами”.
А вы видели минерал поражающий всеми оттенками фиолетового и сиреневого? Это чароит. Его, кстати, добывают только в одном месте на всей планете, это река Чары.

На выставке можно не только посмотреть это великолепие, но и кое-что приобрести. Наверное, вам вовсе не нужны бесформенные камни, поэтому стоит осмотреть поделки из них, то есть коллекции ювелиров и художников Н.Остробородько, Е.Говорухина, В.Коркошко и В. Макухина. Здесь вы можете выбрать необычные ювелирные изделия, картины, шкатулки, сувенирчики из камней.
В “Книге почетных посетителей” ученица 5 “Б” написала: “Выставка просто кайф”. Соглашаюсь с ней.

Е. Москалев

Подземная цивилизация

Первым поисково-разведочным государственным учреждением в России был созданный в 1700 году Петром I “Приказ рудокопных дел”, переименованный в 1719 г. в Бергколлегию.

В Императорском указе о создании “Приказа рудокопных дел” есть такие слова, сказанные высоким штилем: “Наше российское государство перед многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благосклонно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы…”

Полезные ископаемые в музее краеведческом музее

Сейчас российские геологи отмечают свой юбилей – 300 лет русской геологоразведке. Этому скромному по сравнению с разными выборными и перевыборными кампаниями событию посвящена в Ростовском краеведческом музее геологическая выставка.

Говорить и писать о красоте подземного царства, видимо, самое тяжелое дело на бренной земле. То, что мы видим ежедневно, порой ежечасно, уже описано гениальными поэтами, художниками, композиторами. Красота женщин, цветов, моря у нас постоянно перед глазами, мы привыкли к ней.
К красоте камня привыкнуть нельзя, красота камня чарует молодых и старых, больных и здоровых, красота камня чарует даже людей равнодушных.

В последние 20 лет очень много говорят и пишут о магических и лечебных свойствах минералов, но цель этой выставки не магия, а кричащая, неописуемая красота подземной природы, точнее сказать, красота подземной цивилизации.
Небеса, восходы и закаты солнца, лунные ночи, грозы и молнии, морские бури, английские меланхолические пейзажи, клонящиеся под ветром деревья, первозданный бурлящий хаос, гладкие поверхности всех цветов, от черного до белого, и даже замкнутые круговые самородные рисунки, подражание агату – недальнему родственнику, – все это яшма.

Полезные ископаемые в музее краеведческом музее

А сам агат? Ему подражают и яшма, и кремень, и малахит и многие другие. Агат строже и чудесней, породистей, благороднее своих подражателей. Агат весь в себе – единственный, неповторимый по своему рисунку – моховые, облачные и многие другие – и заключение всего этого богатства в наружную корку-раму, которая дает ему полную независимость и законченность. Он (агат) всегда сам по себе личность – чудо гармонии и красоты.

Приведем слова великого француза Э. Делакруа: “Если предмет действительно прекрасен, то внутреннее чутье сразу же подсказывает нам его ценность и заставляет нас восхищаться им независимо от наших привычек и предрассудков. Таково общее мнение простосердечных людей”.
“Простосердечные” люди, посетите выставку минералов в помещении Ростовского краеведческого музея. Выставка продлится до 30 мая.

Личный эксперт, № 9 (21) 26 апреля – 16 мая 2000 г.

Источник

          Проект по музейной педагогике: «Камни, полезные ископаемые»

Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми.

Период выполнения: октябрь – апрель.

Цель проекта: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальным и природным богатствам коми народа, посредством пробуждения интереса к музеям.

Задачи:

– Расширить представление детей о полезных ископаемых Коми края.

– Закрепить знания, полученные в краеведческом музее ДОУ и города.

– Обогатить представления детей о полезных ископаемых.

– Развивать наглядно – действенное отношение, способствовать восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объекта.

– Развивать речь ребёнка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.

Исполнители проекта:  воспитатели, воспитанники и родители группы «Матрёшка».

Социальная проблема: Недостаточные представления детей о полезных ископаемых Коми края, приобщение детей к культурным ценностям своего края.

                 Краткое описание проекта «Камни, полезные ископаемые»

Этап

Содержание

Результат

Подготовительный

Цель: Выделение проблемы, разработка маршрута.

Беседа о полезных ископаемых, в которой дети задают интересующие их вопросы о полезных ископаемых. Предварительное выстраивание этапов реализации проекта вместе с детьми. Выбор эмблемы.

Намечен маршрут проекта. Оформлены первые листы с содержанием беседы. Эмблема проекта.

Исследовательский

  Остановка № 1: «Кладовые Земли» Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли.

Занятие. Дети познакомились с полезными ископаемыми, которые встречаются на территории Коми республики, их происхождении, способах их добычи.

Дети с родителями подготовили сообщения о полезных ископаемых. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 2: «Уголь»

Цель: Формирование у детей представления о полезном ископаемом – угле.

Занятие. Дети проводили исследование: свойства угля,   его происхождение и использование человеком.

Изготовление макета «Шахта». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 3: «Промышленные полезные ископаемые»

Цель: Обобщение представлений детей о промышленных полезных ископаемых.

Экспериментальная деятельность. Дети опытническим путём исследуют песок, глину. Знакомство с использованием промышленных полезных ископаемых.

Фиксация опытов и выводов. Оформление альбома «Полезные ископаемые». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 4: «Полудрагоценные камни»

Цель: Ознакомление детей с полудрагоценными камнями, встречающимися в Коми крае.

Работа по наглядно – иллюстративному материалу. Знакомство с трудом геологов.

Изготовление украшений. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 5:

«Камни вокруг нас»

Цель: Ознакомление детей с разнообразием камней в природе.

 Работа с природным материалом, собранным детьми летом. Работа по наглядно – иллюстративному материалу.

Дети привлекли родителей к сбору камней, изготовлению игр. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 6:

«Детское творчество»

Цель: Развитие художественного замысла детей, умение видеть красоту в окружающем.

Выполнение творческих работ из камней, песка. Закрепление знаний о свойствах природных материалов.

Дети с родителями и воспитателями сделали работы для выставки. Оформление страницы проекта.

 Защита проекта

Дети с родителями готовят защиту проекта.

Мини – музей на тему: «Камни, полезные ископаемые», изготовление макета «Шахта».

Положительные моменты работы над проектом:

В ходе проекта удалось:

– привлечь детей к изучению полезных ископаемых Коми края;

– привлечь родителей к работе над проектом.

Итог работы:

Дети познакомились с полезными ископаемыми Коми республики, их свойствами, способами добычи. Привлекли к работе над проектом родителей, подготавливали совместные сообщения о полезных ископаемых. Изготовили макет «Шахта».

Маршрут

Остановка 1 «Кладовые земли»

  • Занятие «Кладовая Земли»

Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли; развитие у детей любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам; воспитание у детей бережного отношения к Земле, её богатствам.

  • Горные породы и минералы
  • Полезные ископаемые. (Консультация для родителей)

Остановка 2 «Уголь»

  • Конспект занятия по познавательному развитию «Уголь»
  • Беседа «Каменный уголь»
  • Занятие – «Труд шахтеров»

Цель: Познакомить с трудом шахтеров, с прохождением угля от добычи до потребителей; обогащать словарный запас (сигналист, проходчик, лава, клеть, копр, на-гора, кокс); воспитывать уважение к труду взрослых,

  • Рассказ – беседа – «Люди, которые добывают уголь»

Цель: Знакомство с трудом шахтеров, разными способами добычи угля (подземный и открытый), с машинами, которые помогают людям,

  • Чтение рассказов из книги «Уголёк» (С. Гарин).

– Подземные кладовые.

– Какого цвета уголь.

  • Изготовление макета «Шахта».

Остановка 3 «Промышленные полезные ископаемые»

  • Полезные ископаемые — строительные материалы

Остановка 4 «Полудрагоценные камни»

  • Агаты
  • Яшма
  • Нефрит
  • Горный хрусталь          
  • Кварц

Остановка 5 «Камни вокруг нас»

  • Наблюдение за камнями на прогулке.

Цель: формирование представления о камнях, как части неживой природы.

  • Исследовательская деятельность:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

  • Трудовая деятельность:

Цель: воспитание умения трудиться сообща, развитие творческого воображения.

  • Экспериментирование

– «Как вода камень разрушает»

 – «Почему камни бывают разноцветными»

– «Сыпучий песок»

– «Песок может двигаться»

 – «Свойства рассеянного песка»

– «Своды и тоннели»

 – «Свойства мокрого песка»

– «Песочные часы»

– «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

– «Как разрушаются горы»

–  «Сыпучесть песка и глины»

 – «Сравнение глины и песка»

 – «Движение песка и глины»

– «Плотность песка и глины»

–  «Лепим из мокрого песка и глины»

  • Разгадывание кроссворда
  • Дидактические игры

– «Образование родственных слов»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова, развивать речь детей.

– «Верно – неверно»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и использовании полезных ископаемых.

– «Четвёртый – лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение обосновывать свой ответ.

– «Камешки в ряд»

Цель: учить детей последовательному расположению камешков разной величины.

  • Подвижные игры и упражнения

– «В какой руке камешек?»

–  «Спрячь и найди»

– «Кто дальше»

– «Найди камешек»

– «Меткий стрелок»

– «Моя находка»

– «Найди камешки»

– «Успей поймать»

– «Следы на песке»

– «Послушный камешек»

– «Кто дальше метнёт?»

– «Геологи»  

Остановка 6 «Детское творчество»

  • Выполнение детских творческих работ
  • Сказка про уголёк.

Используемая литература

  1. Программа «Детство»
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду»
  5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу»
  6. Энциклопедия «Почемучка»
  7. Энциклопедия Коми края
  8. Энциклопедия «Наука»
  9. Энциклопедия «География»
  10.  «Занимательная геология»
  11.  «Радуга»
  12.  Материалы из Интернета

Источник