Полезные ископаемые в музее краеведческом музее
В первом зале областного краеведческого музея экспонируются образцы полезных ископаемых, разведанные на территории Калужской области.
Все известные полезные ископаемые Калужской области связаны с осадочными породами. Некоторые из них, как, например, строительные пески, бурый уголь, известняковый камень известны еще с позапрошлого века и считаются традиционными для этих мест.
По количеству видов полезных ископаемых и их месторождений Калужская область стала занимать одно из первых мест среди центральных областей.
Все полезные ископаемые можно разделить на несколько групп:
1. Полезные ископаемые органического происхождения
а) бурый уголь
Территория Калужской области является частью Подмосковного буроугольного бассейна. Кое-где толщи бурого угля выходят на дневную поверхность, например, в долине реки Дугны. В Калужской области в 1958-1959 г.г. введены в строй три действующих шахты: Сосенская, Куровская и Середейская. В настоящее время все они закрыты.
б) торф
Эта порода формируется из растительных остатков, подвергшихся неполному разложению в толще почвы без доступа кислорода и при большой влажности. На территории Калужской области крупные месторождения торфа находятся в западной ее части – это верховые, переходные и низинные болота. Но болота – не только начала малых рек, но и уникальные природные сообщества. Многие из них в настоящий момент взяты под охрану.
2. Горно-металлургическое и керамическое сырье
– огнеупорные глины
Такие глины используются для производства огнеупорных изделий, применяемых в металлургии, цементной, стекольной и других отраслях, в которых производственные процессы связаны с высокими температурами. В Калужской области огнеупорные глины являются вторым по значению полезным ископаемым. Крупнейшим месторождением является Ульяновское (на юге области).
3. Горнотехническое сырье
– формовочные пески
Используются на предприятиях машиностроения – идут на изготовление форм для заливки расплавленного металла. Детально разведано Дубровское месторождение (в 4 км юго-западнее с. Думиничи, на левом берегу Жиздры)
4. Агрономические руды
– фосфориты
Используются для производства удобрений. Разведаны несколько месторождений на юге области, но они не разрабатываются.
5. Горнохимическое сырье
– каменная соль
В химической промышленности каменная соль применяется для получения соды, соляной кислоты, едкого натра, хлора. Находит применение в ряде других отраслей промышленности, в медицине, сельском хозяйстве. Очищенная каменная соль – важный пищевой продукт. В Калужской области каменная соль может быть отнесена к потенциальным полезным ископаемым. В нашей области она зафиксирована в Воробьевской и Боровской скважинах.
6. Строительные материалы
а) известняки
С давних пор разрабатываются на бут – для кладки фундаментов и стен зданий; производство щебня. Основной горнодобывающий район находится к северо-западу от Калуги, где располагаются Полотняно-Заводская и Пятовская группы месторождений (открытый способ добычи). Камень из этих месторождений идет на стройки Москвы и Московской области.
Известняк называют еще «белый камень», отсюда происходит название «Москва белокаменная», т.к. первые кремлевские стены были построены именно из известняка. При входе в музей наши посетители идут по ступеням, которые сложены из известняковых плит. Из известняка сделана и колоннада усадьбы Золотарева, в которой располагается краеведческий музей.
Говоря об известняке, нужно упомянуть и о «шамординском мраморе», получившем известность в начале XX века. Он добывался в Калужском уезде, в окрестностях д. Шамордино, что в 7 км юго-западнее ст. Воротынск, на правом берегу р. Высса. «Мрамор» представляет собой мраморовидный известняк. Он легко поддается полированию. «Шамординский мрамор» серовато-коричневого цвета использовался при облицовке Киевского вокзала Москвы. Мраморовидный известняк, подобный шамординскому, добывался на Кваньском карьере, на правом берегу Оки, в 3 км западнее Калуги. «Кваньским мрамором» цвета кофе с молоком облицованы части некоторых станций 1-й очереди московского метро.
б) трепела и опоки
Если посмотреть под микроскопом эти породы, то можно увидеть, что они состоят из округлых комочков опала, зерен кварца и разрушенных остатков диатомовых водорослей и игл губок. В юго-западных районах области разведано несколько месторождений этих ископаемых. Получила известность «зикеевская земля» – трепельный порошок, выпускаемый Зикеевским заводом, который используется предприятиями как заполнители фильтров при переработке нефтепродуктов и масел. Трепел и опоки изучались в направлении использования для производства теплоизоляционного кирпича, гидравлических добавок в цемент.
в) гипс
Эта порода широко применяется в строительстве для производства специальных цементов, в медицине. Плетеневское месторождение гипса, около станции Калуга-2, большей частью застроено.
г) другие строительные материалы
– строительные пески
Разрабатываются в Малоярославецком, Кировском, Перемышльском и других районах.
– стекольные (кварцевые) пески
Разрабатываемое месторождение – Березичское, в Козельском районе.
– керамзитовые глины
При высокой температуре керамзитовая глина вскипает, вспенивается, а брызги затвердевают и становятся легкими пористыми шариками, это так называемый керамзитовый гравий. Он используется как хороший тепло- и звукоизолятор и как наполнитель легких бетонов. Керамзитовые глины разрабатываются в Ферзиковском и Тарусском районах.
– охра
Запасы охры найдены на северо-западе нашей области. С глубокой древности именно охру использовали люди для создания минеральной краски желто-коричневого и красно-коричневого цвета.
– мел
В нашей области нет промышленных разработок мела, но его толщи на юго-западной окраине области залегают вблизи дневной поверхности. Он пригоден для производства комового мела, строительной извести, для побелки.
Валерия Тоцкая
Камни неба и земли
“Сей минерал если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет”. Эти слова, произнесенные когда-то Петром I, – первое, что видишь, входя на выставку “Богатство недр России” в Областном Музее Краеведения. “Сей минерал” лежит тут же – это огромная глыба угля. И автор фразы, только картонный, рядом.
Выставка эта приурочена к 300-летнему юбилею геолого-разведочной службы России. И хоть службе этой “стукнуло” три сотни 24 апреля, выставка проходит аж два месяца: с 3 апреля по 30 мая. Организовали ее Министерство культуры Ростовской области, ЮГУГП “Южгеология”, Музей Краеведения, Южно-Российский государственный технический университет и Ростовский госуниверситет. “Богатство недр России” – это два зала буквально заваленные самыми разнообразными камнями.
В первом: полезные ископаемые Ростовской области. Это, в основном, минералы, применяющиеся в промышленности, типа песка глауконитового, бентонитовой глины, поглощающей запахи, глинистого сланца, известняка – ракушечника, называемого также тырсой и угля. Кстати, ростовский уголь лучшего качества, чем другие. Геологи подсчитали, что его залежей хватит еще на сто лет.
Но оторвем взгляд от стеклянных шкафов с этими минералами и посмотрим в другую сторону зала. Здесь увидим книжки разные о геологах и их трудах. Тут же костюм геолога из болотного цвета материала, защищающего человека от вредных букашек и клопов; укусы некоторых из них возбуждают ужасные болезни. В углу – рабочий стол геолога со специальными приборами, картами, книгами.
Второй зал выставки – просто нечто. Называется он “Владения хозяйки Медной горы”. А в середине стоит та самая хозяйка – манекен в русском народном костюме, с косами до пояса и в кокошнике, украшенном камешками. Вокруг нее множество разнообразных камней размером с человеческую голову. В стеклянных шкафах этого зала – удивительные минералы со всей России. Глаза разбегаются от обилия такой красоты. Тут и “Камень Неба и Земли, Мудрости и Вечности” – нефрит разных цветов (по преданиям, нефрит лечит заболевания почек) и “синее небо” – лазурит (раньше считали, что лазуритов нет в России, но на Урале было открыто их месторождение) и амазоний, поражающий своим голубым цветом; и яшма. Из этого камня, добываемого в Ревневском месторождении, для Эрмитажа была сделана ваза. Она весит 19600 кг, высота ее 2м 65 см, диаметр – 5 м. Везли ее в Петербург на ста шестидесяти лошадях. Теперь ваза стоит на первом этаже Эрмитажа.
Никогда не думала, что камни бывают таких разных цветовых гамм. На выставке есть розовые, желтые, голубые, зеленые, белые, черные, всех не перечесть. А какие симпатичные, сочетающие в себе несколько цветов, камешки! С полосками, крапинками, “волнами”.
А вы видели минерал поражающий всеми оттенками фиолетового и сиреневого? Это чароит. Его, кстати, добывают только в одном месте на всей планете, это река Чары.
На выставке можно не только посмотреть это великолепие, но и кое-что приобрести. Наверное, вам вовсе не нужны бесформенные камни, поэтому стоит осмотреть поделки из них, то есть коллекции ювелиров и художников Н.Остробородько, Е.Говорухина, В.Коркошко и В. Макухина. Здесь вы можете выбрать необычные ювелирные изделия, картины, шкатулки, сувенирчики из камней.
В “Книге почетных посетителей” ученица 5 “Б” написала: “Выставка просто кайф”. Соглашаюсь с ней.
Е. Москалев
Подземная цивилизация
Первым поисково-разведочным государственным учреждением в России был созданный в 1700 году Петром I “Приказ рудокопных дел”, переименованный в 1719 г. в Бергколлегию.
В Императорском указе о создании “Приказа рудокопных дел” есть такие слова, сказанные высоким штилем: “Наше российское государство перед многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благосклонно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы…”
Сейчас российские геологи отмечают свой юбилей – 300 лет русской геологоразведке. Этому скромному по сравнению с разными выборными и перевыборными кампаниями событию посвящена в Ростовском краеведческом музее геологическая выставка.
Говорить и писать о красоте подземного царства, видимо, самое тяжелое дело на бренной земле. То, что мы видим ежедневно, порой ежечасно, уже описано гениальными поэтами, художниками, композиторами. Красота женщин, цветов, моря у нас постоянно перед глазами, мы привыкли к ней.
К красоте камня привыкнуть нельзя, красота камня чарует молодых и старых, больных и здоровых, красота камня чарует даже людей равнодушных.
В последние 20 лет очень много говорят и пишут о магических и лечебных свойствах минералов, но цель этой выставки не магия, а кричащая, неописуемая красота подземной природы, точнее сказать, красота подземной цивилизации.
Небеса, восходы и закаты солнца, лунные ночи, грозы и молнии, морские бури, английские меланхолические пейзажи, клонящиеся под ветром деревья, первозданный бурлящий хаос, гладкие поверхности всех цветов, от черного до белого, и даже замкнутые круговые самородные рисунки, подражание агату – недальнему родственнику, – все это яшма.
А сам агат? Ему подражают и яшма, и кремень, и малахит и многие другие. Агат строже и чудесней, породистей, благороднее своих подражателей. Агат весь в себе – единственный, неповторимый по своему рисунку – моховые, облачные и многие другие – и заключение всего этого богатства в наружную корку-раму, которая дает ему полную независимость и законченность. Он (агат) всегда сам по себе личность – чудо гармонии и красоты.
Приведем слова великого француза Э. Делакруа: “Если предмет действительно прекрасен, то внутреннее чутье сразу же подсказывает нам его ценность и заставляет нас восхищаться им независимо от наших привычек и предрассудков. Таково общее мнение простосердечных людей”.
“Простосердечные” люди, посетите выставку минералов в помещении Ростовского краеведческого музея. Выставка продлится до 30 мая.
Личный эксперт, № 9 (21) 26 апреля – 16 мая 2000 г.
Проект по музейной педагогике: «Камни, полезные ископаемые»
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми.
Период выполнения: октябрь – апрель.
Цель проекта: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальным и природным богатствам коми народа, посредством пробуждения интереса к музеям.
Задачи:
– Расширить представление детей о полезных ископаемых Коми края.
– Закрепить знания, полученные в краеведческом музее ДОУ и города.
– Обогатить представления детей о полезных ископаемых.
– Развивать наглядно – действенное отношение, способствовать восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объекта.
– Развивать речь ребёнка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.
Исполнители проекта: воспитатели, воспитанники и родители группы «Матрёшка».
Социальная проблема: Недостаточные представления детей о полезных ископаемых Коми края, приобщение детей к культурным ценностям своего края.
Краткое описание проекта «Камни, полезные ископаемые»
Этап | Содержание | Результат |
Подготовительный Цель: Выделение проблемы, разработка маршрута. | Беседа о полезных ископаемых, в которой дети задают интересующие их вопросы о полезных ископаемых. Предварительное выстраивание этапов реализации проекта вместе с детьми. Выбор эмблемы. | Намечен маршрут проекта. Оформлены первые листы с содержанием беседы. Эмблема проекта. |
Исследовательский Остановка № 1: «Кладовые Земли» Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли. | Занятие. Дети познакомились с полезными ископаемыми, которые встречаются на территории Коми республики, их происхождении, способах их добычи. | Дети с родителями подготовили сообщения о полезных ископаемых. Оформление страницы проекта. |
Остановка № 2: «Уголь» Цель: Формирование у детей представления о полезном ископаемом – угле. | Занятие. Дети проводили исследование: свойства угля, его происхождение и использование человеком. | Изготовление макета «Шахта». Оформление страницы проекта. |
Остановка № 3: «Промышленные полезные ископаемые» Цель: Обобщение представлений детей о промышленных полезных ископаемых. | Экспериментальная деятельность. Дети опытническим путём исследуют песок, глину. Знакомство с использованием промышленных полезных ископаемых. | Фиксация опытов и выводов. Оформление альбома «Полезные ископаемые». Оформление страницы проекта. |
Остановка № 4: «Полудрагоценные камни» Цель: Ознакомление детей с полудрагоценными камнями, встречающимися в Коми крае. | Работа по наглядно – иллюстративному материалу. Знакомство с трудом геологов. | Изготовление украшений. Оформление страницы проекта. |
Остановка № 5: «Камни вокруг нас» Цель: Ознакомление детей с разнообразием камней в природе. | Работа с природным материалом, собранным детьми летом. Работа по наглядно – иллюстративному материалу. | Дети привлекли родителей к сбору камней, изготовлению игр. Оформление страницы проекта. |
Остановка № 6: «Детское творчество» Цель: Развитие художественного замысла детей, умение видеть красоту в окружающем. | Выполнение творческих работ из камней, песка. Закрепление знаний о свойствах природных материалов. | Дети с родителями и воспитателями сделали работы для выставки. Оформление страницы проекта. |
Защита проекта | Дети с родителями готовят защиту проекта. | Мини – музей на тему: «Камни, полезные ископаемые», изготовление макета «Шахта». |
Положительные моменты работы над проектом:
В ходе проекта удалось:
– привлечь детей к изучению полезных ископаемых Коми края;
– привлечь родителей к работе над проектом.
Итог работы:
Дети познакомились с полезными ископаемыми Коми республики, их свойствами, способами добычи. Привлекли к работе над проектом родителей, подготавливали совместные сообщения о полезных ископаемых. Изготовили макет «Шахта».
Маршрут
Остановка 1 «Кладовые земли»
- Занятие «Кладовая Земли»
Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли; развитие у детей любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам; воспитание у детей бережного отношения к Земле, её богатствам.
- Горные породы и минералы
- Полезные ископаемые. (Консультация для родителей)
Остановка 2 «Уголь»
- Конспект занятия по познавательному развитию «Уголь»
- Беседа «Каменный уголь»
- Занятие – «Труд шахтеров»
Цель: Познакомить с трудом шахтеров, с прохождением угля от добычи до потребителей; обогащать словарный запас (сигналист, проходчик, лава, клеть, копр, на-гора, кокс); воспитывать уважение к труду взрослых,
- Рассказ – беседа – «Люди, которые добывают уголь»
Цель: Знакомство с трудом шахтеров, разными способами добычи угля (подземный и открытый), с машинами, которые помогают людям,
- Чтение рассказов из книги «Уголёк» (С. Гарин).
– Подземные кладовые.
– Какого цвета уголь.
- Изготовление макета «Шахта».
Остановка 3 «Промышленные полезные ископаемые»
- Полезные ископаемые — строительные материалы
Остановка 4 «Полудрагоценные камни»
- Агаты
- Яшма
- Нефрит
- Горный хрусталь
- Кварц
Остановка 5 «Камни вокруг нас»
- Наблюдение за камнями на прогулке.
Цель: формирование представления о камнях, как части неживой природы.
- Исследовательская деятельность:
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
- Трудовая деятельность:
Цель: воспитание умения трудиться сообща, развитие творческого воображения.
- Экспериментирование
– «Как вода камень разрушает»
– «Почему камни бывают разноцветными»
– «Сыпучий песок»
– «Песок может двигаться»
– «Свойства рассеянного песка»
– «Своды и тоннели»
– «Свойства мокрого песка»
– «Песочные часы»
– «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»
– «Как разрушаются горы»
– «Сыпучесть песка и глины»
– «Сравнение глины и песка»
– «Движение песка и глины»
– «Плотность песка и глины»
– «Лепим из мокрого песка и глины»
- Разгадывание кроссворда
- Дидактические игры
– «Образование родственных слов»
Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова, развивать речь детей.
– «Верно – неверно»
Цель: закреплять знания детей о свойствах и использовании полезных ископаемых.
– «Четвёртый – лишний»
Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение обосновывать свой ответ.
– «Камешки в ряд»
Цель: учить детей последовательному расположению камешков разной величины.
- Подвижные игры и упражнения
– «В какой руке камешек?»
– «Спрячь и найди»
– «Кто дальше»
– «Найди камешек»
– «Меткий стрелок»
– «Моя находка»
– «Найди камешки»
– «Успей поймать»
– «Следы на песке»
– «Послушный камешек»
– «Кто дальше метнёт?»
– «Геологи»
Остановка 6 «Детское творчество»
- Выполнение детских творческих работ
- Сказка про уголёк.
Используемая литература
- Программа «Детство»
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду»
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу»
- Энциклопедия «Почемучка»
- Энциклопедия Коми края
- Энциклопедия «Наука»
- Энциклопедия «География»
- «Занимательная геология»
- «Радуга»
- Материалы из Интернета