Полезные ископаемые в лесной зоне россии
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии на тему “Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ЛЕСНАЯ ЗОНА РОССИИ. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Подготовила: учитель географии Котюсова Т.А.
2 слайд
Описание слайда:
Географический диктант « Что такое? Кто такой?» Объясните значение терминов: Ягель, лемминг, морошка, куропатка, чум, поморы, снеготопы, иглу
3 слайд
Описание слайда:
Отгадайте загадки. О чём идёт речь? О ЛЕСЕ Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Ваню – хворостинкой!
4 слайд
Описание слайда:
Тема: Лесная зоны России ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ Положение на карте Рельеф и полезные ископаемые Климат Реки, озёра и каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и широколиственные леса Животный мир Пушные звери Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо-Западной России Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
5 слайд
Описание слайда:
Положение зоны лесов на карте России Лесная зона протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского до Охотского и Японского морей, а севера на юг – от зоны тундры до зоны степей.
6 слайд
Описание слайда:
Зона лесов
7 слайд
Описание слайда:
45% от площади России покрыто лесом, а это 20% лесного фонда мира! 80% площади лесов занимают хвойные леса – тайга
8 слайд
Описание слайда:
Здесь произрастают ценные породы деревьев сосна Грецкий орех каштан осина бук
9 слайд
Описание слайда:
Найди отрывок в параграфе на стр.67 и восстанови текст Хвойные леса хорошо переносят и суровую зиму и прохладное лето, и большое количество осадков.
10 слайд
Описание слайда:
Рельеф Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Восточно-Европейская равнина
11 слайд
Описание слайда:
Найди в тексте на стр. 67-68 описание рельефа следующих объектов компоненты Восточно-Европейская (Русская) равнина Западная Сибирь Среднесибирское плоскогорье рельеф На севере расположена Валдайская возвышенность, а южнее чередуются низменности и возвышенности редкие возвышенности и пологие склоны чередующиеся с обширными Низменностями. На равнине много болот. отличается разнообразным рельефом
12 слайд
Описание слайда:
Работа с картой. Найдите на карте перечисленные ниже объекты. Лесами покрыты горы южной и северо-восточной Сибири (Алтай и Саяны), горные хребты Дальнего Востока, часть полуострова Камчатка, Курильский архипелаг и остров Сахалин
13 слайд
Описание слайда:
Курильский архипелаг* словарь на стр.171
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Месторождения полезных ископаемых лесной зоны Задание. Заполнить таблицу, работая с картой приложения и текстом параграфа на стр.69. Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Нефть (Башкирия) Нефть и газ (Самотлор, Уренгой, Ямбург) Бурый и каменный уголь (Тунгусский, Ленский, Иркутский, Канско-Ачинский бассейны) Торф (г.Шатура) Железная руда Платина и золото Алмазы Графит
16 слайд
Описание слайда:
Месторождения полезных ископаемых
17 слайд
Описание слайда:
Используемый ресурс Учебник по географии 7 класса Лифановой Т.М. https://kinder1.net/zagadki/zagadki_o_lese.html
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-238910
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Тема урока: Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, настенные карты: «Природные зоны России», «Физическая карта России», МУП, таблички с условными обозначениями полезных ископаемых, карточки с заданиями.
Этапы урока
Содержание
Работа учащихся
Организационный этап
Приветствует учащихся.
Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать. Не забудьте в течение урока встать за конторку Базарного.
Приветствуют учителя. Дети встают за конторки Базарного.
Знакомство с темой урока
Знакомство с темой урока.
-Как называется наш округ?
-Какое событие отмечает наш округ сегодня?
-Как называется столица нашего округа?
-Перед вами карта «Наш край на карте Родины».
-Где расположен Ханты-Мансийский автономный округ?
-Какие реки протекают в нашем округе?
-А в какой природной зоне расположен наш округ? Чтобы ответить на вопрос, откройте карту «Природные зоны России» на с. 6-7 приложения к учебнику. Приложите контур нашего округа к карте. Ориентироваться мы будем на такие географические объекты, как река Обь и наш город Сургут.
В случае затруднения учитель подсказывает учащимся, что эта зона на карте обозначена зелёным цветом, и обращает внимание учащихся на легенду карты, где дети находят зелёный прямоугольник и читают название природной зоны.
Итак, сегодня начнётся наше длительное и очень интересное путешествие по лесной зоне. Прочитайте на слайде тему сегодняшнего урока.
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
Откройте рабочие тетради на странице 52 и напишите сегодняшнюю дату.
-Что мы должны узнать на уроке?
- Положение лесной зоны на карте.
- Рельеф (поверхность) лесной зоны.
- Полезные ископаемые, которые добывают в лесной зоне
Отвечают на вопросы учителя.
Прикладывают контуры нашего округа к карте. Определяют, что наш округ расположен в лесной зоне.
Формулируют с помощью учителя цели урока.
Актуализация опорных знаний
Итак, наступило время отправляться в путь. С нами хочет путешествовать ещё один ученик, Это Дима Любознайкин. Для начала он приготовил вам вопросы:
-Какое дерево изображено на слайде? Как называется лес, в котором больше хвойных деревьев?
-Какое дерево изображено? Как называется лес, в котором преобладают лиственные деревья?
-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья вместе?
Отвечают на вопросы.
Основная часть
1.Положение на карте.
Работа с картой
Мы продолжаем работать с картой «Природные зоны России»
– В каком направлении от тундры находится лесная зона?
-Сравните её по размерам с зоной тундры.
Объяснение нового материала.
Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японских морей, а с севера на юг – от зоны тундры до зоны степей. Она занимает почти половину территории нашей страны. Эта самая большая природная зона России. Возьмите в руки карандаш и его незаточенным концом обведите лесную зону по контуру на своих картах.
А сейчас по карте совершим путешествие по лесной зоне с севера на юг. Расскажите, как меняется растительность.
Первичное закрепление знаний.
I и II группа – выполняют задание №1 на стр. 52;
III – задание №2 на стр. 53 в «Рабочей тетради по географии России»
Лесная зона расположена южнее тундры.
Лесная зона самая большая.
На севере – хвойные леса, затем – смешанные, на самом юге – лиственные.
Граница между Европой и Азией проходит через Уральские горы
Находят изучаемые географические объекты на физической карте России (на стр. 2-3 в приложении к учебнику).
Восточнее Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина.
Выполняют задание по карточке.
Учащиеся отгадывают загадки и находят месторождения полезных ископаемых лесной зоны на физической карте России.
2.Рельеф
Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России. Вспомните, где проходит граница между Европой и Азией?
Демонстрация Уральских гор на слайде. Показ на карте.
-Как называется часть России, расположенной от Западной границы до Уральских гор?
Почти всю европейскую часть лесной зоны занимает Восточно-Европейская (Русская) равнина. Демонстрация на слайде. Показ на карте.
На севере равнины расположена Валдайская возвышенность. Найдите на карте.
Продолжаем наше путешествие по азиатской части лесной зоны.
-Какая равнина расположена восточнее Уральских гор?
На Западно-Сибирской равнине редкие возвышенности и пологие склоны чередуются с обширными низменностями. Большая территория ХМАО расположена на Западно-Сибирской равнине.
Демонстрация на слайде. Показ на карте.
Среднесибирское плоскогорье отличается разнообразным рельефом.
Демонстрация на слайде. Показ на карте.
Лесами покрыты горы Алтай и Саяны.
Демонстрация на слайде. Показ на карте.
Первичное закрепление знаний.
I и II группа
Рассмотри карту России. Впиши в таблицу названия равнин, обозначенных цифрами на карте.
Номер на карте | Название равнины |
1 | Валдайская возвышенность |
2 | |
3 | |
4 |
Впиши в таблицу названия гор, обозначенных буквами на карте.
Номер на карте | Название гор |
А | Алтай |
Б | |
В |
III группа:
Рассмотри карту России. Заполни перфокарту.
Номер на карте | Уральские горы | Среднесибирское плоскогорье | Восточно-Европейская равнина | Западно-Сибирская равнина | |||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 |
3.Полезные ископаемые.
Чтобы узнать, какие полезные ископаемые добывают в лесной зоне, отгадаем загадки.
1)Это горючее полезное ископаемое стало применяться гораздо позднее, чем торф и каменный уголь. Его используют главным образом для получения топлива для автомобилей, самолётов, ракет.
2)Это горючее полезное ископаемое летучее вещество без цвета и запаха, легче воздуха. Его запасы находятся глубоко под землёй, чтобы его добыть бурят скважины.
3)Горючее полезное ископаемое темно бурого цвета, рыхлое. Образовалось из остатков растений произрастающих на болотах.
4)Это горючее полезное ископаемое долго возгорается, но затем хорошо горит и выделяет много тепла. Оно образовалось миллионы лет назад из древних растений.
Бережное отношение к полезным ископаемым и к лесу!
Полезные ископаемые являются естественными ресурсами, поэтому люди должны к ним относиться бережно. Добывать ископаемые надо разумно, чтобы полностью не исчерпать все запасы.
Лесные растения обогащают воздух кислородом. Лес – зелёный друг человека, и его нужно беречь!
IV.Закрепление знаний
Где расположена лесная зона в нашей стране?
-Почему нужно бережно относиться к природным богатствам?
Отвечают на вопросы
Итог
– Что изучили на уроке?
Д/з– прочитать рассказ о географическом положении лесной зоны, поверхности, полезных ископаемых на с. 67-69 учебника;
I группа- подготовить пересказ об охране природных богатств;
II группа – выполнить задание № 5 (С.53); III группа – №10 (с.54) в рабочей тетради.
1.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением. М: «Просвещение», 2013
2.Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс. М: «Просвещение», 2011
3.Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013
Лесная зона. Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые
7 класс
Цель: Познакомить обучающихся с географическим положением зоны, поверхностью и полезными ископаемыми, добываемыми в лесной зоне.
Задачи
-Развивать познавательный интерес через вовлечение обучающихся в активную учебную деятельность, развивать речь – давая полные ответы, рассуждая над вопросами.
-Воспитывать мотивацию к обучению, чувство товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельность. -Повышать интерес к учебе, расширять словарный запас, формировать навыки работы с контурной картой.
Оборудование: учебник, ноутбук, аудио запись «Звуки леса», ручка, цветные карандаши, презентация «Лесная зона», контурная карта, географическая карта, карточки-задания.
Ход урока
Организационный момент. (Приветствие. Проверка готовности к уроку).
Подготовка к изучению нового материала.
С -1– Здравствуйте, мы вновь встретились на уроке, чтобы продолжить изучение природных зон России.
– Дайте определение, что такое природная зона? (Природная зона – это крупная территория суши, которая отличается особенностями неживой природы, растений, животных и труда людей.)
– Послушайте описание изученных природных зон и определите ее название.
– Это самая северная из природных зон. Здесь долгая суровая зима и очень короткое холодное лето. В этой зоне нет постоянного населения. Бедная растительность состоит из мхов и лишайников. Обитатели природной зоны – белые медведи, моржи, тюлени».(Арктическая пустыня) С -2
– Эта зона расположена южнее зоны арктических пустынь, вдоль побережья Северного ледовитого океана. Для нее характерна многолетняя мерзлота. Растительный и животный мир беден. Здесь растут карликовые березы и ивы. Стада диких оленей пасутся в поисках ягоды.(Тундра)С -3
С – 4 – Давайте еще раз вспомним расположение зоны Арктических пустынь и зоны Тундры на карте – Зона Арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана. Ребята назовите эти острова. Зона тундры расположена южнее зоны
Арктических пустынь. Занимает побережье Северного Ледовитого Океана.
Изучение нового материала.
Ребята, а какая природная зона находится южнее тундры? (Лесная зона)
С -5 Правильно. Зона лесов. Сегодня мы познакомимся с новой зоной, зоной лесов. Будем вести речь об основных особенностях ГП, рельефе и полезных ископаемых лесной зоны
– Открыли свои тетради, записали число и тему урока «Лесная зона. Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые»
ЗВУК А сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться и прослушать звуки леса.
Большую часть территории нашей области занимают леса. Наверняка каждый из вас бывал в лесу. Составьте словосочетания со словом «лес». (хвойный лес, зимний лес, непроходимый лес….).
С -6 Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток – от балтийского моря до берегов Охотского и Японского морей, а с севера на юг – от зоны тундры до зоны степей. Лесная зона занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.
Леса России разнообразны по своему составу. В ней выделяют:
С – 7 Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. У хвойных деревьев листья – это хвоинки. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
С – 8 Широколиственный лес.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут: дуб, липа, клен.
С – 9 Смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут лиственные деревья березы, осины, рябины. Много здесь кустарников, травянистых растений.
Россия занимает первое место по запасам древесины.
С – 10 запись схемы в тетрадь
Какими цветом на карте изображена природная зона? Обратите внимание на карту.
Работа по контурным картам – закрасить территорию лесной зоны зелёным цветом. (с опорой на географическую карту из презентации)
Физминутка С-11
Что такое лес?
Сосны до небес…(поднять руки вверх)
Березы и дубы…. (руки в стороны)
Ягоды, грибы….(присесть)
С – 12 Перед вами физическая карта России. Давайте определим, какие крупные формы рельефа характерны для Лесной зоны. Поверхность лесной зоны разнообразна. Зона лесов проходит через Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, Среднесибирском плоскогорье. Лесами покрыты горы Сибири (Алтай, Саяны), горные хребты Дальнего Востока, часть п-ва Камчатка, Курильский архипелаг, о. Сахалин.
Работа с текстом учебника стр. 69
– Прочитайте, какими полезными ископаемыми богата лесная зона? (чтение текста в рамочке)
Найдите на физической карте России месторождения полезных ископаемых лесной зоны.
Закрепление знаний.
Какая тема была на уроке?
Каким условным цветом она отмечена на карте? (Зеленым)
С какой природной зоной граничит с севера? (Тундрой)
Зона лесов расположена южнее зоны тундры? (Да.)
В зоне лесов ярко выражены четыре времени года? (Да.)
Тайга – это смешанный лес? (Нет).
Тайга – это хвойный лес? (Да)?
В зоне лесов растет карликовая береза? (Нет).
Какие полезные ископаемые хранит в своих недрах лесная зона. (Нефть, газ, уголь, торф, железные и медные руды).
Определить вид леса.
1группа Ель, сосна, кедр – растут в зоне ……….лесов.
2группа Пихта, берёза, дуб- растут в зоне ………лесов .
3группа Осина, дуб, клён – растут в зоне ………лесов.
Д/з Нарисовать лес.
Подведение итогов.
Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/435244-lesnaja-zona-polozhenie-na-karte-relef-i-pole
ТЕМА: «ЛЕСНАЯ ЗОНА. ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ. ПОВЕРХНОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ».
Цель урока:
– изучение географического положения лесной зоны России.
Учебные задачи:
– определить площадь лесной зоны посредством решения задач;
– знакомство с новыми понятиями (тайга и др.)
– закрепление навыков работы с различными источниками информации;
Коррекционные задачи:
– создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия,
произвольного внимания;
– развитие прослеживающей функции глаза;
– расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
– создать условия для повышения мотивации к обучению;
– воспитывать у учащихся необходимости бережного отношения к природе.
Учебно – наглядный комплекс:
Учебник географии 7 класс для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, карты России: физическая и природных зон, таблицы для работы, круговые диаграммы, рисунки учащихся, фотографии смешанных, широколиственных и хвойных лесов в разные времена года, звукозапись с голосами птиц леса.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Подготовка к изучению нового материала.
Здравствуйте, ребята! Мы вновь встретились, чтобы продолжить изучение природных зон России. Вспомните, что вам уже хорошо известно.
Послушайте описание природных зон и определите её название.
« Здесь долгая, суровая зима и короткое холодное лето. Скудная растительность состоит из мхов и лишайников. Обитатели природной зоны – белые медведи, моржи, тюлени».
( Арктическая пустыня)
« Природная зона, где грибы выше деревьев. Низко над землей растут карликовые берёзы и ивы. Стада диких оленей пасутся в поисках ягеля».
( Тундра)
А здесь ваши замечательные рисунки к природным зонам.
Давайте ещё раз вспомним расположение природных зон на карте.
( работа с приложением стр. 6 – 7).
Ребята, а какая природная зона находится южнее лесотундры? (Лесная зона)
Это – тема нашего урока.
Учащиеся записывают тему в тетрадях.
– Наверняка каждый из вас был в лесу. Составьте словосочетания со словом «лес».
(хвойный лес, зимний лес, непроходимый лес и т.д.)
В лесу дышится легко, там свежий прохладный воздух. А какую пользу приносит лес человеку! Грибы, ягоды. Лекарственные травы.
Лес человеку помощник,
Лес человеку друг.
О нем мы узнаем многое
В школе лесных наук!
У меня письмо из школы лесных наук. Наверняка, здесь сообщение о лесах нашей страны.
« Здравствуйте, ребята 7 В класса! В нашей школе лесных наук произошла большая неприятность: сведения, что мы собрали о лесах, исчезли. Вся надежда на вас! Пожалуйста, помогите собрать информацию!»
– Что делать будем? (Помогать!)
Задание 1.
Площадь России – 17 000 000 км². Известно, что площадь всех природных зон, кроме лесной, равна 10 000 000 км².
Определите площадь лесной зоны России.
Запись ответа в тетрадь
Задание 2.
Сравнение лесной зоны по карте с другими ПЗ.
Вывод: лесная зона – самая большая по площади в России.
Задание 3. Определить по карте состав лесов России.
Разгадать слово «тайга». На доске слово закодировано: а – круг; т – квадрат;
й– треугольник; г – прямоугольник.
В словаре «тайга» – хвойный лес.
Перерисуйте таблицу в тетрадь.
Запишите примеры древесных пород.
Хвойные леса
Смешанные леса
Широколиственные леса
Физминутка (звукозапись с голосами лесных птиц)
Задание 4 (устно)
Если взять весь лес России за 100%, то 20% из них – смешанные и широколиственные леса. Сколько процентов составляют хвойные леса?
(Учащиеся решают задачу)
Вклейте круговые диаграммы и отметьте топографическими знаками части (сектора) смешанных лесов и хвойных.
Рассказ учителя о формах рельефа лесной зоны с показом по физ. карте России:
Русская равнина
Западно – Сибирская
Среднесибирское плоскогорье
Задание 5. Работа по физической карте России (приложение стр. 2 – 3).
Полезные ископаемые, сосредоточенные в недрах лесной зоны.
Заполнение перфокарты: отметить «+» наличие полезных ископаемых
Место залегания
полезных ископаемых
Условные знаки полезных ископаемых
нефть
газ
уголь
золото
железо
алмазы
Восточно – Европейская равнина
Западно – Сибирская равнина
+
+
Среднесибирское плоскогорье
Уральские горы
Физминутка (упражнения под руководством учителя)
Что такое лес?
Сосны до небес, (тянем руки вверх)
Берёзы и дубы, ( руки в стороны)
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки, (шаги на месте)
Пригорки и низинки, ( наклон вниз)
Мягкая трава,
На суку сова. ( взмахи руками)
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый ( Вдох – выдох)
И родник с живой
Ключевой водой.
Вывод.
III. Закрепление
1. Где расположена лесная зона в нашей стране?
2. Какую площадь занимают леса России?
3. Каких лесов в Росси больше?
4. Работа с фотографиями в парах: определить, какой лес на снимке?
Учитель: Мы все вместе сделали большую работу: узнали много нового о лесах России и помогли школе лесных наук восстановить информацию о лесе.
Теперь мы можем отправить письмо в школу лесных наук.
IV. Д/З стр. 67 – 69