Полезные ископаемые в картинках 3 класс

Полезные ископаемые в картинках 3 класс thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: ” Полезные ископаемые. Песок”

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Г...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Г

Описание слайда:

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Гимназия № 9» г.о. Электросталь

2 слайд

Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скреплен

Описание слайда:

Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой, он разного цвета, не имеет запаха, твердый, рыхлый, пропускает воду. Песок бывает желтый, серый, белый, бурый. Песок содержит разнообразные минералы. Основной элемент, составляющий песчинки – это кварц, но в разных количествах встречаются и другие минералы: руда, слюда, гранат, топаз.

3 слайд

Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате

Описание слайда:

Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Когда прочная могучая скала в течение сотен лет пыталась выстоять под влиянием порывистых ветров, леденящего холода, сильного ливня, и других природных катаклизмов, она потихоньку разрушалась на крохотные кусочки, которые называются песком. Он выглядит, как мелкие крупинки, из которых состоят горные хребты.

4 слайд

МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные

Описание слайда:

МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные породы, за счет постоянного соприкосновения, распад некоторых минеральных элементов в соленом море – все это способствует появлению песка. Морской песок считается самым востребованным и применяется практически везде.

5 слайд

РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной ч

Описание слайда:

РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной чистотой

6 слайд

Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие

Описание слайда:

Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие случаи, когда пустыни появлялись там, где раньше простирались моря, но спустя тысячи лет вода ушла.

7 слайд

Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски - вымывание св

Описание слайда:

Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски – вымывание светлых элементов, но в отличие от остальных видов песка, которые применяются в хозяйственных и промышленных целях, такой песок радиоактивен. Он непривычно блестящий и его можно встретить в разных уголках планеты. РАДИОАКТИВНЫЙ (МОНАЦИТОВЫЙ) ПЕСОК

8 слайд

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для доро

Описание слайда:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для дорог, насыпей создания строительных растворов (кирпичная кладка, штукатурка, фундамент, бетон, тротуарная плитка, бордюры, кольца для колодцев) для декоративного украшения территорий (речной песок) отделочных работ внутри уже построенного здания фильтрация и очистка воды создание материалов для сварки (кварцевый песок)

9 слайд

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре

Описание слайда:

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре около 1700 градусов! Песок – основной компонент в выплавке стекла

10 слайд

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду

Описание слайда:

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие – размером с книгу.

11 слайд

Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали гре

Описание слайда:

Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали грелки. По горячему песку полезно бегать босиком, из горячего песка делают ванночки для ног. В современной медицине есть целое направление лечения горячим песком – ПСАММОТЕРАПИЯ. Медицина

12 слайд

Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже п

Описание слайда:

Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже птицы улетают подальше от зыбучих песков. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. ЗЫБУЧИЕ ПЕСКИ пески в пустыне, перенасыщенные воздухом (газом или горячими парами), влагой, из-за чего способны засасывать вглубь попадающие на них предметы

13 слайд

ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам

Описание слайда:

ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам песчаных дюн и создают необычные звуки, которые слышатся даже за километры В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются, то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. «Петь» может только сухой песок.

Читайте также:  Чем полезен сыр из коровьего молока

14 слайд

ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Н

Описание слайда:

ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Но если песок намочить, то он хорошо держит форму.

15 слайд

Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно

Описание слайда:

Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно место. Образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если песок сыпать долго, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

16 слайд

Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло?

Описание слайда:

Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло? Выводы: песок тяжелее воды тонет не растворяется

17 слайд

Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой)

Описание слайда:

Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой), воронка, бумага. В воронку вложить бумагу, а сверху в воронку насыпать песок. Налить воду до краев воронок. Водопроницаемость песка Вывод: песок хорошо пропускает воду Эта способность связана с его строением.

18 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данный материал предназначен для ознакомления с полезным ископаемым ПЕСОК на уроках окружающего мира в 3 классе по программе УМК ” Планета Знаний”

В презентации описаны: процесс образования песка, состав,свойства , использование.
Представлены опыты по выявлению свойств данного полезного ископаемого. Так же в конце презентации имеются вопросы для проведения рефлексии.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-939620

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 2

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

Слайд 3

Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

Слайд 4

Фронтальный опрос по изученному материалу. – Что такое полезные ископаемые? – Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? – Для чего добывают полезные ископаемые?

Слайд 5

Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

Слайд 6

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

Слайд 7

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

Слайд 8

Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

Слайд 9

ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо

Слайд 10

Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .

Слайд 11

Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Слайд 12

НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей

Слайд 13

Природный газ – очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Слайд 14

ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .

Слайд 15

Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

Читайте также:  Томатная паста полезные свойства и противопоказания

Слайд 16

На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

Слайд 20

Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Слайд 21

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Слайд 22

Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

Слайд 23

Домашнее задание Учебник стр. 48-52.

Слайд 24

Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру. 3 класс. Полезные ископаемые.

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учител...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учител

Описание слайда:

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учитель начальных классов Мокеева И.А. МАОУ СОШ № 1, г. Когалым, ХМАО-Югра -2016- ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

2 слайд

КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА

Описание слайда:

КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА

3 слайд

1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь          Б) полезные

Описание слайда:

1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь          Б) полезные ископаемые В) игрушки                      Г) книги 2. К природным богатствам не  относятся: А ) воздух   Б) почва В) вода               Г) завод 3. В каком утверждении содержится ошибка? А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, учитель. Б) Умственным трудом занимаются архитектор, писатель, учёный.

4 слайд

КОРЗИНА ИДЕЙ

Описание слайда:

КОРЗИНА ИДЕЙ

5 слайд

значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ

Описание слайда:

значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ

6 слайд

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в

Описание слайда:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

7 слайд

Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Ч

Описание слайда:

Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Что же ждёт нас впереди? ….

8 слайд

Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) - отгадай з

Описание слайда:

Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) – отгадай загадку; – определи № полезного ископаемого; – выбери его свойства; – способы добычи; – применение. 2. Проверка (анализ ошибок). 3. Итоги. Приём «Шесть шляп».

9 слайд

ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо

10 слайд

ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо

11 слайд

ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере из

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере изготовление металла

12 слайд

ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство

13 слайд

ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство

14 слайд

ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство

15 слайд

Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»

Описание слайда:

Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»

16 слайд

Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Ег

Описание слайда:

Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Его найдёшь в болоте. 4. Из неё делают металл. 5. Он нужен для печи. 6. Его найдёшь в песочнице. 7. Из неё делаю посуду. 8. Без неё не поедут машины. 9. Из него делают метро, ступеньки. 10. Из него делают известь.

17 слайд

Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О

Описание слайда:

Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О В Е Р К А

18 слайд

«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве испо

Описание слайда:

«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве используют каменный уголь. Из глины делают ножи, ложки, вилки.

19 слайд

Рефлексия Я узнал, что ... Мне было интересно ... У меня получилось ...

Описание слайда:

Рефлексия Я узнал, что … Мне было интересно … У меня получилось …

20 слайд

Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!

Описание слайда:

Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Как заваривать овес и чем он полезен

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые в картинках 3 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-509304

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Мягкова Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №61

г.Воронеж.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

– развивать экологическое мышление;

– учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

– формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

– формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Растениеводство).

– Что же такое растениеводство? (Отрасль сельского хозяйства, выращивание культурных растений.)

Чтобы на нашем столе был хлеб – растениеводы выращивают зерновые культуры –пшеницу, рожь.

-Кормовые культуры – тимофеевку, люцерну, клевер – выращивают, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Чтобы получить ткань, выращивают прядильные культуры –хлопчатник и лен. -Как называется раздел, который мы изучаем? (Экономика).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. – Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  2. – Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  3. – Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  4. – Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

– Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

– А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

– Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям над