Полезные ископаемые в 4 классе знаки
1. По карте на с. 58 — 59 определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.
Каждому полезному ископаемому на карте соответствует свой особенный условный значок. Например, нефть показывается чёрной пирамидкой, уголь — чёрным квадратиком, железные руды — чёрным треугольником, а золото — чёрно-белым кружком.
В нашем крае добывают несколько видов полезных ископаемых. Это каменный уголь, железные руды, торф, апатиты, золото.
Практическая работа
1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
Учитель выдал нам образец каменного угля. Это кусок камня, чёрного цвета, блестящий на сколах, твёрдый и хрупкий.
2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
К основным свойствам каменного угля относятся:
Состояние плотное, твёрдое. Цвет чёрный, непрозрачный, блестит. Каменный уголь горючий, очень хрупкий.
3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.
Каменный уголь используют как топливо и как сырьё для химической промышленности.
4. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.
Каменный уголь добывают на востоке Новосибирской области, на Колыванском угольном разрезе.
5. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану:
Вариант 1
Описание полезного ископаемого “Каменный уголь” по плану для 4 класса
1) название — каменный уголь
2) условное обозначение на карте — чёрный квадрат
3) основные свойства — твёрдый, чёрного цвета, непрозрачный, горит.
4) применение — топливо и сырьё для химической промышленности.
5) места и способы добычи в нашем крае — Колыванский разрез, добыча открытым способом.
Вариант 2.
Учитель выдал образец нефти. Это густая маслянистая жидкость тёмного цвета.
К основным свойствам нефти относятся:
Жидкое состояние, цвет чёрный, отсутствие блеска, но резкий запах. Нефть — горючее вещество.
Нефть используют для получения топлива, пластмасс, химического волокна.
В Тюменской области нефть добывают на севере, в Ханты-мансийском автономном округе.
Описание полезного ископаемого “Нефть” по плану для 4 класса
1) название — нефть
2) условное обозначение на карте — чёрная пирамидка
3) основные свойства — жидкая, чёрная, непрозрачная, горит, резко пахнет.
4) применение — топливо, получение пластмасс, химических волокон.
5) места и способы добычи в нашем крае — Ханты-мансийский автономный округ, добыча из скважин.
6. Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.
Рассказ о подземных богатствах для 4 класса
Подземные богатства бывают неорганическими, то есть изначально являвшимися объектами неживой природы. Таковы гранит, железные руды, золото и многие другие горные породы и минералы.
Но есть подземные богатства, которые были образованы из останков живых существ, обитавших на нашей планете миллионы лет назад. Эти существа давно умерли, их останки стали торфом, углем, нефтью, а мы до сих пор используем эти подземные богатства в своих целях.
Это показывает, какой глубокой может быть связь между природой и человеком.
Проверь себя
1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
Важнейшими полезными ископаемыми Московской области являются: гранит, известняк, кварц, торф
2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
Описание полезного ископаемого “Гранит” для 4 класса
Это твёрдая горная порода, состоящая из зёрен шпата, кварца и слюды. Гранит очень твёрдый, непрозрачный, блестит. Негорючий. На карте обозначается тремя крестиками.
Добывается гранит в разрезах, открытым способом. Месторождение находится в Волоколамском районе.
Применение гранита — строительство.
3. Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно?
Полезных ископаемых много, но их запасы не безграничны. И если тратить их бездумно, расточительно, то очень скоро запасов полезных ископаемых на планете не останется.
Задания для домашней работы
1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
В нашей семье используются:
Поваренная соль для приготовления пищи. Используются пластмассы, масла, бензин для автомобиля — это продукты переработки нефти. Мы пользуемся металлической посудой и инструментами — это продукты переработки железных и цветных руд. Мы пользуемся карандашами, в которых стоят стержни из графита. Мы используем электронику, электропроводку, электроприборы, в которых используются медь, алюминий, кремний, золото, серебро. Мы используем стекло, которое является продуктом переработки песка и кварца. Даже наш дом сделан из кирпича, цемента, бетона, железа.
2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
В нашем крае много месторождений железной руды. Её перерабатывают на металлургических предприятиях, комбинатах. Там из железной руды сперва получают чугун, потом сталь, из которой делают много полезных вещей.
А также у нас в крае есть месторождения нефти, которую перерабатывают на химических предприятиях, где получают пластик, ткани, лекарства, бензин, бытовую химию.
3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?
Этот рассказ учит нас бережно относиться к объектам неживой природы, в частности к камням и скалам. Камни-валуны являются свидетелями древнего оледенения, они часть истории нашего края. Скалы — красивы сами по себе, а разные надписи на них только портят эту чистую природную красоту.
На следующем уроке
Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?
Почва — это верхний тонкий слой поверхности планеты. Её главное свойство — плодородие.
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Учитель начальных классов: Чернова Ирина Витальевна
Класс: 4 «Б»
Учебник: О.Т. Поглазова «Окружающий мир», часть 1.-Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014г.
Тема: «Кладовые Земли».
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Цель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».
Предметные:
знать, на какие группы делят полезные ископаемые;
знать способы добычи полезных ископаемых;
знать условные обозначения полезных ископаемых;
указывать месторождения основных полезных ископаемых на карте России и на карте Ставропольского края;
познакомиться с профессией геолога.
Метапредметные:
Регулятивные:
развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;
развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.
Познавательные:
развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;
развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность;
Коммуникативные:
развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.
Личностные:
понимать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека;
осознавать важность профессии геолога в развитии экономики нашей страны.
Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, презентация, ТПО, коллекция полезных ископаемых.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель этапа
1.Оргмомент
– Ребята, к нам на урок пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их. А теперь посмотрите на меня.
СЛАЙД 2
Вот звонок нам дал сигнал…
– Поработать час настал!
Так что время не теряем
И работать начинаем!
– А для того, чтобы наша работа прошла успешно, давайте настроимся. Я говорю тихо, а вы повторяете громко:
“Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…“.
– Включим все системы нашего организма на рабочий лад:
– рисуем «ленивые восьмёрки»;
– наденем «шапку для размышлений»
-помассируем уши.
-Достаточно.
Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому, давайте работать вместе, и у нас все получится!
Приветствуют гостей, проверяют свою готовность к уроку.
Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке.
2. Актуализация опорных знаний
СЛАЙД 3
– Наши старые знакомые Маша и Миша в этом учебном году записались в кружок «Юный геолог», потому что в будущем решили стать геологами.
– Кто из вас сможет объяснить, чем занимаются люди этой профессии, и какую пользу для общества они приносят?
Геологи занимаются разведкой и исследованием почвы на наличие в ней полезных ископаемых, составляют карты месторождений ценных полезных ископаемых. Профессия геолога трудна и опасна, ведь им приходится работать в любую погоду высоко в горах, спускаться на дно водоёмов и в кратеры вулканов. Поэтому люди этой специальности должны обладать такими качествами как смелость и мужество, выносливость и находчивость, умение ладить с людьми, обладать коммуникабельностью и отзывчивостью, и, конечно же, любить природу и быть наблюдательными. Ежегодно 5 апреля геологи отмечают свой профессиональный день.
– А в каких источниках мы можем найти толкование этого слова?
– Маша и Миша обратились к толковому словарю.
– Прочтите на экране точное значение этого слова.
– А что такое геология? Давайте и мы поработаем с толковым словарём на стр.174
– В данном толковании встретилось прилагательное «земных». Найдите существительное, к которому оно относится. Как в русском языке называют два слова, связанные по смыслу?.. Скажите кратко.
– Как вы понимаете значение словосочетания “земные недра “?
Геологи ходят в экспедиции, занимаются поиском полезных ископаемых, изучают их свойства, как их использовать. Полезные ископаемые нужны для развития экономики нашей страны. Их применяют в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и даже для лечения людей. Поэтому профессия геолога важна.
-В толковых словарях, в интернете, спросить у взрослых.
– Геолог – это специалист по геологии.
Геология – наука о строении, составе и истории земных недр, о методах изыскания полезных ископаемых.
-Словосочетание.
-Земные недра – это то, что находится под земной поверхностью.
Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала.
3. Постановка темы и учебной задачи
– Как вы думаете, почему именно об этой профессии мы с вами говорим? Предположите тему сегодняшнего урока.
– Откройте учебники на стр.82 и прочтите, как звучит тема урока.
СЛАЙД 4
– Как вы понимаете выражение «кладовые Земли»?
– Исходя из темы урока, определите цель своей деятельности.
– Чтобы достичь этой цели, поставьте перед собой учебные задачи, пользуясь опорными словами на экране.
СЛАЙД 5:
– Работа нам предстоит трудная, но интересная.
– К списку задач будем возвращаться, чтобы знать, с чем справились и что делать дальше. Результаты своей деятельности будете заносить в оценочные листы.
– Мы говорили о профессии геолога. А геологи находят полезные ископаемые. Значит, тема урока – полезные ископаемые.
– Подземные богатства
Сокровища недр
Подземные клады.
Полезные ископаемые
-Нам надо познакомиться с полезными ископаемыми
Задачи на предстоящий урок:
Узнать:
что такое полезные ископаемые;
как находят полезные ископаемые;
способы добычи полезных ископаемых;
Выяснить:
какие полезные ископаемые добывают в нашей стране и в нашем крае
Цель: Сформулировать тему урока, цель деятельности, выбирать средства для ее достижения
4.Усвоение
новых знаний
– Россия – одна из богатейших стран мира. Она занимает огромную территорию. Назовите её площадь.
-Какова протяжённость России с запада на восток и с севера на юг?
-Я не зря сказала, что Россия – одна из богатейших стран в мире. И под богатством подразумевала не золото и бриллианты, а полезные ископаемые. Так что же такое полезные ископаемые?
Работа с учебником. СЛАЙД 6
– Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно прочитать текст на с.82-83. Работать будете в парах.
– Итак, дайте определение полезным ископаемым.
– Может кто-то скажет, почему их называют ископаемыми?
– Почему полезные?
Работа в парах.
– Продолжаем работать в парах. Вам нужно составить кластер, отвечая на вопрос: «На какие группы геологи разделили ископаемые?» Приведите примеры полезных ископаемых каждой группы.
СЛАЙД 7:
-Проверим работу. На какие группы геологи разделили ископаемые?
-Приведите примеры твёрдых полезных ископаемых.
– Перечислите жидкие полезные ископаемые.
– Назовите газообразные полезные ископаемые.
– Бывают ли ископаемые бесполезными? Приведите примеры.
– Вспомните задачи, поставленные вами вначале урока. С какими из них уже справились?
-Возьмите оценочные листы и оцените свою работу по 1 и 2 пункту.
Работа в группах.
– Продолжим нашу работу. Что дальше должны узнать? Вам предстоит совместная работа в группах, поэтому вспомним правила сотрудничества. СЛАЙД 8:
-Образуйте группы по цвету квадрата ,у каждого из вас лежащего на парте, внимательно прочтите задание на слайде и приступайте к работе.
СЛАЙД 9:
– Пора поделиться добытыми знаниями со всеми. Представители каждой группы остались у доски, остальные – вернитесь на свои места.
СЛАЙДЫ 10-15
– Готовясь к уроку, я натолкнулась на интересные факты и хочу поделиться с вами. Послушайте…СЛАЙД 14
– С какой задачей вы справились, работая в группах?
– Как вы понимаете слово «месторождения»?
– Оцените свои знания, добытые при совместной работе.
Физминутка – СЛАЙД 16
– Геологи должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей работе и проведём физминутку.
Мы геологами стали. Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Её не обойдешь (топают ногами), её не проплывешь (плывут),
Её не пролетишь (крылья). Надо напрямик.
Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).
– Продолжаем работать. Какую следующую задачу ставили?
– Самостоятельно рассмотрите схему добычи различных полезных ископаемых. Расскажите, какими способами их добывают.
СЛАЙД 17
– Пополнить свои знания по этому вопросу вы сможете, прочитав текст на с.85-87. Читая, делайте на полях пометки:
СЛАЙД 18
-Какие сведения вам были уже известны? (V)
-О чём вы думали иначе? (-)
-Какую новую информацию смогли добыть? (+)
-Что вам хотелось бы узнать? (?)
– С этим вопросом я вам помогу. На территории России поваренную соль добывают из озера Эльтон, что находится в Волгоградской области, на границе России и Казахстана; из озера Баскунчак, что находится восточнее города Ахтубинска Астраханской области; в соляных шахтах вблизи городов Соль-Илецк в Оренбурской области, в Соликамске в Пермском крае, в Усолье –Сибирское Иркутской области.
– Скажите, с какой задачей вы справились на данном этапе урока?
– Оцените свои знания на этом этапе работы.
Работа с картой.
-Залежи полезных ископаемых обозначают на карте с помощью специальных условных знаков. Откройте форзац вначале учебника, найдите их на шкале условных обозначений и рассмотрите.
Маша и Миша предлагают вам игру «Угадай условный знак»
СЛАЙД 19:
– Продолжаем работать по группам. Каждой группе, пользуясь картой в учебнике, необходимо заполнить таблицу «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых на территории России». Впишите в таблицу названия полезных ископаемых.
– Проверим работу групп. СЛАЙД 20:
– С какой задачей урока вы справились, работая над таблицей?
– Вернитесь на свои места и оцените свою работу в группе.
– Кто знает, какой регион, из представленных в таблице, имеет отношение непосредственно к нам с вами?
– Наш Ставропольский край входит в состав Южного Федерального округа, расположенного на Северном Кавказе. Недра Ставрополья богаты различными полезными ископаемыми. Послушаем выступления ребят, которые дополнительно добывали информацию из различных источников.
Сообщение подготовленных учеников.
СЛАЙДЫ 21-27
– Особо хочется отметить кварцевые пески, которыми богат Ставропольский край. Полезные ископаемые этого вида добывают в окрестностях Минеральных Вод, Невинномысска и в нашем районе в Благодарненском и Спасском месторождениях. Отменное качество песка – практически без примесей с высоким содержанием кремнезёма – позволяет делать медицинские и оптические приборы, зеркальные приспособления. Используется также этот песок для производства хрусталя и художественного литья.
– Скажите, с какой задачей справились на данном этапе урока?
– Если вы запомнили всё, что вам сообщили ребята, и сможете рассказать родителям, поставьте в оценочном листе себе плюс, не запомнили – минус.
– Площадь составляет 17 075 200 кв. км.
-Протяженность с запада на восток почти 10000 км, с севера на юг почти 4000 км.
Читают текст в учебнике на с. 82-83 про себя.
-Горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком, называют полезными ископаемыми.
-Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.
-Служат людям.
Составляют кластер в рабочих листах, работая в парах.
– Твёрдые, жидкие, газообразные.
-Песок, глина, металлические руды, соль.
– Вода, нефть.
– Природный газ.
– Да, если человеку не известны полезные свойства ископаемых, и они не используются в быту. Например, вольфрам сто лет назад считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают наши дома. Урановые руды долгое время считали пустыми, сегодня – ценное сырьё для атомной энергетики
-Узнали, что называем полезными ископаемыми, и на какие группы они делятся.
Оценивают себя в оценочном листе.
-Должны узнать, как геологи находят полезные ископаемые.
Вспоминают правила сотрудничества в группе.
Работают в группах.
Представители каждой группы демонстрируют результат своей работы.
-Узнали, как геологи находят месторождения полезных ископаемых.
Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Оценивают себя в оценочном листе.
Выполняют упражнения, повторяя за учителем.
-Узнать способы добычи полезных ископаемых.
Чтение INSERT с выделением новых знаний.
Ответы детей.
– Узнать, где находятся месторождения поваренной соли в Росии
– Узнали способы добычи полезных ископаемых.
Оценивают себя в оценочном листе.
Называют условные знаки полезных ископаемых.
Работают в группах, заполняют второй столбик, пользуясь физической картой России.
Группы представляют свои работы.
-Выяснили, какие полезные ископаемые добывают на территории нашей страны
Оценивают себя в оценочном листе.
Северный Кавказ.
подготовленные ученики работают с картой СК
1.Сотников Савелий:
Если говорить про то, какие полезные ископаемые есть в Ставропольском крае, то можно отметить его уникальность в том, что на относительно небольшой территории находится более сорока видов минеральных вод. Месторождение: Кавказские Минеральные Воды.
2.Миженсков Кирилл:
На территории Ставрополья очень много лечебных грязей. На дне озера Тамбукан, на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи.
3.Дорохина Виктория:
Край относится к старейшим нефтедобывающим центрам страны, самые крупные из которых Ачикулакское, Величаевское, Зимняя Ставка и Прасковейское. Нефть выкачивается из скважин глубиной более трех километров. Она имеет высокое качество и богата парафином.
4. Исаева Марьям:
В озёрах Довсун (Арзгирский район), Птичье (Изобильненский район) и Солёное (Красногвардейский район) добывают поваренную соль.
– Получили сведения о полезных ископаемых нашего края и района.
Оценивают себя в оценочном листе.
Цель: организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации учебного материала.
5. Итог урока.
– Давайте подытожим. Со всеми, поставленными перед собой, задачами справились?
– Для проверки своих знаний предлагаю группам составить «Синквейн» на тему «Ископаемые». На экране для вас «Напоминалочка» СЛАЙД 28:
– Настало время проверить.
– Итак, наш урок подошел к концу. Каждый из вас добывал новые знания. Подсчитайте количество плюсов в своём оценочном листе, переведите в отметку и наклейте на лист кружок, соответствующий данной отметке.
«Синквейн» работа в группах
1гр.
Ископаемые
Полезные, нужные.
Находят, добывают, используют.
Необходимы человеку во все времена.
Недра.
2 гр.
Ископаемые.
Полезные, необходимые
Обнаруживают, извлекают, применяют.
Используют в разных отраслях.
Кладовая Земли.
3 гр.
Ископаемые.
Подземные, наземные.
Отыскивают, производят, перерабатывают.
Необходимы для жизни человека.
Несметное богатство.
Представители групп зачитывают синквейны.
Подводят итоги в оценочном листе
Цель: закрепление знаний и УУД.
6.Домашнее задание
СЛАЙД 29:
Для всех: уч.- с. 82-87 пересказ, ТПО – с.35 №12, 13.
Задание по выбору:
написать сочинение-рассуждение на тему: «Почему профессия геолога нужна для развития нашей страны?»
подготовить сообщение о том, как используют полезные ископаемые в разных отраслях.
7. Рефлексия учебной деятельности
СЛАЙД 30
– А сейчас, пожалуйста, встаньте. Протяните перед собой руки ладонями вверх. На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Покажите, каких знаний у вас больше. На счёт «3» объединим наши знания и скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке. 1, 2, 3…
-Попрощайтесь с гостями. Идите на перемену.
Ладони соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Приложение 1
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых на территории России
1 группа
Участки земной поверхности
Полезное ископаемое
Восточно-Европейская равнина
Остров Сахалин
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых на территории России
2 группа
Участки земной поверхности
Полезное ископаемое
Западно-Сибирская равнина
Уральские горы
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых на территории России
3 группа
Участки земной поверхности
Полезное ископаемое
Кавказские горы (Северный Кавказ)
Средне-Сибирское плоскогорье (Якутия)
Приложение 2
Оценочный лист
Критерии.
+
–
1.Умею работать с учебником, находить нужную информацию.
2.Умею составлять кластер. Запомнил(а), на какие группы делятся ископаемые.
3. Узнал(а), как геологи находят месторождения полезных ископаемых.
4. Узнал(а) о способах добычи полезных ископаемых.
5.Умею работать с картой. Знаю основные месторождения полезных ископаемых своей страны.
6.Получил(а) сведения о полезных ископаемых нашего края и района.
7.Умею составлять синквейн.
Всего баллов:
7 – 6 баллов – У меня всё получилось, я уверен! (Наклей зелёный кружок.)
5 – 4 балла – У меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил. (Наклей жёлтый кружок.)
3– 1 балл – У меня не всё получается, мне нужна помощь. (Наклей красный кружок.)
Приложение 3.
Ископаемые |
полезные |
нужные |
находят |
добывают |
используют |
Необходимы человеку во все времена. |
Недра |
2 группа |
Ископаемые |
полезные |
необходимые |
обнаруживают |
извлекают |
применяют |
Используют в разных отраслях. |
Кладовая Земли |
3 группа |
Ископаемые |
наземные |
подземные |
отыскивают |
производят |
перерабатывают |
Необходимы для жизни человека. |
Несметное богатство |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония»
Тема: «Кладовые Земли»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 2»
с. Александрия
Чернова Ирина Витальевна
13 ноября, 2018 год